ЗАКРЫТОЕ АДМИНИСТРАТИВНОТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Найдено 1 определение
ЗАКРЫТОЕ АДМИНИСТРАТИВНОТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан. В литературе и практическом обиходе распространено сокращение ЗАТО. Принят Закон РФ о ЗАТО от 14 июля 1992 г. (ред. от 29 декабря 2014 г.).
Вся территория ЗАТО является территорией муниципального образования со статусом городского округа. Территория и границы ЗАТО определяются исходя из особого режима безопасного функционирования предприятий и (или) объектов, а также с учетом потребностей развития населенных пунктов. При установлении и (или) изменении границ ЗАТО и при его реорганизации требования законодательства РФ об учете мнения населения не применяются. Границы ЗАТО на период действия особого режима безопасного функционирования могут не совпадать с границами субъектов РФ. Населенные пункты, расположенные в ЗАТО, входят в состав городского округа.
ЗАТО находится в ведении федеральных органов государственной власти по вопросам: установления административной подчиненности, границ указанного образования и земель, отводимых предприятиям и (или) объектам; определения полномочий органов государственной власти субъектов РФ в отношении указанного образования; медикосанитарного обеспечения; выдачи разрешений на строительство на земельных участках, занимаемых предприятиями и (или) объектами на территории ЗАТО; обеспечения особого режима безопасного функционирования предприятий и (или) объектов, включающего специальные условия проживания граждан, охраны общественного порядка, и обеспечения пожарной безопасности. Решения по указанным вопросам принимаются Правительством РФ, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Федеральные законы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, а также нормативные правовые акты органов местного самоуправления действуют в отношении ЗАТО с учетом особенностей, устанавливаемых Законом о ЗАТО.
Решение о создании (преобразовании), реорганизации ЗАТО принимается Президентом РФ. Предложение о создании (преобразовании), реорганизации ЗАТО вносится Правительством РФ. Это предложение вносится Правительством РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ, в ведении которых находятся соответствующие территории.
Особый режим безопасного функционирования предприятий и (или) объектов в ЗАТО включает: установление контролируемых и (или) запретных зон по границе и (или) в пределах указанного образования; ограничения на въезд и (или) постоянное проживание граждан на его территории; ограничения на полеты летательных аппаратов над его территорией; ограничения на право ведения хозяйственной и предпринимательской деятельности, владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, недвижимым имуществом, вытекающие из ограничений на въезд и (или) постоянное проживание; ограничения на создание и деятельность на его территории организаций, учредителями которых являются иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные некоммерческие неправительственные организации, отделения иностранных некоммерческих неправительственных организаций, организации с иностранными инвестициями.
На территории ЗАТО не допускаются создание и деятельность организаций, учредителями которых являются иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные организации, иностранные некоммерческие неправительственные организации, отделения иностранных некоммерческих неправительственных организаций, а также деятельность международных организаций (объединений).
Структура, порядок формирования, полномочия и ответственность органов местного самоуправления городского округа ЗАТО определяются в соответствии с законодательством по вопросам местного самоуправления с учетом особенностей, установленных Законом 1992 г.
Органы местного самоуправления ЗАТО: координируют деятельность предприятий и (или) объектов, подразделений охраны, полиции, гражданской обороны и иных служб при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций; разрабатывают схемы оповещения и эвакуации населения в случаях аварий на предприятиях и (или) объектах либо при их угрозе; участвуют совместно с руководителями предприятий и (или) объектов и органами ФСБ в определении пропускного режима в ЗАТО; по согласованию с органами ФСБ имеют право давать разрешение на въезд граждан в ЗАТО; осуществляют контроль за санитарноэпидемиологическим, радиационным и экологическим состоянием территорий; выступают заказчиком на строительство и ремонт жилья, объектов социальной инфраструктуры, в том числе на основе долевого участия юридических лиц, расположенных на его территории и др.
Гражданам, проживающим или работающим в ЗАТО, предоставляются определенные социальные гарантии и компенсации, включая повышенный уровень бюджетной обеспеченности населения, меры социальной защиты, льготы в оплате труда, государственном страховании и гарантии занятости.

Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.



Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
457.80 кб

Кластерный подход в развитии закрытого административнотерриториального образования Железногорск

Безруких Д. В., Крюков А. Ф.
В статье представлены результаты разработки кластера в г. Железногорске Красноярского края.
Читать PDF
173.13 кб

Новые тенденции в развитии закрытых административнотерриториальных образований (на примере зато атом

Файков Д. Ю., Байдаров Д. Ю.
Закрытые административно-территориальные образования, созданные по роду деятельности предприятий атомной промышленности, долгое время существовали в стабильных социально-экономических условиях.