СИСТЕМА ПРАВА
Источник: Основы права и обеспечения правовой деятельности преподавателя.
Источник: Энциклопедия правовой мысли. 2018.
Источник: Теория государств и права в схемах и определениях.
Источник: Большой юридический словарь
Источник: Юридический словарь современного гражданского права. Беларусь. 2009
Источник: Теория государства и права в схемах и определениях
Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.
С.п. носит объективный характер, обусловленный реально существующей системой общественных отношений. Система современного права РФ складывается из следующих отраслей: конституционное (государственное) право, административное право, финансовое право, гражданское право, семейное право, трудовое право, природоресурсовое право, гражданское процессуальное право, уголовно-исполнительное право.
Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению
Источник: Экономика и право: словарь-справочник
Черты системы права:
1) ее первичным элементом выступают нормы права, которые объединяются в более крупные образования - субинституты, институты, подотрасли, отрасли.
Субинститут права - это упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих конкретную разновидность общественных отношений, находящихся в рамках определенного института права.
Институт права - это упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определенный вид (группу) общественных отношений.
Система однородных институтов определенной отрасли права образует подотрасль права.
Отрасль права - это упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определенный род (сферу) общественных отношений. Это наиболее крупное подразделение системы права.
Кроме отраслей в структуре права юридические нормы можно подразделить на две большие группы: на частное и публичное право. Частное право - это упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц. Публичное право образуют нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления;
2) элементы системы права непротиворечивы, внутренне согласованы, взаимоувязаны, что придает ей целостность и единство;
3) обусловлена социально-экономическими, политическими, национальными, религиозными, культурными, историческими факторами;
4) имеет объективный характер, ибо зависит от объективно существующих общественных отношений и не может создаваться по чисто субъективному усмотрению людей.
Источник: Большой юридический словарь
Источник: Юридическая энциклопедия
Система права характеризуется такими признаками:
1) непротиворечивость, внутренняя согласованность, взаимоувязанность элементов системы, что придает системе целостность и единство, и в тоже время различны в соответствии с особенностями регулируемых общественных отношений;
2) обусловленность социально-экономическими, политическими, национальными, религиозными, культурными, историческими факторами;
3) объективный характер, т.к. зависит от объективно существующих общественных отношений и не может создаваться по чисто субъективному усмотрению людей.
Структурными элементами системы права являются:
1) отрасль права (упорядоченная совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную область (сферу) общественных отношений). Условия выделения самостоятельной отрасли права:
- своеобразие тех или иных отношений;
- их количество;
- невозможность регулирования соответствующих отношений с помощью норм других отраслей;
- применение особого метода регулирования;
2) подотрасль права (система однородных институтов определенной отрасли права, характеризующаяся своей спецификой и определенной родовой обособленностью). Выделение подотраслей обусловлено тем, что хотя все отрасли права взаимосвязаны и проникнуты органическим единством, они не равнозначны по своему значению, объему, роли в процессе воздействия на общественные отношения;
3) институт права (упорядоченная совокупность правовых норм, регулирующих определенный вид (группу) общественных отношений). Правовые институты направлены на регулирование отдельных сторон общественной жизни. Институт, являясь составной частью отрасли, существует и функционирует в ее пределах. Они обладают относительной автономией, так как касаются в известной мере самостоятельных вопросов. Виды правовых институтов:
- в зависимости от внешнего закрепления:
- в виде структурной части нормативного правового акта;
- в виде отдельного нормативного правового акта;
- в виде нескольких нормативных правовых актов;
- в зависимости от отрасли права:
- публичные и частные;
- материальные и процессуальные;
- в зависимости от принадлежности к нескольким отраслям:
- отраслевые и межотраслевые;
- в зависимости от наличия субинститутов:
- простые и сложные;
- в зависимости от функции:
- регулятивные, охранительные и учредительные;
4) субинститут (упорядоченный набор взаимосвязанных правовых норм, регулирующих конкретную разновидность общественных отношений, находящихся в рамках определенного института права).
5) норма права (исходящее от государства общеобязательное правило поведения властного характера);
Помимо указанных элементов в структуре права юридические нормы можно разделить на следующие группы:
- частное право – это упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц;
- публичное право – образуют нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления;
- материальное право – совокупность норм, регулирующих складывающиеся между людьми и их объединениями отношения;
- процессуальное право – составляют нормы, определяющие порядок разрешения споров, конфликтов, расследования и судебного рассмотрения правонарушений, т.е. регламентируют чисто процедурные или организационные вопросы.
Источник: Юридическая техника. Словарь-справочник.
С. п. не следует смешивать с внешним расположением правовых норм в кодексах, сводах законов и т. п. С. п. имеется в любом праве, как бы ни были разрозненны его источники, как бы хаотично-ни выглядела вся совокупность норм той или иной страны, той или иной эпохи в силу отсутствия кодифицированности их, партикуляризма, большой роли обычного права или же судебного прецедента и т. д.
С. п. – это внутреннее свойство всякого действующего права, имеющее место независимо от степени его кодифицированности. Внутренняя взаимосвязь и согласованность норм права, как и само право, всегда обусловлена в конечном счете базисом данного общества.
Различия между базисами рабовладельческого,, феодального и капиталистического общества обусловили и соответствующие различия систем рабовладельческого, феодального и буржуазного права. В то же время то общее, что имеет место между всеми этими базисами как разновидностями экономической основы эксплуататорского строя, основывающегося на частной собственности на средства производства, обусловило и то обстоятельство, что в системах рабовладельческого, феодального и буржуазного права имеется много общего. Так, деление права на публичное и частное, зародившееся и укрепившееся еще в рабовладельческом обществе в силу развитой там частной собственности, было известно феодальному праву (см.), свойственно и праву буржуазного общества (см. Буржуазное право).
Частное право развивается в капиталистических странах вместе с развитием частной собственности. Если к частному праву буржуазные юристы относят нормы права, обеспечивающие частные интересы отдельных собственников, то публичное право, согласна буржуазной юриспруденции, охватывает нормы, регулирующие строение и деятельность государственных органов и их взаимоотношения с гражданами, возникающие на почве общегосударственных интересов, т. е. интересов всего класса капиталистов в целом.
Принципиальные отличия социалистического базиса от всех эксплуататорских базисов проявляются и в принципиальных отличиях системы социалистического права (см.) от С. п. любого эксплуататорского общества.
Изучение С. п. имеет большое значение как для научного познания каждого действующего права, так и для практической деятельности в области законодательства и применения норм права.
Источник: Советский юридический словарь
Основания деления права на отрасли и институты - предмет правового регулирования и метод правового регулирования.
С.п. носит объективный характер, обусловленный реально существующей системой общественных отношений. Это подтверждается тем обстоятельством, что в современных цивилизованных государствах существуют однородные отрасли права (конституционное, гражданское, семейное, уголовное и др.). При проведении тех или иных законодательных преобразований С.п. сохраняет устойчивость, стабильность. Правовые реформы обычно осуществляются в рамках общей схемы строения права, существующей объективно и неподвластной законодателю. Будучи устойчивой к изменениям законодательства. С.п. служит основой для преемственности правовой формы, сохраняя для новых поколений выработанные многовековой практикой элементы общих компонентов права: нормы, институты, отрасли. Чем больше между собой согласованы элементы С.п., тем эффективнее проявляется социальная отдача права.
Научно обоснованная и правильно сформированная С.п. оказывает прямое и непосредственное влияние на все сферы юридической деятельности. Принимая новый нормативный акт, правотворческий орган обязан "вписать" его в общую С.п., стараться не нарушать ее целостность и согласованность. Внутреннее деление права на части дает законодателю информацию о пробелах в законодательстве, противоречиях и несогласованностях между нормами и другими компонентами права. Системное построение права позволяет полно и всесторонне истолковывать и правильно применять его нормы, эффективно осуществлять работы по систематизации законодательства, по приведению его в упорядоченную и согласованную систему, создавать автоматизированные системы правовой информации с использованием компьютерной технологии.
Понятие "С.п." следует отличать от понятия "правовая система", которое значительно шире по объему и включает в себя как законодательство, представляющее собой определенную органическую систему, так и иные явления юридической действительности: правовую практику и общественное правосознание, т.е. практически весь спектр существующих юридических явлений.
Широко известно провозглашенное еще в римском праве деление права на две отрасли - публичное право и частное право. До недавнего времени в нашей стране юридическая наука и практика отрицательно относились к теории такого деления. Ныне в условиях развития институтов рыночной экономики, обеспечения равноправного существования разных форм собственности, включая и частную, идеи этой теории возрождаются, она активно используется в законодательной и правоприменительной деятельности РФ.
Система современного права РФ складывается из следующих отраслей: конституционное (государственное) право, административное право, финансовое право, гражданское право, семейное право, трудовое право, природоресурсное право, уголовное право, уголовно-процессуальное право, гражданское процессуальное право, уголовно-исполнительное право. Особое место занимают международное публичное право (см. Международное право), регулирующее отношения между государствами и устанавливающее статус международных организаций, и международное частное право, определяющее нормы гражданско-правовых взаимоотношений с участием иностранных физических и юридических лиц, а также по поводу имущества, находящегося за границей.
Право как систему норм можно разделять на составные части и по другим основаниям. Так, в системе действующего права можно выделить три составные части: конституционное право как основополагающее звено права, материальное право и процессуальное право.
Источник: Энциклопедия юриста
1) инкорпорация — форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение. Принципы инкорпорации: хронологический (по времени их принятия); тематический (по определенной тематике) и др. Она подразделяется на официальную (Собрание законодательства РФ) и неофициальную (сборники нормативных материалов по отраслям права, издаваемых в учебных целях, для просвещения населения и т.п.). На неофициальные инкорпоративные материалы нельзя ссылаться в процессе рассмотрения юридических дел;
2) консолидация — форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение. Здесь нормативные акты объединяются по признаку их относимости к одному виду деятельности (охрана природы, образование и т.п.). Особенность консолидации состоит в том, что она является «компромиссной» систематизацией, сочетающей в себе черты инкорпорации и кодификации. Консолидация используется зачастую как промежуточный этап, когда отсутствует возможность кодификации;
3) кодификация — форма систематизации путем объединения нормативных актов в единый, логически цельный акт с изменением их содержания. В процессе кодификации устраняются устаревший правовой материал, противоречия в нормах, создаются новые правила поведения, обеспечивается их согласованность, логичность. Кодификация — способ правотворчества, наиболее сложный и трудоемкий вид систематизации; ею имеют право заниматься только специальные органы. В ее итоге появляется новый нормативный акт — кодекс, который выступает основным среди всех иных актов, действующих в данной сфере. Кодификация законодательства может быть всеобщей (переработке подвергается значительная часть законодательства); отраслевой (перерабатываются нормы определенной сферы законодательства); специальной (перерабатываются нормы какого-либо правового института).
Источник: Электоральная правовая политика современной России. Словарь-справочник. — Москва. Проспект. 2018.
Системность является неотъемлемым свойством любого типа права. Наличие ее указывает на то, что право является не случайным набором разрозненных юридических норм, а целостным устойчивым образованием. В основе этой целостности и единства лежат многочисленные объективные и субъективные факторы. В повседневной жизни они постоянно переплетаются и взаимно дополняют друг друга.
К объективным факторам, способствующим формированию целостности и единства С. п., следует отнести те материальные, социальные и иные условия жизни общества, которые обусловливают не только процесс ее возникновения и существования, но и объективную необходимость ее слаженного и эффективного функционирования. Законодатель стремится к созданию и развитию такой С. п., которая отличалась бы монолитностью и органическим единством или, по крайней мере, элементарной слаженностью и непротиворечивостью составляющих ее частей. Это - субъективный фактор, ибо от того, как создана и внутренне организована С. п., зависят ее социально-политическая, юридическая и даже идеологическая значимость и эффективность.
С. п. следует рассматривать под углом зрения характера взаимосвязей и взаимодействия составляющих ее элементов, уровня целостности правовой материи, особенностей формирующей ее и постоянно воздействующей на нее экономической, социальной, политической и иной среды.
В реальной жизни С. п. существует и функционирует как весьма сложный многоуровневый комплекс, структурными элементами которого являются отрасли права, правовые институты и нормы права.
Нормы права являются первичными элементами С. п. Они представляют собой общеобязательные правила поведения, санкционированные государством. С помощью норм права регулируются не все, а лишь наиболее важные для жизнедеятельности всего общества и отдельных граждан отношения.
Следующий уровень системы - институты права. Это - относительно обособленные группы взаимосвязанных между собой юридических норм, регулирующих определенные разновидности однородных общественных отношений. Каждым институтом права в зависимости от вида и особенностей опосредуемых им отношений охватываются отдельные, качественно определенные, относительно самостоятельные и автономные совокупности правовых норм.
Институты права существуют и функционируют в пределах отдельных отраслей права. Вместе с составляющими их нормами они формируют структуру каждой отрасли права. Например, конституционное право состоит из таких институтов, как институт гражданства, институтов, определяющих место и роль отдельных государственных органов в общей системе государственных органов, институтов, устанавливающих порядок формирования и деятельности политических партий, общественных организаций и движений, и др. Гражданское право включает в себя множество институтов, касающихся обязательственных прав граждан, купли-продажи, контрактации, порядка поставки товаров, аренды, проката, найма, займа, перевозки, страхования, хранения товаров, дарения и пр. В трудовом праве существуют институты, касающиеся заключения и осуществления трудовых договоров, начисления и выплаты заработной платы, соблюдения трудовой дисциплины, оформления и ухода на пенсию, и др.
Наряду с институтами, действующими в пределах отдельных отраслей права, существуют немногочисленные правовые институты, вбирающие в себя нормы нескольких отраслей права. В научной и учебной юридической литературе их называют смешанными институтами.
К таковым относится, например, институт дисциплинарной ответственности. Данный институт, согласно всем свойственным ему признакам, является институтом трудового права. Администрация предприятия или учреждения вправе применить к виновным дисциплинарные взыскания. Однако если дисциплинарные взыскания оспариваются в судебном порядке, то рассмотрение трудовых споров осуществляется уже в рамках другой отрасли - гражданского процессуального права.
Отрасли права как самые крупные составляющие части С. п. - совокупность относительно обособленных, автономных юридических норм, регулирующих определенную область (сферу) общественных отношений. Так, совокупность норм права, опос-редующих трудовые отношения, образует отрасль трудового права; система норм права, опосредующих финансовые отношения, формирует отрасль финансового права; нормы права, закрепляющие и регулирующие земельные отношения, создают отрасль земельного права и т. д. В зависимости от значимости регулируемых общественных отношений для жизнедеятельности государства, общества и отдельных граждан все отрасли права занимают в С. п. определенное положение. Ведущую роль занимает конституционное (государственное) право. В С. п. выделяют также административное, финансовое, гражданское, земельное, трудовое, семейное, уголовное, уголовно-процессуальное и другие отрасли права.
Особое место среди отраслей и институтов права занимает международное право. Оно не входит ни в одну национальную систему права, предметом его регулирования являются межгосударственные отношения.
С. п. не следует смешивать с другими, близкими, но не идентичными ей явлениями и понятиями - правовой системой и системой законодательства. Под правовой системой понимается правовая структура страны, правовая организация всего общества, складывающаяся из совокупности всех юридических средств, институтов и учреждений, функционирующих в его пределах. Система законодательства представляет собой совокупность существующих в том или ином государстве нормативно-правовых актов (законов, указов, статутов, декретов, постановлений правительства и др.), подразделяющуюся в соответствии с различными критериями на качественно определенные составные части. Система законодательства в значительной мере подвержена целенаправленному воздействию со стороны правотворческих органов: она не только создается, но и направляется ими. (М. М.)