КАТОЛИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ

Найдено 1 определение
КАТОЛИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ
одно из реакционнейших учений в юриспруденции, сложившееся еще при феодализме, дающее религиозное обоснование эксплуататорскому государству и праву. Это учение широко используется современной империалистической буржуазией вместе с другими реакционными учениями прошлого в целях борьбы против марксистско-ленинского учения о государстве и праве. «Все силы мракобесия и реакции поставлены ныне на службу борьбы против марксизма. Вновь вытащены на свет и приняты на вооружение буржуазной философии, служанки атомно-долларовой демократии, истрепанные доспехи мракобесия и поповщины: Ватикан и расистская теория; оголтелый национализм и обветшалая идеалистическая философия; продажная желтая пресса и растленное буржуазное искусство» (Жданов А. А., Выступление на дискуссии по книге Г. Ф. Александрова «История западноевропейской философии», 1952, стр. 41–42).
Католическая церковь во главе с Ватиканом всегда была и остается оплотом реакционных господствующих классов в борьбе за сохранение эксплуататорского строя и угнетение трудящихся масс. Поставляемые идеологами католической церкви «учения» представляли и представляют в руках господствующих эксплуататорских классов сильное идеологическое оружие, помогающее им держать массы в узде, затемнять их сознание.
Сознавая все значение государства и права в деле сохранения эксплуататорского строя, католические идеологи уделяли и продолжают уделять огромное внимание религиозному обоснованию и оправданию эксплуататорского государства и права. Объявляя то и другое установлением божеской воли («нет власти аще не от бога»), требуя на этом основании беспрекословного повиновения трудящихся государственной власти эксплуататорских классов, католическая церковь и огромная армия ее идеологов ныне столь же верно служат капитализму, как ранее служили они феодализму. На всех этапах своего существования католическая идеология, в частности католическое учение о государстве и праве, была направлена против прогрессивных идей своего времени, против прогрессивных движений, против передовой науки. Католическое учение о государстве и праве ныне направлено своим острием против социализма и коммунизма, против демократии. Идейной основой современных католических учений о государстве и праве является попрежнему, как и семь веков тому назад, учение средневекового теолога, схоласта, возведенного в ранг святых, – мракобеса Фомы Аквннского. Ватикан и буржуазная профессура католического направления приспособили это учение к нуждам и интересам империалистической буржуазии, так как оно провозглашало вечность классов, объявляло рабство нормальным явлением, полезным и рабу и рабовладельцу, а право частной собственности – вечным и священным институтом, проповедовало греховность борьбы против власти имущих, освящало институты эксплуататорского права, как олицетворяющие «божескую справедливость».
Реакционная идея фашистского «корпоративного государства» была заимствована Муссолини именно у Ватикана. Поддерживая фашистские и полуфашистские государства, католическая церковь объявила крестовый поход против таких государств, в которых власть принадлежит народу. Католическое учение о государстве и праве на современном этапе во всех вариантах направлено своим острием против СССР и стран народной демократии. Еще в 1930 г. папа Пий XI пытался организовать крестовый поход против СССР. Но этот поход позорно провалился, так как был отвергнут трудящимися массами, к которым демагогически апеллировал папа. Выступая против пролетарской революции под тем предлогом, что она свергает установленный порядок, католическая церковь в то же самое время поддержала и поддерживает Франко, организовавшего мятеж против законного испанского республиканского правительства в 1936 г. и усиленно насаждающего в наст, время фашизм в Испании. Не удивительно, что в наши дни с таким размахом пропагандируются во всах капиталистических странах католические учения.
Империалистическую буржуазию прельщает в учениях католицизма не только проповедь классового мира, вечности эксплуататорского строя и его основы – частной собственности, но и характерный для этого учения растленный космополитизм, направленность его против суверенитета государств, проповедь идеи мирового государства. Идея мирового государства идеологами империалистической буржуазии заимствована именно у католической церкви, с незапамятных времен стремившейся к мировому господству. Ныне Ватикан, поступивший на содержание к американскому империализму, отстаивает идею мирового государства под эгидой США.
Говоря о католическом учении о государстве и праве, нельзя забывать, что пропагандистами его являются отнюдь не одни лишь духовные лица. Ватикан имеет в своем услужении в качестве пропагандистов своего учения крупные отряды юристов, философов и прочих «ученых» (особенно во Франции, Бельгии, Италии, Испании и странах Латинской Америки), которые проповедуют весь этот поставленный на службу современной империалистической реакции средневековый хлам с университетских кафедр и в своих «теоретических» трудах, оправдывая и «обосновызая» эксплуататорскую сущность империалистического государства и права. Современны^ представители католического учения (напр., Кост-Флорэ и Ренар во Франции, Кеннеди, Кларк и другие «неосхоласты» в США и т. д.) охотно говорят о «естественном праве», возвышающемся над позитивным правом, но эти «естественно-правовые» идеи католических идеологов носят реакционный характер, их нельзя смешивать с идеями школы естественного права 18 в., бывшей при всей своей антинаучности прогрессивной школой для своего времени (см. Естественное право). Активную поддержку тлетворным учениям католицизма, оказывают и современные правые социалисты. Так, в 1945 г. ренегат Блюм писал, что католическая церковь в течение последнего пятидесятилетия встала на точку зрения, имеющую чрезвычайно много общего с точкой зрения правых социалистов и даже совпадающую с ней в такой степени, которая исключает все реальные противоречия.
Действительно, реальных противоречий между этими двумя отрядами сил империалистической реакции – воинствующим католицизмом и правыми социалистами – ныне нет, но не потому, что церковь изменила свои взгляды, встав на новую точку зрения, а потому, что правые социалисты служат той же империалистической буржуазии, которой служит и католическая церковь.
Ведущаяся марксистами всех стран воинствующая критика католического учения, разоблачая его реакционнейшую сущность, способствует освобождению трудящихся от плена этой зловредной идеологии.

Источник: Советский юридический словарь

Реклама