ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО
Источник: Теория государства и права в схемах и определениях
В теории конституционного права понятие, означающее совокупность принципов, правил, прав и ценностей, продиктованных самой природой человека и в силу этого не зависящих от законодательного признания или непризнания их в конкретном государстве.
Источник: Римское право. Основные понятия законы и иски персоналии и сентенции. Cловарь-справочник.
Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению
Источник: Энциклопедия правовой мысли. 2018.
- Космологическое, связывающее право с упорядоченностью, законосообразностью природы (космосы, Мира, Универсума);
- Теологическое, выводящее нормативные предписания из божественной воли;
- Рационалистическое, апеллирующее к разуму;
- Антропологическое, выводящее право из природы человека
Тем самым Е.П. может рассматриваться в качестве существующего до позитивного права (как закон природы или воля Бога), над позитивным правом (как моральный и философский идеал), в самом позитивном праве (как его разумное ядро).
Е.П. выступает в качестве идеальной первоосновы позитивного права, как правовой идеал должного в отношениях между людьми, как оценочная категория законодательной системы государства по универсальным философским, моральным и религиозным основаниям.
Источник: Некоторые юридические термины
Источник: Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел
Идея естественных и неотчуждаемых прав и свобод человека и гражданина с того времени вошла в арсенал ценностей цивилизации. Она находит отражение во многих международных документах нового времени, актах отдельных государств. Прежде всего, это Всеобщая декларация прав человек от 10 декабря 1948 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г., Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г.
В разных документах не всегда можно найти само слово «естественные» по отношению к правам и свободам человека и гражданина. Обусловлено это неоднозначными подходами к тому, какие из прав и свобод считать «естественными», т. е. в первую очередь принадлежащими человеку. Каталог прав и свобод расширяется, соответственно меняется понимание того, какие из них являются самыми важными для человека и поэтому не могут у него быть изъяты ни при каких условиях.
В нашей стране идея естественных (и неотчуждаемых) прав также признана и находит отражение в конституционноправовых актах. Например, в принятой Съездом народных депутатов СССР 5 сентября 1991 г. «Декларации прав и свобод человека» записано, что «каждый человек обладает естественными, неотъемлемыми, ненарушимыми правами и свободами. Они закрепляются в законах, которые должны соответствовать Всеобщей декларации прав человека, международным пактам о правах человека, другим международным нормам и настоящей Декларации».
В России Верховным Советом была принята 22 ноября 1991 г. «Декларация прав и свобод человека и гражданина». 21 апреля 1992 ее положения вошли в текст Конституции РФ.
Действующая Конституция РФ не употребляет самого термина «естественные» по отношению к правам и свободам. Однако в принципе их закрепление в Конституции в полной мере соответствует идее принадлежности прав и свобод человеку от рождения и их неотчуждаемости. В ст. 17 Конституции говорится, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения.
Конституция допускает возможность отдельных ограничений прав и свобод в условиях чрезвычайного положения, однако лишь в целях обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя, в соответствии с федеральным законом и с указанием пределов и срока действия ограничений. При этом Конституция запрещает ограничения определенных прав и свобод, из чего можно сделать вывод о том, что онито и относятся в первую очередь к числу естественных прав человека. Это право на жизнь, достоинство личности, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, право на защиту от незаконного сбора персональных данных о человеке, свобода совести, свобода вероисповедания, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательства и иной не запрещенной законом экономической деятельности, право на жилище, право на судебную защиту прав и свобод, на справедливое правосудие, на получение квалифицированной юридической помощи, презумпция невиновности, право не свидетельствовать против себя, своего супруга и близких родственников, право на защиту интересов пострадавших от преступления и на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями, запрет обратной силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность.
Хотя естественные права и свободы существуют как бы объективно и независимо оттого, отражены ли они в законе, очевидно, что их реализация и защита в полной мере обеспечиваются в том случае, если они закреплены не просто в законе, а в конституции государства.
Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.
Источник: Юридическая энциклопедия
Типичными чертами концепции Е. п. являются: 1) противопоставление Е. п. праву действующему (позитивному); под первым разумелось право, коренящееся в самой «природе» человека, под вторым – право, сложившееся у отдельных народов в определенной исторической обстановке; 2) представление о Е. п. как вечном, неизменном и общем для всех людей, в то время как положительное право характерно изменчивостью и своеобразными, специфическими чертами.
Такое понимание сущности Е. п. характерно не только для буржуазной юридической мысли указанной выше эпохи, оно встречается также и у мыслителей античного мира и средневековья. В рабовладельческих государствах Греции и Рима учение о Е. п. разрабатывалось софистами, Аристотелем, философской школой стоиков и, наконец, римскими юристами. В этих учениях нашла свое отражение классовая борьба, происходившая в рабовладельческом обществе как между рабовладельцами и рабами, так и между крупными землевладельцами, купцами и ростовщиками, с одной стороны, и свободной массой трудящегося населения – с другой.
Римские юристы делили все право на три сферы: право естественное (ius naturale), право народов (Jus. gentium) и цивильное (ius civile). Под Е. п. римские юристы понимали совокупность норм, вытекающих из самой природы и определяющих поведение не только людей, но и животных. Правом народов римские юристы считали совокупность норм, которые, по их мнению, установлены природой у всех народов и которые являются общими для всех людей. В отличие от Е. п. право народов, по утверждению римских юристов, представляет собой совокупность норм, общих только для людей, являясь, таким образом, частью Е. п. Цивильным правом римские юристы считали совокупность норм, которые устанавливались каждым народом для себя.
В учениях о Е. п. в эпоху феодализма также находит свое отражение как классовая борьба между феодалами и трудящимися, находящимися в крепостной и других формах зависимости от феодалов, так и борьба между различными группами феодалов. В отличие от римских юристов представители естественно-правовой школы средневековья считали, что Е. п. представляет собой разновидность божественного закона.
Наибольшее распространение идеи Е. п. получили в период разложения феодализма, когда буржуазия, борясь за власть, выступая против феодального права, выдавала свои правовые взгляды за взгляды, выражающие Е. п. В Голландии виднейшими представителями школы Е. п. являются Гроций и Спиноза, в Англии – Гоббс и Локк, во Франции – представители т. н. философии просвещения и особенно Руссо, в Германии – Лейбниц, Вольф, Пуффендорф, Томазий, Кант, Фихте и др.
Буржуазные учения о Е. п., сложившиеся на почве острых классовых конфликтов 16–18 вв. (революции в Нидерландах, Англии и Франции, восстание Пугачева в России), получили различную политическую окраску, в зависимости от конкретных политических условий, а также политических идеологов, формулирующих эти учения. Так, напр., естественно-правовая концепция Гоббса была направлена на защиту абсолютной монархии; Локк, Монтескье и др. были сторонниками конституционной монархии; Руссо считал идеалом государственного строя республику, где законодательная власть непосредственно осуществляется народом, причем Руссо, как типичный идеолог мелкой буржуазии, был очень неустойчив и непоследователен в своих взглядах.
Наиболее последовательное и революционное выражение передовые в свое время идеи школы Е. п. получили в учении непримиримого борца против самодержавия и крепостничества А. Н. Радищева, олицетворявшего собой вершину русской прогрессивной мысли 18 в. Радищев выступал не как идеолог буржуазии, а как защитник русского крепостного крестьянства. Поэтому он сделал наиболее революционные выводы из учения Е. п., доказывая в своих произведениях, что верховная власть должна принадлежать народу. Он призывал народ к восстанию против самодержавия и к установлению республики. Активно пропагандируя народную революцию, Радищев имел в виду крестьянскую революцию, так как в то время подавляющая масса народа состояла из угнетенного класса крепостных крестьян. Идеи Радищева оказали влияние и на политические взгляды декабристов, особенно Пестеля.
В отличие от средневековых и современных католических теоретиков Е. п., буржуазные идеологи 17–18 вв. рассматривают Е. п. не как божественный закон, а как веление природы, точнее, человеческого разума, хотя далеко не все представители этой школы решаются открыто выступать против религии.
Учение о Е. п. идеологов буржуазии указанной эпохи основывается на философском мировоззрении, которое особенно ярко выразилось в т. н. философии просвещения 18 в. во Франции. Ф. Энгельс дает следующую характеристику этой философии: «Великие люди, просветившие французские головы для приближавшейся революции, сами были крайними революционерами. Никаких внешних авторитетов они не признавали. Религия, взгляды на природу, общество, государство, – все подвергалось их беспощадной критике, все призывалось пред судилище разума и осуждалось на исчезновение, если не могло доказать своей разумности. Разум стал единственной меркой, под которую все подводилось. Все старые общественные и государственные формы, все традиционные понятия были признаны неразумными и отброшены, как старый хлам. Было решено, что до настоящего момента мир руководился одними предрассудками и все его прошлое достойно лишь сожаления и презрения. Теперь впервые взошло солнце, наступило царство разума, и с этих пор суеверие и несправедливость, привилегии и угнетение уступят место вечной истине, вечной справедливости, естественному равенству и неотъемлемым правам человека.
Мы знаем теперь, что это царство разума было не чем иным, как идеализованным царством буржуазии; что вечная справедливость осуществилась в виде буржуазной юстиции; что естественное равенство ограничилось равенством граждан перед законом, а существеннейшим из прав человека было объявлено право буржуазной собственности. Разумное государство и „общественный договор" Руссо оказались и могли оказаться на практике только буржуазной демократической республикой. Мыслители XVIII века, как и все их предшественники, не могли выйти за пределы, которые ставила им тогдашняя эпоха» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. XIV, стр. 17-18).
Общим и типичным для всех представителей школы Е. п., как бы ни отличались их учения друг от друга, было мнение, что Е. п. не является составной частью положительного права, а существует наряду с ним и представляет собой выражение вечных и неизменных требований самой природы человека, с которыми должно считаться позитивное право. Основой Е. п. объявлялось абстрактное понятие справедливости, которое выводилось из самой природы человека. С точки зрения этой справедливости и подвергался критике весь феодальный общественный и гос. строй, а также и его правовой порядок: сословная организация, крепостное право, привилегии дворянства и духовенства, абсолютная монархия, полицейское государство, бесправие граждан, произвол и прочие черты, присущие государственному строю, предшествовавшему буржуазным революциям, т. е. все то, что препятствовало развитию буржуазного способа производства и коренным интересам самой буржуазии.
В этом виде концепция Е. п. была острым идеологическим оружием буржуазии в борьбе против феодального строя. Само понятие Е. п. было направлено против феодальной идеологии, богословия и схоластики и означало отрицание всякого сверхъестественного вмешательства. Вместо божественной морали провозглашалась естественная мораль, официальной религии противопоставлялась «естественная» религия, а действующему праву (в особенности каноническому) – Е. п., коренящееся в природе самого человека. Считалось, что Е. п. отличается от позитивного права, во-первых, своей неизменностью и вечностью, а во-вторых, – своей всеобщностью.
Воззрения школы Е. п. построены на порочной методологической основе, так как представления о вечности и неизменности Е. п. – типичный образец, метафизического мышления. Необходимо, тем не менее, отметить, что в условиях борьбы с феодальным: строем идеи Е. п. играли относительно прогрессивную роль, так как были идеологическим оружием прогрессивного в то время класса – буржуазии, в ее борьбе против феодалов и выражали требования буржуазного демократизма. Идеи Е. п. оказали влияние на гос. право тех стран, в которых произошли буржуазные революции.
Пока буржуазия вела борьбу за свое господство и уничтожение феодального строя, школа Е. п. занимала господствующее положение в буржуазных учениях о государстве и праве. Но с укреплением власти буржуазии и особенно с ростом пролетариата и обострением классовых противоречий в буржуазном обществе идеологи буржуазии начинают отказываться от идей Е. п. и выступать против них, так. как они стали опасны для господствующего класса.
С середины 19 в. против Е. п. выступают представители различных течений позитивизма в праве (см.). В эпоху империализма яростными противниками идеи Е. п. являются представители американского прагматизма и фашисты всех мастей. Такой поход против прогрессивных для своего времени идей Е. п. вполне закономерен в эпоху загнивания капитализма, для которой характерен поворот в сторону реакции по всем линиям, в том числе и в политической идеологии. Вместе с тем следует отметить, что в эпоху империализма ряд идеологов буржуазии пытается реставрировать учение о Е. п., приспособив его целям защиты буржуазного строя.
С конца 19 в. особой популярностью среди идеологов буржуазии пользовалось неокантианство, представляющее собой попытку в несколько подновленном, приспособленном к условиям империализма виде возродить учение Канта о государстве и праве.
Один из виднейших представителей неокантианства, Штаммлер, утверждал, что Е. п. не является чем-то вечным, неизменным, вытекающим из природ» человека, что содержание Е. п. меняется. Смысл учения Штаммлера заключался в том, что никаких коренных общественных преобразований не требуется, а достаточно незначительных изменений применительно к обстоятельствам времени. Неокантианство стало идеологией реформизма и оппортунизма – агентуры буржуазии в рядах рабочего класса. Эта разновидность современной буржуазной теории Е. п. направлена на то, чтобы усыпить бдительность пролетариата, отвлечь его от борьбы за революционное преобразование общества, повести по пути реформизма.
Допуская и используя в своих интересах неокантианские естественно-правовые концепции, современная буржуазия еще более охотно использует учение о Е. п. в том виде, в каком оно было выражено в условиях феодального строя. Так, современные католические теории Е. п. возрождают учение средневекового мракобеса Фомы Аквинского, причем оно особенно широко распространяется в США. Наиболее «популярной» его идеей является утверждение, что Е. п. – вечный, неизменный божественный порядок.
Среди буржуазных юристов США появилось течение, получившее название неосхоластицизма. Это – приспособление схоластики Фомы Аквинского к современным условиям империалистического государства. Представители этого течения Кеннеди, Кларк и другие разглагольствуют о полном соответствии американской «демократии» Е. п., «установленному богом» и обеспечивающему порядок. Учение Фомы Аквинского широко пропагандируется Ватиканом, представляющим собой агентуру монополистического капитала США. Эта пропаганда идей Е. п. направлена против пролетарской революции и коммунизма. С помощью Е. п. оправдываются всякие контрреволюционные движения и подрывная работа против Советского Союза и стран народной демократии. Реакционный характер носит также и французская католическая теория Е. п. Ренара в виде т. н. «институционализма». По Ренару получается, что профсоюзы, церковь, монополии и другие «институты» действуют «гармонически» и современное буржуазное государство не главенствует над ними, а является только одним из «институтов» в этом «гармоническом» целом, воплощающем в себе принципы Е. п. Эта разновидность учения о Е. п. – один из маневров буржуазии с целью привлечь на свою сторону отсталые слои трудящихся масс.
Такова эволюция учения о Е. п. Пока буржуазия вела борьбу за свое господство против феодального строя, в учении о Е. п. выражались относительно прогрессивные и даже революционные для той эпохи идеи. В наст, время из него устранены всякие прогрессивные идеи и оно используется буржуазией для оправдания обреченного на гибель капитализма.
Источник: Советский юридический словарь