принцип управления, при котором руководство осуществляется группой уполномоченных лиц (коллегией), каждое из которых несет персональную ответственность за определенную сферу деятельности.
КОЛЛЕГИАЛЬНОСТЬ
КОЛЛЕГИАЛЬНОСТЬ
Источник: Большой юридический словарь
КОЛЛЕГИАЛЬНОСТЬ
принцип организации деятельности органов исполнительной власти, сущность которого заключается в коллегиальном (совместном) обсуждении вопросов сотрудниками этих органов и принятии по ним коллегиального решения (как правило, путем голосования).
КОЛЛЕГИАЛЬНОСТЬ
принцип управления, форма обсуждения и принятия управленческих решений группой уполномоченных лиц (коллегией), каждое из которых несет персональную ответственность за определенную сферу деятельности, с учетом общего мнения участвующих в обсуждении.
Источник: Экономика и право: словарь-справочник
КОЛЛЕГИАЛЬНОСТЬ
форма организации управленческой деятельности. Проявляется в форме организационного устройства государственных органов и в форме их деятельности. Коллегиальными органами исполнительной власти являются органы общей компетенции — Правительство РФ, правительства республик в составе РФ и некоторых других субъектов Федерации. К числу коллегиальных органов относятся также некоторые органы исполнительной власти, осуществляющие функциональное регулирование в определенной сфере деятельности — отдельные государственные комитеты РФ. Коллегиальными консультативными и координирующими органами, действующими в сфере исполнительной власти, являются межведомственные комиссии, правительственные комиссии, консультативные комиссии и советы при Президенте РФ, при Правительстве РФ и иных органах исполнительной власти. К. как форма деятельности применяется и в органах исполнительной власти, функционирующих на основе единоначалия (коллегии в министерствах, федеральных службах). Л А. Сергиенко
Источник: Юридическая энциклопедия
КОЛЛЕГИАЛЬНОСТЬ
принцип деятельности государственных органов, при котором в процессе обсуждения вопросов учитывается мнение каждого участвующего в заседании или собрании. Коллегиальность необходима для обсуждения вопросов: она устраняет возможность принятия однобоких решений. «Единоличные решения всегда или почти всегда – однобокие решения. Во всякой коллегии, во всяком коллективе, имеются люди, с мнением которых надо считаться... Каждый имеет возможность исправить чье-либо единоличное мнение, предложение. Каждый имеет возможность внести свой опыт. Если бы этого не было, если бы решения принимались единолично, мы имели бы в своей работе серьезнейшие ошибки» (Сталин И. В., Соч., т. 13, стр. 107).
Учреждения и организации, принимающие решения в порядке К-, являются коллегиально действующими. Сущность этого порядка состоит в том, что решения по каждому вопросу принимаются по большинству голосов лиц, присутствующих и имеющих право решающего голоса в данном заседании (собрании) учреждения или организации.
В Советском государстве к числу гос. органов, коллегиально решающих вопросы своей компетенции, относятся: высшие и местные органы гос. власти – Верховные Советы, Президиумы Верховных Советов, местные Советы депутатов трудящихся и их постоянные комиссии; исполнительные и распорядительные органы гос. власти – Советы Министров и исполнительные комитеты местных Советов. Суды всех систем также принимают решения и выносят приговоры коллегиально.
От коллегиально действующих учреждений отличаются учреждения, построенные на основе единоначалия (см.). В некоторых из этих учреждений, напр, министерствах, существуют коллегии. Коллегии министерств (см.) обеспечивают коллегиальное обсуждение вопросов, но наличие их не противоречит принципу единоличного руководства. Коллегиальность в предварительном обсуждении вопросов не исключает личной ответственности руководителя коллегии и членов этой коллегии за принятие решений. Исполнение решений также всегда связано с личной ответственностью каждого исполнителя.
Учреждения и организации, принимающие решения в порядке К-, являются коллегиально действующими. Сущность этого порядка состоит в том, что решения по каждому вопросу принимаются по большинству голосов лиц, присутствующих и имеющих право решающего голоса в данном заседании (собрании) учреждения или организации.
В Советском государстве к числу гос. органов, коллегиально решающих вопросы своей компетенции, относятся: высшие и местные органы гос. власти – Верховные Советы, Президиумы Верховных Советов, местные Советы депутатов трудящихся и их постоянные комиссии; исполнительные и распорядительные органы гос. власти – Советы Министров и исполнительные комитеты местных Советов. Суды всех систем также принимают решения и выносят приговоры коллегиально.
От коллегиально действующих учреждений отличаются учреждения, построенные на основе единоначалия (см.). В некоторых из этих учреждений, напр, министерствах, существуют коллегии. Коллегии министерств (см.) обеспечивают коллегиальное обсуждение вопросов, но наличие их не противоречит принципу единоличного руководства. Коллегиальность в предварительном обсуждении вопросов не исключает личной ответственности руководителя коллегии и членов этой коллегии за принятие решений. Исполнение решений также всегда связано с личной ответственностью каждого исполнителя.
Источник: Советский юридический словарь
КОЛЛЕГИАЛЬНОСТЬ
принцип коллективного обсуждения и (или) решения вопросов, относящихся к компетенции данного органа. К. позволяет при обсуждении вопросов учесть весь спектр мнений, вариантов проектов управленческих решений, аккумулировать знания и коллективный опыт членов коллегиального органа, учитывать интересы структурных подразделений органа и социальных групп, представители которых входят в состав коллегиального органа. Коллективными органами являются правительство, государственные комитеты и другие структуры государственной власти. К.представительной и судебной власти - конституционный принцип законотворчества и отправления правосудия. По правовому статусу коллегии являются совещательными органами. Решения коллегий, как правило, проводятся в жизнь приказами (распоряжениями) руководителей. Численность коллегии федеральных органов государственной власти определяется Правительством РФ. В состав коллегии по должности входят руководители и их заместители. Коллегия формируется Правительством РФ по представлению руководителя из числа заведующих (начальников) ведущих структурных подразделений органа, его территориальных подразделений, ведущих ученых и специалистов отрасли в количестве не более 5 человек. Полномочия между членами коллегии распределяются ее председателем, которым по должности является руководитель органа. Одна из форм К. в государственном управлении - создание консультативных и координационных органов.
При Президенте РФ могут создаваться в качестве консультативных коллегиальных органов комиссии и советы, которые предварительно рассматривают вопросы и готовят по ним в соответствии с их компетенцией предложения для Президента. Коллегиальные совещательные органы формируются и при коллегиальных органах. Например, при Правительстве РФ могут создаваться консультативные и координационные органы в виде комиссий со статусом правительственных и межведомственных. Министерства и другие федеральные органы исполнительной власти вправе образовывать коллегиальные совещательные координационные органы в виде межведомственных комиссий и межведомственные советы.
При Президенте РФ могут создаваться в качестве консультативных коллегиальных органов комиссии и советы, которые предварительно рассматривают вопросы и готовят по ним в соответствии с их компетенцией предложения для Президента. Коллегиальные совещательные органы формируются и при коллегиальных органах. Например, при Правительстве РФ могут создаваться консультативные и координационные органы в виде комиссий со статусом правительственных и межведомственных. Министерства и другие федеральные органы исполнительной власти вправе образовывать коллегиальные совещательные координационные органы в виде межведомственных комиссий и межведомственные советы.
Источник: Энциклопедия юриста