Правопреемство государства

Найдено 1 определение
Правопреемство государства
полный или частичный переход прав и обязанностей одного государства на другое вследствие возникновения или прекращения существования государства либо изменения его территории. Государство-правопреемник самостоятельно решает вопрос о принятии или непринятии на себя тех или иных обязательств государства-предшественника. Вопросы правопреемства решаются в том случае, если: 1) имеет место объединение двух или нескольких государств в новое единое государство; 2) происходит разделение единого государства на два или несколько самостоятельных государства; 3) осуществляется передача части территории от одного государства другому; 4) произошли революционные изменения общественно-политического строя; 5) в ходе национально-освободительного движения образовано новое независимое государство.
Правопреемство государств регулируется рядом международно-правовых актов: в отношении международных договоров — Венской конвенцией о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г.; в отношении государственной собственности, архивов и долгов — Венской конвенцией о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г.
В большей части случаев основанием правопреемства являются территориальные изменения. Правопреемство государств предстает как смена одного государства другим в международных отношениях, в которых была задействована территория государства или его часть. При переходе части территории одного государства к другому действует принцип подвижности договорных границ. В соответствии с этим принципом границы действия договора сокращаются или расширяются вместе с границами государства: договоры государства-предшественника утрачивают силу в отношении переданной территории, а договоры государства-преемника приобретают силу.
Объектами правопреемства являются: а) права и обязанности государства, вытекающие из международных договоров государства-предшественника; б) государственная собственность; в) государственные архивы; г) государственные долги.
При объединении государств все их договоры сохраняют силу, но применяются в отношении той части территории объединенного государства, в отношении которой они находились в силе в момент правопреемства. Этот принцип был нарушен при вхождении территории ГДР в состав ФРГ. В связи с утратой ГДР своей правосубъектности использовалось положение, согласно которому международно-правовые договоры ГДР рассматривались с точки зрения обеспечения доверия, интересов участвующих государств и договорных обязательств ФРГ, а также с учетом компетенции европейских сообществ. Договоры ФРГ сохранили свою силу и распространили действие на территорию ГДР.
При выходе части территории из состава государства и образовании нового государства существует два подхода в отношении вопросов правопреемства: первый исходит из того, что государство, образовавшееся на отделившейся территории, не несет обязательств по договорам государства-предшественника (пример, выход Пакистана из Индии в 1947 г.); второй подход исходит из обратного и распространяет силу договоров государства-предшественника и для государств-преемников (п.1 ст. 34 Конвенции о правопреемстве в отношении договоров).
Международное право связывает вопрос о правопреемстве только с изменением территории. Из этого положения следует, что изменения в организации и характере государственной власти не влияют на правопреемство. Однако в действительности вопрос о правопреемстве возникает также при смене общественно-политического строя в результате революций, при появлении в результате национально-освободительного движения новых независимых государств. В отношении «новых независимых государств» действует принцип «tabula rasa» (лат. — чистая доска), согласно которому эти государства свободны от договоров, заключенных государством-предшественником (метрополией).
После Октябрьской революции 1917 г. Советское правительство заявило об отмене содержания тайных договоров. 26 августа 1918 г. был издан Декрет о прекращении всех договоров с рядом государств. В 1922 г. Советская Россия, ссылаясь на опыт Французской революции, заявила на Генуэзской конференции, что «правительства и режимы, вышедшие из революции, не обязаны соблюдать обязательств свергнутых правительств».
Вопросы правопреемства обусловили необходимость урегулирования целого комплекса разнообразных вопросов: государственно-правовых, политических, экономических, финансовых, международно-правовых, имущественных и иных отношений при прекращении существования Союза ССР как федеративного государства и как субъекта международного права. 4 декабря 1991 г. в Москве девятью республиками Союза ССР был подписан Договор о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза ССР. Этот договор охарактеризовал Союз ССР как государствопредшественник, а все прежние союзные республики признавались государствамиправопреемниками. Однако уже 8 декабря 1991 г. было подписано соглашение, утверждавшее о прекращении существования Союза ССР как субъекта международного права и геополитической реальности.
Для определения основных принципов функционировании постсоветского пространства были подписаны документы по общим вопросам правопреемства в отношении представляющих взаимный интерес договоров о государственной собственности, государственных архивах, долгах и активах бывшего Союза ССР. 24 декабря 1991 г. Президент Российской Федерации направил Генеральному секретарю ООН специальное послание, в котором подтвердил: «Российская Федерация в полной мере сохраняет ответственность за все права и обязательства СССР в соответствии с Уставом ООН, включая финансовые обязательства». Для урегулирования всего комплекса имущественных отношений специальным решением Совета глав государств — участников СНГ была сформирована комиссия по правопреемству в отношении договоров. Результатом работы комиссии стал подписанный в июле 1992 г. меморандум о взаимопонимании по вопросу правопреемства в отношении договоров бывшего Союза ССР, представляющих взаимный интерес.
Наряду с меморандумом о взаимопонимании по вопросу правопреемства в отношении договоров бывшего Союза ССР основными документами, регулирующими весь комплекс проблем правопреемства, явились: Соглашение о создании Содружества Независимых Государств от 08.12.1991 г.; Соглашение глав государств Содружества Независимых Государств о собственности бывшего Союза ССР за рубежом от 30.12.1991 г.; Соглашение о принципах и механизмах обслуживания внутреннего долга бывшего Союза ССР от 13.03.1992 г.; Соглашение о дополнениях к Договору о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза ССР от 13.03.1992 г.; Соглашение о распределении всей собственности бывшего Союза ССР за рубежом от 06.07.1992 г.; Соглашение о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности от
09.10.1992 г.
При разрушении СССР имело место не разделение единого государства на несколько самостоятельных государств, а выделение из состава единого государства территорий государств, определяемых согласно международному праву как «новые независимые государства». Российская Федерация подобным «новым независимым государством» не является.
В правовых актах и документах, закрепивших разрушение Союза ССР, содержатся различные характеристики Российской Федерации: и как государства- правопреемника, и как государства-продолжателя. Правопреемник наследует лишь часть обязательств страны-предшественника, продолжатель сохраняет свою государственную идентичность в полной мере. Российская Федерация определяется как государствоправопреемник по отношению к Союзу ССР в Соглашении от 08.12.1991 г. В Соглашениях от 30.12.1991 г. и от 06.07.1992 г. проводится концепция о прекращении существования Союза ССР как субъекта международного права. Российская Федерация названа государством-продолжателем в ст. 3 Закона «О международных договорах Российской Федерации», где Российская Федерация четко определяется как государство-продолжатель Союза ССР, на которое распространяются все договоры Союза ССР; в Указе Президента Российской Федерации «О государственной собственности бывшего Союза ССР за рубежом» от 08.02.1993 г., которым Российская Федерация как продолжатель Союза ССР принимает на себя все права на недвижимую и движимую собственность СССР, находящуюся за рубежом.
Вопросы правопреемства имеют и такую важнейшую составляющую, как вопросы гражданства. Российская Федерация как государство-продолжатель Союза ССР была призвана защитить права всех граждан страны. Однако в потивовес обязательствам Российской Федерации как продолжателя Союза ССР перед всеми гражданами Союза была выдвинута и реализована концепция «усеченного правопреемства», суть которой в том, что Российская Федерация не принимает на себя обязательств перед гражданами прежнего Союза, проживающими на территориях других союзных республик.
В пользу концепции продолжательства свидетельствует осуществление процедуры занятия Российской Федерацией места Союза ССР в качестве постоянного члена Совета Безопасности ООН. Если Российская Федерация признается в качестве государства — продолжателя СССР, т. е. тем же самым субъектом международного права, она не может рассматриваться как новый субъект международного права, правопреемник Союза ССР. Положение Минского соглашения, повторенное потом в соглашениях от 30.12.1991 г. и от 06.07.1992 г. о том, что СССР прекращает свое существование как субъект международного права, в свете хотя бы продолжения Россией членства СССР в Совете Безопасности должно толковаться как указывающее лишь на изменение организационной, территориальной, а также социальной структуры и наименования субъекта международного права, называвшегося СССР, а не исчезновения этого субъекта.
И. Н. Барциц
Список литературы
О’Коннел Д. Правопреемство государств. — М., 1957.
Захарова Н. В. Правопреемство государств. — М., 1973.
Рыбаков Ю. М. Международные договоры и правопреемство// Международная жизнь. — 1978. — № 11.
Черниченко С. В. Является ли Россия продолжателем или правопреемником // Российская Федерация. — 1998. — № 9.

Источник: Местное самоуправление: энциклопедия

Реклама

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF
182.07 кб

Правопреемство государств в отношении договоров

Лукашук Игорь Иванович
Читать PDF
342.06 кб

Правопреемство государств: научно-практические аспекты

Рияд Таха Шамсон
Читать PDF
242.78 кб

Комиссия международного права ООН о гражданстве в конкретных видах правопреемства государств

Курдюков Геннадий Иринархович, Аксенов Артемий Баширович
Статья посвящена деятельности Комиссии международного права ООН в сфере регулирования вопросов гражданства в связи с правопреемством государств.
Читать PDF
635.29 кб

Проблема правопреемства Йемена и неурегулированные вопросы отношений с соседними государствами

Аль-олаки Мохамед Яхья
Статья посвящена проблеме правопреемства Йемена в отношении государственных границ.
Читать PDF
362.26 кб

Некоторые особенности правопреемства в отношении государственной собственности бывшего Союза ССР

Корниенко Н. Ю.
Читать PDF
302.50 кб

Наследственное правопреемство по завещанию в период становления советского государства (декреты ВЦИК

Соленцова Инесса Валерьевна
В статье рассматриваются вопросы законодательного регулирования и правотворчества в области наследования в период становления Советского государства.
Читать PDF
404.11 кб

97. 03. 063. Ушаков Н. А. Правопреемство государств / Вост. Ин-т экономики, гуманит. Наук, упр. И пр

Алферова Е. В.
Читать PDF
137.41 кб

2007. 03. 035. СКРК М. Момент правопреемства государств. Skrk M. date of the succession of states //

Коданева С. И.

Похожие термины:

  • ПРАВОПРЕЕМСТВО ГОСУДАРСТВ

    смена одного государства другим в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории.
  • МОМЕНТ ПРАВОПРЕЕМСТВА ГОСУДАРСТВ

    дата смены государством-преемником государства-предшественника в несении ответственности за международные отношения применительно к территории, являющейся объектом правопреемства государств.
  • ПРАВОПРЕЕМСТВО ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАНИЦ

    переход прав и обязанностей относительно прохождения линии границы при правопреемстве государств. В соответствии с нормами международного права любые изменения юридического статуса сопредельн
  • ПРАВОПРЕЕМСТВО ПРИ ОТДЕЛЕНИИ ГОСУДАРСТВА

    имеет место, когда часть или части территории государства отделяются и образуют одно или несколько государств независимо от того, продолжает ли существовать государство-предшественник. При этом
  • ПРАВОПРЕЕМСТВО ПРИ ОБЪЕДИНЕНИИ ГОСУДАРСТВ

    имеет место, когда два или несколько государств объединяются и тем самым образуют одно государство-преемник. Любой договор, находившийся в силе в момент правопреемства государств в отношении люб
  • ПРАВОПРЕЕМСТВО ПРИ ОТДЕЛЕНИИ (СЕЦЕССИИ) ГОСУДАРСТВА

    имеет место, когда часть или части территории государства отделяются и образуют одно или несколько государств, независимо от того, продолжает ли существовать государство-предшественник. При этом
  • ПРАВОПРЕЕМСТВО ПРИ ОБРАЗОВАНИИ НОВЫХ НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

    обладает определенной спецификой. Находясь долгие годы под колониальным господством, зависимые территории не участвовали в заключении международных соглашений. Венская конвенция о правопреемс
  • ПРАВОПРЕЕМСТВО ПРИ ОБРАЗОВАНИИ ГОСУДАРСТВА В РЕЗУЛЬТАТЕ РАЗДЕЛЕНИЯ

    переход прав и обязанностей по международному договору от государства-предшественника. Если после отделения любой части территории государства это государство продолжает существовать, то любой