ФИЛОСОФИЯ ПРАВА

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Философия права
теория онтологических, познавательных и ценностных оснований права; философское учение о смысле и предназначении права в жизни людей и общества, его сущности и функциях.

Источник: Некоторые юридические термины

Философия права
общетеоретическое учение о праве; научная и учебная дисциплина. Является, как и энциклопедия права, предтечей современной науки и учебной дисциплины "теория государства и права". Первыми авторами, которые ввели термин "философия права" в научный оборот, были Гуго (1798), Гегель (1820), Остин (1832). Толчок к оформлению философии права в качестве внутренне единой обобщающей науки о праве дан Ф. Шеллингом. Сначала философия права выступала как часть философии (Гегель и его последователи в Германии - Ганс, Брунс и в России - П. Редькин, Б. Чичерин). Позднее, особенно с развитием теории юридического позитивизма, философия права рассматривалась как особое научное направление на стыке правоведения и философии и применялась для обозначения общего учения о праве. В 70-х гг. XIX в. А. Маркелем вместо философии права в этом значении был введен термин "теория права". Ныне философия права рассматривается как часть и философской, и юридической науки.

Источник: Теория государства и права в схемах и определениях

ФИЛОСОФИЯ ПРАВА
наука о наиболее общих теоретико-мировоззренческих проблемах правоведения и государствоведения. Длительное время выступала как составная часть философских систем. В античной философии (Сократ, Платон, Аристотель) обсуждались такие проблемы, как соотношение права и справедливости, права и закона, права и силы, о месте права в иерархии социальных ценностей и др. Значительное место Ф.п. занимала в философии Просвещения (например, доктрина естественного права) и в немецкой классической философии (например, "Философия права" Гегеля). В настоящее время Ф.п. - по преимуществу составная часть широко развившейся юридической науки; нередко термин "Ф.п." употребляется как синоним общей теории (общего учения) о праве. Однако с конца ХЕХ в. Ф.п. чаще понимается более узко, как автономная дисциплина, отличная от общей теории и социологии права, призванная изучать не само действующее право, а идеальные, духовные начала, лежащие в основе права. Основным понятием понимаемой таким образом Ф.п. становится "идея права" в ее неокантианском (Р. Штаммлер, Г. Радбрух, Б. А. Кистяковский и др.) или неогегельянском (Ю. Биндер, К. Лоренц и др.) истолковании. В середине XX в. доминирующую роль в западно-либеральной Ф.п. играют течения, основанные на гуссерлианстве (см. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА), неореализме, экзистенциализме, а т.ж. неотомизме.

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

ФИЛОСОФИЯ ПРАВА
общетеоретическая юридическая дисциплина, которая занимается исследованием смысла права, его сущности и понятия, его оснований и места в мире, его ценности и значимости, его роли в жизни человека, общества и государства, в судьбах народов и человечества. Ф.п. занята поисками истины о праве. С точки зрения позитивного права и позитивизма вся истина о праве дана в самом позитивном праве, под которым имеются в виду все властно признанные источники действующего права (законы, подзаконные акты, санкционированное обычное право, судебные прецеденты и т.д.), все официальные установления, наделенные законной силой, т.е., обобщенно говоря, — закон. Такой подход к праву, сводящий право вообще к позитивному праву, т.е. отождествляющий право и закон, характерен для юридической догматики и представлен в различных вариантах юридического позитивизма и легизма. Здесь истина о праве исчерпывается волей законодателя, мнением и позицией официально- властного установителя позитивного права. Подобная позиция не соответствует природе и требованиям разума, ориентированного не на мнения и авторитеты, а на истинное, теоретически, философски осмысленное знание о соответствующем объекте, в данном случае — о праве. Уже простые размышления о позитивном праве порождают целый ряд вопросов, ответы на которые требуют выхода за рамки позитивного права и позитивистского правопонимания. Почему именно эти, а не другие нормы позитивированы и даны законодателем в качестве позитивного права? От чего зависит сама эта позитивация чего-то в качестве права — только ли от позиции и воли законодателя или есть какие-то иные (и какие именно) объективные, не зависящие от этой воли, основания законотворчества? Справедливо ли право и в чем состоит справедливость права? Всякий ли закон является правом или возможно правонарушающее, антиправовое законодательство, произвол в форме закона? Каковы предпосылки и условия для господства права, каков путь к правовому закону и правовому государству? Основной смысл этих и подобных вопросов в теоретически концентрированном виде можно сформулировать в виде проблемы различения и соотношения (совпадения или несовпадения) права и закона, которая имеет определяющее значение для любого теоретически последовательного правопонимания и обозначает предметную область Ф.п. Без той или иной концепции такого различения права и закона мы в своем правопонимании неизбежно остаемся в одномерной плоскости властно данного позитивного права, т.е. по сути дела — в рамках официального закона, в границах позитивистского законоведения и легизма. Прошлые и современные философские учения о праве включают в себя тот или иной вариант различения права и закона, что собственно и определяет фи- лософско-правовой профиль соответствующего подхода. Речь при этом идет о различных формулировках такого различения, в частности, о различении права по природе и права по человеческому установлению, права естественного и права волеустановленного, справедливости и закона, естественного права и человеческого права, естественного права и позитивного права, разумного права и позитивного права, философского права и позитивного права, правильного права и позитивного права и т.д. За этим терминологическим разнообразием по сути дела лежит то, что в теоретически обобщенной и генерализированной форме обозначается как право и закон, их различение и соотношение. Такое теоретическое различение права и закона не только терминологически, но и понятийно, по своему смыслу выступает как общая теория для всех остальных (названных и иных) частных случаев подобного различения и тем самым позволяет понять и выразить момент общности и единства в познавательной ориентированности, в смысловой структуре и предмете различных прошлых и современных фило- софско-правовых учений. Именно наличие момента такого внутреннего единства оправдывает обозначение внешне разноликих учений под общим названием «философия права» и дает содержательное основание для их понимания и толкования в качестве той или иной концепции именно Ф.п., понимаемой не в виде случайного набора и конгломерата разнородных воззрений, а как предметно определенной и внутренне единой дисциплины (научной и учебной). Та или иная концепция правопонимания (в русле определенного варианта различения и соотношения права и закона) в предметно развитом и содержательно развернутом виде охватывает весь мир права, все правовое в его сущностно-понятийном единстве, во всех его определениях и реальных проявлениях. Бытие права в человеческом мире подразумевает и включает в себя правовую определенность и упорядоченность мира человеческого бытия, правовое понимание и правовой подход к основным отношениям, формам, институтам и установлениям в общественной жизни людей. Этот правовой подход (правовое понимание, толкование, характеристика, оценка и т.д.) распространяется и на такой основополагающий институт общественной жизни людей, как государство. Поэтому в предметную область Ф.п. традиционно включаются проблемы философского исследования государства, тематика философии государства. Это обусловлено уже тем, что в юриспруденции (и в Ф.п. как юридической дисциплине) государство как правовая форма организации публичной власти изучается с правовых позиций, с точки зрения определенной концепции и понятия права. Различение и соотношение права и закона представляет собой ту предметную сферу и теоретическое пространство, в рамках которого вся эта проблематика правопонимания (от понятия права до правового понимания закона и государства) может быть адекватно осмыслена и содержательно развернута в виде последовательного философско-правового учения. Смысл сказанного можно резюмировать следующим образом: предметом философии права является право в его различении и соотношении с законом . Такое понимание предмета Ф.п. как отдельной самостоятельной научной дисциплины подтверждается прошлыми и современными концепциями и направлениями философско-правовых исследований. Хотя Ф.п. имеет давнюю историю, которая восходит к древнегреческим философским исследованиям проблем права и закона, однако сам термин «Ф.п.» возник сравнительно поздно, в конце 18 в. До этого, начиная с древности, проблематика философско- правового профиля разрабатывалась — сперва в качестве фрагмента и аспекта более общей темы, а затем и в качестве отдельного самостоятельного предмета исследования — по преимуществу как учение о естественном праве (в рамках философии, юриспруденции, политической науки, теологии). Первоначально термин «Ф.п.» (вместе с определенной концепцией Ф.п. как юридической дисциплины) появляется в юридической науке. Так, немецкий юрист Г. ГУго, предтеча исторической школы права, трактовал «Ф.п.» как «философию позитивного права», которую он стремился разработать в виде философской части и научной основы учения о праве. Ф.п., по Гуго, это «частью метафизика голой возможности (цензура и апологетика позитивного права по принципам чистого разума), частью политика целесообразности того или иного правоположения (оценка технической и прагматической целесообразности по эмпирическим данным юридической антропологии)». Гуго находился под определенным влиянием Канта, однако он, по существу, отвергал основные идеи кан- товского метафизического учения о праве. Философия позитивного права в его трактовке носила антирационалистический, позитивистский характер и была направлена против естественно-правовых концепций и идей разумного права. Широкое распространение термина «Ф.п.» связано с гегелевской «Философией права» (1820), огромная значимость и влияние которой сохранились до наших дней. Но «естественное право» как обозначение (по старой традиции) типа и жанра философско-правового подхода и исследования осталось до сих пор. Показательно в этой связи, что само гегелевское произведение, которое принято кратко именовать «Философией права», на самом деле увидело свет со следующим (двойным) названием: «Естественное право и наука о государстве в очерках. Основы философии права». Ф.п., согласно Гегелю, это философская дисциплина, а не юридическая, как у ГУго. В Ф.п., по Гегелю, представлена подлинная наука о праве. «Наука о праве, — утверждал он, — есть часть философии. Поэтому она должна развить из понятия идею, представляющую разум предмета, или, что то же самое, наблюдать собственное имманентное развитие самого предмета». В соответствии с этим предмет Ф.п. Гегель формулировал следующим образом: «Философская наука о праве имеет своим предметом идею права — понятие права и его осуществление». Задача Ф.п. состоит в том, чтобы постигнуть мысли, лежащие в основе права. А это возможно лишь с помощью правильного мышления, философского познания права. Восходящие соответственно к ГУго и к Гегелю два подхода к вопросу об определении дисциплинарного характера Ф.п. в качестве юридической или философской науки получили свое дальнейшее развитие в философско-правовых исследованиях XIX—XX вв. Представители почти всех основных течений философской мысли (от древности до наших дней) выдвигали свою версию философского правопонимания. Применительно к XIX—XX вв. можно говорить о философско-правовых концепциях кантианства и неокантианства, гегельянства, младогегельянства и неогегельянства, различных направлений христианской философской мысли (неотомизма, неопротестантизма и т.д.), феноменологизма, философской антропологии, интуитивизма, экзистенциализма и др. Как сами философские учения непосредственно, так и соответствующие философские трактовки права оказали и продолжают оказывать заметное влияние на всю юридическую науку и на развиваемые в ее рамках философско-правовые подходы и концепции. Но и юриспруденция, юридико-теоретические положения о праве, проблемах его становления, совершенствования и развития оказывают большое воздействие на философские исследования правовой тематики. Таким взаимовлиянием и взаимодействием философии и юриспруденции в той или иной мере отмечены все философские подходы к праву — независимо от их дисциплинарной принадлежности к системе юридических наук или к философии. И хотя со второй половины ХГХ в. и в X X в. Ф.п. по преимуществу стала разрабатываться как юридическая дисциплина и преподаваться в основном на юридических факультетах, однако ее развитие всегда было и остается тесно связанным с философской мыслью. Вопрос о научном профиле и дисциплинарной принадлежности Ф.п. имеет несколько аспектов. Если речь идет о Ф.п. в целом, то очевидно, что мы имеем дело с междисциплинарной наукой, объединяющей те или иные начала, как минимум, двух дисциплин — юридической науки и философии. Так что этот междисциплинарный компонент является общим для всех версий Ф.п., независимо оттого, разработаны они как отдельная юридическая или философская наука. Когда же встает вопрос о дисциплинарной принадлежности к юриспруденции или к философии тех или иных конкретных вариантов Ф.п., то по существу речь идет о концептуальном различии юридического и философского подходов к основной проблеме (подразумевающей и охватывающей и все остальные, более частные, проблемы) любой Ф.п.: «Что такое право?» Это концептуальное различие обусловлено уже дисциплинарными особенностями философии и юриспруденции, отличием предметов их научного интереса, изучения и изученности (научно-профессиональной компетентности), спецификой философской и юридической мысли. Философское познание, философия (по ее предмету методу и т д . ) — сфера всеобщего, право и правоведение — сфера особенного, искомая же Ф.п. истина о праве, как и всякая истина, — конкретна. Отсюда и концептуальное различие подходов к Ф.п. от философии и от юриспруденции: путь от философии к Ф.п. идет от общего через особенное к конкретному (искомой истине о праве), путь же от юриспруденции к Ф.п. — это движение от особенного через всеобщее к конкретному. Интерес философии к праву и Ф.п. как особенная философская наука в системе философских наук порождены прежде всего внутренней потребностью самой философии самоудостовериться в том, что ее всеобщность (предметная, методологическая, познавательная и т.д.) действительно всеобща, что она распространяется и на такую особую сферу, как право. Также и у юриспруденции (в ее движении к Ф.п.) есть внутренняя потребность самоудостовериться, что ее особенность (предметная, методологическая и тд.) — это действительная особенность всеобщего, его необходимая составная часть, т.е. нечто необходимое, а не произвольное и случайное в контексте всеобщего. В этом движении с разных сторон к Ф.п. и философия, и юриспруденция в поисках истины о праве выходят за границы своей базовой сферы и осваивают новую предметную область. Но делают они это по-разному. В Ф.п. как особой философской дисциплине (наряду с такими особенными философскими дисциплинами, как философия природы, философия религии, философия морали и тд.) познавательный интерес и исследовательское внимание сосредоточены в основном на философской стороне дела, на демонстрации познавательных возможностей и эвристического потенциала определенной философской концепции в особой сфере права. Существенное значение при этом придается содержательной конкретизации соответствующей концепции применительно к особенностям данного объекта (права), его осмыслению, объяснению и освоению в понятийном языке данной концепции, в русле ее онтологии, гносеологии и аксиологии. В концепциях же Ф.п., разработанных с позиций юриспруденции, при всех их различиях, как правило, доминируют правовые мотивы, направления и ориентиры исследования. Его философский профиль здесь не задан философией, а обусловлен потребностями самой правовой сферы в философском осмыслении. Отсюда и преимущественный интерес к таким проблемам, как смысл, место и значение права и юриспруденции в контексте философского мировоззрения, в системе философского учения о мире, человеке, формах и нормах социальной жизни, о путях и методах познания, о системе ценностей и тд. Нередко при этом в поле философского анализа оказываются (в силу их фундаментальной значимости для теории и практики права) и более конкретные вопросы традиционной юриспруденции, такие, например, как: понятийный аппарат, методы и задачи юридических исследований, приемы юридической аргументации и природа юридического доказательства, иерархия источников позитивного права, совершенствование действующего права, правовой статус различных общественных и государственных институтов, воля в праве, законодательство и правоприменительный процесс, правосубъектность, норма права, правосознание, договор, соотношение прав и обязанностей, правопорядок и правонарушение, природа вины и ответственности, проблемы преступности, смертной казни и т д. Главное, разумеется, не в том или ином наборе тем и проблем, а в существе их осмысливания и толкования с позиций предмета Ф.п., в русле его развертывания и конкретизации в общем контексте современной философской и правовой мысли. Степень развитости Ф.п., ее реальное место и значение в системе наук (философских и юридических) непосредственно зависят от общего состояния философии и юриспруденции в стране. Заметную роль при этом, помимо прочего, играют политико-идеологические факторы, а также научные традиции. В российской философской литературе проблематика философско-правового характера освещается по преимуществу (за редким исключением) в историко- философском плане. Традиционно большее внимание, хотя и явно недостаточное, уделяется философ- ско-правовой проблематике в юридической науке. Дело здесь обстоит таким образом, что Ф.п., ранее разрабатывавшаяся в рамках общей теории права в качестве ее составной части, постепенно оформляется в качестве самостоятельной юридической дисциплины общенаучного статуса и значения (наряду с теорией права и государства, социологией права, историей правовых и политических учений, отечественной и зарубежной историей права и государства). И в таком качестве Ф.п. призвана выполнять ряд существенных общенаучных функций методологического, гносеологического и аксиологического характера как в плане междисциплинарных связей юриспруденции с философией и рядом других гуманитарных наук, так и в самой системе юридических наук. В.С. Нерсесянц

Источник: Юридическая энциклопедия

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
289.72 кб

О статусе философии права

Кожевников Владимир Валентинович
Определён статус философии права. Утверждается, что последняя это наука, имеющая свой предмет и метод, реализующая соответствующие функции.
Читать PDF
122.42 кб

Философска концепция права

Гарасымив Т.З., Матвийчук И.Л.
В статье раскрыты положения основных философско-правовых теорий, направленных на объяснение смысла и сущности права и правопорядка.
Читать PDF
115.27 кб

Философия права конца XIX века

Поснов И. В.
В статье автор делает обзор основных философско-правовых течений конца XIX века. Анализируется философский позитивизм и его влияние на правовую мысль России. Давая краткий анализ правовых теорий Р. Иеринга, Н.М. Коркунова, С.А.
Читать PDF
154.00 кб

Предмет проблем философии права

Сливка С.С.
Формулируется объект, предмет и пять групп проблем философии права. Рассмотрены объективная и субъективная стороны решения этих проблем, предпосылки возникновения проблем философии права и цель их исследования.
Читать PDF
289.47 кб

ФИЛОСОФИЯ ИНТЕГРАЦИОННОГО ПРАВА

Кашкин Сергей Юрьевич
Целью статьи является анализ философских вопросов развития современного интеграционного права.
Читать PDF
584.24 кб

Философия права Акселя Хэгерстрёма

Тонков Дмитрий Евгеньевич
Идеи Акселя Хэгерстрёма, основателя скандинавского правового реализма, не достаточно широко известны в российской юридической науке.
Читать PDF
893.46 кб

Философские аспекты трудового права

Михайлов А.В.
В статье дается анализ воздействия и системного обоснования трудового права путем всесторонней оценки через философско-антропологическую призму. Рассматриваются задачи, цели и функции философии трудового права.
Читать PDF
316.57 кб

К вопросу о методах философии права

Кожевников Владимир Валентинович
Рассматриваются различные проблемы методологии философии права. Проанализировав систему методов философии права, автор обращает внимание на следующие важные концептуальные положения.
Читать PDF
76.02 кб

Гендер как проблема философии и права

Зайцев Николай Иванович
Читать PDF
301.62 кб

О философской сущности развития права

Шатина А. Б.
В статье право рассматривается в историко-философском аспекте. Автором представлены точки зрения великих философов древности Платона, Аристотеля, Цицерона, известных русских юристов-мыслителей Б.А. Кистяковского и B.C. Соловьева.
Читать PDF
186.01 кб

Идея права: философско-правовой анализ

Шугуров Марк Владимирович
В статье рассматривается идея права как феномен правовой реальности, являющийся идеальным измерением и одной из форм последней.
Читать PDF
852.87 кб

Основные уроки русской философии права

О. В. Зарубина
Читать PDF
199.69 кб

Философия права: теория или умозрение?

Шугуров Марк Владимирович
Статья посвящена проблеме соотношения научно-теоретических и мировоззренческих аспектов философии права в контексте подхода к ней как междисциплинарному направлению.
Читать PDF
207.98 кб

Философия истории трудового права России

Соболев Сергей Анатольевич
Философия права включает в себя в качестве одного из элементов содержания историю права.
Читать PDF
689.29 кб

Мораль и право в русской философии права

Караваев Евгений Александрович
В данной статье рассмотрена проблема соотношения морали и права в системе права, различие и соотношение естественного и позитивного права. Рассмотрены возможности и характер соотношения морали и права в трудах А. С.

Найдено книг по теме — 25

Похожие термины:

  • Функции философии права  

    1) онтологическая, исследующая природу и сущность правовой реальности, способов и форм ее осуществления; 2) гносеологическая, обеспечивающая познание правовых феноменов; 3) методологическая, систе