БЮДЖЕТ
Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.
Бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.
Закон РСФСР от 10.10.91 N 1734-I, ст. 1
Источник: Словарь юридических понятий (из актов Российского законодательства)
Источник: Гражданское право (терминологический словарь). 2018
Источник: Словарь терминов, используемых в финансово-правовой литературе
Источник: Юридический энциклопедический словарь.-2-е изд. — Москва Проспект 2016. — 1136 с.
Источник: Экономика и право: словарь-справочник
Бюджетная система РФ состоит из Б. трех уровней: первый уровень - федеральный Б. и Б. государственных внебюджетных фондов; второй уровень - Б. субъектов РФ и Б. территориальных государственных внебюджетных фондов; третий уровень - местные Б. (т. е. Б. муниципальных образований).
Доходы Б. каждого уровня формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ. Б. имеют собственные доходы, закрепляемые на постоянной основе полностью или частично за соответствующими Б., а также регулирующие доходы - федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений в Б. субъектов РФ или местные Б. на очередной финансовый год или на долговременной основе.
Расходы Б. всех уровней разделяются на капитальные расходы и текущие расходы. Первые обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность, включая расходы на инвестиции в действующие или вновь создаваемые юридические лица, бюджетные кредиты на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на капитальный ремонт и иные цели, связанные с воспроизводством, и др. В составе капитальных расходов может быть сформирован Б. развития. Текущие расходы - часть расходов Б., обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений; оказание государственной поддержки другим Б. и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также иные расходы Б., не включенные в капитальные расходы.
Закон требует, чтобы все Б. были сбалансированными, это - важнейшее условие бюджетно-финансовой политики. Если при составлении проекта Б. выявилось превышение доходов над расходами (профицит Б.) или превышение расходов над доходами (дефицит Б.), следует принимать меры к их балансировке.
В отношении всех видов Б. действуют принципы единства и самостоятельности. Все уровни Б. должны обеспечивать учет взаимных интересов. Вышестоящие Б. могут оказывать финансовую помощь нижестоящим Б. на выравнивание минимальной бюджетной обеспеченности. Оказание помощи субъектам РФ из федерального Б. может быть осуществлено в таких формах, как предоставление дотаций, субвенций, бюджетных ссуд, а оказание помощи местным Б. из Б. субъекта РФ - через предоставление финансовой помощи из фондов финансовой поддержки муниципальных образований в форме субвенций, бюджетных ссуд и иных форм, предусмотренных законодательством. (С. А.)
Правовая форма Б. в РФ различна. Федеральный Б. и Б. государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме ФЗ, Б. субъектов РФ и Б. территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ, местные Б, разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.
В РФ понятие государственного Б. охватывает не только федеральный Б., но и всю бюджетную систему, включающую также Б. субъектов РФ и Б. местного самоуправления. Каждый Б. этой системы представляет собой централизованный фонд денежных средств определенной территории, за счет которого соответствующие представительные и исполнительные органы власти осуществляют стоящие передними государственные задачи и функции. Наличие самостоятельных Б. как Федерации в целом, так и субъектов РФ реально гарантирует им суверенитета Б., территорий гарантируют им большую степень автономии. При этом все составные части государственного Б. тесно связаны и взаимодействуют между собой.
В совокупности Б. входящие в состав государственного Б., образуют систему плановых актов государства, лежащих в основе всего остального финансового планирования: смет бюджетных учреждений, балансов предприятий и организаций, общего баланса доходов и расходов населения, денежного баланса - наличной и безналичной массы денег и т.д.
Государственный Б. представляет собой не просто денежные накопления государства или перечень государственных доходов и расходов; это функционирующая система, куда постоянно поступают доходы и откуда постоянно финансируются расходы. Теоретически государственный Б. рассматривается как баланс денежных средств государства, хотя на практике этих средств у него почти никогда не бывает. Обычно доходов в государстве (причем в любом) на покрытие его расходов не хватает и Б. принимается с дефицитом (превышение расходов над доходами), но гипотетическая цель бюджетного планирования каждого государства и каждой государственной территории - запланировать и в процессе бюджетной деятельности получить столько доходов, чтобы они покрыли полностью предстоящие расходы. Для этого в процессе составления государственного Б. происходит бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между Б. разных уровней. Бюджетное планирование в соответствии с бюджетной росписью и бюджетной классификацией лает возможность и заставляет исполнительные и законодательные органы власти в период составления, утверждения и исполнения Б. аналитически рассчитывать и оценивать предстоящие доходы и расходы.
В соответствии с общепринятой в демократических государствах практикой утверждение Б. входит в компетенцию органа представительной власти соответствующего уровня, а составление проекта Б. - в компетенцию исполнительной власти. В РФ согласно Конституции РФ федеральный Б. принимается в форме ФЗ ГД по представлению Правительства РФ и выносится после этого на утверждение СФ. Исполнение федерального Б. обеспечивается Правительством РФ.
Процедура составления, рассмотрения, утверждения и исполнения Б. и отчетов об их исполнении именуется бюджетным процессом.
Источник: Энциклопедия юриста
Источник: Юридическая энциклопедия
Бюджетная система РФ – совокупность федерального б., б. субъектов Российской Федерации, местных б. (т. е. муниципальных образований) и б. государственных внебюджетных фондов. У населенных пунктов, входящих в муниципальное образование, есть не бюджет, а смета доходов и расходов.
БК применяет понятие консолидированного б. – это свод б. бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением б. государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими б. (согласно БК межбюджетные трансферты – средства, предоставляемые одним б. бюджетной системы РФ другому б. бюджетной системы РФ).
Из многочисленных понятий бюджетного законодательства, отраженных в БК, выделим следующие: доходы б. – поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с БК источниками финансирования дефицита бюджета; расходы б. – выплачиваемые из б. денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с БК источниками финансирования дефицита б.; дефицит б. – превышение расходов б. над его доходами; профицит б. – превышение доходов б. над его расходами; бюджетные ассигнования – предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств; расходные обязательства – обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публичноправовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего б.; дотации – межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования; кассовое обслуживание исполнения б. – проведение и учет операций по кассовым поступлениям в б. и кассовым выплатам из б.; бюджетные инвестиции – бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств б. стоимости государственного (муниципального) имущества; распорядитель бюджетных средств (распорядитель средств соответствующего б.) – орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, казенное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств; администратор доходов б. – орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк РФ, казенное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством РФ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы РФ; администратор источников финансирования дефицита б. – орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, иная организация, имеющие право в соответствии с БК осуществлять операции с источниками финансирования дефицита б.
В соответствии с БК (ст. 41) к доходам б. относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления. К налоговым доходам б. относятся доходы от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним. К неналоговым доходам б. относятся доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, доходы от продажи такого имущества, доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями, средства, полученные в результате применения мер гражданскоправовой, административной и уголовной ответственности, средства самообложения граждан, иные неналоговые доходы. Безвозмездные поступления – это дотации, субсидии или субвенции из других б., иные межбюджетные трансферты, безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.
Расходы б. обеспечивают решение задач соответствующего уровня публичной власти, оказание государственной поддержки другим б. и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций, а также текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений.
Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.