КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА УГОЛОВНОГО ПРАВА

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА УГОЛОВНОГО ПРАВА
ведущее направление в науке уголовного права XVIII-XIX вв. Представители К. ш. у. п. (Ч. Беккариа, А. Фейербах и др.) выдвинули ряд прогрессивных принципов, сохранивших свое значение до современной эпохи (нет преступления без указания о том в законе, соразмерность наказания, равенство наказаний для всех, презумпция невиновности и др.). На положениях К. ш. у. п. основано современное уголовное законодательство РФ.

Источник: Большой юридический словарь

КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА УГОЛОВНОГО ПРАВА
ведущее направление в науке уголовного права XVIu-XIX вв. Ее представители (Ч. Беккариа, А. Фейербах и др.) выдвинули ряд прогрессивных принципов уголовного права, сохранивших свое значение до современной эпохи (нет преступления без указания о том в законе, соразмерность наказания, равенство наказаний для всех, презумпция невиновности и др.). В России на позициях этой школы стояли 3. А.
Горюшкин, А. П. Куницын, В. Д. Спасович и др.

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

«КЛАССИЧЕСКАЯ» ШКОЛА УГОЛОВНОГО ПРАВА
одно из направлений в уголовно-правовой науке (наряду с антропологической школой уголовного права и социологической школы уголовного права), формулирующих основные принципы уголовного права и основания уголовной ответственности. «Классическая» школа в уголовном праве сформировалась в конце 18 — начале 19 в. после Французской революции 1789. Она охватывает различные уголовно-правовые учения, в том числе уголовно-правовые концепции немецких философов Канта и Гегеля, и взгляды крупнейшего н е м е ц к о г о к р и м и н а л и с т а - « к л а с с и к а» А. Фейербаха. Уголовно-правовые идеи «классической» школы, сформулированные на языке строгих латинских формул, остаются до сих пор основными принципами современного уголовного права: нет наказания без закона; нет наказания без преступления и нет преступления без законного наказания. Формула послужила основой для создания уголовных кодексов многих стран, и по сей день она является важной гарантией демократии и законности в сфере правосудия по уголовным делам. «Классическая» школа придерживалась требования об установлении уголовной ответственности лишь за преступное деяние, а не за намерение или мысли, об установлении в уголовном законодательстве лишь определенных санкций, ограничивающих произвол суда. В целом «классическая» школа была выразителем так называемого юридического мировоззрения, выводившего содержание правовых норм не столько из условий жизни общества (политических, экономических, духовных), сколько из воли законодателя. Она разрабатывала основные уголовно-правовые институты, конструировала и комментировала уголовно-правовые нормы обычно в отрыве от конкретных исторических условий, что влекло за собой формально-юридическое понимание основных вопросов уголовного права. В связи с этим «классическое» направление достигло вершин уголовно-правовой науки в исследовании догмы уголовного права, в изучении уголовно- правовой нормы и других категорий уголовного права как юридических понятий. Но отрыв проблем преступления и преступности от социально-экономических условий жизни общества, обоснование причин преступности безусловной и ничем не обусловленной свободой воли преступника привели к тому, что теоретические основы этого направления не смогли дать ответа на резкий рост преступности в развитых государствах в конце 19 в. и предложить адекватные уголовно- правовые меры борьбы с ней. Поэтому классическое направление в науке уголовного права подверглось критике, что и привело к возникновению новых направлений — антропологического и социологического. А.В. Наумов

Источник: Юридическая энциклопедия

Реклама