В дореволюционной России землячества трактовались как различные объединения лиц, уроженцев одного города, уезда, губернии (студентов, обучающихся в одном вузе или городе, офицеров и солдат — участников определенной военной кампании и т. д.). Термин «землячество» в современном звучании отражает сложившиеся изменения в российском обществе за годы Советской власти и пореформенный период. Современное З. — это негосударственное, добровольное объединение конкретных лиц или групп людей — выходцев из определенной страны или местности, как правило, тяготеющих к компактному проживанию на территории губернии, города или муниципального образования.
В качестве объединяющего людей признака могут выступать национальность, род деятельности, следование определенным принципам и социальным ценностям.
Россия как многонациональная страна с огромной территорией отличается наличием З. во всем их многообразии. Большинство З. территориально тяготеют к муниципальным образованиям. Они активно участвуют в жизни этих образований и в значительной степени определяют характер протекания в них социально-экономических процессов.
В то же время З. — это достаточно тонкий и специфический социальный организм. Положительное влияние З. на жизнедеятельность муниципальных образований связано с тем, что они аккумулируют культурные, национальные и исторические традиции людей как выходцев из других стран и регионов и тем самым объективно способствуют развитию экономики и культуры на новом месте проживания. Как и всякий другой продукт эпохи, З. переживает в своем становлении и развитии ряд этапов: зарождение, стабилизацию, отмирание отдельных сторон самовыражения и возможность возрождения. Следует иметь в виду, что большинство национальных З. на территории современной России переживают первый из названных этапов становления.
Как правило, на этапе зарождения национального З. люди объединяются по принципу взаимной помощи. Внешняя среда может восприниматься ими как враждебная и агрессивная. На этом этапе развития З. превращается в прототип своеобразного национального анклава внутри другой страны, что отнюдь не способствует нормализации жизни всего населения муниципального образования.
Задача губернского и муниципального управления — способствовать в ускоренном режиме переходу такого З. во вторую «стабильную стадию своего развития, когда последнее формируется исключительно на принципах национально-культурной автономии. На этой стадии развития З. его члены воспринимают язык и культурные традиции своей новой родины как свои собственные. В этом смысле З. выполняет роль социального инструмента взаимообогащения культур и национальных традиций различных народов, но при сохранении России как исторической национальной и культурной общности.
В этой связи диаспора — это религиозная и этническая группа, живущая в новых районах своего расселения — может являться частью землячества, а может и не быть таковой (см. Диаспора).
Включение той или иной диаспоры в состав З. как субъекта муниципального образования — одна из важнейших задач управления на муниципальном и региональном уровнях. З. — помимо всего прочего, является формой интеграции представителей этнической диаспоры в состав местного гражданского общества. Такая интеграция сохраняет право диаспоры на национально-культурную автономию.
Ассоциация землячеств является, как правило, объектом управления на региональном уровне. Например, ассоциация землячеств в г. Москве курируется непосредственно ее мэрией.
Б. Л. Межиров
129.73 кб
«Колымское землячество»: проблема формирования идентичности политических заключенных (на материале м
Эссе посвящено проблеме формирования идентичности у жертв политических репрессий в СССР и узников ГУЛАГа.