ГОЛОСОВАНИЕ В ПАРЛАМЕНТЕ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ГОЛОСОВАНИЕ В ПАРЛАМЕНТЕ
способ выявления воли депутатов по вопросам, обсуждаемым и решаемым в соответствующем представительном органе.
При открытом Г. (поднятии руки, вставании с места, поименном голосовании и др.) выбор каждого депутата виден окружающим. Современные парламенты применяют при открытом Г. систему электронного подсчета голосов, показывающую на табло, как голосует каждый депутат: "за", "против" или "воздержался". Данные могут предоставляться отдельному депутату, если это предусмотрено Регламентом парламента. Тайное Г. чаще всего осуществляется посредством бюллетеней для тайного Г., которые заполняются депутатом индивидуально (как правило, в специальной кабине) и опускаются в ящик для голосования, поэтому выбор депутата неизвестен.
Возможно тайное Г. с использованием электронной системы, но тогда данные о поименном голосовании депутатов в память электронной системы не заносятся.
В Государственной Думе согласно ее Регламенту 1998 г. решения принимаются на заседаниях открытым или тайным Г. Открытое Г. может быть поименным. Г. на заседании ГД осуществляется: с использованием электронной системы подсчета голосов; без использования этой системы.
Г. с использованием электронной системы может быть количественным, рейтинговым, альтернативным и качественным. Количественное Г. представляет собой выбор варианта ответа: "за", "против" или "воздержался". Подсчет голосов и предъявление результатов голосования в абсолютном и процентном выражениях производятся по каждому голосованию. Рейтинговое Г. представляет собой ряд последовательных количественных Г. по каждому из вопросов, в которых может принять участие каждый депутат. При этом предъявление результатов Г. в абсолютном и процентном выражениях по каждому Г. производится только по окончании Г. по всем вопросам. Иными словами, посредством рейтингового Г. выявляются приоритеты тех или иных вариантов решения данного вопроса. Альтернативное Г. представляет собой Г. только за один из вариантов вопроса, поставленного на Г. Подсчет голосов и предъявление результатов Г. в абсолютном и процентном выражениях производятся одновременно по всем вариантам вопроса, поставленного на Г. Качественное Г. представляет собой альтернативное голосование с качественной оценкой поставленного на голосование вопроса по одному из пяти вариантов: "очень плохо", "плохо", "удовлетворительно", "хорошо", "очень хорошо".
Согласно Конституции РФ, постановление ГД принимается большинством голосов от общего числа депутатов (т. е. от 450), если Конституцией не предусмотрен иной порядок. По процедурным вопросам решение принимается большинством голосов депутатов, принявших участие в Г., если иное не предусмотрено Регламентом ГД. К процедурным Регламент относит следующие вопросы: о перерыве в заседании или переносе заседания; о предоставлении дополнительного времени для выступления; о продолжительности времени для ответов на вопросы по существу законопроекта; о предоставлении слова приглашенным на заседание; о переносе или прекращении прений по обсуждаемому вопросу; о передаче вопроса на рассмотрение соответствующего комитета или комиссии палаты; о голосовании без обсуждения; о проведении закрытого заседания; о приглашении на заседание представителей государственных органов, общественных объединений, экспертов и других специалистов; об изменении способа проведения голосования; об изменении очередности выступлений; о проведении дополнительной регистрации; о пересчете голосов.
Каждый депутат голосует лично. Поручение кому-либо проголосовать за него недопустимо, как и подача голоса по истечении времени, отведенного на голосование.
Если выдвинуто несколько кандидатур или предложено более двух вариантов решения рассматриваемого палатой вопроса, Г. может быть проведено в два тура. Первый тур - это своеобразное рейтинговое Г., при котором депутат может голосовать за любое число кандидатур или предложений. Затем на второй тур выносятся две кандидатуры или два предложения, получивших наибольшее число голосов в первом туре. Во втором туре проходит кандидатура или предложение, за которые подано наибольшее число голосов, однако не менее числа, установленного для принятия соответствующего решения. В противном случае вопрос снимается с рассмотрения.
Открытое Г. проводится на заседании палаты с использованием электронной системы подсчета голосов либо без ее использования. Во втором случае подсчет голосов поручается счетной комиссии, избираемой палатой.
По решению большинства от числа депутатов ГД, принявших участие в Г., может быть проведено тайное Г. Оно проводится с использованием электронной системы подсчета голосов или с использованием бюллетеней. Бюллетени тайного Г. изготавливаются под контролем счетной комиссии по предложенной ею и утвержденной ГД форме. Бюллетень выдается депутату счетной комиссией в соответствии со списком депутатов и по предъявлении им депутатского удостоверения. При получении бюллетеня депутат расписывается в списке напротив своей фамилии. Обычно на период тайного Г. устанавливаются кабины, в которых депутаты заполняют бюллетени. После этого бюллетень опускается в специальный ящик, опечатанный счетной комиссией. При тайном Г. определяется число бюллетеней с результатами "за" и "против", а также недействительных бюллетеней (неустановленной формы либо не позволяющих определить волеизъявление депутата).
По решению ГД, принимаемому большинством голосов от числа депутатов, принявших участие в Г., проводится поименное Г. Оно осуществляется с использованием электронной системы подсчета голосов или именных бюллетеней. При втором варианте ГД избирает счетную комиссию.
Если на заседании ГД приняты решения о проведении как поименного, так и тайного Г., проводится тайное Г. (С. А.)

Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь

ГОЛОСОВАНИЕ В ПАРЛАМЕНТЕ
способы выявления воли депутатов по вопросам, обсуждаемым и решаемым в соответствующем представительном органе. Способов (видов) г. может быть несколько.
В частности, это открытое или тайное г. При открытом г. выбор каждого депутата может быть виден окружающим (во всяком случае не прячется от них, хотя голосующий может отойти в сторону, чтобы не было видно, как он заполняет бюллетень). Тайное г. чаще всего осуществляется посредством бюллетеней для тайного г., которые заполняются депутатом индивидуально (нередко в специально оборудованной кабине) и опускаются в ящик для г., поэтому выбор депутата неизвестен остальным (если он сам об этом не скажет). Может быть предусмотрено тайное г. и посредством электронной системы голосования, однако тайна в данном случае довольно условна, поскольку в обслуживании электронной системы участвуют многие лица, от них можно узнать результаты г. конкретного депутата.
Способы открытого г. различны. Наиболее простой – поднятием рук. В парламентах зарубежных государств известны и такие способы г., как вставание с мест тех, кто за или против какогото предложения, выход из зала либо вход в зал через разные двери – во всех таких случаях специальные счетчики (сотрудники аппарата) определяют, какое количество депутатов поддерживает или не поддерживает соответствующее решение. Открытое г. может быть и поименным – когда председательствующий предлагает каждому присутствующему депутату высказаться, за какое решение он выступает.
Современные парламенты применяют при открытом г. систему электронного подсчета голосов. Она выдает на табло результаты г. «за», «против» и «воздержался». Естественно, что система содержит данные о том, как голосует каждый депутат. Они могут предоставляться отдельному депутату, если это предусмотрено Регламентом парламента.
Для тайного г. чаще предусматривается система бюллетеней. Однако, как уже говорилось, возможно и тайное г. с использованием электронной системы. Для гарантирования тайны данные о поименном г. депутатов в память электронной системы не заносятся.
Государственная Дума в своем Регламенте 1998 года установила следующие правила относительно г. Решения Государственной Думы принимаются на ее заседаниях открытым или тайным г. Открытое г. проводится на заседании палаты с использованием электронной системы подсчета голосов либо без ее использования. Во втором случае подсчет голосов поручается Счетной комиссии, избираемой палатой. По решению большинства от числа депутатов ГД, принявших участие в г., может быть проведено тайное г., а также поименное г. Оно проводится с использованием электронной системы подсчета голосов или с использованием бюллетеней также Счетной комиссией.
Г. с использованием электронной системы может быть количественным, рейтинговым, альтернативным и качественным.
Количественное г. представляет собой выбор варианта ответа: «за», «против» или «воздержался». Подсчет голосов и предъявление результатов г. в абсолютном и процентном выражениях производятся по каждому г..
Рейтинговое г. представляет собой ряд последовательных количественных г. по каждому из вопросов, в которых может принять участие каждый депутат. При этом предъявление результатов г. в абсолютном и процентном выражениях по каждому г. производится только по окончании г. по всем вопросам. Если по итогам рейтингового г. несколько вопросов набрали достаточное для их принятия число голосов, то принятым считается решение по вопросу, набравшему наибольшее число голосов. Если по итогам рейтингового г. ни один из вопросов не набрал достаточного для принятия числа голосов, то на повторное г. ставится вопрос, набравший наибольшее число голосов. Решение по нему считается принятым, если при г. он набрал достаточное для принятия число голосов.
Альтернативное г. представляет собой г. только за один из вариантов вопроса, поставленного на г. Подсчет голосов и предъявление результатов г. в абсолютном и процентном выражениях производятся одновременно по всем вариантам вопроса, поставленного на г.
Качественное г. представляет собой альтернативное г. с качественной оценкой поставленного на г. вопроса по одному из пяти вариантов: «очень плохо», «плохо», «удовлетворительно», «хорошо» и «очень хорошо».
Согласно Конституции постановление Государственной Думы принимается большинством голосов от общего числа депутатов (т. е. от 450), если Конституцией не предусмотрен иной порядок. По процедурным вопросам решение принимается большинством голосов депутатов, принявших участие в г., если иное не предусмотрено Регламентом ГД. К процедурным Регламент относит следующие вопросы: о перерыве в заседании, переносе или закрытии заседания; о предоставлении дополнительного времени для выступления; о предоставлении слова приглашенным на заседание; о переносе или прекращении прений по вопросу повестки дня заседания; о переходе (возвращении) к вопросам повестки заседания; о передаче вопроса на рассмотрение соответствующего комитета или комиссии палаты; о г. без обсуждения; о проведении закрытого заседания; о приглашении на заседание представителей государственных органов, общественных объединений, экспертов и других специалистов; об изменении способа проведения г.; об изменении очередности выступлений; о проведении дополнительной регистрации; о пересчете голосов; о направлении депутатского запроса и об установлении срока получения ответа на него.
До недавнего времени Регламент Государственной Думы устанавливал, что каждый депутат голосует лично. Изменениями от 26 ноября 2010 г. определено, что депутат может подать заявление о передаче своего голоса другому депутату Государственной Думы в период своего отсутствия на заседании палаты. Это заявление составляется на имя Председателя Государственной Думы на депутатском бланке с указанием причины отсутствия, времени, на которое передается голос, а также с указанием того, как распорядиться голосом при г. по вопросам, рассматриваемым палатой. Заявление депутат вправе также направить, в период своего отсутствия, телеграммой. Однако депутат может воспользоваться данным правом только при наличии уважительных причин. Согласно ст. 44 уважительными причинами отсутствия депутата на заседании Государственной Думы являются направление в командировку по распоряжению Председателя Государственной Думы или Первого заместителя Председателя Государственной Думы, участие в выполнении поручений Государственной Думы и Совета Государственной Думы, исполнение гражданских обязанностей, предусмотренных законодательством РФ, временная нетрудоспособность, отпуск, рождение ребенка, регистрация брака, смерть близких родственников, иные семейные обстоятельства, а также обстоятельства непреодолимой силы.

Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.

Реклама