ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ
ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ
периодическая проверка наличия числящихся на балансе объединения, предприятия, организации, учреждения ценностей, их сохранности и правильности хранения, обязательств и прав на получение средств, а также ведения складского хозяйства и реальности данных учета.
Источник: Гражданское право (терминологический словарь). 2018
Инвентаризация
(от лат. inventarium — хозяйственные предметы) — периодический переучет имеющегося имущества, товаров на предприятии (организации, учреждении) с целью проверки их наличия и сохранности, а также установления их соответствия ведомостям учета материальных ценностей. Данные инвентаризации вносятся в инвентарную (инвентаризационную) опись.
Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.
ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ
от лат. inventarium - опись имущества) периодическая проверка наличия числящихся на балансе организации ценностей, их сохранности и правильности хранения, обязательств и прав на получение средств, а т.ж. ведения складского хозяйства и соответствия данных учета реальности. И. позволяет осуществлять контроль над сохранностью материальных ценностей, выявлять и устранять возможные ошибки в учете и работе материально ответственных лиц, определять величину естественной убыли и уточнять учетные данные об остатках материальных и других ценностей. И. подвергаются основные фонды (средства), товарно-материальные ценности, затраты в незавершенном производстве, денежные средства, расчеты с поставщиками, заказчиками и другие статьи баланса. Число И. в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются предприятием, учреждением, кроме случаев, когда проведение И. обязательно, в частности: при передаче имущества предприятия, учреждения в аренду, выкупе, продаже, а т.ж.
преобразовании государственного или муниципального предприятия в акционерное общество или товарищество; перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, И. которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года).
И. основных средств может проводиться один раз в три года, библиотечных фондов - один раз в пять лет. В районах, расположенных на Крайнем Севере и в приравненных к ним местностях, И. товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков; при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел); при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а т.ж. порчи ценностей; в случае пожара или стихийных бедствий; при ликвидации предприятия, учреждения перед составлением ликвидационного баланса и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Различают следующие виды И.
текущая - совершаемая в течение года; годовая -перед составлением годового отчета; полная - охватывает все хозяйственные средства предприятия; частичная - проверка отдельных видов средств: внезапная - при ревизиях. И.
подлежат основные средства, товарно-материальные ценности, незавершенные производство и капитальное строительство, расходы будущих периодов, денежные средства, документы строгой отчетности. Данные И. вносятся в инвентарную (инвентаризационную) опись.
преобразовании государственного или муниципального предприятия в акционерное общество или товарищество; перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, И. которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года).
И. основных средств может проводиться один раз в три года, библиотечных фондов - один раз в пять лет. В районах, расположенных на Крайнем Севере и в приравненных к ним местностях, И. товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков; при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел); при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а т.ж. порчи ценностей; в случае пожара или стихийных бедствий; при ликвидации предприятия, учреждения перед составлением ликвидационного баланса и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Различают следующие виды И.
текущая - совершаемая в течение года; годовая -перед составлением годового отчета; полная - охватывает все хозяйственные средства предприятия; частичная - проверка отдельных видов средств: внезапная - при ревизиях. И.
подлежат основные средства, товарно-материальные ценности, незавершенные производство и капитальное строительство, расходы будущих периодов, денежные средства, документы строгой отчетности. Данные И. вносятся в инвентарную (инвентаризационную) опись.
Источник: Экономика и право: словарь-справочник
ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ
нем. Inventar лат. inventarium — роспись, опись, в русск. с XVIII в.; англ. inventory / stock-taking) — периодическая проверка наличия, состояния и оценки активов и финансовых обязательств. Цель И. — обеспечение достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности. Задачи И. — проверка сохранности имущества путем сопоставления фактических остатков товарно-материальных ценностей с учетными данными, правильности хранения товарно-материальных ценностей. Случаи обязательного проведения И.: перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, при смене материально ответственных лиц и др. И. могут быть плановые и внеплановые, полные и частичные, текущие и годовые. Внеплановые И. проводятся в случаях особой необходимости (при кражах, стихийных бедствиях и т. п.). При полной И. проверяют все виды имущества и обязательств, при частичной — какую-либо их часть. Текущие И. проводят в течение года, годовые — перед составлением годовой бухгалтерской отчетности Для проведения И. создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. При большом объеме работ создаются рабочие инвентаризационные комиссии. Персональный состав инвентаризационных комиссий (постоянно действующей и рабочих) утверждается командиром (начальником) в/ч. Фактическое наличие имущества определяется путем обязательного подсчета, взвешивания и обмера. И. расчетов заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского (бюджетного) учета, в т. ч. путем встречной документальной выверки расчетов со сторонними организациями. Сведения о фактическом наличии имущества и реальности дебиторской и кредиторской задолженности заносятся в инвентаризационные описи. По окончании И. могут проводиться контрольные проверки правильности ее проведения, результаты которых оформляются актом. Инвентаризационные описи сдаются в бухгалтерию, которая проверяет правильность их оформления, цен, таксировки и подсчетов и выявляет результаты И. По имуществу, при И. которого выявлены отклонения фактических остатков от учетных данных, составляют сличительные ведомости, где указывают суммы излишков и/или недостачи ценностей. Выявленные при И. расхождения между фактическим наличием имущества и данными учета отражают на учетных счетах. Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может быть допущен только в виде исключения за один и тот же проверенный период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении товарно-материальных ценностей одного и того же наименования и в тождественных количествах. Нормы убыли могут применяться лишь в случае выявленных фактических недостач, после зачета недостач ценностей излишками по пересортице. Предложения о регулировании выявленных И. расхождений фактического наличия ценностей и данных учета представляется инвентаризационной комиссией на рассмотрение командира (начальника). Результаты И. должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена И., а по годовой И. — в годовом отчете.