Запрет
Запрет
способ правового регулирования, при котором лицо должно воздержаться от совершения определенных социально вредных правонарушений.
Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.
Запрет
один из способов правового воздействия, выражающийся в предписании: "Так нельзя себя вести и поступать...", т.е. запрет всегда есть указание о нежелательном, осуждаемом поведении в соответствующей ситуации. Следствием действия запрета является исполнение обязанности, воздержание от поступка. Несоблюдение запрета влечет наступление юридической ответственности.
Источник: Теория государства и права в схемах и определениях
ЗАПРЕТ
способ правового регулирования, смысл которого в возложении на лицо обязанности воздерживаться от определенного поведения, от совершения тех или иных действий. Например, З. на незаконные действия с наркотиками. З. выражаются в юридических обязанностях пассивного содержания (нельзя переходить улицу при красном свете светофора, охотиться в заповедниках). Очевидна следующая связь: нарушение юридических З. влечет реализацию юридической ответственности, иных средств государственного принуждения, которые локализуют, блокируют противоправное поведение.
Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению
ЗАПРЕТ
Запрет – это государственное властное веление, указывающее на недопустимость определенного поведения под угрозой наступления ответственности, закрепляющее юридическую невозможность реально возможного поведения, причиняющего ущерб интересам личности, государства, общества.
Запрет наиболее древний регулятор человеческого поведения. В первобытном обществе запреты в виде табу стали первыми прообразами современных правовых норм. По своей сути юридические запреты есть правовые обязанности пассивного характера, т.е. обязанности воздерживаться от действий определенного рода. Наряду с общими признаками обязанностей – принципиальной однозначностью, императивной категоричностью, непререкаемостью, обеспечением действенными юридическими механизмами – запреты имеют свою специфику. Они воплощаются в особой разновидности юридических норм – запрещающих, им соответствуют свой способ реализации – соблюдение, они неразрывно связаны с таким правовым явлением, как юридическая ответственность. Вербальная конструкция запрета выражается в форме «должен», «обязан», «не вправе». Запреты выполняют в механизме правового регулирования закрепительную, фиксирующую функцию, состоящую в утверждении, возведении в ранг неприкосновенного, незыблемого существующие господствующие порядки и отношения. Это необходимое юридическое средство обеспечения организованности общественных отношений, охраны прав и законных интересов граждан и общества, создания барьера для нежелательного, социально вредного поведения. Классифицировать запреты возможно на: - общие, т.е. адресованные всем без исключения субъектам права; - специальные, рассчитанные на определенную ситуацию и подлежащие исполнению не всеми субъектами права, а только теми, которые указаны в соответствующих правовых нормах. Функциональным назначением запретов является не непосредственное регулирование определенного рода отношений, а предотвращение их возникновения. Непосредственная цель запрета – удержать от неправомерного поступка, не допустить его и тем самым способствовать поддержанию нормального состояния общественных отношений.
Запрет наиболее древний регулятор человеческого поведения. В первобытном обществе запреты в виде табу стали первыми прообразами современных правовых норм. По своей сути юридические запреты есть правовые обязанности пассивного характера, т.е. обязанности воздерживаться от действий определенного рода. Наряду с общими признаками обязанностей – принципиальной однозначностью, императивной категоричностью, непререкаемостью, обеспечением действенными юридическими механизмами – запреты имеют свою специфику. Они воплощаются в особой разновидности юридических норм – запрещающих, им соответствуют свой способ реализации – соблюдение, они неразрывно связаны с таким правовым явлением, как юридическая ответственность. Вербальная конструкция запрета выражается в форме «должен», «обязан», «не вправе». Запреты выполняют в механизме правового регулирования закрепительную, фиксирующую функцию, состоящую в утверждении, возведении в ранг неприкосновенного, незыблемого существующие господствующие порядки и отношения. Это необходимое юридическое средство обеспечения организованности общественных отношений, охраны прав и законных интересов граждан и общества, создания барьера для нежелательного, социально вредного поведения. Классифицировать запреты возможно на: - общие, т.е. адресованные всем без исключения субъектам права; - специальные, рассчитанные на определенную ситуацию и подлежащие исполнению не всеми субъектами права, а только теми, которые указаны в соответствующих правовых нормах. Функциональным назначением запретов является не непосредственное регулирование определенного рода отношений, а предотвращение их возникновения. Непосредственная цель запрета – удержать от неправомерного поступка, не допустить его и тем самым способствовать поддержанию нормального состояния общественных отношений.
Источник: Юридическая техника. Словарь-справочник.
Запрет
это способ правового регулирования, который представляет собой государственно-властное веление, указывающее на недопустимость определенного поведения под угрозой наступления ответственности, закрепляющее юридическую невозможность реально возможного поведения, причиняющего ущерб интересам личности и государства.
По своей сути юридические запреты есть правовые обязанности пассивного характера, т.е. обязанности воздерживаться от действий определенного рода.
Наряду с общими признаками обязанностей - принципиальной однозначностью, императивной категоричностью, непререкаемостью, обеспечением действенными юридическими механизмами - запреты имеют свою специфику. Они воплощаются в особой разновидности юридических норм - запрещающих, им соответствует свой способ реализации - соблюдение, они неразрывно связаны с таким правовым явлением, как юридическая ответственность.
Запрет - наиболее древний регулятор человеческого поведения. В первобытном обществе именно запреты в виде табу стали первыми прообразами современных правовых норм. Они выполняют в механизме правового регулирования закрепительную, фиксирующую функцию, состоящую в утверждении, возведении в ранг неприкосновенного, незыблемого существующие господствующие порядки и отношения. Это необходимое юридическое средство обеспечения организованности общественных отношений, охраны прав и законных интересов граждан и общества, создания барьера для нежелательного, социально вредного поведения.
Функциональным назначением запретов является не непосредственное регулирование определенного рода отношений, а предотвращение их возникновения. Запрещающие нормы существуют для того, чтобы в установленных законом случаях субъекты права не превращались в субъектов правоотношения. Непосредственная цель запрета - удержать от неправомерного поступка, не допустить его и тем самым способствовать поддержанию нормального состояния общественных отношений.
Запреты бывают общими, т.е. адресованными всем без исключения гражданам, и специальными, которые рассчитаны на определенную ситуацию и подлежат исполнению не всеми субъектами права, а только теми, которые указаны в соответствующих правовых нормах.
По своей сути юридические запреты есть правовые обязанности пассивного характера, т.е. обязанности воздерживаться от действий определенного рода.
Наряду с общими признаками обязанностей - принципиальной однозначностью, императивной категоричностью, непререкаемостью, обеспечением действенными юридическими механизмами - запреты имеют свою специфику. Они воплощаются в особой разновидности юридических норм - запрещающих, им соответствует свой способ реализации - соблюдение, они неразрывно связаны с таким правовым явлением, как юридическая ответственность.
Запрет - наиболее древний регулятор человеческого поведения. В первобытном обществе именно запреты в виде табу стали первыми прообразами современных правовых норм. Они выполняют в механизме правового регулирования закрепительную, фиксирующую функцию, состоящую в утверждении, возведении в ранг неприкосновенного, незыблемого существующие господствующие порядки и отношения. Это необходимое юридическое средство обеспечения организованности общественных отношений, охраны прав и законных интересов граждан и общества, создания барьера для нежелательного, социально вредного поведения.
Функциональным назначением запретов является не непосредственное регулирование определенного рода отношений, а предотвращение их возникновения. Запрещающие нормы существуют для того, чтобы в установленных законом случаях субъекты права не превращались в субъектов правоотношения. Непосредственная цель запрета - удержать от неправомерного поступка, не допустить его и тем самым способствовать поддержанию нормального состояния общественных отношений.
Запреты бывают общими, т.е. адресованными всем без исключения гражданам, и специальными, которые рассчитаны на определенную ситуацию и подлежат исполнению не всеми субъектами права, а только теми, которые указаны в соответствующих правовых нормах.
Источник: Большой юридический словарь
ЗАПРЕТ
в соответствии с общепринятым значением данного термина прямое или косвенное неразрешение (запрещение) какихлибо действий. Данное понятие применяется наряду с другими отраслями права также в конституционном, муниципальном, административном праве с непосредственным применением слов «запрет», «запрещение».
Например, важное значение для статуса и деятельности депутатов всех уровней, государственных и муниципальных служащих имеет Федеральный закон от 7 мая 2013 г. (ред. от 22 декабря 2014 г.) «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами». Конституционноправовое содержание можно увидеть в Федеральном законе от 20 мая 2002 г. (ред. от 29 марта 2010 г.) «О временном запрете на клонирование человека», в Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. (ред. от 31 декабря 2014 г.) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», который содержите! 45 «Запретэвтаназии». Важные положения для статуса человека и гражданина имеют: Федеральный закон от 27 июля 2004 г. (ред. от 31 декабря 2014 г.) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст. 17. Запреты, связанные с гражданской службой); Федеральный закон от 2 марта 2007 г. (ред. от 22 декабря 2014 г.) «О муниципальной службе в Российской Федерации» (Статья 14. Запреты, связанные с муниципальной службой); Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. (ред. от 31 декабря 2014 г.) «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (ст. 16. Запрет рекламы и стимулирования продажи табака, спонсорства табака); Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. (ред. от 14 октября 2014 г.) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (Статья 16. Дополнительные требования к обороту информационной продукции, запрещенной для детей).
О «запрещенном» неоднократно говорит Федеральный закон от 11 июля 2001 г. (ред. от 3 февраля 2015 г.) «О политических партиях». Например: запрещается использовать наименование политической партии, оскорбляющее расовые, национальные или религиозные чувства; запрещаются создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности; запрещается вмешательство политических партий в учебный процесс образовательных учреждений.
Еще раз подчеркнем: запреты зачастую обозначаются другими словами. Например, ч. 3 ст. 32 Конституции гласит: «Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда». Федеральный закон о политических партиях говорит (ст. 6, 7), что общественные объединения, не являющиеся политическими партиями, не могут использовать в своем наименовании слово «партия»; в качестве эмблемы и иных символов политической партии не могут быть использованы эмблемы и иные символы существующих в РФ политических партий, а также эмблемы и иные символы организаций, деятельность которых на территории Российской Федерации запрещена.
Таким образом, слова «не имеют права», «не могут быть использованы» отражают запретительное начало предписаний.
В научной литературе порой говорят о так называемом позитивном з. – если для какогото субъекта зафиксировано его право, тем самым для других субъектов права норма означает з. использования данного права. Как пример: если согласно Конституции РФ кандидатуры судей высших судов РФ представляет Президента РФ, а назначает их Совет Федерации, это означает, что больше никому не разрешено (т. е. запрещено) вносить и назначать соответствующие кандидатуры.
Например, важное значение для статуса и деятельности депутатов всех уровней, государственных и муниципальных служащих имеет Федеральный закон от 7 мая 2013 г. (ред. от 22 декабря 2014 г.) «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами». Конституционноправовое содержание можно увидеть в Федеральном законе от 20 мая 2002 г. (ред. от 29 марта 2010 г.) «О временном запрете на клонирование человека», в Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. (ред. от 31 декабря 2014 г.) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», который содержите! 45 «Запретэвтаназии». Важные положения для статуса человека и гражданина имеют: Федеральный закон от 27 июля 2004 г. (ред. от 31 декабря 2014 г.) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст. 17. Запреты, связанные с гражданской службой); Федеральный закон от 2 марта 2007 г. (ред. от 22 декабря 2014 г.) «О муниципальной службе в Российской Федерации» (Статья 14. Запреты, связанные с муниципальной службой); Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. (ред. от 31 декабря 2014 г.) «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (ст. 16. Запрет рекламы и стимулирования продажи табака, спонсорства табака); Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. (ред. от 14 октября 2014 г.) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (Статья 16. Дополнительные требования к обороту информационной продукции, запрещенной для детей).
О «запрещенном» неоднократно говорит Федеральный закон от 11 июля 2001 г. (ред. от 3 февраля 2015 г.) «О политических партиях». Например: запрещается использовать наименование политической партии, оскорбляющее расовые, национальные или религиозные чувства; запрещаются создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности; запрещается вмешательство политических партий в учебный процесс образовательных учреждений.
Еще раз подчеркнем: запреты зачастую обозначаются другими словами. Например, ч. 3 ст. 32 Конституции гласит: «Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда». Федеральный закон о политических партиях говорит (ст. 6, 7), что общественные объединения, не являющиеся политическими партиями, не могут использовать в своем наименовании слово «партия»; в качестве эмблемы и иных символов политической партии не могут быть использованы эмблемы и иные символы существующих в РФ политических партий, а также эмблемы и иные символы организаций, деятельность которых на территории Российской Федерации запрещена.
Таким образом, слова «не имеют права», «не могут быть использованы» отражают запретительное начало предписаний.
В научной литературе порой говорят о так называемом позитивном з. – если для какогото субъекта зафиксировано его право, тем самым для других субъектов права норма означает з. использования данного права. Как пример: если согласно Конституции РФ кандидатуры судей высших судов РФ представляет Президента РФ, а назначает их Совет Федерации, это означает, что больше никому не разрешено (т. е. запрещено) вносить и назначать соответствующие кандидатуры.
Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.