право следования лиц, транспортных средств и грузов одного государства через территорию (сухопутную, водную, воздушную) другого государства. П.т. предоставляется, как правило, на основе взаимности и в результате заключения двусторонних и многосторонних соглашений между заинтересованными государствами, в которых оговариваются условия, и регулируется конкретный порядок транзита. Современное международное право не содержит безусловной нормы о свободе транзита. Государство выдает разрешение на транзит через находящуюся под его суверенитетом территорию, руководствуясь национальными законами, правилами и постановлениями. Оно вправе отказать в транзите через свою территорию, не обосновывая такое решение какими-либо оправдательными причинами. Возможен, однако, свободный транзит внутриконтинентальных государств через территорию соседнего прибрежного государства. Такая норма существовала ранее в виде обычая и затем была кодифицирована, в частности в Конвенции о транзитной торговле внутриконтинентальных стран 1965 г. и в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Согласно этой норме, прибрежное государство не должно чинить препятствий соседнему внутриконтинентальному государству в осуществлении свободного транзита до морского побережья и от него. П.т. осуществляется т.ж. при полетах через воздушное пространство над территорией других государств, проходах и пролетах через международные проливы, осуществлении права мирного прохода через территориальные воды, а т.ж. при архипелажнам проходе по морским коридорам. См. т.ж. ПРАВО НА ДОСТУП К МОРЮ ВНУТРИКОНТИНЕНТАЛЬНЫХ СТРАН.
ТРАНЗИТА ПРАВО
ПРАВО ТРАНЗИТА
Источник: Экономика и право: словарь-справочник
ТРАНЗИТА ПРАВО
лат. transi-tus - переход, прохождение) - регулируемое двух- и многосторонними соглашениями государств, а также их национальными нормативными актами право на провоз (следование) через территорию договаривающихся сторон пассажиров, их багажа, грузов, почты и транспортных средств. Т.п. предполагает освобождение от взимания таможенных пошлин, налогов, а также от применения различного рода ограничений, именуемых мерами экономической политики. Важнейший элемент Т.п. - сохранение перемещаемых через таможенную границу объектов в неизменном состоянии с момента отправления до пункта выхода за пределы таможенной территории соответствующего государства. Данный правовой режим, применяемый к объектам правового регулирования и лицам любого юридического статуса, особенно характерен для лиц, пользующихся различными привилегиями и иммунитетами. Так, согласно Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. и Конвенции о специальных миссиях 1969 г. дипломатические агенты, консульские должностные лица и члены специальных миссий, следующие к месту своего назначения или возвращающиеся на свой пост, могут рассчитывать на предоставление им и членам их семей третьими государствами, через территорию которых будут проезжать транзитом, соответствующих таможенных льгот и преимуществ, предусмотренных названными международными договорами. Аналогичные таможенные льготы предусмотрены для указанных категорий лиц ст. 210 ТК.
Согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. государства, не имеющие морского побережья, наделены Т.п. на доступ к морю и от него в целях осуществления прав, относящихся к свободе открытого моря. Это право Конвенция определяет как право свободного транзита, которое предоставляется прибрежными государствами на условиях и в порядке, закрепляемых соглашениями с соответствующими внутриконтинентальными государствами.
Согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. государства, не имеющие морского побережья, наделены Т.п. на доступ к морю и от него в целях осуществления прав, относящихся к свободе открытого моря. Это право Конвенция определяет как право свободного транзита, которое предоставляется прибрежными государствами на условиях и в порядке, закрепляемых соглашениями с соответствующими внутриконтинентальными государствами.
Источник: Энциклопедия юриста