АВАРИЯ

Найдено 17 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

АВАРИЯ
итал. avaria, от араб, авар повреждение, ущерб), выход из строя, повреждение какого—либо механизма, машины и т. п. Термин используется в дорожно—транспортных экспертизах.

Источник: Криминалистическая энциклопедия

АВАРИЯ
Такая поломка техники, которая приводит ее не только в неработоспособное состояние, но и требует непланового ремонта Безопасность и надежность. М.: СИП РИА, 2003  

Источник: Комплексное обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности зданий и сооружений

Авария
разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ.
Федеральный закон от 21.07.97 N 116-ФЗ, ст.1

Источник: Словарь юридических понятий (из актов Российского законодательства)

АВАРИЯ
ит. avaria — повреждение, ущерб) — происшествие, в результате которого повреждена или разрушена техника без гибели людей; разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ.

Источник: Военно-юридический энциклопедический словарь

авария
опасное событие, состоящее во внезапном разрушении каких-либо элементов технических устройств и/или строительных сооружений или в опасном нарушении нормального режима работы или течения каких-либо процессов. Зачастую авария (аварийная обстановка, аварийный режим) создает угрозу жизни или здоровью человека и/или окружающей природе.

Источник: Российская энциклопедия по охране труда

АВАРИЯ
ит. avaria - повреждение, ущерб) - 1) выход чего-либо из строя, нарушение нормального ритма работы; 2) в морском праве - убытки, возникшие в связи с намеренно (общая А.) или ненамеренно (частная А.) нанесенным судну, грузу ущербом; 3) в страховании от пожара - уменьшение выплаты страхового возмещения вследствие недострахования.

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

Авария (Управление аварией)
Принятие комплекса мер во время развития последовательности событий запроектной аварии: – с целью предотвращения эскалации данного события в тяжелую аварию; – с целью смягчения последствий тяжелой аварии; – с целью достижения долгосрочного безопасного стабильного состояния. Серия изданий по безопасности NS-R-2 МАГАТЭ, Вена,1997-2006

Источник: Комплексное обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности зданий и сооружений

АВАРИЯ
от итал.avaria - повреждение, ущерб А. Выход из строя, поломка, повреждение, сбой, нарушение нормального ритма работы. Б. В морском праве - убытки, возникшие в связи с ущербом, намеренно или ненамеренно нанесенным транспортному средству, грузу в процессе перевозки. В. В страховании обозначают уменьшением выплаты страхового возмещения вследствие недострахования.

Источник: Энциклопедия трудовых отношений

Авария
техногенное происшествие, создающее угрозу жизни и здоровью людей и животных, целостности и сохранности имущества, снижающее комфортность проживания, приводящее к разрушению или повреждению многоквартирного дома или его частей, нарушению процесса эксплуатации, наносящее ущерб окружающей среде (ГОСТ Р 51929–2014 «Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами.
Термины и определения»).

Источник: Жилищное право в понятиях и терминах 2017.

АВАРИЯ
Опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей природной среде. Примечание. Крупная авария, как правило, с человеческими жертвами, является катастрофой ГОСТ Р 22.1.12-2005

Источник: Комплексное обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности зданий и сооружений

Авария
разрушение зданий, сооружений и (или) технических
устройств, применяемых на опасном производственном объекте,
неконтролируемые взрыв и/или выброс опасных веществ.
(Порядок разработки декларации безопасности производственных
объектов Республики Беларусь, утв. приказом Комитета по надзору за
безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике
при Министерстве по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь
11.05.1998 N 44).

Источник: Право Белоруссии: Понятия, термины, определения

Авария
событие, происшедшее с опасным грузом или транспортным
средством, перевозящим такой груз (взрыв, загорание, утечка,
просыпание опасного вещества, повреждение тары или иное событие),
которое повлекло гибель людей или причинило вред их здоровью,
окружающей среде и материальным ценностям.
("Порядок взаимодействия всех заинтересованных при осуществлении
контроля за обеспечением безопасной перевозки опасных грузов
автомобильным транспортом", утв. Министерством по чрезвычайным
ситуациям Республики Беларусь 30.06.98 г.)

Источник: Право Белоруссии: Понятия, термины, определения

АВАРИЯ
ит. avaria, от араб. авар - повреждение, ущерб) - 1) ущерб и убытки, причиненные транспортному средству, грузу и фрахту в процессе перевозки; 2) в страховании от пожара - сумма, на которую уменьшается выплата страхового возмещения вследствие недострахования; 3) в морском праве - убытки, причиненные судну, грузу или фрахту (см. Общая авария, Частная авария). В российском законодательстве вопросы общей и частной аварии регулируются КТМ РФ. В международной торговле общие правила регулирования в основном касаются отношений, возникающих в связи с общей аварией.

Источник: Большой юридический словарь

АВАРИЯ
1) разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемый взрыв и (или) выброс опасных веществ; опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей среде. А. может сопровождаться взрывами, пожарами, выбросом (разливом) радиоактивных, химических и биологических веществ, приводящих, собственно, к радиоактивному и химическому загрязнению, биологическому заражению окружающей среды, к радиоактивному облучению (химическому и биологическому поражению) персонала и населения; 2) ситуация (в биосфере или техносфере), в которой могут происходить нежелательные события, вызывающие отклонение состояния здоровья человека и (или) состояния окружающей среды от их среднестатистического значения.

Источник: Гражданская защита. Энциклопедический словарь

АВАРИЯ
ит. avaria, от араб. авар - повреждение, ущерб) - в морском праве - определенные случаи убытков, подразделяемых на общую и частную А. Под общей А. признаются убытки, которые были понесены вследствие произведенных намеренно и разумно чрезвычайных расходов или пожертвований в целях спасения судна, фрахта и перевозимого на судне груза от общей для них опасности. Сущность общей А. состоит в том, что жертвуется часть ради спасения общего, целого. Признаки, при наличии которых те или иные убытки могут быть признаны общей А.: а) намеренность и разумность действий, вызвавших убытки; б) чрезвычайный характер этих убытков; в) общая для судна, груза и фрахта опасность, во избежание которой были совершены эти действия (ст. 284 КТМ).
Под намеренным причинением убытков подразумеваются сознательные действия человека, например намеренная, добровольная посадка судна на мель. Разумный характер причинения заключается в том, что причинением меньших убытков удалось предотвратить их возникновение в больших размерах. Оценка разумности зависит от конкретных обстоятельств, при которых они возникли. Чрезвычайными признаются такие расходы, которые обычно не возникают при нормальных условиях плавания судна. К ним относятся убытки, причиненные: выбрасыванием груза за борт; повреждением .судна или груза при принятии мер общего спасания; намеренной посадкой судна на мель; при тушении пожара, включая убытки от затопления горящего судна;
расходами по найму лихтеров и перегрузке груза, топлива и т.д. на лихтеры и обратно в случае посадки на мель; повреждением двигателей, других машин и котлов при снятии судна с мели.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий возникшие убытки относятся не к общей, а к частной А. Такие убытки не подлежат распределению между судном, грузом и фрахтом. Их несет тот, кто их потерпел, или тот, на кого падает ответственность за их причинение. Например, подгнившие овощи выбрасываются за борт для предотвращения порчи всех перевозимых овощей и т.п.
ЕгиазаровВ.А.

Источник: Энциклопедия юриста

АВАРИЯ
морская) – в торговом мореплавании причиненный судну или грузу ущерб, а также понесенные для его предотвращения расходы. Морское право различает А. общую и частную.
Общая А. определяется 3 признаками: 1) намеренностью и разумностью действий, причинивших убытки; 2) их чрезвычайным характером, выражающимся в том, что эти действия выходят за пределы круга обычных действий, совершаемых в нормальных условиях плавания, и 3) совершением действий в целях спасения судна, фрахта и груза от общей для них опасности. Цель сознательного причинения ущерба, составляющего общую А., состоит в том, чтобы посредством действий, причиняющих меньшие убытки, предотвратить наступление убытков более значительных – гибель судна и груза. Соответственно к общей А. относятся, напр., убытки, вызванные выбрасыванием за борт груза или судовых пряпасзв для уменьшения осадки судна в целях снятия его с мели, расходы, связанные с заходом судна в порт-убежище, расходы по уплате спасательного вознаграждения за оказание помощи судну и т. п. Убытки, составляющие общую А., распределяются между владельцами судна, груза и фрахта соразмерно стоимости судна, груза и суммы фрахта. Такой порядок распределения убытков, составляющих общую А., вызван условиями торгового мореплавания, создающими общность интересов владельцев судна, фрахта и груза при наступлении морских опасностей. Расчет убытков и их распределение между владельцами судна, фрахта и груза производятся состоящими при Всесоюзной торговой палате диспашерами, составляющими документ, именуемый диспашей.
Убытки по судну, фрахту и грузу, не подпадающие под вышеуказанные 3 признака, не являются общей А., а составляют частную А. При частной А. убытки не подлежат распределению, и их несет тот, кто их потерпел. При этом потерпевшему принадлежит право взыскать убытки с лица, виновного в их причинении. В Кодексе торгового мореплавания СССР вопросы общей и частной А. составляют содержание гл. VII «Об общей и частной аварии» и приложения VIII «О диспашерах, о порядке составления диспаш и о морских протестах». См. Перевозка морская.

Источник: Советский юридический словарь

АВАРИЯ
в морском праве) — убытки, понесенные в связи с какой-либо морской опасностью. Существование института А. обусловлено опасностями и случайностями мореплавания. Различаются А. общая и частная. О б щ е й А. признаются убытки, понесенные вследствие намеренно и разумно произведенных чрезвычайных расходов или пожертвований ради общей безопасности, в целях спасения судна, фрахта (права на его получение полностью или в части) и перевозимого на судне груза от общей для них опасности. Для признания убытков общеаварийными необходимо наличие всех охватываемых данным понятием условий (признаков): а) убытки явились следствием намеренно и разумно причиненного вреда грузу и (или) судну и (или) фрахту; б) чрезвычайный характер расходов и пожертвований с целью спасения судна, груза и фрахта; в) опасность угрожала как грузу, так и судну и фрахту Если имели место все вышеперечисленные условия, убытки подлежат распределению между судном (судовладельцем), грузом (грузовладельцем) и фрахтом соразмерно их стоимости независимо от причинения ущерба только судну или только грузу. Смысл общей А. состоит в том, чтобы предпринять необходимые меры для спасения большего имущественного интереса (судна и груза) путем пожертвования малым имущественным интересом (например, частью груза). Перечень убытков, относимых к общеаварийным, предусмотрен в КТМ РФ, нормы которого носят диспозитивный характер, т.е. применяются, если соглашением сторон не предусмотрено иное. Эти нормы формировались на основе обычаев торгового мореплавания, кодифицированных особым международно- правовым актом — Йорк-Антверпенскими правилами, первая редакция которых была разработана в Йорке (Великобритания) в 1864 и пересмотрена в Антверпене в 1877. Наиболее распространена редакция 1950 и 1974. Йорк-Антверпенские правила не являются международно-правовым договором. Их применение обеспечивается путем включения в национальные морские законы. Условия об общей А. включаются также в каждом конкретном случае в чартер или коносамент. Расходы, произведенные в интересах одного из участников перевозки, к общеаварийным не относятся. Их несет тот, кто их потерпел, либо ответственный за их причинение. Такие убытки признаются ч а с т н о й А. (например, убытки от выброшенного за борт самовозгоревшегося груза или причиненные при тушении пожара частям судна, охваченным огнем). Процесс распределения общей А. между судном, грузом и фрахтом, как правило, весьма сложен и поэтому нередко требует участия специальных экспертов- диспашеров, которые состоят при торгово-промышленных палатах и действуют на основании утвержденных Т ПП РФ положений о них. По заявлению заинтересованной стороны и представленным материалам составляется расчет по общей А , именуемый диспашей. Диспаша может быть обжалована в судебном порядке в установленный законом срок. По истечении этого срока либо после отказа суда удовлетворить заявление об отмене диспаши она вступает в законную силу и подлежит исполнению наравне с другими исполнительными документами (в т.ч. выдаваемыми судами). Лит.: Бойцов Ф.С., Иванов Г.Г., Маковский АЛ. Морское право. М., 1985; Иванов Г.Г., Маковский АЛ. Международное частное морское право. Л., 1984. Т.Е. Абова

Источник: Юридическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Авария на японской АЭС и проблемы безопасности атомной энергетики

Гершевич Е.К., Афанасьева Т.Н.
Авария на АЭС «Фукусима» в Японии вынесла на повестку дня вопрос безопасности мирного атома. Ряд стран объявили о приостановке программ развития атомной энергетики.
Читать PDF

Техногенная авария в Японии и ее влияние на мировую экономику

Сапегина О.А., Афанасьева Т.Н.
Недавние события в Японии повлекли за собой изменения в мировой экономике, в том числе в экономике нашей страны. Экономисты всего мира пытаются выстроить прогнозы дальнейшего развития мирового кризиса.
Читать PDF

Загрязнение Р. Амур в связи с аварией на химическом заводе в г. Цзилинь (КНР), 13 ноября 2005 г

Бердников Н. В.
Читать PDF

Социальная защита граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на по «Маяк», как объ

Шафиков A. M.
Читать PDF

Роль капитана морской буровой платформы при защите от аварии

Сидорченко Виктор Федорович, Скворцов Алексей Игоревич
В данной статье достаточно подробно рассматривается вопрос, касающийся аварии морской буровой платформы «Дип Вотер Хорисон» в Мексиканском заливе вследствие ошибок капитана платформы.
Читать PDF

Разработка стандартов организаций для обеспечения готовности к локализации и ликвидации аварии

Богач Виталий Васильевич, Маркина Галина Алексеевна, Васьков Роман Евгеньевич, Бодрова Виолетта Вячеславовна, Карзанова Наталья Юрьевна
В данной статье рассмотрен порядок разработки планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах и требования к содержанию.
Читать PDF

Действия сотрудников МЧС России по защите населения Мурманской области в случае аварии на Кольской А

Горячева Е.В.
Читать PDF

Текущее состояние РГМДР: дозы внешнего облучения участников ликвидации последствий аварии на Чернобы

Читать PDF

Уроки и выводы из аварии на Чернобыльской АЭС

Черничко Б. И.
Читать PDF

Верификация математической модели формирования радиоактивного загрязнения при запроектной аварии на

Бобович О.Л.
Читать PDF

Радиационные поражения личного состава при ликвидации Чернобыльской аварии

Асеев В.А.
Читать PDF

Влияние аварии на Чернобыльской атомной электростанциии на развитие российского экологического и соц

Анисимов Алексей Павлович
В статье рассмотрены правовые и социальные последствия аварии на Чернобыльской атомной электростанции, показаны тенденции развития международного и внутригосударственного экологического законодательства.

Похожие термины:

  • АВАРИЯ АНТРОПОГЕННАЯ

    опасное происшествие на объекте экономики с угрозой для жизни и здоровья людей, прямо или косвенно вызванное недостатками (ошибками) в деятельности человека.
  • ОБЩАЯ АВАРИЯ

    см. Авария.
  • авария тяжелая

    авария в ядерной промышленности, сопряженная с плавлением активной зоны атомного реактора.
  • АВАРИЯ АВИАЦИОННАЯ

    авиационное происшествие, которое повлекло повреждение воздушного судна, без гибели членов экипажа и иных лиц, находившихся на его борту.
  • АВАРИЯ БИОЛОГИЧЕСКАЯ

    авария, сопровождающаяся распространением опасных биологических веществ в количествах, создающих опасность для жизни и здоровья людей, для сельскохозяйственных животных и растений, наносящих у
  • ЧАСТНАЯ АВАРИЯ

    Убытки, не подпадающие под действие статей 232, 234 и 235 настоящего Кодекса, признаются частной аварией. Президиума Кодекс торгового мореплавания Союза ССР, утвержденный Указом Верховного Совета ССС
  • ЧЕРНОБЫЛЬСКАЯ АВАРИЯ

    глобальная авария на АЭС, 7-й класс по Международной шкале оценки опасности аварийных событий на атомных электростанциях. Произошла 26 апреля 1986. Причина — нарушение режима эксплуатации. Активност
  • АВАРИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ

    производственная или транспортная авария, не предусмотренная действующими технологическими регламентами и правилами и сопровождающаяся существенным увеличением воздействия на окружающую сре
  • АВАРИЯ ГИДРОДИНАМИЧЕСКАЯ

    авария на гидротехническом сооружении, связанная с распространением с большой скоростью воды и создающая угрозу возникновения техногенной чрезвычайной ситуации.
  • АВАРИЯ ГИПОТЕТИЧЕСКАЯ

    относится к запроектным), авария на объекте техносферы, характеризующаяся наиболее низкой вероятностью возникновения и наибольшим из возможных при запроектных авариях ущербов. При проектирован
  • АВАРИЯ ГЛОБАЛЬНАЯ

    выброс в окружающую среду большой части радиоактивных продуктов АЭС, накопленных в активной зоне, в результате которого будут превышены дозовые пределы для запроектных аварий. При А. г. возможны о
  • АВАРИЯ ХИМИЧЕСКАЯ

    непланируемый и неуправляемый выброс опасных химических веществ, оказывающих отрицательное действие на окружающую среду и поражающее действие на человека и живую природу.
  • АВАРИЯ ЯДЕРНАЯ

    авария, связанная с нарушением правил эксплуатации или с повреждением ядерного реактора, ядерного взрывного устройства, других объектов, содержащих делящиеся материалы, в результате которого пр
  • авария крупная

    авария промышленного предприятия, при которой погибло или пострадало не менее определенного количества людей (не менее 10), или материальный ущерб превысил определенную сумму, или имело место неко
  • авария на магистральном трубопроводе

    авария на трубопроводе, связанная с выбросом и выливом под давлением опасных химических или пожаровзрывоопасных веществ, приводящая к возникновению техногенной чрезвычайной ситуации. В зависим
  • АВАРИЯ МОРСКОГО ОБЪЕКТА

    опасное происшествие на морском (речном) объекте, представляющее угрозу жизни и здоровью людей, приводящее к повреждению корпуса морского (речного) объекта или его оборудования, к потере мореходн
  • АВАРИЯ ПРОЕКТНАЯ

    Авария, для которой обеспечение заданного уровня безопасности гарантируется предусмотренными в проекте промышленного предприятия системами обеспечения безопасности ГОСТ Р 12.3.047-98
  • АВАРИЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ ПРОЕКТНАЯ

    промышленная авария, для которой проектом определены исходные и конечные состояния и предусмотрены системы безопасности, обеспечивающие ограничение последствий аварии установленными пределам
  • РАДИАЦИОННАЯ АВАРИЯ ПРОЕКТНАЯ

    авария, для которой проектом определены исходные и конечные состояния радиационной обстановки и предусмотрены системы безопасности.
  • АВАРИЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ

    авария на промышленном объекте, в технической системе или на промышленной установке. Промышленные аварии классифицируются как проектные и запроектные (гипотетические) аварии.