ПАРЛАМЕНТ

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ПАРЛАМЕНТ
англ. parliament, фр. parlement; от parler - говорить)
1. Высший представительный и законодательный орган власти во многих государствах, формируемый полностью или главным образом на выборных началах.
2.Высшее судебное учреждение в средневековой Франции.

Источник: Словарь терминов по истории государства и права зарубежных стран

Парламент
представительный государственный орган, осуществляющий законодательную власть и контрольные функции в пределах полномочий, предусмотренных Конституцией и законами страны. В Кыргызской Республике таким представительным органом является Жогорку Кенеш Кыргызской Республики, осуществляющий законодательную власть и контрольные функции в пределах установленных Конституцией полномочий.

Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.

ПАРЛАМЕНТ
высший законодательный орган власти в государстве, выбираемый гражданами и представляющий их интересы. Парламент бывает двухпалатным: одна палата обычно представляет в равной степени всех граждан, другая – территориальные или национально-тер-риториальные общности; и однопалатным, предполагающем этническую и социально-культурную однородность общества. В России существует двухпалатный парламент – Федеральное Собрание, состоящее из Совета Федерации и Государственной Думы.

Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению

ПАРЛАМЕНТ
фр. parlement от parler - говорить, англ. parliament) - высший представительный и законодательный орган в демократических государствах. П. как собственное наименование для обозначения высшего представительного органа применяется в Великобритании, Франции, Италии, Канаде, Бельгии и др.; в США и большинстве стран Латинской Америки П. называется конгрессом, в РФ -Федеральным Собранием, в Литве и Латвии - сеймом и т.д. Различаются однопалатная и двухпалатная структура П. См. т.ж. ДВУХПАЛАТНАЯ СИСТЕМА; ОДНОПАЛАТНАЯ СИСТЕМА.

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

ПАРЛАМЕНТ
фр. parlement, от parler – говорить; англ. parliament; нем. parlament) – общенациональное представительное учреждение государства, осуществляющее законодательные функции. Важнейшей формой работы П. являются его сессии. По общему правилу палаты двухпалатного П. работают раздельно, однако в некоторых случаях могут созываться совместные заседания палат П.
Для руководства своей работой однопалатный П. и каждая из палат двухпалатного П. избирают своего председателя и его заместителей. П. (палата) формирует также свои комитеты и комиссии для ведения законопроектной функции и содействия в реализации иных функций П.
В условиях многопартийной системы депутаты П. (палаты) объединяются по признаку партийной принадлежности в парламентские фракции. Другой формой объединения депутатов являются депутатские группы, которые могут образовываться как по политическому, так и по территориальному признаку.
Важнейшим актом, устанавливающим внутренний порядок (процедуру) деятельности П. или его отдельной палаты, является их регламент.

Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению

Парламент
1. В Западной Европе XII-XIII вв. торжественное собрание, созываемое королем. 2. Парламенты во Франции – судебно-административные органы в XIII – XVIII вв. Парижский П. – особая судебная палата, выделившаяся из Королевской курии в первой половине XIII в. и ставшая высшей апелляционной судебной инстанцией во Франции. Состоял из назначаемых королем духовников, рыцарей, легистов, активно поддерживавших короля. В XV-XVIII вв. П. создавались в 13 вновь присоединенных провинциях Франции. Упразднены в 1790 г. 3. Английский П. впервые был созван в 1265 г. Был высшим сословно-представительным органом (первоначально в нем было представлено по два рыцаря от каждого графства и по два представителя от каждого города, в последующем представительство расширяется). С середины XIV в. в составе П. две палаты: палата лордов и палата общин. П. в Англии продолжал созываться и при абсолютизме. В новое и новейшее время П. – высший законодательный орган. См. Избирательные реформы в Великобритании. Парламентская реформа в Италии 1939 г. – состояла в том, что вместо «корпоративной» палаты была учреждена «палата фаший и корпораций», члены которой назначались и смещались Муссолини.

Источник: Словарь терминов (глоссарий) по истории государства и права зарубежных стран

Парламент
это представительный коллегиальный выборный орган власти, выполняющий в системе разделения властей законотворческую функцию. Федеральное Собрание Российской Федерации - парламент России, ее высший представительный и законодательный орган, который состоит из двух палат - Государственной Думы и Совета Федерации, действующих раздельно. Двухпалатная структура обусловлена федеративным устройством России. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Они могут собираться совместно лишь в следующих случаях для заслушивания: посланий Президента РФ; посланий Конституционного Суда РФ; выступлений руководителей иностранных государств. В соответствии со ст. 99 Конституции РФ Федеральное Собрание является постоянно действующим органом. Двухпалатная структура российского парламента обусловливает и различие в компетенции этих палат. В отдельных случаях допускается роспуск парламента - один из видов конституционно-правовой ответственности, заключающийся в досрочном прекращении полномочий всего представительного органа либо одной из его палат. В России роспуск возможен по решению Президента только для Государственной Думы в случаях, прямо указанных в Конституции.

Источник: Большой юридический словарь

ПАРЛАМЕНТ
один из органов государственной власти государства. П. - представительное учреждение, депутаты которого избираются народом и представляют в П. его интересы. П. осуществляет законодательную власть, т. е. имеет исключительное право принимать законы государства. П. участвует в формировании и осуществлении внутренней и внешней политики государства, утверждает государственный бюджет, устанавливает основы налоговой системы государства и виды общегосударственных налогов и сборов. П. принимает участие в формировании других государственных органов и назначении высших должностных лиц государства - либо он это делает сам, либо с ним согласуются соответствующие кандидатуры. П. осуществляет функцию парламентского контроля в части исполнения законов государства и деятельности органов исполнительной власти.
П. выступает органом консолидации различных слоев и групп населения, регионов государства.
П. бывают однопалатные и двухпалатные (реже может быть и большее число палат). В двухпалатном П. одна палата построена по принципу общенародного представительства. Ее депутаты избираются по территориальным избирательным округам, на которые разбивается территория государства (мажоритарная избирательная система), либо по пропорциональной избирательной системе, т. е. по спискам, предлагаемым политическими партиями и движениями, либо по смешанной системе. Другая палата построена по принципу представительства от частей государства. Члены этой палаты избираются населением соответствующей территории или законодательными собраниями регионов либо становятся членами палаты в силу занимаемых должностей глав законодательной и исполнительной власти в регионах, либо назначаются органами исполнительной власти регионов.
В двухпалатных П. реже используется принцип равенства и одновременной работы палат, чаще - принцип так называемых верхней и нижней палат, которые работают самостоятельно, причем законодательный процесс начинается в нижней палате, и принятый ею закон идет на рассмотрение и одобрение в верхнюю палату.
П. работают в сессионном порядке. Сессии состоят из пленарных заседаний П. или его палат, работы депутатских комитетов, комиссий, фракций и групп, парламентских слушаний и других мероприятий. Депутаты одних П. работают на сессионной основе, других - после признания их мандатов оставляют прежние должности и переходят в П. на постоянную работу.
Помимо законов государства П. принимают также постановления, заявления, декларации, обращения, резолюции и другие документы.
Основным актом, регулирующим организацию работы П., является его регламент (регламенты палат). Могут быть также законы о П., о статусе депутатов (членов) П., о его комитетах и комиссиях и др.(С. А.)

Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь

ПАРЛАМЕНТ
(англ. parliament от французского parler — «говорить») — представительный орган власти, наделенный наиболее широкими полномочиями. Может делиться на автономно работающие палаты, представляющие собой общие собрания депутатов, сформированные по тому или иному принципу. Основные функции парламента — это представительная, законодательная, контрольная. Представительная заключается в озвучивании и отстаивании существующих в обществе позиций, мнений, интересов. Законодательная — в согласовании и принятии нормативных актов, распространяющих свое действие на всех, находящихся на территории, на которую распространяется власть данного парламента. Контроль осуществляется парламентом над органами государственного управления, с тем чтобы они действовали в интересах народа, а не в интересах тех чиновников, из которых состоят. Наличие двух последних функций отличает парламент от других представительных органов. История парламентаризма насчитывает, как минимум, более тысячи лет. Первый парламент в Европе был созван в датской колонии Исландии в 930 г. и стал называться альтингом. В измененном виде он действует до сих пор. Само слово «парламент» впервые для обозначения коллегиального представительного учреждения было использовано в 1265 г. в средневековой Англии. С тех пор британский парламент принято считать своего рода эталонным, хотя на самом деле он очень своеобразен и по многим важным параметрам отличается от большинства действующих в современную эпоху парламентских учреждений. В современном мире страны, где вообще нет парламентов, можно в буквальном смысле пересчитать по пальцам. В федеративных государствах (их в настоящее время насчитывается 24, включая и Россию) свой парламент есть в каждом субъекте Федерации. Реальные полномочия и роль парламента могут очень различаться в разных странах и регионах. При возможных попятных движениях в отдельных странах общая тенденция в мире, однако, такова, что значение парламентов в политической жизни возрастает. В сегодняшней России парламент — это не только Федеральное Собрание, состоящее из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Каждый российский регион обладает своим парламентом, принимающим законы, регулирующие сферы, отнесенные к компетенции субъекта Федерации. Они различаются между собой количественным составом, порядком формирования, внутренней структурой, стилем работы и т. д. Выборы — основной способ формирования парламентов в современном мире. Ограниченное распространение имеют другие способы (например, назначение некоторых членов парламента главой государства).
При двухпалатном парламенте в федеративном государстве возможен вариант, когда одна из палат будет не выбираться населением напрямую, а формироваться из представителей органов власти субъектов Федерации. Первый состав Совета Федерации Федерального Собрания в 1993 г. был сформирован через всеобщие прямые выборы. Затем верхняя палата современного российского парламента также формировалась путем выборов, поскольку в ее состав по должности входили избираемые губернаторы и председатели региональных представительных органов. В 2000 г. по инициативе президента РФ В. В. Путина произошел переход к назначению членов Совета Федерации региональными структурами власти.

Источник: Словарь выборных терминов.

ПАРЛАМЕНТ
или легислатура — высший общенациональный (общегосударственный) представительный орган государственной власти, правомочный выполнять в конституционно заданных параметрах законодательную, контрольную и некоторые другие функции. П. в различных странах именуются по-разному: в Великобритании и Японии — парламент, в России и Швейцарии — Федеральное Собрание, в США — Конгресс, во Франции — Национальное Собрание и Сенат, и т д . Они могут быть в целом подразделены на П. с неограниченными полномочиями, с ограниченными полномочиями и консультативные. П. первых двух категорий, т.е. легислатуры с неограниченными и ограниченными полномочиями, занимают центральное место в политико-правовых механизмах своих стран, во многом предопределяя само содержание и особенности избранной формы правления (собственно парламентской, президентской, смешанной). Учреждением консультативных легислатур, или квазипарламентов, характеризуются политические режимы типа абсолютных монархий в мусульманских странах с фундаменталистскими традициями (например, в Кувейте, ОАЭ). Что касается высших представительных органов государственной власти стран тоталитарного социализма, то они вообще П. не являются, поскольку весь порядок их организации и деятельности построен на началах, противоположных принципам парламентаризма. Обычно П. бывают однопалатными и двухпалатными. П. с большим числом палат, как это было в Югославии или ЮАР, — редкое исключение. В двухпалатном П. создаются так называемые нижняя и верхняя палаты (например в Великобритании — палаты Общин и Лордов, в России — Государственная Дума и Совет Федерации, в Швейцарии — Национальный Совет и Совет кантонов (Совет государств по Конституции 1999), в США — Палата представителей и Сенат, во Франции — Национальное Собрание и Сенат, в Японии — Палаты представителей и советников и т.д.). Во всяком случае конституирование верхних палат больше связывается в современную эпоху с задачами усиления ответственности и профессионализма П. в целом, нежели с целями учреждения инструмента сдерживания, торможения нижних палат в их «ультрадемократических» устремлениях, как это было на заре парламентаризма. Верхние палаты способны более широко и рационально представлять и защищать региональные и локальные интересы: в федеративных государствах — своих субъектов федерации, в унитарных — территориальных коллективов. Палаты значительно различаются по способам формирования — от выборного (нижние и многие верхние) до занятия места в палате по должности, по назначению (многие верхние). Палата лордов в Великобритании в известной части формировалась д о 1999 по праву наследования. По численному составу в среднем нижние палаты состоят из 400—600 депутатов, верхние — от 100 до 300 членов. Нижние палаты обычно избираются на 4—5 лет, верхние формируются на 6— 9 лет с периодической ротацией определенной части общего состава. Компетенция каждой палаты закреплена Конституцией, имеет свой исключительный круг прав и обязанностей, выявляющих ее социальное и юридическое предназначение. Однако в принципе только совместно, в творческом единстве обеих палат П. может в полном объеме реализовать свои функции высшего представительного органа государственной власти. Главное назначение П. — прежде всего законодательная функция, т.е. разработка и принятие законов, в т.ч. финансово-бюджетного назначения, которые составляют основополагающую базу всей правовой системы страны. Контрольная функция заключается в контроле П. за деятельностью правительства, других высших органов государственной власти и выражается в таких формах, как заслушивание отчетов, проверка качества и эффективности норм делегированного законодательства, ратификация международных договоров и т.д. ( с м . также Парламентский контроль). В функциональные прерогативы П. входит, кроме того, ряд полномочий административно-управленческих (например назначение и освобождение от должности некоторых высших должностных лиц), судебных, точнее квазисудебных (импичмент, амнистия), а также учредительного плана (создание государственных институтов или участие в их формировании). П. по определению должен быть полновластным авторитетным органом, порядок формирования и работы которого всецело подчинены задачам реализации общенациональных задач. В этом суть его представительской функции. См. также Федеральное Собрание, Государственная Дума, Совет Федерации. И.М. Степанов

Источник: Юридическая энциклопедия

ПАРЛАМЕНТ
англ. parliament от фр. parler - говорить) - название высшего представительного и законодательного органа в демократических государствах. "П." как собственное наименование для обозначения высшего представительного органа применяется в Великобритании, Франции, Италии, Канаде, Бельгии, Молдове. Казахстане и др.; в США и большинстве стран Латинской Америки П. называется конгрессом, в РФ - Федеральным Собранием, в Литве и Латвии - сеймом и т.д. Различаются однопалатная и двухпалатная структура П. (см. Двухпалатная система, Однопалатная система). Истории известны и трехпалатные П. (например, в ЮАР в 1984-1994 гг.).
Впервые П. был образован в Англии в XIII в. как орган сословного представительства: реальное значение приобрел после буржуазных революций XVII- XVIII вв. Название "П." устанавливается в Европе в первой половине XIX в. по французскому и английскому примеру. Во Франции П. назывались не законодательные, а судебные органы округов. Существовавшие же до революции 1782 г. во Франции сословные представительные органы назывались Генеральными штатами. После французской революции законодательные органы народного представительства получают название "П".
В современных государствах помимо законодательных функций П. осуществляет также контрольные функции (см. парламентский контроль), обычно участвует в формировании правительства, назначении судей. Важнейшим полномочием П. является утверждение бюджета государственного. Свои контрольные полномочия П. может осуществлять как непосредственно, так и через формируемые (избираемые, назначаемые) им самостоятельные институты - счетные палаты, омбудсманы. В особых случаях П. или его отдельная палата Могут выполнять и судебные функции (см. Импичмент).
П. избираются народным голосованием на определенный срок полномочий. Обычно этот срок составляет 4 года (Молдова, Грузия, Литва, Украина, Армения, Эстония, ГД РФ, Палаты представителей в США) или 5 лет (Азербайджан, Узбекистан, Туркменистан). Иногда встречается и меньший срок (3 года в Латвии). В странах, где существует институт ответственности правительства перед П., последний (обычно его нижняя палата) в некоторых случаях может быть досрочно распущен главой государства или правительством (см. Роспуск парламента). В ряде государств (Таджикистан, Туркменистан) предусматривается также самороспуск П. квалифицированным большинством.
В Великобритании верхняя палата П. (Палата лордов) формируется по сословно-наследственному признаку. В ряде стран членами верхних палат по должности являются бывшие президенты государства. В Казахстане 7 членов верхней палаты (Сената) назначаются президентом республики. В РФ и Германии верхние палаты формируются из представителей органов власти субъектов федерации. В ряде стран состав верхних палат обновляется в порядке, ротации (США, Казахстан).
Важнейшей формой работы П. являются его сессии (см. Сессия парламентская). По общему правилу палаты двухпалатного П. работают раздельно, однако в некоторых случаях могут созываться совместные заседания палат парламента.
Для руководства своей работой однопалатный П. и каждая из палат двухпалатного П. избирают своего председателя и его заместителей. Председатель П. (палаты) может иметь различное наименование: спикер - в Великобритании, маршал - в Польше, тальман - в Швеции и т.д. В ряде стран председателем верхней палаты может быть должностное лицо, указанное конституцией (вице-президент - в США, Индии, Аргентине). Конституционное законодательство ряда стран (Латвии, Таджикистана, Туркменистана) предусматривает создание в П. специального органа - Президиума, наделенного целым рядом организационных полномочий, которые имеют особое значение в перерывах между сессиями. Помимо главного органа каждый П. (палата) формирует свои комитеты и комиссии для ведения законопроектной работы и содействия в реализации иных функций П.
В странах с многопартийной системой депутаты П. (палаты) объединяются по признаку партийной принадлежности во фракции парламентские. Другой формой объединения депутатов являются депутатские группы, которые могут образовываться как по политическому, так и по территориальному признаку.
Система правовых норм, регулирующих статус и организацию деятельности П., именуется парламентским правом. Важнейшим актом, устанавливающим внутренний порядок (процедуру) деятельности П. или его отдельной палаты, является их регламент.

Источник: Энциклопедия юриста

ПАРЛАМЕНТ
общегосударственный представительный законодательный орган буржуазии в капиталистических странах. В эпоху свободной конкуренции П. занимал центральное место в механизме буржуазного государства (см.). С перерастанием промышленного капитализма в империализм основным орудием диктатуры буржуазии становится правительство (см.), а значение П. падает (см. Парламентаризм) .
Историческими прерогативами (см.) буржуазных П. являются право принятия законов, вотирование бюджета и контроль над правительством. В период империализма эти полномочия П. превратились в фикцию. П. по существу не законодательствуют, а штампуют законодательные предложения правительств, причем наиболее яркое выражение это получило в США.
В период империализма законодательные функции П. фактически переходят к правительствам, которые издают нормативные акты либо по делегации парламентов, т. е. в силу переуступки законодательных полномочий П. правительствам, либо помимо нее. В нарушение буржуазных конституций империалистические правительства издают указы, приказы (США), декреты, эдикты (Франция) и т. п. Обязательная сила этих актов не только не отличается от статутов П., но порою превосходит их.
Выражая волю монополистической буржуазии, П. санкционируют правительственные проекты бюджетов, предусматривающих громадные ассигнования на военные расходы. Эти расходы ложатся тяжелым налоговым бременем на трудящихся и обеспечивают высокие прибыли монополистам.
П. формально сохранил^ за собой право контроля и для видимости иногда прибегают к отдельным его формам – интерпелляции (см.), выражению вотума недоверия и т. д., что свидетельствует о противоречиях между различными группами господствующего класса. Правительства буржуазных стран, как правило, состоят из лидеров партии большинства либо коалиции партий, составляющих такое большинство, и поэтому добиваются нужного поведения палат в порядке воздействия на депутатов по партийной линии. В парламентарных республиках, когда П. выступает против правительства, оно может через главу государства распустить П. и назначить новые выборы. «Парламенты уверяют, что именно они контролируют правительства. А на деле получается, что состав правительств предопределяется и их действия контролируются крупнейшими финансовыми консорциумами. Кому не известно, что ни в одной капиталистической „державе" не может быть сформирован кабинет против воли крупнейших финансовых тузов: стоит только произвести финансовый нажим, – и министры летят со своих постов, как оглашенные. Это есть действительно контроль банков над правительствами, вопреки мнимому конгролю парламентов» (Сталин И. В., Соч., т. 10, стр. 100–101).
Институт парламентского контроля над правительствами может быть использован в реакционных целях, если правительство станет проводить политику, неугодную монополиям.
Подлинными выразителями воли народа в буржуазных П. являются депутаты – представители коммунистических и демократических партий. Отстаивая интересы народа, коммунисты и другие прогрессивные депутаты выступают против правительственной политики наступления на демократические права и свободы трудящихся масс, борются против законопроектов, попирающих эти права и свободы, разоблачают антинародную политику буржуазных правительств и демагогию буржуазных парламентариев, выступают в защиту национальной свободы и независимости своих стран.
Фактическая деятельность буржуазных П. протекает не на пленарных заседаниях, которые вырождаются в публичные представления, а в комитетах, формируемых органами партийного большинства в палатах. Именно в комитетах осуществляется законодательство, решения же комитетов штампуются палатами безоговорочно. Таким образом, комитеты фактически превращаются в законодательные органы, действующие под непосредственным руководством монополий.
П. собираются в установленные законом сроки на очередные сессии, а также могут быть созваны главой государства на чрезвычайные сессии. Обе палаты, как правило, заседают одновременно, хотя в президентских республиках верхняя палата (напр., сенат в США) может заседать отдельно, когда она созывается президентом (см.) для рассмотрения вопросов, входящих в ее исключительную компетенцию.
Сессии буржуазных П. очень длинны и продолжаются по 6–7 месяцев в год. Это неслучайно, так как парламентарии в буржуазных странах участия в исполнении законов не принимают, а сами П. проводят свое время в демагогической болтовне.
Буржуазные П., за редким исключением (сейм в Финляндии, меджлис в Турции, меджлис в Иране, риксдаг в Дании), состоят из двух палат. Двухпалатная система впервые сложилась в Англии и впоследствии получила распространение почти во всех буржуазных странах. Реакционный характер двухпалатной системы состоит в том, что верхняя палата (сенат в США, палата лордов в Англии и т. д.) служит тормозом, противовесом против возможного демократического использования нижних палат (палаты представителей в США, палаты общин в Англии и т. д.). Если нижние палаты обычно избираются прямыми выборами и целиком обновляются каждый раз по окончании полномочий или в случае роспуска (в Аргентине по конституции 1949 г. палата депутатов обновляется наполовину каждые 3 года), то верхние палаты либо избираются косвенными выборами, либо члены их назначаются главой государства; обновляются же верхние палаты почти всюду не полностью, а частично. В тех случаях, когда верхние палаты либо целиком (сенат в США), либо частично (сенат в Италии по конституции 1947 г.) избираются прямыми выборами, то применяются большие ограничения избирательного права, чем для выборов нижних палат (более высокий возрастной ценз, ценз оседлости и т. д.).
Верхние палаты нередко пользуются большими полномочиями, чем нижние. Так, напр., сенат в США ратифицирует договоры, утверждает назначения президента на высшие государственные должности, дипломатические посты и т. д.
Верхние палаты в буржуазных странах являются открытым оплотом самой махровой реакции, противовесом более, как правило, многочисленным нижним палатам.
Обе палаты буржуазного П. в период империализма реакционны, и никаких противоречий между ними фактически не существует. Верхняя палата играет роль душителя тех демократических законопроектов, которые порою принимает нижняя палата из демагогических соображений под давлением общественного мнения.
Реакционная роль двухпалатной системы настолько очевидна, что народные массы всегда и везде выступают против нее. Так, в 1946 г. во Франции, в 1947 г. в Италии коммунистические партии вели борьбу против организации верхних палат в период выработки и принятия новых конституций.
Нижние палаты буржуазных П. обычно избираются путем прямых выборов, в которых формально могут принимать участие все граждане, имеющие право голоса. Однако наличие различных ограничений (см. Избирательный ценз), махинации, подкуп, использование полиции на выборах приводят к тому, что трудящиеся представлены в парламентах либо весьма ограниченно, либо совсем не представлены.
Порядок прохождения законопроектов и внутренняя организация палат буржуазных П. определяется регламентом (уставом, наказом), принимаемым соответствующей палатой. Как правило, законодательная процедура в палате распадается на 3 стадии (чтения). На первом чтении оглашается название законопроекта, после чего он направляется в подлежащий комитет. В комитете законопроект может быть либо вообще оставлен без внимания, либо одобрен в том или ином виде. В последнем случае законопроект поступает в палату с докладом комитета и обсуждается. На третьем чтении законопроект голосуется. После прохождения той же процедуры в другой палате законопроект направляется главе государства для подписи и опубликования. Законодательная процедура в буржуазных П. умышленно усложнена для того, чтобы создать дополнительные препятствия в прохождении демократических законопроектов.
Современные буржуазные П. остаются реакционными политическими учреждениями, служащими для прикрытия и санкционирования антинародной деятельности буржуазных правительств. Как и весь государственный аппарат, они подчинены монополиям и служат их интересам.

Источник: Советский юридический словарь

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
250.44 кб

Формирование системы выборов в Европейский парламент (1957-1979 годы)

Гусакова Мария Александровна
В статье рассмотрена эволюция системы выборов в Европейский парламент периода ЕЭС. Итогом этого процесса стало утверждение принципа прямого всеобщего голосования.
Читать PDF
121.15 кб

Парламент в системе разделения властей в Азербайджане

Алиев Рамиль
В статье рассматриваются актуальные для современного этапа государственного строительства в Азербайджане вопросы о месте и функциях Милли Меджлиса (парламента страны) с точки зрения равновесия между ветвями власти.
Читать PDF
59.09 кб

Источники в системе правового регулирования выборов в Парламент Европейского Союза

Шевцов Антон Леонидович
The article contains the analysis of European Union legislation which regulates the matters of EU Parliamentary elections, stages of its development and conclusions about the extent of its elaboration, roles of sources of EU origi
Читать PDF
427.13 кб

Европейский парламент в ракурсе проекта Конституции для Европы – дефицит демократии?

Жоджь Катаржина , Вишневски Януш
Читать PDF
354.86 кб

Парламент и правительство в Казахстане: юридико-политические аспекты взаимодействия

Нурпеисов Дархан Кадырбаевич
Читать PDF
373.27 кб

95. 04. 017. Стрельцов Д. В. Современный японский парламент. - М. : Наука, 1994. - 199 с

Моргунова А. И.
Читать PDF
169.98 кб

Парламент республики Южная Осетия

Палазян Артур Сергеевич
В статье рассматривается содержания основного муниципально-правового акта Российской Федерации.
Читать PDF
582.49 кб

96. 01. 018-021. Парламент и президент: (опыт зарубежных стран) / Ин-т законодательства и сравнит, п

Моргунова А. И.
Читать PDF
98.62 кб

2010. 01. 014. Сапронова М. А. Правительство и парламент в арабских странах (правовой статус и полит

Моргунова А. И.
Читать PDF
169.34 кб

Парламент Республики Южная Осетия

Догузова Алина Тимуровна
В статье рассматриваются вопросы конституционного статуса Парламента Республики Южная Осетия как законодательного органа государственной власти в сравнении с российским парламентским опытом.
Читать PDF
744.57 кб

97. 01. 028-031. Парламент и президент (опыт зарубежных стран) / Ин-т законод-ства и сравнит. Правов

Моргунова А. И.
Читать PDF
260.51 кб

Выборы в Европейский Парламент

Лафитский Владимир Ильич
Читать PDF
87.23 кб

2001. 03. 019. Гранкин И. В. Парламент России. М. : Консалтбанкир, 1999. 303 с

Алферова Е. В.
Читать PDF
169.57 кб

Выборы в Европейский парламент в законодательстве Европейского союза и Республики Польша

Люльковский Андрей Эдуардович, Онаш Мачей
В современных демократиях выборы в органы законодательной власти осуществляются посредством прямых всеобщих выборов. Как правило, процедура избрания парламентариев определена на национальном конституционном уровне.
Читать PDF
163.75 кб

Парламент в системе высших государственных органов

Зибарев Г.В.

Похожие термины:

  • Бикамеральный парламент

    это высший представительный орган страны, состоящий из двух палат, одна из которых (нижняя) обязательно избирается всем населением страны, а вторая (верхняя) палата формируется иными способами (на
  • НАРОДНЫЙ ПАРЛАМЕНТ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ВЬЕТНАМ

    высший орган государственной власти Демократической Республики Вьетнам – государства народной демократии (см. Народно-демократическое государство), народ которой под руководством рабочего кла
  • Долгий парламент

    в Англии парламент, с созывом которого связывают начало английской революции. Действовал с 1640 по 1653 гг. и был распущен Кромвелем с установлением его военной диктатуры.
  • ЕВРОПЕЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ, ЕВРОПАРЛАМЕНТ

    межгосударственный наднациональный политический орган, в котором представлены все страны Европейского Союза (ЕС). Депутаты ЕП избираются один раз в 5 лет прямым голосованием населения стран-член
  • ЕВРОПЕЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ

    консультативный и рекомендательный орган Европейского Союза. 626 депутатов Европарламента избираются путем прямых выборов на пятилетний срок. В рамках полномочий, предоставленных парламенту дог
  • Парижский парламент

    высший королевский апелляционный суд в средневековой Франции с правом ремонстрации.
  • ПАРЛАМЕНТ ФРАНЦИИ

    состоит из двух палат Национального собрания или Национальной ассамблеи и Сената. Основной является нижняя палата - Национальное собрание. Она состоит из 577 депутатов избираемых от одномандатных
  • ОДНОПАЛАТНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

    общенациональный представительный орган, в структурном отношении не делящийся на палаты. Характерен для многих унитарных государств, однако в современную эпоху наблюдается переход ряда унитарн
  • СОВЕЩАТЕЛЬНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

    консультативный) - создается в монархических, главным образом в мусульманских странах, где существует на деле абсолютная монархия (Катар, Кувейт, Бахрейн, Объединенные Арабские Эмираты и др.). Изби
  • ПАРЛАМЕНТАРИЙ

    член парламента.
  • ПАРЛАМЕНТСКАЯ ЭТИКА

    см. Депутатская этика.
  • ПОВЕСТКА ДНЯ ПАРЛАМЕНТА

    перечень наиболее важных и заслуживающих внимания вопросов, выносимых депутатами на обсуждение во время заседания палаты парламента. Повестка дня обсуждается и утверждается в начале каждого зас
  • ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПАЛАТ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ - ПАРЛАМЕНТА РФ

    подзаконные акты, принимаемые палатами Федерального Собрания (по вопросам, отнесенным Конституцией РФ к их ведению) большинством голосов от общего количества депутатов (членов) соответствующей п
  • Парламентская монархия

    конституционная монархия, в которой монарх, являясь главой государства выполняет свои функции чисто номинально («Царствут, но не правит»). При парламентарной монархии правительство ответственно
  • ДЕБАТЫ ПАРЛАМЕНТСКИЕ

    см ПАРЛАМЕНТСКИЕ ПРЕНИЯ.
  • ПАРЛАМЕНТСКИЙ УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

    см ОМБУДСМАН.
  • ПАЛАТА ПАРЛАМЕНТА

    структурное подразделение парламента. Отношения между палатами (как правило, их две) могут строиться по принципу равноправия и равной численности депутатов (членов) либо по принципу верхней и ниж
  • СОВМЕСТНЫЕ ЗАСЕДАНИЯ ПАЛАТ ПАРЛАМЕНТА

    одна из форм общей работы парламента, таких, как совместные парламентские слушания, постоянные объединенные комитеты палат, создаваемые для координации позиций палат по вопросам их общей компете
  • РЕЗОЛЮЦИЯ ПАРЛАМЕНТА

    акт парламента с выражением порицания правительству вплоть до постановки вопроса о вынесении вотума недоверия. Обращение к резолюции порицания обставлено строгими правилами о числе подписавших
  • РОСПУСК ПАРЛАМЕНТА

    прекращение деятельности парламента до истечения срока его полномочий и назначения новых выборов (ст. 111, 117 Конституции РФ). Термин «роспуск парламента» применительно к двухпалатному Федеральном