ПРАВОПРЕЕМСТВО ГОСУДАРСТВ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ПРАВОПРЕЕМСТВО ГОСУДАРСТВ
смена одного государства другим в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории.

Источник: Словарь понятий и терминов, сформулированных в нормативных документах российского законодательства

ПРАВОПРЕЕМСТВО ГОСУДАРСТВ
переход прав и обязанностей от одного государства к другому. Правоотношения, связанные с правопреемством, возникают, во-первых, в случае перехода части территории от одного государства к другому и, во-вторых, в случае возникновения нового государства, что может иметь место при: а) образовании нового независимого государства на территории, ранее находившейся в зависимости от метрополии; б) объединении двух или нескольких государств в единое государство федеративного или унитарного типа; в) разделении единого государства и образовании на базе выделившихся из него составных частей двух или нескольких новых государств; в) образовании государства на части или частях территории, отделившейся (отделившихся) от существующего государства. Разнообразные юридические последствия П.г. подпадают под действие одного из следующих принципов - принципа "чистой доски" (лат. tabula rasa), когда вновь возникший субъект международного права не связан обязательствами предшественника, и принципа континуитета (лат. continuum - непрерывное, сплошное), означающего непрерывность действия обязательств и прав предшественника в отношении преемника. Принцип континуитета (согласно Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов) в полной мере применяется к случаям П.г. на недвижимую государственную собственность, а движимые объекты переходят к преемнику в справедливой доле, с учетом вклада нового субъекта в образование такой собственности. Этот же принцип действует в отношении государственных долгов, за исключением долгов бывших колоний.

Источник: Энциклопедия юриста

ПРАВОПРЕЕМСТВО ГОСУДАРСТВ
институт общего международного права, регулирующий взаимоотношения между государствами при наступлении событий, порождающих правопреемство. Правопреемство — термин, означающий переход (в установленных правом случаях и в соответствии с правовыми предписаниями) прав и обязанностей (обязательств) одного субъекта права к другому при наличии между ними юридически значимой взаимосвязи. В доктрине права указанная взаимосвязь (т.е. наличие соответствующего юридического факта) именуется иногда правопреемством де-факто, а правопреемство как таковое (т.е. соответствующие юридические последствия) — правопреемством де-юре. Во внутригосударственном праве типичным случаем правопреемства де-юре является право наследования, а юридическими фактами, его порождающими, являются родственные отношения между индивидами- субъектами или наличие завещания в пользу того или иного субъекта. В международном праве отношения правопреемства кодифицированы в двух общих (универсальных) конвенциях — Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 и Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983. Базовыми терминами — понятиями обеих конвенций являются слитный термин «правопреемство государств » и «правопреемство». «П.г.» означает согласно конвенциям смену одного государства другим в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории (правопреемство де-факто). Его суть — наличие юридически значимой взаимосвязи между государством-предшественником и государством- преемником, т.е. наличие юридического факта, который порождает собственно правопреемство (правопреемство де-юре), понимаемое в конвенциях как последствия (юридические) П.г. Юридически значимая связь между государствами — преемником и предшественником является, таким образом, взаимосвязью территориального характера: часть территории одного государства передается другому; государства объединяются, и на их объединенной территории возникает единое государство (унитарное или федеративное); государство-предшественник разделяется, и на его территории возникают два или несколько самостоятельных государств. Особый случай образования нового государства — возникновение на зависимой территории самостоятельного государства, именуемого в конвенциях «новым независимым государством». Указанные случаи «П.г.» порождают различные категории собственно правопреемства, определяющие структуру конвенций. «П.г.» может составить юридический факт, порождающий правопреемство (де-юре) только в том случае, если оно является правомерным с точки зрения международного права. Обе конвенции гласят, что они применяются только к последствиям П.п, которое осуществляется в соответствии с международным правом и, в особенности, в соответствии с принципами международного права, воплощенными в Уставе ООН. Через базовый термин «П.г.» определяются и другие основные термины конвенций. Например, государство- преемник означает государство, которое сменило другое государство по случаю П.г. Новое независимое государство — государство-преемник, чья территория непосредственно перед моментом П.г. была зависимой территорией, за международные отношения которой было ответственно государство-предшественник. Изложенные в конвенциях нормы правопреемства являются, во-первых, лишь нормами общего (руководящего) характера; во-вторых, нормами диспозитивными и, в-третьих, требующими конкретизации во взаимоотношениях между государствами — участниками правоотношений правопреемства, т.е. в тех или иных соглашениях между ними. НА. Ушаков

Источник: Юридическая энциклопедия

ПРАВОПРЕЕМСТВО ГОСУДАРСТВ
переход прав и обязанностей одного государства к другому. П.г. может возникать: 1) при социальной революции, в результате которой происходит смена общественного строя; 2) при возникновении новых независимых государств в результате национально-освободительной борьбы; 3) при образовании нескольких государств на территории их предшественника и при образовании нового государства в результате объединения двух или более государств; 4) при территориальных изменениях. П.г. имеет для новых государств конкретные практические последствия, при которых заново решаются такие вопросы, как пересмотр международных договоров, их денонсация, членство в международных организациях, проведение национализации, правопреемство собственности. В 1978 г. была принята Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров (в силу не вступила), которая регулирует правопреемство договоров государствами, возникающими в следующих случаях: 1) образование нового независимого государства на бывших зависимых территориях; 2) объединение нескольких государств в одно или разделение государства на несколько самостоятельных государств; 3) передача по соглашению части территории одного государства другому государству В Конвенции содержится ряд прогрессивных элементов: признание права новых независимых государств самостоятельно определять свои международные договорные связи, подтверждение неотъемлемого суверенитета освободившихся государств над природными ресурсами своей страны, положение о незаконности создания иностранных баз военных на чужих территориях, закрепление обязанности государств-преемников следовать общепризнанным принципам международного права.
В 1983 г. была принята Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов (в силу не вступила). Основным в ее части о государственной собственности является положение о том, что переход государственной собственности государства-предшественника влечет за собой прекращение его прав и возникновение прав государства-преемника на государственную собственность, которая переходит к государству-преемнику в соответствии с положениями Конвенции. В качестве общего принципа конвенция устанавливает, что переход государственной собственности государства-предшественника к государству-преемнику происходит без компенсации. П. г как таковое не затрагивает имущества, прав и интересов, которые в момент П.г. находятся на территории государства-предшественника и которые в этот момент принадлежат, согласно внутреннему праву государства-предшественника, третьему государству. Таким образом, П.г. не порождает последствий для собственности третьего государства.
Конвенция выделяет уже пять категорий правопреемства: передача части территории государства другому государству, создание нового независимого государства, объединение государств, отделение части или частей территории государства, разделение государства. Комплекс договоренностей по вопросам правопреемства достигнут между странами, вошедшими после распада СССР в Содружество Независимых Государств (СНГ); ими же принят ряд решений по правопреемству, в т. ч. Меморандум о взаимопонимании в отношении договоров бывшего СССР, представляющих взаимный интерес (1992 г.). Соглашение о распределении всей собственности бывшего СССР за рубежом (1992 г.). Соглашение о правопреемстве в отношении государственных архивов бывшего СССР, Решение Совета глав государств СНГ от 20 марта 1992 г. по вопросам правопреемства. Российская Федерация является не правопреемником, а продолжателем СССР, о чем она официально уведомила нотой все государства в январе 1992 г.

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

ПРАВОПРЕЕМСТВО ГОСУДАРСТВ
переход прав и обязанностей от одного субъекта международного права к другому. В 1978 г. была принята Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров. Конвенция регулирует правопреемство договоров государств, возникающих в следующих случаях: а) образование нового независимого государства на бывших зависимых территориях; б) объединение нескольких государств в одно или разделение государства на несколько самостоятельных государств; в) передача по соглашению части территории одного государства др. государству. В Конвенции содержится ряд прогрессивных элементов: признание права новых независимых государств самостоятельно определять свои международные договорные связи, подтверждение неотъемлемого суверенитета освободившихся государств над природными ресурсами своей страны, положение о незаконности создания иностранных баз военных на чужих территориях, закрепление обязанности государств-преемников следовать общепризнанным принципам международного права.
В 1983 г. была принята Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов. Основным в ее части о государственной собственности является положение о том, что переход государственной собственности государства-предшественника влечет за собой прекращение его прав и возникновение прав государства-преемника на государственную собственность, которая переходит к государству-преемнику в соответствии с положениями Конвенции (ст. 9). В качестве общего принципа Конвенция устанавливает, что переход государственной собственности государства-предшественника к государству-преемнику происходит без компенсации. П.г. как таковое не затрагивает имущества, прав и интересов, которые в момент П.г. находятся на территории государства-предшественника и которые в этот момент принадлежат согласно внутреннему праву государства-предшественника третьему государству. Таким образом, П.г. не порождает последствий для собственности третьего государства. Конвенция выделяет пять категорий правопреемства: передача части территории государства др. государству, создание нового независимого государства, объединение государств, отделение части или частей территории государства, разделение государства.
В Конвенции излагаются нормы и принципы, регулирующие переход архивов во всех пяти категориях правопреемства государств. Проще всего дело обстоит в случае объединения государств, когда архивы государств-предшественников переходят к государству-преемнику (ст. 29). В отношении передачи части территории, отделения части территории и разделения государства действует ряд положений, применимых во всех этих трех случаях: 1) государство-предшественник передает государству-преемнику те части своих архивов, которые необходимы для нормального управления территорией, являющейся объектом правопреемства ("административные архивы"), и имеют отношение исключительно или гл. обр. к территории, являющейся объектом правопреемства ("исторические архивы"); 2) государство-предшественник предоставляет государству-преемнику достоверные сведения, которые касаются титулов на переданную территорию или ее границ или которые необходимы для выяснения смысла передаваемых документов; 3) государство-предшественник и государство-преемник предоставляют друг другу на основе обмена или за счет заинтересованной стороны надлежащее воспроизведение архивов, связанных с интересами переданной территории.
Ряд положений Конвенции посвящен сложной и острой проблеме правопреемства в отношении долгов. В компетенции государства-преемника полностью остается решение в соответствии с его внутренним законодательством всех вопросов взаимоотношений с иностранными физическими и юридическими лицами по долговым обязательствам, которые первоначально возникли у них с государством-предшественником. Государственным долгом может быть признано только то долговое обязательство, которое возникло в соответствии с международным правом. Это означает, что т.наз. долги режима ("одиозные долги"), которые принимались государством-предшественником, и прежде всего метрополией, не в соответствии с международным правом, в частности с принципами международного права, установленными в Уставе ООН, вообще исключены из сферы действия Конвенции.
Наиболее часто встречается П.г., крайне редко - межправительственных организаций.
П.г. в международном праве имеет два аспекта: внешний и внутренний. Они тесно связаны между собой. Внешний аспект - правопреемство в отношении международных обязательств, в первую очередь договорных. Внутренний - правопреемство в отношении территории, населения, имущества, денежных средств и т.п. Внутренний аспект может приобретать международное значение (напр., в случае нахождения имущества или денежных средств государства за рубежом).
Вопрос о П.г. может возникнуть в случаях слияния двух или более государств (включая вхождение одного или нескольких небольших государств в состав более крупного), разделения государства на два и более или выход малого государства или государств из состава большого. Он может быть поставлен и при коренной ломке общественно-экономических и политических структур и образования на месте государства-предшественника государства с резко отличающимся от прежнего социальным содержанием. Вместе с тем вопрос о правопреемстве в принципе не возникает, если в рамках одного и того же государства происходит неконституционная смена правительства: сохраняются государство как субъект международного права и все его международные обязательства, поскольку они связывают не правительство, а именно государство. В такой ситуации новым правительством может быть поставлен лишь вопрос об отказе от некоторых договоров, особенно при изменении формы правления, если есть основания для такого отказа, предусмотренные правом международных договоров, а не об общем пересмотре отношения к своим международным обязательствам, характерном для правопреемства.
В доктрине нет единства мнений по вопросу о том, возникает ли новый субъект международного права при радикальных социальных изменениях в результате революции или же, поскольку сохраняется государственность данного народа, смены субъекта международного права не происходит. Это проблема непрерывности (континуитета) и тождества (идентичности) субъектов международного права при социальных катаклизмах. При кардинальной перестройке общества и сломе старой государственной машины (напр., во Франции в 1789 г.) вопрос о правопреемстве ставился далеко не всегда. Если бы субъект международного права в этих ситуациях не менялся, оставался непрерывным, не было бы оснований говорить о правопреемстве. Но если допустить, что в таких случаях происходит смена субъектов международного права, то, казалось бы, новый субъект должен быть абсолютно свободным от прав и обязанностей предшественника именно потому, что он новый. Однако такой вопрос никогда не возникал. Сторонники теории континуитета высказывают мнение о том, что право государства на отказ от договоров в упомянутых случаях возникает не в связи с правопреемством, а в связи с коренным изменением обстоятельств.

Источник: Словарь международного права.

Реклама

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF
182.07 кб

Правопреемство государств в отношении договоров

Лукашук Игорь Иванович
Читать PDF
342.06 кб

Правопреемство государств: научно-практические аспекты

Рияд Таха Шамсон
Читать PDF
242.78 кб

Комиссия международного права ООН о гражданстве в конкретных видах правопреемства государств

Курдюков Геннадий Иринархович, Аксенов Артемий Баширович
Статья посвящена деятельности Комиссии международного права ООН в сфере регулирования вопросов гражданства в связи с правопреемством государств.
Читать PDF
635.29 кб

Проблема правопреемства Йемена и неурегулированные вопросы отношений с соседними государствами

Аль-олаки Мохамед Яхья
Статья посвящена проблеме правопреемства Йемена в отношении государственных границ.
Читать PDF
362.26 кб

Некоторые особенности правопреемства в отношении государственной собственности бывшего Союза ССР

Корниенко Н. Ю.
Читать PDF
302.50 кб

Наследственное правопреемство по завещанию в период становления советского государства (декреты ВЦИК

Соленцова Инесса Валерьевна
В статье рассматриваются вопросы законодательного регулирования и правотворчества в области наследования в период становления Советского государства.
Читать PDF
404.11 кб

97. 03. 063. Ушаков Н. А. Правопреемство государств / Вост. Ин-т экономики, гуманит. Наук, упр. И пр

Алферова Е. В.
Читать PDF
137.41 кб

2007. 03. 035. СКРК М. Момент правопреемства государств. Skrk M. date of the succession of states //

Коданева С. И.

Похожие термины:

  • Правопреемство государства

    полный или частичный переход прав и обязанностей одного государства на другое вследствие возникновения или прекращения существования государства либо изменения его территории. Государство-пра
  • МОМЕНТ ПРАВОПРЕЕМСТВА ГОСУДАРСТВ

    дата смены государством-преемником государства-предшественника в несении ответственности за международные отношения применительно к территории, являющейся объектом правопреемства государств.
  • ПРАВОПРЕЕМСТВО ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАНИЦ

    переход прав и обязанностей относительно прохождения линии границы при правопреемстве государств. В соответствии с нормами международного права любые изменения юридического статуса сопредельн
  • ПРАВОПРЕЕМСТВО ПРИ ОТДЕЛЕНИИ ГОСУДАРСТВА

    имеет место, когда часть или части территории государства отделяются и образуют одно или несколько государств независимо от того, продолжает ли существовать государство-предшественник. При этом
  • ПРАВОПРЕЕМСТВО ПРИ ОБЪЕДИНЕНИИ ГОСУДАРСТВ

    имеет место, когда два или несколько государств объединяются и тем самым образуют одно государство-преемник. Любой договор, находившийся в силе в момент правопреемства государств в отношении люб
  • ПРАВОПРЕЕМСТВО ПРИ ОТДЕЛЕНИИ (СЕЦЕССИИ) ГОСУДАРСТВА

    имеет место, когда часть или части территории государства отделяются и образуют одно или несколько государств, независимо от того, продолжает ли существовать государство-предшественник. При этом
  • ПРАВОПРЕЕМСТВО ПРИ ОБРАЗОВАНИИ НОВЫХ НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

    обладает определенной спецификой. Находясь долгие годы под колониальным господством, зависимые территории не участвовали в заключении международных соглашений. Венская конвенция о правопреемс
  • ПРАВОПРЕЕМСТВО ПРИ ОБРАЗОВАНИИ ГОСУДАРСТВА В РЕЗУЛЬТАТЕ РАЗДЕЛЕНИЯ

    переход прав и обязанностей по международному договору от государства-предшественника. Если после отделения любой части территории государства это государство продолжает существовать, то любой