Конфликтная компетентность в психологической работе с персоналом

Найдено 1 определение
Конфликтная компетентность в психологической работе с персоналом
В наиболее общем виде понимается как профессионально-культурная модель, стандарт работы психолога или иного специалиста с конфликтами. Понятие КК. ввел Б.И. Хасан, понимая ее как составную часть коммуникативной компетентности. Интенсивное развитие конфликтологии привело к выделению КК в качестве самостоятельной части социально-психологической компетентности. Становление практики конфликтологического образования, распространение идей всеобщей конфликтологической грамотности, формирование концепции конфликтологической культуры задают более широкий теоретический контекст понятия.
КК – важная составная часть профессиональной компетентности психолога или иного специалиста в работе с персоналом. Конфликт - один из наиболее глубоких психологических феноменов, который многопланово и интенсивно проявляется в психологической работе с человеком. Проблема конфликта для психолога: а) одна из важных самостоятельных профессиональных задач, когда он занимается разбирательством конкретного конфликта, его урегулированием, разрешением, профилактикой, это самостоятельное направление работы; б) важный контекст, условие, последствие, что необходимо учитывать при решении многих других профессионально-психологических задач; в) возможная и вероятная реальность его взаимодействия с руководителями, сослуживцами, коллегами, поскольку новые технологии в работе с людьми обычно вступают в противоречие с традиционными, консервативным; г) направление профессионального саморазвитием самого психолога.
КК – это профессиональное владение проблематикой конфликтов в работе с персоналом, основывающееся на соответствующих знаниях, навыках, умениях и качествах специалиста. В зависимости от степени владения конфликтологией и развития личности психолога выделяют уровни КК: а) нулевой: умение своими действиями не вызывать ненужных конфликтов в деловых и служебных взаимоотношениях, не ухудшать конфликтную обстановку среди персонала; б) начальный: умение оказывать психологическую помощь в урегулировании отдельных конфликтов среди персонала; в) средний: умение конфликтологически грамотно осуществлять разбирательство и урегулирование типичных конфликтов среди персонала; г) высокий: умение управлять конфликтами, предвидеть их появление и своевременно профилактировать, тонко регулировать конфликтогенные взаимоотношения; д) профессионально-конфликтологический: мастерское владение широким репертуаром конфликтологических техник, способность эффективно работать с самыми различными видами и типами конфликтов.
В структуру КК психолога входят: 1) знание современной конфликтологии; 2) профессиональные убеждения, основанные на принятии современных конфликтологических концепций, на преодолении конфликтофобии; 3) базовые навыки поведения в конфликте (управления эмоциями в конфликте; слушания и понимания оппонента в конфликте; защитного поведения и противодействия; ведения переговоров); 4) основные умения работы с конфликтами среди персонала (См .Психология работы с конфликтами среди персонала); 5) конфликтологическое мышление, владении принципами и способами работы при конфликтах (см. Психотехнология работы с конфликтами среди персонала).
(В.П. Трубочкин)
Литература: Пономарев И.Б., Трубочкин В.П. Практическая конфликтология. М., 1996; Трубочкин В.П. Конфликтная компетентность практического психолога органов внутренних дел./ Сб.: Психологическое обеспечение профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел и внутренних войск МВД России. М., 2000, с.109-114.

Источник: Энциклопедия современной юридической психологии

Реклама