ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РФ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РФ (БАНК РОССИИ)
главный банк РФ, наделенный широкими властными полномочиям в сфере регулирования финансово-кредитных отношений. Уставны капитал и иное имущество ЦБ РФ являются федеральной собственностью. Основными задачами ЦБ РФ являются: защита и обеспечения устойчивости рубля, в т.ч. его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы РФ; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. Правовой основой деятельности ЦБ РФ служит Конституция РФ и Федеральный закон "О Центральном банке РФ (Банке России)". В соответствии с Конституцией РФ ЦБ РФ подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания РФ. ЦБ РФ независим в своей деятельности в пределах своих полномочий ЦБ РФ по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральным] законами, издает нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридически и физических лиц. Нормативные акты ЦБ РФ не могут противоречил федеральным законам.

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РФ
ЦБ РФ, Банк России) - главный банк России. Его статус, задачи, функции, полномочия, принципы организации и деятельности определяются Конституцией РФ, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в редакции Федерального закона 1995). Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия, учреждения и организации, в т.ч. подразделения безопасности и Российское объединение инкассации. Национальные банки республик являются территориальными учреждениями Банка России. Банк России — юридическое лицо, он может совершать ряд гражданско-правовых сделок с кредитными организациями, государством, иными клиентами. Он наделен также государственно-властными полномочиями по управлению денежной и кредитной системой страны. Уставный капитал ЦБ РФ и иное его имущество являются федеральной собственностью. Основные цели деятельности Банка России: защита и обеспечение устойчивости рубля, в т.ч. его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы РФ; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. Получение прибыли не является целью деятельности Банка России. Банк России выполняет следующие функции: 1) во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля; 2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение; 3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования; 4) устанавливает правила осуществления расчетов в РФ; 5) устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы; 6) осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций в Книге государственной регистрации, выдает и отзывает лицензии кредитным организациям и организациям, занимающимся их аудитом; 7) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций; 8) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами; 9) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства РФ все виды банковских операций, необходимых для выполнения основных задач Банка России; 10) осуществляет в соответствии с Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле » валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами; 11) организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством РФ; 12) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса РФ и организует составление платежного баланса; 13) в целях осуществления указанных функций проводит анализ и прогнозирование состояния экономики страны в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публикует соответствующие материалы и статистические данные; 14) осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами. Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания РФ: Председатель и члены Совета директоров Банка назначаются на должность на срок 4 года и освобождаются от нее Государственной Думой по представлению Президента РФ; Банк России представляет Государственной Думе на рассмотрение годовой отчет, а также аудиторское заключение (аудиторскую фирму для проведения аудиторской проверки определяет Государственная Дума); проводятся парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей; Председатель Банка России докладывает Государственной Думе о деятельности Банка (два раза в год — при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики). В пределах полномочий, предоставленных Банку России Конституцией РФ и федеральными законами, он независим в своей деятельности. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в его деятельность. Банк России вправе обращаться в суды с исками о признании недействительными правовых актов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. По вопросам, отнесенным к компетенции Банка России, он издает нормативные акты, обязательные для органов государственной власти, местного самоуправления, а также всех юридических и физических лиц. Банк России не может участвовать в капиталах кредитных организаций, если иное не установлено федеральным законом. Высшим органом Банка России является Совет директоров, действующий на коллегиальной основе (Председатель и 12 членов). Для реализации возложенных на него функций Банк России участвует в разработке экономической политики Правительства РФ. При Банке России создан Национальный банковский совет, состоящий из представителей палат Федерального Собрания РФ, Президента РФ, Правительства РФ, Банка России, кредитных организаций, а также экспертов. Банк России и его учреждения освобождаются от уплаты всех налогов, сборов, пошлин и других платежей на территории РФ. Основными инструментами и методами денежно- кредитной политики Банка России являются: 1) процентные ставки по операциям Банка России; 2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования); 3) операции на открытом рынке; 4) рефинансирование банков; 5) валютное регулирование; 6) установление ориентиров роста денежной массы; 7) прямые количественные ограничения. Под операциями на открытом рынке понимаются купля-продажа казначейских векселей, государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки. Лимит операций также утверждается Советом директоров. Под рефинансированием понимается кредитование Банком России банков, в т.ч. учет и переучет векселей. Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются Банком России. Под валютными интервенциями Банка России понимается купля-продажа Банком иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег. Под прямыми количественными ограничениями Банка России понимается установление лимитов на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. Банк России вправе применять прямые количественные ограничения в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно- кредитной политики только после консультаций с Правительством РФ. Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Он устанавливает обязательные для кредитных организаций правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности, проводит проверки кредитных организаций и их филиалов, направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные законом санкции по отношению к нарушителям. В соответствии с федеральными законами Банк России вправе предъявлять квалификационные требования к руководителям исполнительных органов, а также к главному бухгалтеру кредитной организации. В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России может устанавливать им ряд обязательных нормативов, определяет порядок формирования и размер образуемых до налогообложения резервов (фондов) кредитных организаций на возможные потери по ссудам, для покрытия валютных, процентных и иных финансовых рисков, страхования вкладов граждан в соответствии с федеральными законами. Банк России осуществляет анализ деятельности кредитных организаций с целью выявления ситуаций, угрожающих законным интересам кредиторов (вкладчиков), стабильности банковской системы в целом. В случае возникновения таких ситуаций он вправе осуществлять мероприятия по финансовому оздоровлению кредитных организаций. Банк России не несет ответственности по обязательствам кредитных организаций, за исключением случаев, когда он принимает на себя такие обязательства, а кредитные организации не несут ответственности п о обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда они принимают ее на себя. Банк России является органом, координирующим, регулирующим и лицензирующим организацию расчетных, в т.ч. клиринговых, систем в РФ. Он устанавливает правила, формы, сроки и стандарты проведения безналичных расчетов, осуществляет межбанковские расчеты через свои учреждения. Банк России может быть ликвидирован только на основании соответствующего федерального закона, который определяет и порядок использования его имущества. Н.И. Саловяненко

Источник: Юридическая энциклопедия

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РФ (ЦБ)
главный банк государства, эмиссионный центр, основное звено кредитной системы, орган проведения денежно-кредитной политики, а также банковского регулирования и надзора. Основные цели деятельности ЦБ: защита и обеспечение устойчивости рубля, его покупательной способности и поддержание стабильного курса по отношению к иностранным валютам, развитие и укрепление банковской системы, организация эффективной системы расчетов. Получение прибыли не является целью деятельности ЦБ.
ЦБ действует на основании Конституции РФ и ФЗ РФ от 26 апреля 1995 г. № 65-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", который является новой редакцией Закона РСФСР от 2 декабря 1990 г. № 394-1 "О Центральном банке РСФСР (Банке России)".
ЦБ - юридическое лицо, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и своим наименованием. С юридической точки зрения ЦБ обладает особой правосубъектностью. Это связано с двойственной природой, присущей всем национальным банкам в государствах с рыночным типом экономики. С одной стороны, ЦБ выступает в роли властного органа, осуществляющего от лица государства экономическую политику посредством только ему присущих инструментов и методов, с другой - в роли обычного субъекта коммерческой деятельности. Таким образом, он совмещает в себе черты учреждения публичного права с чертами организации частного права.
Обладая особой правовой природой, ЦБ учреждается и в особой организационной форме, которая не сводится к известным гражданскому праву РФ организационно-правовым формам. ЦБ не является государственным банком и обладает определенной степенью независимости от государства. ЦБ лишь уполномочивается последним осуществлять свою деятельность в интересах всего общества. Независимость ЦБ, как и любого иного национального банка, является системообразующим институтом для всего комплекса отношений, связанных с деятельностью ЦБ. Принцип независимости, закрепленный в ст. 75 Конституции РФ, конкретизируется в ФЗ о ЦБ. Сводится он к следующему: а) правоспособность ЦБ вытекает не из управленческого акта государства, а непосредственно из закона; б) государство и ЦБ не отвечают, по обязательствам друг друга; в) ЦБ подотчетен нижней палате парламента, а не Правительству РФ; г) ЦБ независим в проведении денежно-кредитной политики от решений исполнительных органов власти, им запрещено вмешиваться в его деятельность; д) кредитование расходов Правительства РФ осуществляется ЦБ исключительно в размерах, формах и порядке, установленных законом; е) представители Правительства РФ, принимая участие в заседаниях Совета директоров ЦБ, обладают лишь правом совещательного голоса.
Государство наделяет ЦБ основным капиталом. Уставный капитал и иное имущество ЦБ является федеральной собственностью, но при этом ЦБ осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению этим имуществом. Изъятие и обременение обязательствами имущества ЦБ без его согласия не допускаются. ЦБ осуществляет свои расходы за счет собственных доходов и не регистрируется в налоговых органах.
ЦБ - орган, который во взаимодействии с Правительством РФ определяет и проводит единую денежно-кредитную политику в РФ. Ее основные инструменты: процентные ставки по операциям ЦБ; резервные требования; операции на открытом рынке; рефинансирование банков; валютное регулирование; установление ориентиров роста денежной массы; прямые количественные ограничения. В рамках своей правоспособности ЦБ наделен правом осуществлять все виды банковских операций с российскими и иностранными кредитными организациями, Правительством РФ, представительными и исполнительными органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, воинскими частями и военнослужащими, служащими ЦБ. ЦБ не вправе осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не имеющими лицензии на проведение банковских операций, и физическими лицами, за исключением случаев, указанных в законе. При этом ЦБ может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить кредитную политику без фиксации процентной ставки. Одним из основных методов денежной политики является резервирование кредитными организациями денежных средств в ЦБ для поддержания на заданном уровне денежной массы в обороте. Учитывая, что для ЦБ данная операция является элементом денежно-кредитной политики, она носит безвозмездный характер. Указанные средства возвращаются после отзыва лицензии на осуществление банковских операций.
Операции на открытом рынке, под которыми понимаются сделки ЦБ с государственными ценными бумагами, также являются важным источником неинфляционного финансирования федерального бюджета и покрытия государственного внутреннего долга. ФЗ о ЦБ предоставляет ему право рефинансировать банки в формах, порядке и на условиях, определяемых ЦБ. Под рефинансированием понимается кредитование банков, в том числе учет и переучет векселей с целью поддержания на необходимом уровне ликвидности банковской системы. Для обеспечения устойчивости рубля ЦБ осуществляет политику валютного регулирования посредством определения курса рубля к иностранным валютам. По закону ЦБ имеет право осуществлять валютные интервенции для воздействия на курс рубля и суммарный спрос и предложение денег. В исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством РФ ЦБ вправе применять прямые количественные ограничения, под которыми понимается установление лимитов на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских операций.
ЦБ осуществляет банковское регулирование и надзор. Он устанавливает одинаковые для кредитных организаций правила совершения банковских операций, ведения бухгалтерского учета и статистической отчетности, осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций. При этом ФЗ о ЦБ допускает возможность осуществления банковского надзора посредством специально создаваемого органа. Главной целью банковского надзора является поддержание стабильности банковской системы в интересах вкладчиков и кредиторов. В то же время ЦБ запрещено вмешиваться в оперативную деятельность кредитных организаций. ЦБ имеет довольно широкие полномочия в рамках надзора: право запроса информации о деятельности кредитной организации; право предъявления квалификационных требований к руководству кредитной организации; право установления обязательных нормативов; право регулирования порядка учета открытой позиции по валютному, процентному и иным видам рисков; право проведения проверок, кредитных организаций. Данные полномочия корреспондируют с соответствующими мерами воздействия на кредитные организации, которыми располагает ЦБ. Особое внимание уделяется процедуре санации кредитных организаций, которые оказались в нестабильном финансовом состоянии.
ЦБ осуществляет регистрацию кредитных организаций в Книге государственной регистрации кредитных организаций и выдает им лицензии на совершение банковских операций, а также отзывает их. ФЗ о банках и банковской деятельности подробно регламентирует процедуру лицензирования банковской деятельности, содержит исчерпывающий перечень оснований отказа в выдаче лицензии, а также перечень оснований, по которым может быть отозвана лицензия на совершение банковских операций.
Как эмиссионный центр ЦБ осуществляет эмиссию наличных денег, организует их обращение и изъятие из обращения. Банкноты и монеты являются безусловными обязательствами ЦБ и обеспечиваются всеми его активами. Решение о выпуске новых банкнот и монет, а также об изъятии из обращения старых принимается Советом директоров ЦБ. Одна из основных функций ЦБ - организация безналичных расчетов. ЦБ устанавливает правила, формы, сроки и стандарты их осуществления, разрабатывает и внедряет новые расчетные системы.
ЦБ в пределах своей компетенции имеет право принимать нормативные акты, которые обязательны для органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. ЦБ не наделен правом законодательной инициативы и поэтому вносит законопроекты в ГД через представителей депутатского корпуса или Правительства РФ. Ежегодно в ЦБ проходят аудиторские проверки, заключения по которым предоставляются в ГД.
ЦБ возглавляет Совет директоров - коллегиальный орган, состоящий из 12 членов, работающих на постоянной основе. Члены Совета директоров назначаются на должность сроком на 4 года ГД по представлению Председателя ЦБ, согласованному с Президентом РФ. Совет директоров обязан проводить заседания не реже 1 раза в месяц, хотя традиционно заседания проводятся каждую неделю. Заседание назначается Председателем ЦБ, лицом, его замещающим, или по требованию не менее 3 членов Совета директоров. Возглавляет работу Совета Председатель ЦБ, который назначается на должность ГД сроком на 4 года. Кандидатуру на пост Председателя ЦБ предлагает ГД Президент РФ. Одно и то же лицо не может занимать должность председателя ЦБ более 3 сроков подряд. ЦБ образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В нее входят: центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия, учреждения и организации. в том числе подразделения безопасности. Территориальные учреждения ЦБ не имеют статуса юридического лица и не вправе принимать решения, носящие нормативный характер, они действуют на основании Положения. Полевые учреждения ЦБ предназначены для банковского обслуживания воинских частей, учреждений и организаций Минобороны, а также иных государственных органов и юридических лиц, обеспечивающих безопасность РФ и физических лиц, проживающих на территориях объектов, обслуживаемых полевыми учреждениями.
Классифицируя национальные банки, следует выделить три основные формы, в которых они могут быть образованы: а) акционерное общество, например, в Австрии и Швейцарии, б) юридическое лицо публичного права - Германия и Франция, в) особое объединение эмиссионных банков - США. С точки зрения традиции континентальной системы права наибольший интерес представляет собой Федеральная резервная система (ФРС), действующая в качестве национального банка США. ФРС была создана Законом о ФРС в 1913 г. для более безопасной и гибкой банковской и кредитно-денежной системы, получения процентов по коммерческим кредитам и улучшения контроля за банковской системой. ФРС не представляет собой единую организационную структуру; скорее это весьма сложный конгломерат из различных органов, объединенных общей целью деятельности.
Совет управляющих ФРС; Комитет по операциям на открытом рынке ФРС: 12 федеральных резервных банков. В ФРС также входит несколько консультативных советов. Совет управляющих ФРС состоит из 7 членов, назначаемых президентом США и утверждаемых Сенатом сроком на 14 лет. Председатель и вице-председатель Совета назначаются сроком на 4 года президентом США из числа членов Совета. Основной функцией Совета является формирование кредитно-денежной политики; установление резервных требований; контроль и регулирование деятельности банков; надзор за деятельностью банков. Совет управляющих осуществляет общее руководство за деятельностью 12 федеральных резервных банков. Их основными функциями являются: установление дисконтной ставки; предоставление банкам ссуд посредством "дисконтного окна"; выпуск наличных денег в обращение; осуществление инкассации и расчетные операции; работа с долгом Правительства США. Совет управляющих и федеральные резервные банки образуют Комитет по операциям на открытом рынке. В Комитет входят 7 управляющих от Совета управляющих и президенты 5 резервных банков.

Источник: Энциклопедия юриста

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
451.09 кб

Центральный банк развития

Миркин Яков
В статье дан анализ «пассивной и пессимистической» модели политики Банка России с середины 1990-х годов и возникших в связи с этим финансовых дисбалансов.
Читать PDF
385.28 кб

Независимость центрального банка

Моисеев С.Р.
Любому центральному банку нужны определенный институциональный статус, независимые полномочия. Эта проблема независимость центрального банка продолжает оставаться актуальной до сих пор.
Читать PDF
725.39 кб

Эволюция целей и задач центральных банков

Наркевич Сергей Сергеевич
В статье описывается эволюция целей, стоящих перед центральными банками.
Читать PDF
398.90 кб

Правовая природа Центрального Банка России

Клочков Д.А.
Диссертант рассматривает правовую природу и правовой статус Центрального Банка РФ. Приводятся определения понятия, основные задачи и функции ЦБ РФ, которые существенно влияют на экономическую политику РФ.
Читать PDF
104.52 кб

Статистическая практика центральных банков

Ключников М. В.
В практике статистического учета денежных и банковских индикаторов находят свое отражение различные методологии по составлению агрегированных показателей, а также принципы сбора, составления и предоставления готовых статистических
Читать PDF
164.96 кб

Проблемы права: статус Центрального Банка РФ

Булаков Олег Николаевич
Юридическая наука административного, финансового, конституционного, гражданского права столкнулась с проблемой правового статуса Центрального Банка РФ.
Читать PDF
1.57 мб

Встреча с председателем Центрального банка РФ

Читать PDF
308.11 кб

ЕВРОПЕЙСКИЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК: ИТОГИ 2017 ГОДА

Буторина Ольга Витальевна
Опубликованный 9 апреля 2018 г. годовой доклад Европейского центрально-го банка (ЕЦБ) за 2017 г. даёт комплексное представление о деятельности банка на фонеэкономических и финансовых событий прошлого года.
Читать PDF
505.74 кб

Политика Центрального банка в условиях кризиса

Айкашева Ю.А., Косых Д.А., Афанасьева Т.Н.
Описывается регулирование Центральным банком ключевой ставки рефинансирования в условиях экономического кризиса, и ее влияние на деятельность коммерческих банков.
Читать PDF
1.93 мб

“Мыльные пузыри” и политика центральных банков

С.Р. Моисеев
Читать PDF
336.11 кб

Финансовый кризис и политика Центрального Банка

Кавицкая Ирина Леонидовна
Целью данной работы является рассмотрение влияния мирового финансового кризиса на один из ключевых институтов финансового сектора Центральный Банк.
Читать PDF
208.16 кб

Механизм образования прибыли центральных банков

Сухарев А.Н.
В статье рассмотрена экономическая сущность прибыли центральных банков и механизм ее образования. Показано влияние денежно-кредитной политики центрального банка на его финансовый результат.
Читать PDF
735.70 кб

Структура процентной политики центрального банка

Раздроков Евгений Николаевич, Михайлюк Оксана Николаевна
В статье раскрывается содержание основных элементов процентной политики центрального банка, показана их взаимосвязь.
Читать PDF
583.65 кб

Проблема адекватности резервов центрального банка

Моисеев С.Р.
Читать PDF
1.07 мб

Проблема дефинирования термина «Центральный банк»

Беспалова Ольга Викторовна
Исследование актуально в связи с тем, что понятие «центральный банк» является базовым, основополагающим и одинаково часто употребляется современными западными и российскими исследователями во множестве научных работ.

Похожие термины:

  • БАНК ЦЕНТРАЛЬНЫЙ

    см. Центральные банки.
  • ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    реализует денежно-кредитную политику РФ. Является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций, осуществляющим постоянный надзор за соблюдением ими банко
  • Центральный депозитарий Национального банка

    структурное подразделение Национального банка, выполняющее функции учета, клиринга и расчетов по операциям с ценными бумагами ("Концепция создания системы расчетов по операциям с ценными бумага