ЗАКРЫТОЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ЗАКРЫТОЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
имеющая органы местного самоуправления административно-территориальная единица, в пределах которой расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты (далее - предприятия и (или) объекты), для которых необходим особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан (Закон РФ "О закрытом административно-территориальном образовании" от 14 июля 1992 г.).

Источник: Большой юридический словарь

Закрытое административно-территориальное образование

Закрытым административно-территориальным образованием признается имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и другие объекты ... для которых необходим особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.
Закон Российской Федерации от 14.07.92 N 3297-I, ст. 1

Источник: Словарь юридических понятий (из актов Российского законодательства)

ЗАКРЫТОЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, по переработке радиоактивных и других материалов; военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан. В Российской Федерации принят Закон о 3. а.-т. о. (принят 14 июля 1992 г., действует с изменениями и дополнениями от 16 октября 1996 г., 17 июля 1998 г., 17 марта 1999 г.).
Решение о создании 3. а.-т. о. принимается Президентом РФ. Соответствующие вопросы предварительно согласовываются Правительством РФ с субъектами РФ. 3. а.-т. о. находится в ведении федеральных органов государственной власти по вопросам административной подчиненности и границ, определения полномочий органов субъектов РФ, обеспечения особого режима безопасного функционирования предприятий и объектов, включающего специальные условия проживания граждан, охраны общественного порядка и обеспечения противопожарной безопасности.
Для 3. а.-т. о. существуют особенности въезда, землепользования, приватизации, совершения сделок с недвижимостью и др. Для граждан, проживающих и работающих в 3. а.-т. о., предусматриваются определенные социальные гарантии на случай ликвидации объектов, сокращения рабочих мест и иных исключительных обстоятельств. (С. А.)

Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь

ЗАКРЫТОЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (ЗАТО)
территориальное образование, имеющее органы местного самоуправления, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и др. материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан. Территория и границы ЗАТО определяются исходя из особого режима безопасного функционирования предприятий и (или) объектов, а также с учетом потребностей развития населенных пунктов. Населенные пункты, расположенные в ЗАТО, имеют официальные географические названия и вносятся в соответствующие картографические и иные документы, за исключением случаев, специально устанавливаемых Правительством РФ. Решение о создании (об упразднении) ЗАТО принимается Президентом РФ по предложению Правительства РФ. В ЗАТО устанавливается особый режим безопасного функционирования предприятий и (или) объектов, который включает: установление контролируемых и (или) запретных зон по границе и (или) в пределах указанного образования; ограничения на въезд и (или) постоянное проживание граждан на его территории; ограничения на полеты летательных аппаратов над его территорией; ограничения на право ведения хозяйственной и предпринимательской деятельности, владения, пользования и распоряжения землей, природными ресурсами, недвижимым имуществом, вытекающие из ограничений на въезд и (или) постоянное проживание.

Источник: Военно-юридический энциклопедический словарь

ЗАКРЫТОЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых необходим особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий в себя специальные условия проживания граждан. З.а.-т.о. является административно-территориальной единицей, статус которой регулируется Законом РФ от 14 июля 1992 г. "О закрытом административно-территориальном образовании" (с изм. и доп.). Территория и границы З.а.-т.о. определяются исходя из особого режима безопасного функционирования предприятий и объектов. Границы такого образования могут не совпадать с границами субъектов РФ. Населенные пункты, расположенные в нем, имеют официальные географические названия и вносятся в соответствующие картографические и иные документы. Решение о создании (и упразднении) З.а.-т.о. с установлением его административной подчиненности принимается Президентом РФ. З.а.-т.о. находится в федеральной юрисдикции по следующим вопросам: установление административной подчиненности, границ образования; земель, отводимых предприятиям и объектам; определение полномочий органов государственной власти субъектов РФ в отношении данного образования, введение и обеспечение особого режима безопасного функционирования предприятий и объектов; установление контролируемых и (или) запретных зон по границе и в пределах указанного образования; ограничение на въезд и постоянное проживание граждан на его территории; ограничение на полеты летательных аппаратов над его территорией.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 марта 2000 г. № 233 координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам обеспечения функционирования З.а.-т.о. осуществляет Министерство экономики РФ. Кроме того, на Министерство экономики возложены обязанности по подготовке предложений по вопросам: а) создания и упразднения З.а.-т.о.; б) их социально-экономического развития; в) функционирования З.а.-т.о.
(В.Ч.)

Источник: Конституционное право России. Энциклопедический словарь

Закрытое административно-территориальное образование
(ЗАТО) — имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых установлен особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.
ЗАТО закрыты для свободного посещения. Их посещение требует получения специального пропуска, для чего необходимо указать причину посещения.
Во времена СССР такие населенные пункты были строго засекречены. Гражданам СССР, не имевшим права доступа к секретной информации, были недоступны въезд в эти населенные пункты, данные об их местоположении, их названия. Население ЗАТО в статистической отчетности приписывалось к другим населенным пунктам или крупным городам — областным центрам. ЗАТО чаще всего именовались как районы городов: Челябинск-40, Томск-7, Красноярск-26 и др.
В качестве компенсации за сложности, связанные с проживанием в закрытых городах, в советское время в них было лучше налажено снабжение, находились в свободной продаже многие товары, которые в открытых населенных пунктах являлись дефицитом. Уровень благоустройства городов также был выше среднего, лучше развиты социальная сфера и сфера обслуживания. Из-за барьера, препятствовавшего свободному перемещению, в ЗАТО был значительно более низкий уровень преступности. После распада СССР список ЗАТО был рассекречен.
В настоящее время в 22 субъектах Российской Федерации расположены 42 ЗАТО (по состоянию на 2013 г.), в том числе 10 городов находятся в ведении государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», ЗАТО «Звездный городок» — в ведении Федерального космического агентства (Роскосмос), 32 ЗАТО — в ведении Министерства обороны РФ (в том числе 8 ЗАТО относятся к Военно-Морскому флоту, 15 — к Ракетным войскам стратегического назначения, 4 — к Космическим войскам, профили остальных ЗАТО — уничтожение химического оружия, военная связь и строительство). Всего в закрытых административно-территориальных образованиях проживают 1,3 млн. чел.
Правовой статус ЗАТО установлен Законом Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании» от 14.07.1992 г. № 3297–1. Принятый в 1992 г. в условиях экономической и политической нестабильности, этот закон сыграл важную роль в обеспечении работы организаций, по роду деятельности которых были созданы ЗАТО, в обеспечении мер по социальной защите граждан, проживающих и (или) работающих в нем. За прошедшие годы в закон неоднократно вносились изменения, что было продиктовано требованием времени.
В соответствии с Законом «О закрытом административно-территориальном образовании» вся территория ЗАТО является территорией муниципального образования со статусом городского округа.
Территория и границы ЗАТО определяются исходя из особого режима безопасного функционирования предприятий и (или) объектов, а также с учетом потребностей развития населенных пунктов. В период действия особого режима безопасного функционирования границы ЗАТО могут не совпадать с границами субъектов РФ.
ЗАТО находится в ведении федеральных органов государственной власти по вопросам:
— установления административной подчиненности, границ ЗАТО и земель, отводимых предприятиям и (или) объектам;
— определения полномочий органов государственной власти субъектов РФ в отношении ЗАТО;
— медико-санитарного обеспечения населения ЗАТО;
— выдачи разрешений на строительство на земельных участках, занимаемых предприятиями по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военными и иными объектами, для которых установлен особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны;
— обеспечения особого режима безопасного функционирования предприятий и (или) объектов, включающего специальные условия проживания граждан, охраны общественного порядка и обеспечения противопожарной безопасности.
Решения по названным вопросам принимаются Правительством РФ.
Федеральные законы, законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ, а также нормативно-правовые акты органов местного самоуправления действуют в отношении ЗАТО с учетом особенностей, установленных Законом о ЗАТО.
Решения о создании, преобразовании, реорганизации ЗАТО принимаются Президентом РФ на основании предложений, вносимых Правительством РФ. При этом предложения об установлении административной подчиненности, определении границ ЗАТО вносятся Правительством РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в ведении которых находятся соответствующие территории.
При принятии решения о реорганизации ЗАТО с учетом предложений соответствующих органов государственной власти, местного самоуправления определяются этапность и сроки снятия или изменения особого режима безопасного функционирования предприятий и (или) объектов, включающего специальные условия проживания граждан, а также изменения административнотерриториального деления, виды и формы государственной поддержки населения на переходный период, программы социальноэкономического развития муниципального образования.
Особый режим безопасного функционирования предприятий и (или) объектов в ЗАТО включает:
— установление контролируемых и (или) запретных зон по границе и (или) в пределах указанного образования;
— ограничения на въезд и (или) постоянное проживание граждан на его территории; — ограничения на полеты летательных аппаратов над его территорией;
— ограничения на право ведения хозяйственной и предпринимательской деятельности, владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, недвижимым имуществом, вытекающие из ограничений на въезд и (или) постоянное проживание;
— ограничения на создание и деятельность на его территории организаций, учредителями которых являются иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные некоммерческие неправительственные организации, отделения иностранных некоммерческих неправительственных организаций, организации с иностранными инвестициями. Решение об обеспечении особого режима в отношении ЗАТО принимается Правительством РФ. Им же устанавливается порядок обеспечения особого режима.
Особенности режима ЗАТО оказывают прямое воздействие на множество сфер жизнедеятельности лиц и организаций, связанных с данными образованиями. Законом о ЗАТО установлены особенности землепользования, а также приватизации и совершения иных сделок с недвижимым имуществом, находящимся на территории ЗАТО. К участию в приватизации недвижимого имущества, являющегося государственной или муниципальной собственностью и находящегося на территории ЗАТО, и совершению сделок с ним допускаются граждане РФ, постоянно проживающие на данной территории, и юридические лица, расположенные и зарегистрированные на этой территории. Участие иных граждан и юридических лиц в совершении сделок с недвижимым имуществом, находящимся на территории ЗАТО, допускается по решению его органов местного самоуправления, согласованному с органами государственной власти субъектов РФ и федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся предприятия и (или) объекты, по роду деятельности которых создано ЗАТО.
З. А. Алиева

Источник: Местное самоуправление: энциклопедия

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
389.39 кб

Правовой статус закрытых административно-территориальных образований

Кильдеева Юлия Рафиковна
Статья посвящена проблеме правового статуса закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) в условиях действующего законодательства Российской Федерации.
Читать PDF
542.04 кб

Особенности маркетинга закрытого административно-территориального образования

Власова Наталья Юрьевна, Комаров Антон Евгеньевич
После сворачивания «гонки вооружений» закрытые атомные города выпали из потока жизни; накопленный научно-технический, социальный, инфраструктурный потенциал используется далеко не полностью, а резервы развития за счет особого стат
Читать PDF
530.41 кб

Качество жизни населения закрытого административно-территориального образования

Козлов Вадим Николаевич
В статье рассматриваются результаты изучения общественного мнения в городе Озерске. В сентябре 2006 года по представительной выборке здесь были оп-рошены 1000 взрослых жителей.
Читать PDF
127.34 кб

Перспективы развития закрытых административно-территориальных образований в Арктике

Козьменко С.Ю., Брызгалова А.Е.
Дана оценка происходящих изменений в функционировании закрытых административно-территориальных образований России под воздействием как внешних факторов обострения внешнеполитической обстановки, так и внутренних долгосрочного наращ
Читать PDF
255.43 кб

Формирование стратегии развития закрытых административно-территориальных образований

Файков Дмитрий Юрьевич, Раткевич Ольга Сергеевна
В статье предлагается алгоритм формирования стратегии развития закрытых административно-территориальных образований, сочетающий государственный и местный блоки.
Читать PDF
416.00 кб

Правовые последствия упразднения закрытых административно-территориальных образований

Синюгин Вадим Вадимович
Данная статья освещает возможные проблемы и правовые последствия от упразднения закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) в условиях действующего законодательства Российской Федерации.
Читать PDF
678.80 кб

Особенности бюджетного процесса в закрытых административно-территориальных образованиях

Боренштейн А.Л., Позднякова Е.В.
В данной статье поднимается проблема финансовой зависимости закрытых административно-территориальных образований от федерального центра, а так же отсутствие в действующем федеральном законодательстве четкой регламентации процесса
Читать PDF
747.57 кб

Система информатизации населения закрытого административно-территориального образования

Кухтин Петр Викторович, Сухарев Артем Олегович, Бойков Александр Игоревич
Формирование информатизации населения муниципальных образований является одной из главных обязанностей администрации муниципального образования.
Читать PDF
1.40 мб

Особенности выдачи займов из бюджета закрытых административно- территориальных образований

Ицкович Б.Ф.
Читать PDF
779.24 кб

Оценка состояния внелегальной экономики закрытого административно-территориального образования

Летаева Татьяна Валерьевна, Федорова Оксана Анатольевна
В работе поставлена цель изучить современные методы расчета внелегальной экономики и разработать альтернативный, апробация которого произведена в ОЭПиПК Управления МВД России по ЗАТО г. Озёрск Челябинской области.
Читать PDF
335.01 кб

Понятие административно-правового режима в закрытом административно-территориальном образовании

Черечукин Дмитрий Вячеславович
Статья посвящена вопросу правового регулирования в закрытом административно-территориальном образовании.
Читать PDF
702.99 кб

Специфика развития закрытого административно-территориального образования как объекта маркетинга

Ергунова Ольга Титовна, Смирнов Сергей Владимирович
Рассмотрены основные признаки закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО): «закрытость» территории, ограничения информационного обмена, ограничения на ведение предпринимательской деятельности, возможностей привлече
Читать PDF
160.84 кб

Обеспечение продовольственной безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях

Фролов Александр Викторович
Продовольственная безопасность одна из серьезных мировых проблем. Наиболее существенная ее составляющая связана с обеспечением физической и экономической доступности продовольствия для населения.
Читать PDF
32.19 мб

Запреты пропускного режима закрытого административно-территориального образования: «Нарушения и нака

Михеева Ирина Вячеславовна, Логинова Анастасия Сергеевна
Статья посвящена вопросам обеспечения одного из видов административно-правовых режимов режима закрытого административно-территориального образования (ЗАТО). Внимание уделяется его важной составляющей пропускному режиму.
Читать PDF
101.96 кб

Стратегия развития закрытых административно-территориальных образований и обеспечение органами внутр

Золин Э.В.
В статье обоснована необходимость разработки стратегии развития закрытых административно-территориальных образований во взаимосвязи с экономической безопасностью.