АДАТ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Адат
неписаные законы, правовые обычаи в неарабских мусульманских странах, признаваемые шариатом.

Источник: Словарь терминов по истории государства и права зарубежных стран. 2013

АДАТ
араб. - обычай) У мусульманских народов обычное право. Рассматривается как дополнение к шариату.

Источник: Словарь терминов по истории государства и права зарубежных стран

АДАТ
совокупность норм обычного права мусульманских народов. А. являлся основным источником права в период формирования феодальных отношений.

Источник: Советский юридический словарь

АДАТО
со дня составления". Пометка в реестре или книге учтенных и опротестованных векселей, означающая, что вексель выдан сроком платежа в обозначенное количество времени от его составления.

Источник: Большой юридический словарь

Адат
1) система юридических норм бытия, правил, обычаев, по которым жили и живут отдельные народы; 2) название народных обычаев и народной юридической практики. Адат часто называют обычным правом, в рамках которого нормы адата применяются и имеют обязательное значение только лишь в определенной местности, в отдельной народности.

Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.

АДАТ
(араб. «ада», мн. «адат» - обычай, привычка) - обычное право у мусульманских народов, в противоположность шариату, т.е. религиозному закону, основанному на богословско-юридическом толковании Корана и религиозного предания (Сунна). Адат представляет собой совокупность народных обычаев и народной юридической практики в самых разнообразных сферах имущественных, семейных и т.п. отношений.

Источник: Гражданское право (терминологический словарь). 2018

АДАТ
от араб. ада, адат - обычай, привычка) - обычаи, правила поведения, принятые той или иной группой мусульман или действующие в определенном регионе распространения ислама и соблюдаемые главным образом в силу привычки. В собственном смысле А. сводится к обычаям, которым фикх отводит заметное место в регулировании поведения мусульман. Согласно некоторым мусульманско-правовым воззрениям А. является одним из субсидиарных источников фикха по вопросам, не урегулированным Кораном или сунной. В частности, допускается широкое использование обычаев в торговых и иных сделках. Отдельные обычаи привлекаются фикхом к регулированию брачно-семейных отношений, например при установлении брачного выкупа. Однако большинство школ фикха не придает А. самостоятельного значения, считая, что многие обычаи были включены в основные источники фикха - Коран и сунну или подтверждены единогласным мнением (иджма) ведущих правоведов, а также лежат в основе многих правовых норм, сформулированных фикхом рациональным путем.
Термин «А.» применяется также для обозначения обычного права исламизированных народов. Теоретически принципы и нормы шариата признаются обязательными и стоящими выше любых иных правил поведения. Однако на практике они применяются тогда, когда становятся неотъемлемой частью местных обычаев. В результате такая система правил поведения в ряде исламских стран превратилась в симбиоз местных обычаев и отдельных норм шариата (фикха). Она также именуется А. или адатным правом (прежде всего в странах Юго-Восточной Азии). Отдельные его положения признаются судами, а иногда составляют основу брачно-семейного законодательства (например, в Индонезии).
А. широко действовал в районах традиционного распространения ислама в царской России. На Северном Кавказе он представлял собой разветвленную систему социальных норм, основу которой составляли местные обычаи, сложившиеся еще в условиях родоплеменных отношений и языческих верований. Утверждение здесь ислама в XVI-XIX вв. не привело к полной замене их шариатом, который лишь частично был воспринят А. Продолжали действовать обычаи, прямо осуждавшиеся исламом (например, кровная месть). В решении многих вопросов А. сохранял господствующие позиции. В частности, ответственность за правонарушения практически полностью определялась А. Наряду с шариатом обычаи регулировали даже брачно-семейные и наследственные отношения. Попытки заменить А. шариатом, предпринятые в середине XIX в., имели лишь частичный успех и не привели к снижению роли обычаев. Отдельные положения А. применялись в Российской Империи при условии их непротиворечия законодательству.
В настоящее время в районах распространения ислама в РФ сохраняется ряд норм А., выступающего формой взаимодействия местных обычаев с предписаниями шариата. Некоторые такие нормы (например, предусматривающие кровную месть или допускающие полигамию) противоречат действующему законодательству РФ. В отдельных районах Северного Кавказа (например, в Ингушетии и Чечне) обсуждается возможность законодательного закрепления отдельных положений А.

Источник: Энциклопедия юриста

Реклама

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
422.78 кб

Адат как феномен правовой культуры народов южного Дагестана

Джалалова Сабина Маликовна
Статья посвящена наиболее яркому источнику права дореволюционного Дагестана адатному праву.
Читать PDF
297.40 кб

Адат, шариат и российское право на современном Северном Кавказе: итоги и перспективы

Ярлыкапов А.