ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Законодательная власть
одна из трех ветвей государственной власти, наделенная исключительным правом принимать законы, в рамках которых развивается общество.

Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.

Законодательная власть

Представляет собой совокупность полномочий по изданию законов, а также систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия.

Источник: Словарь терминов к курсу по правам человека

Законодательная власть
обособившаяся в условиях реализации принципа разделения властей (наряду с исполнительной и судебной) и действующая при разграничении функций и полномочий в системе сдержек и противовесов власть, обладающая исключительным правом принимать законы. 3аконодательная власть - непосредственный носитель суверенитета народа, выразитель его воли и интересов. Однако во избежание возобладания и абсолютизации законодательной власти в цивилизованном государстве должны существовать законодательно закрепленные юридические ее ограничения - права человека и гражданина, собственная компетенция и компетенция других властей и др., а также право вето на принимаемые законы, юридические основания и процедура роспуска парламента. С другой стороны - законодательная власть участвует в учреждении и контролирует исполнительную власть, участвует в формировании судебной власти.

Источник: Теория государства и права в схемах и определениях

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
согласно теории разделения властей одна из трех уравновешивающих друг друга властей в государстве. Представляет собой совокупность полномочий по изданию законов, а т.ж. систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия. В демократических государствах З.в. может осуществляться не только специальными законодательными органами (парламентами, местными законодательными ассамблеями), но т.ж. и непосредственно избирательным корпусом (политически дееспособными гражданами) путем референдума, а в некоторых случаях и органами исполнительной власти - в порядке делегированного или чрезвычайного законодательства. Конституции ряда современных государств содержат положения о том, что З.в. принадлежит совместно монарху и парламенту или палатам парламента и главе государства как составной части парламента. В абсолютных монархиях (Оман, Бруней, Саудовская Аравия) З.п. принадлежит исключительно монарху.

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
разновидность государственной власти, основной функцией которой является принятие законов государства; осуществляется обычно парламентом государства. Конституции некоторых современных государств содержат положения о том, что З.в. принадлежит совместно монарху и парламенту или палатам парламента и главе государства, как составной части парламента. В абсолютных монархиях (Оман, Бруней. Саудовская Аравия) З.в. принадлежит исключительно монарху.
Наряду с основной функцией парламент может осуществлять: представительство народа; участие в верховном руководстве (управлении) делами государства (особенно в формировании внутренней и внешней политики государства, утверждении бюджета государства и др.); участие в формировании других государственных органов и назначении ряда высших государственных должностных лиц; парламентский контроль; объединение и координацию деятельности всех представительных органов в государстве. Оптимальная реализация функций З.в. требует четкого разделения властей - законодательной, исполнительной, судебной. З.в. РФ осуществляет ФС - представительный и законодательный орган РФ.

Источник: Энциклопедия юриста

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
разновидность государственной власти. Осуществляется главным образом парламентом государства, хотя не исключается принятие законов на референдуме. Главное выражение з.в. – принятие законов государства, это ее основная функция. Однако наряду с этим парламент может осуществлять и другие функции: представительство народа; участие в верховном руководстве (управлении) делами государства (особенно в формировании внутренней и внешней политики государства, ее осуществлении, утверждении бюджета государства и др.); участие в формировании других государственных органов и назначении ряда высших государственных должностных лиц; парламентский контроль; объединение и координация деятельности всех представительных органов в государстве.
Если в государстве взята за основу система разделения властей, з.в. называется первой среди них (т. е. законодательная, исполнительная, судебная власти, а не в иной последовательности). По мнению одних исследователей, все три ветви власти являются равными в системе разделения властей. По мнению других, в определенных отношениях з.в. всетаки занимает главенствующее (или определяющее) положение, поскольку только она принимает главные акты государства – законы, на основе которых действуют две другие ветви власти, имеет право формирования органов, относящихся к другим ветвям власти, а также право контроля в отношении органов исполнительной власти. Если в государстве и не проповедуется теория разделения властей, все равно на практике парламент называют з.в.
В Российской Федерации принцип разделения властей закреплен в Конституции (ст. 10). З.в. РФ осуществляет Федеральное Собрание – представительный и законодательный орган РФ (ст. 11 и 94 Конституции).

Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
в соответствии с концепцией разделения властей одна из трех уравновешивающих друг друга «ветвей» государственной власти. Орган З.в. издает законы, имеющие в иерархии правовых актов высшую юридическую силу после конституции — основного закона. З.в. по общему правилу принадлежит парламенту, однако во многих странах в ее осуществлении реально или номинально участвует глава государства, промульгирующий законы и имеющий право вето. В связи с этим в ряде стран глава государства рассматривается как составная часть парламента в широком понимании этого термина. Наряду с изданием законов парламенту принадлежат другие полномочия: назначение или выборы некоторых должностных лиц, контроль в отношении правительства или министров, утверждение государственного бюджета и т.д. В абсолютных монархиях З.в. принадлежит главе государства — монарху. Президенты некоторых республик, особенно в развивающихся странах, издают декрет-законы. Такие же акты издаются иногда президентами парламентарных республик, но на основе делегирования законодательных полномочий или принадлежащей им по конституциям рег- ламентарной власти. В некоторых странах (например, в отдельные периоды развития в СССР) существовала или существует (в современном Китае) множественность законодательных органов — законы издаются не только парламентом. В тех случаях, где З.в. осуществляется только парламентом, парламент может иметь неограниченную З.в., т.е. принимать законы по любым вопросам (например в Великобритании) или его законодательные полномочия могут быть ограничены перечнем вопросов, указанных в конституции (Франция). В федеративном государстве наряду с федерацией З.в. в соответствии с размежеванием предметов ведения осуществляется также субъектами федерации, она может осуществляться политическими автономными образованиями (например Аландские острова в Финляндии) по вопросам, указанным в конституции или законе об автономии. Представительные органы, издающие законы, в самом общем виде называются легислатурами. В России законодательным органом Федерации является Федеральное Собрание, законы субъектов Федерации в России издают их законодательные (представительные) органы. В.Е. Чиркин

Источник: Юридическая энциклопедия

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
119.25 кб

Особенности злоупотреблений законодательной власти

Гдалевич Ирина Александровна
В статье выделены и проанализированы основные аспекты идеи приоритета законодательной ветви государственной власти над иными ее институтами.
Читать PDF
139.85 кб

Защита прав и свобод органами законодательной власти

Джамбулатов Сераждин Исаевич
Задача: задача, которая стояла перед автором статьи проанализировать особую роль законодательных (представительных) органов государственной власти в сфере защиты прав человека.
Читать PDF
1,017.10 кб

Законодательная власть как вид государственной власти

Земляк К.М.
Читать PDF
131.41 кб

О российских традициях двухпалатной законодательной власти

Тлебзу Ася Даудовна
Статья посвящена рассмотрению основных этапов развития двухпалатной системы организации и функционирования парламента в России, выявлению места и роли парламента в современной политико-правовой системе Российской Федерации.
Читать PDF
238.33 кб

Природоохранная деятельность Федеральной законодательной власти

Бринчук М. М.
Читать PDF
103.22 кб

Коммуникативные модели в деятельности законодательной власти региона

Агранович C.
Читать PDF
1.23 мб

Представительная природа законодательной власти: современный контекст

Червонюк Владимир Иванович
Представительный характер законодательной власти это ее конституирующий, сущностный компонент; факт непосредственной делегации «собственником» власти народом законодательных полномочий государственной институции наделяет последнюю
Читать PDF
231.32 кб

Законодательное обеспечение прозрачности деятельности публичной власти

Дементьева Ольга Александровна
Анализируются проблемы законодательного обеспечения прозрачности деятельности публичной власти. Рассматриваются такие важные для государства и общества сферы публичной деятельности, как бюджетная и градостроительная.
Читать PDF
149.11 кб

Конструкция представительной законодательной власти современного государства

Назарова Ирина Сергеевна
Читать PDF
668.33 кб

Проблемы организации законодательной власти в субъектах Российской Федерации

Романовская Ольга Валентиновна, Безрукова Олеся Владимировна
В статье анализируются проблемы организации законодательной власти в субъектах Российской Федерации.
Читать PDF
389.95 кб

Концептуальные подходы к оценке эффективности законодательной власти региона

Кулова Маргарита Ростиславовна
В статье представлен социологический анализ эффективности деятельности парламента Республики Северная Осетия Алания на основе проведенных в марте апреле 2015 г.
Читать PDF
174.62 кб

Государственные решения в системе законодательной власти Российской Федерации

Ширшиков Валентин Валентинович
На всех этапах развития Парламента РФ особое внимание научным сообществом и законодателями уделялось процедуре легитимации принимаемых им государственных решений.
Читать PDF
111.79 кб

2009. 02. 003. Чиркин В. Е. Законодательная власть. - М. : норма, 2008. - 335 с

Деев Н. Н.
Читать PDF
194.96 кб

Генезис законодательной ветви власти в Российском государстве до начала XX века

Курмаз Анна Ивановна
В данной статье обозначены предпосылки и основные шаги на пути к выделению законодательной ветви власти в Российском государстве вплоть до начала XX века.
Читать PDF
189.55 кб

Законодательная власть и конструкция законодательной воли (аналитический дискурс)

Червонюк Владимир Иванович
Если только не уходить в область сюрреализма при анализе проблемы законодательной воли, то, видимо, правомерной будет констатация того, что правовая реальность современных государств более всего приемлет модель законодательствован

Похожие термины:

  • ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

    обусловленный характером разделения властей вид государственной власти в РФ, наделенный правом издания нормативных правовых актов, обладающих высшей юридической силой. На федеральном уровне за
  • Законодательная власть в субъектах РФ

    (всего 83 субъекта Федерации) осуществляется через законодательные (представительные) органы (гл. 2 № 184-ФЗ), олицетворяющие народное представительство и осуществляющие главным образом законодател
  • Законодательная власть в Российской Федерации

    вид государственной власти, государственные органы которой осуществляют законодательную, нормотворческую деятельность. Одновременно они являются представительными органами, т. е. избираются (ф