ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА
совокупность правил, методов, средств и приемов (инструментов), используемых субъектами законодательного процесса для организации и осуществления законодательной деятельности.

Источник: Большой юридический словарь

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА
совокупность приемов, методов и правил разработки проектов нормативных правовых актов (и прежде всего законов – откуда и понятие з.т.), включая правильный выбор правовой формы акта с учетом предмета правового регулирования (закон, указ, постановление, положение и т. д.), изложения содержания акта (в том числе язык нормативного акта, его внутренняя логика, четкость определений, связь с другими нормативными документами), а также правильное оформление проектов и принятых актов.

Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.

Законодательная техника
это элемент правотворчества, представляющий систему правил и приемов подготовки наиболее совершенных по форме и структуре проектов нормативных актов, обеспечивающих максимально полное и точное соответствие формы нормативных предписаний их содержанию, доступность, простоту и обозримость нормативного материала, исчерпывающий охват регулируемых вопросов (требования к форме акта, изменения или отмены ранее принятых актов, устранение противоречий, оформление новой редакции статей и т. п.).

Источник: Энциклопедия правовой мысли. 2018.

техника законодательная
это элемент правотворчества, представляющий систему правил и приемов подготовки наиболее совершенных по форме и структуре проектов нормативных актов, обеспечивающих максимально полное и точное соответствие формы нормативных предписаний их содержанию, доступность, простоту и обозримость нормативного материала, исчерпывающий охват регулируемых вопросов. К таким вопросам относятся: требование к форме нормативного правового акта; требования к порядку изменения, приостановления или отмены ранее принятых нормативных правовых актов; механизмы устранения противоречий между различными правовыми нормами одного и того же нормативного правового акта; порядок оформления и предоставления проектов нормативных правовых актов на обсуждение и экспертизу.  

Источник: Коррупция и антикоррупционная политика

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА
совокупность правил, средств и приемов, используемых при формулировании правовых норм в законах и других нормативных актах, при их систематизации. Требования к З.т. — максимально возможная ясность текста нормы, единство терминологии, использование общепризнанных (общеупотребительных, специальных юридических и специальных неюридических) терминов, включение в один нормативный акт только однородного материала, издание в разных актах норм материального и процессуального права, общих и специальных и т.д. Нормативные акты должны подразделяться на статьи, в которых могут выделяться части, абзацы или пункты. Кодифицированные акты могут делиться на общую и особенную части, разделы, главы. Приемы формулирования норм включают абстрактный (выражение всей совокупности фактов юридических обобщенными понятиями) и казуистический (перечисление конкретных фактических обстоятельств, порождающих правовые последствия); прямой (все содержание нормы дается в одной статье акта), отсылочный (отсылка к другим нормам), бланкетный (отдельные элементы нормы содержатся в разных статьях). В.А. Четвернин

Источник: Юридическая энциклопедия

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА
совокупность правил, методов. средств и приемов (инструментов), используемых субъектами законодательного процесса, для организации и осуществления законодательной деятельности. Инструментарий законодателя классифицируется по предмету (перечню решаемых задач и вопросов), назначению и содержанию. Классификация по этим признакам позволяет выделить три основных вида З.т.: техника организации законодательной деятельности, техника концептуальной разработки проектов законодательных решений, техника написания и оформления текстов законопроектов (юридическая техника).
Предметом З.т. является: а) структура и технология законодательного процесса, в том числе состав, содержание и последовательность его стадий, этапов и задач, условия их выполнения, а также требования к содержанию и качеству их результатов; б) организационная структура - состав и компетенция субъектов законодательного процесса; в) задачи, функции и организация системы управления законодательным процессом; г) функции и организация системы обеспечения законодательного процесса. включая правовое, информационно-аналитическое, документационное, организационно-техническое и другие виды обеспечения; д) задачи и организация официальной инкорпорации законодательства - издания от имени компетентных государственных органов сборников действующих законодательных актов, систематизированных в хронологическом, тематическом или ином порядке. Назначение З.т. - достичь оптимального сочетания стабильности законодательного процесса и своевременного внесения объективно необходимых изменений.
Техника концептуальной разработки законопроектов применяется для решения задач, возникающих на начальных этапах законодательного процесса: анализа проблемной ситуации в определенной сфере общественных отношений и в системе регулирующих их норм: определения целесообразности законодательного вмешательства в сложившуюся систему общественных отношений: установления целей, предмета, принципов и способов законодательного регулирования; определения состава (перечня) необходимых законодательных актов, их структуры, взаимосвязей и основных положений.

Источник: Энциклопедия юриста

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ (ЗАКОНОТВОРЧЕСКАЯ) ТЕХНИКА
это совокупность определенных приемов, которые применяются при разработке содержания и формы законодательных актов (в том числе уголовных законов). К таким приемам относятся: 1) юридическая терминология, 2) юридические конструкции, 3) способы построения закона. Юридические термины - это словесные обозначения государственно-правовых понятий, с помощью которых выражается и закрепляется содержание законодательных предписаний государства. Юридические термины подразделяются на следующие разновидности: 1. Общезначимые термины (характеризуются тем, что они употребляются в обыденном смысле и понятны всем, например "неоказание помощи"). 2. Специальные юридические термины обладают особым правовым содержанием, например необходимая оборона, крайняя необходимость, бандитизм, судимость и т. д. 3. Специально-технические термины отражают область специальных знаний - техники, экономики, медицины и т. д. Например, тяжкий вред здоровью, опасный для жизни человека; нарушение правил международных полетов и т. д. Использование юридических терминов должно отвечать определенным требованиям.
Во-первых, один и тот же термин в одном законе должен употребляться однозначно. Исключения должны быть оговорены на законодательном уровне (например, различное понимание "крупного ущерба" в различных статьях УК РФ).
Во-вторых, термины должны быть по возможности общепризнанными, употребляемыми в обиходе.
В-третьих, термины должны обладать устойчивым характером, сохранять свой особый смысл по всему тексту уголовного закона и зависимых от него законов, подзаконных, актов и актов толкования.
Юридическая конструкция - это структурное расположение правового материала, которое характеризуется внутренним единством прав, обязанностей и форм ответственности соответствующих лиц. Например, при конструировании квалифицированного состава преступления используется ссылка на основной состав (либо его название) и указание на квалифицирующий признак; такая юридическая конструкция экономит законодательный материал при описании диспозиции, санкция же всегда указывается полностью. Например: "То же деяние, совершенное неоднократно либо с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, - наказывается лишением свободы на срок от восьми до двенадцати лет с конфискацией имущества" (ч. 2 ст. 227 УК РФ "Пиратство"). Способы конструирования законов (и иных нормативно-правовых актов) - это совокупность приемов, с помощью которых вырабатывается их текст. Наиболее распространенный способ характеризуется применением силы абстракции к правовой материи. Например, кража есть тайное хищение чужого имущества (ч. 1 ст. 158 УК РФ). Законодатель абстрагируется от видов и форм имущества и проч. Второй способ, казуистический, указывает на конкретные, особенные случаи. Казуистический способ используется, например, при законодательном толковании термина путем приведения перечня. Например, понятие тяжкого вреда здоровью, определенное в ч. 1 ст. 111 УК РФ. В современном уголовном законодательстве абстрактные формулировки преобладают над казуистическими.

Источник: Словарь-справочник уголовного права

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА
Законодательная техника – система ресурсов подготовки наиболее совершенных по форме и содержанию проектов законов, обеспечивающих максимально полное и точное соответствие формы нормативных предписаний их содержанию, доступность, простота и обозримость нормативного материала, исчерпывающий охват регулируемых вопросов.
Непосредственными объектами воздействия законодательной техники являются внутренняя структура закона, логика и порядок расположения нормативного материала, язык, процедура рассмотрения, обсуждения и принятия закона.
Средствами воплощения этого являются инструментарий юридического выражения и внешнего изложения воли законодателя:
- юридическая терминология;
- средства юридического выражения воли законодателя (нормативное построение, системное построение, юридические конструкции и отраслевая типизация);
- средства словесно-документального изложения содержания нормативного акта (реквизиты и структурная организация текста нормативного документа);
- законодательная стилистика.
Классифицировать законодательную технику можно по различным основаниям:
- в аспекте федеративного устройства государства выделяют:
- технику федерального законодательства (Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы);
- технику законодательства субъектов федерации (Конституции субъектов Российской Федерации, законы субъектов Российской Федерации);
- по стадии законотворческой деятельности на:
- технику концептуальной разработки проектов законов;
- технику подготовки и оформления проектов законов;
- технику организации законодательной деятельности;
- технику принятия законов, включающую внесение законодательной инициативы; обсуждение законопроекта; принятие закона; опубликование закона.
Система законодательства субъектов федерации находится в довольно сложном соотношении с федеральной системой законодательства. Так, учитывая, что нормативные акты субъектов федерации, имеют как полноценный и самостоятельный от федерального законодательства характер, так в определенной мере принимают на себя функции подзаконного регулирования, законодательство субъектов федерации должно соответствовать не только таким технико-юридическим требованиям, как полнота и достаточность правовой регламентации соответствующих общественных отношений, но и принципу единства системы законодательства федеративного государства. Обеспечение выше указанных особенностей может быть достигнуто только при условии использования системы специальных юридико-технических правил создания качественных правовых нормативных актов. В частности, это:
- особые правила подготовки, оформления реквизитов и содержания нормативных актов субъектов федерации;
- придание юридической силы нормативным актам субъектов федерации;
- обеспечение принципа непротиворечивости нормативных актов субъектов федерации действующему федеральному законодательству;
- выбор необходимой и достаточной меры дублирования федерального законодательства в нормативных актах субъектов федерации;
- эффективность и рациональность в реализации права субъекта Российской Федерации, закрепленного в ст. 76 Конституции Российской Федерации, на собственное правовое регулирование, осуществляемое вне пределов исключительного федерального и совместного ведения, а также на широко распространенное на практике так называемое «опережающее» законотворчество;
- языковые правила, связанные с применением языка субъекта федерации.
Полное и правильное использование всех средств и приемов на основе отработанных правил законодательной техники обеспечивает:
- точное выражение содержания правовых актов;
- их достоверность;
- доступность;
- возможность наиболее рационального их использования в практической деятельности.

Источник: Юридическая техника. Словарь-справочник.

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
298.69 кб

Время и законодательная техника

Тенилова Татьяна Львовна
Читать PDF
88.85 кб

Культура законодательной техники

Боголюбов Сергей Александрович
Выступление на VI Международных Лихачевских научных чтениях 27 мая 2006 г.
Читать PDF
230.52 кб

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА И СТАБИЛЬНОСТЬ ЗАКОНА

Д. А. Монастырский
На примере законодательства Украины автор исследует проблему законодательной техники. Фактор соблюдения правил законодательной техники во время работы над проектом закона является определяющим правовым фактором.
Читать PDF
195.97 кб

О приемах законодательной техники в уголовном праве

Князьков Александр Александрович
В статье рассматриваются основные приемы законодательной техники, определяется их для качественного изложения нормативного материала уголовного закона.
Читать PDF
360.17 кб

Законодательная техника актов британского парламента

Рябец Вадим Вадимович
Анализируется деятельность специального Юридического отдела при Парламенте Великобритании по оказанию опытными адвокатами и юрисконсультами помощи государственным ведомствам в подготовке законопроектов.
Читать PDF
204.11 кб

К вопросу о законодательной технике в уголовном праве

Витвицкая С. С.
Читать PDF
187.27 кб

Законодательная техника в законотворческой деятельности

Кибак И. А.
В статье рассматривается проблема использования депутатами законодательной техники в законотворческой деятельности.
Читать PDF
105.25 кб

Технико-юридические приемы сокрытия законодательной воли

Лазарев Валерий Васильевич
Читать PDF
137.60 кб

Технико-юридические критерии качества законодательного акта

Брыжинский Александр Андреевич, Лукьянов Артём Анатольевич
В статье дается понятие качества законодательного акта, определяются и группируются критерии оценки качества закона.
Читать PDF
128.42 кб

Юридическая техника и культура законодательной деятельности

Плетников Виктор Сергеевич, Плетникова Мария Сергеевна
Читать PDF
192.49 кб

Лингвистические (языковые) правила в законодательной технике

Бражник Сергей Дмитриевич, Касаткина Наталья Николаевна
В статье исследуются различные подходы к определению круга лингвистических правил законодательной техники, определяются особенности и специфика юридического языка, анализируются требования к языковому стилю в законодательной практ
Читать PDF
217.45 кб

О законодательной технике описания преступного вреда в УК РФ

Анисимова Ирина Леонидовна
Читать PDF
211.86 кб

К вопросу об изъянах законодательной техники в уголовном праве

Сплавская Наталья Владимировна
В статье обращено внимание на проблему качества уголовного закона с позиции законодательной техники, показаны примеры технических и содержательных неточностей, указано на необходимость совершенствовании УК РФ в этой части.
Читать PDF
186.43 кб

Правила законодательной техники по оформлению нормативных актов

Лупандина Оксана Анатольевна
Законодательная техника и ее правила являются достаточно традиционными объектами для исследования в рамках общей теории государства и права. В настоящее время происходит непрерывное увеличение числа нормативных актов.
Читать PDF
4.40 мб

Вопросы законодательного закрепления правил юридической техники

Худойкина Татьяна Викторовна, Переплетчиков Станислав Сергеевич
Цель: Статья направлена на исследование вопросов законодательного закрепления правил юридической техники. Методология: Авторами применялся формально-юридический метод.

Похожие термины:

  • Законодательная (правотворческая) техника

    система основанных на практике правотворчества правил и приемов подготовки законопроектов, обеспечивающая исчерпывающий охват регулируемых вопросов, доступность, простоту и высокую регулятивн