бюджет административно-территориальных единиц, управляемых местными органами власти.
Местный бюджет
МЕСТНЫЙ БЮДЖЕТ
Источник: Экономика и право: словарь-справочник
Бюджет местный
централизованный фонд финансовых ресурсов, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местных органов власти и управления.
Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.
Местный бюджет
бюджет муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляют органы местного самоуправления.
Федеральный закон от 25.09.97 N 126-ФЗ, ст.1
Федеральный закон от 25.09.97 N 126-ФЗ, ст.1
Источник: Словарь юридических понятий (из актов Российского законодательства)
Местный бюджет
форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенного для исполнения расходных обязательств муниципального образования.
Органы местного самоуправления не вправе использовать иные формы образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований, в том числе создавать местные целевые денежные фонды.
В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.
Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.
В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями.
Органы местного самоуправления не вправе использовать иные формы образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований, в том числе создавать местные целевые денежные фонды.
В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.
Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.
В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями.
Источник: Большой юридический словарь
МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ
в СССР бюджеты местных Советов депутатов трудящихся. Конституция СССР (ст. 97) закрепила за каждым местным Советом право на самостоятельный бюджет. М. б. способствуют осуществлению деятельности местных Советов в области развития местного хозяйства и культурного строительства.
Система М. б. состоит из бюджетов областных (краевых), районных, городских, поселковых и сельских. В крупных городах с районным делением (Москва, Ленинград и др.) имеются бюджеты внутригородских районов. М. б. являются составной частью гос. бюджетов союзных республик и гос. бюджета СССР. Верховный Совет СССР при утверждении гос. бюджета СССР устанавливает общий объем доходов и расходов гос. бюджета каждой союзной республики с выделением общего объема доходов и расходов всех местных бюджетов данной республики. Верховный Совет союзной республики, утверждая ее гос. бюджет (ст. 60 Конституции СССР), устанавливает объем доходов и расходов по бюджету каждого края, области и города республиканского значения. На этой основе, а также руководствуясь соответствующими нормативными актами, каждый местный Совет депутатов трудящихся устанавливает на сессии свой местный бюджет.
Перечень расходов, относимых на М. б., и распределение их между отдельными видами М. б. устанавливается законодательством Союза и в его пределах законодательством союзных республик. Наибольший удельный вес в М. б. имеют расходы на социально.культурные мероприятия (просвещение, здравоохранение, социальное обеспечение и т. д.).
За М. б. закреплен ряд доходных источников: 1) доходы от местной промышленности и торговли, от коммунального и жилищного хозяйства; 2) доходы от эксплуатации месторождений полезных ископаемых (глина, песок и др.), торфяных болот, зверобойных и рыболовных угодий; 3) местные налоги (см.), некоторые общегосударственные налоги и сборы: подоходный налог с кооперативных организаций (местного значения), налог с нетоварных операций, гос. пошлина и др.; 4) отчисления от доходов союзного и республиканского бюджетов (от налога с оборота, с.-х. налога, подоходного налога с колхозов, подоходного налога с населения и других налогов и от поступлений по государственным займам) и другие специальные отчисления.
Определение круга доходных источников М. б. и распределение бюджетных доходов между отдельными видами М. б. относится к компетенции союзных республик и осуществляется на основе союзного законодательства.
Система М. б. состоит из бюджетов областных (краевых), районных, городских, поселковых и сельских. В крупных городах с районным делением (Москва, Ленинград и др.) имеются бюджеты внутригородских районов. М. б. являются составной частью гос. бюджетов союзных республик и гос. бюджета СССР. Верховный Совет СССР при утверждении гос. бюджета СССР устанавливает общий объем доходов и расходов гос. бюджета каждой союзной республики с выделением общего объема доходов и расходов всех местных бюджетов данной республики. Верховный Совет союзной республики, утверждая ее гос. бюджет (ст. 60 Конституции СССР), устанавливает объем доходов и расходов по бюджету каждого края, области и города республиканского значения. На этой основе, а также руководствуясь соответствующими нормативными актами, каждый местный Совет депутатов трудящихся устанавливает на сессии свой местный бюджет.
Перечень расходов, относимых на М. б., и распределение их между отдельными видами М. б. устанавливается законодательством Союза и в его пределах законодательством союзных республик. Наибольший удельный вес в М. б. имеют расходы на социально.культурные мероприятия (просвещение, здравоохранение, социальное обеспечение и т. д.).
За М. б. закреплен ряд доходных источников: 1) доходы от местной промышленности и торговли, от коммунального и жилищного хозяйства; 2) доходы от эксплуатации месторождений полезных ископаемых (глина, песок и др.), торфяных болот, зверобойных и рыболовных угодий; 3) местные налоги (см.), некоторые общегосударственные налоги и сборы: подоходный налог с кооперативных организаций (местного значения), налог с нетоварных операций, гос. пошлина и др.; 4) отчисления от доходов союзного и республиканского бюджетов (от налога с оборота, с.-х. налога, подоходного налога с колхозов, подоходного налога с населения и других налогов и от поступлений по государственным займам) и другие специальные отчисления.
Определение круга доходных источников М. б. и распределение бюджетных доходов между отдельными видами М. б. относится к компетенции союзных республик и осуществляется на основе союзного законодательства.
Источник: Советский юридический словарь
Местный бюджет
форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. К местным бюджетам относятся бюджеты муниципальных образований.
Формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, контроль за их исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г., а также иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В местных бюджетах могут быть предусмотрены в качестве составной части сметы расходов отдельных населенных пунктов и территорий, не являющихся муниципальными образованиями.
Местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.
В доходы местных бюджетов зачисляются местные налоги, сборы и штрафы, отчисления от федеральных налогов и налогов субъектов Российской Федерации в соответствии с нормативами, установленными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, закрепленными на долговременной основе, финансовые средства, переданные органами государственной власти органам местного самоуправления для реализации отдельных государственных полномочий, поступления от приватизации имущества, от сдачи муниципального имущества в аренду, от местных займов и лотерей, часть прибыли муниципальных предприятий, учреждений и организаций, дотации, субвенции, трансфертные платежи и иные поступления в соответствии с законом и решениями органов местного самоуправления, а также другие средства, образующиеся в результате деятельности органов местного самоуправления.
В доходной и расходной частях местных бюджетов раздельно предусматривается финансирование решения вопросов местного значения и осуществления органами местного самоуправления отдельных федеральных полномочий, полномочий субъектов Российской Федерации.
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законом обеспечивают муниципальным образованиям минимальные местные бюджеты путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов. Минимально необходимые расходы местных бюджетов устанавливаются законами субъектов Российской Федерации на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности.
Местные бюджеты образуют третий уровень бюджетной системы Российской Федерации. См. Федеральный бюджет.
Формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, контроль за их исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г., а также иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В местных бюджетах могут быть предусмотрены в качестве составной части сметы расходов отдельных населенных пунктов и территорий, не являющихся муниципальными образованиями.
Местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.
В доходы местных бюджетов зачисляются местные налоги, сборы и штрафы, отчисления от федеральных налогов и налогов субъектов Российской Федерации в соответствии с нормативами, установленными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, закрепленными на долговременной основе, финансовые средства, переданные органами государственной власти органам местного самоуправления для реализации отдельных государственных полномочий, поступления от приватизации имущества, от сдачи муниципального имущества в аренду, от местных займов и лотерей, часть прибыли муниципальных предприятий, учреждений и организаций, дотации, субвенции, трансфертные платежи и иные поступления в соответствии с законом и решениями органов местного самоуправления, а также другие средства, образующиеся в результате деятельности органов местного самоуправления.
В доходной и расходной частях местных бюджетов раздельно предусматривается финансирование решения вопросов местного значения и осуществления органами местного самоуправления отдельных федеральных полномочий, полномочий субъектов Российской Федерации.
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законом обеспечивают муниципальным образованиям минимальные местные бюджеты путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов. Минимально необходимые расходы местных бюджетов устанавливаются законами субъектов Российской Федерации на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности.
Местные бюджеты образуют третий уровень бюджетной системы Российской Федерации. См. Федеральный бюджет.
Источник: Российское избирательное право от А до Я
МЕСТНЫЙ БЮДЖЕТ
бюджет муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляют органы местного самоуправления. Доходную часть М.б. образуют: собственные доходы муниципального образования; поступления от регулирующих доходов; финансовая помощь в различных формах (дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований); средства по взаимным расчетам. Собственные доходы представляют собой налоговые и неналоговые платежи, закрепляемые за М.б. полностью или частично на постоянной основе действующим законодательством, а также вводимые представительными органами местного самоуправления. К собственным доходам М.б. относятся: а) местные налоги и сборы; б) другие собственные доходы М.б.; в) доли федеральных налогов и доли налогов субъектов РФ. К другим собственным доходам М.б. относятся: доходы от приватизации и реализации муниципального имущества; не менее 10% доходов от приватизации государственного имущества, находящегося на территории муниципального образования, проводимой в соответствии с государственной программой приватизации; доходы от сдачи в аренду муниципального имущества, включая аренду нежилых помещений и муниципальных земель; платежи за пользование недрами и природными ресурсами; доходы от проведения муниципальных денежно-вещевых лотерей; штрафы, подлежащие перечислению в местные бюджеты; установленная законодательством РФ государственная пошлина в размере не менее 50% налогов на имущество предприятий; подоходный налог с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. К собственным доходам М.б. относятся также доли федеральных налогов, распределенных между бюджетами разных уровней и закрепленные за муниципальными образованиями на постоянной основе. Это часть подоходного налога с физических лиц в пределах не менее 50% в среднем по субъекту РФ; часть налога на прибыль организаций в пределах не менее 5% в среднем по субъекту РФ; часть налога на добавленную стоимость на товары отечественного производства (за исключением драгоценных металлов и камней) в пределах не менее 10% в среднем по субъекту РФ; часть акцизов на спирт, водку и ликеро-водочные изделия в пределах не менее 5% в среднем по субъекту РФ; часть акцизов на остальные виды под акцизных товаров в пределах не менее 10% в среднем по субъекту РФ. Все эти налоги и сборы перечисляются налогоплательщиками в М.б.
Источниками доходной части М.б. являются также: дотации - средства, предоставляемые М.б. из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в порядке бюджетного регулирования без целевого назначения; субвенции - денежные средства, выделяемые на конкретные цели и на определенный срок муниципальным образованиям из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ и подлежащие возврату в соответствующий бюджет в случае неиспользования их по целевому назначению в установленный срок; средства фонда финансовой поддержки - денежные средства, образуемые в бюджете субъекта РФ для оказания финансовой помощи муниципальным образованиям и распределяемые в соответствии с фиксированной формулой; средства по взаимным расчетам - суммы, поступающие в М.б. или переводимые из М.б. в бюджеты субъектов РФ в связи с изменениями в доходах и М.б., возникающими в результате решений, принятых органами государственной власти и не учтенных при утверждении соответствующих бюджетов.
(В.Ч.)
Источниками доходной части М.б. являются также: дотации - средства, предоставляемые М.б. из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в порядке бюджетного регулирования без целевого назначения; субвенции - денежные средства, выделяемые на конкретные цели и на определенный срок муниципальным образованиям из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ и подлежащие возврату в соответствующий бюджет в случае неиспользования их по целевому назначению в установленный срок; средства фонда финансовой поддержки - денежные средства, образуемые в бюджете субъекта РФ для оказания финансовой помощи муниципальным образованиям и распределяемые в соответствии с фиксированной формулой; средства по взаимным расчетам - суммы, поступающие в М.б. или переводимые из М.б. в бюджеты субъектов РФ в связи с изменениями в доходах и М.б., возникающими в результате решений, принятых органами государственной власти и не учтенных при утверждении соответствующих бюджетов.
(В.Ч.)
Источник: Конституционное право России. Энциклопедический словарь
МЕСТНЫЙ БЮДЖЕТ
бюджет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского, муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляют органы местного самоуправления. М.б. представляет собой базу образования и расходования денежных средств для обеспечения функций местного самоуправления. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 1995 закрепляет, что наряду с муниципальной собственностью и выборными органами местного самоуправления наличие М.б. — одно из важнейших свойств муниципального образования. М.б. — составная часть бюджетной системы РФ. Бюджеты сельсоветов, поселков, городские бюджеты районных городов, расположенных на территории района, и районный бюджет района составляют консолидированный бюджет района (бюджет района). Районные бюджеты районов в городе и городской бюджет города составляют консолидированный бюджет города (бюджет города). В свою очередь, бюджеты районов, областных, краевых городов, расположенных на территории области, края, и областной (краевой) бюджет области, края составляют консолидированный бюджет области, края (бюджет области, края). Организационно-правовой механизм подготовки М.б. определяется, в частности, Законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» 1991, Законом РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» 1993, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 1995, Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» 1997 и другими нормативными правовыми актами. Конституция РФ (ст. 132) устанавливает обязанность органов местного самоуправления самостоятельно формировать, утверждать и исполнять М.б. В процессе формирования М.б. органы местного самоуправления должны руководствоваться государственными минимальными социальными стандартами, социальными нормами, нормативами минимальной бюджетной обеспеченности. К ведению местной администрации относятся составление проекта соответствующего бюджета, исполнение этого бюджета и контроль за использованием выделенных бюджетных ассигнований. К исключительному ведению представительных органов местного самоуправления относятся рассмотрение проекта бюджета, его утверждение, контроль за его исполнением и утверждение отчета о его исполнении. В тех случаях, когда представительный орган местного самоуправления не образуется, его полномочия в соответствии с Уставом муниципального образования вправе осуществлять население данного муниципального образования на собраниях и сходах граждан. Вмешательство иных органов и организаций в процесс составления проекта М.б., утверждения и исполнения бюджета не допускается. Составлению проектов М.б. должна предшествовать разработка планов и прогнозов развития территории муниципального образования, а также целевых программ, на основе которых местная администрация вносит предложения в представительный орган местного самоуправления о постатейном санкционировании бюджетных расходов. Вместе с расчетами по расходам представляются и расчеты по определению доходов бюджета. Структура местных бюджетов состоит из доходной и расходной частей. Доходная часть бюджета включает закрепленные законом собственные доходные источники и отчисления по регулирующим доходным источникам. Кроме того, в бюджет могут поступать дополнительные источники в виде дотаций (сумм, выделяемых из бюджета вышестоящего уровня без целевого назначения в случаях, если закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для формирования минимального бюджета муниципального образования), субвенций (сумм, выделяемых на определенный срок из бюджета вышестоящего уровня на конкретные цели для выравнивания социально-экономического развития соответствующего муниципального образования и подлежащих возврату в соответствующий бюджет в случае неиспользования их по целевому назначению в установленный срок), а также заемные средства. Под закрепленными собственными доходными источниками понимаются доходы, которые в соответствии с законом полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной основе поступают в М б . , а также вводимые представительными органами местного самоуправления на основе законодательства РФ и направляемые в М.б. Регулирующие доходы — это доходы, которые в целях сбалансирования доходов и расходов поступают в соответствующий М.б. в виде процентных отчислений от федеральных и региональных налогов или других платежей по нормативам (в процентах), утвержденным в установленном порядке на предстоящий финансовый год. Представительные органы субъектов Федерации принимают решения о закреплении за бюджетами муниципальных образований регулирующих доходных источников на долговременной основе (не менее чем на пять лет), а также могут передавать в местные бюджеты свои закрепленные доходы в случае недостаточности закрепленных и регулирующих доходов местных бюджетов. В соответствии с Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» 1997 в доходы местных бюджетов зачисляются местные налоги, сборы (см. Местные налоги и сборы), иные платежи, отчисления от федеральных налогов и налогов субъектов Российской Федерации, финансовые средства, переданные органами государственной власти органам местного самоуправления для выполнения отдельных государственных полномочий, поступления от приватизации и реализации муниципального имущества, от сдачи муниципального имущества в аренду, от местных займов и лотерей, часть прибыли муниципальных предприятий, учреждений и организаций, дотации, субвенции, иные поступления в соответствии с законом и решениями органов местного самоуправления, а также другие средства, образующиеся в результате деятельности органов местного самоуправления. Федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Федерации обязаны обеспечивать минимальные М.б.; финансовые ресурсы таких бюджетов должны быть достаточными для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов, учитывающих государственные муниципальные социальные стандарты (установленный законодательством РФ минимальный уровень гарантий социальной защиты, обеспечивающий удовлетворение важнейших потребностей населения). Органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами М.б. Если по результатам отчетного года доходы превысили расходы М.б., то сумма превышения не подлежит изъятию органами государственной власти. Расходы М.б. разделяются на расходы, включаемые в бюджет текущих расходов и бюджет развития. К бюджету развития относятся финансовые ресурсы на инновационную и инвестиционную деятельность, связанную с капитальными вложениями в социально- экономическое развитие территории муниципального образования, на собственные экологические программы и мероприятия по охране окружающей среды (сверх ассигнований, выделяемых из экологических внебюджетных фондов), иные расходы на расширенное воспроизводство. В бюджет текущих расходов включаются расходы на текущее содержание и капитальный ремонт жилищно-коммунального хозяйства, объектов охраны окружающей среды, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, органов местного самоуправления и иные расходы, не включенные в расходы развития. В М.б. могут предусматриваться в качестве составной части сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями. Порядок разработки, утверждения и исполнения этих смет определяется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с Уставом. При наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на основе федерального закона, закона субъекта Федерации одновременно должны передаваться и необходимые для этого материальные и финансовые средства. Органы местного самоуправления ответственны за реализацию переданных им государственных полномочий лишь в части, обеспеченной соответствующими ресурсами. Контроль за ходом исполнения местных бюджетов вправе осуществлять и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции, в частности, в случае если субвенции, выделенные М.б. конкретного муниципального образования, не израсходованы в установленный срок или расходуются не по целевому назначению, субсидирование прекращается, а выделенные средства подлежат возврату в бюджет, из которого они были получены. Отчет об исполнении М.б. обязан быть представлен местной администрацией представительному органу местного самоуправления в установленный срок по всем основным показателям доходов и расходов. И.И. Овчинников
Источник: Юридическая энциклопедия