совокупность правил, методов, средств и приемов (инструментов), используемых субъектами законодательного процесса для организации и осуществления законодательной деятельности.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА
Источник: Большой юридический словарь
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА
совокупность приемов, методов и правил разработки проектов нормативных правовых актов (и прежде всего законов – откуда и понятие з.т.), включая правильный выбор правовой формы акта с учетом предмета правового регулирования (закон, указ, постановление, положение и т. д.), изложения содержания акта (в том числе язык нормативного акта, его внутренняя логика, четкость определений, связь с другими нормативными документами), а также правильное оформление проектов и принятых актов.
Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.
Законодательная техника
это элемент правотворчества, представляющий систему правил и приемов подготовки наиболее совершенных по форме и структуре проектов нормативных актов, обеспечивающих максимально полное и точное соответствие формы нормативных предписаний их содержанию, доступность, простоту и обозримость нормативного материала, исчерпывающий охват регулируемых вопросов (требования к форме акта, изменения или отмены ранее принятых актов, устранение противоречий, оформление новой редакции статей и т. п.).
Источник: Энциклопедия правовой мысли. 2018.
техника законодательная
это элемент правотворчества, представляющий систему правил и приемов подготовки наиболее совершенных по форме и структуре проектов нормативных актов, обеспечивающих максимально полное и точное соответствие формы нормативных предписаний их содержанию, доступность, простоту и обозримость нормативного материала, исчерпывающий охват регулируемых вопросов. К таким вопросам относятся: требование к форме нормативного правового акта; требования к порядку изменения, приостановления или отмены ранее принятых нормативных правовых актов; механизмы устранения противоречий между различными правовыми нормами одного и того же нормативного правового акта; порядок оформления и предоставления проектов нормативных правовых актов на обсуждение и экспертизу.
Источник: Коррупция и антикоррупционная политика
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА
совокупность правил, средств и приемов, используемых при формулировании правовых норм в законах и других нормативных актах, при их систематизации. Требования к З.т. — максимально возможная ясность текста нормы, единство терминологии, использование общепризнанных (общеупотребительных, специальных юридических и специальных неюридических) терминов, включение в один нормативный акт только однородного материала, издание в разных актах норм материального и процессуального права, общих и специальных и т.д. Нормативные акты должны подразделяться на статьи, в которых могут выделяться части, абзацы или пункты. Кодифицированные акты могут делиться на общую и особенную части, разделы, главы. Приемы формулирования норм включают абстрактный (выражение всей совокупности фактов юридических обобщенными понятиями) и казуистический (перечисление конкретных фактических обстоятельств, порождающих правовые последствия); прямой (все содержание нормы дается в одной статье акта), отсылочный (отсылка к другим нормам), бланкетный (отдельные элементы нормы содержатся в разных статьях). В.А. Четвернин
Источник: Юридическая энциклопедия
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА
совокупность правил, методов. средств и приемов (инструментов), используемых субъектами законодательного процесса, для организации и осуществления законодательной деятельности. Инструментарий законодателя классифицируется по предмету (перечню решаемых задач и вопросов), назначению и содержанию. Классификация по этим признакам позволяет выделить три основных вида З.т.: техника организации законодательной деятельности, техника концептуальной разработки проектов законодательных решений, техника написания и оформления текстов законопроектов (юридическая техника).
Предметом З.т. является: а) структура и технология законодательного процесса, в том числе состав, содержание и последовательность его стадий, этапов и задач, условия их выполнения, а также требования к содержанию и качеству их результатов; б) организационная структура - состав и компетенция субъектов законодательного процесса; в) задачи, функции и организация системы управления законодательным процессом; г) функции и организация системы обеспечения законодательного процесса. включая правовое, информационно-аналитическое, документационное, организационно-техническое и другие виды обеспечения; д) задачи и организация официальной инкорпорации законодательства - издания от имени компетентных государственных органов сборников действующих законодательных актов, систематизированных в хронологическом, тематическом или ином порядке. Назначение З.т. - достичь оптимального сочетания стабильности законодательного процесса и своевременного внесения объективно необходимых изменений.
Техника концептуальной разработки законопроектов применяется для решения задач, возникающих на начальных этапах законодательного процесса: анализа проблемной ситуации в определенной сфере общественных отношений и в системе регулирующих их норм: определения целесообразности законодательного вмешательства в сложившуюся систему общественных отношений: установления целей, предмета, принципов и способов законодательного регулирования; определения состава (перечня) необходимых законодательных актов, их структуры, взаимосвязей и основных положений.
Предметом З.т. является: а) структура и технология законодательного процесса, в том числе состав, содержание и последовательность его стадий, этапов и задач, условия их выполнения, а также требования к содержанию и качеству их результатов; б) организационная структура - состав и компетенция субъектов законодательного процесса; в) задачи, функции и организация системы управления законодательным процессом; г) функции и организация системы обеспечения законодательного процесса. включая правовое, информационно-аналитическое, документационное, организационно-техническое и другие виды обеспечения; д) задачи и организация официальной инкорпорации законодательства - издания от имени компетентных государственных органов сборников действующих законодательных актов, систематизированных в хронологическом, тематическом или ином порядке. Назначение З.т. - достичь оптимального сочетания стабильности законодательного процесса и своевременного внесения объективно необходимых изменений.
Техника концептуальной разработки законопроектов применяется для решения задач, возникающих на начальных этапах законодательного процесса: анализа проблемной ситуации в определенной сфере общественных отношений и в системе регулирующих их норм: определения целесообразности законодательного вмешательства в сложившуюся систему общественных отношений: установления целей, предмета, принципов и способов законодательного регулирования; определения состава (перечня) необходимых законодательных актов, их структуры, взаимосвязей и основных положений.
Источник: Энциклопедия юриста
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ (ЗАКОНОТВОРЧЕСКАЯ) ТЕХНИКА
это совокупность определенных приемов, которые применяются при разработке содержания и формы законодательных актов (в том числе уголовных законов). К таким приемам относятся: 1) юридическая терминология, 2) юридические конструкции, 3) способы построения закона. Юридические термины - это словесные обозначения государственно-правовых понятий, с помощью которых выражается и закрепляется содержание законодательных предписаний государства. Юридические термины подразделяются на следующие разновидности: 1. Общезначимые термины (характеризуются тем, что они употребляются в обыденном смысле и понятны всем, например "неоказание помощи"). 2. Специальные юридические термины обладают особым правовым содержанием, например необходимая оборона, крайняя необходимость, бандитизм, судимость и т. д. 3. Специально-технические термины отражают область специальных знаний - техники, экономики, медицины и т. д. Например, тяжкий вред здоровью, опасный для жизни человека; нарушение правил международных полетов и т. д. Использование юридических терминов должно отвечать определенным требованиям.
Во-первых, один и тот же термин в одном законе должен употребляться однозначно. Исключения должны быть оговорены на законодательном уровне (например, различное понимание "крупного ущерба" в различных статьях УК РФ).
Во-вторых, термины должны быть по возможности общепризнанными, употребляемыми в обиходе.
В-третьих, термины должны обладать устойчивым характером, сохранять свой особый смысл по всему тексту уголовного закона и зависимых от него законов, подзаконных, актов и актов толкования.
Юридическая конструкция - это структурное расположение правового материала, которое характеризуется внутренним единством прав, обязанностей и форм ответственности соответствующих лиц. Например, при конструировании квалифицированного состава преступления используется ссылка на основной состав (либо его название) и указание на квалифицирующий признак; такая юридическая конструкция экономит законодательный материал при описании диспозиции, санкция же всегда указывается полностью. Например: "То же деяние, совершенное неоднократно либо с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, - наказывается лишением свободы на срок от восьми до двенадцати лет с конфискацией имущества" (ч. 2 ст. 227 УК РФ "Пиратство"). Способы конструирования законов (и иных нормативно-правовых актов) - это совокупность приемов, с помощью которых вырабатывается их текст. Наиболее распространенный способ характеризуется применением силы абстракции к правовой материи. Например, кража есть тайное хищение чужого имущества (ч. 1 ст. 158 УК РФ). Законодатель абстрагируется от видов и форм имущества и проч. Второй способ, казуистический, указывает на конкретные, особенные случаи. Казуистический способ используется, например, при законодательном толковании термина путем приведения перечня. Например, понятие тяжкого вреда здоровью, определенное в ч. 1 ст. 111 УК РФ. В современном уголовном законодательстве абстрактные формулировки преобладают над казуистическими.
Во-первых, один и тот же термин в одном законе должен употребляться однозначно. Исключения должны быть оговорены на законодательном уровне (например, различное понимание "крупного ущерба" в различных статьях УК РФ).
Во-вторых, термины должны быть по возможности общепризнанными, употребляемыми в обиходе.
В-третьих, термины должны обладать устойчивым характером, сохранять свой особый смысл по всему тексту уголовного закона и зависимых от него законов, подзаконных, актов и актов толкования.
Юридическая конструкция - это структурное расположение правового материала, которое характеризуется внутренним единством прав, обязанностей и форм ответственности соответствующих лиц. Например, при конструировании квалифицированного состава преступления используется ссылка на основной состав (либо его название) и указание на квалифицирующий признак; такая юридическая конструкция экономит законодательный материал при описании диспозиции, санкция же всегда указывается полностью. Например: "То же деяние, совершенное неоднократно либо с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, - наказывается лишением свободы на срок от восьми до двенадцати лет с конфискацией имущества" (ч. 2 ст. 227 УК РФ "Пиратство"). Способы конструирования законов (и иных нормативно-правовых актов) - это совокупность приемов, с помощью которых вырабатывается их текст. Наиболее распространенный способ характеризуется применением силы абстракции к правовой материи. Например, кража есть тайное хищение чужого имущества (ч. 1 ст. 158 УК РФ). Законодатель абстрагируется от видов и форм имущества и проч. Второй способ, казуистический, указывает на конкретные, особенные случаи. Казуистический способ используется, например, при законодательном толковании термина путем приведения перечня. Например, понятие тяжкого вреда здоровью, определенное в ч. 1 ст. 111 УК РФ. В современном уголовном законодательстве абстрактные формулировки преобладают над казуистическими.
Источник: Словарь-справочник уголовного права
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА
Законодательная техника – система ресурсов подготовки наиболее совершенных по форме и содержанию проектов законов, обеспечивающих максимально полное и точное соответствие формы нормативных предписаний их содержанию, доступность, простота и обозримость нормативного материала, исчерпывающий охват регулируемых вопросов.
Непосредственными объектами воздействия законодательной техники являются внутренняя структура закона, логика и порядок расположения нормативного материала, язык, процедура рассмотрения, обсуждения и принятия закона.
Средствами воплощения этого являются инструментарий юридического выражения и внешнего изложения воли законодателя:
- юридическая терминология;
- средства юридического выражения воли законодателя (нормативное построение, системное построение, юридические конструкции и отраслевая типизация);
- средства словесно-документального изложения содержания нормативного акта (реквизиты и структурная организация текста нормативного документа);
- законодательная стилистика.
Классифицировать законодательную технику можно по различным основаниям:
- в аспекте федеративного устройства государства выделяют:
- технику федерального законодательства (Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы);
- технику законодательства субъектов федерации (Конституции субъектов Российской Федерации, законы субъектов Российской Федерации);
- по стадии законотворческой деятельности на:
- технику концептуальной разработки проектов законов;
- технику подготовки и оформления проектов законов;
- технику организации законодательной деятельности;
- технику принятия законов, включающую внесение законодательной инициативы; обсуждение законопроекта; принятие закона; опубликование закона.
Система законодательства субъектов федерации находится в довольно сложном соотношении с федеральной системой законодательства. Так, учитывая, что нормативные акты субъектов федерации, имеют как полноценный и самостоятельный от федерального законодательства характер, так в определенной мере принимают на себя функции подзаконного регулирования, законодательство субъектов федерации должно соответствовать не только таким технико-юридическим требованиям, как полнота и достаточность правовой регламентации соответствующих общественных отношений, но и принципу единства системы законодательства федеративного государства. Обеспечение выше указанных особенностей может быть достигнуто только при условии использования системы специальных юридико-технических правил создания качественных правовых нормативных актов. В частности, это:
- особые правила подготовки, оформления реквизитов и содержания нормативных актов субъектов федерации;
- придание юридической силы нормативным актам субъектов федерации;
- обеспечение принципа непротиворечивости нормативных актов субъектов федерации действующему федеральному законодательству;
- выбор необходимой и достаточной меры дублирования федерального законодательства в нормативных актах субъектов федерации;
- эффективность и рациональность в реализации права субъекта Российской Федерации, закрепленного в ст. 76 Конституции Российской Федерации, на собственное правовое регулирование, осуществляемое вне пределов исключительного федерального и совместного ведения, а также на широко распространенное на практике так называемое «опережающее» законотворчество;
- языковые правила, связанные с применением языка субъекта федерации.
Полное и правильное использование всех средств и приемов на основе отработанных правил законодательной техники обеспечивает:
- точное выражение содержания правовых актов;
- их достоверность;
- доступность;
- возможность наиболее рационального их использования в практической деятельности.
Непосредственными объектами воздействия законодательной техники являются внутренняя структура закона, логика и порядок расположения нормативного материала, язык, процедура рассмотрения, обсуждения и принятия закона.
Средствами воплощения этого являются инструментарий юридического выражения и внешнего изложения воли законодателя:
- юридическая терминология;
- средства юридического выражения воли законодателя (нормативное построение, системное построение, юридические конструкции и отраслевая типизация);
- средства словесно-документального изложения содержания нормативного акта (реквизиты и структурная организация текста нормативного документа);
- законодательная стилистика.
Классифицировать законодательную технику можно по различным основаниям:
- в аспекте федеративного устройства государства выделяют:
- технику федерального законодательства (Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы);
- технику законодательства субъектов федерации (Конституции субъектов Российской Федерации, законы субъектов Российской Федерации);
- по стадии законотворческой деятельности на:
- технику концептуальной разработки проектов законов;
- технику подготовки и оформления проектов законов;
- технику организации законодательной деятельности;
- технику принятия законов, включающую внесение законодательной инициативы; обсуждение законопроекта; принятие закона; опубликование закона.
Система законодательства субъектов федерации находится в довольно сложном соотношении с федеральной системой законодательства. Так, учитывая, что нормативные акты субъектов федерации, имеют как полноценный и самостоятельный от федерального законодательства характер, так в определенной мере принимают на себя функции подзаконного регулирования, законодательство субъектов федерации должно соответствовать не только таким технико-юридическим требованиям, как полнота и достаточность правовой регламентации соответствующих общественных отношений, но и принципу единства системы законодательства федеративного государства. Обеспечение выше указанных особенностей может быть достигнуто только при условии использования системы специальных юридико-технических правил создания качественных правовых нормативных актов. В частности, это:
- особые правила подготовки, оформления реквизитов и содержания нормативных актов субъектов федерации;
- придание юридической силы нормативным актам субъектов федерации;
- обеспечение принципа непротиворечивости нормативных актов субъектов федерации действующему федеральному законодательству;
- выбор необходимой и достаточной меры дублирования федерального законодательства в нормативных актах субъектов федерации;
- эффективность и рациональность в реализации права субъекта Российской Федерации, закрепленного в ст. 76 Конституции Российской Федерации, на собственное правовое регулирование, осуществляемое вне пределов исключительного федерального и совместного ведения, а также на широко распространенное на практике так называемое «опережающее» законотворчество;
- языковые правила, связанные с применением языка субъекта федерации.
Полное и правильное использование всех средств и приемов на основе отработанных правил законодательной техники обеспечивает:
- точное выражение содержания правовых актов;
- их достоверность;
- доступность;
- возможность наиболее рационального их использования в практической деятельности.
Источник: Юридическая техника. Словарь-справочник.