ШКОЛА КАНОНИЧЕСКОГО ПРАВА

Найдено 1 определение
ШКОЛА КАНОНИЧЕСКОГО ПРАВА
от г р е ч . капоп - норма, правило) — создана средневековыми комментаторами и исследователями канонического права. Потребность в консолидации, упорядочении и осмыслении предписаний, регламентировавших структуру и функции церкви, взаимоотношения клира и паствы, статус ее имуществ, отношения со светской властью и др., появилась с возникновением этой религиозной организации. К началу 6 в. монах Дионисий Экзигий составил по хронологическому принципу собрание решений синода и папских декреталий, которое получило широкое распространение и стало основой всех более поздних собраний подобного рода. Рост нормативного материала, образующего корпус канонического права, вызвал необходимость отбирать действующие нормы, исключать устаревшие, обнаруживать и устранять несогласованность отдельных его частей. Эту задачу пытался решить крупнейший в западноевропейском средневековье представитель школы канонического права, монах и учитель теологии из Болоньи Грациан (конец 9 в. — ок. 1160). Схоластическим методом он создал труд «Гармония содержащихся в каноническом праве противоречий», вошедший в историю как «Кодекс Грациана». Грациан стремился придать своему труду также доктринальный и дидактический характер; он снабдил его собственными пояснениями и толкованиями. Обычно с «Кодексом Грациана» связывают зарождение самой школы канонического права, канонистики в качестве специальной отрасли знания, занимавшейся изучением канонического права. С конца 12 в. наряду с римским правом каноническое право преподавалось в западноевропейских университетах (Болонья, Падуя, Париж, Орлеан, Кентербери, Оксфорд и др.). Тогда же появилась ученая степень — доктор обоих прав, т.е. светского (римского) и канонического права. Усилия канонистов концентрировались главным образом в трех направлениях: объяснение памятника права в форме помещавшихся прямо в тексте того же памятника (на полях или между строк) записей-комментариев (глосс) или дополнения текста; устранение либо сглаживание противоречий, которые имелись практически во всех текстах; наконец, выработка общих принципов и понятий доктрины канонического права. К числу последних относится, в частности, определение церковного обычая как такого правила, которое необходимо и применяется не менее 40 лет сообразно божественному праву, здравому смыслу и церковным порядкам. Под влиянием христианской идеи о волевой основе всего нравственного в доктрине канонического права было сформулировано положение об обязывающей силе, свойственной воле, а потому — об обязательности всякого соглашения. Расцвет деятельности канонистов совпал с периодом наибольшего могущества средневековой римско- католической церкви. На рубеже 12—13 вв. приобрели известность ученики Грациана — Паукапалеа, Омни- бонес, Руфинус. В 13 в. Вильгельм Дурантис подготовил энциклопедию юридической учености «Правовое зерцало». Проблемы канонического права в 14 в. разрабатывали Бальдус де Ибальдис, Иоганн Имола, Николай де Тудешис и др. Кодифицированная в концу 15 в. совокупность норм канонического права стала именоваться «Свод канонического права». С этой кодификацией развитие канонического права фактически завершается. Как итог отмечается, что канонисты по-своему преуспели в рационалистической обработке позитивного церковного права римско-католической церкви, в постановке и рассмотрении философско-правовой проблематики права их заслуги гораздо скромнее.

Источник: Юридическая энциклопедия

Реклама