Законодательная власть в Российской Федерации

Найдено 1 определение
Законодательная власть в Российской Федерации
вид государственной власти, государственные органы которой осуществляют законодательную, нормотворческую деятельность. Одновременно они являются представительными органами, т. е. избираются (формируются) из представителей, которым народ делегировал право управления государством. Законодательные органы издают законы — нормативно-правовые акты высшей юридической силы, регулирующие наиболее важные общественные отношения. Законотворческая деятельность является прерогативой представительных органов.
Законодательная власть в Российской Федерации состоит из двух уровней: федерального и регионального (уровень субъектов Федерации).
В соответствии со ст. 94 Конституции Российской Федерации представительным и законодательным органом федерального уровня является Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации, который состоит из двух палат (ст. 95): Совета Федерации и Государственной Думы. Такая структура проистекает из федерального государственного устройства, когда одна из палат является палатой общенародного представительства и призвана представлять интересы населения страны, а в другой палате реализуется представительство субъектов Федерации, которые одобряют или отклоняют законопроекты, принятые Государственной Думой РФ.
Федеральное Собрание является постоянно действующим органом. Совет Федерации и Государственной Думы заседают раздельно.
Часть 2 ст. 95 указывает принцип представительства в Совете Федерации — по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации (по одному от законодательного и исполнительного органа власти субъекта РФ). Порядок формирования Совета Федерации регулируется Федеральным законом «О порядке формирования Совета Федерации» от 03.12.2012 г. № 229-ФЗ.
К ведению Совета Федерации относятся (ст. 102 Конституции РФ):
— утверждение изменения границ между субъектами РФ;
— утверждение указа Президента РФ о введении военного положения;
— утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения;
— решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории России;
— назначение выборов Президента РФ;
— отрешение Президента РФ от должности;
— назначение на должность судей Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ,
Высшего Арбитражного суда РФ;
— назначение на должность и освобождение от должности генерального прокурора РФ;
— назначение на должность и освобождение от должности заместителя председателя счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией РФ.
В ст. 95 указывается количественный состав Государственной Думы РФ — 450 депутатов. Срок полномочий депутатов составляет 5 лет (для депутатов ГД, избранной после 2008 г.). Порядок выборов депутатов регулируется Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 18.05.2005 г. № 51-ФЗ. С 2007 г. порядок формирования Государственной Думы РФ претерпел изменения: ранее выборы депутатов проводились по смешанной избирательной системе, с 2007 г. состав Государственной Думы формируется на основе пропорциональной системы, предусматривающей распределение мандатов между политическими партиями пропорционально количеству голосов избирателей, проголосовавших за партию на выборах.
Согласно законопроекту «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ», принятому Госдумой в первом чтении, с 2016 года снова вводится смешанная система выборов в нижнюю палату: 225 депутатов будут избираться по мажоритарной системе (по одномандатным округам) и 225 — по пропорциональной избирательной системе (по спискам политических партий). В списки политических партий разрешено включать и беспартийных кандидатов; причем, их количество может составить до половины от общей численности кандидатов данного списка. Сбор подписей избирателей предусмотрен только для регистрации кандидата-самовыдвиженца. Законопроект не позволяет создавать избирательные блоки. С 7% до 5% снижен минимальный процент голосов избирателей, который необходимо получить федеральному списку кандидатов на выборах депутатов Госдумы, чтобы участвовать в распределении депутатских мандатов.
Государственная Дума принимает федеральные законы (ст. 105), также к ее ведению относятся (ст. 103):
— дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение председателя Правительства Российской Федерации;
— решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
— заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным
Государственной Думой;
— назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка Российской Федерации;
— назначение на должность и освобождение от должности председателя счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
— назначение на должность и освобождение от должности уполномоченного по правам человека;
— объявление амнистии;
— выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.
Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации.
Принятые Государственной Думой федеральные законы о федеральном бюджете, финансовых налогах и сборах, финансовом, валютном, кредитном, таможенном регулировании, денежной эмиссии, ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации, статусе и защите государственной границы России, войне и мире рассматриваются Советом Федерации в строго установленные сроки.
Федеральное Собрание не составляет с законодательными органами власти субъектов Российской Федерации единой иерархической системы. Согласно ст. 77 система органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно, а в пределах своих предметов ведения и полномочий они обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73). Несмотря на разнообразие, по своей структуре и функциям они равняются на федеральную модель. Законодательные органы субъектов Российской Федерации издают законы на своей территории, как правило, являются однопалатными. Название законодательного органа, количество депутатов, срок полномочий и предметы ведения устанавливаются конституцией (уставом) субъекта Федерации. Порядок выборов депутатов также устанавливается законом субъекта Федерации.
В. В. Годин

Источник: Местное самоуправление: энциклопедия