АСИММЕТРИЧНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

АСИММЕТРИЧНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
модель федеративного устройства, при которой субъекты федерации имеют неравный конституционно-правовой статус и соответственно объем полномочий. К "А." ф. относятся РФ, а также индийская, канадская, бразильская, танзанийская и некоторые другие федерации

Источник: Большой юридический словарь

АСИММЕТРИЧНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
широко используемый в РФ термин для обозначения модели федеративного устройства, при которой субъекты федерации имеют неравный конституционно-правовой статус и соответственно объем полномочий. В этом смысле к А. ф. относится не только РФ, но т.ж. индийская, канадская, бразильская и некоторые другие федерации.

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

АСИММЕТРИЧНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
форма федерации (федеративного государства), характеризующаяся наличием в составе государства субъектов (федерации и несубъектов, неодинаковым правовым статусом ее субъектов и разными полномочиями. А.ф. являются США, где наряду с субъектами (штатами) есть федеральные территории (например Виргинские острова), федеральный округ Колумбия, «ассоциированные государства » и др. Их население не участвует в выборах парламента — Конгресса США (каждый из субъектов посылает в его состав резидента-комиссара или делегата лишь с правом совещательного голоса). В Индии штаты обладают разной широтой прав (наибольшими — штат Джамму и Кашмир и штат Сикким, наименьшими — некоторые малые штаты, например Мегхалая), они неодинаково представлены в верхней палате парламента (от 1 до 34 представителей), имеется несколько союзных территорий, не обладающих правами штатов. Элементы асимметрии присущи Австралии, Бельгии, Венесуэле и многим другим федерациям. В России несубъектов федерации нет, по тексту Конституции все субъекты (республики, края, автономные округа и др.) равноправны, т.е. провозглашен один из важнейших элементов симметричной федерации. Субъекты РФ, однако, неодинаковы: имеется 6 различных их видов (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа), а их правовой статус, совпадая в целом, все же различен. Республики объявлены Конституцией РФ государствами, имеют свои конституции, многие из них — собственных президентов, могут иметь свое гражданство и собственный государственный язык. Другие субъекты РФ таких прав не имеют. Некоторые автономные округа — субъекты РФ входят в состав других субъектов РФ — краев и областей, что фактически может приводить к подчинению одних «равноправных» субъектов другим «равноправным» субъектам. Начиная с 1994 представители РФ и ее субъектов заключают договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ (таких договоров к 2000 подписано около 50). В целом эти договоры однотипны, но иногда некоторым субъектам предоставлены более широкие полномочия. Есть и некоторые другие факторы, отражающие асимметричность (например, в сфере бюджетной политики) РФ. С точки зрения экономической и политической все федерации мира я в ляются асимметричными: экономический потенциал их субъектов, влияние тех или иных субъектов на п о литику федерации неодинаковы, но понятие «асимметричная федерация» в литературе используется преимущественно в юридическом смысле. В 2000 г. указом Президента РФ территория РФ разделена на 7 федеральных округов, куда назначены полномочные представители Президента РФ. Округа не являются субъектами Федерации. Лит.: Асимметричность федерации. М., 1997. В.Е. Чиркин

Источник: Юридическая энциклопедия

АСИММЕТРИЧНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
модель федерации, характеризующаяся неравенством (юридическим или фактическим) ее субъектов, наличием административно-территориальных единиц, не обладающих статусом субъекта федерации. А.ф. характеризуется наличием в ее составе субъектов: а) обладающих различной государственно-правовой природой (к примеру, республики и иные субъекты в составе РФ); б) как являющихся формой самоопределения наций, так и выражающих интересы местного населения (региона) без учета национального фактора; в) базирующихся на разных правовых основаниях (в частности, в Индии штат Джамму и Кашмир имеют свою конституцию, остальные штаты не имеют конституций); г) население которых по сравнению с другими территориями не всегда обладает равным представительством в органах федерации. Так, в Сенате Бельгии группа сенаторов от сообщества включает по десять сенаторов от Фламандского Совета и от Совета Французского сообщества, но только одного - от Совета Немецкоязычного сообщества (в силу его малочисленности).
Большинство современных федеративных государств являются федерациями симметричными с элементами асимметрии. Это федерации, в которых все субъекты признаются однородными по природе и статусу (Австрия, Бразилия, Германия, США, Швейцария и др.). В то же время конституции таких федераций допускают некоторые исключения из общего правила (оговорки), не касающиеся различий государственно-правовой природы субъектов федерации, но лишь затрагивающих отдельные элементы конституционного статуса. Различают два вида А.ф.: 1) федерация, в которой ее субъекты юридически и фактически сохраняют значительные особенности (к числу таковых относится Российская Федерация); 2) федерация, в которую наряду с ее субъектами входят и иные территориальные образования - федеральные территории - особые административно-территориальные образования без права автономии и представительства в федеративных органах; федеральный округ - административно-территориальное образование, на территории которого расположена столица федерации; федеральные владения - мелкие, малонаселенные, иногда ненаселенные территории, чаще всего прибрежные острова.
Россия относится к первой из отмеченных моделей А.ф. Юридическое разнообразие ее субъектов проявляется в их названии, сохраняющейся специфике конституционно-правового статуса и др. В частности, значительные особенности сохраняют республики. По Конституции РФ за ними сохранены название государств, право учреждать республиканское гражданство. Только республики имеют свои конституции, в то время как остальные субъекты - уставы. Существенны и фактические особенности. Субъекты РФ различаются по величине территорий, численности и плотности населения, его национальному составу. Таким образом, Российская Федерация является уникальной (единственной в своем роде) А.ф.: разные по природе субъекты наделены равными правами и обязанностями.
Кроме того, принято выделять: 1) ограниченно асимметричные федерации - различия касаются правосубъектности однородных по природе и идентичных по названию субъектов федерации (к примеру, Индия, где существует градация между штатами по их правам и обязанностям); 2) абсолютно асимметричные федерации, характеризующиеся наличием разных по природе территориальных образований с различным объемом полномочий (к примеру, Танзания, которая по Конституции 1997 г. имеет в своем составе разнородные субъекты - Таньганьику и Занзибар).
(В.Ч.)

Источник: Конституционное право России. Энциклопедический словарь

АСИММЕТРИЧНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
понятие науки конституционного права, используемое при характеристике федеративных государств. А. ф. называют федерацию, субъекты (члены) которой имеют неодинаковый юридический статус, т. е. у одних субъектов (членов) больше прав, чем у других.
Наглядным примером А. ф. была Российская Федерация после официального провозглашения Федеративным договором от 31 марта 1992 г., а также конституционной реформой 21 апреля 1992 г. ее субъектами республик в составе РФ, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономных округов. Статус этих субъектов тогда существенно отличался от статуса республик, что наглядно иллюстрируют многие факты, в частности: республика самостоятельно принимала свою Конституцию, уставы же остальных субъектов подлежали регистрации в Президиуме Верховного Совета РФ; в регистрации могло быть отказано в случае несоответствия устава законам РФ; о республике федеральная Конституция говорила, что она обладает всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, о других субъектах такого сказано не было; республика имела право на свои законы, другие субъекты - нет (хотя они и поставили этот вопрос при заключении Федеративного договора, но только права не получили); Федеративный договор дал субъектам возможность своего правотворчества, однако круг его вопросов для республик был шире; законы республик центр не мог ни отменить, ни приостановить, можно было лишь их оспорить в Конституционном Суде РФ; решения Советов народных депутатов остальных субъектов мог отменить Верховный Совет РФ; систему органов власти и управления республика устанавливала самостоятельно, для других субъектов система была регламентирована Конституцией РФ, и отступления от нее были невозможны; глава республики сразу же стал избираться населением; главы исполнительной власти иных субъектов до самого последнего времени назначались Президентом РФ (лишь в некоторых субъектах он разрешил выборы) и только с 1996 г. в массовом порядке состоялись выборы глав администраций (губернаторов) этих субъектов; в отношении президента республики Президент РФ не имел никаких дисциплинарных прав, в отношении же глав исполнительной власти иных субъектов он имел их в форме замечания, предупреждения о неполном служебном соответствии, освобождения от должности; вопросы внутреннего административно-территориального деления республики были вопросом только ее ведения, для остальных субъектов - это совместное ведение с РФ; чрезвычайное положение на территории республики можно было ввести лишь с ее согласия, на территории края, области - по согласованию с их органами власти, на территории автономной области, автономного округа - с уведомлением их органов власти и др.
Конституция 1993 г, провозгласила, что субъекты РФ являются равноправными. И подавляющее большинство перечисленных проявлений асимметричности остались историей. Однако некоторые продолжают существовать. Например, федеральная Конституция предусматривает, что лишь республики имеют свои конституции, остальные субъекты - уставы. Как государства республики имеют свое гражданство, что не характерно для остальных субъектов, являющихся национально-государственными или территориально-государственными образованиями. Еще больше таких признаков асимметричности можно обнаружить в конституциях отдельных республик, которые провозглашают себя суверенными государствами, предусматривают, что земля и иные природные ресурсы являются исключительно достоянием народа республики, закрепляют за органами государственной власти республики право приостановления федеральных актов и др. Определенная асимметричность видна и в ряде двусторонних договоров между субъектами РФ и Российской Федерацией о разграничении предметов ведения и полномочий; этими документами в ведение субъектов передаются некоторые полномочия, которые согласно федеральной Конституции относятся к компетенции РФ; соответственно другие субъекты не располагают такими полномочиями. Особенно болезненным на практике является вопрос о том, что в ряде случаев при внешнем правовом равенстве субъектов фактически некоторые имеют преимущества. Например, все равны в обязанности перечислять собираемые на их территории налоги в федеральный бюджет и получать далее свою долю отчислений из последнего. Однако одни субъекты в полном объеме выполняют свои обязанности и являются донорами федерального бюджета (т. е. дают больше, чем потребляют), другие же живут на дотации из федерального бюджета. Некоторые субъекты договариваются с центром таким образом, что значительную часть собираемых налогов не перечисляют в федеральный бюджет, а сразу же оставляют в своем распоряжении. Это вызывает недовольство остальных субъектов и желание получить такую же привилегию.
Вопрос об устранении или о сохранении асимметричности является предметом острых споров ученых, практиков. Одни считают, что асимметричность резко противоречит природе федеративного государства и должна быть полностью ликвидирована. Другие полагают, что асимметричность позволяет учитывать специфику отдельных субъектов и поэтому не вредит федерации, а является одним из конструктивных диалектических средств федеративного строительства. (С. А.)

Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь

АСИММЕТРИЧНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
понятие науки конституционного права, используемое при характеристике федеративных государств. А.ф. называют федерацию, субъекты (члены) которой имеют неодинаковый юридический статус, т. е. у одних субъектов (членов) больше прав, чем у других.
Примером а.ф. может считаться Российская Федерация после того как по Федеративному договору от 31 марта 1992 г., а также по конституционным изменениям от 21 апреля 1992 г. официально провозглашались ее субъектами республики в составе РФ, края, области, города Москва и СанктПетербург, автономная область и автономные округа. Статус субъектов, не являвшихся республиками, тогда существенно отличался от статуса республик, что наглядно иллюстрировали многие факторы, в частности:
а) республика самостоятельно принимала свою Конституцию, уставы же остальных субъектов подлежали регистрации в Президиуме Верховного Совета РФ, в регистрации могло быть отказано в случае несоответствия устава законам РФ;
б) о республике федеральная Конституция говорила, что она обладает всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, о других субъектах такого не было сказано;
в) республика имела право на свои законы, другие субъекты – нет; они хотя и поставили этот вопрос при заключении Федеративного договора, но не получили такого права;
г) Федеративный договор дал субъектам возможность своего правотворчества, однако круг его вопросов для республик был шире, чем для других субъектов РФ;
д) законы республик центр не мог ни отменить, ни приостановить, можно было лишь их оспорить в Конституционном Суде РФ; решения Советов народных депутатов остальных субъектов мог отменить Верховный Совет РФ;
е) систему органов власти и управления республика устанавливала самостоятельно, для других субъектов система была регламентирована Конституцией РФ, и отступления от нее были невозможны;
ж) главы республик сразу же стали избираться их населением; главы исполнительной власти иных субъектов назначались Президентом РФ, лишь в некоторых субъектах он разрешил выборы, и только с 1996 г. в массовом порядке состоялись выборы глав администраций (губернаторов) этих субъектов;
з) в отношении президентов республик Президент РФ не имел никаких дисциплинарных прав, в отношении же глав исполнительной власти иных субъектов он их имел в форме замечания, предупреждения о неполном служебном соответствии, освобождения от должности;
и) вопросы внутреннего административнотерриториального деления республики были только ее вопросом ведения, для остальных субъектов это совместное ведение с РФ;
к) чрезвычайное положение на территории республики можно было ввести лишь с ее согласия, на территории края, области – по согласованию с их органами, на территории автономной области, автономного округа – с уведомлением их органов власти и др.
Конституция 1993 г. провозгласила, что субъекты РФ являются равноправными. И подавляющее большинство перечисленных проявлений асимметричности остались историей. Однако некоторые продолжают существовать. Например, федеральная Конституция в ст. 5 называет республики государствами. Лишь для республик предусмотрено, что они имеют свои конституции, остальные субъекты – уставы. Некоторые республики закрепляли свое гражданство; только на основании решений Конституционного Суда РФ Федеральный закон 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации» закрепил единое российское гражданство, теперь гражданство субъектов РФ не предусмотрено. Довольно длительное время в конституциях ряда республик можно было обнаружить такой признак асимметричности, как провозглашение себя суверенным государством, земли и иных природных ресурсов исключительным достоянием народа республики. Постепенно они отказались от таких формулировок после того, как Конституционный Суд РФ определил, что государственный суверенитет принадлежит исключительно Российской Федерации, а земля и иные природные ресурсы являются достоянием всего народа Российской Федерации. Некоторые республики даже закрепляли за своими органами государственной власти право приостановления федеральных актов, но затем это положение было исключено из конституций. Определенная асимметричность отразилась и в ряде двухсторонних договоров между Российской Федерацией и субъектами РФ о разграничении предметов ведения и полномочий; этими документами в ведение субъектов передавались некоторые полномочия, которые согласно федеральной Конституции относятся к компетенции РФ; соответственно другие субъекты РФ не располагали такими полномочиями. Начиная с 2000 года двусторонние договоры в основном признаны выполнившими свои функции и утратившими силу. На случай заключения новых договоров установлены сложные процедуры, в том числе их утверждение федеральным законом.
Нельзя сказать, что проблема асимметричности в нашей Федерации исчерпана. В некоторых субъектах РФ тяга к асимметричности остается. Тем более что при внешнем правовом равенстве одни субъекты РФ являются донорами федерального бюджета (т. е. дают больше, чем потребляют), другие же живут на дотации из федерального бюджета.
Вопрос об устранении или о сохранении асимметричности является предметом споров ученых и практиков. Одни считают, что асимметричность резко противоречит природе федеративного государства и должна быть полностью ликвидирована. Другие полагают, что асимметричность позволяет учитывать специфику отдельных субъектов и поэтому не вредит федерации, а является одним из конструктивных диалектических средств федеративного строительства.

Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.

Реклама

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
237.12 кб

России нужна модель асимметричной Федерации

Валентей Сергей Дмитриевич
В статье рассматриваются этапы развития федеративных отношений в Российской Федерации, высказывается гипотеза о целесообразности перехода России к модели асимметричной федерации.
Читать PDF
151.42 кб

Изменение субъектного состава Российской федерации как способ решения проблемы асимметричности федер

Дробышева Е. В.