Административный регламент

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Административный регламент
официальный документ, регламентирующий предоставление государственными органами услуг потребителям. Административные регламенты должны четко определять круг обязанностей и прав государственного органа, сферу его юрисдикции, порядок и формы внутренних взаимодействий различных органов власти между собой на всех этапах прохождения документов, связанных с предоставлением услуги, в процессе принятия решений. Введение административных регламентов даёт возможность как юридическим лицам, так и отдельным гражданам возможность осуществления контроля за процедурами рассмотрения их документов и обращений. В административном регламенте указываются: перечень услуг; должностные обязанности, права, ответственность государственных служащих; должностной регламент государственного служащего.

Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.

Административный регламент

1. Разновидность регламента, принимается с целью установления правовых требований к организации внутренней деятельности и административным процедурам выполнения полномочий органов, структурных подразделений и служащих в системе исполнительной власти. В теории административного процесса регламентация относится к сфере "управленческого процесса". С помощью а.р. закрепляется последовательность действий каждого конкретного органа исполнительной власти, должностных лиц по организации исполнения и практической реализации компетенции.
2. А.р. - понятие, которое объединяет несколько самостоятельных регламентов: регламент федерального органа исполнительной власти, административные регламенты исполнения государственных функций, административные регламенты предоставления государственных услуг и должностные регламенты гражданских государственных служащих федерального органа исполнительной власти. Например, регламент федерального органа исполнительной власти - внутренний акт, определяющий порядок организации выполнения функций органа исполнительной власти, его повседневную деятельность по принятию тех или иных правовых актов, взаимоотношения служащих между собой. В должностной регламент включаются квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков; должностные обязанности, права и ответственность; перечень вопросов, по которым служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения; перечень вопросов, по которым служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений; сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений; порядок служебного взаимодействия служащего с другими служащими, а также гражданами и организациями; перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом государственного органа; показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности государственного служащего.

Источник: Большой юридический словарь

Административный регламент
нормативно-правовой акт, устанавливающий административную процедуру (административные процедуры). А.р. исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги) — это нормативно-правовой акт, определяющий сроки и последовательность действий или принятия решений федерального органа исполнительной власти по вопросам, входящим в его компетенцию.
Концепцией административной реформы в РФ (далее — Концепция) в 2006–2010 годах, одобренной распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 г. № 1789-р, была предусмотрена разработка и внедрение А.р. в федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов РФ.
Под А.р. исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг в Концепции понимается нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта РФ, определяющий последовательность действий органа исполнительной власти (административные процедуры), обеспечивающую исполнение государственных функций, включая предоставление государственных услуг, эффективную работу структурных подразделений и должностных лиц, реализацию прав граждан и организаций. При разработке А.р. для органов исполнительной власти должна была быть сформирована единая функционально-процессная модель организации их деятельности с учетом возможностей современных информационно-коммуникационных технологий, которая должна была стать основой для формирования ведомственной программы информатизации на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
Разработка и принятие федерального закона, который призван установить общие принципы организации предоставления государственных и муниципальных услуг, предусмотрены решением Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 8 апреля 2009 г. № 88 (раздел VIII). Таким законом выступил Федеральный закон РФ от 27 июля 2010 г. № 210ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Типовым регламентом взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19.01.2005 г. № 30, закреплена структура А.р. федерального органа исполнительной власти. А.р. федерального органа исполнительной власти состоит из регламента органа власти, А.р. исполнения государственных функций и А.р. предоставления государственных услуг, должностных регламентов государственных служащих. Таким образом, выделяется несколько типов регламентов, каждый из которых обладает определенной спецификой.
Поскольку пока в России нет специального закона об административных процедурах (действиях), постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2005 г. № 679 утвержден Порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг.
Под функцией государственных органов по оказанию государственных услуг понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами.
Само понятие «государственная услуга» достаточно новое для отечественной административно-правовой теории и тем более управленческой практики. Например, даже в Указе Президента РФ от 23 июля 2004 г. № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003–2004 гг.» оказание государственных (публичных, социальных) услуг и регламентация процедур по их оказанию не выделены среди приоритетов. Хотя уже в Федеральной программе «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003–2005 гг.)», утвержденной Указом Президента РФ от
19 ноября 2002 г. № 1336, отмечалось в качестве одного из ожидаемых результатов реализации «достижение качественного уровня исполнения государственными служащими своих должностных (служебных) обязанностей и оказываемых ими гражданам и организациям государственных услуг». В программном для административной реформы в России Послании Президента РФ Федеральному Собранию в 2003 г. была обозначена цель — повышение эффективности государственного аппарата, в том числе за счет совершенствования административных процедур взаимодействия между гражданином и государством.
Публичная (государственная или муниципальная) услуга — это деятельность органа публичной власти, оказывающего государственную или муниципальную услугу, выражающаяся в совершении действий и (или) принятии решений, влекущих возникновение, изменение или прекращение правоотношений или возникновение документированной информации (документа) в связи с обращением гражданина или организации в целях реализации их прав, законных интересов либо исполнения возложенных на них нормативными правовыми актами обязанностей.
Федеральным законом РФ от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» под государственной услугой понимается предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов РФ, деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов РФ, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
Нормативы финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг разрабатываются и утверждаются федеральными органами исполнительной власти (ст. 177 Бюджетного кодекса РФ в редакции от 2 февраля 2006 г.). Теоретически эти нормативы должны использоваться при расчете объема финансирования конкретному главному распорядителю, распорядителю бюджетных средств, бюджетному учреждению с учетом установленного ему задания на предоставление государственных и муниципальных услуг. Высокая степень теоретичности этого законодательного положения вызвана тем, что введение в действие указанного положения Бюджетного кодекса РФ обусловлено принятием Федерального закона о государственных минимальных социальных стандартах.
Структура А.р. также определена названным Порядком, причем с указанием того, что должно быть установлено в каждом разделе того или иного административного регламента.
При разработке А.р. необходимо обеспечить: а) устранение избыточных и необоснованных административных действий и упрощение административных процедур, их унификацию и оптимизацию; б) устранение необоснованных обременений для граждан и организаций, сокращение финансовых, временных и иных видов затрат, в том числе на получение ими информации; в) прозрачность всех административных действий и процедур для граждан и организаций, которая обеспечивается за счет доступности информации о ходе исполнения функции или оказания услуги; г) устранение возможностей для незаконных поборов и коррупции; д) оптимальное качество и сроки исполнения государственной функции и оказания государственной услуги; е) исчерпывающий характер требований и предписаний административного регламента, сокращение возможностей для принятия решений по усмотрению государственного служащего; ж) возможность оперативного внутриведомственного контроля за исполнением государственной функции или оказанием услуги; з) персонализацию ответственности должностных лиц за соблюдение требований административных регламентов; и) взаимосвязь всех действий и административных процедур исполнения конкретной государственной функции или оказания услуги; к) порядок обжалования действий и решений, принятых в процессе осуществления административной процедуры, с указанием органа исполнительной власти, должностного лица, которому может быть подана жалоба, сроков рассмотрения жалобы, а также разъяснение возможностей судебного обжалования.
Кроме того, А.р. государственной функции может предусматривать применение упрощенной административной процедуры при наличии определенных, точно установленных в тексте А.р. оснований или в отношении определенного круга лиц. Применение упрощенной процедуры в отношении определенного круга лиц и организаций возможно только в соответствии с законодательством.
Разработка проекта А.р. исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги) осуществляется тем федеральным органом исполнительной власти, к компетенции которого в соответствии с законодательством (включая положение об этом органе) относится исполнение соответствующей государственной функции или предоставление государственной услуги. При разработке регламента должно быть также обеспечено соответствие содержаний регламента утвержденным положениям, определяющим порядок осуществления отдельных видов деятельности.
В качестве приложения к проекту А.р. разрабатываются типовые формы обращений, заявлений и иных документов, необходимых для исполнения государственной функции или предоставления государственной услуги.
Субъектами выполнения государственной функции или оказания государственной услуги (а также составляющих их административных процедур) являются не только орган исполнительной власти в целом, но прежде всего его структурные и территориальные подразделения, а также должностные лица и иные государственные служащие этого государственного органа. Персональная ответственность за соблюдение требований А.р. должна быть закреплена в должностных регламентах или должностных инструкциях государственных гражданских служащих данного органа исполнительной власти. После утверждения А.р. требуется внесение соответствующих изменений в должностные регламенты государственных гражданских служащих или в должностные инструкции лиц, участвующих в исполнении государственной функции или предоставлении государственной услуги.
Предусмотренные А.р. процедуры должны содержать исчерпывающий перечень возможных действий государственных служащих, должностных лиц и точные критерии их выбора, а также закрытый перечень требований к гражданам и организациям по совершению ими действий, предоставлению документов и т. п. в связи с их участием в исполнении государственной функции или получении государственной услуги.
В конкретном А.р. должны быть сосредоточены все требования, касающиеся исполнения данной функции или услуги, и другими решениями органа исполнительной власти устанавливаться не могут. В тексте А.р. могут содержаться необходимые разъяснения специальных терминов, требований, действий, которые необходимо совершать гражданам и организациям в рамках административной процедуры, а также справочные и информационные материалы.
В тексте А.р. необходимо сформулировать правовые основания для начала реализации административной процедуры. К правовым основаниям могут относиться как решения вышестоящих органов государственной власти, так и юридические факты.
В А.р. применительно к каждой административной процедуре должны быть определены: а) основания, условия и сроки реализации процедуры или отдельных действий; б) полномочия структурных подразделений, права и обязанности ответственных должностных лиц, по возможности иных государственных служащих с указанием должности; в) виды и порядок принятия решений, распорядительных указаний, устных поручений и т. п.; г) виды документов, их свойства, реквизиты; д) виды создаваемой или передаваемой информации, в том числе в электронной форме; е) порядок и формы контроля за совершением действий и принятием решений; ж) виды и формы представления результатов. При необходимости в состав административной процедуры могут быть включены требования к качеству обслуживания, информационного обеспечения, специфические для данной административной процедуры, и другие положения.
Таким образом, следует признать очевидность позиции: органы исполнительной власти, осуществляя свою деятельность, должны подчиняться единым правилам, установленным законодательством. Недопустима передача на ведомственное усмотрение вопросов регламентации столь важных вопросов, как процедура (правила): принятия административных актов; заключения административных соглашений; совершения распорядительных действий по реализации запретов, разрешений, дозволений, предписаний, контрольно-надзорных, регистрационных, координационных и иных полномочий; совершения иных юридически значимых действий (выдача справок, свидетельств и других документов); совершения организационных действий; выполнения материально-технических действий, не влекущих правовых последствий.
И. Н. Барциц
Список литературы
Барциц И. Н. Административные регламенты: предназначение и содержание // Вестник Евразийской академии административных наук. —2007. — № 1
Барциц И. Н. Публичные услуги и административный регламент их оказания // Аналитические обзоры Института научных исследований и информации Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. — 2008. — № 1.
Игнатюк Н. А. Административные регламенты федеральных органов исполнительной власти: вопросы методологии // Журнал российского права. — 2006. — № 10.
Нарышкин С. Е., Хабриева Т. Я. Административная реформа в России: некоторые итоги и задачи юридической науки // Журнал российского права. — 2006. — № 11.
Салихов Е. А. Электронные административные регламенты как инструмент реализации функций органов местного самоуправления // Известия Волгоградского государственного технического университета. — 2009. — Т. — 5. — № 9.
Федосеева Н. Н. Административные регламенты как инструмент современного государственного управления // Государственная власть и местное самоуправление. — 2009. — № 6.
Январев В. А., Семионова Е. А. Оценка государственными служащими результатов внедрения и исполнения административных регламентов федеральных органов исполнительной власти // Вопросы государственного и муниципального управления. — 2009. — № 2.
Яцкин А. В. Правовое регулирование разработки административных регламентов // Журнал российского права. — 2006. — № 10.

Источник: Местное самоуправление: энциклопедия

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
65.92 кб

Новый административный регламент ФТС

Читать PDF
8.04 мб

Понятие и значение административных регламентов

Маланина Екатерина Николаевна
Анализируется роль административных регламентов в деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в свете административной реформы, проводимой в
Читать PDF
7.41 мб

Понятие и сущность административного регламента

Геннинг К.П.
В статье анализируется понятие административного регламента и его сущность.
Читать PDF
89.68 кб

Мониторинг внедрения административных регламентов

Жулин Андрей Борисович, Иванова Ольга Сергеевна
Читать PDF
103.94 кб

Административная регламентация управленческих процедур

Буряга В. О.
Читать PDF
200.20 кб

Административная регламентация: трудное становление идеи

Кузнецов Владимир Иванович
Реформа государственного устройства России предоставляет редкую возможность проследить зарождение и развитие в недрах предыдущей общественной экономической формации абсолютно новой системы государственной службы РФ.
Читать PDF
105.64 кб

В ногу со временем: электронные административные регламенты

Муленко Н. В.
Проблемы разработки и внедрения электронных форм административных регламентов при оказании государственных услуг
Читать PDF
129.63 кб

Административный регламент: предложения к методике разработки

Барциц Игорь Нязбеевич
Дается интерпретация понятия административный регламент. Анализируется общественная модель административного регламентирования. Рекомендуется примерная структура административного регламента.
Читать PDF
111.04 кб

Правовое регулирование разработки административных регламентов

Яцкин Андрей Владимирович
Читать PDF
173.83 кб

Всероссийский мониторинг внедрения административных регламентов

Клименко Андрей Витальевич, Жулин Андрей Борисович
Читать PDF
219.13 кб

Понятие административного регламента в юридической науке и практике

Акопов Леонид Владимирович
В статье анализируются различные подходы к формулированию понятия «административный регламент» в юридической науке и правоприменительной практике.
Читать PDF
4.96 мб

О регламентации норм с административной преюдицией в уголовном законе

Нуркаева Татьяна Николаевна
Цель: Выработать единый подход к пониманию и регламентации административной преюдиции в уголовном законе.
Читать PDF
106.31 кб

Качество регламентации публичных услуг в ходе административной реформы

Мальцев Александр Николаевич
В статье анализируются содержание и соотношение терминов, используемых при разработке стандартов и административных регламентов государственных и муниципальных услуг, предлагается подход к разработке административных регламентов и
Читать PDF
179.47 кб

Административный регламент - эффективный инструмент миграционной службы

Муленко Н.В.
В данной статье проанализированы основные функции и задачи миграционной службы России. Рассмотрены многие проблемы и пути их решения, возникающие в процессе исполнения государственной политики в сфере миграции.
Читать PDF
96.91 кб

Комментарий к новому Административному регламенту Министерства юстиции РФ

Ерофеев К. Б.
Приказом Министерства юстиции РФ от 31.03.

Похожие термины: