ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
Законодательная власть
одна из трех ветвей государственной власти, наделенная исключительным правом принимать законы, в рамках которых развивается общество.
Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.
Законодательная власть
Представляет собой совокупность полномочий по изданию законов, а также систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия.
Законодательная власть
обособившаяся в условиях реализации принципа разделения властей (наряду с исполнительной и судебной) и действующая при разграничении функций и полномочий в системе сдержек и противовесов власть, обладающая исключительным правом принимать законы. 3аконодательная власть - непосредственный носитель суверенитета народа, выразитель его воли и интересов. Однако во избежание возобладания и абсолютизации законодательной власти в цивилизованном государстве должны существовать законодательно закрепленные юридические ее ограничения - права человека и гражданина, собственная компетенция и компетенция других властей и др., а также право вето на принимаемые законы, юридические основания и процедура роспуска парламента. С другой стороны - законодательная власть участвует в учреждении и контролирует исполнительную власть, участвует в формировании судебной власти.
Источник: Теория государства и права в схемах и определениях
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
согласно теории разделения властей одна из трех уравновешивающих друг друга властей в государстве. Представляет собой совокупность полномочий по изданию законов, а т.ж. систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия. В демократических государствах З.в. может осуществляться не только специальными законодательными органами (парламентами, местными законодательными ассамблеями), но т.ж. и непосредственно избирательным корпусом (политически дееспособными гражданами) путем референдума, а в некоторых случаях и органами исполнительной власти - в порядке делегированного или чрезвычайного законодательства. Конституции ряда современных государств содержат положения о том, что З.в. принадлежит совместно монарху и парламенту или палатам парламента и главе государства как составной части парламента. В абсолютных монархиях (Оман, Бруней, Саудовская Аравия) З.п. принадлежит исключительно монарху.
Источник: Экономика и право: словарь-справочник
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
разновидность государственной власти, основной функцией которой является принятие законов государства; осуществляется обычно парламентом государства. Конституции некоторых современных государств содержат положения о том, что З.в. принадлежит совместно монарху и парламенту или палатам парламента и главе государства, как составной части парламента. В абсолютных монархиях (Оман, Бруней. Саудовская Аравия) З.в. принадлежит исключительно монарху.
Наряду с основной функцией парламент может осуществлять: представительство народа; участие в верховном руководстве (управлении) делами государства (особенно в формировании внутренней и внешней политики государства, утверждении бюджета государства и др.); участие в формировании других государственных органов и назначении ряда высших государственных должностных лиц; парламентский контроль; объединение и координацию деятельности всех представительных органов в государстве. Оптимальная реализация функций З.в. требует четкого разделения властей - законодательной, исполнительной, судебной. З.в. РФ осуществляет ФС - представительный и законодательный орган РФ.
Наряду с основной функцией парламент может осуществлять: представительство народа; участие в верховном руководстве (управлении) делами государства (особенно в формировании внутренней и внешней политики государства, утверждении бюджета государства и др.); участие в формировании других государственных органов и назначении ряда высших государственных должностных лиц; парламентский контроль; объединение и координацию деятельности всех представительных органов в государстве. Оптимальная реализация функций З.в. требует четкого разделения властей - законодательной, исполнительной, судебной. З.в. РФ осуществляет ФС - представительный и законодательный орган РФ.
Источник: Энциклопедия юриста
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
разновидность государственной власти. Осуществляется главным образом парламентом государства, хотя не исключается принятие законов на референдуме. Главное выражение з.в. – принятие законов государства, это ее основная функция. Однако наряду с этим парламент может осуществлять и другие функции: представительство народа; участие в верховном руководстве (управлении) делами государства (особенно в формировании внутренней и внешней политики государства, ее осуществлении, утверждении бюджета государства и др.); участие в формировании других государственных органов и назначении ряда высших государственных должностных лиц; парламентский контроль; объединение и координация деятельности всех представительных органов в государстве.
Если в государстве взята за основу система разделения властей, з.в. называется первой среди них (т. е. законодательная, исполнительная, судебная власти, а не в иной последовательности). По мнению одних исследователей, все три ветви власти являются равными в системе разделения властей. По мнению других, в определенных отношениях з.в. всетаки занимает главенствующее (или определяющее) положение, поскольку только она принимает главные акты государства – законы, на основе которых действуют две другие ветви власти, имеет право формирования органов, относящихся к другим ветвям власти, а также право контроля в отношении органов исполнительной власти. Если в государстве и не проповедуется теория разделения властей, все равно на практике парламент называют з.в.
В Российской Федерации принцип разделения властей закреплен в Конституции (ст. 10). З.в. РФ осуществляет Федеральное Собрание – представительный и законодательный орган РФ (ст. 11 и 94 Конституции).
Если в государстве взята за основу система разделения властей, з.в. называется первой среди них (т. е. законодательная, исполнительная, судебная власти, а не в иной последовательности). По мнению одних исследователей, все три ветви власти являются равными в системе разделения властей. По мнению других, в определенных отношениях з.в. всетаки занимает главенствующее (или определяющее) положение, поскольку только она принимает главные акты государства – законы, на основе которых действуют две другие ветви власти, имеет право формирования органов, относящихся к другим ветвям власти, а также право контроля в отношении органов исполнительной власти. Если в государстве и не проповедуется теория разделения властей, все равно на практике парламент называют з.в.
В Российской Федерации принцип разделения властей закреплен в Конституции (ст. 10). З.в. РФ осуществляет Федеральное Собрание – представительный и законодательный орган РФ (ст. 11 и 94 Конституции).
Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
в соответствии с концепцией разделения властей одна из трех уравновешивающих друг друга «ветвей» государственной власти. Орган З.в. издает законы, имеющие в иерархии правовых актов высшую юридическую силу после конституции — основного закона. З.в. по общему правилу принадлежит парламенту, однако во многих странах в ее осуществлении реально или номинально участвует глава государства, промульгирующий законы и имеющий право вето. В связи с этим в ряде стран глава государства рассматривается как составная часть парламента в широком понимании этого термина. Наряду с изданием законов парламенту принадлежат другие полномочия: назначение или выборы некоторых должностных лиц, контроль в отношении правительства или министров, утверждение государственного бюджета и т.д. В абсолютных монархиях З.в. принадлежит главе государства — монарху. Президенты некоторых республик, особенно в развивающихся странах, издают декрет-законы. Такие же акты издаются иногда президентами парламентарных республик, но на основе делегирования законодательных полномочий или принадлежащей им по конституциям рег- ламентарной власти. В некоторых странах (например, в отдельные периоды развития в СССР) существовала или существует (в современном Китае) множественность законодательных органов — законы издаются не только парламентом. В тех случаях, где З.в. осуществляется только парламентом, парламент может иметь неограниченную З.в., т.е. принимать законы по любым вопросам (например в Великобритании) или его законодательные полномочия могут быть ограничены перечнем вопросов, указанных в конституции (Франция). В федеративном государстве наряду с федерацией З.в. в соответствии с размежеванием предметов ведения осуществляется также субъектами федерации, она может осуществляться политическими автономными образованиями (например Аландские острова в Финляндии) по вопросам, указанным в конституции или законе об автономии. Представительные органы, издающие законы, в самом общем виде называются легислатурами. В России законодательным органом Федерации является Федеральное Собрание, законы субъектов Федерации в России издают их законодательные (представительные) органы. В.Е. Чиркин
Источник: Юридическая энциклопедия