ГОСУДАРСТВЕНЫЙ ФЛАГГОСУДАРСТВО ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРА

ГОСУДАРСТВО

Найдено 14 определений термина ГОСУДАРСТВО

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ГОСУДАРСТВО

Основной институт политической системы структурированного общества, осуществляющий охрану и функционирование его экономических и социальных структур, организация публичной политической власти. Обладает исключительным правом на осуществление от имени всего общества внутренней и внешней политики, на издание законов и правил, обязательных для всего населения, взимание налогов и сборов. Возникло в результате общественного разделения труда, появления частной собственности и формирования общественных слоев, структур.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь терминов по истории государства и права зарубежных стран

Государство

Политическое образование, которое обладает правовой юрисдикцией и эффективным контролем над определенной территорией, полномочиями на принятие коллективных решений для постоянно проживающего населения, монополию на легитимное применение силы и международно признанное правительство, которое взаимодействует или имеет возможность взаимодействовать на официальном уровне с другими субъектами международного права. Критерием государственности для целей международного права обычно считается наличие постоянно проживающего населения, определенная территория, правительство и возможность поддерживать международные отношения с другими государствами (ст. 1 Конвенции о правах и обязанностях государств,1933 г.)

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Международное миграционное право: глоссарий терминов

Государство

основной институт политической системы классового общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов и ассоциаций; центральный институт власти в обществе и концентрированное осуществление этой властью политики.

Признаки государства – аппарат публичной власти, система органов и учреждений, реализующих властно-управленческие функции, единая территория, на которую распространяется юрисдикция данного государства.

Г. обладает монополией на принуждение всего населения в рамках своей территории, правом на осуществление от имени всего общества внутренней и внешней политики, исключительным правом издания законов, обязательных для всего населения, правом взимания налогов и сборов.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Некоторые юридические термины

ГОСУДАРСТВО

политически организованное общество, имеющее систему органов и учреждений политической власти, правовых норм и экономических связей, а также суверенную территорию. Г. характеризуется системой отношений господства — подчинения (властеотношения), опирающихся на легитимное (законное) принуждение. Условием эффективности и авторитета Г. является способность государственной власти реально обеспечить безопасность, свободу и достоинство граждан, проявляя необходимую политическую волю. Наличие такой воли составляет основу для единства нации и патриотизма граждан. Иногда понятие «Г.» ошибочно подменяется понятием «страна». Таким образом, смешиваются политический и культурно-исторический статус территории. Границы страны иногда определены неточно и могут не совпадать с границами Г.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Военно-юридический энциклопедический словарь

ГОСУДАРСТВО

1) в теории права определенный способ организации общества, основной элемент политической системы, организация публичной политической власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся на средства и меры принуждения. Как управляющая обществом система обладает внутренней структурой, имеет специальные органы для реализации своих полномочий - механизм Г., его аппарат; 2) понятие, под которым в конституционном праве подразумевается совокупность официальных органов власти (правительство, парламент, суды и др.), действующих в масштабе страны или субъекта федерации (иной территориально-политической единицы) с местными агентами (представителями) этих органов (префектами, комиссарами и т.п.). 3) как субъект международного права - основной участник международных отношений. Включает как политическую организацию власти и население с определенной территорией. Основным характеризующим качеством является суверенитет.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой юридический словарь

Государство

организация суверенной политической власти на определенной территории, объединяющая население страны на основе гражданства или подданства, характеризующаяся наличием специального аппарата управления (органов власти и должностных лиц) и опирающаяся в необходимых случаях на принуждение, издающая и обеспечивающая реализацию общеобязательных правовых норм. Государство рассматривается: как страна (территория, границы, географическое расположение); как народ (публично-правовая общность населения); как система органов власти, управления и поддержания правопорядка в обществе. Существенными признаками государства являются: суверенитет, публичная, выделенная из общества, власть (госаппарат); территориальное деление всего населения на национальные и административные единицы; официальное представление интересов всего общества; монополия на: 1) законотворчество (издание и обеспечение реализации об необязательных правовых норм); 2) сбор налогов и 3) применение принуждения.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Теория государства и права в схемах и определениях учебное пособие

ГОСУДАРСТВО

основной институт политической системы современного общества и важнейшая форма его организации. Главное назначение Г. заключается в организации политической власти и управлении обществом. Любое Г. выражает и защищает интересы всего общества и интересы правящих кругов. Г. обладает признаками и чертами, отличающими его как от догосударственной (первобытнообщинной) организации общества, так и от существующих наряду с ним негосударственных (партийных, общественных и пр.) организаций.

Наиболее характерные черты Г.: а) Г. – организация территориальная, организация власти на определенной территории и разделение государственных структур и населения по территориальным единицам; б) Г. – организация публичной власти, не совпадающей с обществом, населением; в) Г. – суверенная организация, что проявляется в независимости государственной власти от любых других властей внутри страны и во взаимоотношениях с другими государствами; г) Г. – организация, обладающая монополией на сборы налогов с физических и юридических лиц.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению

Государство

это особая суверенная организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории. Это сложный, универсальный, структурно-организованный механизм, который представлен системой находящихся в иерархической зависимости государственных органов, осуществляющих с помощью профессиональных служащих повседневное управление общественной жизнью.

Государство характеризуется следующими признаками, позволяющими отличить его от социальной власти родового строя:

1) наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны (государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, ибо публичная власть - это чиновники, армия, полиция, а также тюрьмы и другие учреждения);

2) система налогов, податей, займов (необходимы для проведения определенной политики и содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальные ценности и занятых только управленческой деятельностью);

3) территориальное деление населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду или племени);

4) право (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т.п.);

5) монополия на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти);

6) суверенитет (это присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой юридический словарь

ГОСУДАРСТВО

основной институт политической системы современного общества и важнейшая форма его организации. Главное назначение Г. заключается в организации политической власти и управлении обществом. Любое Г. выражает и защищает интересы двоякого рода: интересы всего общества и интересы правящих кругов. В повседневной жизни и практике деятельности Г. интересы последних зачастую доминируют над интересами общества.

Г. обладает характерными признаками и чертами, отличающими его как от догосударственной (первобытнообщинной) организации общества, так и от существующей наряду с ним негосударственной (партий, иных общественных организаций, общественных движений и т. д.).

Одним из специфических признаков и черт Г. является наличие выделенного из общества и нередко стоящего над ним аппарата власти и управления. Этот аппарат состоит из особого слоя людей, основным занятием которых является выполнение властных и управленческих функций. Они не производят непосредственно ни материальных, ни духовных благ, а лишь управляют. Свои должности эти люди занимают путем избрания, назначения, наследования или замещения. Основными составными частями этого аппарата являются органы государственной власти, органы управления, суда, прокуратуры и др. Первичным звеном аппарата является государственный орган.

Важной отличительной особенностью Г. является наличие аппарата принуждения. Он состоит из особых отрядов вооруженных людей в виде армии, полиции, разведки, контрразведки, а также всякого рода принудительных учреждений (тюрем, лагерей и т. п.). Аппарат управления вместе с особыми отрядами вооруженных людей нередко называют публичной властью, однако единого понятия и однозначного толкования "публичной власти" в науке не выработано. Как правило, ее рассматривают в качестве одного из важнейших признаков Г., иногда - в качестве синонима Г.

Специфической чертой Г. является также разделение населения по территориальным единицам. В отличие от родового строя, где общественная власть распространялась на людей по кровнородственному признаку, - в зависимости от их принадлежности к тому или иному роду, фратрии, племени или союзу племен, - в Г. власть распространяется на всех проживающих на его территории. Независимо от кровнородственных связей, люди выступают на территории Г. как граждане (в условиях республики), как подданные (в условиях монархии) либо как лица без гражданства или иностранцы, подпадающие под юрисдикцию Г., под действие его законов.

Территориальное деление населения и распространение государственной власти лишь на население определенной территории неизбежно влекут за собой территориальное деление Г. - распределение его территории на ряд административно-территориальных единиц. В странах наименования таких единиц различны: округ, провинция, область, край, дистрикт. графство, район и т. д. Но их назначение и функции - едины: организация государственной власти и управления на определенной территории. Территориальная организация Г. часто именуется государственным устройством, особенно в федеративных Г.

Одним из важнейших признаков Г. является суверенитет. Он означает, во-первых, верховенство государственной власти внутри страны, и, во-вторых, независимость ее на международной арене. В суверенитете находят свое политическое и юридическое выражение полновластие Г. и его способность независимо от других Г. формировать и проводить в жизнь свою внутреннюю и внешнюю политику.

Еще одним характерным признаком Г. являются налоги и з а и -м ы . Первоначально они были необходимы для содержания армии, полиции и других органов принуждения, а также государственного аппарата. Позднее налоги и займы стали использоваться и на осуществляемые Г. образовательные, медицинские, культурные, воспитательные и иные программы.

Кроме перечисленных признаков, каждое Г. выделяется своими атрибутами (символами), памятными датам и. У Г. есть свои гимн, флаг, установившиеся правила официального поведения, традиции, формы обращения и приветствия. (М. М.)

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Энциклопедический словарь конституционного права

ГОСУДАРСТВО

1) в теории права - определенный способ организации общества, основной элемент политической системы, организация публичной политической власти; распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения. Как управляющая обществом система, обладает внутренней структурой, имеет специальные органы для реализации своих полномочий - механизм Г., его аппарат. Основные направления деятельности Г. - его основные функции подразделяются на внутренние (деятельность в пределах общества) и внешние (межгосударственные отношения), которые взаимосвязаны и взаимозависимы. Иными словами, Г. - это основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и взаимоотношения людей, групп, классов, организаций и т.д. Г. - главный институт власти. Посредством Г. власть реализует свою политику. Таким образом, понятия "власть", "Г." и "политика" теснейшим образом взаимосвязаны и взаимообусловлены. Понятие "Г." многозначно. Наименее точны эмоционально-художественные дефиниции наподобие: "Левиафан", "монстр", "Молох" и т.п. Многое в определении существенных сторон этого понятия зависит от политической позиции того, кто определяет ("государственник" или либерал). В рассмотрении сущности Г. существуют три основных теоретических подхода: "общественный", "классовый" и "политико-правовой". Суть первого: Г. есть средство решения общих проблем и дел, оно регулирует отношения правителей и народа. Квинтэссенция второго (марксистского): Г. появилось с разделением общества на классы и служит орудием классовой борьбы, подавления одних классов другими. Основа третьего: Г. есть источник права, которое организует жизнь общества и самого Г. Представляется, что определенный смысл есть во всех этих трех позициях. Заблуждения начинаются тогда, когда чрезмерно возносят одну теоретическую позицию над всеми остальными, когда ее абсолютизируют. Многообразие взглядов на Г. обусловлено в первую очередь тем, что само Г. представляет собой чрезвычайно сложное, многогранное и исторически меняющееся явление. Нередко понятие о Г. дается не в его исторической действительности, а в идеальном представлении. Вместо того чтобы определить, что такое Г., часто лишь описывают, каким оно должно быть. Конечно, в современный период все концепции и определения Г. должны рассматриваться как одно из направлений общественной мысли наряду с другими теориями и концепциями. Методологическая задача при определении понятия Г. состоит в том, чтобы дать признаки того исторического явления, которое носит название "Г"; 2) первичный и основной субъект международного права, а т.ж. участник международных отношений. Г. представляет сочетание трех элементов: определенной территории, населения, на ней проживающего, и политической организации (власти). На международной арене Г как политическая организация власти, особенно в лице его высших органов, выступает в качестве официального представителя Г. как субъекта международного права. Основным качеством Г., характеризующим его как субъект международного права, является государственный суверенитет. Первичность Г. как субъектов международного права выражается в том, что никто не создает их в качестве таковых, они существуют как объективная историческая реальность. С другой стороны, Г. сами могут создавать производные субъекты международного права-международные организации. Как первичный субъект Г. обладает универсальной международной правоспособностью. Первичность определяет роль Г. как основного субъекта международного права. Именно Г. вырабатывают нормы международного права, устанавливают ответственность за их нарушение, определяют международный правопорядок и функционирование международник организаций. Эти возможности государств ничем не ограничены, кроме как ими же самими др.), действующих в масштабе страны или субъекта федерации либо, территориального сообщества, пользующегося законодательной автономией территориальною сообщества (например, область в Италии) с местными агентами (представителями) этих органов (префектами, комиссарами и т.п.).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

ГОСУДАРСТВО

универсальная суверенная организация политической власти общества, располагающая специальным аппаратом (организованной силой) и необходимыми ресурсами для эффективного и легитимного воздействия на это общество в целях обеспечения его интеграции и достижения в нем социального мира. Социальное предназначение Г. как раз и заключается в том, что оно есть такой общественный институт, который всецело призван служить обществу. Г. - это исторически сложившаяся, сознательно организованная социальная система, управляющая обществом. Это фактически первая планомерно функционирующая организация, оказывавшая и оказывающая огромное воздействие на жизнь индивидов, социальных групп и всего общества. Всякое Г. характеризуют: 1) наличие публичной власти, т.е. особого слоя людей, выделяющихся из общества и выполняющих разнообразные функции по его управлению, имеющих возможность в необходимых случаях прибегать к использованию мер государственного принуждения; 2) особая территориальная организация, объединяющая население в государственно-организованное общество и характеризующая пределы распространения государственной власти; 3) налоги - материальная основа для содержания публичной власти, а также решения ряда общественных задач; 4) специальная система нормативного регулирования - право, посредством которого обеспечивается организующее воздействие государства на общество.

Сущность Г. заключена в том, что Г. есть универсальная организация власти социально неоднородного общества, призванная обеспечивать целостность этого общества и конструктивное взаимодействие всех его структур. Современное Г. - это:

1) универсальная организация общества. Его универсальность проявляется как во времени, так и в пространстве. Органы Г. действуют постоянно и на любой территории. Воздействием Г. охватываются все важнейшие сферы общественной жизни. Государственная власть географически распространяется на все регионы и территории страны. Универсальный характер Г. заключен в его управляющих (организационных) возможностях. В рамках общества Г. предстает главной управляющей системой. Все другие организации находятся в определенной подчиненности от Г., независимо от того, разделяют они его цели и задачи или противоборствуют их достижению. Универсальность Г. определяется его результативностью, способностью организовать общество, управлять активностью больших групп людей, подчинять их своему влиянию, не прибегая к насилию. Для достижения этой цели Г. обладай необходимыми ресурсами, специально обученным персоналом управленцев (аппаратом), специфическими средствами воздействия - государственным принуждением, поощрением и другими стимулами;

2) публично-правовая организация власти. Применительно к обществу Г. предстает центральным институтом власти, к которому тяготеют другие политические силы. От других политических организаций и институтов власти Г. отличается наивысшей концентрацией власти, суверенитетом, наличием ряда исключительных прав (прерогатив) - на использование силы, на принятие общеобязательных нормативно-юридических актов и др. Можно сказать, что Г. в идеале возникает для того, чтобы подчинить власть интересам общества. Г. - это сила, которая должна выступать против монополизации власти. Современное Г. есть правовая организация власти. По своей природе и социальному назначению Г. есть такое учреждение власти, которое в принципе противостоит произволу и насилию. В современном понимании Г. не может быть ничем иным, как публично-правовой организацией, т.е. правовым Г.;

3) суверенная организация власти. В современном понимании суверенитет государственной власти означает территориальное верховенство; наличие универсальной международной правосубъектности, государственной символики, официального языка общения, единой денежно-кредитной системы, единого гражданства (подданства), единых вооруженных сил и др.;

4) организованная социальная сила, обладающая монополией на легитимное применение принуждения. Использование Г. легитимного принуждения позволяет ему добиваться цели поддержания в обществе необходимого правопорядка, а также установления монополии на применение принуждения.

Все отмеченные признаки характеризуют Г. как универсальную публично-правовую и суверенную организацию, обладающую относительной самостоятельностью и целостностью и возможностью применения легитимного принуждения. Г. с этой точки зрения есть господствующая в обществе система власти или социально организованная сила, обособленная от общества и способная подчинить это общество, пусть даже и принудительными средствами, целям государственной политики. Г. с этой стороны предстает как особая, отличная от всякой иной организации структура общества, призванная в интересах всего этого общества либо преимущественно в интересах определенного слоя, класса, социальных групп осуществлять государственную власть. В этом (в узком, или собственном) смысле Г. есть организация господства, хорошо организованная машина власти вместе с находящимися у нее в услужении гражданскими чиновниками и вооруженными силами; есть организация, аппарат в виде системы учреждений, обладающих верховной властью на данной территории.

При этом Г. мыслится не только как организация общества, но и как само это общество. Г. - это определенное объединение людей, сообщество, проистекающее из необходимости жить вместе на определенной территории; это политическое сообщество (публично-правовой союз) или политически организованное на началах демократии общество, определенный политический строй. Г. с этой (широкой) точки зрения есть корпорация людей ("духовная община", по выражению И.А. Ильина), преследующих достижение общих целей; есть институт (сила), интегрирующий общество и обеспечивающий его прогрессивное развитие. Такое понимание сущности Г. основано на договорном, естественно-правовом происхождении Г. Подобный характер Г. очерчен в конституциях - основных законах Г. Все современные конституции содержат нормы, устанавливающие партнерские отношения Г. с населением.

Значит, Г. одновременно есть и политическое сообщество людей, объединенных правом и общими интересами, и публично-правовая, суверенная организация власти общества, обеспечивающая общие интересы всего населения и выступающая гарантом прав и свобод человека и гражданина.

(В.Ч.)

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

ГОСУДАРСТВО

правовая форма политической организации общества. Термин «Г.» употребляется в трех значениях, отражающих разные стороны организации и функционирования государственной власти. Соответственно Г. выступает как: 1) совокупность людей, проживающих на определенной территории и объединенных государственной властью (союз подвластных, или публично-правовой союз); 2) организация, осуществляющая государственную власть, или государственный аппарат, т.е. совокупность государственных органов и должностных лиц; 3) совокупность политических, публично-властных отношений, урегулированных правом. От употребления термина «Г.» в этих значениях следует отличать разное понимание сущности государственной власти. Родовым для всех понятий Г. является понятие публичной политической власти. Она распространяется по территориальному принципу и осуществляется в интересах благополучия общества в целом — на основе организованного принуждения (вплоть до физического насилия) в отношении отдельных людей и социальных групп. Публичная власть регулирует отношения не только между отдельными индивидами, но и между социальными группами — классами, сословиями, корпорациями, этническими, территориальными, религиозными группами и т.д. — в целях достижения или поддержания стабильности и порядка. Она осуществляется особым слоем людей, составляющих аппарат власти, управляющий обществом. Этот аппарат подчиняет все слои общества своей воле: воле правителя, парламентского большинства, политической элиты и т.д. (см. Государственный аппарат). Организация публичной политической власти и ее функционирование могут быть регламентированы законами, но реальные политические публично-властные отношения могут и существенно отклоняться от того, что установлено законом. Наконец, публичная политическая власть может быть разной по содержанию. А именно: либо власть существует ради свободы подвластных, защищает ее и ограничена этой свободой, либо в обществе нет свободы подвластных, и власть является неограниченной. Если хотя бы часть граждан свободны по отношению к власти, это значит, что они свободны политически, участвуют в государственно- правовом общении, обладают правами по отношению к аппарату власти, участвуют в формировании и осуществлении публичной политической власти. Противоположный тип отношений называется деспотией. Три основных понятия Г. по-разному оценивают в сущности необходимую в Г. связь публичной политической власти со свободой и правом. В социологическом понятии Г — любая организация публичной политической власти, в любой форме и с любым содержанием. Это понятие отрицает юридическую природу Г. и объясняет его сущность как организованное насилие, как наиболее действенную (наиболее сильную, верховную, суверенную) организацию власти для населения, проживающего в пределах определенной территории. Социологическое понятие Г. используется в позитивистском правопонимании: «право» (законы, независимо от их содержания) — это приказ Г., верховной власти. Получается, что Г. первично, а «право» (законы) вторично и что Г. — это чистая монополия силы, предшествующая закону. Поэтому законная форма власти, ее наличие или отсутствие, не имеет значения для социологического понятия Г. Верховная власть может осуществляться по закону и вопреки закону. Социологическое понятие Г. лишь допускает, что полномочия государственной власти могут быть регламентированы законом. Г. — фактические отношения повеления и подчинения, фактическая организация и деятельность власти, а не то, что формально предписывается законами о власти. Сущность власти — это сила, не связанная никакой законной формой. Сторонники социологического понятия Г. не всегда акцентируют политическое насилие; политическое общение — это не обязательно организованное насилие. Современная политология видит социальный смысл политики, политической власти не в том, что одни социальные группы силой навязывают свою волю другим, а в том, что политическая власть умеряет столкновения социальных сил, создает стабильный порядок в обществе. При этом стабильность в обществе может достигаться и за счет организованного насилия, предотвращающего распад общества, и за счет достижения согласия социальных групп ради прекращения конфликтов, ослабляющих общество в целом (см. также Гражданское общество). Второе понятие Г. — легистское (от лат. 1ех, закон), оно рассматривает Г. через призму законов о публичной политической власти. Представители легистского государствоведения отождествляют право и закон и традиционно называют понятие Г. юридическим (его сторонники называют правом законы любого содержания). Действительно, организация публичной политической власти в развитых П так или иначе оформляется законами. Поэтому, если реальные публично- властные отношения совпадают с предписаниями законов, то знание об организации и функционировании власти законоведы могут черпать из законов. С точки зрения современной либеральной теории, объясняющей право и Г. через понятие свободы, аутентичным является юридическое понятие Г. Это понятие имеет давнюю традицию — начиная с Аристотеля и Цицерона. В 17 в. Дж. Локк определял Г. как политическое сообщество, созданное свободными индивидами в целях надежного обеспечения своих естественных прав, свободы, личной безопасности и собственности. В конце 18 в. в Декларации независимости США и французской Декларации прав человека и гражданина было провозглашено, что люди создают Г. для обеспечения своих естественных прав и имеют право изменить правительство, нарушающее естественные права и свободы граждан. К числу классиков юридической теории Г. относятся также И. Кант, Г. Гегель и др. Достаточно сказать, что социологическое и легистское понятия Г. утвердились в политической мысли лишь в период господства позитивизма в 19 в. Юридическое понимание Г. означает: Г. — это правовая форма организации и функционирования публичной политической власти. Г. можно рассматривать через призму законодательства, конституирующего государственные институты и отношения; юридическое понятие Г. позволяет объяснять законы о власти как необходимую форму обеспечения свободы граждан и оценивать эти законы в зависимости от того, как они сообразуются с основным предназначением Г. — защищать свободу, безопасность и собственность граждан. В юридическом понятии Г. — государственный суверенитет означает, что в Г. публичная политическая власть является верховной, она введена в правовые рамки, в той или иной мере ограничена свободой граждан — участников государственно- правового общения. Далеко не всякое Г. можно назвать правовым, но всякое Г. является таковым, если власть в нем хотя бы минимально ограничена, связана правами, минимальной неотъемлемой свободой граждан. Сущность государственного общения, отношений повеления-подчинения в Г. — это обеспечение свободы, безопасности и собственности подвластных в обмен на их повиновение власти в пределах, установленных правом. Сила Г. заключается не в том, что власть способна отнять свободу у граждан, а в том, что она способна эффективно ее обеспечивать. В вопросе о происхождении Г. следует различать процессы возникновения публичной политической власти вообще и возникновения Г. в частности. Первая возникает и существует в деспотической форме — как результат общественного разделения труда, превращения социального управления в постоянную функцию в цивилизации, где еще нет частной собственности (либо она неразвита), но есть необходимость жесткой организации совместного труда огромных масс населения путем всеобщего внеэкономического принуждения. Возникновение деспотической власти связано, в частности, с необходимостью проведения широкомасштабных ирригационных работ, являвшихся основным фактором развития ряда цивилизаций. По мере перехода от присваивающей экономики к производящей, появления избыточного продукта и имущественной дифференциации складываются отношения частной собственности, т.е. возникает экономическая основа для свободы части членов общества. Другую часть составляют рабы, принадлежащие частным лицам и выступающие основной производительной силой. В этот период публичная политическая власть возникает из необходимости общественного разделения труда между свободными членами общества, из необходимости разрешения конфликтов внутри общества между отдельными собственниками (семьями, малыми коллективами), защиты свободы, безопасности и собственности при внугриобщественных конфликтах и в случаях внешней угрозы. Представляется, что не следует усматривать сущность этого процесса в классовой борьбе между рабовладельцами и рабами, в установлении политической диктатуры эксплуататорского класса над эксплуатируемыми, ибо диктатура в отношении несвободных — это деспотия, а не Г. Исторический прогресс Г. выражается в распространении государственно-правового общения на все более широкий круг членов общества и в расширении объема свободы, гарантированной в публично-властных политических отношениях. Первые Г. возникли в античной греко-римской цивилизации, где не только несвободные полностью исключались из государственно- правового общения, но и свободное население подвластных территорий, колоний, провинций не включалось в число полноправных граждан Г. Для феодальных Г. была характерна разная мера участия различных сословий в государственно-правовой жизни, причем большая мера являлась привилегией. В новое время первоначально существовали цензовые демократии, в которых неимущие были юридически свободны, но исключались из процессов формирования и осуществления государственной власти, а крупные землевладельцы пользовались особыми привилегиями. Лишь в 20 в. возникает феномен современного Г., в котором человеку и гражданину гарантированы равные права независимо от половых, национальных, имущественных, религиозных и других различий. В древневосточных цивилизациях (Египет, Вавилон, Китай и т.д.) публичная политическая власть была деспотической («восточная деспотия»). Основные черты этих цивилизаций и, соответственно, деспотический характер власти в той или иной мере сохранились до сего времени во многих странах Азии и Африки. Основы государственно-правовой жизни формируются в этих странах постольку, поскольку их культуры исторически меняются и испытывают влияние других цивилизаций. Для одних культур это влияние оказывается чуждым, другие, например Япония, успешно приспосабливают к своей культуре государственно-правовые институты и отношения других цивилизаций. В целом деспотия характерна для доиндустриального, аграрного общества, в эпоху индустриального развития она неконкурентоспособна по отношению к государственно- правовым системам. Однако в 20 в. в рамках развитой цивилизации произошел исторический рецидив деспотии в форме тоталитаризма (в Италии, Германии и в России). В Германии и Италии тоталитарные режимы были уничтожены в ходе 2-й мировой войны, в современную эпоху постепенно разрушаются последние тоталитарные режимы в Китае, в Сев. Корее, на Кубе и в некоторых других странах. Типология Г. — классификация всех существовавших государств по признакам, которые признаются сущностными в определенной теории Г.. В рамках типологии Г. возможно использование разных критериев. По степени ограничения государственной власти правом (свободой подвластных) можно различать два идеальных типа — правовое (либеральное) и полицейское (авторитарное, социальное) Г. Понятие правового Г. возможно только в рамках более общего юридического понятия Г. В любом Г. власть в общем и целом существует в правовой форме. Но в конкретных Г. бывают периоды авторитарного правления, когда власть нарушает правовую форму, действует насилием вопреки закону, а затем постепенно восстанавливается государственно- правовая форма. Авторитарное (полицейское) Г не уничтожает свободу подвластных, но оно не дает гарантий свободы, безопасности и собственности всем гражданам. Г. может быть либеральным, т.е. максимально ограниченным свободой подвластных и минимально вмешивающимся в их жизнедеятельность. В либеральном (идеальном правовом) Г власть считает граждан автономными субъектами, способными самостоятельно решать свои частные дела, и поэтому приходит им на помощь лишь тогда, когда они требуют полицейской или судебной защиты свободы, безопасности и собственности от посягательств других лиц. В таком Г. власть, как правило, не вмешивается в экономику или сферу культурной жизни общества, не ставит задачу оказывать помощь неимущим гражданам за счет богатых. Правовое Г. предполагает максимальное ограничение власти правом. Это идеальный тип Г., понятие с исторически изменяющимся содержанием. Представления о правовом Г. изменяются в ходе исторического прогресса Г. То, что считалось максимальным ограничением власти правом в Германии в сер. 19 в., когда возникло понятие правового Г. (КесЫз$1аа1), сегодня уже таковым не считается. Знание о правовом Г. постоянно обогащается. Таким образом, правовое Г. — это нормативная модель, предполагающая достаточно высокий уровень развитости права и государственности, отражающая уровень, уже достигнутый в наиболее развитых странах. Это наиболее развитые, с позиции сегодняшнего знания, формы подчинения власти правовым законам. Иногда Г. называют социальным, где власть вмешивается в жизнедеятельность граждан, оказывая им всевозможные социальные услуги (неимущим — бесплатно). Известны также разные исторические типы Г. Понятие исторического типа Г. ввел К. Маркс в рамках своей философии истории и учении о классовой борьбе. В марксистско-ленинской теории классового насилия сущность Г — это диктатура эксплуататорского класса по отношению к эксплуатируемому классу. Каждой классовой общественно-экономической формации соответствует исторический тип Г. — рабовладельческое, феодальное, буржуазное государство. После социалистической революции должно возникать социалистическое Г. («полугосударство», «диктатура пролетариата», «общенародное государство»), которое «отомрет» и превратится в коммунистическое самоуправление. В такой типологии Г. (считавшейся в СССР единственно истинной) не различаются Г. и деспотия, государственное принуждение и насилие над несвободными, и в качестве социалистического Г фигурирует антигосударственный тоталитарный режим. Современная юридическая типология Г. в историческом аспекте основана на различении доиндустриального, индустриального и постиндустриального общества. Доиндустриальное общество разделено на свободных и несвободных (рабы, крепостные и т.д.). Г. доиндустриального типа является исторически неразвитым, оно не связано правами человека, поскольку таковых еще не существует (возможны права граждан, подданных, представителей определенных сословий и т.д., но не человека как такового), причем права участвующих в государственно-правовом общении признаются октроированными. В индустриальном обществе все формально равны (равны в свободе) и формально в равной мере вправе участвовать в формировании и осуществлении государственной власти; здесь права и свободы человека и гражданина признаются естественными и неотчуждаемыми. Для Г. индустриального типа характерна защита всеобщего формального равенства и имущественного неравенства (правовое Г.). В постиндустриальном обществе Г. обеспечивает не только формальное равенство, но и минимальные стандарты потребления материальных и духовных благ для всех членов общества. Г. постиндустриального типа — это социальное правовое Г. На основе перераспределения национального дохода оно добивается смягчения имущественного неравенства и выравнивания стартовых возможностей для социальной активности максимально возможного числа членов общества, создает условия для фактического участия большинства социальных групп (хотя и в разной мере) в формировании и осуществлении государственной власти (плюралистическая демократия). Традиционно различаемые элементы Г. — население, территория и власть — в современной юридической теории объясняются с позиции прав человека т.н. третьего поколения. Субстанциональный элемент Г. — это нация, реализующая свои естественные права на внешнее и внутреннее политическое самоопределение. Лит:. Дзодзиев В. Проблемы становления демократического государства в России. М., 1996; Нерсесянц В.С. Философия права. М., 1997; Оболонский АВ. Драма российской политической истории: система против личности. М., 1994; Чет- вернин В А. Демократическое конституционное государство. М., 1993; его же. Понятия права и государства. М , 1997; Чиркин В.Е. Государствоведение. М , 2000. ВА. Четвернин

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Юридическая энциклопедия

ГОСУДАРСТВО

основной институт политической системы современного общества и важнейшая форма его организации. Главное назначение Г. заключается в организации политической власти и управлении обществом.

Любое Г. выражает и защищает интересы всего общества и интересы правящих кругов. Г. обладает признаками и чертами, отличающими его как от догосударственной (первобытнообщинной) организации общества, так и от существующих наряду с ним негосударственных (партийных, общественных и пр.) организаций.

Наиболее характерные черты Г.: а) наличие выделенного из общества и нередко стоящего над ним аппарата власти и управления. Он состоит из особого слоя людей, основным занятием которых является выполнение властных и управленческих функций. Они не производят непосредственно ни материальных, ни духовных благ, а лишь управляют. Свои должности эти люди занимают путем избрания, назначения, наследования или замещения. Основными составными частями этого аппарата являются органы государственной власти, органы управления, суда, прокуратуры и др. Низшим звеном аппарата служит государственный орган; б) наличие наряду с аппаратом власти и управления аппарата принуждения. Он состоит из особых отрядов вооруженных людей - армии, полиции, разведки, контрразведки, а также в виде всякого рода принудительных учреждений (тюрьмы, лагеря и т.п.). Аппарат управления вместе с особыми отрядами вооруженных людей называют публичной властью, придавая ей первостепенное значение; в) разделение населения по территориальным единицам. В отличие от родового строя, где общественная власть распространялась на людей по кровнородственному признаку, в зависимости от их принадлежности к тому или иному роду. фратрии, племени или союзу племен, при государственном строе власть распространяется на них в зависимости от территории их проживания. Жители, проживающие на территории Г., независимо от производственных связей являются либо гражданами (в условиях республики), либо подданными (в условиях монархии), либо лицами без гражданства или иностранцами, подпадающими под юрисдикцию Г., под действие его законов; г) вся территория Г. разбивается на ряд административно-территориальных единиц. В разных странах они называются по-разному: округа, провинции, области, края, дистрикты, графства, районы и т.д. Но назначение их и функции едины - организация государственной власти и управления на занимаемой ими территории; д)суверенитет. Он означает, во-первых, верховенство государственной власти внутри страны. А во-вторых, независимость ее на международной арене. В суверенитете находит свое политическое и юридическое выражение полновластие Г. В нем же выражается способность Г., независимо от других Г., формировать и проводить в жизнь свою внутреннюю и внешнюю политику. В мире всегда существовали и существуют Г. с формальным или ограниченным суверенитетом. Формальным суверенитет считается тогда, когда он юридически и политически провозглашается. а фактически в силу распространения влияния других Г., диктующих свою волю, не осуществляется. Частичное ограничение суверенитета может быть принудительным и добровольным. Принудительное ограничение суверенитета может иметь место, например, по отношению к побежденному в войне Г. со стороны государств-победителей. Добровольное ограничение суверенитета допускается самим Г. по взаимной договоренности с другими Г., например, ради достижения определенных, общих для них целей. Добровольность ограничения суверенитета наблюдается также, когда Г. объединяются в федерацию и передают часть своих суверенных прав федерации; е) займы и налоги. Первоначально они необходимы были лишь для того, чтобы содержать армию, полицию и другие принудительные органы, а также государственный аппарат. Позднее они стали использоваться и на осуществляемые Г. различные программы: образовательные, медицинские, культурные, воспитательные и иные; ж) каждое Г. выделяется своими символами, атрибутами (гимн, флаг и др.).

История Г. и теория его происхождения. Г. представляет собой социальное явление, ограниченное определенными историческими рамками. Возникает оно в результате замены кровнородственных связей обменными. Племенные отношения превращаются в общественные, а первобытное общество - в цивилизацию.

По историческим типам государственно-правовые системы делятся на первичные и развитые. К первому типу относятся Г.. возникшие вследствие разложения первобытнообщинного строя: деспотии, сложившиеся в древности на Востоке(Египет); рабовладельческие Г. Средиземноморья (Римская империя, древнегреческие полисы - Афины, Спарта); феодальные государственные образования (Азия, Европа, в том числе Киевская Русь). На смену им приходят развитые типы государственно-правовых систем - капитализм со свойственными ему формами организации общества. Марксистско-ленинская теория XX в. добавляет сюда еще один исторический тип - «социалистическое Г.».

В первых известных истории цивилизованных обществах - Египте, Древнем Вавилоне - Г. существовали уже к III в. до н.э. Рабовладение в них не играло существенной роли. хотя развитию рабства (например, в Египте) способствовали многочисленные войны. Привилегированным положением в раннегосударственных образованиях пользовались, как правило, жреческое и воинское сословия. Земля в основном рассматривалась как государственная собственность.

В общественном строе многих ранних Г. (в частности, городов-Г. Древнего Вавилона) долгое время сохранялись пережитки родоплеменной организации, существенно ограничивавшие власть правителя: совет старейшин и народное собрание избирали главу Г., контролировали его деятельность, осуществляли суд и управление общественным имуществом. Такой способ организации Г. в фактически бесклассовом обществе К. Маркс и Ф. Энгельс назвали «азиатским способом производства», рассматривая его как один из вариантов возникновения Г.

Процесс образования Г. у многих народов был тесно связан с завоевательной политикой и объективной необходимостью спешного создания государственного аппарата для управления покоренными народами (Древний Китай, раннегерманское Г.).

Складывание развитой рабовладельческой системы отождествляется прежде всего с Г. Древней Греции (X в. до н.э. - III в. н.э.) и Рима (с VIII в. до н.э.). Эпоха классической Греции приходится на VI - IV вв. до н.э., а римское Г. наибольшего расцвета достигло в период Империи (I в. до н.э. - I в. н.э.).

Средневековая история Г. Центральной Европы начинается фактически с VII-VIII вв. н.э., поскольку главным образом в этот период здесь происходит формирование централизованных феодальных Г. (Франция, Италия, германские королевства и др.). Складывание первого государственного образования у восточнославянских народов (Киевская Русь) традиционно связывается с именами варяжского конунга Рюрика (IX в.) и его преемника князя Олега. В XII в. образовалось русское централизованное Г.

В эпоху нового времени, начало которой положила Английская буржуазная революция 1640-1653 гг., происходит превращение феодальных государств в буржуазные, капиталистические. В Европе этот процесс закончился в XX в. В 1917 г. на месте Российской Империи возникло первое социалистическое Г. К концу 70-х гг. число таких Г. достигло 15. После демократических преобразований конца 80-х - начала 90-х гг. сохраняются только 4 социалистических Г. (КНР, Вьетнам, КНДР, Куба).

В теории Г. и права существует множество разнообразных концепций происхождения Г. Авторы естественно-правовой теории (Г. Гоббс, П. Гольбах, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо) считали, что Г. предшествует естественное состояние человека, а само оно - результат юридического акта, своеобразного «общественного договора», положившего конец «войне всех против всех». Г. в их трактовке - порождение воли народа, изобретение человеческого разума.

Органическая теория возникновения Г. (Платон, Аристотель) исходит из того, что общество и Г. - единое целое, социальный организм, действующий по аналогии с человеческим. Поэтому изолированное существование человека вне Г. невозможно. По мнению одного из последователей этой теории Спенсера, Г. появляется одновременно со своими составными частями - людьми и будет существовать до тех пор, пока существует человеческое общество. Государственная власть в данном случае трактуется как господство целого над своими составными частями, ее цель - обеспечение благополучия всего народа.

Классовый подход в определение Г. привнесли К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин. Г., по их определению, - результат борьбы классов, возникающих в ходе общественного разделения труда, формирования семьи и частной собственности, распада кровнородственных связей. «Самой чистой», классической формой возникновения Г. Энгельс, например, считал Афины в Древней Греции, где оно появилось «непосредственно из классовых противоречий». Первостепенное значение классики марксизма придавали насильственной стороне государственной власти - классовой диктатуре, смена которой означает смену отношений собственности и, следовательно, социально-экономической формации. Основная функция Г. - закрепление и охрана экономических и политических условий существования определенного класса. Отсюда трактовка Г. как машины для поддержания господства одного класса над другим.

Марксистская теория выделяет четыре основных типа Г. в зависимости от форм господствующей в них собственности: рабовладельческое, феодальное, буржуазное (капиталистическое) и социалистическое. Кроме того, Маркс и Энгельс рассматривают Г. так называемого «азиатского способа производства», которые по своим признакам не соответствуют определению классового Г.

Для рабовладельческой социально-экономической формации, в соответствии с теорией марксизма, характерно наличие двух основных классов общества - бесправных рабов и рабовладельцев, в собственности которых находятся все средства производства,, включая самих рабов.

Феодальное общество характеризуется сосуществованием господствующего класса феодалов, в руках которых находится основное средство производства - земля, и класса крестьянства, лично зависимого от своих сеньоров (феодалов).

Основные классы капиталистического общества - пролетариат и буржуазия. Рабочие (пролетариат) лично свободны, но они лишены собственности на средства производства и вынуждены продавать свою рабочую силу капиталистам. Теорию Маркса о капиталистическом способе производства Ленин дополнил учением об империализме как высшей и последней стадии капитализма. Империализм в соответствии с ленинской теорией посредством концентрации и монополизации производства и капитала обеспечивает благоприятные экономические условия для обобществления средств производства и перехода к строительству социализма.

Социалистическое общество в соответствии с теорией марксизма-ленинизма - это первый этап становления коммунистической формации, своеобразный переходный период, цель которого - уничтожение классов. В отличие от всех предшествующих этапов развития классового общества он исключает эксплуатацию человека человеком, поскольку средства производства в нем «принадлежат трудящимся», т.е. находятся в общенародной собственности и потому служат для удовлетворения потребностей всех членов общества в соответствии с принципом «от каждого - по способностям, каждому - по труду».

Делая упор на роль классов в возникновении Г., Маркс и Энгельс оставляли как бы «за рамками теории» ими же самими описанный «азиатский способ производства», который, по сути дела, представляет собой альтернативный классовому способ становления Г. Кроме того, в некоторых ранних Г. критерий отношения к собственности (средствам производства) не играл существенной роли в процессе социальной дифференциации. Так, в Древней Индии общество делилось не на классы, а на касты, которые и определяли положение человека на социальной лестнице, независимо от степени его богатства.

Классовая теория не применима и ко многим современным постиндустриальным обществам, в которых нет классов в марксистском понимании, но существует сложная социальная структура: социальный статус человека в них определяется не столько его отношением к средствам производства, сколько его местом в системе производства и распределения.

Ленинское учение об империализме - кануне социалистической революции и социализме как первой стадии коммунистической формации также не выдержало испытания временем. Во-первых, закончилась крахом попытка перескочить через закономерные этапы исторического развития и превратить «слабое звено в цепи империализма» в «общество всеобщего благоденствия». Во-вторых, весь период социализма, по представлениям Ленина, должен быть периодом диктатуры пролетариата, т.е. периодом жесточайшей классовой борьбы и террора, что само по себе абсурдно с точки зрения «всеобщего блага». В-третьих, социализм как форма организации общественных отношений, безусловно, мог бы проявить известную жизнеспособность, если бы возник как результат эволюционного, а не агрессивно-революционного пути развития общественных отношений.

Наконец, как показывает история, цивилизованное индустриальное общество в состоянии породить новые эволюционные формы Г., которые будут существенно отличаться от известного нам социализма. Как справедливо замечает российский ученый В.А. Четвернин, «по мере формирования постиндустриального общества организованное насилие все больше отходит на дальний план, а на передний выдвигается общесоциальная деятельность государства: социальные противоречия утрачивают остроту, само государство устанавливает рамки для цивилизованного разрешения конфликтов между социальными группами, выступая не только как гарант права сильных, но и как защитник интересов слабых».

В определенной степени позиции марксизма нашли отражение в концепции, связывающей возникновение частной собственности, классов и Г. с проявлением внутреннего и внешнего насилия одной части общества над другой. Эта концепция получила название теории насилия. Ее создатели (Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский) утверждали, что Г., возникшее в результате непосредственного политического действия, останется аппаратом угнетения до тех пор, пока не сотрутся юридические различия между победителями и побежденными.

Следует упомянуть также о взглядах немецкого социолога и философа М. Вебера (1864-1920), утверждавшего, что Г. не только обладает монополией на физическое насилие, но и является единственным источником «права» на насилие. Капитализм - с его рациональной религией (протестантизмом), рациональным производством и т.п. - Вебер считал наиболее разумным и жизнеспособным способом организации экономики.

Автор психологической теории возникновения Г. российско-польский социолог Л. Петражицкий определял общество и Г. как совокупность психологического взаимодействия людей и их объединений. Суть данной теории состоит в утверждении, что человек испытывает психологическую потребность жить в рамках организованного сообщества и принимать участие в коллективном производстве. Возникновение Г. в этом случае - следствие психологического развития человека, становления своеобразных «правовых эмоций».

От понятия «исторические типы Г.» следует отличать понятия «формы организации государственной власти» (монархия, республика) и «политический режим Г.» (парламентский, фашистский, тоталитарный и т.п.).

Г. в конституционном праве понимается как социально-политическая организация, действующая на определенной территории и обладающая на ней высшей властью. В зависимости от формы государственного устройства Г. может выступать как единое целое (унитарное Г.) либо как совокупность частично суверенных Г.. составляющих вместе суверенное Г. - федерацию.

Конституционный статус (характеристика) Г. - наиболее концентрированное выражение принципов, на которых, по воле конституционного законодателя, должно зиждиться данное Г. Как правило, характеристика Г. содержится в первой статье конституции и включает в себя такие определения (или некоторые из них), как «независимое», «суверенное», «демократическое», «правовое», «унитарное» («федеративное»), «социальное», «светское», «единое и неделимое», а также указание на форму правления («республика»). Например, «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» (п. 1 ст. 1 Конституции РФ) или «Кыргызская Республика (Кыргызстан) - суверенная, унитарная, демократическая Республика, построенная на началах правового, светского государства» (п. 1 ст. 1 Конституции Кыргызстана). Содержание названных характеристик (принципов Г.) раскрывается более или менее подробно в тексте конституции и иных конституционно-правовых актах, а также в конституционно-правовой и общеправовой теории (см. Правовое государство. Светское государство, Социальное государство, Федерализм).

Конституционная характеристика Г. при всей ее лаконичности и кажущейся на первый взгляд стандартности на самом деле расставляет весьма существенные акценты, отражающие специфику данного Г. Так, в странах, где есть проблемы с территориальной целостностью (Молдова, Грузия и др.), определение Г. включает в себя указание на «единство и неделимость» или нечто аналогичное.

В конкретных правовых отношениях Г. выступает как совокупность официальных органов власти (правительство, парламент, суды и др.), действующих в масштабе страны или субъекта федерации либо пользующегося законодательной автономией территориального сообщества (например, область в Италии) с местными агентами (представителями) этих органов (префектурами, комиссарами и т.п.).

Г. в международном праве. Г. - первичный и основной субъект международного права, а также участник международных отношений. Г. представляет сочетание трех элементов: определенной территории, населения, на ней проживающего, и политической организации (власти). Основное качество Г., характеризующее его как субъекта международного права, - государственный суверенитет.

Первичность Г. как субъектов международного права выражается в том, что никто не создает их в качестве таковых, они существуют как объективная историческая реальность. С другой стороны, Г. сами могут создавать производные субъекты международного права - международные организации. Как первичный субъект Г. обладает универсальной международной правоспособностью. Именно Г. вырабатывают нормы международного права, устанавливают ответственность за их нарушение, определяют международный правопорядок и функционирование международных организаций. Эти возможности Г. ничем не ограничены, кроме как ими же созданными принципами и нормами международного права. Современная доктрина международного права выделяет следующие основные права Г.: право на независимость и свободное осуществление всех своих законных прав, на осуществление юрисдикции над своей территорией и над всеми лицами и вещами, находящимися в ее пределах, с соблюдением признанных иммунитетов, равноправие с другим Г., право на индивидуальную и коллективную самооборону против вооруженного нападения. Основные обязанности Г.: воздерживаться от вмешательства во внутренние и внешние дела другого Г., уважать права человека, устанавливать на своей территории такие условия, которые бы не угрожали международному миру; решать свои споры с другим Г. мирными средствами; воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной целостности и политической независимости другого Г., или иным образом, несовместимым с международным правом; воздерживаться от оказания помощи другому Г., которое нарушает предыдущую обязанность или против которого ООН принимает меры предупреждения или принуждения; добросовестно выполнять свои международные обязательства. Для международного права определенное значение имеет деление Г. на простые (унитарные) и сложные (федерации).

Г. - субъект гражданского права, один из видов участников гражданских правоотношений. В этих правоотношениях обладает особой целевой правоспособностью, которая в чем-то шире, а в чем-то уже, чем у физических или юридических лиц. Некоторые права могут принадлежать только Г., например приобретать имущество умерших, не имеющих наследников, или выпускать государственные ценные бумаги. В отличие от других субъектов гражданского права может иметь в собственности любое имущество, в том числе и исключенное из гражданского оборота. В то же время Г. не вправе, например, передавать имущество по наследству, иметь свое фирменное наименование. Государственные органы не могут быть участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере. Они не вправе выступать участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере, если иное не установлено законом. Помимо количественных имеются и качественные различия. Г. участвует в гражданском обороте не в своих частных интересах, а в целях наиболее эффективного отправления публичной власти. Отличительное свойство Г. как субъекта гражданских правоотношений - его суверенность (т.е. неподвластность кому бы то ни было). С этим свойством связан, например, иммунитет Г. во внешнеторговом обороте (см. Иммунитет государства).

Г. выступает стороной широкого круга обязательственных отношений. Г. широко участвует в заемно-кредитных отношениях, при этом оно определяет механизм заимствований и обязанности государственных органов по обслуживанию внутреннего и внешнего долга. Г. может быть стороной в обязательствах, возникающих вследствие причинения вреда, взыскивать причиненный вредом ущерб и отвечать за причиненный вред.

Г. как таковое неспособно своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, а также создавать и исполнять обязанности. От его имени действуют органы государственной власти в рамках их компетенции, а также по их поручению государственные органы, юридические лица и граждане.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Энциклопедия юриста

ГОСУДАРСТВО

особо важная часть надстройки классового общества, «...машина в руках господствующего класса для подавления сопротивления своих классовых противников» (Сталин И. В., Соч., т. 6, стр. 114).

Вопрос о Г. является одним из центральных вопросов общественной науки, приобретая особенную остроту со времени вступления на арену политической борьбы рабочего класса.

В. И. Ленин указывал в лекции «О государстве», что вопрос о Г. запутан и усложнен умышленно и неумышленно представителями буржуазной науки, философии, юриспруденции, политической экономии и публицистики. Вопрос этот так запутан и усложнен потому, что он (уступая в этом отношении только основаниям экономической науки) непосредственно затрагивает интересы господствующих классов.

Только марксизм-ленинизм дал строго научное объяснение сущности Г., закономерностям, определившим его возникновение в истории общества и смене одних исторических типов Г. другими, особенностям каждого из исторических типов Г., роли Г. в жизни общества, неизбежности отмирания Г. на определенной ступени развития общества в силу отпадения причин, обусловивших его возникновение и развитие. Тем самым марксизм-ленинизм разоблачил антинаучность и классовый смысл буржуазных и добуржуазных учений, утверждавших о вечности и надклассовости Г.

Марксизм-ленинизм показал, что Г. есть часть надстройки и обусловливается, как и вся надстройка в целом, базисом. Базис есть экономический строй общества на данном этапе его развития. Надстройка – это политические, правовые, религиозные, художественные, философские взгляды общества и соответствующие им политические, правовые и другие учреждения.

В силу особенностей базиса первобытно-общинного строя, характеризующегося отсутствием частной собственности на орудия и средства производства, человечество в пределах этого строя не знало Г. Лишь в результате крушения первобытно-общинного базиса, с возникновением частной собственности, классов и классовой борьбы, с рождением рабовладельческого базиса впервые в истории возникает Г., как система определенных политических учреждений, посредством которых эксплуататорское меньшинство держало в узде эксплуатируемое большинство, а именно непосредственных работников производства – рабов.

В результате глубокого научного анализа и обобщения огромного исторического материала марксизм-ленинизм установил, что «Государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий. Государство возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены. И наоборот: существование государства доказывает, что классовые противоречия непримиримы» (Ленин В. И., Соч., т. 25, стр. 358–359). На определенной, а именно высшей ступени развития человеческого общества, когда полностью отпадут причины, вызвавшие появление Г. и обусловившие его существование в течение ряда тысячелетий, – исчезнут классы, отпадет опасность нападения извне на коммунистические страны, отомрет и Г.

По своей сущности любое Г. представляет диктатуру (см.) господствующего класса. Какой именно класс осуществляет диктатуру, т. е. государственное руководство обществом, – это обусловливается базисом соответствующего общества, характерным для него классовым делением и соотношением сил в классовой борьбе.

Истории известны четыре исторических типа Г.: рабовладельческое государство (см.), феодальное государство (см.), буржуазное государство (см.) и. социалистическое государство (см.).

Возникновение каждого из этих типов Г., смена одного типа Г. другим обусловлены крушением соответствующего, изжившего себя базиса и рождением нового базиса. Смена базисов, а соответственно и исторических типов Г. происходит путем революции. «Революция рабов ликвидировала рабовладельцев и отменила рабовладельческую форму эксплуатации трудящихся. Но вместо них она поставила крепостников и крепостническую форму эксплуатации трудящихся... Революция крепостных крестьян ликвидировала крепостников и отменила крепостническую форму эксплуатации. Но она поставила вместо них капиталистов и помещиков, капиталистическую и помещичью форму эксплуатации трудящихся... Только наша советская революция, только наша Октябрьская революция поставила вопрос так, чтобы не менять одних эксплуататоров на других, не менять одну форму эксплуатации на другую, – а искоренить всякую эксплуатацию, искоренить всех и всяких эксплуататоров, всех и всяких богатеев и угнетателей, и старых и новых» (Сталин И. В., Соч., т. 13, стр. 239–240).

В связи с победой народно-демократической революции в ряде стран Европы и Азии также потерпел крушение старый базис, успешно идет процесс его ликвидации и строительство нового, социалистического базиса (в европейских странах народной демократии) либо создание необходимых предпосылок для последующего строительства социализма (напр., Китайская Народная Республика).

В результате победы социалистической революции государственное руководство обществом переходит в руки наиболее передового класса общества – рабочего класса, носителя передового способа производства; впервые в истории создается Г., обеспечивающее уничтожение эксплуатации человека человеком. Если любой из типов эксплуататорского Г. представляет собой диктатуру эксплуататорского меньшинства над эксплуатируемым большинством, т. е. трудящимися, то социалистическое Г. является диктатурой большинства над эксплуататорским меньшинством, диктатурой рабочего класса, как авангарда всех трудящихся и их руководителя.

В условиях победы социализма в нашей стране диктатура пролетариата (см.) выражает волю всего советского народа.

Диктатура рабочего класса, т. е. государственное руководство обществом со стороны рабочего класса, сохраняется и в условиях, когда в результате победы социализма в одной или нескольких странах ликвидируются эксплуататорские классы, но сохраняется капиталистическое окружение.

Каждому из исторических типов Г. известны различные формы государства, в которых находит свое проявление классовая сущность соответствующего типа Г. и которые приспособлены к осуществлению задач данного Г. На различных этапах своего господства осуществляющий диктатуру класс, в зависимости от степени остроты классовой борьбы и в интересах охраны, укрепления и развития своего базиса, использует различные формы своего Г. В эпоху промышленного капитализма, когда капиталистический базис был устойчив и буржуазия достаточно сильна, чтобы удерживать свое господство и охранять капиталистический базис при помощи буржуазной демократии, она вынуждена была использовать буржуазно-демократические формы Г., как формы своего господства, позволяющие внушать угнетаемым массам иллюзию о якобы надклассовом характере буржуазного Г. В эпоху империализма, когда обостряются все противоречия капитализма и капиталистический базис расшатывается, все более и более обнаруживая свою обреченность, свое превращение в тормоз для развития производительных сил, в эпоху, когда рабочий класс сложился в грозную для буржуазии силу, осознав свою роль могильщика капитализма и творца нового, высшего строя, буржуазия уже не в состоянии господствовать при помощи буржуазной демократии и прибегает к установлению новых форм своего господства в виде открытой или полузамаскированной фашистской диктатуры. Сущность буржуазного Г. от этой смены формы Г. не меняется, так как оно остается попрежнему диктатурой буржуазии.

Социалистическое Г. также знает различные формы Г., но все они, являясь формами одной и той же сущности – диктатуры пролетариата, – принципиально отличны от форм любого эксплуататорского Г. и характеризуются подлинным демократизмом, обеспечивая на деле полновластие трудящегося народа.

Всякое Г., как важнейшая часть надстройки над определенным базисом, не только обусловливается этим базисом, но и оказывает на него, как и вся надстройка в целом, активное воздействие. Энгельс в письме к К. Шмидту (27 октября 1890 г.) писал: «Обратное действие государственной власти на экономическое развитие может быть троякого рода. Она может действовать в том же направлении, – тогда дело идет быстрее; она может действовать против экономического развития, – тогда в настоящее время у каждого крупного народа она терпит крах через известный промежуток времени; или она может ставить экономическому развитию в определенных направлениях преграды и толкать вперед в других направлениях. Этот случай сводится, в конце концов, к одному из предыдущих. Но ясно, что во втором и третьем случаях политическая власть может причинить экономическому развитию величайший вред и может породить растрату сил и материала в массовом количестве» (Маркс К. и Энгельс Ф., Избранные письма, 1947, стр. 427– 428).

Маркс и Энгельс вели борьбу против вульгарного экономического материализма, считающего, что экономический момент является единственно определяющим моментом, и отрицающего активную роль общественной надстройки, в том числе Г. Марксистское учение о взаимодействии базиса и надстройки получило свое дальнейшее глубокое развитие в гениальных трудах В. И. Ленина и И. В. Сталина.

Надстройка, порожденная данным базисом, в свою очередь, является активной силой, содействующей своему базису оформиться и укрепиться.

Особо важная роль в выполнении надстройкой задачи оформления, укрепления и активной защиты базиса принадлежит Г. Как и надстройка в целом, Г. через базис связано с производством, оказывает на него воздействие и отражает изменения в уровне производительных сил после изменений в базисе, через преломление изменений в производстве в изменениях в базисе. Характер воздействия Г. на базис, а через него на производство, масштабы и сила этого воздействия обусловлены тем, что представляет собой обслуживаемый Г. базис.

Коренные отличия в характере и методах воздействия Г. социалистического и Г. эксплуататорского (любой его разновидности) на соответствующий базис, а через него на производство раскрываются при анализе основных функций Г. Деятельность эксплуататорского Г. (любого исторического типа) характеризуется двумя основными функциями: внутренней (главной) – удержание эксплуатируемого большинства в узде, и внешней (неглавной) – расширение территории своего Г. за счет территории других Г. или защита территории своего Г. от нападений со стороны других Г. Общность основных функций всех исторических типов эксплуататорского Г. обусловлена тем, что рабовладельческий, феодальный и капиталистический базисы, при всех имеющихся между ними отличиях, имеют то общее, что в основе каждого из них лежит частная собственность на средства и орудия производства, порождающая эксплуатацию большинства меньшинством и ведущая к установлению диктатуры экономически сильного меньшинства над подавляющим большинством, т. е. трудящимися. Поэтому, различия между данными базисами, присущими им формами эксплуатации, обусловливают различия в осуществлении указанных основных двух функций эксплуататорского государства, а не различия в самих этих функциях.

В составе функций эксплуататорского Г. нет и не может быть такой особой функции, как функция хозяйственно-организаторской и культурно-воспитательной работы органов Г., которая присуща только социалистическому Г. Те виды вмешательства эксплуататорского Г. в экономику, а равно в область культуры, образования, науки, которые имеют место в различных эксплуататорских Г., также носят угнетательский характер, являются составными частями указанных двух основных функций эксплуататорского Г., средствами обеспечения господства эксплуататорского меньшинства над большинством, т. е. трудящимися.

Угнетательская сущность эксплуататорского Г. находит свое яркое выражение также и в его механизме, посредством которого осуществляются эти функции. Механизм Г. – это система специфических политических учреждений с их людским составом и материальными средствами, через которые господствующий в обществе класс непосредственно осуществляет свою политическую власть, диктатуру. Механизм государства, обусловливаясь, в конечном счете, базисом общества, строится в прямой зависимости от классового характера и политической формы государства.

Орудия власти эксплуататорского Г. и при рабовладельческом строе, и при феодализме, и при капитализме сосредоточиваются гл. обр. в армии, в карательных органах, в разведке, в тюрьмах. Механизм эксплуататорского Г. любого исторического типа в силу своей приспособленности к выполнению угнетательских функций враждебен трудящимся массам, отделен от них непроходимым барьером.

Воздействие эксплуататорского Г. на базис, а через него на производство лишено творческого, созидательного характера. Это воздействие на базис со стороны эксплуататорского Г. носит прогрессивный характер лишь до тех пор, пока обслуживаемый им базис способен обеспечивать развитие производительных сил. Когда же данный базис превращается в тормоз для дальнейшего развития производительных сил, роль Г., как и всей эксплуататорской надстройки, активно защищающей изживший себя базис, становится сугубо реакционной, причиняя огромные бедствия обществу в эгоистических интересах правящего класса, любой ценою желающего сохранить свое господство.

Пример такого сугубо реакционного характера воздействия эксплуататорского Г. на базис, а через него на производство представляет собой деятельность современного империалистического Г., выступающего как величайший тормоз дальнейшего развития производительных сил, более того, как сила, широко используемая для прямого разрушения производительных сил в интересах сохранения господства империалистической буржуазии.

Совершенно иной характер имеет активно воздействующая роль социалистического Г. в отношении своего базиса и производства. Эта роль на всех этапах существования социалистического Г. глубоко прогрессивна и носит творческий, созидательный характер. Соответственно и функции социалистического Г. и его механизм принципиально отличаются от функций и механизма любого эксплуататорского Г. В частности, социалистическому Г. с самого начала его возникновения присуща такая неизвестная эксплуататорским Г. функция, как функция хозяйственно-организаторской и культурно-воспитательной работы органов Г., получающая все большее развитие. Опыт Советского социалистического Г. и Г. стран народной демократии показывает, как гигантски возрастают сила и масштабы воздействия Г., как и надстройки в целом, в условиях победы социалистической революции, в условиях свержения господства эксплуататорских классов, как меняются принципиально сам характер и методы воздействия Г. на базис, а через него на производство.

Огромное значение для уяснения соотношения Г., как части надстройки, с базисом, для уяснения воздействия Г. на базис и через него на производство, для уяснения противоположного характера этого воздействия со стороны Г. социалистического и со стороны Г. буржуазного имеет гениальный труд И. В. Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР». Разоблачая ошибочность как волюнтаристских трактовок действия экономических законов, так и фетишизирование их, И. В. Сталин убедительно показал, что правильное уяснение вопроса о воздействии Г. на базис, а через него на производство возможно лишь с точки зрения марксистско-ленинского учения об объективном характере экономических законов и возможности их использования в интересах общества. Так как законы экономического развития являются объективными законами, отражающими процессы экономического развития, совершающиеся независимо от воли людей, то Г. в своем воздействии на базис, а через него на производство не может ни отменить, ни преобразовать эти объективные экономические законы. Это, однако, не означает, что Г. бессильно перед действиями этих законов. И. В. Сталин учит, что нельзя фетишизировать объективные законы, отдавать себя в рабство перед ними. Познав экономические законы и опираясь на них, общество может ограничить сферу их действия, использовать их в интересах общества и оседлать их, как это имеет место в отношении сил природы и их законов.

Г. является наиболее мощным средством использования экономических законов в интересах общества. Но использование экономических законов всегда и везде при классовом обществе имеет классовую подоплеку, причем знаменосцем использования экономических законов в интересах общества всегда и везде является передовой класс, тогда как отживающие классы сопротивляются этому делу.

Понятно отсюда, что роль Г. в деле использования экономических законов зависит от того, что представляет собою класс, осуществляющий государственное руководство обществом, является ли он носителем передового способа производства, заинтересован ли он в предоставлении простора для действия закона обязательного соответствия производственных отношений характеру производительных сил, в использовании открытых объективных законов экономического развития в интересах общества или же, наоборот, представляет собой класс, являющийся носителем изжившего себя способа производства и препятствующий использованию указанного выше и других экономических законов в интересах общества. А так как любой господствующий эксплуататорский класс стремится в своих узко классовых эгоистических интересах закрепить навечно свое господство, экономические основы этого господства, то любое эксплуататорское Г. лишь первоначально выступает как прогрессивная сила. Оно активно способствует действию закона обязательного соответствия производственных отношений характеру производительных сил, развитию нового и прогрессивного для того времени способа производства, а соответственно активно содействует требованиям соответствующих экономических законов, действующих в данном обществе. Но как только данные производственные отношения начинают отставать от потребностей развития производительных сил общества и превращаются в тормоз для этого развития, соответствующий господствующий класс и соответствующее Г., как аппарат власти этого класса, превращаются в реакционную силу, противящуюся использованию экономических законов в интересах общества.

В противоположность этому социалистическое Г. на всех этапах своего существования выступает как прогрессивная сила, содействующая использованию объективных законов экономического развития в интересах общества. Это объясняется тем, что государственное руководство здесь принадлежит рабочему классу, являющемуся на всех этапах своего существования самым передовым классом общества, классом, интересы которого сливаются с интересами остальных трудящихся, т. е. с интересами подавляющего большинства общества, классом, который кровно заинтересован в неуклонном прогрессивном развитии общества и исходит во всей своей деятельности по государственному руководству обществом не из стремления закрепить навечно свое господство, а из задачи построения бесклассового, коммунистического общества.

Руководящая роль в социалистическом Г. Коммунистической партии, вооруженной передовой научной теорией марксизма-ленинизма, владеющей знанием объективных законов общественного развития, обеспечивает социалистическому Г. возможность сознательного использования как экономических законов, так и законов науки в интересах построения социализма и коммунизма, т. е.. в интересах общества в целом.

Открытый И. В. Сталиным основной экономический закон социализма позволяет глубже и полнее уяснить роль социалистического Г. в деле использования объективных законов экономики и природы. Марксистско-ленинское учение о Г. является мощным идеологическим оружием в руках рабочего класса и трудящихся всего мира. Оно дает им правильную ориентировку в сложнейших вопросах Г., раскрывая подлинную сущность эксплуататорского Г., разоблачая антинаучность и классовую роль учений буржуазных идеологов о Г. Оно показывает необходимость и великие преимущества социалистического Г., его роль как главного орудия построения социализма и коммунизма и защиты социалистических завоеваний от нападений извне, со стороны капиталистического окружения. Марксистско-ленинское учение о Г., развивающееся в процессе непримиримой борьбы с буржуазными учениями, борьбы со всеми попытками искажения, извращения, фальсификации со стороны оппортунистов вопроса о Г., проявило себя как огромная действенная сила в величайших достижениях Советского Г., в успехах народно-демократических государств (см.), в борьбе трудящихся в капиталистических странах. Научные выводы и положения марксистско-ленинского учения о Г. полностью подтверждены самой жизнью.

Буржуазные учения о Г. не ставят и не могут ставить своей задачей вскрыть подлинную сущность, назначение и роль Г. Они служат оправданием существования эксплуатации, оправданием политического господства эксплуататорского меньшинства.

В то время, когда буржуазия боролась за власть против класса феодалов, она выставила прогрессивную для того времени договорную теорию Г., сыгравшую значительную роль в 17, 18 вв., а в ряде стран и в начале 19 в. в деле крушения старой, феодальной надстройки, задерживавшей развитие сформировавшихся в недрах феодализма капиталистических производственных отношений и защищавшей устаревший феодальный базис. В условиях империализма эта теория вытесняется из буржуазного государствоведения почти полностью, хотя отдельные положения ее при соответствующем толковании продолжают еще и ныне использоваться в демагогических целях буржуазными идеологами.

Наибольшее распространение в современном капиталистическом обществе имеют такие реакционные теории Г., как расистские, теории насилия, психологические, социологические и различные теологические теории (см. Психологическая школа права, Социологическая школа права, Расистские учения о государстве и праве, Католическое учение о государстве и праве).

Немалую услугу оказывали и оказывают буржуазии в деле обоснования и защиты эксплуататорского капиталистического государства и, следовательно, в деле увековечения эксплуатации и угнетения трудящихся изменники рабочего движения, а также современные правые социалисты – открытые лакеи империализма. Они выступают с разнообразными социал-оппортунистическими «теориями», суть которых состоит в прикрашивании социалистической фразеологией реакционных буржуазных и даже добуржуазных «учений» о Г. Цель всех социал-оппортунистических «учений» о Г. заключается в том, чтобы отвлечь трудящихся от классовой борьбы против угнетателей, убедить их в том, будто социалистические и коммунистические завоевания – это продукт времени, они придут сами собой, а капиталистическое Г. «преобразуется» в социалистическое без борьбы со стороны эксплуатируемых. Так, по Лассалю, главное состоит в завоевании всеобщего и равного избирательного права, посредством которого впоследствии можно будет влиять на буржуазное Г. в желательном направлении.

Немало приложили усилий для извращения учения Маркса о Г. такие оппортунисты, как Каутский, Бернштейн и др. Каутский писал, что учение Маркса о диктатуре пролетариата надо понимать в смысле завоевания рабочим классом парламентского большинства на основе парламентаризма (см.). В качестве политической формы переходного периода от капитализма к социализму, по Каутскому, следует избрать не революционную диктатуру пролетариата, а некое абстрактное «коалиционное» правительство. Все «учение» Каутского и его последователей (Реннер и др.) продиктовано желанием затушевать классовую борьбу, замазать классовую сущность диктатуры буржуазии, отвлечь трудящихся от учения марксизма о неизбежности и необходимости диктатуры пролетариата, как орудия пролетарской революции.

Эти же цели преследуют и современные лидеры правых социалистов (Эттли, Блюм, Шумахер, Ж. Мок и др.), выдвигающие «новые теории» мирной социализации буржуазного Г. Одной из таких «теорий» является «теория» «демократического социализма» Эттли. Будучи главой лейбористского правительства Англии, последний демагогически заявлял, что лейбористская партия и правительство якобы осуществляют в Великобритании особый социализм, сочетающий индивидуальную свободу с плановым хозяйством, демократию – с социальной справедливостью. «Теория» Эттли есть не что иное, как смесь политического цинизма и теоретического банкротства право-социалистических лидеров. По существу «демократический социализм» Эттли ничем не отличается от «теории» «третьей силы» Л. Блюма, изобретенной им после второй мировой войны и преследующей цель замаскировать путем использования социалистической фразеологии истинное лицо, как правых социалистов, так и их хозяев – капиталистов. G «новой» собственной «теорией» выступил последователь Л. Блюма – французский правый социалист Ж. Мок. Его «новая теория» изложена им в книге «Сопоставления». Выступая в качестве очередного ревизора учения Маркса о Г., он полностью воспроизводит антинаучный бред Каутского, Бернштейна и Блюма. В «теории» Ж. Мока вновь выдвигается тезис о решающей роли технического прогресса в развитии общества и, как следствие этого, – о перерастании капиталистического Г. в социалистическое без классовой борьбы и пролетарской революции.

Все буржуазные теории Г. как в силу общей классовой сущности их и служебного назначения, так и общей для них идеалистической методологии тесно связаны между собою, заимствуя друг у друга многие положения. Сказанное распространяется и на социал-оппортунистические теории, которые, заимствуя выводы и положения тех или иных буржуазных учений, облекают их социалистической фразеологией и таким образом являются в руках империалистической буржуазии удобным и широко используемым средством одурманивания трудящихся масс.

Антинаучный и реакционный характер буржуазных и социал-оппортунистических учений до конца вскрыт марксизмом-ленинизмом.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советский юридический словарь

Найдено схем по теме ГОСУДАРСТВО — 0

Найдено научныех статей по теме ГОСУДАРСТВО — 0

Найдено книг по теме ГОСУДАРСТВО — 0

Найдено презентаций по теме ГОСУДАРСТВО — 0

Найдено рефератов по теме ГОСУДАРСТВО — 0

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!