Запреты связанные с муниципальной службой

Найдено 1 определение
Запреты связанные с муниципальной службой
По своему содержанию запреты близки к правоограничениям муниципального служащего, но имеют свою специфику. В первом случае поведение и действия служащих ограничиваются, во втором — императивно запрещаются. Запреты, связанные с муниципальной службой, — это обусловленные и установленные действующим законодательством нормы, однозначно запрещающие муниципальному служащему производить те или иные действия как на службе, так и вне ее. Они также обусловлены особенностями правового режима чиновника.
В связи с прохождением муниципальной службы для служащего Федеральным законом № 25-ФЗ (ст. 14) установлены определенные запреты. Муниципальному служащему запрещается:
1)состоять членом органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом. Согласно Гражданскому кодексу РФ под коммерческими организациями понимаются организации, имеющие в качестве основной цели деятельности извлечение прибыли и ее распределение между участниками организации. Закон запрещает чиновнику на платной основе участвовать в работе органов управления этих организаций. В противном случае он будет уделять основное внимание коммерческой организации, а не службе.
Но закон не запрещает служащему за плату участвовать в деятельности органов управления некоммерческих организаций (например, фондов), которые по закону могут заниматься предпринимательской деятельностью. Прибыль от этой деятельности должна идти на достижение целей этой некоммерческой организации, а не на счет ее сотрудников.
Муниципальный служащий может участвовать в работе органа управления коммерческой организации, когда это предусмотрено федеральным законом и ему в административном порядке, установленном муниципальным правовым актом, поручено участвовать в управлении данной организацией. Установлено, что в целях муниципального контроля и регулирования рыночной экономики в органах управления акционерных обществ, акции которых закреплены в муниципальной собственности, представители муниципалитета участвуют в работе органа управления;
2)замещать должность муниципальной службы в случае: а) избрания или назначения на государственную должность; б) избрания или назначения на муниципальную должность; в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза.
Данный запрет означает, что муниципальный служащий не может быть одновременно депутатом представительного (законодательного) органа любого уровня: от Государственной Думы до поселкового совета. Не может быть муниципальным служащим и лицо, замещающее назначаемую государственную должность Российской Федерации или субъекта Федерации;
3)заниматься предпринимательской деятельностью. Служащим запрещено заниматься деятельностью с целью извлечения прибыли, которая называется предпринимательской или коммерческой. Им не разрешается владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, составляющим материальную основу предпринимательской деятельности. Смысл этого запрета — предотвратить ситуацию, когда муниципальный служащий, используя свои полномочия, работал бы только на свой бизнес. Если он пошел на муниципальную службу, то должен получать заработную плату только из местного бюджета и на время службы забыть о своей предпринимательской деятельности. Но законом не запрещено, чтобы предпринимательской деятельностью занимались родственники муниципального служащего, например, жена, дети. Закон разрешает служащему с уведомления руководителя заниматься любой оплачиваемой непредпринимательской деятельностью — педагогической, научной, творческой и т. д.
Если муниципальный служащий является собственником акции, доли, пая, он обязан на время прохождения службы передать в доверительное управление под гарантию государства все находящиеся в его собственности акции, доли, паи. Общие условия такой передачи установлены Гражданским кодексом РФ (ст. 1012–1026);
4)быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органе местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования, в которых он замещает должность муниципальной службы либо которые непосредственно подчинены или подконтрольны ему. Дело в том, что представитель действует не только от имени, но и в интересах представляемого. Значит, он будет использовать свой должностной ресурс в пользу третьих лиц. Поэтому выполнение представительских функций на муниципальной службе запрещается;
5)получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц. Этот запрет установлен для того, чтобы муниципальный служащий за преподнесенный ему подарок не оказывал предпочтения какомулибо лицу, не оказался обязанным какой— либо организации, желающей получить от него выгоду. Данный пункт раскрывает содержание понятия «вознаграждение»: подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплата развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения.
Закон регулирует вопрос получения муниципальным служащим подарков в связи с исполнением должностных обязанностей. Подарки, полученные муниципальным служащим в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, признаются муниципальной собственностью и передаются муниципальным служащим по акту в орган местного самоуправления, избирательную комиссию муниципального образования, в которых он замещает должность муниципальной службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации;
6)выезжать в командировки за счет средств физических и юридических лиц. Исключения здесь составляют служебные командировки, осуществляемые на взаимной основе по договоренности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования с органами местного самоуправления, избирательными комиссиями других муниципальных образований, а также с органами государственной власти и местного самоуправления иностранных государств, международными и иностранными некоммерческими организациями.
Данный пункт конкретизирует предыдущий и также преследует цель предотвратить подкуп муниципального служащего. Служащим запрещено выезжать за границу по личным делам за счет принимающей стороны, в противном случае он будет этой стороне обязанным. При командировках внутри государства служащий не имеет права получать командировочные деньги от граждан или организаций — он должен их получать только от командирующего органа. При этом муниципальному служащему не запрещено пользоваться услугами принимающей стороны — размещением, транспортом, питанием, но только в объеме обычного гостеприимства;
7)использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического, финансового и иного обеспечения, другое муниципальное имущество. Это конкретный пункт, не требующий особых комментариев;
8)разглашать или использовать в целях, не связанных с муниципальной службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральными законами к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей. Конфиденциальной служебной информацией признается информация, не составляющая государственную тайну, но и не являющаяся общедоступной. В целях реализации данного запрета важно в каждом муниципальном органе определить и утвердить перечень сведений, содержащих информацию конфиденциального и служебного характера, включив данное по-ложение в должностной регламент и служебный контракт служащего. Чиновник обязан соблюдать установленные правила предоставления служебной информации;
9)допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования и их руководителей, если это не входит в его должностные обязанности. Закон не содержит запрета на публичные выступления служащего, в том числе в средствах массовой информации, но он как должностное лицо не должен публично осуждать конституционный строй России, деятельность муниципальных органов, избирательной комиссии муниципального образования и их руководителей.
Если чиновник не согласен с прововимой муниципальной политикой, он должен уйти в отставку. И тогда он может критиковать главу муниципального образования, представительный и другие органы местного самоуправления;
10)принимать без письменного разрешения главы муниципального образования награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций. Государственные награды муниципальные служащие получают в знак признания их заслуг и достижений на муниципальной службе в России. Признание заслуг лица, находящегося на муниципальной службе Российской Федерации, другим государством ставило бы его в двусмысленное положение. Возникает вопрос: за какие заслуги перед иностранным государством награждается этот чиновник? Этот запрет содержит единственное требование — служащий вправе принимать награды, почетные и специальные звания другого государства, иностранной организации, партии или религиозного объединения, но только с письменного разрешения руководителя своего муниципального органа;
11)использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума. Под этим запретом понимается возможность использования муниципальным служащим своего административного ресурса — организационных, финансовых, информационных и других средств. Запрещенными следует считать все действия чиновника по привлечению своих подчиненных или других муниципальных служащих к осуществлению в служебное время деятельности по агитации в пользу того или иного кандидата в депутаты, мэры и т. д.;
12)использовать свое должностное положение в интересах политических партий, религиозных и других общественных объединений. Кроме того, нельзя публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве муниципального служащего, если это не входит в его должностные обязанности. Признавая провозглашенное Конституцией РФ политическое и идеологическое многообразие в России, муниципальная служба должна строиться свободной от партийного диктата.
Задачи, выполняемые муниципальным служащим, требуют от них (как профессиональных управленцев) проявления политической нейтральности, беспристрастности. Они должны всегда помнить, что служат не какой-либо партии, пусть даже проправительственной, а государству и обществу.
Данный запрет требует, чтобы муниципальный служащий не использовал свои должностные полномочия и административный ресурс в пользу какой-либо политической партии или религиозного объединения для пропаганды программы и решений партий и иных организаций. Служащие должны руководствоваться исключительно законом, а не партийными решениями. Муниципальный служащий может быть членом любой зарегистрированной в Минюсте РФ политической партии. Этот запрет не ограничивает свободу слова и убеждений муниципального служащего. Членство в партии не заносится в личное дело служащего. Но агитировать за какую-либо партию и участвовать в политических акциях (съездах, митингах) служащий может только во внеслужебное время. Муниципальный служащий имеет право выдвигаться и регистрироваться кандидатом на выборы как самостоятельно, так и от какойлибо политической партии;
13)создавать в органах местного самоуправления, иных муниципальных органах структуры политических партий, религиозных и других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, а также ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) или способствовать созданию указанных структур. Данный пункт дополняет и конкретизирует предыдущий. Муниципальные служащие не имеют права заниматься «партийным строительством», создавая на муниципальной службе первичные партийные организации или конфессиональные службы.
На муниципальной службе могут в уведомительном порядке создаваться профсоюзы в целях представительства и защиты социально-трудовых интересов служащих. При этом разрешения руководителя муниципального органа на создание профсоюза не требуется. Руководители муниципального органа обязаны воздерживаться от всякого вмешательства в дела профсоюза. Профсоюз не имеет права вмешиваться в деятельность муниципальных органов. То же самое касается ветеранских организаций;
14)прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования трудового спора. Речь идет о возможных забастовках муниципальных служащих, которые запрещены. Муниципальный служащий органически связан с местной властью, поэтому он не может участвовать в забастовках против нее, прекращая исполнение своих обязанностей;
15)входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
16)заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя (работодателя) оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Гражданин после увольнения с муниципальной службы не вправе разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.
Н. Н. Мусинова

Источник: Местное самоуправление: энциклопедия

Реклама