Единоначалия и коллегиальности психология

Найдено 1 определение
Единоначалия и коллегиальности психология
Характеризует важнейший признак управленческой деятельности, сочетание личного применение властных полномочий руководителем с опорой на коллективные методы управления. Правильное сочетание является фактором, характеризующим в целом организацию управления, стиль руководства и эффективность деятельности ПОО, состояние социально-психологического климата. В практике управления ПОО встречаются четыре типа отступлений от оптимального сочетания единоначалия и коллегиальности: 1) администрирование - руководитель стремится командовать без опоры на заместителей, коллегиальные органы управления (коллегии), только единолично и самостоятельно. Выяснено, что причиной такого управления являются личностные качества руководителя: неадекватная индивидуальная концепция руководства коллективом; завышенные самооценка и уровень притязаний; карьеристские и эгоистические мотивы; властолюбие; неуважение к подчиненным и недоверие к их квалификации и др. Опора на личное единовластие и уверенность в своей непогрешимости сочетаются с детальной регламентацией деятельности подчиненных, введением дополнительных форм контроля, грубым «давлением» на подчиненных без учета их индивидуальных особенностей, условий службы и быта; 2) увлечение заседаниями, совещаниями, обсуждениями и дискуссиями. Здесь проявляется стремление руководителя к коллективной работе, но оно часто не приводит к положительным результатам в силу чрезмерной потери времени на коллективные формы работы, недостатков планирования частоты и времени коллегиальной работы и т.п. 3) уход от персональной ответственности под прикрытием коллегиальности. Все руководители ПОО знают о персональной ответственности, однако практика показывает, что некоторые из них пытаются прикрыться «щитом» коллегиального решения. Наиболее распространенные психологические причины такого поведения – слабохарактерность руководителя, повышенная мнительность и тревожность, боязнь получить взыскание, неадекватное восприятие намерений вышестоящего звена управления; 4)мнимая коллегиальность (квазиколлегиальность). Если оценивать управление ПОО по внешним, лежащим на поверхности параметрам, то можно прийти к выводу, что руководитель с таким стилем работы сочетает коллегиальность и единоначалие. Собираются совещания, заседания, проводятся собрания, назначаются комиссии. Однако при более глубоком рассмотрении становится ясно, что все это делается «для вида», потому что с руководителя «за это спрашивают». В действительности он ни с кем не советуется по важнейшим вопросам, а все решения принимает единолично. На коллегиальное обсуждение выносятся второстепенные, а то и третьестепенные вопросы.
 Исследования показывают, что при нарушении пропорций в сочетании единоначалия и коллегиальности возникают отрицательные психологические последствия: психологические барьеры, напряженность между руководителем и подчиненными; противоречия в целях деятельности руководителя и коллектива сотрудников; скрытность, недоверие и круговая порука; культ одного руководителя; злоупотребления руководителя властью; снижение персональной ответственности; уход руководителя от ответственности и прикрытие личных недостатков в работе стремлением к коллегиальности.
 ( А.И. Папкин )
Литература: Столяренко А.М. Психологические и педагогические проблемы управления в МВД, УВД: Учебное пособие. – М., 1982

Источник: Энциклопедия современной юридической психологии

Реклама