ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА
Законодательная инициатива
принадлежащее уполномоченным государственным органам право внесения законопроекта в законодательный орган.
Законодательная инициатива
официальное внесение субъектом,
определенным Конституцией Республики Беларусь, проекта закона Республики Беларусь в законодательный орган
(Ст. 1 Закона Республики Беларусь "Об нормативных правовых актах
Республики Беларусь")
определенным Конституцией Республики Беларусь, проекта закона Республики Беларусь в законодательный орган
(Ст. 1 Закона Республики Беларусь "Об нормативных правовых актах
Республики Беларусь")
Законодательная инициатива
правомочия строго определенного в Конституции круга органов и должностных лиц вносить в парламент предложение о принятии закона. Законодательная инициатива - важная стадия законодательного процесса в числе других, установленных Конституцией и регламентом работы парламента, образующих в своей совокупности особый порядок принятия закона.
Источник: Теория государства и права в схемах и определениях
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА
официальное внесение законопроекта в законодательное учреждение в соответствии с установленной процедурой; первая стадия законодательного процесса. Влечет за собой обязанность соответствующего законодательного органа рассмотреть данный законопроект на своем заседании. В РФ субъектами права З. и. в соответствии со ст. 104 Конституции РФ являются Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам их ведения.
Источник: Большой юридический словарь
Законодательная инициатива
это закрепленное в конституции право определенных субъектов внести предложение об издании закона и соответствующий законопроект в законодательный орган. Право законодательной инициативы порождает у законодательного органа обязанность рассмотреть предложение и законопроект, но принять или отклонить его - право законодателя. В России право законодательной инициативы (согласно ч. 1 ст. 104 Конституции РФ) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения.
Источник: Большой юридический словарь
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА
официальное внесение законопроекта в законодательное учреждение в соответствии с установленной законом процедурой. З.и. является первой стадией законодательного процесса, т.е. установленного, как правило, конституцией порядка принятия закона. З.и. влечет за собой обязанность соответствующего законодательного органа рассмотреть данный законопроект на своем заседании. В РФ субъектами права З.и. в соответствии со ст. 104 Конституции являются Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ. По вопросам их ведения право законодательной инициативы принадлежит т.ж. Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ.
Источник: Экономика и право: словарь-справочник
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА
англ. legislation) – начальный этап законодательного процесса – право предложить проект закона, которому соответствует обязанность законодательного органа его рассмотреть, приняв определенное решение. Предложить проект закона парламенту может любое лицо или организация, но это не значит, что парламент обязан его изучить и принять то или иное решение. Парламент обязан рассмотреть лишь такой проект закона, который исходит от субъектов, обладающих правом З.и. Конституция РФ предоставляет право З.и. Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам государственной Думы, законодательным (представительным) органам субъектов РФ. Это право принадлежит также трем высшим судебным инстанциям: Конституционному Суду РФ, Верховному суду РФ, Высшему арбитражному Суду РФ (только по вопросам их ведения).
Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА
право внесения в парламент проекта нового закона. Вопрос о том, кто располагает таким правом, имеет особое значение и обычно регулируется на конституционном уровне. Мировая практика определения «субъектов законодательной инициативы» весьма разнообразна. Как правило, законодательной инициативой обладают все депутаты парламента, что выглядит вполне логично, так как именно депутаты являются народными представителями. Кроме того, законодательной инициативой могут обладать и группы депутатов — парламентские комитеты, фракции и т. д. Во многих странах право законодательной инициативы предоставлено и другим органам государственной власти: либо президенту, либо правительству в целом, либо отдельным министерствам и ведомствам. В федеративных государствах на высшем уровне законодательной инициативой обычно обладают субъекты федерации (в лице своих органов власти). Нередко право законодательной инициативы предоставляется и другим органам (суд, прокуратура, избирательные комиссии), но обычно лишь по вопросам, относящимся к их компетенции. Еще один возможный вариант - так называемая «народная инициатива», которая используется в некоторых странах (например, Италии): законопроект может быть внесен от имени граждан, для этого требуется собрать определенное количество подписей.
Источник: Словарь парламентских терминов
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА
начальный этап законодательного процесса — право предложить проект закона, которому соответствует обязанность законодательно его рассмотреть, приняв любое решение. Предложить проект закона парламенту может любое лицо или организация, но это не значит, что парламент обязан его рассмотреть. Парламент обязан рассмотреть лишь такой проект закона, который исходит от субъектов, обладающих правом З.и. Конституция РФ предоставляет право З.и. Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, Государственной Думе, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Федерации, а также трем высшим судебным инстанциям: Конституционному Суду, Верховному Суду и Высшему Арбитражному Суду (только по вопросам их ведения). Круг субъектов З.и. сужается, если речь идет о поправках и пересмотре положений Конституции РФ. Предложения такого рода могут вносить Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, законодательные (представительные) органы субъектов Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы (не менее 90 депутатов). Законопроект должен быть разделен на статьи, сопровождаться обоснованием, а при необходимости статистическими и иными данными. Особые положения предусмотрены для т.н. финансовых законов, они могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ. В.Е. Чиркин
Источник: Юридическая энциклопедия
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА
Инициатива [фр. initiative< лат. initiare] начинать.
Законодательная инициатива – это закрепленное в конституции право определенных субъектов внести предложение об издании закона и соответствующий законопроект в законодательный орган.
Право законодательной инициативы порождает у законодательного органа обязанность рассмотреть предложение и законопроект, но принять или отклонить его – право законодателя.
Субъект права законодательной инициативы – это орган или лицо, которому принадлежит право внесения законопроектов в парламент государства, порождающее обязанность парламента рассмотреть данный законопроект.
В Российской Федерации право законодательной инициативы согласно ч. 1 ст. 104 Конституции РФ принадлежит:
1) Президенту Российской Федерации;
2) Совету Федерации;
3) членам Совета Федерации;
4) депутатам Государственной Думы;
5) Правительству Российской Федерации;
6) законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации.
Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации, Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.
По статистике правом законодательной инициативы активно пользуются по мере убывания следующие субъекты: депутаты Государственной думы, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации; Правительство Российской Федерации; члены Совета Федерации; Президент Российской Федерации и т.д. При этом показателем эффективности законодательных инициатив является количество принятых и подписанных Президентом Российской Федерации законов. Данный показатель определяет в качестве эффективных инициаторов следующих субъектов по мере убывания: Правительство Российской Федерации; депутаты Государственной думы; Президент Российской Федерации; законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации и остальные субъекты.
Законодательная инициатива – это закрепленное в конституции право определенных субъектов внести предложение об издании закона и соответствующий законопроект в законодательный орган.
Право законодательной инициативы порождает у законодательного органа обязанность рассмотреть предложение и законопроект, но принять или отклонить его – право законодателя.
Субъект права законодательной инициативы – это орган или лицо, которому принадлежит право внесения законопроектов в парламент государства, порождающее обязанность парламента рассмотреть данный законопроект.
В Российской Федерации право законодательной инициативы согласно ч. 1 ст. 104 Конституции РФ принадлежит:
1) Президенту Российской Федерации;
2) Совету Федерации;
3) членам Совета Федерации;
4) депутатам Государственной Думы;
5) Правительству Российской Федерации;
6) законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации.
Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации, Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.
По статистике правом законодательной инициативы активно пользуются по мере убывания следующие субъекты: депутаты Государственной думы, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации; Правительство Российской Федерации; члены Совета Федерации; Президент Российской Федерации и т.д. При этом показателем эффективности законодательных инициатив является количество принятых и подписанных Президентом Российской Федерации законов. Данный показатель определяет в качестве эффективных инициаторов следующих субъектов по мере убывания: Правительство Российской Федерации; депутаты Государственной думы; Президент Российской Федерации; законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации и остальные субъекты.
Источник: Юридическая техника. Словарь-справочник.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА
внесение законопроекта в Государственную Думу) - стадия законодательного процесса, состоящая в реализации предусмотренного законом права определенных органов и лиц вносить в законодательный орган власти законопроект либо входить с предложениями о необходимости принятия, изменения, отмены действующих законов. З.и. есть конституционная возможность вносить в Государственную Думу проекты федеральных законов (в том числе конституционных), проекты законов о внесении изменений и дополнений в действующее законодательство, а равно о признании определенных законов недействующими (утратившими силу). На юридическом языке реализация З.и. означает возникновение конституционно-правового отношения между органом законодательной власти и субъектом права законодательной инициативы (см. Субъекты права законодательной инициативы). Поэтому, в отличие от простого обращения в парламент З.и., автоматически порождает обязанность парламента начать рассмотрение внесенного законопроекта в соответствии с принятой процедурой. Соответственно на этой стадии происходит официальная передача субъектом права З.и. законопроекта в Государственную Думу. Законопроекты согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 104) вносятся в Государственную Думу. Подготовленный к внесению в палату законопроект направляется субъектом З.и. Председателю Государственной Думы. Регламент палаты предусматривает обязательную регистрацию законопроекта подразделениями ее Аппарата. Законопроект считается внесенным в Государственную Думу со дня его регистрации в Управлении документационного обеспечения Аппарата палаты, где заводится электронная регистрационная карта (в ней фиксируются сведения о законопроекте и сроках его поступления в палату, об этапах его прохождения в палате и т.д.).
Поступивший законопроект Председатель Государственной Думы направляет в конкретный комитет (согласно предметам его ведения) для определения его соответствия требованиям ст. 104 Конституции. В течение 14 дней комитет обязан рассмотреть законопроект и направить его в Совет Государственной Думы. В Совете Государственной Думы подлежат выяснению следующие обстоятельства: обладает ли субъект, вносящий законопроект, правом З.и.; отвечает ли форма реализации права З.и. нормам Регламента палаты; соблюдены ли все требования, которые законодательство предъявляет к законопроекту. В случае если форма представленного законопроекта не отвечает требованиям Регламента, он может быть возвращен его инициатору для выполнения последним всех необходимых юридических формальностей. Совет палаты назначает соответствующий комитет ответственным по законопроекту, а также принимает решение о включении этого законопроекта в примерную программу законопроектных работ палаты на очередную сессию или в календарь рассмотрения вопросов на очередной месяц.
(В.Ч.)
Поступивший законопроект Председатель Государственной Думы направляет в конкретный комитет (согласно предметам его ведения) для определения его соответствия требованиям ст. 104 Конституции. В течение 14 дней комитет обязан рассмотреть законопроект и направить его в Совет Государственной Думы. В Совете Государственной Думы подлежат выяснению следующие обстоятельства: обладает ли субъект, вносящий законопроект, правом З.и.; отвечает ли форма реализации права З.и. нормам Регламента палаты; соблюдены ли все требования, которые законодательство предъявляет к законопроекту. В случае если форма представленного законопроекта не отвечает требованиям Регламента, он может быть возвращен его инициатору для выполнения последним всех необходимых юридических формальностей. Совет палаты назначает соответствующий комитет ответственным по законопроекту, а также принимает решение о включении этого законопроекта в примерную программу законопроектных работ палаты на очередную сессию или в календарь рассмотрения вопросов на очередной месяц.
(В.Ч.)
Источник: Конституционное право России. Энциклопедический словарь
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА
право внесения законопроектов или предложений о принятии новых законов в парламент государства.
Согласно ст. 104 Конституции РФ право З.и. в ФС - парламенте РФ - принадлежит Президенту РФ, СФ, членам СФ, депутатам ГД, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ. Это право принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, ВАС РФ по вопросам их ведения. По Регламенту ГД право З.и. осуществляется в форме внесения в ГД: законопроектов и поправок к законопроектам; законодательных предложений о разработке и принятии новых ФКЗ и ФЗ; законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы РФ и законы РСФСР, либо о признании этих законов утратившими силу; предложений о поправках и пересмотре положений Конституции РФ.
В соответствии с Конституцией РФ законопроекты вносятся в ГД. Внесение законопроекта в ГД в порядке З.и. предполагает представление: а) текста законопроекта; б) обоснования необходимости его принятия, включающего развернутую характеристику законопроекта, его целей, основных положений, места в системе действующего законодательства. а также прогноза социально-экономических и иных последствий его принятия; в) справки о состоянии законодательства в данной сфере правового регулирования; г) перечня законов и иных нормативных правовых актов, отмены, изменения, дополнения или принятия которых потребует принятие данного законопроекта; д) предложения о разработке нормативных правовых актов, принятие которых необходимо для реализации данного закона; е) финансово-экономического обоснования (в случае внесения законопроекта, реализация которого потребует дополнительных материальных и иных затрат). По Конституции РФ (ч. 3 ст. 104) законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены в ГД только при наличии заключения Правительства РФ.
Правительство в течение 14 дней с момента получения законопроекта подготавливает письменное заключение и направляет его в Совет ГД. В случае необходимости сбора дополнительной информации этот срок продлевается до 30 дней, о чем Правительство сообщает ГД. В иных затруднительных ситуациях вопрос о сроке решается по согласованию между Советом ГД и Правительством РФ.
Непосредственно в текст законопроекта включаются: а) положение о сроках и порядке вступления закона в силу; б) положение об отмене, изменениях и дополнениях ранее принятых законов и других нормативных правовых актов в связи с принятием данного закона; в) предложение Президенту РФ и поручение Правительству РФ о приведении в соответствие с вновь принятым законом (см. Законодательный процесс).
Согласно ст. 104 Конституции РФ право З.и. в ФС - парламенте РФ - принадлежит Президенту РФ, СФ, членам СФ, депутатам ГД, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ. Это право принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, ВАС РФ по вопросам их ведения. По Регламенту ГД право З.и. осуществляется в форме внесения в ГД: законопроектов и поправок к законопроектам; законодательных предложений о разработке и принятии новых ФКЗ и ФЗ; законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы РФ и законы РСФСР, либо о признании этих законов утратившими силу; предложений о поправках и пересмотре положений Конституции РФ.
В соответствии с Конституцией РФ законопроекты вносятся в ГД. Внесение законопроекта в ГД в порядке З.и. предполагает представление: а) текста законопроекта; б) обоснования необходимости его принятия, включающего развернутую характеристику законопроекта, его целей, основных положений, места в системе действующего законодательства. а также прогноза социально-экономических и иных последствий его принятия; в) справки о состоянии законодательства в данной сфере правового регулирования; г) перечня законов и иных нормативных правовых актов, отмены, изменения, дополнения или принятия которых потребует принятие данного законопроекта; д) предложения о разработке нормативных правовых актов, принятие которых необходимо для реализации данного закона; е) финансово-экономического обоснования (в случае внесения законопроекта, реализация которого потребует дополнительных материальных и иных затрат). По Конституции РФ (ч. 3 ст. 104) законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены в ГД только при наличии заключения Правительства РФ.
Правительство в течение 14 дней с момента получения законопроекта подготавливает письменное заключение и направляет его в Совет ГД. В случае необходимости сбора дополнительной информации этот срок продлевается до 30 дней, о чем Правительство сообщает ГД. В иных затруднительных ситуациях вопрос о сроке решается по согласованию между Советом ГД и Правительством РФ.
Непосредственно в текст законопроекта включаются: а) положение о сроках и порядке вступления закона в силу; б) положение об отмене, изменениях и дополнениях ранее принятых законов и других нормативных правовых актов в связи с принятием данного закона; в) предложение Президенту РФ и поручение Правительству РФ о приведении в соответствие с вновь принятым законом (см. Законодательный процесс).
Источник: Энциклопедия юриста