ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Федеративное государство (федерация)
сложное союзное государство, части которого (республики, штаты, земли, кантоны и т. д.) являются государствами или государственными образованиями, обладающими суверенитетом. Федерация строится на началах децентрализации.

Источник: Теория государства и права. Словарь терминов.

ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО
от лаг. foederatio - союз, объединение) - сложное, союзное государство, объединяющее административно-территориальные или национальные образования - субъектов (членов) федерации, которые обладают значительной степенью самостоятельности (штаты в США, земли в Германии, области и края в России) или суверенитетом (кантоны в Швейцарии, республики в России). Ф.г. - это сложное государство, в котором все основные признаки представлены столько раз, сколько субъектов входит в союз. Наряду с высшими органами государственной власти федерации, субъекты федерации имеют свое законодательство, особую судебную систему и самостоятельные органы управления. Федерации бывают как в многонациональных государствах (Россия, Югославия, СССР), так и в мононациональных (Мексика, Бразилия и др.), в последнем случае говорят об административных федерациях. Существуют т.н. договорные федерации (Россия), особенность которых проявляется а большей самостоятельности ее субъектов. Федеративная природа нашего государства характеризуется следующими признаками. Российская Федерация имеет Конституцию. Наряду с ней субъекты, входящие в состав федерации, имеют свои конституции (в республиках), уставы и законодательство (в краях, областях, городах федерального значения и в автономных образованиях), в которых закрепляется их правовой статус как субъектов Российской Федерации. Российская Федерация обладает своей территорией, на которую распространяется ее государственный суверенитет и в рамках которой общефедеральное законодательство имеет верховенство. Российская Федерация характеризуется наличием единого общероссийского гражданства. Российская Федерация имеет систему общефедеральных органов государственной власти, акты которых являются обязательными для исполнения на всей территории страны. Российская Федерация имеет единую денежную систему, единый государственный бюджет и единую налоговую систему.

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

Федеративное государство
это объединение государственно-территориальных или национально-государственных образований, обладающих самостоятельностью и полномочиями в рамках разграничения предметов ведения между Федерацией и ее субъектами. В ч. 1 ст. 1 Конституции Россия провозглашается демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Федеративное устройство закреплено ст. 5 гл. 3 Конституции РФ. Федеративное государство, как правило, объединяет субъектов с одинаковым правовым статусом. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 5 Конституции РФ). Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны. Российскую Федерацию характеризуют в качестве асимметричной федерации. Это объясняется наличием у некоторых субъектов Федерации (республик) отдельных атрибутов государственности (наличие собственной Конституции, государственного языка), сочетанием национально-территориальных начал в построении Федерации, экономической разнородностью российских регионов. В федеративном государстве формируются два уровня территориальной организации государственной власти: федеральная государственная власть и государственная власть субъектов федерации. Субъекты федерации не являются полностью самостоятельными государствами, не обладают государственным суверенитетом и правом выхода из состава федерации. Разделение функций между федеральной и региональной государственной властью происходит путем конституционного или договорного закрепления разграничения предметов ведения между федерацией и ее субъектами. Россия как федеративное государство имеет ряд признаков, составляющих ее конституционно-правовой статус. К ним относятся суверенитет, территория, Конституция и законодательство федерации, федеральное гражданство, система федеральных органов государственной власти, единые Вооруженные силы и система обеспечения обороны и безопасности, федеральная собственность и единые валюта и экономическое пространство, государственный язык и государственные символы, международная правосубъектность.

Источник: Юридический энциклопедический словарь.-2-е изд. — Москва Проспект 2016. — 1136 с.

ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО
от лат. "federatio" - союз) - объединение двух или нескольких государственно-территориальных (или национальных) образований (штатов, земель, краев, областей, республик и т.п.) в единое государство при сохранении за ними политической самостоятельности. Ф.г. - достаточно распространенная форма государственно-территориального устройства. Семь из восьми крупнейших государств мира имеют федеративное устройство. Их общая территория охватывает половину всей площади Земли, а население превышает 1,5 млрд. человек. Всего в мире насчитывается 24 Ф.г., занимающих 51,8% поверхности Земли, жители которых составляют 39% мирового населения. Среди них два крупных североамериканских государства - США и Канада, европейские - ФРГ, Австрия, Швейцария, Бельгия, ряд государств Афро-Азиатского региона (Индия, Танзания, Объединенные Арабские Эмираты, Папуа - Новая Гвинея и др.).
Все Ф.г. характеризуются следующими юридическими признаками: 1) двухуровневой системой органов государственной власти (федеральная система органов власти и система органов власти субъекта федерации). Федерализм изначально опирается на строгое двухуровневое разделение властей и полномочий. По этой причине различные уровни власти должны иметь свои ключевые органы и располагать определенными финансовыми средствами, достаточными для осуществления своих задач; 2) наличием федеральной правовой системы и правовой системы субъектов федерации; 3) принципом бикамерализма в построении союзного парламента (двухпалатное строение парламента, при котором одна из палат, как правило верхняя, представляет интересы субъектов федерации); 4) верховенством федерального права; 5) непризнанием за субъектами федерации суверенитета (хотя они обладают некоторыми его признаками); 6) финансовой зависимостью субъектов федерации от федеральной власти (субъекты лишены реальной финансовой власти: права чеканить монету, права эмиссии банковских билетов и других денежных знаков), посредством которой создается механизм подчинения себе центральной властью субъектов федерации; 7) принципом двойного гражданства; 8) отсутствием у субъектов федерации права сецессии, т.е. выхода из состава федерации. Такое право за субъектом федерации не признает ни одна из современных конституций Ф.г. Более того, предпринимавшиеся когда-либо попытки сецессии подавлялись силой оружия. Подобное имело место в 1861-1865 гг. в США в ходе Гражданской войны Севера и Юга, когда силой оружия 11 штатов были "возвращены" в состав федерации; в 1847 г. - в Швейцарии; сравнительно недавно - в Нигерии, в некоторых штатах Индии. В то же время в 1965 г. мирно из состава Малайзии вышел Сингапур; в 1971 г. от Индии отделился Восточный Пакистан, образовав государство Бангладеш; таким же способом распалась Чехословацкая Социалистическая Федеративная Республика. Крайне болезненно сецессия протекала в бывшей Социалистической Федеративной Республике Югославии.
От федерации необходимо отличать унитарные государства с элементами политической автономии, децентрализованное государство, иные виды образований, использующих принципы федерализма. К таким образованиям относятся: конфедерация, отличающаяся от федерации более высокой степенью концентрации власти не на уровне центрального правительства, а на уровне составляющих федерацию частей. В федерации составляющие ее части отказываются от собственного суверенитета по ряду вопросов (международные отношения, оборона и др.); в конфедерации государства-члены сохраняют большую независимость и делегируют значительно меньше власти центральным органам управления. Более слабым (по сравнению с конфедерацией) образованием с обладающим минимальной властью центром и государствами-членами, оставляющими за собой широкий суверенитет, является лига, создаваемая с очень ограниченными целями. Ситуация, при которой два государства совместно осуществляют контроль над третьим, предоставляя последнему определенную степень автономии, именуется кондоминиумом (например, Андорра, находящаяся под совместным контролем Франции и Испании).
На федеративный характер современного Российского государства указывают следующие его юридические признаки: территория РФ состоит из территорий субъектов Федерации, которые представляют собой ограниченно правоспособные государственные образования, обладающие определенной учредительной властью; компетенция между Федерацией и ее субъектами разграничивается федеральной Конституцией; верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам; субъекты Федерации обладают правом принятия собственной конституции (устава), имеют свои высшие законодательные и исполнительные органы; в России существует единое гражданство; в российском парламенте имеется палата, представляющая интересы субъектов Федерации (Совет Федерации); внешнеполитическую деятельность осуществляют федеральные органы государственной власти, которые официально представляют РФ в межгосударственных отношениях.
(В.Ч.)

Источник: Конституционное право России. Энциклопедический словарь

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
2.85 мб

Причины распада федеративных государств

Зайцева Е. С.
В статье выделяются условия, необходимые для стабильного функционирования федеративных государств, и общие причины их распада. Среди указанных причин выделяются две группы объективного и субъективного характера.
Читать PDF
308.23 кб

О преимуществах федеративного государства

Бураева Кристина Тузаровна
Рассматривается проблема федеративного государства и его преимуществ.
Читать PDF
164.12 кб

Исполнительная властьв федеративном государстве

Корнилов Д.В.
В статье анализируется проблематика исполнительной власти в федеративном государстве. Показано, что в федеративном государстве полная децентрализация и жесткая централизация исполнительной власти неуместны.
Читать PDF
133.90 кб

Механизм разделения власти в федеративном государстве

Любушкин Василий Анатольевич
В статье рассматривается механизм разделения власти в федеративном государстве. Выявлены тенденции и особенности разделения полномочий между федерацией и ее субъектами
Читать PDF
412.22 кб

Государственный суверенитет в федеративном государстве

Олесов Александр Александрович
Раскрывается содержание государственного суверенитета через основные признаки государства, перечисляются его основные характеристики. Уделяется внимание раскрытию понятия и сущности федерализма.
Читать PDF
107.21 кб

Форма правления в современных федеративных государствах

Селютина Елена Николаевна
В статье изучена роль исторических, политических, социокультурных факторов в образовании определенной формы правления, обусловливающей структуру государственной власти; проанализированы формы правления в современных федеративных г
Читать PDF
226.43 кб

Вопросы симметрии и асимметрии в федеративном государстве

Литвинов Вадим Александрович
Сделана попытка осмысления проблемы асимметричного статуса субъектов в различных федерациях, причины такого статуса и последствия, которые может вызвать асимметричность федерации.
Читать PDF
400.35 кб

Проблемы развитие судебных систем федеративных государств

Сафонов Владимир Евгеньевич
Статья представляет собой рецензию на научную монографию.
Читать PDF
33.69 мб

Консенсус как фактор укрепления федеративного государства

Каргапольцева Н.И.
Рассмотрена роль консенсуальных процедур в обеспечении эффективного взаимодействия органов государственной власти Федерации и ее субъектов.
Читать PDF
327.67 кб

Развитие государственности и укрепление федеративных связей

Ерошенко Н. Ф.
Читать PDF
2.02 мб

Субъектно-территориальная структура федеративных государств

Княгинин Константин Николаевич
В первой части статьи анализируется субъектно-территориальная структура федеративных государств на основе российских и зарубежных, в первую очередь немецких, материалов о территориальном устройстве существующих в современном мире
Читать PDF
144.52 кб

Федеративное государство и устройство государственной власти

Еремин Алексей Роальдович, Ромайкин Иван Александрович
В статье исследуются вопросы, связанные с организацией государственной власти в условиях федеративного государства.
Читать PDF
196.02 кб

О моделях межбюджетных отношений в федеративных государствах

Беткараев С.Б.
В статье рассматриваются основные типы разграничения предметов ведения и расходных полномочий в мировой практике.
Читать PDF
15.71 мб

Симметрия и асимметрия в устройстве федеративного государства

Давыдов Дмитрий Владимирович
В статье дан анализ многообразия проявлений федеративной асимметрии, ее видов, способов возникновения и установления, а также преимущества и рисков от наличия элементов асимметрии в федеративной системе.
Читать PDF
439.75 кб

Проблемы принадлежности суверенитета в федеративном государстве

Синцов Глеб Владимирович, Битюцкий Евгений Владимирович
Среди ученых-правоведов нет единства мнений относительно толкования и классификации терминов: «государственный», «народный» и «национальный суверенитет».

Похожие термины:

  • СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ ФЕДЕРАТИВНОГО ГОСУДАРСТВА

    способы соединения частей федерации в единое целостное государство. Принято выделять три таких способа: национальный - способ соединения частей в единое федеративное государство, субъектами кот