ДУХОВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ДУХОВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ
изданный Петром I в 1721 г. акт, которым определялось положение православной церкви в Русском феодальном государстве. Автором Д. р. был ближайший сотрудник и единомышленник Петра I епископ Феофан Прокопович, давший в Д. р. подробную политическую мотивировку новому устройству церкви. Согласно Д. р., взамен патриаршества, вызывавшего у Петра I опасения вмешательства реакционного духовенства в лице патриарха в его реформаторскую деятельность, учреждалась духовная коллегия (см. Коллегии). В ней было сосредоточено духовное управление. По настойчивому требованию духовенства духовная коллегия была переименована в святейший правительствующий синод (см.). Главой церкви в России был объявлен царь. Д. р. лишил церковь возможности претендовать на приоритет перед государством («папежский дух») или участие в управлении государством. Издание Д. р. знаменовало не только оформление светского государства, независимого от опеки церкви, но и подчинение церкви государству.

Источник: Советский юридический словарь

ДУХОВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ
основной документ, принятый 25 января 1721 и определявший содержание Петровской реформы церковного управления. Полное его название «Регламент или устав духовныя коллегии, по которому знать долженства своя и всех духовных чинов, також и мирских лиц, поелику оные управлению духовному подлежат, и притом в отправлении дел своих поступать имеет». Важное новшество, внесенное регламентом, — замена единоличной и относительно независимой патриаршеской власти «духовной коллегией», назначавшейся императором, таким образом церковь окончательно была подчинена светской власти. Проект регламента был составлен Феофаном Про- коповичем по поручению Петра I, однако он подвергся существенным исправлениям и добавлениям императора. В окончательном виде Д.р. не всегда имеет форму закона: некоторые места его похожи на политический трактат с апологией нового порядка и язвительным бичеванием старой жизни духовенства. В февр. 1720 проект был вынесен на обсуждение Сената, в заседание которого были приглашены провинциальные церковные чины, находившиеся в то время в Петербурге. После одобрения сенаторами и духовенством документ был отправлен в Москву, Казань и Вологду для одобрения на съездах других церковных чинов. К концу 1720 все подписи были собраны. После преодоления сопротивления местоблюстителя патриаршего престола документ был опубликован осенью 1721. Д.р. состоял из трех частей. Первая определяла новое коллегиальное устройство духовного управления, обосновывала его законность и необходимость. Ссылка на Генеральный регламент определяла порядок деятельности этого управления применительно к светским коллегиям. Во второй части Д.р. была определена компетенция Синода, третья — посвящена обязанностям отдельных духовных лиц. Документ не охватывал все виды отношений между церковными учреждениями и новой администрацией; он касался в основном иерархов, почти не рассматривал вопросы, связанные с белым духовенством и монашеством. Соответственно вскоре Синод разработал «Прибавление к регламенту о правилах причта церковного и чина монашеского». Исправленное Петром, оно было издано в 1722 и подробно определяло условия и порядок вступления в сан священника, обязанности священника по отношению к прихожанам, духовному начальству и светской власти, порядок поступления в монашество, правила монастырской жизни. Лит.: Духовный регламент. ПСЗ-1.Т. VI. № 5718; Прибавление к регламенту ПСЗ- 1.Т. VII. № 4022; Кедров Н.И. Духовный регламент в связи с преобразовательной деятельностью Петра Великого. М., 1886. Л.Е. Лаптева

Источник: Юридическая энциклопедия

Реклама