ИСТОЧНИКИ ПРАВА

Найдено 15 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ИСТОЧНИКИ ПРАВА
формы закрепления (внешнего выражения) правовых норм.

Источник: Гражданское право (терминологический словарь). 2018

Источники права
формы правовых норм в виде нормативных правовых актов.

Источник: Основы права и обеспечения правовой деятельности преподавателя.

Источники права
формы закрепления (внешнего выражения) правовых норм. В науке уголовного процесса источниками уголовнопроцессуального права принято считать законы, акты международного права и подзаконные акты.

Источник: Понятия современного уголовного процесса

ИСТОЧНИКИ ПРАВА
формы закрепления (внешнего выражения) правовых норм (см. Норма права). Основными видами И. п. являются нормативные правовые акты и правовые обычаи, прецеденты судебные, а также международные договоры и внутригосударственные договоры (договоры нормативного содержания).

Источник: Большой юридический словарь

Источники права
1) факторы экономические, социально-политические, социально-психологические, духовные; 2) внешняя форма выражения права (закон и т.д.); 3) непосредственный источник норм права - правовой обычай, прецедент, нормативный акт, нормативный договор, судебная практика (см. также: Форма права).

Источник: Теория государства и права в схемах и определениях

Источники права

Формы закрепления (внешнего выражения) правовых норм. Основными видами источников права в современных правовых системах являются нормативно-правовые акты, правовые обычаи, судебные процедуры, а также иногда международные и внутригосударственные договоры (договоры нормативного содержания).

Источник: Словарь терминов к курсу по правам человека

ИСТОЧНИКИ ПРАВА
то, что оказывает решающее влияние на формирование права. Различают И.п. в материальном смысле (существующие общественные отношения); И.п. в идеальном плане (различные правовые учения и доктрины, правосознание) и И.п. в формальном, т.е. в юридическом смысле (объективизация государственной воли в нормативных правовых актах и др.).
 

Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению

Источники права
способы сущностного выражения норм права (в отличие от форм права – их внешнего выражения). Акты компетентных государст-венных органов, устанавливающие нормы права, внешние формы право-творческой деятельности государства, посредством которой они становят-ся обязательными к исполнению. Кроме того, обычаи, судебные прецеден-ты, нормативные договоры (например, коллективный договор между ад-министрацией и работниками организации).

Источник: Гражданское и торговое право зарубежных стран. Вопросы, ответы и словарь терминов

Источники права
официальные письменные документы, изданные от имени государства, в которых фиксируется содержание отдельных норм, институтов и отраслей права. (Первым, кто использовал этот термин, был римский историк Тит Ливий: «Законы XII таблиц являются источником всего публичного и частного права». Английская правовая доктрина (К. Аллен) определяет И.п. как деятельность, посредством которой нормы поведения приобретают характер права, становясь объективно определенными, постоянными и прежде всего обязательными. Следует иметь в виду, что нередкое отождествление понятий И.п. и «первоисточники» с точки зрения юридической науки является некорректным, в корне неверным, ошибочным.)

Источник: Римское право. Основные понятия законы и иски персоналии и сентенции. Cловарь-справочник.

ИСТОЧНИК ПРАВА
нормативный акт, принятый народом путем голосования на референдуме (населением территории на референдуме или на собрании), компетентным органом государства или органом местного самоуправления и устанавливающий нормы права. И. п. - это, следовательно, и внешняя форма существования нормативных предписаний, правотворческой деятельности. Нормативными актами могут быть Конституция и другие законы государства, указы и распоряжения главы государства, постановления парламента или его палат, постановления и распоряжения правительства, приказы и инструкции министерств и ведомств, акты компетентных органов субъектов федерации, местного самоуправления.
И. п. могут существовать не только в виде нормативных актов. Так, истории известен такой И. п., как правовой обычай - правило поведения, сложившееся в процессе длительной повторяемости общественных отношений и применяемое их участниками. Обычно со временем правовые обычаи оформляются нормативными актами государства. В Российской Федерации правовые обычаи возникают и применяются, если они не противоречат правовым нормам, а дополняют их.
Ряду стран известен такой И. п., как прецедент, или судебный прецедент, под которым понимается решение суда, вынесенное по конкретному делу и вошедшее в законную силу, служащее основой для решения аналогичных случаев иными органами. В какой-то мере применение прецедентного права можно наблюдать сегодня и в Российской Федерации. Например, решения Конституционного Суда РФ, имеющие обязательную силу лишь по обстоятельствам конкретного дела, учитываются при принятии решений различных государственных органов в аналогичных ситуациях.
Практике нашей страны известен и такой вид И. п., как нормативный, или государственно-правовой договор. В частности, таким источником был Договор 1922 г. об образовании СССР, а для Российской Федерации важное значение имеет заключенный в 1992 г. Федеративный договор, включающий в себя три договора о разграничении предметов ведения и полномочий органов государственной власти РФ и субъектов РФ. (С. А.)

Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь

ИСТОЧНИКИ ПРАВА
формы закрепления (внешнего выражения) норм права.
Основными видами И.п. в современных правовых системах являются: нормативно-правовые акты и правовые обычаи, судебные прецеденты, а т.ж.
международные договоры и внутригосударственные договоры (договоры нормативного содержания). Нормативно-правовые акты обычно подразделяются на законы и подзаконные акты (нормативные акты (органов) исполнительной власти (указы, постановления), нормативные акты органов конституционного контроля (надзора), парламентские регламенты и постановления, акты (органов) местного самоуправления, инструкции, приказы и т.д.). В свою очередь, законы по степени важности подразделяются на основные (конституции), конституционные, органические и обычные. Юридические прецеденты (т.е. образцы поведения, действий) бывают судебными и административными. Обычаи представляют собой сложившиеся в обществе правила поведения, которые впоследствии государство берет под свою защиту, переводя в ранг правовых норм. Договоры порождают правовые отношения (обязательства), которые исчезают после выполнения условий договора. В России источниками права являются: Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, регламенты и др.
нормоустанавливающие постановления палат Федерального Собрания РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, подзаконные нормативные акты отраслевых федеральных органов исполнительной власти, имеющие нормативный характер постановления высших федеральных судов, международные договоры и соглашения РФ, договоры о разграничении предметов ведения между органами государственный власти РФ и органами государственный власти субъектов РФ, конституции, уставы и др. нормативные акты субъектов РФ, договоры между субъектами РФ, акты органов местного самоуправления. В некоторых странах (например, в Великобритании) большую роль играют прецеденты (в РФ прецеденты пока играют незначительную роль). В странах с хорошо сохранившимися патриархальными традициями значительное внимание уделяется правовым обычаям.

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

ИСТОЧНИКИ ПРАВА
объективная форма выражения права. Термин в научный оборот ввел Тит Ливий при характеристике Законов XII таблиц (см. Двенадцати таблиц законы). В юридической науке принято выделять И.п. в материальном, идеальном и формальном смысле. И.п. в материальном смысле являются существующие в конкретно-исторический период развития цивилизации общественные отношения. Данный подход основательно разработан марксистским учением о способах производства и формах собственности. Согласно этой теории право (и по форме, и по содержанию) взаимосвязано и взаимообусловлено господствующим в определенной общественно-исторической формации способом производства. Под И.п. в идеальном смысле понимают правосознание. Под И.п. в формальном (юридическом) смысле понимаются формы выражения, объективизации нормативной государственной воли (нормативные акты).
Современная юриспруденция выделяет следующие виды И.п.: правовой обычай - исторически первый И.п., представляющий собой санкционированное государством правило поведения, которое сложилось в результате длительного и единообразного повторения определенных действий; правовой прецедент - решение судебных или административных органов по конкретному делу, которое становится общеобязательным при разбирательстве аналогичных дел: нормативный акт - акт правотворчества. содержащий нормы права: нормативный договор - соглашение субъектов права: правовая доктрина - совокупность идей. взглядов, теорий, содержащих представление о необходимом для данного общества праве.
Роль И.п. в различных правовых системах неодинакова. Закону, прецеденту, доктрине придается разное значение. Различные правовые системы имеют тенденцию к сближению, а, следовательно, иерархия И.п. во многих странах приобретает сходные черты, Главенствующую роль играет закон (нормативный правовой акт). Это касается прежде всего англосаксонской правовой системы, и континентальной правовой системы. Однако мусульманское право все еще остается консервативным. По-прежнему основополагающими И.п. являются: Коран, Сунна, иджма (единое соглашение мусульманского общества), кияс (суждение по аналогии).
Используя термин "И.п.-", необходимо учитывать, в каком смысле (материальном, идеальном или формальном) он употреблен и для характеристики какой правовой системы применяется.

Источник: Энциклопедия юриста

ИСТОЧНИК ПРАВА
нормативный правовой акт, принятый народом (населением) путем голосования на референдуме или на собрании, компетентным органом государства или органом местного самоуправления и устанавливающий нормы права. И.п. – это, следовательно, и внешняя форма существования нормативных предписаний, правотворческой деятельности. Нормативными правовыми актами могут быть конституция и другие законы государства, указы и распоряжения главы государства, постановления парламента или его палат, постановления и распоряжения правительства, приказы и инструкции министерств и ведомств, акты компетентных органов субъектов федерации, местного самоуправления.
И.п. могут существовать не только в виде нормативных правовых актов. Так, в истории известен такой и.п., как правовой обычай – правило поведения, сложившееся в процессе длительной повторяемости общественных отношений и применяемое их участниками. Обычно со временем правовые обычаи оформляются нормативными правовыми актами государства.
В Российской Федерации правовые обычаи порой также возникают и применяются, если не противоречат правовым нормам, а дополняют их. И все же в большинстве случаев законодатель стремится быстрее сделать рациональные правовые обычаи частью нормативных актов, чтобы не возникало коллизий с их применением.
Ряду стран известен такой и.п., как прецедент, или судебный прецедент. Иначе говоря, решение суда, вынесенное по конкретному делу и вошедшее в законную силу, становится основой для решения аналогичных случаев иными органами. В какойто мере применение прецедентного права можно наблюдать сегодня и в Российской Федерации – например, решения Верховного Суда РФ (до последнего времени – также и Высшего Арбитражного Суда РФ) становится основой для последующего принятия с их учетом решений нижестоящих судов по аналогичным делам. Что касается Конституционного Суда РФ, вначале его решения по конкретным делам в связи с подачей конституционной жалобы на неконституционность закона, подлежащего применению в конкретном деле, рассматривались как прецеденты, т. е. такие решения, имея обязательную силу по обстоятельствам конкретного дела, учитывались при принятии решений различных государственных органов по аналогичным ситуациям. Но со временем появление решений Конституционного Суда по конкретным обращениям стало основанием для обязательного исправления решений судов и иных органов, принятых по аналогичным вопросам.
Практике нашей страны известен и такой вид и.п., как нормативный, или государственноправовой договор. В частности, таким и.п. был Договор 1922 г. об образовании СССР, а для Российской Федерации большое значение имеет заключенный 31 марта 1992 г. Федеративный договор, включающий в себя три договора о разграничении предметов ведения и полномочий органов государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ.

Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.

ИСТОЧНИКИ ПРАВА
в формальном, юридическом смысле — внешняя форма выражения правовых норм, которые государство создает, либо санкционирует, либо признает априорно обязательными. И.п. признаются правовой обычай, судебный или административный прецедент, судебная практика, нормативно-правовой акт, нормативный договор, принципы права, правовая доктрина. В рамках правовой системы И.п. образуют в совокупности систему источников права. Ее отличает иерархический принцип построения, при котором каждый из нисходящих И.п. действителен лишь в той мере, в какой соответствует предписаниям вышестоящих источников, а все элементы системы должны соответствовать нормам закона, обладающим высшей юридической силой. Этим обеспечивается единство государственной воли на всех уровнях структуры власти. Древнейшим И.п. является обычай, который понимается неодинаково на разных стадиях истории и в различных правовых системах. Судебный или административный прецедент является И.п. там, где соответствующим решениям государственных органов придается общеобязательное значение. Так, судебный прецедент признается важнейшим И.п. в странах англосаксонского права. Характерно, что доктрина прецедента, или з1аге еесшз, действует в современную эпоху лишь в той части, которая касается обязанности судов следовать решениям судов более высокого уровня. Высшие суды обычно уже не связаны своими прежними решениями. В странах романо-германского права, где не действует правило прецедента, И.п. нередко является судебная практика, когда судьи — при отсутствии необходимых норм законодательства — постоянно применяют в идентичных делах одни и те же решения. Норму права, созданную в процессе аналогичной судебной практики, определяют нередко как обычай. Нормативно-правовые акты — акты правотворчества, содержащие нормы права; подразделяются на законы и подзаконные акты. Конституция, обладая верховенством в системе И.п., является основным источником конституционного (государственного) права и всей правовой системы, юридической базой всего действующего законодательства. Основополагающая роль конституции определяется ее содержанием, закрепляющим принципы организации власти, структуру государства, статус личности и т.д. Верховенство конституции в системе И.п. проявляется в: 1) как правило, особом порядке ее принятия, изменения или отмены в сравнении с другими законами, а нередко — в запрете пересмотра отдельных ее положений (см., например, п. 1 ст. 135 Конституции РФ 1993); 2) необходимости соответствия всех законов и иных актов положениям Конституции под угрозой их ничтожности; 3) наличии в большинстве стран специального института конституционного контроля, призванного обеспечить соответствие действующих законов конституции. В Российской Федерации принимаются, помимо Конституции РФ, следующие виды законов: 1) законы РФ о поправках к Федеральной Конституции; 2) федеральные конституционные законы; 3) федеральные законы; 4) законы субъектов Федерации. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией, и в порядке, отличном от порядка принятия Конституции и федеральных законов (ст. 108 Конституции); они не могут противоречить федеральным конституционным законам. Федеральные конституционные законы и федеральные законы принимаются по вопросам ведения Российской Федерации, а также совместного ведения Федерации и ее субъектов. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по этим вопросам. Однако в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным по вопросу его собственного ведения, действует нормативный правовой акт субъекта РФ. Подзаконные акты в Российской Федерации включают нормативные указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы, инструкции и постановления министерств, государственных комитетов и ведомств, соответствующие акты субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления и местных администраций. Принципы права — отправные, исходные, руководящие идеи, лежащие в основе права и находящие свое осуществление на уровне правосознания, правовых норм и правоотношений. И.п. принципы права признаются лишь в тех странах, где правовая доктрина исходит из дуализма позитивного и над- или допози- тивного права. Это — религиозные системы права (мусульманское право), а также правовые системы, следующие естественно-правовой доктрине. В качестве таких принципов могут выступать справедливость, общественная безопасность, неотчуждаемые права человека как высшая ценность и т д . В правовых доктринах континентальной Европы их традиционно рассматривают как высшие (основные) принципы права, юридическая сила которых равна конституции либо превосходит ее. Суды в случаях пробелов в праве могут выносить решения на основе этих принципов. С принятием Конституции РФ 1993 в России впервые принципы права признаны И.п. Принципы права являются И.п. также в международном праве (см. Устав Международного Суда ООН, ст. 38). Общепризнанные принципы международного права являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Нормативный договор, т.е. договор, содержащий нормы права, применяется в качестве И.п. главным образом в трех сферах: в международном публичном праве, где договоры между государствами всегда являются нормативными; в конституционном (государственном) праве (федеративный договор, договор о разграничении полномочий между федерацией и ее субъектами и тд.); в трудовом праве, к числу источников которого относятся коллективные договоры, заключаемые между местным комитетом профсоюза и администрацией предприятия или учреждения, и коллективные соглашения между профсоюзами наемных работников и предпринимателей, а также представителями государства в рамках профессии, экономической отрасли или региона. К специфическим разновидностям нормативного договора в ряде стран Запада относятся, в частности, общие условия бизнеса, вводимые коммерческими организациями, нормы о мировом соглашении и третейском суде, принимаемые торговыми палатами и другими институтами, кодексы поведения или кодексы профессиональной этики ряда профессиональных ассоциаций и т.д. Правовая доктрина — И.п. в тех правовых системах, где мнениям авторитетных ученых по вопросам права придается обязательная сила. Так, ссылками на труды английских ученых порой обосновываются решения судов в странах общего права. Доктрина была И.п. в римском праве. Правовая доктрина — основной источник мусульманского права. Понятие «И.п.» может трактоваться также как материальные условия жизни общества, государства в качестве непосредственной силы, создающей право, правовые памятники как источники информации о праве и т.д. Г.И. Муромцев

Источник: Юридическая энциклопедия

ИСТОЧНИКИ ПРАВА
юридический термин, служащий для обозначения различных форм, в которых выражается воля господствующего класса при установлении норм права. Воля господстзующего класса, чтобы стать нормой права, должна чолучить внешние выражение в определенной форме, в различных нормативных актах государственной власти. «Воля, если она государстченная, должка быть выражена, как закон, установленный властью; иначе слово «воля» пустое сотрясение воздуха пустым звуком» (Л евин В. И., Соч., т. 25, стр. 72).
Однако термин И. п. является условным. Так как содержание воли господствующего класса определяется материальными условиями жизни этого класса, то в действительности именно эти условия и составляют И. п., а не формы, в которых выступает воля господствующего класса.
Марксизм-ленинизм учит, что источник формирования духовной жизни общества, общественных теорий, политических взглядов, политических учреждений нужно искать не в самих идеях, теориях, взглядах, политических учреждениях, а в условиях материальной жизни общества, в общественном бытии, отражением которого являются эти идеи, теории, взгляды и т. п. Необходимо поэтому учитывать указанный выше условный смысл термина И. и.
В истории эксплуататорских типов права встречаются следующие источники права: закон (см.), различные акты органов государственной власти и управления (указы, рескрипты, декреты), обычай, договор (см.) и судебная практика в виде т. н. судебных прецедентов (см.).
Каждая система права признает одновременно несколько И. п. Однако при наличии нескольких И. п. значение их в каждый данный момент не одинаково. В одни исторические периоды и в одних странах преобладает в качестве И. п. закон, в другие периоды или в других странах – обычай, в третьих – судебная практика.
В древнейший период развития права преобладающим И. п. являлся юридический обычай. Закон начинает восполнять и вытеснять обычай позднее, по мере развития централизации и укрепления государственной власти. С образованием в Западной Европе централизованных государств закон постепенно вытесняет старые феодальные обычаи и становится главным И. п., проводником интересов народившейся и все усиливающейся буржуазии.
В период буржуазных революций, когда происходит ломка феодального строя, за законом еще более закрепляется значение ведущего И. п. На этом этапе закон способствует разрушению старых, а именно – феодальных институтов и образованию нового общественного и политического порядка, соответствующего интересам буржуазии. Обычай, однако, н после буржуазной революции сохраняет свое значение в качестве одного из И. п. во многих государствах. Он служит чаще всего средством сохранения пережитков феодального строя, особенно в колониях, где буржуазия господствующей нации заинтересована в консервировании тех обычаев, которые способствуют сохранению отсталых общественных отношений и задерживают пробуждение революционного сознания у трудящихся масс. Необходимо подчеркнуть, что лозунгом многих реакционных течений, начиная с исторической школы права (см.), было усиление роли обычного права.
Наряду с законом и обычаем нередко в эксплуататорском праве большое место в качестве И. п. занимает судебная практика. Особенно важное значение она имеет в англо-саксонских странах (Англия, США, Канада и др.), где значительная часть права, т. н. общее право, создана судебными прецедентами (см.). Судебная практика встречает благоприятные условия для роста своего значения в такие исторические периоды, когда господствующий класс стремится обеспечить медленное и постепенное изменение отдельных сторон правовой системы без решительных и быстрых перемен в ней и не колебля авторитета существующих законов. Именно так развивалось английское право, в котором буржуазные принципы внедрялись и укреплялись при длительном сохранении архаических пережитков феодального права.
В период империализма в связи со стремлением буржуазии избавиться от стеснительной для нее собственной законности во всех капиталистических странах наблюдаются попытки усилить роль судьи за счет роли законодателя и отвести возможно более широкую область для усмотрения судей. Администрация в буржуазных странах также принимает значительное участие в установлении новых норм права, получая широкий простор для деятельности по восполнению закона. Административные акты (см.) в буржуазных странах эпохи империализма в качестве И. п. занимают все более важное место, фактически оттесняя закон на второй план. Усиление роли суда и администрации в деле создания правовых норм открывает широкий простор для судейского и администраторского произвола и выражает собой все растущий кризис буржуазной законности (см.).
Для советской системы права и системы права стран народной демократии характерно ведущее положение закона, являющегося основным И. п. Такая главенствующая роль закона среди И. п. объясняется подлинным демократизмом социалистического права. В советских законах находит свое выражение воля советского народа. Они имеют творческий, созидательный характер, призваны активно воздействовать на базис и на сознание общестэ, обеспечивать развитие его по пути к коммунизму.
По Конституции СССР законом признаются лишь акты высших органов Советской власти – Верховного Совета СССР и Верховных Советов союзных и автономных республик. Источником советского права являются также указы Президиума Верховного Совета СССР и Президиумов Верховных Советов союзных и автономных республик нормативного содержания. Многие из указов содержат общие положения, относящиеся к различным отраслям права.
Постановления высшего исполнительного и распорядительного органа Советского Союза – Совета Министров СССР, равно как и постановления Советов Министров союзных и автономных республик, являются подзаконными актами, т. е. И. п., подчиненными закону, поскольку эти органы вправе издавать и издают новые нормы права на основе существующего законодательства и в соответствии с ним.
В отдельных особенно важных случаях издаются совместные постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР, значение которых состоит в том, что юридические нормы, выраженные в этих И. п., являются одновременно и партийными директивами. Таково, напр., постановление ЦК партии и СНК СССР от 27 мая 1939 г. «О мерах охраны общественных земель колхозов от разбазаривания».
И. п. в Советском государстве являются различные акты, издаваемые министрами в пределах своей компетенции (как в СССР, так и в союзных республиках), в виде приказов, инструкций, циркуляров и т. п. в том случае, если они содержат в себе общие правила. И. п. являются также решения местных органов власти – Советов депутатов трудящихся, содержащие в себе общие правила и издаваемые в пределах их компетенции. Как акты министров, так и решения местных Советов должны издаваться на основании и во исполнение действующих законов, указов, а также постановлений и распоряжений Советов Министров СССР, союзных и автономных республик.
Источником советского права является также договор [напр., коллективный договор (см.) в трудовом праве. Договор является также И. п. и в области советского государственного права (напр., договор об образовании СССР 1922 г.), а также в международном праве. Судебный прецедент не является И. п. в СССР.
Однако для развития советского права имеют известное значение руководящие указания Пленума Верховного Суда СССР, даваемые им в порядке ст. 75 Закона о судоустройстве на основе ранее рассмотренных дел, т. е. в результате обобщения судебной практики. Эти указания обязательны для всех судов при рассмотрении ими дел, аналогичных тем, по поводу которых было дано то или иное указание Пленума Верховного Суда СССР.
То обстоятельство, что в советском социалистическом праве судебный прецедент не является И. п., имеет большое принципиальное значение для укрепления режима социалистической законности (см.). Обычай в Советском государстве в качестве И. п. занимает самое незначительное место и лишь постольку, поскольку это допускается законом.

Источник: Советский юридический словарь

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
116.44 кб

Основные источники права

Болгова Ольга Станиславовна
«Основные источники права» представляют собой глубокий анализ правовой системы.
Читать PDF
271.56 кб

Источники частного права

Лебедев Владимир Максимович
В теории права, а также в отраслевых науках различают истоки, источники в материальном и формальном смысле. Нередко в юридической литературе эти понятия отождествляются.
Читать PDF
387.90 кб

Источники актуального права

Муравский В. А.
Читать PDF
460.78 кб

Источники вексельного права

Цитович Петр Павлович
Читать PDF
99.15 кб

Источники мусульманского права

Попова Ирина Алексеевна
Анализируется общая система источников мусульманского права
Читать PDF
267.29 кб

Источники информационного права

Коваленко Л. П.
Рассматривается понятие, признаки источников информационного права.
Читать PDF
268.70 кб

Источники информационного права

Коваленко Л. П.
Рассматривается понятие, признаки источников информационного права.
Читать PDF
16.69 мб

Источники древнекитайского права

Пивоваров Николай Данилович
Китай является страной, обладающей древней историей и богатым культурным наследием. По сути, Китай можно назвать «Римской империей Азии». Культуры многих азиатских народов сформировались во многом благодаря китайской культуре.
Читать PDF
78.16 кб

Правообразование и источник права

Калинин А. Ю.
In this article the author having first considered general, civilizing features of political culture of Russia, goes on to determine how Russian political culture has impacted lawmaking processes in general.
Читать PDF
714.82 кб

Источники административного права

Осинцев Дмитрий Владимирович, Соболев Олег Васильевич
Внешняя форма выражения инструментов правовой регламентации традиционно считается базовым элементом самостоятельной отрасли права.
Читать PDF
224.82 кб

Понятие и значение источника права

Васильева Татьяна Анатольевна
В статье поднимаются вопросы понятия и значения источника права, правовая категория рассматривается в широком и узком смысле, соотносятся понятия «источник права» и «форма права», анализируется смысловое содержание правовой дефини
Читать PDF
261.46 кб

Закон как источник трудового права

Гулиев Д. К.
Читать PDF
209.14 кб

Закон как источник аграрного права

Мустакимов Н.С.
Читать PDF
1.18 мб

ПРАВОВОЙ ОБЫЧАЙ КАК ИСТОЧНИК ПРАВА

Е. Н. Ярмонова
Статья посвящена проблемам понятия и общей характеристики правового обычая как источника права. В статье рассматриваются различные подходы к современному положению правовых обычаев в системе российских источников права.
Читать PDF
186.71 кб

Источник права: проблема определения

Иванюк Оксана Александровна

Найдено книг по теме — 13

Похожие термины:

  • Источник права

    форма официального выражения общеобязательных предписаний, создаваемых органами государства в целях регламентации общественного порядка. Современные источники права — это официальные докумен
  • Источник (форма) права

    форма официального выражения общеобязательных предписаний, создаваемых органами государства в целях регламентации общественного порядка. Современные источники права — это официальные докумен
  • Источник римского права

    начало, от которого идет развитие римского права; содержание правовых норм; документы, которые более или менее непосредственным образом сообщают нам римские юридические нормы. С хронологической
  • Формы (источники) права

    внешние формы выражения и способы закрепления юридических норм, представленные в виде официальных письменных документов, изданных от имени государства, в которых фиксируется содержание отдельн
  • ИСТОЧНИКИ ТРУДОВОГО ПРАВА

    нормативно-правовые акты, в которых закреплены нормы трудового права РФ. Важнейшими из них являются Конституция РФ, Кодекс законов о труде РФ, а т.ж. законы "О коллективных договорах и соглашениях"
  • ИСТОЧНИК УГОЛОВНОГО ПРАВА

    это форма, в которую облекаются правовые отношения, это нормы права, правовые положения, содержащиеся в юридических актах.
  • Источники жилищного права

    можно подразделить на две большие группы: Законы Российской Федерации и принятые в соответствии с ними нормативные правовые акты; законы и другие нормативные акты, принятые субъектами Российской
  • Источники поверенного права

     (науч.). Формы, в которых содержатся нормы поверенного права. К источникам относятся: международные договоры, поверенное законодательство и нетрадиционные источники поверенного права.
  • Источники таможенного права

    формы, в которых закрепляются нормы права, регулирующие общественные отношения, складывающиеся в области таможенного дела. В Российской Федерации источники таможенного права аккумулируются на т
  • ИСТОЧНИКИ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

    в РФ: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ и текущее законодательство. ИСТОЧНИКИ ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ - см ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ.
  • ДОКТРИНАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ ПРАВА

    допускаемые наряду с официальными источниками права в виде нормативно-правовых актов, обычаев делового оборота и т. п., мнения наиболее известных ученых-юристов, к которым обращаются в случае, ко
  • Источники избирательного права

    формы внешнего выражения норм избирательного права. В качестве таких форм внешнего выражения выступают, как правило, нормативные правовые акты. Источниками избирательного права являются: 1. Конст
  • ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

    формы закрепления (внешнего выражения) норм международного права, созданных согласованным волеизъявлением его субъектов. И.м.п. едины по своей природе: в их основе лежит соглашение субъектов межд
  • Источники муниципального права

    это совокупность правовых актов, содержащих муниципально-правовые нормы. Источники муниципального права можно рассматривать в нескольких группах. Первую группу составляют международные правов