ЖАЛОБА
Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.
Источник: Основные термины и понятия административного права. Справочное пособие.
Источник: Экономика и право: словарь-справочник
Источник: Большой юридический словарь
Источник: Интеллектуальная собственность от А до Я справочник КубГАУ Краснодар
Источник: Юридический энциклопедический словарь.-2-е изд. — Москва Проспект 2016. — 1136 с.
Источник: Основы права и обеспечения правовой деятельности преподавателя.
Источник: Электоральная правовая политика современной России. Словарь-справочник. — Москва. Проспект. 2018.
восстановления их прав и законных интересов, нарушенных действиями
либо бездействием должностных лиц соответствующих органов,
учреждений, организаций и предприятий
(Ст.2 Закона Республики Беларусь "Об обращениях граждан")
Источник: Делопроизводство и архивное дело в терминах и определениях
Источник: Теория государства и права в схемах и определениях
Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению
Источник: Профсоюзный словарь-справочник
Ж. подается тогда, когда ее автор считает, что его право, интересы нарушены состоявшимся решением, действием самого адресата жалобы или иного органа, должностного лица, по отношению к которому адресат Ж. занимает положение вышестоящей инстанции. Цель Ж. - добиться принятия решения, действия, которыми восстанавливались бы нарушенное право, законные интересы гражданина.
Подача Ж. является реализацией права гражданина на обращение, закрепленного в ст. 33 Конституции РФ. В уголовном и гражданском процессуальном праве существует специальный порядок обжалования решений, принятых судами (см.: Кассационное обжалование. Кассация). (С. А.)
Источник: Большой юридический словарь
Право гражданина СССР подать Ж. на незаконные действия должностного лица или государственного учреждения, как и обязанность соответствующего органа рассмотреть эту Ж. по существу и принять надлежащие меры, является одной из важнейших гарантий законности в управлении.
В СССР на подачу Ж. имеют право все граждане без исключения. Она может быть подана и по поводу действий должностного лица, не имеющего непосредственного отношения к личным интересам самого жалобщика. В Советском государстве нет каких-либо ограничений для круга должностных лиц и учреждений, на действия которых приносятся Ж. Не ограничен и круг действий, которые могут быть обжалованы. Таким образом, право Ж. в Советском государстве имеет ту принципиальную особенность, что, с одной стороны, Ж. является средством защиты прав и законных интересов граждан в случае их нарушения, а с другой, – правомерная Ж. способствует улучшению работы советского государственного аппарата.
Заявления и письма помогают вскрывать и устранять многие непорядки и неправильные действия, разоблачать нечестных людей, допускающих злоупотребления, расхитителей государственной и общественной собственности. Отсюда следует, что правильная организация дела приема и рассмотрения Ж. и принятия по ним необходимых мер имеет важное значение для укрепления социалистической законности и охраны прав и законных интересов граждан СССР, государственных и общественных учреждений и организаций.
В советском социалистическом государстве установлены организационно-политические и правовые гарантии, обеспечивающие своевременное рассмотрение Ж. и принятие по ним необходимых мер: ответственность за организацию приема и своевременное разрешение Ж. возложена лично на руководителя учреждения; установлены часы приема посетителей ответственными работниками учреждения; введен точный учет поступления и движения Ж.; установлена дисциплинарная и уголовная ответственность работников учреждений, виновных в утере Ж. В целях обеспечения своевременного и правильного разрешенная Ж. они должны рассматриваться в тех органах, к компетенции которых относится вопрос, затронутый в Ж. Жалобы должны разрешаться в установленные сроки: в республиканских, краевых (областных) органах – до 1 месяца, в районных и городских органах – до 20 дней, а Ж. военнослужащих соответственно – до 15 и 7 дней со дня подачи Ж. Вопрос о Ж. считается разрешенным лишь после принятия всех мер, указанных в постановлении органа, разрешающего Ж.
Источник: Советский юридический словарь
Законодательство РФ различает: общее право Ж., которым обладают все граждане, и специальное право Ж., предоставляемое лицам как участникам гражданского, уголовного процесса, административного, дисциплинарного производства, трудовых споров. Одним из видов реализации специального права является жалоба на постановление по делу об административном правонарушении. Общее право Ж. подразделяется на административное и судебное обжалование. В административном порядке могут быть обжалованы акты и действия любого органа и должностного лица любым гражданином. Ж. подается на имя органов или должностных лиц, которым непосредственно подчинены орган, учреждение, организация или должностное лицо, действия которых обжалуются. Ж. должна содержать реквизиты автора (фамилия, имя, отчество лица, подающего жалобу, адрес места жительства, данные о месте работы, службы или учебы). Запрещается рассматривать и принимать меры по анонимным Ж. Ж. подлежит разрешению в срок до одного месяца, о чем должно быть в письменном виде уведомлено лицо, подавшее Ж.
Граждане вправе обжаловать в суд любые действия коллегиальных и едино-начальных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, их объединений или должностных лиц, иных государственных служащих и служащих органов местного самоуправления. Установлен альтернативный порядок обжалования: гражданин может по своему усмотрению обратиться с Ж. непосредственно в суд или к вышестоящему в порядке подчиненности органу (должностному лицу). Если гражданину в удовлетворении Ж. отказано или он не получил ответа на Ж. в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с Ж. поэтому же вопросу в суд. Обжалованию подлежат действия, решения (акты управления), в том числе непредоставление информации, в результате которых: нарушены права и свободы или незаконно созданы препятствия для их осуществления, либо на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность, или он незаконно привлечен к ответственности.
Подать Ж. в суд можно в следующие сроки: в течение 3 месяцев со дня, когда лицу стало известно о нарушении его прав и законных интересов; в течение 1 месяца со дня отказа в удовлетворении Ж. вышестоящим органом (должностным лицом) или со дня истечения месячного срока со дня подачи Ж., если на нее не получен письменный ответ. Ж. подается в суд по месту жительства либо в суд, на территории обслуживания которого находится орган (должностное лицо), действия которого обжалуются. Ж. в суд может быть подана гражданином лично либо его уполномоченным представителем. Рассмотрение Ж. судом производится по правилам гражданского судопроизводства.
Суд, установив незаконность обжалуемых действий, отменяет примененные к гражданину меры юридической ответственности или иным путем восстанавливает его нарушенные права, интересы, свободы. При установлении законности обжалуемых действий суд отказывает в удовлетворении Ж.
В соответствии с Конституцией РФ граждане могут обращаться с Ж. на нарушение их конституционных прав в КС. Акты или отдельные положения закона, признанные по Ж. граждан или по запросам судов общей юрисдикции неконституционными, утрачивают силу. Арбитражный суд рассматривает по Ж. граждан вопросы недействительности актов, адресованных конкретным гражданам, например отказ в государственной регистрации предпринимательской деятельности граждан.
С 1998 г. граждане РФ могут также направлять жалобы в Европейскую Комиссию по правам человека в соответствии с Конвенцией о защите прав человека и основных свобод 1963 г.
Источник: Энциклопедия юриста
Ж. подается тогда, когда ее автор считает, что его право, интерес, либо право, интерес других лиц нарушены состоявшимся решением, действием самого адресата ж. или иного органа, должностного лица, по отношению к которому тот, кому подана ж., занимает положение вышестоящей инстанции. Цель ж. – добиться принятия решения, совершения действия, которым восстанавливались бы нарушенное право, законный интерес гражданина.
Подача ж. является реализацией права гражданина на обращение, закрепленного в ст. 33 Конституции РФ. Более подробно соответствующие вопросы регулирует Федеральный закон от 2 мая 2006 г. (ред. от 24 ноября 2014 г.) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Он определяет (ст. 4), что ж. – просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
При рассмотрении его обращения гражданин имеет право представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании; может знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну. Человек вправе получить письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, уведомление о переадресации своего письменного обращения в орган должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных вопросов; обращаться с ж. на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Он может обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.
Закон гарантирует безопасность гражданина в связи с его обращением, в том числе ж. Запрещается преследование гражданина в связи с обращением в орган или к должностному лицу с критикой их деятельности лица либо в целях восстановления или защиты прав, свобод и законных интересов – как своих, так и других лиц. Кроме того, при рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия.
Письменное обращение, в том числе ж., подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу. Если обращение подано не по адресу, в течение семи дней со дня регистрации его надо направить в орган или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением об этом гражданина.
Но запрещается направлять ж. на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется. Если же никто иной не вправе разрешить ж., тогда она возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующие решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд.
В ст. 12 Закона установлено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
Дополнением, включенным 24 ноября 2014 г. в ст. 12, определено: письменное обращение, поступившее высшему должностному лицу субъекта РФ и содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства в сфере миграции, рассматривается в течение 20 дней со дня регистрации письменного обращения.
Лица, виновные в нарушении Федерального закона, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. А гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.
В уголовном процессуальном праве и гражданском процессуальном праве существует специальный порядок обжалования решений, принятых судами.
Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.
В Налоговом кодексе РФ употребляются также производные понятия: "право на обжалование", "порядок обжалования", "обжалуемый акт".
Право граждан на обжалование актов налоговых органов следует, прежде всего, из Конституции РФ: "Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления" (ст. 33). Гарантии реализации права на обращение, процедуры подачи и рассмотрения обращений устанавливаются специальным федеральным законом [1].
Право обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц является одним из основных прав налогоплательщика (подп. 12 п. 1 ст. 21 и ст. 137 НК РФ).
Термины "жалоба" и "обжалование", используемые в Налоговом кодексе РФ, активно исследуются специалистами в области финансового и налогового права, а также учеными, занимающимися проблемами административного права.
Авторы комментария к части первой Налогового кодекса РФ, изданного под редакцией А.Н. Козырина, рассматривая правовую природу института обжалования в налоговом праве, пишут: "Право граждан и организаций обжаловать акты субъектов власти - атрибут демократического государственного строя. Оно вытекает из особенностей административно-правовых и иных построенных на началах неравенства сторон отношений. Акты субъектов власти могут оказаться дефектными в силу различных причин... Поэтому право одной стороны использовать власть должно быть уравновешено правом другой стороны обжаловать акт, требовать его пересмотра" [3, с. 622].
Авторы учебника "Административная юрисдикция налоговых органов" все жалобы граждан в государственные органы подразделяют на два типа: административные - рассматриваемые во внесудебном, административном порядке; и судебные - рассматриваемые судами в порядке соответствующего судопроизводства [2]. Среди административных жалоб в учебнике предлагается различать общую административную жалобу и специальную.
"Право на общую административную жалобу является абсолютным, неограниченным, неотчуждаемым правом гражданина. Оно не ограничено по содержанию или каким-либо сроком. Предметом жалобы могут быть не только незаконные, но и аморальные деяния; интересы не только лица, направившего жалобу, но и интересы иных лиц, общественные интересы, нормативно-правовые акты, решения, противоправные деяния субъектов права" [2].
"Специальная административная жалоба направляется органам, уполномоченным принимать решения по существу на основании нормативно-правовых актов... Если нормами иного закона иного нормативного правового акта установлено новое понятие и (или) производство по жалобам заинтересованных лиц, то такие жалобы также называются специальными... Установление специального режима обжалования презюмирует цель экономичного, быстрого и квалифицированного рассмотрения дела и, в связи с этим, усиления защиты прав граждан" [2]. Жалобы, подача которых регламентируются нормами Налогового кодекса РФ, авторы учебника "Административная юрисдикция налоговых органов" относят к специальным административным жалобам.
Н.П. Кучерявенко указывает, что и в России, и в Украине законодатель выделяет два различных способа реализации права на защиту: режим административного согласования (жалоба) и режим судебного разбирательства (иск) [5, с. 443]. "Административное согласование реализуется через процедуры обжалования актов налоговых органов и разрешения споров между налогоплательщиками и представителями налоговых органов в рамках самой системы налоговых органов" [5, с. 442].
К преимуществам административного порядка обжалования И.И. Кучеров относит отсутствие требований по уплате государственной пошлины и упрощенную процедуру рассмотрения жалоб [4, с. 297].
Помимо названных авторы учебника "Налоговое право", изданного под редакцией С.Г. Пепеляева, выделяют такие преимущества административного обжалования, как: возможность самостоятельно защищать свои права, не пользуясь услугами юристов; быстрое рассмотрение жалобы; возможность даже при отрицательном результате обжалования уяснить позицию налогового органа и получить таким образом возможность более тщательной подготовки к защите своей позиции при рассмотрении дела в суде [6, с. 562].
И.А. Хаванова использует понятие "налоговая жалоба" и рассматривает ее как элемент досудебного порядка обжалования актов налоговых органов. В жалобе исследователь выделяет процессуальную и материальную стороны: "Процессуальная сторона жалобы на решение налогового органа - обращение в вышестоящий налоговый орган, материальная - требование об отмене или изменении данного решения. При этом в иерархии признаков жалобы первым в силу особой значимости является требование (просьба) о защите, вторым - обращение как необходимое процессуальное действие. Иными словами, нет жалобы без обращения в установленной форме, но и обращение, не содержащее требования (просьбы), не может быть признано жалобой, поскольку может иметь: а) информационный характер, б) характер запроса о предоставлении сведений или разъяснений, в) характер ходатайства о совершении каких-либо действий, не обусловленного нарушением прав и законных интересов обратившегося" [7].
Наиболее точно соответствует содержанию института, закрепленного в Налоговом кодексе РФ, по мнению И.А. Хавановой, термин "налоговая жалоба", поскольку в нем отражается, в защиту каких прав обращается субъект, каким законодательством регламентирован порядок подачи и рассмотрения жалобы, каковы правовые последствия подачи жалобы. Ученый формулирует определение "налоговой жалобы как материально-правового требования, вытекающего из спорного налогового правоотношения и обращенного к вышестоящему налоговому органу (вышестоящему должностному лицу), в чьи полномочия входят отмена, изменение вынесенного решения, принятие нового решения, устранение нарушения прав и законных интересов налогоплательщика, причиненных действием или бездействием должностных лиц налоговых органов" [7].
До вступления в силу в августе 2013 г. очередных изменений, внесенных в Налоговый кодекс РФ, в нем использовались термины "аналогичная жалоба" и "повторная жалоба".
По общему правилу Налоговый кодекс РФ допускал при подаче жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд. Исключением было обжалование решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, принятых по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки. Такие решения могли быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящем налоговом органе.
В настоящее время предварительный досудебный порядок обжалования в вышестоящий налоговый орган распространен на большинство актов налоговых органов ненормативного характера, действия и бездействие их должностных лиц. Исключение составляют акты ненормативного характера, принятые по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц (п. 2 ст. 138).
Аналогичными, как справедливо указывала И.А. Хаванова, являются жалобы, которые совпадают по всем основным (существенным) параметрам (предмет, объект, основания, субъект жалобы). Аналогичная жалоба может быть последовательно подана в юрисдикционные органы в порядке возрастания компетенции, однако не может быть повторно рассмотрена одним и тем же органом. По общему правилу пересмотр одного и того же акта одним и тем же органом на основании аналогичной жалобы, обусловленный желанием субъекта повторно рассмотреть дело, не допускается [7].
При определении последствий отзыва жалобы в Налоговом кодексе РФ, в редакции, действовавшей до августа 2013 г., указывалось: "Отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу" (ст. 139).
И.А. Хаванова указывала: "При решении вопроса о возможности подачи повторной жалобы в тот же налоговый орган законодатель допускает повторное обращение с жалобой исключительно при несовпадении оснований жалоб" [7].
Данное правило, по сути, сохранено в Налоговом кодексе РФ, но уточнены были формулировки налогово-правовых норм. В результате уточнения в Налоговом кодексе РФ более не используется термин "повторная жалоба".
Список литературы:
1. Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" // СЗ РФ. 2006. N 19. Ст. 2060.
2. Административная юрисдикция налоговых органов: Учебник / Е.А. Алехин, Л.М. Ведерников, А.М. Воронов и др.; Под ред. М.А. Лапиной. М.: ВГНА Минфина России, 2012. 346 с. // СПС "КонсультантПлюс".
3. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации. Часть первая (постатейный) / А.Н. Козырин [и др.]; Под ред. А.Н. Козырина. М.: ТК "Велби"; Изд-во "Проспект", 2005. 656 с. (С. 622.)
4. Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций. М.: ЮрИнфоР, 2001. 360 с.
5. Кучерявенко Н.П. Налоговые процедуры: правовая природа и классификация: Монография. Киев: Правоваеднисть, 2009. 496 с.
6. Налоговое право: Учебник / Под ред. С.Г. Пепеляева. М.: Юристъ, 2004. 591 с.
7. Хаванова И.А. Налоговая жалоба: сравнительно-правовое исследование / Под ред. И.И. Кучерова. М.: Юриспруденция, 2013. 184 с. // СПС "КонсультантПлюс".
Источник: 101 термин налогового права. Краткое законодательное и доктринальное толкование.