ОРГАНИЗАЦИЯ
Организация
термин применяется как минимум в двух значениях: а) как осмысленный, волевой процесс деятельности по созданию, формированию чего-либо, б) как результат такой деятельности (то, что организовано). В последнем случае применяется для обозначения социальноэкономических структур, в т. ч. корпораций. Восходит к греч. «органон» — орган, часть целого.
Источник: Глоссарий корпоративного права. Юстицинформ 2019. 240 с.
Организация
1) внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленное его строением; 2) совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого; 3) объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур.
ОРГАНИЗАЦИЯ
от франц. Organization, от лат. Organizo - стройный вид) - составная часть управления, суть которой заключается в координации действий отдельных элементов системы, достижении взаимного соответствия функционирования ее частей; форма объединения людей для их совместной деятельности в рамках определенной структуры; учреждение, призванное выполнять заданные функции, решать определенный круг задач, например школа, институт, банк, правительственные учреждения.
Источник: Российская энциклопедия по охране труда
ОРГАНИЗАЦИЯ
фр. organisation, от лат. organize - придаю стройный вид) -1) строение, устройство чего-л.; 2) совокупность людей, групп, объединенных для достижения к.-л. цели, решения к.-л. задачи на основе принципов разделения труда, разделения обязанностей и иерархической структуры; общественное объединение, государственное учреждение; 3) составная часть управления, суть которой заключена в координации действий отдельных элементов системы, достижении взаимного соответствия функционирования ее частей.
Источник: Экономика и право: словарь-справочник
Организация
это объединение физических лиц любой численности, возглавляемое своими органами управления, имеющее в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и созданное для производства материальных или духовных ценностей, а также для реализации иных потребностей его членов. Административно-правовой статус той или иной организации неодинаков во многом зависит от целей ее деятельности и ее организационно-правовой формы. По целям деятельности (предназначению) организации подразделяются на предприятия, учреждения, общественные объединения граждан и иные организации (международные, иностранные и т. д.).
Источник: Административно-процессуальное право. Словарь терминов и понятий
ОРГАНИЗАЦИЯ
социальная группа, созданная для выполнения определенных целей. Предприятие, учреждение независимо от форм собственности и подчиненности (ст. 3 ФЗ от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»). Юридическое лицо, которое имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, а также имеющее самостоятельный баланс и смету и зарегистрированное в государственных органах юстиции в установленном порядке.
Источник: Словарь по уголовному праву.
ОРГАНИЗАЦИЯ
объединение двух и более лиц, являющихся субъектами права. О. может приобрести права юридического лица (в случае государственной регистрации в установленном законом порядке). Отсутствие прав юридического лица само по себе не препятствует деятельности О., если при этом члены О. не нарушают закон. В гражданском праве РФ термин "О." нередко употребляется как синоним понятия "юридическое лицо". В НК РФ под О. понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью и созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ.
Источник: Большой юридический словарь
ОРГАНИЗАЦИЯ
в гражданском законодательстве под организацией понимается юридическое лицо. Согласно ст. 46 ГК различаются коммерческие организации, то есть юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяющие полученную прибыль между участниками и некоммерческие организации - юридические лица, не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками.
Коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, унитарных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств, в иных формах, предусмотренных ГК.
Некоммерческие организации могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законодательными актами.
Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку она необходима для их уставных целей, ради которых они созданы, соответствует этим целям и отвечает предмету деятельности некоммерческих организаций либо поскольку она необходима для выполнения государственно значимых задач, предусмотренных в их учредительных документах, соответствует этим задачам и отвечает предмету деятельности данных организаций. Для отдельных форм некоммерческих организаций законодательными актами могут быть установлены требования, предусматривающие их право на занятие предпринимательской деятельностью только посредством образования коммерческих организаций и (или) участия в них.
См. также Юридические лица.
Коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, унитарных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств, в иных формах, предусмотренных ГК.
Некоммерческие организации могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законодательными актами.
Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку она необходима для их уставных целей, ради которых они созданы, соответствует этим целям и отвечает предмету деятельности некоммерческих организаций либо поскольку она необходима для выполнения государственно значимых задач, предусмотренных в их учредительных документах, соответствует этим задачам и отвечает предмету деятельности данных организаций. Для отдельных форм некоммерческих организаций законодательными актами могут быть установлены требования, предусматривающие их право на занятие предпринимательской деятельностью только посредством образования коммерческих организаций и (или) участия в них.
См. также Юридические лица.
Источник: Юридический словарь современного гражданского права. Беларусь. 2009
ОРГАНИЗАЦИЯ
коллектив работников любой численности, возглавляемый своим органом управления и имеющий в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество. Органом управления организации является администрация. Ее функции может исполнять либо единоличный руководитель (самостоятельно или через возглавляемый им управленческий аппарат), либо одновременно единоличный руководитель и коллективный исполнительный орган. Единоличными руководителями являются: директор, генеральный директор, начальник, ректор, заведующий, управляющий и др. Возглавляемый руководителем организации управленческий аппарат (администрация) в различных организациях носит название либо администрация, либо: дирекция, генеральная дирекция, ректорат, управление и др. Коллективный исполнительный орган - как правило, совет директоров, правление, дирекция. Администрация - орган, на который возложены функции оперативного управления организацией. Принадлежащие организации права осуществляются как их руководителями, так и по установленному распределению обязанностей другими должностными лицами, а в случаях, предусмотренных законодательством, с участием представителей трудовых коллективов и профсоюзных комитетов. В компетенцию администрации входят все распорядительные полномочия юридически-властного характера, необходимые для непосредственного руководства процессами производственно-хозяйственной, социально-культурной и иной деятельности организации. Руководитель организации персонально наделен определенными полномочиями по представительству, распоряжению имуществом и средствами организации. Он действует от имени организации, представляет ее интересы, заключает договоры, в том числе трудовые, выдает доверенности, открывает в банках расчетный и другие счета, пользуется правом распоряжения средствами, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников организации. Администрация осуществляет управленческие функции внутри самой организации, а также вступает во внешние административные правоотношения с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и иными субъектами административного права в связи с осуществлением своих функций. В отличие от органа исполнительной власти администрация организации не является субъектом внешнего управления, так как не обладает соответствующими государственно-властными полномочиями. Разновидностями организаций являются предприятия и учреждения, различающиеся по их назначению. Различия между предприятиями и учреждениями коренятся в содержании и результатах их основной деятельности. Вместе с тем деятельности предприятий часто сопутствует выполнение отдельных функций, характерных для учреждений, и, наоборот, учреждения выполняют работу, характерную для предприятий. Организации в зависимости от видов собственности подразделяются на государственные и негосударственные (муниципальные, частные и общественные объединения). Государственные предприятия и учреждения могут быть федеральные, субъектов Федерации и местного уровня - районного, городского, поселкового и сельского значения.
Организация
1) группа людей, собравшихся вместе для достижения определенных целей; 2) устойчивая система связей организационной структуры, ее фундаментальный инвариант.
Для описания организаций и их организационных структур используются специальные термины: объем управления, иерархия (вертикальная и горизонтальная), централизация и децентрализация, специализация, регламентация, единоначалие и двойное подчинение, коммуникации и т. п.
Организации, имеющие много уровней управления, называют вертикальными организациями. Организации с малым количеством слоев управления называют горизонтальными. Известно, что 2/3 всех организаций имеют от 5 до 8 уровней управления. Даже крупные организации не всегда нуждаются в большом количестве уровней управления. Имеется тенденция сокращения количества уровней управления в организациях. Это связано с тем, что многослойные структуры удлиняют коммуникации и приводят к чрезмерной бюрократизации управления. Горизонтальная организация быстрее может меняться и быстрее реагировать на потребности все более динамичного делового окружения. Число уровней управления может быть продиктовано необходимостью: ограничивать объем управления менеджеров, чтобы их приблизить к своим подчиненным. В вертикальных организациях существенен фактор мотивации менеджеров: чем больше уровней управления, тем больше возможностей для служебного продвижения нижестоящих менеджеров и их подчиненных.
Централизация и децентрализация применяются организациями для сохранения контроля над принятием решений. При централизованном управлении «вниз» спускаются готовые решения. При децентрализованном управлении полномочия на принятия решений передаются «вниз», ближе к самим проблемам. «Сильными сторонами» централизации являются следующие: управляемость, согласованность, координация, подотчетность, экономия усилий. «Сильными сторонами» децентрализации являются такие, как быстрота, гибкость, ответственность, адекватность, мотивация персонала. На практике существует смешанный подход: централизация управления можно увидеть в комбинации с децентрализованными управленческими процессами. Вместе с тем, тенденцией является ослабление централизованной составляющей управления и увеличения количества децентрализованных процессов.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ различают коммерческие и некоммерческие организации. Деятельность коммерческой организации направлена на получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Основными признаками коммерческой организации являются: 1) получение прибыли; 2) четко определенная в законе организационно-правовая форма; 3) распределение прибыли между участниками. Некоммерческая организация (НКО) — организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли не распределяющая полученную прибыль между участниками. НКО могут создаваться для достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей в различных областях и сферах. НКО вправе заниматься предпринимательской деятельностью, только если эта деятельность направлена на достижение целей организации.
Структура организации как ее система связей может существенно меняться под воздействием изменений среды, в которой она функционирует и с которой взаимодействует. Следовательно, структура организации не является ее инвариантом. Организация как устойчивая система связей в отличие от структуры является инвариантом. Этот инвариант гарантирует автономность системы, определяет характер взаимодействия системы с ее внешней средой, ее эволюционное развитие и адаптивное поведение.
Организация — самовоспроизводящаяся система. Организационный автопоэзис (от англ. autopieses —самотворение, самопроизводство) в случае сохранения организации в определенном смысле «вычисляет» среду, делая характер такого взаимодействия организации со средой познавательным (когнитивным) для самой организации. Таким образом, получается, что автопоэтический механизм постоянно генерирует и «вычисляет» свою собственную организацию через свою деятельность по воссозданию своих собственных элементов (компонентов, подсистем) в ходе осуществления определенного бесконечного цикла постоянных изменений, обусловленных воздействием среды, и компенсаций этих воздействий. Это — гомеостатический механизм в смысле сохранения системы отношений в самой организационной системе, а не сохранения в ней ее состояний. В процессе самовоспроизведения системы этот механизм реализуется рекурсивным образом.
Таким образом, организация является результатом ее собственного функционирования, при котором результат и сам процесс создания такого результата неразличимы (с точностью до обозначений). Тем самым организация представляет собой рекурсивную и автореферентную систему (то есть в процессе функционирования «обращается» сама к себе).
Автопоэтическая организация реализует бутстрап (от англ. bootstrap — ушко, петля, начальная загрузка). Бутстрап — свойство системы, которое характеризуется как ее связанность, когда «все содержится во всем», «модель всего», «часть, содержащая целое». В модели бутстрапа отвергается механический элементаризм в виде линейной иерархии системных уровней, который на своем нижнем уровне, как известно, имеет «неделимые» элементы. В модели бутстрапа в принципе не существует неделимых и неотделимых от своей системы элементов и т. п. Бутстраппирующая организация способна к саморазвитию путем «самораскрутки» с некоторой «начальной загрузки» за счет многоуровневого мета-рекурсивного процесса.
Социально-экономический бутстрап означает коллективное самопроизводство, когда все элементы участвуют в воспроизводстве друг друга и в коллективном воспроизводстве системы связей, ответственных за это производство. Организация познается через мир и через активные действия в этом мире: создается и поддерживается топологически замкнутая граница, разделяющая организацию и внешнюю среду.
Н. В. Высоцкая
Список литературы
Высоцкая Н. В. Трансформация предпринимательства в постсоветской России: опыт, инновации и перспективы. — М.: АП «Наука и образование, 2010.
Смирнов Э. А. Основы теории организации: Учеб. Пособие для вузов. — М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998.
Heylighen F. Bootstrapping knowledge representations: from entailment meshes via semantic nets to learning webs. — International Journal of Human-Computer Studies, 1997.
Maturana H. The Theory of Autopoiesis System’s in the social science. — Frankfurt, New York, 1980.
Maturana H., Varela F. Autopoiesis and Cognition. — Dordrecht: D. Reidel, 1980.
Для описания организаций и их организационных структур используются специальные термины: объем управления, иерархия (вертикальная и горизонтальная), централизация и децентрализация, специализация, регламентация, единоначалие и двойное подчинение, коммуникации и т. п.
Организации, имеющие много уровней управления, называют вертикальными организациями. Организации с малым количеством слоев управления называют горизонтальными. Известно, что 2/3 всех организаций имеют от 5 до 8 уровней управления. Даже крупные организации не всегда нуждаются в большом количестве уровней управления. Имеется тенденция сокращения количества уровней управления в организациях. Это связано с тем, что многослойные структуры удлиняют коммуникации и приводят к чрезмерной бюрократизации управления. Горизонтальная организация быстрее может меняться и быстрее реагировать на потребности все более динамичного делового окружения. Число уровней управления может быть продиктовано необходимостью: ограничивать объем управления менеджеров, чтобы их приблизить к своим подчиненным. В вертикальных организациях существенен фактор мотивации менеджеров: чем больше уровней управления, тем больше возможностей для служебного продвижения нижестоящих менеджеров и их подчиненных.
Централизация и децентрализация применяются организациями для сохранения контроля над принятием решений. При централизованном управлении «вниз» спускаются готовые решения. При децентрализованном управлении полномочия на принятия решений передаются «вниз», ближе к самим проблемам. «Сильными сторонами» централизации являются следующие: управляемость, согласованность, координация, подотчетность, экономия усилий. «Сильными сторонами» децентрализации являются такие, как быстрота, гибкость, ответственность, адекватность, мотивация персонала. На практике существует смешанный подход: централизация управления можно увидеть в комбинации с децентрализованными управленческими процессами. Вместе с тем, тенденцией является ослабление централизованной составляющей управления и увеличения количества децентрализованных процессов.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ различают коммерческие и некоммерческие организации. Деятельность коммерческой организации направлена на получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Основными признаками коммерческой организации являются: 1) получение прибыли; 2) четко определенная в законе организационно-правовая форма; 3) распределение прибыли между участниками. Некоммерческая организация (НКО) — организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли не распределяющая полученную прибыль между участниками. НКО могут создаваться для достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей в различных областях и сферах. НКО вправе заниматься предпринимательской деятельностью, только если эта деятельность направлена на достижение целей организации.
Структура организации как ее система связей может существенно меняться под воздействием изменений среды, в которой она функционирует и с которой взаимодействует. Следовательно, структура организации не является ее инвариантом. Организация как устойчивая система связей в отличие от структуры является инвариантом. Этот инвариант гарантирует автономность системы, определяет характер взаимодействия системы с ее внешней средой, ее эволюционное развитие и адаптивное поведение.
Организация — самовоспроизводящаяся система. Организационный автопоэзис (от англ. autopieses —самотворение, самопроизводство) в случае сохранения организации в определенном смысле «вычисляет» среду, делая характер такого взаимодействия организации со средой познавательным (когнитивным) для самой организации. Таким образом, получается, что автопоэтический механизм постоянно генерирует и «вычисляет» свою собственную организацию через свою деятельность по воссозданию своих собственных элементов (компонентов, подсистем) в ходе осуществления определенного бесконечного цикла постоянных изменений, обусловленных воздействием среды, и компенсаций этих воздействий. Это — гомеостатический механизм в смысле сохранения системы отношений в самой организационной системе, а не сохранения в ней ее состояний. В процессе самовоспроизведения системы этот механизм реализуется рекурсивным образом.
Таким образом, организация является результатом ее собственного функционирования, при котором результат и сам процесс создания такого результата неразличимы (с точностью до обозначений). Тем самым организация представляет собой рекурсивную и автореферентную систему (то есть в процессе функционирования «обращается» сама к себе).
Автопоэтическая организация реализует бутстрап (от англ. bootstrap — ушко, петля, начальная загрузка). Бутстрап — свойство системы, которое характеризуется как ее связанность, когда «все содержится во всем», «модель всего», «часть, содержащая целое». В модели бутстрапа отвергается механический элементаризм в виде линейной иерархии системных уровней, который на своем нижнем уровне, как известно, имеет «неделимые» элементы. В модели бутстрапа в принципе не существует неделимых и неотделимых от своей системы элементов и т. п. Бутстраппирующая организация способна к саморазвитию путем «самораскрутки» с некоторой «начальной загрузки» за счет многоуровневого мета-рекурсивного процесса.
Социально-экономический бутстрап означает коллективное самопроизводство, когда все элементы участвуют в воспроизводстве друг друга и в коллективном воспроизводстве системы связей, ответственных за это производство. Организация познается через мир и через активные действия в этом мире: создается и поддерживается топологически замкнутая граница, разделяющая организацию и внешнюю среду.
Н. В. Высоцкая
Список литературы
Высоцкая Н. В. Трансформация предпринимательства в постсоветской России: опыт, инновации и перспективы. — М.: АП «Наука и образование, 2010.
Смирнов Э. А. Основы теории организации: Учеб. Пособие для вузов. — М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998.
Heylighen F. Bootstrapping knowledge representations: from entailment meshes via semantic nets to learning webs. — International Journal of Human-Computer Studies, 1997.
Maturana H. The Theory of Autopoiesis System’s in the social science. — Frankfurt, New York, 1980.
Maturana H., Varela F. Autopoiesis and Cognition. — Dordrecht: D. Reidel, 1980.
Источник: Местное самоуправление: энциклопедия
Организация
Применительно к налоговому праву организация рассматривается как один из субъектов налоговых правоотношений.
Налоговый кодекс РФ в ст. 11 предлагает следующее определение организации - это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации (иностранные организации).
В специальной литературе указывается, что при определении организации как субъекта налоговых правоотношений законодателя в первую очередь интересует вопрос о наличии у нее правосубъектности. Именно поэтому в Налоговом кодексе РФ использовано понятие "организация", а не "юридическое лицо". Иностранные организации не всегда являются юридическими лицами с точки зрения как российского, так и иностранного права [2].
Ю.А. Крохина представляет организацию как упорядоченное коллективное образование, самостоятельно (от своего имени) выступающее в налоговых правоотношениях, обладающее определенным комплексом имущества и (или) совершающее определенные имущественные операции и самостоятельно несущее ответственность за нарушение налогового законодательства [3, с. 341].
Исходя из данного определения, можно выделить следующие признаки, характеризующие организацию в качестве особого субъекта налогового права:
1) внутреннее организационное единство;
2) самостоятельное (от своего имени) участие в налоговых правоотношениях;
3) имущественная обособленность организации;
4) самостоятельная ответственность организации за нарушение налогового законодательства.
Следует помнить, что филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций самостоятельными налогоплательщиками не являются. В соответствии со ст. 19 Налогового кодекса РФ они исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений. Минфин РФ указал, что правовое регулирование налоговых отношений с участием налогоплательщика организации может различаться в зависимости от наличия в ее составе обособленных подразделений [1].
В зависимости от функции, выполняемой организацией в налоговых правоотношениях, выделяются налогово-правовой статус организации-налогоплательщика, налогово-правовой статус организации налогового агента и налогово-правовой статус организации - источника информации для налоговых органов. В конкретных налоговых правоотношениях организация приобретает индивидуальный налогово-правовой статус.
Законными представителями организации выступают ее органы, действующие на основании закона, иных нормативных правовых актов или учредительных документов. Законным представителем организации может выступать и другое юридическое лицо, отношения которых оформляются контрактом или договором поручительства. В данной ситуации законным представителем, реально участвующим в налоговых правоотношениях за своего клиента, будет только руководитель организации-представителя. Сотрудники организации-представителя могут действовать лишь на основании доверенности, оформленной в порядке передоверия. В Налоговом кодексе РФ установлено, что действия или бездействие законных представителей организации, совершенные в связи с участием этой организации в налоговых отношениях, расцениваются в качестве действий или бездействия самой представляемой организации. Таким образом, в российском налоговом праве действия законного представителя аналогичны действиям представляемого, что влечет и тождество юридических последствий.
Для успешного функционирования налоговой системы государства необходимо надлежащее исполнение всеми участниками налоговых отношений возложенных на них обязательств. В случае же нарушения тех или иных предписаний лицо, допустившее нарушение, должно быть подвергнуто мерам государственного принуждения, в том числе и мерам ответственности. Организация, как и любой другой субъект налогового права, за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей несет ответственность, предусмотренную действующим законодательством. Меры принуждения и ответственности применяются непосредственно к организации как самостоятельному субъекту налогового права, а не только к ее должностным лицам.
Существуют определенные виды организаций, имеющие особый статус. К таким организациям, к примеру, относится инновационный центр "Сколково". Деятельность Центра регулируется Федеральным законом от 28.09.2010 N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково" и иными нормативно-правовыми актами.
В сфере налогообложения Минфин России определяет особенности учета в налоговых органах организаций, получивших статус участников проекта "Сколково" (абз. 3 п. 1 ст. 83 НК РФ), что говорит о том, что вести такой учет и осуществлять выездные налоговые проверки в отношении подотчетных организаций будут специальные налоговые инспекции, создаваемые на территории инновационного центра.
Согласно п. 1 ст. 145.1 Налогового кодекса РФ участник "сколковского" проекта освобождается от обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налогов, на 10 лет со дня получения статуса участника проекта, за исключением обязанностей, связанных с ввозом на таможенную территорию России товаров, подлежащих налогообложению. Данная привилегия не распространяется на участников, чей годовой объем выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) превысил 300 млн. руб. начиная с 1 января года, в котором годовой объем выручки превысил 1 млрд. руб. [4].
Если организация утрачивает статус участника проекта, то сумма налога за период, в котором организация была лишена статуса, подлежит восстановлению и уплате в бюджет с взысканием пеней (п. 2 ст. 145.1 Налогового кодекса РФ).
Особенности правового статуса такого вида организаций, как резиденты особой экономической зоны, регулируются гл. 4 Федерального закона от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации".
Налогообложение резидентов особых экономических зон (далее - резиденты ОЭЗ) осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Также законодатель разрешает резидентам ОЭЗ применять специальные режимы налогообложения (например, упрощенную систему налогообложения). В этом случае резидент ОЭЗ должен соблюдать условия применения специального налогового режима, установленные для всех налогоплательщиков.
Отличительной особенностью ведения деятельности резидентами ОЭЗ является наличие ряда налоговых преференций. Налоговые преференции для инвесторов особых экономических зон предусмотрены как на федеральном, так и на региональном уровнях. Их объем зависит от типа особой экономической зоны и законодательства субъекта Российской Федерации, на территории которого создана особая экономическая зона [5, с. 37].
Резиденты ОЭЗ пользуются некоторыми налоговыми льготами, гарантированными законодательством. Это могут быть льготы посредством снижения ставок по налогу на прибыль, налогу на имущество организации, земельному и транспортному налогу.
Список литературы:
1. Письмо Минфина РФ от 05.08.2011 N 03-02-07/1-278 // СПС "КонсультантПлюс".
2. Защита прав налогоплательщиков / Под ред. А.Г. Панова, Б.В. Яцеленко. М.: Министерство юстиции Российской Федерации, 2010. СПС "КонсультантПлюс".
3. Налоговое право России: Учебник для вузов / Отв. ред. Ю.А. Крохина. 4-е изд., испр. М.: Норма; ИНФРА-М, 2011. 720 с.
4. Нестолий В.Г. Комментарий к Федеральному закону от 28.09.2010 N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково" и Федеральному закону от 28.09.2010 N 243-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об инновационном центре "Сколково" // Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров. 2010. N 12.
5. http://www.library.omsu.ru/cgi-bin/irbis64r/cgiirbis_64.exe?LNG=&Z21ID=&I21DBN=MARS&P21DBN=MARS&S21STN=1&S21REF=5&S21FMT=fullwebr&C21C0M=S&S21CNR=10&S21P01=0&S21P02=0&S21P03=M=&S21STR=; Баловнева Е.А. Налогообложение резидентов особых экономических зон // Бухгалтерский учет. 2012. N 6. С. 37 - 40.
Налоговый кодекс РФ в ст. 11 предлагает следующее определение организации - это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации (иностранные организации).
В специальной литературе указывается, что при определении организации как субъекта налоговых правоотношений законодателя в первую очередь интересует вопрос о наличии у нее правосубъектности. Именно поэтому в Налоговом кодексе РФ использовано понятие "организация", а не "юридическое лицо". Иностранные организации не всегда являются юридическими лицами с точки зрения как российского, так и иностранного права [2].
Ю.А. Крохина представляет организацию как упорядоченное коллективное образование, самостоятельно (от своего имени) выступающее в налоговых правоотношениях, обладающее определенным комплексом имущества и (или) совершающее определенные имущественные операции и самостоятельно несущее ответственность за нарушение налогового законодательства [3, с. 341].
Исходя из данного определения, можно выделить следующие признаки, характеризующие организацию в качестве особого субъекта налогового права:
1) внутреннее организационное единство;
2) самостоятельное (от своего имени) участие в налоговых правоотношениях;
3) имущественная обособленность организации;
4) самостоятельная ответственность организации за нарушение налогового законодательства.
Следует помнить, что филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций самостоятельными налогоплательщиками не являются. В соответствии со ст. 19 Налогового кодекса РФ они исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений. Минфин РФ указал, что правовое регулирование налоговых отношений с участием налогоплательщика организации может различаться в зависимости от наличия в ее составе обособленных подразделений [1].
В зависимости от функции, выполняемой организацией в налоговых правоотношениях, выделяются налогово-правовой статус организации-налогоплательщика, налогово-правовой статус организации налогового агента и налогово-правовой статус организации - источника информации для налоговых органов. В конкретных налоговых правоотношениях организация приобретает индивидуальный налогово-правовой статус.
Законными представителями организации выступают ее органы, действующие на основании закона, иных нормативных правовых актов или учредительных документов. Законным представителем организации может выступать и другое юридическое лицо, отношения которых оформляются контрактом или договором поручительства. В данной ситуации законным представителем, реально участвующим в налоговых правоотношениях за своего клиента, будет только руководитель организации-представителя. Сотрудники организации-представителя могут действовать лишь на основании доверенности, оформленной в порядке передоверия. В Налоговом кодексе РФ установлено, что действия или бездействие законных представителей организации, совершенные в связи с участием этой организации в налоговых отношениях, расцениваются в качестве действий или бездействия самой представляемой организации. Таким образом, в российском налоговом праве действия законного представителя аналогичны действиям представляемого, что влечет и тождество юридических последствий.
Для успешного функционирования налоговой системы государства необходимо надлежащее исполнение всеми участниками налоговых отношений возложенных на них обязательств. В случае же нарушения тех или иных предписаний лицо, допустившее нарушение, должно быть подвергнуто мерам государственного принуждения, в том числе и мерам ответственности. Организация, как и любой другой субъект налогового права, за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей несет ответственность, предусмотренную действующим законодательством. Меры принуждения и ответственности применяются непосредственно к организации как самостоятельному субъекту налогового права, а не только к ее должностным лицам.
Существуют определенные виды организаций, имеющие особый статус. К таким организациям, к примеру, относится инновационный центр "Сколково". Деятельность Центра регулируется Федеральным законом от 28.09.2010 N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково" и иными нормативно-правовыми актами.
В сфере налогообложения Минфин России определяет особенности учета в налоговых органах организаций, получивших статус участников проекта "Сколково" (абз. 3 п. 1 ст. 83 НК РФ), что говорит о том, что вести такой учет и осуществлять выездные налоговые проверки в отношении подотчетных организаций будут специальные налоговые инспекции, создаваемые на территории инновационного центра.
Согласно п. 1 ст. 145.1 Налогового кодекса РФ участник "сколковского" проекта освобождается от обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налогов, на 10 лет со дня получения статуса участника проекта, за исключением обязанностей, связанных с ввозом на таможенную территорию России товаров, подлежащих налогообложению. Данная привилегия не распространяется на участников, чей годовой объем выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) превысил 300 млн. руб. начиная с 1 января года, в котором годовой объем выручки превысил 1 млрд. руб. [4].
Если организация утрачивает статус участника проекта, то сумма налога за период, в котором организация была лишена статуса, подлежит восстановлению и уплате в бюджет с взысканием пеней (п. 2 ст. 145.1 Налогового кодекса РФ).
Особенности правового статуса такого вида организаций, как резиденты особой экономической зоны, регулируются гл. 4 Федерального закона от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации".
Налогообложение резидентов особых экономических зон (далее - резиденты ОЭЗ) осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Также законодатель разрешает резидентам ОЭЗ применять специальные режимы налогообложения (например, упрощенную систему налогообложения). В этом случае резидент ОЭЗ должен соблюдать условия применения специального налогового режима, установленные для всех налогоплательщиков.
Отличительной особенностью ведения деятельности резидентами ОЭЗ является наличие ряда налоговых преференций. Налоговые преференции для инвесторов особых экономических зон предусмотрены как на федеральном, так и на региональном уровнях. Их объем зависит от типа особой экономической зоны и законодательства субъекта Российской Федерации, на территории которого создана особая экономическая зона [5, с. 37].
Резиденты ОЭЗ пользуются некоторыми налоговыми льготами, гарантированными законодательством. Это могут быть льготы посредством снижения ставок по налогу на прибыль, налогу на имущество организации, земельному и транспортному налогу.
Список литературы:
1. Письмо Минфина РФ от 05.08.2011 N 03-02-07/1-278 // СПС "КонсультантПлюс".
2. Защита прав налогоплательщиков / Под ред. А.Г. Панова, Б.В. Яцеленко. М.: Министерство юстиции Российской Федерации, 2010. СПС "КонсультантПлюс".
3. Налоговое право России: Учебник для вузов / Отв. ред. Ю.А. Крохина. 4-е изд., испр. М.: Норма; ИНФРА-М, 2011. 720 с.
4. Нестолий В.Г. Комментарий к Федеральному закону от 28.09.2010 N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково" и Федеральному закону от 28.09.2010 N 243-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об инновационном центре "Сколково" // Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров. 2010. N 12.
5. http://www.library.omsu.ru/cgi-bin/irbis64r/cgiirbis_64.exe?LNG=&Z21ID=&I21DBN=MARS&P21DBN=MARS&S21STN=1&S21REF=5&S21FMT=fullwebr&C21C0M=S&S21CNR=10&S21P01=0&S21P02=0&S21P03=M=&S21STR=; Баловнева Е.А. Налогообложение резидентов особых экономических зон // Бухгалтерский учет. 2012. N 6. С. 37 - 40.
Источник: 101 термин налогового права. Краткое законодательное и доктринальное толкование.