МЕЖДУНАРОДНОЕ МОРСКОЕ ПРАВО

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

МЕЖДУНАРОДНОЕ МОРСКОЕ ПРАВО
совокупность правовых принципов и норм, регулирующих взаимоотношения государств, международных организаций, возникающие в связи с их деятельностью по использованию морей, океанов и их ресурсов, и в ряде случаев - воздушного пространства над морскими районами (напр., проливами, открытым морем к т.д.). Одна из важнейших отраслей международного права. Специфическими нормами и принципами М.м.п. являются: свобода судоходства в открытом море и свобода полетов над ним, право мирного прохода иностранных судов через территориальное море, право транзитного прохода судов через проливы международные и пролета летательных аппаратов над ними. Главный источник М.м.п. - Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., вступившая в силу в октябре 1994 г.

Источник: Большой юридический словарь

МЕЖДУНАРОДНОЕ МОРСКОЕ ПРАВО
совокупность юридических норм и правил, регулирующих отношения между государствами, а также международными организациями, возникающие в связи с их деятельностью по использованию морей и океанов и их ресурсов и в ряде случаев - воздушного пространства над отдельными морскими районами (напр., проливами, открытым морем и т.д.). Оно создается субъектами международного права (прежде всего государствами) в соответствии с общими закономерностями образования норм международного права и с учетом своеобразия как деятельности государств на морях и океанах (напр., рыболовства, мореплавания и т.д.), так и положения отдельных частей Мирового океана (напр., территориального моря, открытого моря и т.д.).
Поскольку М.м.п. неотделимо от общего международного права, общепризнанные нормы и принципы последнего, в частности положения Устава ООН, действуют применительно к отношениям и деятельности субъектов международного права на морях и океанах и в воздушном пространстве над ними. Так, мирный проход иностранных судов через территориальное море должен совершаться в соответствии как с нормами, специально относящимися к нему, так и с др. действующими нормами общего международного права, включая принцип, запрещающий угрозу силой или ее применение против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства.
М.м.п. содержит вместе с тем специфические, присущие ему нормы и принципы, такие как свобода судоходства в открытом море и свобода полетов над ним, право мирного прохода иностранных судов через территориальное море, право транзитного прохода судов через международные проливы и пролета летательных аппаратов над ними и др. Крупным шагом в регулировании отношений является принятие III Конференцией ООН по морскому праву Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

Источник: Словарь международного права.

МЕЖДУНАРОДНОЕ МОРСКОЕ ПРАВО
совокупность принципов и норм международного права, регулирующих отношения между государствами, а т.ж. международными организациями, возникающие в связи с их деятельностью по использованию морей и океанов и их ресурсов, и в ряде случаев - воздушного пространства над отдельными морскими районами (напр., проливами, открытым морем и т.д). М.м.п. по своей природе и содержанию является органической частью общего международного права. Оно создается субъектами международного права (прежде всего, государствами) в соответствии с общими закономерностями образования норм международного права и с учетом своеобразия как деятельности государств на морях и океанах (например, рыболовства, мореплавания и т.д.), так и положения отдельных частей Мирового океана (например, территориального моря, открытого моря и т.д.). Поскольку М.м.п. неотделимо от общего международного права, общепризнанные нормы и принципы последнего, в частности положения Устава ООН, действуют применительно к отношениям и деятельности субъектов международного права на морях и океанах и в воздушном пространстве над ними. Так, мирный проход иностранных судов через территориальное море должен совершаться в соответствии как с нормами, специально относящимися и нему, так и с другими действующими нормами общего международного права, включая принцип, запрещающий угрозу силой или ее применение против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства М.м.п. содержит вместе с тем специфические, присущие только ему нормы и принципы, такие, как свобода судоходства в открытом море и свобода полетов над ним, право мирного прохода иностранных судов через территориальное море, право транзитного прохода судов через международные проливы и пролета летательных аппаратов над ними и др. М.м.п. на протяжении многих столетий в основном развивалось путем выработки международных обычаев, относящихся к использованию морских пространств. Этот процесс не препятствовал заключению отдельных международных соглашений по вопросам обеспечения безопасности мореплавания или регулирования морских промыслов. В последние десятилетия М.м.п. в своей основе стало договорным, и процесс создания конвенционных норм продолжает развиваться. Большое значение для разработки и кодификации норм М.м.п. имели конференции ООН по морскому праву, которые кодифицировали большое число общепризнанных норм и принципов М.м.п. и разработали многие новые, касающиеся континентального шельфа, экономической зоны, международного района морского дна, международных проливов, государств-архипелагов, охраны морских живых ресурсов, охраны морской среды, морских научных исследований и др. Заключено т.ж. большое число других универсальных, региональных и двусторонних соглашений по различным вопросам мирного использования морей и океанов. Существенным элементом М.м.п. является принятая Ш Конференцией ООН по морскому праву Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. (вступила в силу 16 ноября 1994г.).

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

МЕЖДУНАРОДНОЕ МОРСКОЕ ПРАВО
совокупность и система норм, которые определяют правовой статус и режим морских пространств и регулируют отношения между государствами в процессе их деятельности по исследованию и использованию морей и их ресурсов, а также правовой статус и режим воздушного пространства над морскими пространствами. Долгое время нормы международного морского права были в основном обычноправовыми. Однако с середины 20 в. международное морское право, отражая современные потребности, развивается как конвенционное право. Государства заключили такие многосторонние договоры, как Конвенция о рыболовстве в северо-западной части Атлантического океана 1949, Конвенция о рыболовстве в северо-восточной части Атлантического океана 1956, Конвенция по регулированию китобойного промысла 1946, Временная конвенция о сохранении котиков северной части Тихого океана 1957, Конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973, с поправками к ней 1978, Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972, Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения и др. Были учреждены международные морские организации: Межправительственная морская консультативная организация (ИМКО) в 1948, ныне переименованная в Международную морскую организацию (ИМО), Межправительственная океанографическая комиссия в 1960, действующая в рамках ЮНЕСКО, и др. В числе действующих многосторонних договоров особая роль принадлежит четырем Женевским конвенциям ООН по морскому праву 1958 и всеобъемлющей Конвенции ООН по морскому праву 1982. Появились и утвердились новые правовые понятия и институты в международном морском праве — «континентальный шельф», «исключительная экономическая зона», воды «государств-архипелагов», Международный район морского дна и др. М.м.п. стало охватывать, по существу, все виды деятельности государств по исследованию и использованию пространств и ресурсов Мирового океана, которые известны современной практике международных отношений. Конвенция ООН по морскому праву 1982 вступила в силу 16 ноября 1994. Она определяет правовой статус всех морских пространств и воздушного пространства над ними, а также устанавливает их правовой режим. Согласно Конвенции суверенитет прибрежного государства (и его национальная юрисдикция) распространяется на «внутренние морские воды» (у государства-архипелага — на его «архипе- лажные воды») и на примыкающий к этим водам морской пояс, называемый «территориальным морем». Суверенитет распространяется также на воздушное пространство над этими морскими пространствами и на их дно и недра. К «внутренним морским водам» относятся воды морских портов, фиордов и заливов (до ширины естественного входа в залив в 24 морские мили), а также воды «исторических заливов», независимо от ширины прохода в них (например в РФ залив Петра Великого на Дальнем Востоке, Гуд- зонов залив у берегов Канады). «Архипелажные воды» представляют собой воды, находящиеся внутри «государства-архипелага», под которым, согласно Конвенции 1982, понимается государство, состоящее из одного или более архипелагов, острова и воды которых составляют единое географическое, экономическое и политическое целое (например Индонезия, Филиппины). «Территориальное море» (или территориальные воды) означает примыкающий к побережью или к внутренним морским и архипелажным водам морской пояс шириной до 12 морских миль. Правовой режим этих пространств устанавливается внутригосударственным (национальным) правом соответствующих государств с учетом их международных обязательств. За внешней границей территориального моря, т.е. за пределами действия национальной юрисдикции прибрежных и архипелажных государств, находятся международные морские пространства, т.е. пространства, не подчиненные суверенитету какого-либо государства. Правовой статус и режим международных морских пространств устанавливается исключительно международным правом. М.м.п. издавна определяет правовой статус международных морских пространств термином «открытое море». Это означает, что эти морские пространства открыты для свободного и равного использования всеми государствами с учетом их соответствующих международных обязательств. Свобода открытого моря предполагает, в частности, свободу судоходства, полетов над ним, свободу прокладывать подводные кабели, трубопроводы, возводить искусственные острова и установки. Конвенция 1982 конкретизировала правовой статус некоторых районов международного морского пространства, прилегающих к территории прибрежных государств, с учетом их особых интересов. В составе международного морского пространства выделены «исключительная экономическая зона» и «континентальный шельф». Конвенция определяет пределы этих Гфостранств и устанавливает их правовой режим. Новым термином-понятием, используемым Конвенцией, является также термин «Район», под которым понимается международный район морского дна и его ресурсов, находящихся за пределами национальной юрисдикции государств. Район и его ресурсы объявлены общим наследием человечества. Смысл и цель устанавливаемого Конвенцией 1982 правопорядка на морях и океанах состоит в том, чтобы обеспечить мирное народно-хозяйственное использование и освоение всех морских пространств и их ресурсов. А.П. Мовчан

Источник: Юридическая энциклопедия

МЕЖДУНАРОДНОЕ МОРСКОЕ ПРАВО
одна из старейших отраслей международного права, образуемая системой юридических норм, регулирующих отношения между пользователями Мирового океана на основе единого универсального правопорядка, который соответствует многообразным интересам народов, обеспечивает развитие равноправного и взаимовыгодного сотрудничества всех государств в эксплуатации природных богатств моря с учетом потребностей как нынешнего, так и будущих поколений человечества.
Истории М.м.п. известна та же периодизация, что и международному праву в целом. Еще древнейшие Ману законы подробно регламентировали вопросы мореплавания. Римское право признавало свободное пользование морем. Оно считалось находящимся в общем пользовании, даже несмотря на подчинение его юрисдикции императору. Законы, изданные римлянами, носили характер общих, они не были законами международными, они должны были исполняться всеми подвластными народами, т.е. всеми жителями побережья Средиземного моря. Английские короли, устанавливая границы морских пространств, на которые распространялась власть британской короны, объявляли себя "суверенами Британского океана", «суверенами морей", "королями моря". Большой вклад в развитие М.м.п. был внесен Россией. Еще в 1588 г. царь Федор Иоаннович, отклоняя требования англичан о закрытии Белого моря для других иностранцев, писал: "Божию дорогу, океан-море как можно перенять, унять или затворить?" Особое значение для развития М.м.п. имела разработанная Россией Декларация о вооружейном нейтралитете 1780 г. Она получила признание у многих морских держав. Декларация требовала, чтобы нейтральные корабли могли свободно плавать от одной пристани к другим и у берегов воюющих наций с тем, чтобы товары, принадлежащие подданным воюющих держав, были свободны на нейтральных кораблях.
Правовое положение морских пространств определяется в настоящее время Женевскими конвенциями по морскому праву 1958 г. и Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. (вступила в силу 16 ноября 1994 г.), предписания которых в части регулирования конкретных видов морской деятельности детализируются, дополняются Конвенцией о международных правилах предупреждения столкновения судов 1971 г., Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море 1974 г., Международной конвенцией по поиску и спасанию на море 1979 г. и др. Ряд многосторонних договоров, заключенных государствами, посвящен важной проблеме предотвращения, сокращения, сохранения под контролем загрязнения морской среды нефтью, вредными ядовитыми веществами, сбросами отходов и других материалов с судов (например, Конвенции 1969, 1972, 1973 гг.); подобные соглашения действуют и применительно к отдельным морским регионам - Балтийскому, Красноморскому, Средиземноморскому. Черноморскому и др. Особенно значительное количество международных двух- и многосторонних соглашений посвящено регулированию эксплуатационной и охранной деятельности, связанной с живыми ресурсами Мирового океана, а также регулированию морского торгового судоходства.
В соответствии с положениями М.м.п. прибрежные морские пространства подразделяются на внутренние морские воды, территориальное море, иногда именуемое территориальными водами, прилежащую и исключительную экономическую зону, а также включают в свой состав континентальный шельф: за этими пределами расположены пространства открытого моря и международного морского дна. Каждое из названных пространств, как и их разновидности (подвиды), подпадает под действие правового режима, особенности которого определяются либо степенью распространения на них властных полномочий государств - суверенитета, юрисдикции, суверенных (исключительных) прав, либо неподвластностью ни одному государству. М.м.п. действует в отношении таких разновидностей перечисленных морских пространств, как замкнутые или полузамкнутые моря, проливы, используемые для международного судоходства, и воды государств-архипелагов (архипелажные воды); некоторыми особенностями отличается правовой режим морских пространств, окружающих материк Антарктиды и прилежащие к ней островные образования в пределах, ограничиваемых с севера параллелью под 60 градусов ю.ш.; специфический правовой режим действует и в северном полярном районе земного шара - Арктике.
Современное состояние и неуклонный прогресс в развитии М.м.п. - результат весьма значительного вклада в это дело многих международных организаций, в том числе ООН, в рамках которой действует Комиссия международного права, разработавшая проект статей по морскому праву, явившийся основой Женевских конвенций 1958г. ООН инициировала и созыв Третьей конференции ООН по морскому праву, которая завершилась принятием упомянутой Конвенции 1982 г. Значительный вклад в развитие М.м.п. вносит деятельность Международной морской организации. Определенное позитивное воздействие на прогресс М.м.п. оказывает и деятельность ЮНЕСКО (в рамках которой функционирует Международная океанографическая комиссия). Международной организации морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ) и др. Положения многосторонних международно-правовых документов, образующих арсенал средств регулирования морской деятельности, постепенно, но неуклонно "врастают" во внутригосударственное право все большего числа государств, где нормы международного права применяются непосредственно (прямое действие норм международного права) либо преобразуются в соответствующие национальные нормативные акты - законы, подзаконные акты. К числу новейших нормативных актов. принятых РФ на базе М.м.п., относятся ФЗ РФ от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации", от 17декабря 1998 г. № 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации". Некоторые положения Закона РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 "О государственной границе Российской Федерации" также воспроизводят требования М.м.п.: с учетом положений применяемых много- и двухсторонних международных соглашений разработан новый КТМ (понятия торгового судна, условия предоставления ему национальности, требования к капитану, офицерскому составу и членам судовых экипажей, порядок захода судов в порты и их нахождения там, обслуживания, выполнения различного рода формальностей, ответственности и т.д.).
В отличие от других отраслей международного права М.м.п. признает функциональную правосубъектность физических и юридических лиц. Так, согласно ст. 137 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. ни одно государство, физическое или юридическое лицо не может присваивать какую бы то ни было часть района морского дна, полезных ископаемых за пределами континентального шельфа. М.м.п. признает за физическими и юридическими лицами права на участие в качестве стороны в спорах, рассматриваемых Международным трибуналом по морскому праву. Согласно ст. 20 Статута этого трибунала последний открыт для государств-участников, а также для субъектов, не являющихся государствами-участниками, в любом деле, переданном на рассмотрение Трибунала.

Источник: Энциклопедия юриста

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
124.15 кб

Правовые аспекты деятельности международной морской организации

Сорокина Наталья Сергеевна
В статье анализируются современные тенденции в нормотворческой деятельности Международной морской организации.The article analyses modern tendencies of International Maritime Organization in its law-making activity.
Читать PDF
299.51 кб

О правовом регулировании международной морской перевозки пассажиров

Стригунова Дина Павловна
Целью настоящей статьи является рассмотрение некоторых вопросов, связанных с международной морской перевозкой пассажиров.
Читать PDF
310.57 кб

Проблемы определения международной морской правосубъектности Украины

Блинская Олеся Сергеевна
Статья посвящена исследованию правовой природы международной морской правосубъектности как категории общей международной правосубъектности Украины.
Читать PDF
1.15 мб

Международно-правовые проблемы установления морских охраняемых районов

Бекяшев К.А., Бекяшев Д.К.
Эта организация активно принимает различные меры по установлению таких районов. Проведен анализ принятых АНТКОМ решений.
Читать PDF
123.88 кб

Правовое регулирование международной перевозки грузов в морском сообщении

Бразовская Яна Евгеньевна
В настоящей статье на основе анализа международно-правовых и национально-правовых источников излагаются основные положения международной перевозки грузов в морском сообщении.
Читать PDF
173.03 кб

О международно-правовых средствах борьбы с морским пиратством и терроризмом

Гафаров З. М.
Рассматриваются проблемы, связанные с интерпретацией единства правоприменения норм современного международного права в отношении морского пиратства и терроризма.
Читать PDF
252.70 кб

Международные морские перевозки грузов: актуальные проблемы правового регулирования

Касаткина А.С.
Международная торговля на сегодняшний день является одним из основных видов международного сотрудничества, развитию которого сейчас уделяется особенное внимание.
Читать PDF
22.39 мб

Некоторые аспекты правового регулирования международных морских перевозок пассажиров

Стригунова Д.П.
Рассмотрены некоторые вопросы, связанные с международной морской перевозкой пассажиров.
Читать PDF
231.90 кб

Международное морское право: международно-правовые проблемы защиты и сохранения морской среды

Валиуллина Ксения Борисовна
Проблема сохранения природной среды в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, стоящих перед человечеством.
Читать PDF
563.71 кб

Международно-правовая защита морской среды от загрязнения с судов на примере Балтийского моря

Ежова Татьяна Геннадьевна
Анализируются международно-правовые основы обеспечения защиты морской среды Балтийского моря от загрязнения с судов.
Читать PDF
635.18 кб

Международное морское право: некоторые аспекты международно-правового статуса пространств и ресурсов

Александров А. Н.
Читать PDF
222.38 кб

Транспортная (морская) безопасность в системе национальной и международной безопасности. Правовое ре

Скрынник Анатолий Михайлович
В статье проведен анализ правового регулирования транспортной безопасности и морской безопасности в системе национальной и международной безопасности.
Читать PDF
271.89 кб

Международно-правовая унификация нормоб ипотеке морских судов и пути разрешения конфликта квалификац

Жорник Инна Владимировна
В статье исследованы этапы международно-правовой унификации норм в сфере морских привилегированных требований и ипотек. проведен сравнительный анализ международных соглашений, выявлены их достоинства и недостатки.
Читать PDF
175.77 кб

Формирование международно-правового законодательства по охране морских живых ресурсов в конце XIX на

Савин А. А.
В статье исследуются становление и развитие способов охраны и регулирования морских живых ресурсов России, а также приводится сравнительный анализ на примере развития законодательства в указанной сфере зарубежных стран.
Читать PDF
346.63 кб

Применение норм международно-правового характера как один из способов противодействия морскому терро

Князева Наталья Анатольевна, Князева Екатерина Анатольевна
В статье проведен анализ норм международно-правового характера, которые являются одним из способов противодействия пиратству и морскому терроризму.

Похожие термины: