ДЕПУТАТ
Источник: Словарь по дисциплине Адвокатура. Проект www.vlgr.ranepa.ru
Источник: Гражданское право (терминологический словарь). 2018
Источник: Электоральная правовая политика современной России. Словарь-справочник. — Москва. Проспект. 2018.
Источник: Коррупция и антикоррупционная политика
Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.
Федеральный закон от 19.09.97 N 124-ФЗ, ст.2
Источник: Словарь юридических понятий (из актов Российского законодательства)
Источник: Теория государства и права в схемах и определениях
Источник: Большой юридический словарь
Источник: Юридический энциклопедический словарь.-2-е изд. — Москва Проспект 2016. — 1136 с.
устанавливается конституцией и специальными законами. Д. наделен значительными полномочиями. Руководствуется общегосударственными и местными интересами, выполняет наказы избирателей (если существует институт наказов избирателей), имеет право запроса во все государственные и общественное органы, предприятия, учреждения, организации. В большинстве демократических государств Д. работает в соответствующем представительном органе на профессиональной основе. По нынешней Конституции РФ не может быть отозван до истечения срока.
Источник: Экономика и право: словарь-справочник
Источник: Большой юридический словарь
В Российской Федерации правовое положение и порядок выборов Д. Определяются Конституцией РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации. Д. может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день выборов 21 года. Полномочия Д. начинаются со дня его избрания и прекращаются с момента начала работы соответствующего представительного органа нового созыва.
Формами депутатской деятельности являются: участие в работе законодательных (представительных) органов государственной власти, выборных органах местного самоуправления и их структурных подразделениях; выполнение поручений этих органов; работа с избирателями и др.
Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению
Источник: Словарь парламентских терминов
Источник: Юридическая энциклопедия
Д. может быть избран либо от территориального избирательного округа, либо по списку избирательного объединения. Д. может быть гражданин данного государства, минимальный возраст которого 18 лет - для Д. местных представительных органов, 21 год и выше (23, 25 лет и т.д.) - для Д. представительного органа субъекта федерации, парламента государства.
Значительная часть деятельности Д. осуществляется в представительном органе, в состав которого он избран. Д. участвует в его сессиях (заседаниях), имеет право вносить на его рассмотрение вопросы, проекты решений, участвовать в обсуждении, обладает правом решающего голоса и т.д. Он может входить в состав комитетов, комиссий и других органов, образуемых представительным органом. Кроме того, Д. часть своих задач осуществляет индивидуально - готовит проекты документов, работает с ними, принимает избирателей и представителей различных органов и объединений, участвует в парламентских слушаниях и др. Д. может также входить в депутатские объединения - фракции или группы. На заседании представительного органа Д. имеет право запроса (см. Депутатский запрос), обращения в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения. к предприятиям, учреждениям и организациям по вопросам, связанным с его депутатской деятельностью.
Д. принимает меры по обеспечению прав, свобод и законных интересов своих избирателей, рассматривает поступившие от них предложения, заявления и жалобы, способствует в пределах своих полномочий правильному и своевременному разрешению содержащихся в них вопросов; ведет прием граждан; изучает общественное мнение и при необходимости вносит предложения в компетентные государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения. Д. информирует избирателей о своей деятельности во время встреч с ними, а также через СМИ. Д. взаимодействует с политическими партиями, иными общественными объединениями. государственными органами и органами местного самоуправления.
В зависимости от принятой в государстве или на соответствующем уровне представительных органов модели существуют так называемый императивный и свободный мандаты Д.
При императивном мандате Д. связан волей и поручениями своих избирателей: а) при избрании он получает от них наказы - поручения общественно значимого характера; б) в ходе работы не только информирует избирателей, но и обязан перед ними регулярно отчитываться как о своей деятельности, так и деятельности представительного органа, в который избран, его комитетов и комиссий, в которых состоит, о выполнении наказов избирателей; в) избиратели могут отозвать Д., не оправдавшего их доверия или совершившего поступки, порочащие звание Д.
При свободном мандате Д. считается представителем (в соответствующем представительном органе) не конкретных избирателей, а народа страны, населения территории в целом. Он не связан поручениями (наказами) избирателей, не обязан отчитываться перед ними (хотя, и информирует о своей деятельности), а полномочия Д. не могут быть прекращены досрочно по решению, избирателей путем отзыва.
В РФ в настоящее время свободным мандатом обладают Д. ГД и многих законодательных собраний субъектов РФ. Однако у ряда из них, а также у Д. представительных органов местного самоуправления мандат включает элемент императивности - они могут быть отозваны досрочно голосованием избирателей, если не оправдали их доверия либо совершили неблаговидные поступки.
Д. обладает депутатской неприкосновенностью, не может нести ответственности за свои высказывания, связанные с выполнением депутатских полномочий (так называемый депутатский идемнитет). Законодательство может предусматривать несовместимость мандата Д. и той или иной должности - например, запрет для Д. ГД находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Д. имеет материальные гарантии своего статуса: право на возмещение расходов, связанных с выполнением обязанностей Д.; на освобождение от основной работы на период выполнения депутатских функций с сохранением рабочего места, на возвращение на прежнее место работы, если Д. выполнял свои полномочия в представительном органе На постоянной освобожденной основе, на зачет соответствующего времени в общий и непрерывный трудовой стаж; на бесплатный проезд и др.
Должностные лица и иные работники несут ответственность за невыполнение законных требований Д., неправомерное воздействие на них, посягательство на честь и достоинство, нарушения неприкосновенности.
Д. имеют удостоверения и нагрудные знаки, образцы которых утверждаются законом или решением соответствующего представительного органа.
Источник: Энциклопедия юриста
Д. в СССР – подлинные представители народа. Они избираются из кандидатов нерушимого блока коммунистов и беспартийных на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права (см.) при тайном голосовании. Д. в СССР может быть избран каждый гражданин СССР независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, вероисповедания, образовательного ценза, оседлости, социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности. Д. Верховного Совета СССР избираются лица, достигшие 23 лет, Д. Верховных Советов союзных и автономных республик – лица, достигшие 21 года, Д. местных Советов депутатов трудящихся – лица, достигшие 18 лет. Выборы происходят по избирательным округам. Право выставления кандидатов обеспечивается за общественными организациями и обществами трудящихся: коммунистическими партийными организациями, профсоюзами, кооперативными организациями, организациями молодежи, культурными обществами. Это право осуществляют как центральные органы общественных организаций и обществ трудящихся, так и их республиканские, краевые, областные и районные органы, равно как общие собрания рабочих и служащих по предприятиям и учреждениям, военнослужащих по воинским частям, общие собрания крестьян по колхозам и селам, рабочих и служащих совхозов по совхозам. Избранным считается кандидат, получивший абсолютное большинство голосов. Срок полномочий Д. Верховного Совета СССР и Верховных Советов союзных и автономных республик – 4 года, Д. местных Советов – 2 года.
Д. Верховного Совета СССР и Верховных Советов союзных и автономных республик обладают правом законодательной инициативы (см.) и правом запроса соответствующему Правительству или министру (см. Запрос депутата Верховного Совета), а также пользуются депутатской неприкосновенностью (см. Неприкосновенность депутата).
Д. в СССР – это государственные деятели, участвующие не только в принятии законов и решений Советов, членами которых состоят, но и в проведении этих законов и решений в жизнь. Д. должны обладать высокими политическими и деловыми качествами.
Д. обязан систематически поддерживать непосредственную связь со своими избирателями и отчитываться перед ними в своей деятельности. Он может быть в любое время отозван по решению большинства избирателей в установленном законом порядке. «Депутат должен знать, что он слуга народа..., и он должен вести себя по линии, по которой ему дан наказ народом» (Сталин И. В., Речи на предвыборных собраниях избирателей Сталинского избирательного округа г. Москвы, 1952, стр. 7).
В СССР Д. избираются из среды трудящихся лучшие представители народа, государственные деятели нового типа, до конца преданные делу строительства коммунизма.
Выборы Д. в Советы проходят в обстановке действительно всенародного праздника и являются яркой демонстрацией морально-политического единства советского народа, его безграничного доверия великой Коммунистической партии.
В странах народной демократии Д. также являются представителями народа и избираются из кандидатов Народных фронтов, руководимых рабочим классом этих стран в лице коммунистических и рабочих партий.
Противоположную картину представляют собой выборы и деятельность Д. в буржуазных странах, где Д., являющиеся в большинстве своем ставленниками монополистического капитала, перед избирателями не ответственны и избиратели не могут контролировать их деятельность. Буржуазные конституции не предоставляют избирателям права давать Д. обязательный для них наказ (императивный мандат). «Если взять капиталистические страны, то там между депутатами и избирателями существуют некоторые своеобразные, довольно странные отношения. Пока идут выборы, депутаты заигрывают с избирателями, лебезят перед ними, клянутся в верности, дают кучу всяких обещаний. Выходит, что зависимость депутатов от избирателей полная. Как только выборы состоялись и кандидаты превратились в депутатов,– отношения меняются в корне. Вместо зависимости депутатов от избирателей, получается полная их независимость. На протяжении 4-х или 5-ти лет, т. е. вплоть до новых выборов, депутат чувствует себя совершенно свободным, независимым от народа, от своих избирателей. Он может перейти из одного лагеря в другой, он может свернуть с правильной дороги на неправильную, он может даже запутаться в некоторых махинациях не совсем потребного характера, он может кувыркаться, как ему угодно, – он независим» (Сталин И. В., Речи на предвыборных собраниях избирателей Сталинского избирательного округа г. Москвы, 1952, стр. 6).
Буржуазия в капиталистических странах всячески стремится воспрепятствовать прогрессивной, направленной в защиту интересов народа деятельности Д.-коммунистов, которых народы этих стран избирают в органы государственной власти вопреки террору и махинациям реакционеров. Реакционные правящие круги империалистических государств нарушают депутатскую неприкосновенность, подвергают арестам, организуют покушения на жизнь разоблачающих их антинародную политику Д.-коммунистов, сторонников мира и других прогрессивных деятелей. Так, напр., на секретаря Французской компартии Жака Дюкло, Д. французского Национального собрания, неоднократно совершались покушения, в 1952 г. он подвергся аресту по ложному обвинению «в покушении на внутреннюю безопасность государства», и только мощная волна народного протеста вынудила французских реакционеров освободить его из тюрьмы.
Источник: Советский юридический словарь
Д. может быть избран либо от территориального избирательного округа, либо по списку избирательного объединения. Д., как правило, гражданин данного государства (если это предусмотрено международным договором государства, д. может быть избран гражданин государства, с которым заключен такой договор; например, в России это возможно для представительных органов местного самоуправления); возраст – обычно 18 лет для д. местных представительных органов, 21 год – для д., представительного органа субъекта федерации, парламента государства (в России – 21 год для депутата Государственной Думы).
Значительная часть деятельности д. осуществляется в представительном органе, в состав которого он избран. Д. участвует в сессиях (заседаниях) представительного органа, имеет право вносить вопросы на его рассмотрение, проекты решений, участвовать в обсуждении вопросов, обладает правом решающего голоса и т. д. Д. может входить в состав комитетов, комиссий и других органов, образуемых представительным органом. Кроме того, часть своих задач в представительном органе д. осуществляет индивидуально – готовит проекты документов, работает с ними, принимает избирателей и представителей различных органов и объединений, участвует в парламентских слушаниях и др. Д. может также входить в депутатские объединения – фракции или депутатские группы, если их образование признано целесообразным в данном представительном органе. Д. имеет право запроса, а также право депутатского обращения в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, к предприятиям, учреждениям и организациям по вопросам, связанным с его депутатской деятельностью.
Д. обязан поддерживать связь с избирателями. Он принимает меры по обеспечению прав, свобод и законных интересов своих избирателей, рассматривает поступившие от них предложения, заявления и жалобы, способствует в пределах своих полномочий правильному и своевременному разрешению содержащихся в них вопросов; ведет прием граждан; изучает общественное мнение и при необходимости вносит предложения в компетентные государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения. Д. информирует избирателей о своей деятельности во время встреч с ними, а также через средства массовой информации. Д. взаимодействует с политическими партиями, иными общественными объединениями, государственными органами и органами местного самоуправления.
В зависимости от принятой в государстве или на соответствующем уровне представительных органов модели существуюттак называемые императивный или свободный мандат д.
При императивном мандате д. связан волей и поручениями своих избирателей: при избрании он получает от них наказы – поручения общественно значимого характера; в ходе работы не только информирует избирателей, но и обязан перед ними регулярно отчитываться как о своей деятельности, так и о деятельности представительного органа, в который избран, его комитетов и комиссий, в которых состоит, о выполнении наказов избирателей; избиратели могут отозвать д., не оправдавшего их доверия или совершившего поступки, порочащие звание д.
В России на федеральном уровне в настоящее время наказы избирателей и отчеты депутатов не предусматриваются, в ряде субъектов РФ они закреплены в законодательстве. Что касается отзыва, его нет для д. Государственной Думы, д. подавляющего большинства представительных органов субъектов РФ. В законодательстве о местном самоуправлении право отзыва д. записывается, но на деле не используется.
При свободном мандате д. считается представителем в соответствующем представительном органе не конкретных избирателей, а народа страны, населения территории в целом. Он не связан поручениями (наказами) избирателей, не обязан отчитываться перед ними (хотя и информирует о своей деятельности), а полномочия д. не могут быть прекращены досрочно по решению избирателей путем отзыва. Вместе с тем при избрании д. по спискам политических партий привело к введению зависимости д. от партий. Д. обязаны следовать решениям фракций в представительных органах, противном случае фракции вправе исключить д. из своего состава, что ведет к прекращению полномочий д.
Д. обладает, в зависимости от уровня представительного органа, в который избран, депутатской неприкосновенностью (депутатским иммунитетом) или отдельными ее элементами (см. Депутатская неприкосновенность). Д. не может нести ответственности за свои высказывания, связанные с выполнением депутатских полномочий (см. Депутатский индемнитет). Законодательство может предусматривать несовместимость мандата д. и какойто должности – например, запрет для д. Государственной Думы находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности (ст. 97 Конституции РФ).
Д. может иметь определенные материальные гарантии своего статуса: право на возмещение расходов, связанных с выполнением обязанностей д.; на освобождение от основной работы на период выполнения депутатских функций с сохранением рабочего места, на возвращение на прежнее место работы, если д. выполнял свои полномочия в представительном органе на постоянной освобожденной основе, на зачет соответствующего времени в общий и непрерывный трудовой стаж; на бесплатный проезд на общественном транспорте на территории представительного органа (кроме такси) и др.
Должностные лица и иные работники несут ответственность за невыполнение законных требований д., неправомерное воздействие на д., посягательство на честь и достоинство д.
Д. имеют удостоверения и нагрудные знаки, образцы которых утверждаются законом или решением соответствующего представительного органа.
Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.
Д. может быть избран либо от территориального избирательного округа либо по списку избирательного объединения. Д. может быть гражданин данного государства в возрасте, обычно, 18 лет для местных представительных органов, 21 года и более - для парламента государства, представительного органа субъекта федерации.
Значительная часть деятельности Д. осуществляется в представительном органе, в состав которого он избран. Д. участвует в сессиях (заседаниях) представительного органа, имеет право вносить вопросы на его рассмотрение, проекты решений, участвовать в обсуждении вопросов, обладает правом решающего голоса и т. д. Д. может входить в состав комитетов, комиссий и других подразделений, образуемых представительным органом. Кроме того, часть своих задач в представительном органе Д. осуществляет индивидуально: готовит проекты документов, работает с ними, принимает избирателей и представителей различных органов и объединений, участвует в парламентских слушаниях и др. Д. может также входить в депутатские объединения - фракции или депутатские группы, если их образование признано целесообразным в данном представительном органе. На заседании представительного органа Д. имеет право запроса (см.: запрос депутатский) и индивидуального депутатского обращения в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, к предприятиям, учреждениям и организациям по вопросам, связанным с его депутатской деятельностью.
Д. обязан поддерживать связь с избирателями. Он принимает меры по обеспечению прав, свобод и законных интересов своих избирателей, рассматривает поступившие от них предложения, заявления и жалобы, способствует в пределах своих полномочий правильному и своевременному разрешению содержащихся в них вопросов; ведет прием граждан; изучает общественное мнение и при необходимости вносит предложения в компетентные государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения. Д. информирует избирателей о своей деятельности во время встреч с ними, а также через средства массовой информации. Д. взаимодействует с политическими партиями, иными общественными объединениями, государственными органами и органами местного самоуправления.
В зависимости от принятой в государстве или на соответствующем уровне представительных органов модели, существуют так называемые императивный и сводный мандаты Д.
При императивном мандате Д. связан волей и поручениями своих избирателей: а) при избрании он получает от них наказы - поручения общественно значимого характера; б) в ходе работы он обязан не только информировать избирателей, но и регулярно отчитываться перед ними как о своей деятельности, так и деятельности представительного органа, в который избран, его комитетов и комиссий, в которых состоит, о выполнении наказов избирателей; в) избиратели могут отозвать Д., не оправдавшего их доверия или совершившего поступки, порочащие звание Д. В Российской Федерации в настоящее время наказов избирателей и отчетов депутатов на федеральном уровне не существует. Что касается отзыва, он не применяется к депутатам Государственной Думы (ГД), многих представительных органов субъектов РФ; однако в некоторых субъектах, а также на уровне местного самоуправления право отзыва депутатов избирателями нередко закрепляется.
При свободном мандате Д. считается представителем в соответствующем представительном органе не конкретных избирателей, а народа страны, населения территории в целом. Он не связан поручениями (наказами) избирателей, не обязан отчитываться перед ними (хотя и информирует их о своей деятельности), а полномочия депутата не могут быть прекращены по решению избирателей досрочно путем отзыва.
В Российской Федерации в настоящее время свободный мандат существует в наиболее четком виде для Д. ГД: они не получают наказов избирателей, не отчитываются перед ними (вместо этого практикуется информирование избирателей), не могут быть отозваны голосованием избирателей. Некоторые политические партии при подготовке проекта закона о статусе Д. ГД настаивали на том, чтобы полномочия Д., избранного в ГД по спискам политических партий и движений, досрочно прекращались по решению руководства этих общественных объединений, если Д. утратил доверие партии, движения, вышел из них и т. п. Однако это предложение не прошло.
У Д. многих законодательных собраний субъектов РФ - также свободный мандат. Однако у Д. ряда законодательных собраний субъектов, а также у Д. представительных органов местного самоуправления мандат имеет элемент императивности: они могут быть отозваны досрочно голосованием избирателей, если не оправдали их доверия либо совершили неблаговидные поступки.
Д. обладает депутатской неприкосновенностью (депутатским иммунитетом), не может нести ответственность за свои высказывания, связанные с выполнением депутатских полномочий (см.: депутатский индемнитет). Законодательство может предусматривать несовместимость мандата Д. с какой-либо иной должностью: например, запрет для Д. ГД находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности (ст.97 Конституции РФ).
Д. имеет определенные материальные гарантии своего статуса: право на возмещение расходов, связанных с выполнением обязанностей Д.; на освобождение от основной работы на период выполнения депутатских функций с сохранением рабочего места, на возвращение на прежнее место работы, если Д. выполнял свои полномочия в представительном органе на постоянной освобожденной основе, на зачет соответствующего времени в общий и непрерывный трудовой стаж; на бесплатный проезд на общественном транспорте (кроме такси) на территории представительного органа и др.
Должностные лица и иные работники несут ответственность за невыполнение законных требований Д., неправомерное воздействие на Д., посягательство на честь и достоинство Д., нарушение неприкосновенности Д.
Д. имеет удостоверение и нагрудный знак, образцы которых утверждаются законом или решением соответствующего представительного органа. (С. А.)
В соответствии с требованиями Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ, не менее половины депутатских мандатов в избираемом на муниципальных выборах представительном органе муниципального района, городского округа с численностью 20 и более депутатов распределяются в соответствии с законодательством о выборах между списками кандидатов, выдвинутыми политическими партиями (их региональными отделениями или иными структурными подразделениями), пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов. Законом субъекта Российской Федерации могут быть определены условия применения видов избирательных систем в иных муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств.
Депутаты представительного органа муниципального образования, избранные в составе списков кандидатов, выдвинутых политическими партиями (их региональными отделениями или иными структурными подразделениями), входят в депутатские объединения (во фракции). Фракция включает в себя всех депутатов (депутата), избранных (избранного) в составе соответствующего списка кандидатов. Во фракции могут входить также депутаты, избранные по одномандатным или многомандатным избирательным округам, и депутаты (депутат), избранные (избранный) в составе списка кандидатов политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), указанной в части 3 настоящей статьи.
Порядок деятельности фракций устанавливается законом субъекта Российской Федерации и (или) регламентом либо иным актом представительного органа муниципального образования. В случае прекращения деятельности политической партии в связи с ее ликвидацией или реорганизацией деятельность ее фракции в представительном органе муниципального образования, а также членство депутатов в этой фракции прекращается со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи.
Депутат, избранный в составе списка кандидатов, выдвинутого политической партией (ее региональным отделением или иным структурным подразделением), не вправе выйти из фракции, в которой он состоит. Указанный депутат может быть членом только той политической партии, в составе списка кандидатов которой он был избран.
Депутат, избранный по одномандатному или многомандатному избирательному округу и входящий во фракцию, или депутат, избранный в составе списка кандидатов политической партии и входящий во фракцию, может быть членом только той политической партии, во фракцию которой он входит.
Депутат, избранный в составе списка кандидатов политической партии и вступивший в политическую партию, которая имеет свою фракцию в представительном органе муниципального образования, входит в данную фракцию и не вправе выйти из нее. Несоблюдение требований влечет за собой прекращение депутатских полномочий.
В соответствии с требованиями Избирательного кодекса города Москвы к распределению мандатов депутатов муниципального Собрания по муниципальному избирательному округу допускаются выдвинутые избирательными объединениями муниципальные списки кандидатов, каждый из которых получил 5 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по муниципальному избирательному округу, если указанных списков не менее чем два, а за все указанные списки было подано в совокупности более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по муниципальному избирательному округу. В этом случае иные муниципальные списки кандидатов к участию в распределении депутатских мандатов по муниципальному избирательному округу не допускаются.
Если за муниципальные списки кандидатов, каждый из которых получил 5 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по муниципальному избирательному округу, было подано в совокупности 50 или менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по муниципальному избирательному округу, к распределению депутатских мандатов допускаются указанные муниципальные списки кандидатов, а также последовательно в порядке убывания числа поданных голосов избирателей муниципальные списки кандидатов, выдвинутые избирательными объединениями, получившие менее 5 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по муниципальному избирательному округу, до того, как общее число голосов избирателей, поданных за муниципальные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов, не превысит в совокупности 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Если за один муниципальный список кандидатов подано более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по муниципальному избирательному округу, а остальные муниципальные списки кандидатов получили менее 5 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по муниципальному избирательному округу, к участию в распределении депутатских мандатов допускается также муниципальный список кандидатов, который получил наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании по муниципальному избирательному округу, среди муниципальных списков кандидатов, получивших менее 5 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по муниципальному избирательному округу.
Соответствующая избирательная комиссия после определения результатов выборов извещает об этом зарегистрированного кандидата, избранного депутатом. После чего он обязан в пятидневный срок представить в соответствующую избирательную комиссию копию приказа (иного документа) об освобождении его от обязанностей, несовместимых со статусом депутата, либо копии документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей. Если зарегистрированный кандидат, признанный избранным по результатам голосования за список кандидатов, не выполнит указанное требование, он исключается из списка кандидатов, а его депутатский мандат передается другому зарегистрированному кандидату в порядке, предусмотренном законом.
Если зарегистрированный кандидат, избранный депутатом по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, не выполнит указанное требование, соответствующая избирательная комиссия отменяет свое решение о признании кандидата избранным. Законом может быть предусмотрено, что если кандидат без вынуждающих к тому обстоятельств не сложил с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата, в результате чего назначены повторные выборы, этот кандидат должен полностью или частично возместить соответствующей избирательной комиссии произведенные ею расходы, связанные с проведением повторных выборов. Соответствующий закон должен также содержать перечень обстоятельств, при которых указанное возмещение не производится.
В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в уставах муниципальных образований определяются структура и порядок формирования органов местного самоуправления, а также срок полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления, членов других выборных органов местного самоуправления.
Муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования. В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом. Итоги и определение результатов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ.
Численность депутатов представительного органа поселения, в том числе городского округа, определяется его уставом в зависимости от численности населения:
— 7 человек — при численности населения менее 1000 человек;
— 10 человек — при численности населения от 1000 до 10 000 человек;
— 15 человек — при численности населения от 10 000 до 30 000 человек;
— 20 человек — при численности населения от 30 000 до 100 000 человек;
— 25 человек — при численности населения от 100 000 до 500 000 человек;
— 35 человек — при численности населения свыше 500 000 человек.
Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек.
Численность депутатов представительного органа внутригородской территории города федерального значения определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 10 человек.
З. М. Зотова
Список литературы
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г.
№ 131-ФЗ.
Избирательный кодекс города Москвы. Закон города Москвы № 38 от 06 июля 2005 года.
Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 21.07.2005 г. № 93-ФЗ.
Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: учебник для вузов. — М.: Норма, 2003.
Муниципальные выборы: практика, проблемы. Сборник. ЦИК РФ. — М., 2005.
Источник: Местное самоуправление: энциклопедия
На федеральном уровне депутатский корпус представлен депутатами Государственной Думы Федерального Собрания. Их статус определяется Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 8 мая 1994 г. "О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
Депутат Государственной Думы, как представитель народа, избранный в соответствии с федеральным законом о выборах депутатов в нижнюю палату парламента, уполномочен осуществлять в Государственной Думе законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Депутат Государственной Думы осуществляет свои полномочия на постоянной основе и не вправе: а) быть депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, выборным должностным лицом иного органа государственной власти или органа местного самоуправления; б) находиться на государственной или муниципальной службе; в) заниматься предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности; г) состоять членом органа управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации.
Срок полномочий депутата Государственной Думы начинается со дня его избрания и прекращается со дня начала работы Государственной Думы нового созыва, за исключением установленных законом случаев досрочного прекращения депутатских полномочий. К последним отнесены следующие основания: а) утрата депутатом гражданства Российской Федерации либо приобретение гражданства иностранного государства; б) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося депутатом; в) признание депутата недееспособными на основании решения суда, вступившего в законную силу; г) признание депутата безвестно отсутствующим либо объявление его умершим на основании решения суда, вступившего в законную силу; д) смерти депутата; е) призыва депутата на военную службу с его согласия. Полномочия депутата Государственной Думы прекращаются также в случаях: а) письменного заявления депутата о сложении своих полномочий; б) избрания депутата Государственной Думы депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, выборным должностным лицом иного органа государственной власти или органа местного самоуправления; в) поступления депутата на государственную или муниципальную службу, вхождения его в состав органа управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации, занятия им предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности; г) роспуска Государственной Думы в случаях, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
Названный Федеральный закон к формам депутатской деятельности относит: а) участие в заседаниях Государственной Думы и в совместных заседаниях палат Федерального Собрания Российской Федерации; б) участие в работе комитетов и комиссий Государственной Думы; в работе согласительных комиссий, создаваемых Государственной Думой; в) участие в выполнении поручений Государственной Думы и ее органов; г) участие в парламентских слушаниях; д) внесение законопроектов в Государственную Думу; е) внесение парламентского запроса (запроса Государственной Думы), запроса депутата Государственной Думы (депутатского запроса); ж) обращение с вопросами к членам Правительства Российской Федерации на заседании Государственной Думой; з) обращение к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан; и) работа с избирателями; к) участие в работе депутатских объединений - фракций и депутатских групп в Государственной Думе. Деятельность депутата Государственной Думы может осуществляться также в иных формах, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и регламентом Государственной Думы.
В целях беспрепятственного и эффективного осуществления депутатами Государственной Думы своих полномочий предусматриваются правовые, социальные и иные гарантии депутатской деятельности.
Депутат Государственной Думы обладает неприкосновенностью в течение всего срока своих полномочий. Он без согласия Государственной Думы не может быть: а) привлечен к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке; б) задержан, арестован, подвергнут обыску (кроме случаев задержания на месте преступления) или допросу; в) подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Неприкосновенность депутата Государственной Думы распространяется на занимаемые им жилые и служебные помещения, используемые им личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие ему документы и багаж, на его переписку.
В случае возбуждения уголовного дела или начала производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, в отношении действий депутата Государственной Думы, орган дознания или следователь в трехдневный срок сообщает об этом Генеральному прокурору Российской Федерации. Если уголовное дело возбуждено или производство по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, начато в отношении действий депутата Государственной Думы, связанных с осуществлением ими своих полномочий, Генеральный прокурор Российской Федерации в недельный срок после получения сообщения органа дознания или следователя обязан внести в Государственную Думу представление о лишении депутата неприкосновенности. После окончания дознания, предварительного следствия или производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, дело также не может быть передано в суд без согласия Государственной Думы.
Депутат Государственной Думы не может привлекаться к уголовной или административной ответственности за высказывание мнения или выражение позиции при голосовании и другие действия, соответствующие статусу депутата Государственной Думы, в том числе по истечении срока его полномочий.
В качестве социальных гарантий деятельности депутата Государственной Думы законом установлены: а) ежемесячное денежное вознаграждение и иные выплаты, предусмотренные законом; б) ежегодный оплачиваемый отпуск; в) зачисление времени осуществления полномочий депутата Государственной Думы в стаж федеральной государственной службы; г) медицинское, санаторно-курортное обслуживание депутата и членов его семьи; д) пенсионное обеспечение, в том числе пенсионное обеспечение членов его семьи в случае смерти депутата; е) обязательное государственное страхование на случай причинения вреда его здоровью и имуществу; ж) обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период исполнения депутатом своих полномочий; з) жилищно-бытовое обеспечение депутата, не имеющего жилой площади в городе Москве; и) иные социальные гарантии в соответствии с законом.
Законодательные представительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации состоят из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Депутаты также осуществляют представительные, законодательные и иные полномочия, установленные конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации. Статус, срок и порядок осуществления полномочий депутатами региональных представительных органов власти определяется законами субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В состав представительных органов местного самоуправления входят депутаты, чей статус определяется уставами муниципальных образований и иными нормативными правовыми актами местного самоуправления, принимаемыми в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Неприкосновенность депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти и депутатов представительных органов местного самоуправления может устанавливаться только федеральными законами. Это следует из конституционного разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами, в соответствии с которым уголовное и уголовно-процессуальное законодательство отнесено к исключительному федеральному ведению, а административное и административно-процессуальное - к совместному ведению. Конституция Российской Федерации предусматривает издание по предметам ведения Российской Федерации федеральных законов, а по предметам совместного ведения - федеральных законов и принятие в соответствие с ними законов субъектов Российской Федерации. На основании указанных положений Конституционный Суд России при рассмотрении дела по проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного Закона) Тамбовской области указал, что законодательство субъекта Российской Федерации не может исключать возможность привлечения депутата к уголовной либо административной ответственности, установленной федеральным законодательством, и тем самым устанавливать какой-либо иной порядок осуществления правосудия и судопроизводства, чем тот, который предусмотрен Конституцией Российской Федерации и федеральным законом (См.: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10 декабря 1997 года N19-П "По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Тамбовской области" / Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N51. Ст. 5877).
Положения о неприкосновенности депутатов представительных органов местного самоуправления содержатся в Федеральном законе от 28 августа 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В соответствии с ними депутаты органов местного самоуправления на территории муниципального образования не могут быть задержаны (за исключением случаев задержания на месте преступления), подвергнуты обыску по месту жительства или работы, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия прокурора субъекта Российской Федерации.
Законодательство о выборах и референдумах предусматривает некоторые особенности правового регулирования участия депутатов в подготовке и проведении выборов и референдума. Например, ст. 24 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" устанавливается запрет на одновременное осуществление полномочий члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса и депутатских полномочий. В то же время ст. 25 названного закона наделяет депутатов правом обращения в суд с заявлениями о расформировании избирательных комиссий. В качестве одной из гарантий равного статуса кандидатов нормами ст. 28 запрещается лицам, замещающим государственные или муниципальные должности, использовать преимущества своего служебного или должностного положения. При этом в законе содержится специальная оговорка, что соблюдение перечисляемых в нем ограничений не должно препятствовать выполнению депутатами своих обязанностей перед избирателями.
Источник: Российское избирательное право от А до Я