СИСТЕМА ПРАВА

Найдено 17 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Система права
внутреннее строение (структура) права, отражающее объединение и дифференциацию юридических норм.

Источник: Теория государства и права. Словарь терминов.

Система права
внутренняя структура права, состоящая из взаимосогласованных норм, институтов, подотраслей, отраслей права.

Источник: Основы права и обеспечения правовой деятельности преподавателя.

Система права
представляет собой логически взаимосвязанную внутреннюю структуру права, определяемую предметом и методом правового регулирования общественных отношений.

Источник: Энциклопедия правовой мысли. 2018.

Система права
обусловленное характером общественных отношений внутреннее строение права, выраженное в дифференциации юридических норм и их объединении в институты, подотрасли, отрасли права.

Источник: Теория государств и права в схемах и определениях.

СИСТЕМА ПРАВА
строение национального права, заключающееся в разделении единых (по назначению в обществе) внутренне согласованных норм на определенные части, называемые отраслями и институтами права. Отрасли права делятся на институты. Напр., такая отрасль, как гражданское право, делится на институты права собственности, обязательственного права, авторского права, права наследования и др.

Источник: Большой юридический словарь

СИСТЕМА ПРАВА
строение национального права, заключающееся в разделении единых по назначению и внутренне согласованных норм в соответствии с предметом и методом правового регулирования на определенные части, именуемые отраслями и институтами права. Например, гражданское право является отраслью права и включает в себя ряд институтов права: собственности, обязательственного права, авторского права, права наследования и др.

Источник: Юридический словарь современного гражданского права. Беларусь. 2009

Система права
объективно существующее строение права, складывающееся адекватно развитию системы общественных отношений, нуждающихся в правовом регулировании. Система права характеризуется особой структурой, единством, объединением ее компонентов - отраслей, институтов, норм; целостностью; общим социальным назначением, специфическими функциями. От системы права следует отличать систему законодательства. Они соотносятся как содержание и форма. В основе системообразования права лежат такие критерии, как предмет и метод правового регулирования общественных отношений.

Источник: Теория государства и права в схемах и определениях

Система права
объективное, обусловленное системой общественных отношений внутреннее строение национального права, заключающееся в разделении единых по своей социальной сущности и назначению в общественной жизни внутренне согласованных норм на определенные части, называемые отраслями права и институтами права. Система права носит объективный характер, обусловленный реально существующей системой общественных отношений. Объективность существования системы права подтверждается тем обстоятельством, что в современных цивилизованных государствах существуют однородные отрасли права (конституционное, гражданское, семейное, уголовное и др.).

Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.

СИСТЕМА ПРАВА
англ. legal system) – объективно существующее строение права, заключающееся в разделении внутренне согласованных норм на отрасли и институты. Основания деления права на отрасли и институты – предмет правового регулирования и метод правового регулирования.
С.п. носит объективный характер, обусловленный реально существующей системой общественных отношений. Система современного права РФ складывается из следующих отраслей: конституционное (государственное) право, административное право, финансовое право, гражданское право, семейное право, трудовое право, природоресурсовое право, гражданское процессуальное право, уголовно-исполнительное право.

Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению

СИСТЕМА ПРАВА
строение национального права, заключающееся в разделении единых по назначению в обществе внутренне согласованных норм на определенные части, называемые отраслями и институтами права. С.п. охватывает все правовые нормы, действующие в государстве в их единстве и согласованности и представляет собой сложный многоуровневый комплекс, состоящий из норм права, правовых институтов и отраслей права. Примерами отраслей права являются конституционное право, административное право, международное право и др. Отрасли права делятся на институты права. Примерами институтов права являются институты гражданства, права собственности, обязательственного права, авторского права, права наследования и др. С.п. как философское понятие-это некоторое целостное образование, состоящее из частей (элементов), взаимосвязанных и взаимодействующих между собой.

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

Система права
это внутренняя структура права, состоящая из взаимосогласованных норм, субинститутов, институтов, подотраслей и отраслей права.
Черты системы права:
1) ее первичным элементом выступают нормы права, которые объединяются в более крупные образования - субинституты, институты, подотрасли, отрасли.
Субинститут права - это упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих конкретную разновидность общественных отношений, находящихся в рамках определенного института права.
Институт права - это упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определенный вид (группу) общественных отношений.
Система однородных институтов определенной отрасли права образует подотрасль права.
Отрасль права - это упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определенный род (сферу) общественных отношений. Это наиболее крупное подразделение системы права.
Кроме отраслей в структуре права юридические нормы можно подразделить на две большие группы: на частное и публичное право. Частное право - это упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц. Публичное право образуют нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления;
2) элементы системы права непротиворечивы, внутренне согласованы, взаимоувязаны, что придает ей целостность и единство;
3) обусловлена социально-экономическими, политическими, национальными, религиозными, культурными, историческими факторами;
4) имеет объективный характер, ибо зависит от объективно существующих общественных отношений и не может создаваться по чисто субъективному усмотрению людей.

Источник: Большой юридический словарь

СИСТЕМА ПРАВА
объективно обусловленное системой регулируемых общественных отношений внутреннее строение совокупности действующих в национальной правовой системе взаимосвязанных и внутренне согласованных правовых норм (внутренняя дЬорма права), структурно выраженное объединением норм в правовые институты и отрасли (подотрасли) права. Отрасль — наиболее крупное структурное подразделение С.п., включающее совокупность правовых норм, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений (см. также Отрасль права). Отрасль обычно делится на правовые институты — обособленные группы юридических норм, регулирующих качественно однородные отношения. Например, гражданское право складывается из таких институтов, как обязательственное право, авторское право, наследственное право и т.д. (см. также Институт правовой). Отраслевая структура С.п. вктючает пять фундаментальных отраслей права: частное (гражданское) право (регулирует отношения между частными лицами) и публичное (регулирует отношения, в которых хотя бы одной из сторон выступают государственные органы); конституционное, уголовное, административное, процессуальное (уголовно-процессуальное, гражданское процессуальное). В процессе исторического развития правовых систем подотрасли основных отраслей — гражданского, административного и процессуального — приобретают самостоятельное значение и выделяются законодателем путем систематизации в новые отрасли правового законодательства. Так, из гражданского права выделяется семейное, из административного — финансовое, уголовно-исполнительное и др. На основе систематизации норм, относящихся к различным основным отраслям права (гражданскому и административному), законодатель создает комплексные отрасли права, регулирующие новые качественно однородные группы общественных отношений. Так возникают земельное (природо- ресурсное), экологическое, предпринимательское, аграрное право. Особое место занимает трудовое право, которое должно стоять в ряду основных отраслей, ибо без него невозможно формирование индустриального общества. В 19 в. трудовые отношения регулировались гражданским правом, как разновидность отношений найма. Трудовое право прежде всего устанавливает права наемных работников, что возможно только в индустриально развитом обществе. В.А. Четвернин

Источник: Юридическая энциклопедия

СИСТЕМА ПРАВА
Система права – множество структурных элементов права, находящихся во взаимосвязи и образующие определенную целостность, иерархическую структуру.
Система права характеризуется такими признаками:
1) непротиворечивость, внутренняя согласованность, взаимоувязанность элементов системы, что придает системе целостность и единство, и в тоже время различны в соответствии с особенностями регулируемых общественных отношений;
2) обусловленность социально-экономическими, политическими, национальными, религиозными, культурными, историческими факторами;
3) объективный характер, т.к. зависит от объективно существующих общественных отношений и не может создаваться по чисто субъективному усмотрению людей.
Структурными элементами системы права являются:
1) отрасль права (упорядоченная совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную область (сферу) общественных отношений). Условия выделения самостоятельной отрасли права:
- своеобразие тех или иных отношений;
- их количество;
- невозможность регулирования соответствующих отношений с помощью норм других отраслей;
- применение особого метода регулирования;
2) подотрасль права (система однородных институтов определенной отрасли права, характеризующаяся своей спецификой и определенной родовой обособленностью). Выделение подотраслей обусловлено тем, что хотя все отрасли права взаимосвязаны и проникнуты органическим единством, они не равнозначны по своему значению, объему, роли в процессе воздействия на общественные отношения;
3) институт права (упорядоченная совокупность правовых норм, регулирующих определенный вид (группу) общественных отношений). Правовые институты направлены на регулирование отдельных сторон общественной жизни. Институт, являясь составной частью отрасли, существует и функционирует в ее пределах. Они обладают относительной автономией, так как касаются в известной мере самостоятельных вопросов. Виды правовых институтов:
- в зависимости от внешнего закрепления:
- в виде структурной части нормативного правового акта;
- в виде отдельного нормативного правового акта;
- в виде нескольких нормативных правовых актов;
- в зависимости от отрасли права:
- публичные и частные;
- материальные и процессуальные;
- в зависимости от принадлежности к нескольким отраслям:
- отраслевые и межотраслевые;
- в зависимости от наличия субинститутов:
- простые и сложные;
- в зависимости от функции:
- регулятивные, охранительные и учредительные;
4) субинститут (упорядоченный набор взаимосвязанных правовых норм, регулирующих конкретную разновидность общественных отношений, находящихся в рамках определенного института права).
5) норма права (исходящее от государства общеобязательное правило поведения властного характера);
Помимо указанных элементов в структуре права юридические нормы можно разделить на следующие группы:
- частное право – это упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц;
- публичное право – образуют нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления;
- материальное право – совокупность норм, регулирующих складывающиеся между людьми и их объединениями отношения;
- процессуальное право – составляют нормы, определяющие порядок разрешения споров, конфликтов, расследования и судебного рассмотрения правонарушений, т.е. регламентируют чисто процедурные или организационные вопросы.

Источник: Юридическая техника. Словарь-справочник.

СИСТЕМА ПРАВА
действующее право (см.) какой-либо одной страны, рассматриваемое в его внутреннем расчленении на отдельные отрасли и в единстве этих отраслей. Таким образом, говоря о С. п., имеют в виду соединение действующих норм права в отдельные отрасли права, отграничение этих отраслей права друг от друга и объединение их в одно целое. Право, как совокупность установленных либо санкционированных и охраняемых государством правил поведения (норм), выражающих волю господствующего класса, является не механическим объединением разнородных норм, а определенным единством в смысле общей классовой природы этих норм, единой материальной основы их, общности ведущих принципов и конечной цели всех этих норм, взятых вместе. В то же время в силу разнообразия характера отношений, регулируемых правом, последнее распадается на ряд отраслей, обладающих своей спецификой, причем в силу указанного выше единства все эти отрасли права находятся друг с другом в самой тесной органической связи. В С. п. находят свое выражение взаимосвязь норм права, их единство, а равно дифференцироваиность данного права, деление его на различные отрасли. В пределах одной и той же общественно-экономической формации С. п. различных стран в основном и главном одинакова. Это позволяет говорить о С. п. не только какой-либо одной страны, но и о С. п. определенного исторического типа во всех соответствующих странах (напр., система буржуазного права).
С. п. не следует смешивать с внешним расположением правовых норм в кодексах, сводах законов и т. п. С. п. имеется в любом праве, как бы ни были разрозненны его источники, как бы хаотично-ни выглядела вся совокупность норм той или иной страны, той или иной эпохи в силу отсутствия кодифицированности их, партикуляризма, большой роли обычного права или же судебного прецедента и т. д.
С. п. – это внутреннее свойство всякого действующего права, имеющее место независимо от степени его кодифицированности. Внутренняя взаимосвязь и согласованность норм права, как и само право, всегда обусловлена в конечном счете базисом данного общества.
Различия между базисами рабовладельческого,, феодального и капиталистического общества обусловили и соответствующие различия систем рабовладельческого, феодального и буржуазного права. В то же время то общее, что имеет место между всеми этими базисами как разновидностями экономической основы эксплуататорского строя, основывающегося на частной собственности на средства производства, обусловило и то обстоятельство, что в системах рабовладельческого, феодального и буржуазного права имеется много общего. Так, деление права на публичное и частное, зародившееся и укрепившееся еще в рабовладельческом обществе в силу развитой там частной собственности, было известно феодальному праву (см.), свойственно и праву буржуазного общества (см. Буржуазное право).
Частное право развивается в капиталистических странах вместе с развитием частной собственности. Если к частному праву буржуазные юристы относят нормы права, обеспечивающие частные интересы отдельных собственников, то публичное право, согласна буржуазной юриспруденции, охватывает нормы, регулирующие строение и деятельность государственных органов и их взаимоотношения с гражданами, возникающие на почве общегосударственных интересов, т. е. интересов всего класса капиталистов в целом.
Принципиальные отличия социалистического базиса от всех эксплуататорских базисов проявляются и в принципиальных отличиях системы социалистического права (см.) от С. п. любого эксплуататорского общества.
Изучение С. п. имеет большое значение как для научного познания каждого действующего права, так и для практической деятельности в области законодательства и применения норм права.

Источник: Советский юридический словарь

СИСТЕМА ПРАВА
объективное, обусловленное системой общественных отношений внутреннее строение национального права, заключающееся в разделении единой по своей социальной сущности и назначению в общественной жизни, внутренне согласованной совокупности норм права на определенные части, называемые отраслями права и институтами права.
Основания деления права на отрасли и институты - предмет правового регулирования и метод правового регулирования.
С.п. носит объективный характер, обусловленный реально существующей системой общественных отношений. Это подтверждается тем обстоятельством, что в современных цивилизованных государствах существуют однородные отрасли права (конституционное, гражданское, семейное, уголовное и др.). При проведении тех или иных законодательных преобразований С.п. сохраняет устойчивость, стабильность. Правовые реформы обычно осуществляются в рамках общей схемы строения права, существующей объективно и неподвластной законодателю. Будучи устойчивой к изменениям законодательства. С.п. служит основой для преемственности правовой формы, сохраняя для новых поколений выработанные многовековой практикой элементы общих компонентов права: нормы, институты, отрасли. Чем больше между собой согласованы элементы С.п., тем эффективнее проявляется социальная отдача права.
Научно обоснованная и правильно сформированная С.п. оказывает прямое и непосредственное влияние на все сферы юридической деятельности. Принимая новый нормативный акт, правотворческий орган обязан "вписать" его в общую С.п., стараться не нарушать ее целостность и согласованность. Внутреннее деление права на части дает законодателю информацию о пробелах в законодательстве, противоречиях и несогласованностях между нормами и другими компонентами права. Системное построение права позволяет полно и всесторонне истолковывать и правильно применять его нормы, эффективно осуществлять работы по систематизации законодательства, по приведению его в упорядоченную и согласованную систему, создавать автоматизированные системы правовой информации с использованием компьютерной технологии.
Понятие "С.п." следует отличать от понятия "правовая система", которое значительно шире по объему и включает в себя как законодательство, представляющее собой определенную органическую систему, так и иные явления юридической действительности: правовую практику и общественное правосознание, т.е. практически весь спектр существующих юридических явлений.
Широко известно провозглашенное еще в римском праве деление права на две отрасли - публичное право и частное право. До недавнего времени в нашей стране юридическая наука и практика отрицательно относились к теории такого деления. Ныне в условиях развития институтов рыночной экономики, обеспечения равноправного существования разных форм собственности, включая и частную, идеи этой теории возрождаются, она активно используется в законодательной и правоприменительной деятельности РФ.
Система современного права РФ складывается из следующих отраслей: конституционное (государственное) право, административное право, финансовое право, гражданское право, семейное право, трудовое право, природоресурсное право, уголовное право, уголовно-процессуальное право, гражданское процессуальное право, уголовно-исполнительное право. Особое место занимают международное публичное право (см. Международное право), регулирующее отношения между государствами и устанавливающее статус международных организаций, и международное частное право, определяющее нормы гражданско-правовых взаимоотношений с участием иностранных физических и юридических лиц, а также по поводу имущества, находящегося за границей.
Право как систему норм можно разделять на составные части и по другим основаниям. Так, в системе действующего права можно выделить три составные части: конституционное право как основополагающее звено права, материальное право и процессуальное право.

Источник: Энциклопедия юриста

СИСТЕМА ПРАВА
внутренняя структура права, состоящая из взаимосогласованных норм, субинститутов, институтов, подотраслей и отраслей права. Черты системы права: - ее первичным элементом выступают нормы права, которые объединяются в более крупные образования — субинституты, институты, подотрасли, отрасли. Субинститут права — это упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих конкретную разновидность общественных отношений, находящихся в рамках определенного института права. Институт права — это упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определенный вид (группу) общественных отношений. Система однородных институтов определенной отрасли права образует подотрасль права. Отрасль права — это упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определенный род (сферу) общественных отношений. Это наиболее крупное подразделение системы права. Кроме отраслей, в структуре права юридические нормы можно подразделить на две большие группы: на частное и публичное право. Частное право — это упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц. Публичное право образуют нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления; - элементы системы права непротиворечивы, внутренне согласованы, взаимоувязаны, что придает ей целостность и единство; - она обусловлена социально-экономическими, политическими, национальными, религиозными, культурными, историческими факторами; - система права имеет объективный характер, ибо зависит от объективно существующих общественных отношений и не может создаваться по чисто субъективному усмотрению людей. Систематизация законодательства — это упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему в целях обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им, устранения устаревших и неэффективных норм права, разрешения юридических конфликтов, ликвидации пробелов. Выделяют следующие виды систематизации:
1) инкорпорация — форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение. Принципы инкорпорации: хронологический (по времени их принятия); тематический (по определенной тематике) и др. Она подразделяется на официальную (Собрание законодательства РФ) и неофициальную (сборники нормативных материалов по отраслям права, издаваемых в учебных целях, для просвещения населения и т.п.). На неофициальные инкорпоративные материалы нельзя ссылаться в процессе рассмотрения юридических дел;
2) консолидация — форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение. Здесь нормативные акты объединяются по признаку их относимости к одному виду деятельности (охрана природы, образование и т.п.). Особенность консолидации состоит в том, что она является «компромиссной» систематизацией, сочетающей в себе черты инкорпорации и кодификации. Консолидация используется зачастую как промежуточный этап, когда отсутствует возможность кодификации;
3) кодификация — форма систематизации путем объединения нормативных актов в единый, логически цельный акт с изменением их содержания. В процессе кодификации устраняются устаревший правовой материал, противоречия в нормах, создаются новые правила поведения, обеспечивается их согласованность, логичность. Кодификация — способ правотворчества, наиболее сложный и трудоемкий вид систематизации; ею имеют право заниматься только специальные органы. В ее итоге появляется новый нормативный акт — кодекс, который выступает основным среди всех иных актов, действующих в данной сфере. Кодификация законодательства может быть всеобщей (переработке подвергается значительная часть законодательства); отраслевой (перерабатываются нормы определенной сферы законодательства); специальной (перерабатываются нормы какого-либо правового института).

Источник: Электоральная правовая политика современной России. Словарь-справочник. — Москва. Проспект. 2018.

СИСТЕМА ПРАВА
внутреннее строение, определенный порядок организации и расположения составляющих ее частей, обусловленный характером существующих в обществе отношений. С. п. выступает как внутренняя форма права, отражающая реально существующие в той или иной стране общественные отношения. Все составляющие ее нормы находятся между собой в такой же по своему характеру взаимосвязанности, как и все регулируемые ими общественные отношения.
Системность является неотъемлемым свойством любого типа права. Наличие ее указывает на то, что право является не случайным набором разрозненных юридических норм, а целостным устойчивым образованием. В основе этой целостности и единства лежат многочисленные объективные и субъективные факторы. В повседневной жизни они постоянно переплетаются и взаимно дополняют друг друга.
К объективным факторам, способствующим формированию целостности и единства С. п., следует отнести те материальные, социальные и иные условия жизни общества, которые обусловливают не только процесс ее возникновения и существования, но и объективную необходимость ее слаженного и эффективного функционирования. Законодатель стремится к созданию и развитию такой С. п., которая отличалась бы монолитностью и органическим единством или, по крайней мере, элементарной слаженностью и непротиворечивостью составляющих ее частей. Это - субъективный фактор, ибо от того, как создана и внутренне организована С. п., зависят ее социально-политическая, юридическая и даже идеологическая значимость и эффективность.
С. п. следует рассматривать под углом зрения характера взаимосвязей и взаимодействия составляющих ее элементов, уровня целостности правовой материи, особенностей формирующей ее и постоянно воздействующей на нее экономической, социальной, политической и иной среды.
В реальной жизни С. п. существует и функционирует как весьма сложный многоуровневый комплекс, структурными элементами которого являются отрасли права, правовые институты и нормы права.
Нормы права являются первичными элементами С. п. Они представляют собой общеобязательные правила поведения, санкционированные государством. С помощью норм права регулируются не все, а лишь наиболее важные для жизнедеятельности всего общества и отдельных граждан отношения.
Следующий уровень системы - институты права. Это - относительно обособленные группы взаимосвязанных между собой юридических норм, регулирующих определенные разновидности однородных общественных отношений. Каждым институтом права в зависимости от вида и особенностей опосредуемых им отношений охватываются отдельные, качественно определенные, относительно самостоятельные и автономные совокупности правовых норм.
Институты права существуют и функционируют в пределах отдельных отраслей права. Вместе с составляющими их нормами они формируют структуру каждой отрасли права. Например, конституционное право состоит из таких институтов, как институт гражданства, институтов, определяющих место и роль отдельных государственных органов в общей системе государственных органов, институтов, устанавливающих порядок формирования и деятельности политических партий, общественных организаций и движений, и др. Гражданское право включает в себя множество институтов, касающихся обязательственных прав граждан, купли-продажи, контрактации, порядка поставки товаров, аренды, проката, найма, займа, перевозки, страхования, хранения товаров, дарения и пр. В трудовом праве существуют институты, касающиеся заключения и осуществления трудовых договоров, начисления и выплаты заработной платы, соблюдения трудовой дисциплины, оформления и ухода на пенсию, и др.
Наряду с институтами, действующими в пределах отдельных отраслей права, существуют немногочисленные правовые институты, вбирающие в себя нормы нескольких отраслей права. В научной и учебной юридической литературе их называют смешанными институтами.
К таковым относится, например, институт дисциплинарной ответственности. Данный институт, согласно всем свойственным ему признакам, является институтом трудового права. Администрация предприятия или учреждения вправе применить к виновным дисциплинарные взыскания. Однако если дисциплинарные взыскания оспариваются в судебном порядке, то рассмотрение трудовых споров осуществляется уже в рамках другой отрасли - гражданского процессуального права.
Отрасли права как самые крупные составляющие части С. п. - совокупность относительно обособленных, автономных юридических норм, регулирующих определенную область (сферу) общественных отношений. Так, совокупность норм права, опос-редующих трудовые отношения, образует отрасль трудового права; система норм права, опосредующих финансовые отношения, формирует отрасль финансового права; нормы права, закрепляющие и регулирующие земельные отношения, создают отрасль земельного права и т. д. В зависимости от значимости регулируемых общественных отношений для жизнедеятельности государства, общества и отдельных граждан все отрасли права занимают в С. п. определенное положение. Ведущую роль занимает конституционное (государственное) право. В С. п. выделяют также административное, финансовое, гражданское, земельное, трудовое, семейное, уголовное, уголовно-процессуальное и другие отрасли права.
Особое место среди отраслей и институтов права занимает международное право. Оно не входит ни в одну национальную систему права, предметом его регулирования являются межгосударственные отношения.
С. п. не следует смешивать с другими, близкими, но не идентичными ей явлениями и понятиями - правовой системой и системой законодательства. Под правовой системой понимается правовая структура страны, правовая организация всего общества, складывающаяся из совокупности всех юридических средств, институтов и учреждений, функционирующих в его пределах. Система законодательства представляет собой совокупность существующих в том или ином государстве нормативно-правовых актов (законов, указов, статутов, декретов, постановлений правительства и др.), подразделяющуюся в соответствии с различными критериями на качественно определенные составные части. Система законодательства в значительной мере подвержена целенаправленному воздействию со стороны правотворческих органов: она не только создается, но и направляется ими. (М. М.)

Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
385.92 кб

Понятие системы права

Вопленко Николай Николаевич
В статье обосновывается объективный характер формирования системы права и ее отличие от системы законодательства. Раскрывается содержание системы права, состоящей из норм, институтов и отраслей права.
Читать PDF
20.93 мб

Когерентность системы права

Свирин Ю.А.
В представленной статье автор анализирует проходящие одновременно в системе права два противоположных процесса: дивергенции и конвергенции.
Читать PDF
283.68 кб

Принципы права и их система

Лавдаренко Людмила Ивановна, Рудых Светлана Николаевна
Статья посвящена проблеме определения понятия принципов права как одной из основополагающих категорий.
Читать PDF
136.63 кб

Система международного права

Кислицына Н. Ф.
В данной статье рассматривается вопрос о развитии системы международного права на современном этапе. При этом анализируются работы как современных известных ученых, так и представителей XIX века.
Читать PDF
351.46 кб

О системе французского права

Хидзев Алимбек Туземович, Тарба Шамиль Владимирович
Изложены основные элементы французского права. Затронуты элементы наднационального права и внутреннего законодательства Франции
Читать PDF
161.16 кб

Система информационного права

Коваленко Л. П.
Рассмотрены понятие, сущность системы информационного права. Предложен анализ информационно-правовых норм Общей и Особенной частей информационного права и несколько их классификаций по разным критериям.
Читать PDF
273.75 кб

Система закономерностей права

Петров А. В.
Обосновывается необходимость развития теории выявления системы закономерностей объекта. Оценивается состояние разработанности проблематики в теории права.
Читать PDF
155.42 кб

О системе канонического права

Вишневский Александр Александрович
В статье исследуются особенности системности в каноническом праве.
Читать PDF
309.29 кб

О системе форм налогового права

Ашмарина Елена Михайловна
В настоящей статье коротко рассмотрена система форм налогового права как совокупности двух элементов подсистемы международного налогового права и подсистемы национального налогового права.
Читать PDF
22.35 мб

Юридические науки в системе права

Соловьев Владислав Юрьевич, Белозеров Александр Борисович
Статья посвящена исследованию юриспруденции, структурно оформленной в виде комплекса законоведческих дисциплин, имеющих научный характер, практическую направленность и объединенных в рамках научно-философских представлений о праве
Читать PDF
255.82 кб

О системе административного права

Юсупов Виталий Андреевич
Читать PDF
298.52 кб

Система принципов авторского права

Бородин Сергей Сергеевич
Предпринята попытка рассмотреть систему принципов авторского права. Делается вывод о том, что сочетание интересов автора и общества достигается через системное взаимодействие нескольких принципов авторского права.
Читать PDF
383.58 кб

Система и принципы судебного права

Воронов Евгений Николаевич
Статья посвящена одной из актуальных и наиболее дискуссионных проблем современной российской юридической науки исследованию проблем построения судебного права.
Читать PDF
135.50 кб

Общие начала системы римского права

Иванов А. А.
Рассматриваются общие начала системы римского права, его отрасли, институты и нормы. Отмечается своеобразие и многогранность отдельных элементов системы римского права.
Читать PDF
293.69 кб

О системе принципов трудового права

Аленина Ирина Викторовна
Анализируется существующая система принципов трудового права. Предлагается классификация принципов трудового права, раскрывается содержание некоторых из них.

Найдено книг по теме — 17

Похожие термины:

  • СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРАВА

    деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование правовых норм. К систематизации относятся учет, кодификация, инкорпорация, и консолидация. Учет как разновидность систематизации п
  • СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

    совокупность взаимосвязанных отраслей международного права, имеющих свои принципы и подразделяющихся на институты и подотрасли, состоящие из действующих норм международного права. Эти нормы ка
  • Система муниципального права

    представляет внутреннюю его организацию, которая складывается объективно как отражение существующих и развивающихся муниципально-правовых отношений. Система показывает, из каких элементов сос
  • Система информационного права

    включает в себя четыре раздела: а) общие положения; б) государственное регулирование информационной сферы (правовые режимы информационных ресурсов, порядок создания и применения информационных т
  • Система пенитенциарного права

    внутреннее строение, характеризующееся согласованностью, взаимообусловленностью и взаимодействием правовых норм, объединенных по предмету правового регулирования в обособленную нормативную г
  • Континентальная система права

    сформировалась во Франции в конце XVIII – начале XIX вв. в результате революции 1789-1794 гг. Характеризуется следующими признаками: 1) основными источниками права являются статуты; 2) имеет развитую кодиф
  • СИСТЕМА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

    его структура, строение. С.а.п. исходя из сущности и специфики государственного управления, его многоотраслевого характера делится на две части, каждая из которых включает несколько административ
  • Системное толкование норм права

    способ уяснения и разъяснения нормы права, при котором устанавливается ее место в системе права и определяются функциональные и другие связи толкуемой нормы с другими нормами, регулирующими разл
  • СИСТЕМА СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ПРАВА

    новая, высшая система права (см.), принципиально отличная от системы права любого эксплуататорского общества, отражающая особенности социалистического базиса и обусловленные им идеологические о
  • Дарение в системе римского права

    дарение не представляет собой самостоятельной юридической сделки, а является положительным результатом, к которому стремится тот, кто самопроизвольно уменьшает свое имущество в пользу другого
  • СИСТЕМА НАУКИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

    совокупность взаимосвязанных научных взглядов и представлений о происхождении и развитии, сущности, источниках, объектах, субъектах, основных принципах, отдельных отраслях, институтах, нормах и
  • Система гражданского процессуального права

    совокупность норм данной отрасли права и их подразделение на структурные части, в основном на институты. Система отрасли права характеризуется наличием определенных уровней. Система гражданског
  • СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

    (по различным классификационным основаниям) а) по масштабу действия: 1) группа административно-правовых норм, действующих в масштабе всей сферы реализации государственной исполнительной власти, в
  • Систематизация административно-процессуального права

    это группировка административно-процессуальных норм, регулирующих однородные общественные отношения, в самостоятельные правовые институты. В этой связи складывается следующая система админист