ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ЗАЛОГ

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Залог избирательный
денежная сумма, вносимая при выдвижении того или иного лица в кандидаты в депутаты выборного органа.

Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ЗАЛОГ
денежная сумма, которую кандидат в депутаты обязан внести государству при своей регистрации и которая ему не возвращается, если в итоге выборов он соберет менее определенной доли поданных по округу голосов. В РФ предусмотрен законодательством с 1999 г.

Источник: Большой юридический словарь

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ЗАЛОГ
денежная сумма, которую по законам ряда зарубежных государств кандидат в депутаты обязан внести государству при регистрации и которая ему не возвращается, если в итоге выборов он соберет менее определенной доли поданных по округу голосов.

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ЗАЛОГ
установленная законом денежная сумма, внесение которой является условием регистрации кандидатов для участия в выборах. И.з. обычно не слишком обременителен, однако может серьезно ограничить число претендентов на места в парламент, особенно для малых партий, а также кандидатов, не имеющих богатых спонсоров. Залог возвращается, если кандидат получил на выборах определенную долю голосов, и переходит в собственность государства, если кандидат на выборах не соберет установленного законом большинства голосов.

Источник: Энциклопедия юриста

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ЗАЛОГ
закрепление в законе или нормативном правовом акте требования внести определенную денежную сумму в качестве одного из условий для регистрации лица кандидатом на замещение выборной должности. Внесенная сумма возвращается в случае избрания или получения установленного минимума голосов избирателей (3% в России на выборах в Государственную Думу, 5% — Великобритания, 15% — Канада) или переходит в собственность государства. Применяется во Франции, Нидерландах, Ирландии, Японии, Австралии. С помощью И.з. проверяется серьезность намерений кандидатов, ограничиваются возможности представителей малых партий или лиц, использующих избирательную кампанию в рекламных целях. В РФ в соответствии с Федеральным законом о выборах в Государственную Думу Федерального Собрания РФ 1999 кандидат в депутаты может быть зарегистрирован без представления подписей избирателей в случае внесения самим кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком И.з. Сумма залога зачисляется на специальный счет в банке с извещением об этом кандидата или избирательного объединения, блока. Закон предусматривает, в каких случаях залог подлежит возврату и в каких размерах. В России И.з. подлежит возврату, если кандидат на выборах в Государственную Думу был избран или получил на выборах в Государственную Думу не менее 3% общего числа проголосовавших избирателей, а список кандидатов избирательного объединения (блока) — не менее 2% от этого числа. ТА. Васильева

Источник: Юридическая энциклопедия

ЗАЛОГ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ
денежные средства, которые в соответствии с законом обязаны внести для своей регистрации избирательные объединения и/или кандидаты. Залог применяется в целях легального отстранения от выборов «безответственных кандидатов», которые не пользуются поддержкой избирателей и/или своим участием в выборах решают не связанные с выборами задачи. Избирательный залог применяется как в пропорциональных, так и в мажоритарных избирательных системах. Избирательный залог существует и/или существовал в Австралии, Бельгии, Индии, Ирландии, Нидерландах, Франции, Японии и других странах. В ряде государств избирательный залог является обязательным условием регистрации избирательных объединений и/или кандидатов, в других — должен быть внесен, если избирательные объединения и/или кандидаты отказались от сбора подписей в поддержку своего выдвижения. Как правило, предусмотрена практика возврата избирательного залога в том случае, если избирательное объединения и/или кандидат наберет определенное количество (долю) голосов избирателей. В противном случае избирательный залог отчуждается. В РФ практика внесения избирательного залога получила широкое распространение, в том числе в связи с законодательно усложненной процедурой регистрации на основе собранных подписей. В результате избирательный залог в ряде случаев стал выполнять роль своеобразного имущественного ценза для избирательных объединений и кандидатов. Например, на выборах в Законодательное собрание Санкт−Петербурга в 2007 г. избирательный залог для политических партий составлял 90 миллионов рублей (в пересчете по существующему на тот момент курсу — примерно 3,5 млн долларов США). В результате регистрация оппозиционных партий, не имеющих своего представительства в Государственной Думе Федерального Собрания РФ и значительных финансовых ресурсов, была затруднена.

Источник: Словарь выборных терминов.

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ЗАЛОГ
денежный взнос лица, выдвинутого или выдвигающего себя кандидатом в депутаты или на выборную должность. Применяется в ряде стран (Великобритания, Канада, Франция, Япония и др.). Смысл И. з. - в определенной мере сдержать претензии тех, кто имеет мало шансов быть избранным, однако "рвется" в кандидаты, чтобы получить известность, сделать себе рекламу и т. п.
Кроме того, И. з. - средство избежать других способов добиться регистрации кандидатом в депутаты или на выборную должность, как правило, более изнурительных (например, сбор подписей избирателей).
В РФ И. з. введен в 1999 г. внесением дополнений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" 1997 г.
Согласно Федеральному закону о выборах депутатов Государственной Думы 1999 г. И. з. для кандидата по избирательному округу равен умноженному в тысячу раз минимальному размеру оплаты труда, а для избирательного объединения, блока - умноженному в 25 тысяч раз минимальному размеру оплаты труда. И. з. вносится кандидатом, избирательным объединением, блоком исключительно из средств своего избирательного фонда единовременно и в полном объеме не ранее чем за 85 дней и не позднее чем за 55 дней до дня голосования. Внесение залога не исключает сбора подписей избирателей. По усмотрению кандидата, избирательного объединения, блока регистрация кандидата, списка производится на основании либо подписей, либо залога.
Если зарегистрированный кандидат набрал по результатам голосования не менее 5% голосов избирателей, принявших участие в голосовании по округу, либо был избран, а федеральный список кандидатов, набрал не менее 3% голосов избирателей, принявших участие в голосовании, или федеральный список кандидатов допущен к участию в распределении депутатских мандатов, избирательный залог им возвращается. Но если названных условий нет, избирательный залог не подлежит возврату и перечисляется соответствующей избирательной комиссией в доход федерального бюджета. (С. А.)

Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь

Залог избирательный
денежная сумма, вносимая при выдвижении кандидата в депутаты или на выборную должность из средств избирательного фонда кандидата на специальный счет избирательной комиссии. Избирательный залог не подлежит возврату, если данный кандидат не получит минимума голосов избирателей, установленного законом.
Избирательный залог направлен на сокращение чрезмерного количества выдвигаемых кандидатов.
В российском избирательном праве избирательный залог является основанием регистрации кандидата, альтернативным регистрации на основании собранных подписей избирателей. Выбор основания регистрации осуществляется по усмотрению кандидата.
Избирательный залог может устанавливаться как применительно к федеральным, так и к региональным и муниципальным выборам.
В настоящее время избирательный залог предусмотрен в федеральном избирательном законодательстве применительно к выборам депутатов Государственной Думы Российской Федерации (ст. 64 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации").
Избирательный залог для кандидата в депутаты Государственной Думы Российской Федерации равен умноженному в тысячу раз минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов депутатов Государственной Думы. Избирательный залог для избирательного объединения, избирательного блока равен умноженному в 25 тысяч раз минимальному размеру оплаты труда.
На выборах в Государственную Думу Российской Федерации избирательный залог вносится кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком исключительно из средств своего избирательного фонда единовременно и в полном объеме на специальный счет соответствующей избирательной комиссии не ранее чем за 85 дней и не позднее чем за 55 дней до дня голосования. Если зарегистрированный кандидат набрал по результатам голосования не менее 5 процентов голосов избирателей от общего числа избирателей, принявших участие в голосовании по одномандатному избирательному округу, либо был избран, а федеральный список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, избирательным блоком, набрал по результатам голосования не менее 3 процентов голосов избирателей от общего числа избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, или федеральный список кандидатов допущен к участию в распределении депутатских мандатов, избирательный залог возвращается не позднее чем через пять дней со дня официального опубликования результатов выборов в избирательный фонд зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока.

Источник: Российское избирательное право от А до Я

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ЗАЛОГ
денежный взнос лица, выдвинутого или выдвигающего себя кандидатом в депутаты или на выборную должность, либо избирательного объединения. Смысл и.з. – в определенной мере сдержать претензии тех, кто имеет мало шансов быть избранным, однако хочет стать кандидатом, чтобы получить известность, сделать себе рекламу и т. п.; кроме того, и.з. позволяет тем, кто обеспечен средствами, не заниматься таким хлопотным делом, как сбор подписей избирателей в свою поддержку для последующей регистрации избирательной комиссией. Внесение и.з. является лишь условием регистрации кандидата, списка кандидатов, однако никак не предопределяет их успех на выборах. После того, как выборы прошли, и.з. либо возвращается тем, кто его внес, при условии получения определенного процента голосов избирателей, либо же – при недостижении такого результата – зачисляется в соответствующий бюджет.
Судьба и.з. в Российской Федерации такова: он был в 1999 г. введен путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон 1997 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Определялось, что в соответствии с федеральным законом, законом субъекта РФ по усмотрению кандидата, избирательного объединения, избирательного блока регистрация кандидата (списка кандидатов) производится соответствующей избирательной комиссией не на основании представленных подписей избирателей, а на основании внесенного в избирательную комиссию этим кандидатом, избирательным объединением, блоком и.з. Причем сбор подписей можно было продолжить, если их собрано достаточно, то внесение и.з. не может являться основанием для отказа в регистрации (однако в 2005 году было определено, что надо либо собирать подписи, либо вносить и.з.). И.з. вносится из средств избирательного фонда.
Если зарегистрированный кандидат не избран и набрал по результатам голосования менее установленного законом числа голосов избирателей, а избирательное объединение, избирательный блок не приняли участия в распределении депутатских мандатов и набрали менее установленного законом числа голосов избирателей, и.з. перечисляется в доход соответствующего бюджета. Если же кандидат набрал более 5 процентов от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании в соответствующем избирательном округе, а избирательное объединение, блок – более 3 процентов, тогда и.з. им возвращался.
Размер и.з. не мог составлять более 15 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда соответственно кандидата, избирательного объединения, блока.
Таким образом, и.з. был разрешен по всем выборам, кроме избрания Президента РФ.
Но в 2009 году нормы об и.з. были исключены из российского избирательного законодательства. Причины можно связать с тем, что и.з. создавал более благоприятные условия для материально обеспеченных людей, тем самым нарушая принцип равенства граждан на выборах. Кроме того, и.з. мог вызвать явления коррупционного порядка, касающиеся как отдельных кандидатов, так и политических партий.

Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ЗАЛОГ
денежная сумма, которую обязан внести при регистрации кандидат в депутаты при условии, что данная сумма не возвращается кандидату, если он наберет менее определенной доли поданных по округу голосов. Понятие "И.з." до недавнего времени было известно лишь законодательству зарубежных стран. Новейшее избирательное законодательство России регулирует порядок применения залога при проведении выборов. В частности, Федеральный закон от 19 сентября 1997 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с изм. и доп.) предусматривает, что по усмотрению кандидата, избирательного объединения, избирательного блока регистрация кандидата (списка кандидатов) может быть произведена избирательной комиссией не на основании представленных подписей избирателей, а на основании внесенного в избирательную комиссию этим кандидатом (избирательным объединением, избирательным блоком, выдвинувшим список кандидатов) И.з. Причем факт сбора и представления подписей избирателей не может служить основанием для отказа в регистрации в случае внесения И.з. Для кандидата И.з. равен 1000 минимальных размеров оплаты труда на день официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы. И.з. для избирательного объединения, блока равен 25 000 минимальных размеров оплаты труда (при проведении выборов в депутаты Государственной Думы третьего созыва залог составлял: для кандидата - 83 490 руб.; для избирательного объединения, блока, выдвинувшего федеральный список кандидатов, - 2 087 250 руб.). Размер устанавливаемого законом залога не может составлять более 15% от устанавливаемого этим законом предельного размера расходования средств избирательного фонда соответственно кандидата, избирательного объединения.
Закон предусматривает процедуры внесения И.з. Он вносится из средств избирательного фонда с обязательным указанием, чьи деньги используются - собственные средства кандидата, избирательного объединения, блока, добровольные пожертвования граждан и юридических лиц. Залог вносится исключительно из средств избирательного фонда единовременно и в полном объеме на специальный счет соответствующей избирательной комиссии.
Если зарегистрированный кандидат по результатам голосования набрал менее 5% голосов от общего числа избирателей, а федеральный список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, не менее 3% либо если федеральный список кандидатов допущен к участию в распределении депутатских мандатов, то не позднее чем через 5 дней со дня официального опубликования результатов голосования залог возвращается. В иных случаях И.з. перечисляется в доход соответствующего бюджета (в зависимости от уровня выборов). В том случае, если зарегистрированный кандидат не избран и набрал по результатам голосования менее установленного законом числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании, а избирательное объединение не приняло участие в распределении депутатских мандатов, т.к. набрало по результатам голосования менее установленного законом числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании, И.з. перечисляется в доход соответствующего бюджета.
(В.Ч.)

Источник: Конституционное право России. Энциклопедический словарь

Реклама

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
215.97 кб

Избирательный залог как средство обеспечения антикоррупционного критерия популярности кандидата сред

Акунченко Евгений Андреевич
В статье определяются положения законодательства о выборах, создающие условия для использования кандидатами предоставляемых им финансовых гарантий реализации пассивного избирательного права в корыстных целях.
Читать PDF
19.16 мб

Вариативность института избирательного залога в аспекте комплексного понимания мер предупредительног

Акунченко Е.А.
В статье рассматриваются преимущества комплексного применения мер предупредительного воздействия, основанного на гармоничном сочетании различных по своей природе санкций, исходя из целей социального управления.