ФилософияФилософия правоведения

ФИЛОСОФИЯ ПРАВА

Найдено 4 определения термина ФИЛОСОФИЯ ПРАВА

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

Философия права

теория онтологических, познавательных и ценностных оснований права; философское учение о смысле и предназначении права в жизни людей и общества, его сущности и функциях.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Некоторые юридические термины

Философия права

общетеоретическое учение о праве; научная и учебная дисциплина. Является, как и энциклопедия права, предтечей современной науки и учебной дисциплины "теория государства и права". Первыми авторами, которые ввели термин "философия права" в научный оборот, были Гуго (1798), Гегель (1820), Остин (1832). Толчок к оформлению философии права в качестве внутренне единой обобщающей науки о праве дан Ф. Шеллингом. Сначала философия права выступала как часть философии (Гегель и его последователи в Германии - Ганс, Брунс и в России - П. Редькин, Б. Чичерин). Позднее, особенно с развитием теории юридического позитивизма, философия права рассматривалась как особое научное направление на стыке правоведения и философии и применялась для обозначения общего учения о праве. В 70-х гг. XIX в. А. Маркелем вместо философии права в этом значении был введен термин "теория права". Ныне философия права рассматривается как часть и философской, и юридической науки.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Теория государства и права в схемах и определениях учебное пособие

ФИЛОСОФИЯ ПРАВА

наука о наиболее общих теоретико-мировоззренческих проблемах правоведения и государствоведения. Длительное время выступала как составная часть философских систем. В античной философии (Сократ, Платон, Аристотель) обсуждались такие проблемы, как соотношение права и справедливости, права и закона, права и силы, о месте права в иерархии социальных ценностей и др. Значительное место Ф.п. занимала в философии Просвещения (например, доктрина естественного права) и в немецкой классической философии (например, "Философия права" Гегеля). В настоящее время Ф.п. - по преимуществу составная часть широко развившейся юридической науки; нередко термин "Ф.п." употребляется как синоним общей теории (общего учения) о праве. Однако с конца ХЕХ в. Ф.п. чаще понимается более узко, как автономная дисциплина, отличная от общей теории и социологии права, призванная изучать не само действующее право, а идеальные, духовные начала, лежащие в основе права. Основным понятием понимаемой таким образом Ф.п. становится "идея права" в ее неокантианском (Р. Штаммлер, Г. Радбрух, Б. А. Кистяковский и др.) или неогегельянском (Ю. Биндер, К. Лоренц и др.) истолковании. В середине XX в. доминирующую роль в западно-либеральной Ф.п. играют течения, основанные на гуссерлианстве (см. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА), неореализме, экзистенциализме, а т.ж. неотомизме.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

ФИЛОСОФИЯ ПРАВА

общетеоретическая юридическая дисциплина, которая занимается исследованием смысла права, его сущности и понятия, его оснований и места в мире, его ценности и значимости, его роли в жизни человека, общества и государства, в судьбах народов и человечества. Ф.п. занята поисками истины о праве. С точки зрения позитивного права и позитивизма вся истина о праве дана в самом позитивном праве, под которым имеются в виду все властно признанные источники действующего права (законы, подзаконные акты, санкционированное обычное право, судебные прецеденты и т.д.), все официальные установления, наделенные законной силой, т.е., обобщенно говоря, — закон. Такой подход к праву, сводящий право вообще к позитивному праву, т.е. отождествляющий право и закон, характерен для юридической догматики и представлен в различных вариантах юридического позитивизма и легизма. Здесь истина о праве исчерпывается волей законодателя, мнением и позицией официально- властного установителя позитивного права. Подобная позиция не соответствует природе и требованиям разума, ориентированного не на мнения и авторитеты, а на истинное, теоретически, философски осмысленное знание о соответствующем объекте, в данном случае — о праве. Уже простые размышления о позитивном праве порождают целый ряд вопросов, ответы на которые требуют выхода за рамки позитивного права и позитивистского правопонимания. Почему именно эти, а не другие нормы позитивированы и даны законодателем в качестве позитивного права? От чего зависит сама эта позитивация чего-то в качестве права — только ли от позиции и воли законодателя или есть какие-то иные (и какие именно) объективные, не зависящие от этой воли, основания законотворчества? Справедливо ли право и в чем состоит справедливость права? Всякий ли закон является правом или возможно правонарушающее, антиправовое законодательство, произвол в форме закона? Каковы предпосылки и условия для господства права, каков путь к правовому закону и правовому государству? Основной смысл этих и подобных вопросов в теоретически концентрированном виде можно сформулировать в виде проблемы различения и соотношения (совпадения или несовпадения) права и закона, которая имеет определяющее значение для любого теоретически последовательного правопонимания и обозначает предметную область Ф.п. Без той или иной концепции такого различения права и закона мы в своем правопонимании неизбежно остаемся в одномерной плоскости властно данного позитивного права, т.е. по сути дела — в рамках официального закона, в границах позитивистского законоведения и легизма. Прошлые и современные философские учения о праве включают в себя тот или иной вариант различения права и закона, что собственно и определяет фи- лософско-правовой профиль соответствующего подхода. Речь при этом идет о различных формулировках такого различения, в частности, о различении права по природе и права по человеческому установлению, права естественного и права волеустановленного, справедливости и закона, естественного права и человеческого права, естественного права и позитивного права, разумного права и позитивного права, философского права и позитивного права, правильного права и позитивного права и т.д. За этим терминологическим разнообразием по сути дела лежит то, что в теоретически обобщенной и генерализированной форме обозначается как право и закон, их различение и соотношение. Такое теоретическое различение права и закона не только терминологически, но и понятийно, по своему смыслу выступает как общая теория для всех остальных (названных и иных) частных случаев подобного различения и тем самым позволяет понять и выразить момент общности и единства в познавательной ориентированности, в смысловой структуре и предмете различных прошлых и современных фило- софско-правовых учений. Именно наличие момента такого внутреннего единства оправдывает обозначение внешне разноликих учений под общим названием «философия права» и дает содержательное основание для их понимания и толкования в качестве той или иной концепции именно Ф.п., понимаемой не в виде случайного набора и конгломерата разнородных воззрений, а как предметно определенной и внутренне единой дисциплины (научной и учебной). Та или иная концепция правопонимания (в русле определенного варианта различения и соотношения права и закона) в предметно развитом и содержательно развернутом виде охватывает весь мир права, все правовое в его сущностно-понятийном единстве, во всех его определениях и реальных проявлениях. Бытие права в человеческом мире подразумевает и включает в себя правовую определенность и упорядоченность мира человеческого бытия, правовое понимание и правовой подход к основным отношениям, формам, институтам и установлениям в общественной жизни людей. Этот правовой подход (правовое понимание, толкование, характеристика, оценка и т.д.) распространяется и на такой основополагающий институт общественной жизни людей, как государство. Поэтому в предметную область Ф.п. традиционно включаются проблемы философского исследования государства, тематика философии государства. Это обусловлено уже тем, что в юриспруденции (и в Ф.п. как юридической дисциплине) государство как правовая форма организации публичной власти изучается с правовых позиций, с точки зрения определенной концепции и понятия права. Различение и соотношение права и закона представляет собой ту предметную сферу и теоретическое пространство, в рамках которого вся эта проблематика правопонимания (от понятия права до правового понимания закона и государства) может быть адекватно осмыслена и содержательно развернута в виде последовательного философско-правового учения. Смысл сказанного можно резюмировать следующим образом: предметом философии права является право в его различении и соотношении с законом . Такое понимание предмета Ф.п. как отдельной самостоятельной научной дисциплины подтверждается прошлыми и современными концепциями и направлениями философско-правовых исследований. Хотя Ф.п. имеет давнюю историю, которая восходит к древнегреческим философским исследованиям проблем права и закона, однако сам термин «Ф.п.» возник сравнительно поздно, в конце 18 в. До этого, начиная с древности, проблематика философско- правового профиля разрабатывалась — сперва в качестве фрагмента и аспекта более общей темы, а затем и в качестве отдельного самостоятельного предмета исследования — по преимуществу как учение о естественном праве (в рамках философии, юриспруденции, политической науки, теологии). Первоначально термин «Ф.п.» (вместе с определенной концепцией Ф.п. как юридической дисциплины) появляется в юридической науке. Так, немецкий юрист Г. ГУго, предтеча исторической школы права, трактовал «Ф.п.» как «философию позитивного права», которую он стремился разработать в виде философской части и научной основы учения о праве. Ф.п., по Гуго, это «частью метафизика голой возможности (цензура и апологетика позитивного права по принципам чистого разума), частью политика целесообразности того или иного правоположения (оценка технической и прагматической целесообразности по эмпирическим данным юридической антропологии)». Гуго находился под определенным влиянием Канта, однако он, по существу, отвергал основные идеи кан- товского метафизического учения о праве. Философия позитивного права в его трактовке носила антирационалистический, позитивистский характер и была направлена против естественно-правовых концепций и идей разумного права. Широкое распространение термина «Ф.п.» связано с гегелевской «Философией права» (1820), огромная значимость и влияние которой сохранились до наших дней. Но «естественное право» как обозначение (по старой традиции) типа и жанра философско-правового подхода и исследования осталось до сих пор. Показательно в этой связи, что само гегелевское произведение, которое принято кратко именовать «Философией права», на самом деле увидело свет со следующим (двойным) названием: «Естественное право и наука о государстве в очерках. Основы философии права». Ф.п., согласно Гегелю, это философская дисциплина, а не юридическая, как у ГУго. В Ф.п., по Гегелю, представлена подлинная наука о праве. «Наука о праве, — утверждал он, — есть часть философии. Поэтому она должна развить из понятия идею, представляющую разум предмета, или, что то же самое, наблюдать собственное имманентное развитие самого предмета». В соответствии с этим предмет Ф.п. Гегель формулировал следующим образом: «Философская наука о праве имеет своим предметом идею права — понятие права и его осуществление». Задача Ф.п. состоит в том, чтобы постигнуть мысли, лежащие в основе права. А это возможно лишь с помощью правильного мышления, философского познания права. Восходящие соответственно к ГУго и к Гегелю два подхода к вопросу об определении дисциплинарного характера Ф.п. в качестве юридической или философской науки получили свое дальнейшее развитие в философско-правовых исследованиях XIX—XX вв. Представители почти всех основных течений философской мысли (от древности до наших дней) выдвигали свою версию философского правопонимания. Применительно к XIX—XX вв. можно говорить о философско-правовых концепциях кантианства и неокантианства, гегельянства, младогегельянства и неогегельянства, различных направлений христианской философской мысли (неотомизма, неопротестантизма и т.д.), феноменологизма, философской антропологии, интуитивизма, экзистенциализма и др. Как сами философские учения непосредственно, так и соответствующие философские трактовки права оказали и продолжают оказывать заметное влияние на всю юридическую науку и на развиваемые в ее рамках философско-правовые подходы и концепции. Но и юриспруденция, юридико-теоретические положения о праве, проблемах его становления, совершенствования и развития оказывают большое воздействие на философские исследования правовой тематики. Таким взаимовлиянием и взаимодействием философии и юриспруденции в той или иной мере отмечены все философские подходы к праву — независимо от их дисциплинарной принадлежности к системе юридических наук или к философии. И хотя со второй половины ХГХ в. и в X X в. Ф.п. по преимуществу стала разрабатываться как юридическая дисциплина и преподаваться в основном на юридических факультетах, однако ее развитие всегда было и остается тесно связанным с философской мыслью. Вопрос о научном профиле и дисциплинарной принадлежности Ф.п. имеет несколько аспектов. Если речь идет о Ф.п. в целом, то очевидно, что мы имеем дело с междисциплинарной наукой, объединяющей те или иные начала, как минимум, двух дисциплин — юридической науки и философии. Так что этот междисциплинарный компонент является общим для всех версий Ф.п., независимо оттого, разработаны они как отдельная юридическая или философская наука. Когда же встает вопрос о дисциплинарной принадлежности к юриспруденции или к философии тех или иных конкретных вариантов Ф.п., то по существу речь идет о концептуальном различии юридического и философского подходов к основной проблеме (подразумевающей и охватывающей и все остальные, более частные, проблемы) любой Ф.п.: «Что такое право?» Это концептуальное различие обусловлено уже дисциплинарными особенностями философии и юриспруденции, отличием предметов их научного интереса, изучения и изученности (научно-профессиональной компетентности), спецификой философской и юридической мысли. Философское познание, философия (по ее предмету методу и т д . ) — сфера всеобщего, право и правоведение — сфера особенного, искомая же Ф.п. истина о праве, как и всякая истина, — конкретна. Отсюда и концептуальное различие подходов к Ф.п. от философии и от юриспруденции: путь от философии к Ф.п. идет от общего через особенное к конкретному (искомой истине о праве), путь же от юриспруденции к Ф.п. — это движение от особенного через всеобщее к конкретному. Интерес философии к праву и Ф.п. как особенная философская наука в системе философских наук порождены прежде всего внутренней потребностью самой философии самоудостовериться в том, что ее всеобщность (предметная, методологическая, познавательная и т.д.) действительно всеобща, что она распространяется и на такую особую сферу, как право. Также и у юриспруденции (в ее движении к Ф.п.) есть внутренняя потребность самоудостовериться, что ее особенность (предметная, методологическая и тд.) — это действительная особенность всеобщего, его необходимая составная часть, т.е. нечто необходимое, а не произвольное и случайное в контексте всеобщего. В этом движении с разных сторон к Ф.п. и философия, и юриспруденция в поисках истины о праве выходят за границы своей базовой сферы и осваивают новую предметную область. Но делают они это по-разному. В Ф.п. как особой философской дисциплине (наряду с такими особенными философскими дисциплинами, как философия природы, философия религии, философия морали и тд.) познавательный интерес и исследовательское внимание сосредоточены в основном на философской стороне дела, на демонстрации познавательных возможностей и эвристического потенциала определенной философской концепции в особой сфере права. Существенное значение при этом придается содержательной конкретизации соответствующей концепции применительно к особенностям данного объекта (права), его осмыслению, объяснению и освоению в понятийном языке данной концепции, в русле ее онтологии, гносеологии и аксиологии. В концепциях же Ф.п., разработанных с позиций юриспруденции, при всех их различиях, как правило, доминируют правовые мотивы, направления и ориентиры исследования. Его философский профиль здесь не задан философией, а обусловлен потребностями самой правовой сферы в философском осмыслении. Отсюда и преимущественный интерес к таким проблемам, как смысл, место и значение права и юриспруденции в контексте философского мировоззрения, в системе философского учения о мире, человеке, формах и нормах социальной жизни, о путях и методах познания, о системе ценностей и тд. Нередко при этом в поле философского анализа оказываются (в силу их фундаментальной значимости для теории и практики права) и более конкретные вопросы традиционной юриспруденции, такие, например, как: понятийный аппарат, методы и задачи юридических исследований, приемы юридической аргументации и природа юридического доказательства, иерархия источников позитивного права, совершенствование действующего права, правовой статус различных общественных и государственных институтов, воля в праве, законодательство и правоприменительный процесс, правосубъектность, норма права, правосознание, договор, соотношение прав и обязанностей, правопорядок и правонарушение, природа вины и ответственности, проблемы преступности, смертной казни и т д. Главное, разумеется, не в том или ином наборе тем и проблем, а в существе их осмысливания и толкования с позиций предмета Ф.п., в русле его развертывания и конкретизации в общем контексте современной философской и правовой мысли. Степень развитости Ф.п., ее реальное место и значение в системе наук (философских и юридических) непосредственно зависят от общего состояния философии и юриспруденции в стране. Заметную роль при этом, помимо прочего, играют политико-идеологические факторы, а также научные традиции. В российской философской литературе проблематика философско-правового характера освещается по преимуществу (за редким исключением) в историко- философском плане. Традиционно большее внимание, хотя и явно недостаточное, уделяется философ- ско-правовой проблематике в юридической науке. Дело здесь обстоит таким образом, что Ф.п., ранее разрабатывавшаяся в рамках общей теории права в качестве ее составной части, постепенно оформляется в качестве самостоятельной юридической дисциплины общенаучного статуса и значения (наряду с теорией права и государства, социологией права, историей правовых и политических учений, отечественной и зарубежной историей права и государства). И в таком качестве Ф.п. призвана выполнять ряд существенных общенаучных функций методологического, гносеологического и аксиологического характера как в плане междисциплинарных связей юриспруденции с философией и рядом других гуманитарных наук, так и в самой системе юридических наук. В.С. Нерсесянц

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Юридическая энциклопедия

Найдено схем по теме ФИЛОСОФИЯ ПРАВА — 0

Найдено научныех статей по теме ФИЛОСОФИЯ ПРАВА — 0

Найдено книг по теме ФИЛОСОФИЯ ПРАВА — 0

Найдено презентаций по теме ФИЛОСОФИЯ ПРАВА — 0

Найдено рефератов по теме ФИЛОСОФИЯ ПРАВА — 0

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!