ПАРЛАМЕНТ
1. Высший представительный и законодательный орган власти во многих государствах, формируемый полностью или главным образом на выборных началах.
2.Высшее судебное учреждение в средневековой Франции.
Источник: Словарь терминов по истории государства и права зарубежных стран
Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.
Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению
Источник: Большой юридический словарь
Источник: Экономика и право: словарь-справочник
Для руководства своей работой однопалатный П. и каждая из палат двухпалатного П. избирают своего председателя и его заместителей. П. (палата) формирует также свои комитеты и комиссии для ведения законопроектной функции и содействия в реализации иных функций П.
В условиях многопартийной системы депутаты П. (палаты) объединяются по признаку партийной принадлежности в парламентские фракции. Другой формой объединения депутатов являются депутатские группы, которые могут образовываться как по политическому, так и по территориальному признаку.
Важнейшим актом, устанавливающим внутренний порядок (процедуру) деятельности П. или его отдельной палаты, является их регламент.
Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению
Источник: Словарь терминов (глоссарий) по истории государства и права зарубежных стран
Источник: Большой юридический словарь
П. выступает органом консолидации различных слоев и групп населения, регионов государства.
П. бывают однопалатные и двухпалатные (реже может быть и большее число палат). В двухпалатном П. одна палата построена по принципу общенародного представительства. Ее депутаты избираются по территориальным избирательным округам, на которые разбивается территория государства (мажоритарная избирательная система), либо по пропорциональной избирательной системе, т. е. по спискам, предлагаемым политическими партиями и движениями, либо по смешанной системе. Другая палата построена по принципу представительства от частей государства. Члены этой палаты избираются населением соответствующей территории или законодательными собраниями регионов либо становятся членами палаты в силу занимаемых должностей глав законодательной и исполнительной власти в регионах, либо назначаются органами исполнительной власти регионов.
В двухпалатных П. реже используется принцип равенства и одновременной работы палат, чаще - принцип так называемых верхней и нижней палат, которые работают самостоятельно, причем законодательный процесс начинается в нижней палате, и принятый ею закон идет на рассмотрение и одобрение в верхнюю палату.
П. работают в сессионном порядке. Сессии состоят из пленарных заседаний П. или его палат, работы депутатских комитетов, комиссий, фракций и групп, парламентских слушаний и других мероприятий. Депутаты одних П. работают на сессионной основе, других - после признания их мандатов оставляют прежние должности и переходят в П. на постоянную работу.
Помимо законов государства П. принимают также постановления, заявления, декларации, обращения, резолюции и другие документы.
Основным актом, регулирующим организацию работы П., является его регламент (регламенты палат). Могут быть также законы о П., о статусе депутатов (членов) П., о его комитетах и комиссиях и др.(С. А.)
При двухпалатном парламенте в федеративном государстве возможен вариант, когда одна из палат будет не выбираться населением напрямую, а формироваться из представителей органов власти субъектов Федерации. Первый состав Совета Федерации Федерального Собрания в 1993 г. был сформирован через всеобщие прямые выборы. Затем верхняя палата современного российского парламента также формировалась путем выборов, поскольку в ее состав по должности входили избираемые губернаторы и председатели региональных представительных органов. В 2000 г. по инициативе президента РФ В. В. Путина произошел переход к назначению членов Совета Федерации региональными структурами власти.
Источник: Словарь выборных терминов.
Источник: Юридическая энциклопедия
Впервые П. был образован в Англии в XIII в. как орган сословного представительства: реальное значение приобрел после буржуазных революций XVII- XVIII вв. Название "П." устанавливается в Европе в первой половине XIX в. по французскому и английскому примеру. Во Франции П. назывались не законодательные, а судебные органы округов. Существовавшие же до революции 1782 г. во Франции сословные представительные органы назывались Генеральными штатами. После французской революции законодательные органы народного представительства получают название "П".
В современных государствах помимо законодательных функций П. осуществляет также контрольные функции (см. парламентский контроль), обычно участвует в формировании правительства, назначении судей. Важнейшим полномочием П. является утверждение бюджета государственного. Свои контрольные полномочия П. может осуществлять как непосредственно, так и через формируемые (избираемые, назначаемые) им самостоятельные институты - счетные палаты, омбудсманы. В особых случаях П. или его отдельная палата Могут выполнять и судебные функции (см. Импичмент).
П. избираются народным голосованием на определенный срок полномочий. Обычно этот срок составляет 4 года (Молдова, Грузия, Литва, Украина, Армения, Эстония, ГД РФ, Палаты представителей в США) или 5 лет (Азербайджан, Узбекистан, Туркменистан). Иногда встречается и меньший срок (3 года в Латвии). В странах, где существует институт ответственности правительства перед П., последний (обычно его нижняя палата) в некоторых случаях может быть досрочно распущен главой государства или правительством (см. Роспуск парламента). В ряде государств (Таджикистан, Туркменистан) предусматривается также самороспуск П. квалифицированным большинством.
В Великобритании верхняя палата П. (Палата лордов) формируется по сословно-наследственному признаку. В ряде стран членами верхних палат по должности являются бывшие президенты государства. В Казахстане 7 членов верхней палаты (Сената) назначаются президентом республики. В РФ и Германии верхние палаты формируются из представителей органов власти субъектов федерации. В ряде стран состав верхних палат обновляется в порядке, ротации (США, Казахстан).
Важнейшей формой работы П. являются его сессии (см. Сессия парламентская). По общему правилу палаты двухпалатного П. работают раздельно, однако в некоторых случаях могут созываться совместные заседания палат парламента.
Для руководства своей работой однопалатный П. и каждая из палат двухпалатного П. избирают своего председателя и его заместителей. Председатель П. (палаты) может иметь различное наименование: спикер - в Великобритании, маршал - в Польше, тальман - в Швеции и т.д. В ряде стран председателем верхней палаты может быть должностное лицо, указанное конституцией (вице-президент - в США, Индии, Аргентине). Конституционное законодательство ряда стран (Латвии, Таджикистана, Туркменистана) предусматривает создание в П. специального органа - Президиума, наделенного целым рядом организационных полномочий, которые имеют особое значение в перерывах между сессиями. Помимо главного органа каждый П. (палата) формирует свои комитеты и комиссии для ведения законопроектной работы и содействия в реализации иных функций П.
В странах с многопартийной системой депутаты П. (палаты) объединяются по признаку партийной принадлежности во фракции парламентские. Другой формой объединения депутатов являются депутатские группы, которые могут образовываться как по политическому, так и по территориальному признаку.
Система правовых норм, регулирующих статус и организацию деятельности П., именуется парламентским правом. Важнейшим актом, устанавливающим внутренний порядок (процедуру) деятельности П. или его отдельной палаты, является их регламент.
Источник: Энциклопедия юриста
Историческими прерогативами (см.) буржуазных П. являются право принятия законов, вотирование бюджета и контроль над правительством. В период империализма эти полномочия П. превратились в фикцию. П. по существу не законодательствуют, а штампуют законодательные предложения правительств, причем наиболее яркое выражение это получило в США.
В период империализма законодательные функции П. фактически переходят к правительствам, которые издают нормативные акты либо по делегации парламентов, т. е. в силу переуступки законодательных полномочий П. правительствам, либо помимо нее. В нарушение буржуазных конституций империалистические правительства издают указы, приказы (США), декреты, эдикты (Франция) и т. п. Обязательная сила этих актов не только не отличается от статутов П., но порою превосходит их.
Выражая волю монополистической буржуазии, П. санкционируют правительственные проекты бюджетов, предусматривающих громадные ассигнования на военные расходы. Эти расходы ложатся тяжелым налоговым бременем на трудящихся и обеспечивают высокие прибыли монополистам.
П. формально сохранил^ за собой право контроля и для видимости иногда прибегают к отдельным его формам – интерпелляции (см.), выражению вотума недоверия и т. д., что свидетельствует о противоречиях между различными группами господствующего класса. Правительства буржуазных стран, как правило, состоят из лидеров партии большинства либо коалиции партий, составляющих такое большинство, и поэтому добиваются нужного поведения палат в порядке воздействия на депутатов по партийной линии. В парламентарных республиках, когда П. выступает против правительства, оно может через главу государства распустить П. и назначить новые выборы. «Парламенты уверяют, что именно они контролируют правительства. А на деле получается, что состав правительств предопределяется и их действия контролируются крупнейшими финансовыми консорциумами. Кому не известно, что ни в одной капиталистической „державе" не может быть сформирован кабинет против воли крупнейших финансовых тузов: стоит только произвести финансовый нажим, – и министры летят со своих постов, как оглашенные. Это есть действительно контроль банков над правительствами, вопреки мнимому конгролю парламентов» (Сталин И. В., Соч., т. 10, стр. 100–101).
Институт парламентского контроля над правительствами может быть использован в реакционных целях, если правительство станет проводить политику, неугодную монополиям.
Подлинными выразителями воли народа в буржуазных П. являются депутаты – представители коммунистических и демократических партий. Отстаивая интересы народа, коммунисты и другие прогрессивные депутаты выступают против правительственной политики наступления на демократические права и свободы трудящихся масс, борются против законопроектов, попирающих эти права и свободы, разоблачают антинародную политику буржуазных правительств и демагогию буржуазных парламентариев, выступают в защиту национальной свободы и независимости своих стран.
Фактическая деятельность буржуазных П. протекает не на пленарных заседаниях, которые вырождаются в публичные представления, а в комитетах, формируемых органами партийного большинства в палатах. Именно в комитетах осуществляется законодательство, решения же комитетов штампуются палатами безоговорочно. Таким образом, комитеты фактически превращаются в законодательные органы, действующие под непосредственным руководством монополий.
П. собираются в установленные законом сроки на очередные сессии, а также могут быть созваны главой государства на чрезвычайные сессии. Обе палаты, как правило, заседают одновременно, хотя в президентских республиках верхняя палата (напр., сенат в США) может заседать отдельно, когда она созывается президентом (см.) для рассмотрения вопросов, входящих в ее исключительную компетенцию.
Сессии буржуазных П. очень длинны и продолжаются по 6–7 месяцев в год. Это неслучайно, так как парламентарии в буржуазных странах участия в исполнении законов не принимают, а сами П. проводят свое время в демагогической болтовне.
Буржуазные П., за редким исключением (сейм в Финляндии, меджлис в Турции, меджлис в Иране, риксдаг в Дании), состоят из двух палат. Двухпалатная система впервые сложилась в Англии и впоследствии получила распространение почти во всех буржуазных странах. Реакционный характер двухпалатной системы состоит в том, что верхняя палата (сенат в США, палата лордов в Англии и т. д.) служит тормозом, противовесом против возможного демократического использования нижних палат (палаты представителей в США, палаты общин в Англии и т. д.). Если нижние палаты обычно избираются прямыми выборами и целиком обновляются каждый раз по окончании полномочий или в случае роспуска (в Аргентине по конституции 1949 г. палата депутатов обновляется наполовину каждые 3 года), то верхние палаты либо избираются косвенными выборами, либо члены их назначаются главой государства; обновляются же верхние палаты почти всюду не полностью, а частично. В тех случаях, когда верхние палаты либо целиком (сенат в США), либо частично (сенат в Италии по конституции 1947 г.) избираются прямыми выборами, то применяются большие ограничения избирательного права, чем для выборов нижних палат (более высокий возрастной ценз, ценз оседлости и т. д.).
Верхние палаты нередко пользуются большими полномочиями, чем нижние. Так, напр., сенат в США ратифицирует договоры, утверждает назначения президента на высшие государственные должности, дипломатические посты и т. д.
Верхние палаты в буржуазных странах являются открытым оплотом самой махровой реакции, противовесом более, как правило, многочисленным нижним палатам.
Обе палаты буржуазного П. в период империализма реакционны, и никаких противоречий между ними фактически не существует. Верхняя палата играет роль душителя тех демократических законопроектов, которые порою принимает нижняя палата из демагогических соображений под давлением общественного мнения.
Реакционная роль двухпалатной системы настолько очевидна, что народные массы всегда и везде выступают против нее. Так, в 1946 г. во Франции, в 1947 г. в Италии коммунистические партии вели борьбу против организации верхних палат в период выработки и принятия новых конституций.
Нижние палаты буржуазных П. обычно избираются путем прямых выборов, в которых формально могут принимать участие все граждане, имеющие право голоса. Однако наличие различных ограничений (см. Избирательный ценз), махинации, подкуп, использование полиции на выборах приводят к тому, что трудящиеся представлены в парламентах либо весьма ограниченно, либо совсем не представлены.
Порядок прохождения законопроектов и внутренняя организация палат буржуазных П. определяется регламентом (уставом, наказом), принимаемым соответствующей палатой. Как правило, законодательная процедура в палате распадается на 3 стадии (чтения). На первом чтении оглашается название законопроекта, после чего он направляется в подлежащий комитет. В комитете законопроект может быть либо вообще оставлен без внимания, либо одобрен в том или ином виде. В последнем случае законопроект поступает в палату с докладом комитета и обсуждается. На третьем чтении законопроект голосуется. После прохождения той же процедуры в другой палате законопроект направляется главе государства для подписи и опубликования. Законодательная процедура в буржуазных П. умышленно усложнена для того, чтобы создать дополнительные препятствия в прохождении демократических законопроектов.
Современные буржуазные П. остаются реакционными политическими учреждениями, служащими для прикрытия и санкционирования антинародной деятельности буржуазных правительств. Как и весь государственный аппарат, они подчинены монополиям и служат их интересам.
Источник: Советский юридический словарь