КОНСТИТУЦИЯ
Источник: Словарь терминов (глоссарий) по истории государства и права зарубежных стран
Источник: Теория государств и права в схемах и определениях.
Источник: Международное миграционное право: глоссарий терминов
Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.
Источник: Римское право. Основные понятия законы и иски персоналии и сентенции. Cловарь-справочник.
Источник: Теория государства и права в схемах и определениях
(От латинского constitutio - установление, устройство). В материальном смысле представляет собой писанный акт, совокупность актов или конституционных обычаев, которые прежде всего провозглашают и гарантируют права и свободы человека и гражданина, а равно определяют основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации центральных и местных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения, государственную символику и столицу. В формальном смысле представляет собой закон или группу законов, обладающих высшей юридической силой по отношению ко всем остальным законам. Конституция - наивысшая правовая форма, в которой официально закрепляются ценности, институты и нормы конституционного строя, основы государственно-правового регулирования качественных общественных связей и отношений государственной власти. Конституция - признак государственности.
Источник: Большой юридический словарь
Первая К. принята в 1787 г. в США. В последующем К. принимаются во Франции (1791, 1793 ), Польше (1793).
(В.Ч.)
Источник: Конституционное право России. Энциклопедический словарь
Действующая Конституция РФ принята путем всенародного голосования (референдума), 12 декабря 1993 г. Она состоит из преамбулы, основного Первого раздела, включающего 9 глав и 137 статей, и Второго раздела, включающего 9 параграфом переходных и заключительных положений.
В Конституции отражены изменения, которые произошли в российском обществе на рубеже 80–90-х гг. и в начале 90-х гг. Она исключает классовый подход к различным слоям населения, закрепляет власть народа, устанавливает институты частной собственности. Вместе с тем Конституция РФ характеризуется особым юридическим содержанием. Ее нормы устанавливают основы конституционного строя, основные права и обязанности граждан, федеративное устройство, систему государственных органов, их полномочия и порядок формирования, основы правосудия, избирательную систему, принципы местного самоуправления и др.
Конституция не только юридический, но и политический документ, закрепляет демократию, как основу образа жизни в РФ и ее политического режима, идеологическое и политическое многообразие.
Конституция РФ содержит поименный перечень всех субъектов Федерации. Примечательно то, что изменение наименований субъектов отражается в Основном Законе автоматически, т.е. без соблюдения обычной процедуры внесения поправок.
Конституция, по сути, юридическая база для всего действующего законодательства. Установлен особый порядок внесения изменений т дополнений в Конституцию РФ (ст. 134–137).
Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению
Источник: Большой юридический словарь
Это акт долговременного действия, учреждающий и закрепляющий политическую форму существования общества, систему государственных органов, устанавливающий порядок их формирования и способ функционирования, закрепляющий права и свободы гражданина. Когда цели, намеченные в К.
достигаются, когда перед обществом выдвигаются новые задачи, лишь тогда возникает необходимость в принятии новой К. К. - наивысшая правовая форма, в которой официально закрепляются ценности, институты и нормы конституционного строя, основы государственно-правового регулирования качественных общественных связей и отношений государственной власти.
Нередко ее положения имеют прямое действие, т.е. не требуют для реализации непременной "расшифровки", конкретизации в соответствующих правовых актах (такова нынешняя Конституция РФ). Роль конституции как юридического документа весьма велика. Она - основа всего законодательства страны, наделена высшей юридической силой. Все остальные законы государства принимаются в точном соответствии с ее положениями. Нарушения конституционных положений являются очень серьезными правонарушениями. В РФ вопросы соответствия тех или иных действий, правовых актов Конституции рассматривает Конституционный Суд РФ. Принято различать понятия юридической и фактической К. Юридическая К. - это определенная система правовых норм, регулирующих указанный выше круг общественных отношений.
Фактическая К. - это сами такие отношения, т.е. то, что реально существует. По форме К. делятся на кодифицированные, некодифицированные и смешанного типа. Кодифицированной является К., представляющая собой единый писаный акт, регулирующий все основные вопросы конституционного характера.
Если те же вопросы регулируются несколькими писаными актами, то К.
является некодифицированной. К. смешанного типа включают в себя не только парламентские законы и судебные прецеденты, но т.ж. обычаи и доктринальные толкования, т.е. являются частично писаными. По способу внесения в них изменений К. делятся на гибкие и жесткие. Гибкие К. могут быть изменены путем принятия обычного закона, а жесткие - только путем специальной усложненной процедуры, требующей, как правило, квалифицированного большинства голосов членов парламента, а иногда т.ж. проведения референдума для утверждения поправок к К., ратификации этих поправок определенным числом субъектов федерации" т.п.
Источник: Экономика и право: словарь-справочник
Источник: Юридический словарь для сотрудников пенитенциарной системы. 2013
К. РФ 1993 г. была принята в сложный переходный период и стала одним из важных факторов стабилизации новых экономических и государственных структур. Она существенно изменила содержание высших органов государственной власти: отказавшись от идеи всевластия Советов, К. закрепляет принцип разделения властей. В К. РФ сразу за главой об основах конституционного строя помещаются положения о правовом статусе личности. В гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» К. РФ в соответствии с нормами международного права устанавливает, что принципами конституционного статуса личности в РФ являются: свобода личности; принадлежность человеку основных прав и свобод от рождения и их неотчуждаемость; сочетание индивидуальных интересов личности с интересами других лиц, общества и государства и др.
Третий крупный блок норм в К. РФ посвящен территориальной организации РФ. В гл. 3 «Федеративное устройство» содержатся положения, раскрывающие принцип федерализма как одной из основ конституционного строя.
В гл. 4 «Президент Российской Федерации» закреплены статус Президента РФ и перечень его властных полномочий.
Гл. 7 «Судебная власть» содержит комплекс норм, определяющих основы организации судебной системы РФ и осуществления правосудия. В ту же главу включена статья о прокуратуре РФ.
В гл. 8 впервые в истории страны получили закрепление положения, относящиеся к местному самоуправлению в Российской Федерации.
Заканчивается К. РФ разделом вторым «Заключительные и переходные положения». В нем объявляется, что К. РФ вступает в силу со дня официального ее опубликования по результатам всенародного голосования.
К. РФ трудно изменяема: это жестка К. Толкование Основного закона отнесено к компетенции Конституционного Суда.
В РФ, как и в других государствах с федеральным устройством, члены федерации – ее субъекты – имеют свои конституции. В соответствии со ст. 5 Конституции РФ, республики в составе РФ принимают конституции, в другие субъекты федерации – уставы. В своей основе эти акты должны соответствовать главным принципам федеральной К.
Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению
Источник: Энциклопедия правовой мысли. 2018.
Источник: Юридическая энциклопедия
К. – это особого рода юридический закон, который нельзя смешивать с объективными экономическими законами, действующими в данном обществе. Всякая К. отражает требования экономических законов, характерных для данного общества, и в первую очередь требования основного экономического закона и способствует их осуществлению.
К. входит в состав надстройки данного общества. Предопределяемая в конечном итоге базисом, она выступает в качестве силы, активно содействующей его оформлению, развитию и укреплению.
К. принимается законодательным органом страны или специально созываемым для этой цели органом (учредительное собрание, национальное собрание, конвент). Иногда принятию К. предшествует референдум о ее одобрении. Для изменения К. обычно устанавливается особый порядок, отличный от порядка изменения обыкновенных законов, напр., требуется квалифицированное большинство голосов (как правило, 2/з) в законодательном органе.
К. в своем качестве основного закона призвана быть юридической базой текущего законодательства: обыкновенные законы должны соответствовать конституциям. Однако в действительности это правило соблюдается только в Советском и народно-демократических государствах. В буржуазных же государствах, особенно в государствах современного капитализма, издание в порядке текущего законодательства акта, прямо нарушающего конституцию, – обычное явление.
Подлинно демократическими являются советские К. и К. стран народной демократии. Ныне действующая Конституция СССР (см. Советская Конституция) принята Чрезвычайным VIII съездом Советов СССР 5 декабря 1936 г. после почти полугодичного всенародного ее обсуждения. День ее принятия является в СССР всенародным праздником
Конституция СССР представляет собой итог пройденного нашей страной пути, законодательное закрепление того, что уже добыто и завоевано на деле. Ее главную основу составляют принципы социализма, его основные устои (социалистическая собственность на орудия и средства производства, отсутствие эксплуатации человека человеком и Др.). Она исходит из того, что советское социалистическое общество состоит из двух дружественных друг другу классов – рабочих и крестьян, что государственное руководство обществом (диктатура) принадлежит рабочему классу.
Конституция СССР исходит из того, что все нации и расы равноправны и пользуются одинаковыми правами во всех областях хозяйственной, общественной, государственной и культурной жизни общества. К особенностям Конституции СССР относится ее последовательный и до конца выдержанный демократизм. Она не просто провозглашает демократические свободы, предоставляемые советским гражданам, но и обеспечивает их в законодательном порядке известными материальными средствами. Конституция СССР, порожденная уже созданным социалистическим базисом, входит в состав социалистической надстройки и выступает в качестве силы, активно содействующей его развитию и укреплению.
К. стран народной демократии также служат интересам трудящихся. Содержание К- стран народной демократии, как и Советской К., соответствует их классовой сущности. Вместе с тем К. европейских стран народной демократии имеют и отличия от Советской К. Конституция СССР – К. победившего социализма. К. европейских стран народной демократии – К. государств строящегося социализма, К. переходного от капитализма к социализму периода. Они отражают завоевания трудящихся, давшие возможность приступить к успешному строительству социализма.
Конституция СССР и К. стран народной демократии являются ярким свидетельством того, что только при диктатуре рабочего класса содержание К. является тождественным их сущности и наиболее полно и ярко ее раскрывает.
Буржуазные К. являются по своей сущности эксплуататорскими, антинародными. Их главную основу составляют принципы капитализма, его основные устои: частная собственность на орудия и средства производства и эксплуатация человека человеком. Буржуазные К. закрепляют диктатуру буржуазии, порядки, выгодные и угодные имущим классам. Они являются по своему существу К. господствующих наций, т. е. националистическими. Часть буржуазных К. прямо отрицает или фактически сводит на нет демократические права и свободы граждан, а другая часть хотя и признает в демагогических целях, элементарные демократические права и свободы граждан, но сопровождает это формальное признание прав и свобод такими оговорками, что они оказываются совершенно изуродованными.
И. В. Сталин указывал на то, что: «Буржуазные конституции обычно ограничиваются фиксированием формальных прав граждан, не заботясь об условиях осуществления этих прав, о возможности их осуществления, о средствах их осуществления. Говорят о равенстве граждан, но забывают, что не может быть действительного равенства между хозяином и рабочим, между помещиком и крестьянином, если у первых имеется богатство и политический вес в обществе, а вторые лишены и того и другого, если первые являются эксплоататорами, а вторые экс-плоатируемыми. Или еще: говорят о свободе слова, собраний и печати, но забывают, что все эти свободы могут превратиться для рабочего класса в звук пустой, если он лишен возможности иметь в своем распоряжении подходящие помещения для собраний, хорошие типографии, достаточное количество печатной бумаги и т. д.» («Вопросы ленинизма», 11 изд., стр. 517).
На современном этапе развития капиталистического общества буржуазия, будучи неспособной удерживать свое господство методами либерализма и буржуазной демократии, отказывается от ею же ранее созданной буржуазной законности (см.). В нарушение действующих К. в капиталистических государствах все более расширяются полномочия ис полнительной власти и администрации за счет полномочий законодательных органов. К. в странах капиталистического мира все более утрачивают свое качество основного закона; их значение в жизни государства фактически сводится на нет.
Источник: Советский юридический словарь
По форме К. - всегда документ государства, правовой акт, основной закон страны, принимаемый парламентом, специальной конституционной ассамблеей, непосредственно голосованием народа и имеющий, следовательно, государственно-обязательную, причем высшую юридическую силу, т. е. К. стоит на первом месте в законодательстве страны и содержит исходные начала национальной системы права. По сути и содержанию К. - документ и общества, и государства. Иначе говоря, К. - политический документ. Главные вопросы ее содержания - о власти, формах собственности, положении личности, устройстве государства. Конституционные нормы являются основополагающими для деятельности государственных органов, политических партий и иных общественных объединений, должностных лиц, граждан данной страны и пребывающих на ее территории иностранцев.
Принятие К. обусловлено факторами социально-экономического и политического характера. К. прежде всего отражает, какие формы собственности и организации экономической деятельности существуют в данном обществе и каково отношение к ним граждан, а также закрепляет основные правила жизни людей в обществе и государстве, их важнейшие права, свободы и обязанности. К. фиксирует систему власти в данной стране, назначение государства, его функции и компетенцию, внутреннюю структуру, систему государственных органов, основы местного самоуправления населения.
Каждая К. (независимо от социальной системы государства) выполняет следующие функции: учредительную, организаторскую, внешнеполитическую, идеологическую, юридическую.
Учредительная функция К. состоит в том, что К., появляясь в результате коренных изменений в жизни общества, становится политико-правовой основой его развития на следующем историческом этапе. "Учредительная" в данном случае означает:
К. либо закрепляет то, что уже существует как результат человеческих деяний, либо создает предпосылки для совсем новых общественных отношений, уже созревших в обществе, но еще не могущих возникнуть до тех пор, пока не будет необходимой для них правовой базы, которая и учреждается с принятием К. Таким образом, учредительные начала К. могут проявляться как в отношении к общественной (политической) системе в целом так и к конкретным государственно-правовым институтам.
Организаторская функция К. заключается в том, что она не только оформляет достигнутое и ставит новые задачи перед обществом и государством, но и стимулирует политическую активность, нацеливает государственные органы и общественные объединения, всех граждан на деятельность в духе нового основного закона. К. должна не только отражать роль соответствующих факторов, но и содержать определенные механизмы их достижения.
Внешнеполитическая функция К. состоит в том, что она не только обращена к внутренней жизни страны, но и одновременно является фундаментом внешнеполитической деятельности государства.
Идеологическая функция К. может заключаться в закреплении постулатов определенного политического учения в качестве господствующих (все советские конституции). Такой вариант идеологического предназначения К. исключает теперь К. РФ 1993 г. Иначе говоря, никакая идеология в Российской Федерации не является государственно обязательной. Однако с другой стороны К. просто не может не быть идеологическим (в смысле мировоззрения) документом. Ведь практически каждое ее слово, все закрепленные в К. институты выражают видение желаемой социально-политической системы страны. Каждая К. закрепляет свою систему общественных ценностей и нацелена на то, чтобы на ее основе воспитывались соответствующие воззрения каждого члена общества.
Юридическая функция К. заключается в том, что она, во-первых, становится основой новых правовой системы и правопорядка в стране (или нового этапа в их развитии, если они существуют и в принципе сохраняются), во-вторых, сама регулирует общественные отношения и как документ прямого действия может быть почвой для их возникновения, в-третьих, дает импульс развитию законодательства и принятию большого массива новых нормативных юридических актов, воплощающих общие идеи и отдельные положения К.
У каждой К. есть юридические свойства, т. е. признаки ее как основного закона государства, а именно:
1) любая К. относится к числу правовых актов, является законом и обладает всеми его чертами.
В нашей стране К. - это единый акт. В науке конституционного права основной закон, представленный единым актом, принято называть "писаной конституцией". Если же у государства нет такого акта, а имеющими конституционное значение признаются несколько актов разных лет, то их в совокупности обычно именуют "неписаной конституцией" (например, в Великобритании).
Часто текст К. называется "Конституция (Основной Закон)" государства. И хотя такого наименования не могут иметь иные политические и правовые документы, все предшествующие К. в нашей стране назывались именно так. В названии действующей Конституции РФ словосочетание "Основной закон" не используется.
В некоторых странах к основному акту может примыкать еще один или несколько актов. Они называются обычно конституционными законами. Если официально обозначена роль таких актов как дополнение к К., то, конечно, в совокупности с нею их можно рассматривать как единую писаную К. Тем более есть основания так считать в том случае, если конституционный закон заменяет собой часть норм К., перестающих действовать. Если же конституционными законами считаются акты, изданные по кругу вопросов, указанных в К., или развивающие ее положения, - это еще не означает, что появляются акты, равные К., даже если в ней самой часть таких актов и поименована "конституционными законами";
2) юридическим свойством К. является и ее юридическое верховенство. Оно означает ее высшую юридическую силу по отношению ко всем иным нормативным актам, включая и федеральные законы, и упомянутые выше федеральные конституционные законы. Все они должны соответствовать К. и не могут ей противоречить.
Юридическое верховенство К. обычно подчеркивается в тексте К. (см., например: ч. 1 ст. 15 Конституции РФ 1993г.):
3) К. является базой текущего законодательства, определяет его характер. Текущее законодательство развивает предписания К., исходит из ее духа при детальном регулировании различных общественных отношений. Наряду с этим К. часто предусматривают необходимость принятия нормативных актов, развивающих их положения;
4) К. характеризует и такое юридическое свойство, как особый порядок принятия и изменения.
Принятие К. проходит в обстановке гласности и повышенного интереса общества, так как это - историческое событие. Если об обычном законе многие люди зачастую знают очень мало, то, и текстом проекта, и дискуссиями о содержании К., и раскладом сил в обществе за" и "против" нового основного закона, как правило, интересуется гораздо больше граждан. К тому же проекты обычных законов, даже федеральных конституционных, публикуются далеко не всегда, в то время как проекты К. появляются на страницах газет, издаются отдельными брошюрами большим тиражом.
Особый порядок принятия может состоять и в специальной организации массового (всенародного) обсуждения проекта К.В отечественной конституционной истории такие мероприятия проводились в 1936 и 1977-78 гг.
Наконец, особый порядок принятия может выражаться в вынесении проекта К. на всенародное голосование (референдум). Так, действующая К. РФ была принята на референдуме 12 декабря 1993 г. Результаты референдума являются обязательными и означают принятие либо непринятие К. народом. В случае принятия она приобретает государственно-обязательную силу, хотя это и не исключает официального провозглашения принятия К. и вступления ее в силу парламентом либо президентом государства, либо центральной избирательной комиссией.
Особый порядок изменения К. - это специально усложненные процедуры представления проектов, обсуждения и принятия законов о внесении в нее изменений.
В том случае, если закон об изменениях и дополнениях К. принимается парламентом, это обычно сопровождается требованием квалифицированного большинства голосов в пользу такого закона. Например, для изменения Конституции СССР 1997 г. закон должен был получить не менее двух третей голосов от общего числа депутатов в каждой палате Верховного Совета СССР (для принятия обычного закона достаточно было простого большинства). Изменение и дополнение предшествующей Конституции РФ производил Съезд народных депутатов РФ Законом, принятым большинством не менее двух третей от общего числа народных депутатов РФ (ст. 185).
Специальные требования к процедуре изменения и дополнения К. вызваны прежде всего необходимостью обеспечения стабильности К. Наглядный тому пример - процедура изменения действующей Конституции РФ 1993 г., предусмотренная в ее гл. 9 "Конституционные поправки и пересмотр Конституции" (см.: Конституция Российской Федерации). (С. А.)
По форме к. – всегда документ государства, т. е. это правовой акт, основной закон страны, принимаемый парламентом, специально созванной конституционной ассамблеей, непосредственно голосованием народа, имеющий, следовательно, государственнообязательную, причем высшую силу; т. е. к. стоит на первом месте в законодательстве страны и содержит исходные начала национальной системы права. А по сути и содержанию к. – конечно, документ и общества, и государства. Иначе говоря, к. – политический документ. Главные вопросы ее содержания – о власти, формах собственности, положении личности, устройстве государства. Конституционные нормы являются основополагающими для деятельности государственных органов, политических партий и иных общественных объединений, должностных лиц, граждан данной страны и пребывающих на ее территории иностранцев.
Принятие к. обусловлено факторами политического и социальноэкономического характера. К. прежде всего отражают сущность государства и конституционного строя в соответствующей стране, формы собственности и организации экономической деятельности, существующие в данном обществе. К. закрепляют основные правила жизни людей в обществе и государстве, их важнейшие (основные) права, свободы и обязанности. Они фиксируют систему власти в данной стране, назначение государства, его функции и компетенцию, внутреннюю структуру, систему государственных органов, основы местного самоуправления населения.
При характеристике сущности к. и причин их появления возможно доминирование двух подходов, которые можно назвать массовополитическим и рационалистическим (позитивистским) – при очевидной условности этих терминов.
Суть массовополитического подхода состоит в том, что к., закрепляя названные выше группы общественных отношений (по предмету конституционного регулирования в данном случае спора нет), выражают соотношение сил в обществе, поделенном на классы. Можно, конечно, спорить с понятием «классы», но нельзя отрицать очевидный факт – в обществе есть различные «слои», «силы», «группы», порой отнюдь не дружественные, а зачастую и открыто противоборствующие; можно, далее, не применять понятия «классовая борьба», но что сама борьба существует – факт очевидный. А то, что она особенно обостряется в связи с принятием к., вокруг этого факта – можно видеть не только по своему историческому опыту и примерам из зарубежной практики, но и по событиям в связи с принятием действующей Конституции Российской Федерации 1993 года.
Сторонники рационалистического (позитивистского) подхода не отрицают социальнополитических факторов в появлении к., но и не абсолютизируют их. По их мнению, на первом плане находится служебная роль к. как позитивного документа, закрепляющего государственную организацию и основы статуса личности, упорядочивающего общественные отношения и содействующего их движению вперед. Здесь на первом плане роль к. как основного закона государства.
Есть основания учитывать оба подхода при характеристике причин появления и сущности к. Естественно, никак нельзя отрицать конструктивистскую роль к. – ведь с появлением основного закона новые отношения, сложившиеся или складывающиеся в обществе, получают фундаментальную государственноправовую основу. И к. действительно дает начало новому общественнополитическому укладу жизни, становится обязательной, в том числе и для тех, кто сопротивлялся ее появлению. В соответствии с нею создаются и начинают действовать государственные органы, появляются развивающие конституцию законодательные акты, складывается запрограммированный ею политическим режим.
Отсюда можно говорить об определенном наборе функций к. Любой к., независимо от социальной системы, свойственны следующие функции: учредительная; организаторская; внешнеполитическая; идеологическая; юридическая.
Суть учредительной функции, как уже можно было видеть, состоит в том, что конституция, появляясь в результате коренных изменений в жизни общества, становится политикоправовой основой его развития на следующем историческом этапе. Слово «учредительная» надо понимать в том смысле, что к. либо закрепляет то, что уже существует как результат деяний людей, либо создает предпосылки для совсем новых общественных отношений, созревших в обществе, но не могущих возникать, пока не будет для них необходимой правовой базы, которая с принятием к. и учреждается. Таким образом, учредительные начала к. могут проявляться и по отношению к общественной (политической) системе в целом, и по отношению к конкретным государственноправовым институтам.
Организаторская функция к. заключается в том, что она не только оформляет достигнутое и ставит новые задачи перед обществом и государством, но и стимулирует политическую активность, нацеливает государственные органы и общественные объединения, всех граждан на деятельность в духе нового основного закона. К. надо выполнять, и соответствующие ориентировки, а также механизмы должны содержаться в самой к.
Внешнеполитическая функция к. состоит в том, что основной закон обращен не только к внутренней жизни страны, он одновременно является фундаментом внешнеполитической деятельности государства.
Идеологическая функция к. может заключаться в закреплении постулатов какогото политического учения в качестве господствующих – это делали, к примеру, все предшествующие советские конституции. Такой вариант идеологического предназначения к. исключает действующий Основной Закон 1993 г., иначе говоря, никакая идеология в России не является государственно обязательной. Однако в ином плане к. просто не может не быть идеологическим – в смысле мировоззренческим – документом. Ведь практически каждое ее слово, все закрепленные в к. институты выражают видение желаемой социальнополитической системы страны. Каждая к. закрепляет свою систему общественных ценностей (в какой мере они отражают общечеловеческие идеалы – это другой вопрос) и нацелена на то, чтобы на ее основе воспитывались соответствующие воззрения каждого члена общества.
Юридическая функция к. заключается в том, что она: вопервых, становится основой новой правовой системы и правопорядка в стране (или нового этапа в их развитии, если они существуют и в принципе сохраняются); вовторых, сама регулирует общественные отношения и как документ прямого действия может быть исходной почвой для их возникновения; втретьих, дает импульс развитию законодательства и принятию большого массива новых нормативных юридических актов, воплощающих общие идеи и отдельные положения конституции.
У каждой к. есть юридические свойства – т. е. ее признаки как основного закона государства:
1) Любая к., в том числе и К. Российской Федерации – правовой акт, является законом и обладает всеми его чертами. В нашей стране к. – это один акт. В науке конституционного права основной закон, представленный одним актом, принято называть «писаной к.». Если же у государства нет такого единого акта, а имеющими конституционное значение признается ряд актов разных лет, то их в совокупности обычно именуют «неписаной к.» (например, Великобритания).
Важно и то, что очень часто текст к. провозглашается как «К. (Основной Закон)» государства. Такого наименования не имеют и не могут иметь иные политические и правовые документы. Все предшествующие К. в нашем государстве назывались именно так. Однако слова «Основной Закон» не использованы в наименовании действующей Конституции РФ, и это вряд ли правильно; однако отметим, что наименование «Конституция» всетаки носит лишь данный акт.
В некоторых странах к основному тексту к. может примыкать еще один или ряд актов. Они называются обычно конституционными законами. Если официально обозначена роль таких актов как дополнения к к., конечно, их в совокупности с нею можно рассматривать как единую писаную к. Тем более есть основания так сказать в случае, если конституционный закон заменяет собой часть норм к., перестающих действовать. Если же конституционными законами считать акты, изданные по кругу вопросов, указанных в к., или развивающие ее положения – это еще не означает, что появляются акты, равные к., даже если в ней самой часть таких актов поименована «конституционными законами». Поскольку Конституция РФ 1993 г. официально предусмотрела категорию федеральных конституционных законов, следует подчеркнуть, что они издаются по строго определенному в Конституции кругу вопросов и не становятся частью Конституции РФ. Следует иметь в виду, что акты, составляющие вместе с основным текстом к. государства, нельзя оспорить в конституционном суде, поскольку у него нет права оценивать нормы непосредственно к. Что касается российских федеральных конституционных законов, допустимо их оспаривание в Конституционном Суде РФ, и это уже происходило, что также свидетельствует: данные законы являются не частью Конституции РФ, а так называемыми подконституционными актами.
2) Юридическим свойством к. является ее юридическое верховенство. Оно означает ее высшую юридическую силу по отношению ко всем иным нормативным актам, включая и законы. Все они должны соответствовать к. и не могут ей противоречить. Юридическое верховенство к. обычно подчеркивается в них самих. Так, согласно ч. 1 ст. 15 К. РФ 1993 г.: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации».
3) К. – база текущего законодательства и определяет его характер. Текущее законодательство развивает предписания к., исходит из ее духа при детальном регулировании различных общественных отношений. Наряду с этим к. часто предусматривают необходимость принятия нормативных актов, развивающих ее положения.
4) К. характеризует и такое юридическое свойство, как особый порядок принятия и изменения.
Принятие к. проходит в обстановке гласности и повышенного интереса общества, это историческое событие. Особый порядок принятия может состоять и в специальной организации массового (всенародного) обсуждения проекта к. В отечественной конституционной истории такие мероприятия проводились в 1936 и 197778 гг. Наконец, особый порядок принятия может выражаться в вынесении проекта к. на всенародное голосование (референдум) – именно так принималась 12 декабря 1993 г. ныне действующая К. Российской Федерации.
Особый порядок изменения к. – это усложненные процедуры представления проектов к., обсуждения и принятия законов о внесении изменений в к. В том случае, если закон об изменениях и дополнениях к. принимается парламентом, это обычно сопровождается требованием квалифицированного большинства голосов в пользу такого закона. Например, для изменения К. СССР 1977 г. соответствующий закон должен был получить не менее двух третей голосов от общего числа депутатов в каждой палате Верховного Совета СССР (для принятия обычного закона достаточно было простого большинства). Процедура изменения и дополнения К. РСФСР 1978 г. на последнем этапе ее действия требовала принятия Съездом народных депутатов РСФСР закона большинством не менее двух третей от общего числа народных депутатов в составе данного органа (ст. 185).
Помимо квалифицированного большинства голосов могут быть и дополнительные требования, обусловленные разными факторами. Например, в федеративном государстве это потребность учета интересов субъектов федерации. Так, в той же ст. 185 К.
РСФСР было записано, что изменения и дополнения статей К., касающиеся федеративного устройства страны, не могут быть осуществлены Съездом в одностороннем порядке и производятся по согласованию с республиками, краями, областями, автономной областью, автономными округами, городами Москвой и СанктПетербургом в лице их Советов народных депутатов.
Особый вариант специальных требований – сделать настолько сложным реформирование к., чтобы реально это было бы крайне затруднено, а то и вообще невозможно. В качестве примера можно назвать процедуры изменения действующей К. РФ 1993 г., предусмотренные в ее главе 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции».
Согласно ст. 134 предложения о поправках и пересмотре положений К. РФ могут вносить Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.
Предписания главы 9 с точки зрения порядка изменения К. можно поделить на четыре части.
Первая часть касается пересмотра глав 1 и 2 (соответственно «Основы конституционного строя», «Права и свободы человека и гражданина») и самой главы 9. Положения этих глав не могут быть пересмотрены самим Федеральным Собранием – парламентом РФ. Федеральное Собрание вправе лишь дать изначальную оценку соответствующих предложений. Часть 2 ст. 135 гласит: если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 К. РФ будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. Оно, согласно ч. 3 ст. 135, либо подтверждает неизменность К. РФ, либо разрабатывает проект новой К. РФ, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования К. РФ считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.
Вторая часть – поправки к главам 3–8 К. В соответствии со ст. 136 они принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона (напомним, что по ст. 108 К. для принятия такого закона требуется не простое, а квалифицированное большинство голосов – не менее трех четвертей в Совете Федерации и двух третей в Государственной Думе). Однако этого недостаточно: принятые поправки вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ. В постановлении Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. по делу о толковании ст. 136 говорится, что поправки к главам 3–8 принимаются в форме особого правового акта – закона РФ о поправке к К. Российской Федерации. Принят специальный Федеральный закон от 6 февраля 1998 г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации».
Третья часть – это изменения ст. 65 К. РФ, касающиеся состава субъектов РФ. Согласно ч. 1 ст. 137 К. они вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта РФ, об изменении конституционноправового статуса субъекта РФ.
Четвертая часть – изменения, касающиеся наименования субъекта Российской Федерации. В ч. 2 ст. 137 К. указано: в случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта РФ подлежит включению в ст. 65 К. РФ. Конституционный Суд РФ в постановлении от 28 ноября 1995 г. по делу о толковании части 2 статьи 137 К. определил, что изменения наименования субъекта включаются в текст ст. 65 указом Президента РФ на основании решения субъекта РФ, принятого в установленном им (т. е. субъектом – С.А.) порядке.
Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.
В отечественной науке конституционного права принято также различать понятия юридической и фактической К. Юридическая К., в материальном и формальном смысле, представляет собой всегда определенную систему правовых норм, регулирующих указанный выше круг общественных отношений, фактическая К. - это сами такие отношения, т.е. то, что реально существует.
История К. насчитывает менее четырех веков. Прообразами ее были хартии (уставы) средневековых самоуправляющихся городов, "дарованные" феодалами или утвержденные собственной властью городских республик. В одном из государств Европы подобная средневековая К. действует до сих пор (К. Сан-Марино 1600 г.). В современном понимании К. как средство ограничения государственной власти и утверждения прав личности появились только в период буржуазных революций. Первая конституционная монархия сложилась в Англии в XVII в.. однако английская К. была "неписанной", состояла из множества парламентских актов, обычаев, судебных прецедентов.
Первой писаной стала К. США 1787г., явившаяся результатом Войны за независимость. Несколькими годами ранее были приняты К. отдельных штатов, составленные по образцу первой из них - Виргинской К. 1776 г., которой была предпослана "Декларация прав", принятая Конгрессом в 1774 г. К. США 1787 г., действующая с рядом поправок и поныне, закрепила переход от конфедерации к федерации. Она стала прообразом для К.. принимавшихся в последующие два столетия. После дополнения Биллем о правах в 1791 г. К. США приобрела законченную форму.
В континентальной Европе первые писаные К. появились во Франции (если не считать польскую К. от 3 мая 1791 г., которая фактически появилась под влиянием Декларации прав человека и гражданина 1789 года и которая была уничтожена русско-прусской интервенцией). Первая французская К. была принята Учредительным собранием в сентябре 1791 г. Введением к этой К. послужила Декларация прав человека и гражданина 1789 г. Французские К. отличались недолговечностью: уже в 1793г. была принята радикально-демократическая якобинская К., в 1795 г. - умеренно-консервативная термидорианская, в. 1800 г. - авторитарная наполеоновская, уничтоженная в 1804 г. Далее были конституционно-монархические К. 1814, 1830, 1852 гг. и республиканская К. 1848 г. Ныне действующий основной закон Франции был принят только в 1958 г.. сменив К. 1946г.
Среди существенных вех истории К. были основные законы Норвегии 1814г. и Бельгии 1831 г., действующие с изменениями и по сей день. Обе К. устанавливали классическую парламентскую монархию. В 1812 г. принята первая К. Испании, просуществовавшая весьма недолго. Германия получила общенациональную К. сразу после объединения в 1871 г. В 1874 г. принята действующая и поныне союзная К. Швейцарии (заменившая К. 1848 г.). В 1876 г. принята первая К. в Азии - турецкая. В 1889 г. императором была "дарована" своим подданным первая японская К., закрепившая практически неограниченную монархию. В 1912 г. в результате революции свою первую К. принял Китай. К. конца XVIII - начала XX в., за редким исключением, носили полудемократический или даже антидемократический характер, ограничивая политические Права граждан, прежде всего избирательное, многочисленными условиями (цензами), сохраняя часто сословные привилегии, широкие права монарха.
Волна социально-политических потрясений, вызванная первой мировой войной, привела к появлению большого количества новых основных законов: Германии и Финляндии (1919). Австрии (1920), Польши (1921), Латвии (1922), Литвы (1922) и др. В этом же ряду стоит К. Мексики 1917г., принятая в результате демократической революции. Главным новшеством в них было закрепление ряда важных социально-экономических прав и принципов государственной политики - уступка рабочему движению. Эти К. говорят "о началах справедливости в строе хозяйственной жизни", об "обязанности государства вмешиваться в экономические отношения граждан в духе справедливости". Австрийской К. 1920 г. впервые создавался конституционный суд и признавалось непосредственное действие международного права. Их принято называть К. "второго поколения".
Совершенно новым словом в истории стала первая советская К. (К. РСФСР), принятая в июле 1918 г. Она представляла государственно-правовую идеологию, имевшую мало общего с принципами конституционализма. Целью ее было закрепление не демократии, а "диктатуры пролетариата". Эта К. не признавала ни разделения властей, ни равенства граждан, ни права частной собственности. Политические свободы были прямо ограничены. В то же время К. 1918 г. провозглашала невиданный до тех пор набор социально-экономических прав "трудящихся". В условиях большевистской диктатуры К. стала формальностью, не имевшей почти никакой связи с реальной жизнью общества. Подлинный механизм государственной власти существовал за рамками К. 1918 г. и всех последующих советских К. В 1936 г. была принята "сталинская" К. СССР, демократическая по форме и тоталитарная по содержанию. Несмотря на чисто декларативный характер ее положений, К. 1936 г. оказала существенное влияние на последующее конституционное развитие во многих странах мира.
Новый, третий этап развития К. начался сразу после окончания второй мировой войны и был вызван общедемократическим подъемом в мире, крушением колониальных империй и возникновением социалистического лагеря. Этот период характеризуется множественностью путей развития института К., сочетанием как демократических, так и антидемократических тенденций в мировом конституционном процессе. Общим, однако, является закрепление большинством новых К. социальных и экономических прав или по крайней мере социальных принципов, к реализации которых должно стремиться государство, а также широкого перечня демократических свобод, включая всеобщее избирательное право. Наиболее отчетливо среди развитых стран эта тенденция наблюдалась в государствах, освободившихся от фашистских и других авторитарных режимов (К. Японии 1946 г., Италии 1947 г., Германии 1949 г., Греции 1975 г., Португалии 1976 г., Испании 1977 г.). К. вновь возникших социалистических стран в основном копировали советскую модель, сочетая самый широкий набор социально-экономических прав с тоталитарным устройством государственной власти. К. стран "третьего мира" отразили в себе противоречия между двумя путями развития К. Так, развивающиеся страны "социалистической ориентации" стремились в большей или меньшей мере подражать в своих основных законах советскому образцу, обычно дополняя его местной спецификой и заимствованиями из правовых систем бывших метрополий. Другие в большей степени ориентировались на конституционные модели своих бывших метрополий (Индия, Пакистан, Ямайка, Сенегал) либо создали собственные совершенно оригинальные образцы государственного устройства (Заир до 1990 г., Иран, Индонезия, Малайзия, ОАЭ).
С середины 80-х гг. начался четвертый этап в развитии К. В 1986-1998 гг. во всем мире только на общенациональном уровне принято более 100 новых К. Новые К. отразили демократические перемены, произошедшие на рубеже 80- 90-х гг. в мире, в том числе торжество идей западного конституционализма (идеологический плюрализм, многопартийность, разделение властей, свободное рыночное хозяйство, приоритет прав личности и т.д.). Среди новейших К. крайне мало таких, которые не признают указанных принципов (например, К. Вьетнама 1992 г.). Для них характерно закрепление новых видов прав и свобод - экологических, информационных, прав национальных меньшинств и инвалидов. Широко вводятся такие демократические институты, как конституционный суд и омбудсман. Опираясь в большинстве своем на единый идейно-теоретический фундамент, новейшие К. вместе с тем сохраняют огромное многообразие в системах организации государственной власти и закреплении многих других институтов, что обычно обусловлено заимствованием той или иной конституционной модели (американской, французской, английской и т.д.).
По форме К. в большинстве современных стран представляет собой единый правовой акт, основной закон страны, принимаемый парламентом, специальной конституционной ассамблеей, непосредственно голосованием народа, и имеющий высшую юридическую силу. К. стоит на первом месте в законодательстве страны и содержит исходные начала национальной системы права. Значительно реже К. состоит из нескольких отдельных законодательных актов (один из которых обычно представляет основной текст К.), т.е. является частично кодифицированной (Австрия, Канада, Швеция, Чехия, Финляндия). Так, К. Швеции состоит из трех законов (Форма правления 1974 г., Акт о престолонаследии 1810 г., Акт о свободе печати 1974 г.); К. Финляндии - из двух (Форма правления Финляндии 1919 г. и Сеймовый устав 1928 г.). Во Франции наряду с основным текстом К. 1958 г. частями основного закона страны признаны Декларация прав человека и гражданина 1789г. и Преамбула К. 1946г. Еще реже встречается так называемая "неписаная" (некодифицированная) К., например, в Великобритании, Новой Зеландии, Израиле. Такая К. состоит не только из значительного числа законодательных актов, но также и из конституционных обычаев, судебных прецедентов. В последнем случае можно говорить о наличии у Великобритании, Новой Зеландии, Израиля К. только в материальном смысле, в формальном же, эти страны, ее не имеют.
По предполагаемому периоду действия К. делятся на постоянные и временные. Последние принимаются на переходный период, в который предстоит выработать окончательное конституционное устройство страны (например, временная К. ЮАР 1994 г., замененная в 1996 г. постоянной). Временная К. часто содержит лишь основные положения об организации власти (например, "Малая К." Польши 1992 г., Основные конституционные положения Албании 1991 г.). Иногда она действует многие годы. Напротив, постоянные К. могут действовать очень непродолжительное время: например, в Венесуэле, принявшей за полтора века более 25 К., некоторые из них не действовали и 2 лет.
В современной мировой практике существуют различные способы принятия новых К.: парламентом, учредительным собранием, референдумом или смешанным путем. Чисто парламентским путем разработаны и приняты действующие К. Украины, Молдовы, Грузии, Узбекистана. Учредительным собранием были разработаны и приняты в последние годы К. Болгарии, Румынии. Камбоджи, Бразилии, Колумбии. К. РФ. Казахстана (1995), а также К. Беларуси были выработаны внепарламентским путем под руководством главы государства и приняты на референдуме. К. Армении, Азербайджана, Литвы. Таджикистана были приняты парламентом, а затем утверждены на референдуме, К. Эстонии 1992 г. утверждена на референдуме после одобрения ее учредительным собранием. Ни один из указанных способов сам по себе не является более демократическим, чем другие. В современном мире встречаются также единичные случаи октроирования К., т.е. утверждения ее собственной властью главы государства.
Сущностная сторона К. характеризуется тем, что в ней закрепляется на высшем правовом уровне определенный порядок общественных отношений. К. прежде всего отражают, какие формы собственности и организации экономической деятельности существуют в данном обществе и какое отношение к ним имеют граждане. К. закрепляют основные правила жизни людей в обществе и государстве, их важнейшие права, свободы и обязанности. Они фиксируют систему власти в данной стране, назначение государства, его функции и компетенцию, внутреннюю структуру, систему государственных органов, основы местного самоуправления. По общему правилу характер социальных отношений, в том числе степень их демократичности, находит более или менее адекватное отражение в нормах К. Однако использование К. в пропагандистско-демагогических целях приводит к нарушению связи между реальными общественными отношениями и нормами К.: в авторитарных и тем более тоталитарных государствах закрепленный в К. порядок общественных отношений обычно значительно расходится с тем, что существует в действительности. Чем больше степень такого расхождения, тем больше К. превращается в юридическую фикцию.
С точки зрения господствующей в современном мире "западно-либеральной" конституционной теории главная сущностная черта К. состоит в том, что К, призвана ограничить государственную власть, ее всесилие по отношению к личности и обществу. Эта задача решается несколькими путями: установлением строгих пределов компетенции органов власти, введением системы разделения властей, а также закреплением за личностью и обществом определенной сферы, в которую государство вторгаться не должно (институт прав и свобод). Практика общественно-государственной жизни, при которой конституционные нормы и принципы реально связывают власть, включая законодательную, получила название конституционализма.
По своему содержанию любая К. - не только правовой, но и политический документ. Главные вопросы ее содержания - о власти, формах собственности, положении личности, устройстве государства - имеют политический характер. Сама К. устанавливает правила и рамки для политической деятельности.
Любой К. - независимо от социальной системы - свойственны следующие функции: учредительная, организаторская, внешнеполитическая, идеологическая, юридическая.
Суть учредительной функции состоит в том, что новая К., появляясь в результате крупных изменений в жизни общества, учреждает новые, не известные данному обществу ранее государственно-правовые институты и механизмы. Нередко К., принятая в результате революции или иных коренных преобразований, учреждает новую общественную и политическую систему в целом (например, К. РСФСР 1918 г.).
Организаторская функция К. заключается в том, что она не только юридически оформляет наличествующие общественные отношения и ставит новые задачи перед обществом и государством, но и стимулирует политическую активность, нацеливает государственные органы и общественные объединения, всех граждан на деятельность в духе новой К.
Многие К. закрепляют основные принципы внешней политики, в том числе такие, как безъядерный статус государства, его постоянный нейтралитет, отказ от права на войну. Идеологическая функция К. может заключаться в закреплении постулатов какого-то политического учения в качестве господствующих - это делали, к примеру, все советские К. Однако все современные демократические К. напротив, провозглашают, что никакая идеология не является государственной. В этом случае определенная идеология присутствует в К. не прямо, а косвенно, поскольку все закрепленные в К.институты выражают видение желаемой социально-политической системы страны. Каждая К. закрепляет свою систему общественных ценностей (которые в большей или меньшей мере отражают общечеловеческие идеалы) и нацелена на то, чтобы на ее основе воспитывались соответствующие воззрения каждого члена общества.
Юридическая функция К. заключается в том, что она: во-первых, становится основой новых правовой системы и правопорядка в стране (или нового этапа в их развитии, если они существуют и в принципе сохраняются); во-вторых, сама регулирует общественные отношения как документ прямого действия либо может служить основанием для их возникновения; в-третьих, дает импульс развитию законодательства.
К. присущи определенные юридические свойства, которые определяют ее особенности ак наиболее важного нормативного правового акта в государстве. Любая кодифицированная К., в том числе и К. РФ, является законом и обладает всеми его чертами. Нередко она официально именуется "Основным законом" государства. Некоторые ученые в РФ и за рубежом (обычно это приверженцы естественно-правовой теории считают, что К. не является законом, пусть даже высшим, так как ни один закон не может быть учредительным актом. По мнению сторонников этой точки зрения, К. - это скорее "общественный договор", на основании которого законодательная власть получает право издавать законы. Особенно явно принципиальное различие между К. и любыми другими законами прослеживается тогда, когда К. принимается учредительным собранием или референдумом.
Важнейшим юридическим свойством кодифицированной К. является ее юридическое верховенство. Оно означает высшую юридическую силу К. по отношению ко всем иным нормативным актам, включая и ФЗ, и упомянутые выше ФКЗ. Все они должны соответствовать К. и не могут ей противоречить. Юридическое верховенство К. обычно подчеркивается в них самих.
К. характеризует и такое юридическое свойство, как особый порядок принятия и изменения. В большинстве стран мира этот порядок более сложен, чем для принятия или изменения обычных законов. В таких случаях говорят о жестких К., в отличие от гибких, изменяемых путем принятия обычного закона. Нередки случаи, когда К. устанавливает, что ее отдельные положения вообще не могут быть пересмотрены никаким путем, даже референдумом. Многие К. предусматривают, что принятие нового основного закона требует созыва учредительного собрания или проведения референдума. В том случае, если закон об изменениях и дополнениях К. принимается парламентом, это обычно сопровождается требованием квалифицированного большинства голосов в пользу такого закона. В федеративных государствах дополнительным требованием является ратификация поправок большинством субъектов федерации.
Несмотря на схожесть предметов конституционного регулирования, у большинства нынешних государств какой-то единой схемы в строении К. не существует; структура варьируется в зависимости от их принадлежности к определенной конституционной модели, исторических традиций и т.д. Структура К. большинства стран-членов СНГ строится, например, по следующей схеме: а) преамбула, б) общие положения (основы конституционного строя); в) права и свободы человека и гражданина; г) законодательная власть; д) исполнительная власть; е) судебная власть; ж) местное государственное управление и самоуправление; з) конституционные поправки; и) заключительные и переходные положения.
В К. некоторых стран наряду с главами и разделами, формулирующими основы конституционного строя, имеются самостоятельные главы (разделы) типа "Общество и государство" (К. Литвы 1992 г.), "Общество и личность" (К. Узбекистана 1992 г.), закрепляющие институты гражданского общества, которые посвящены таким вопросам, как собственность и предпринимательство, семья, общественные объединения, наука, образование. СМИ.
Большинство новейших К. содержат отдельные разделы, посвященные экономике и (или) финансам. Так, К. Филиппин 1987 г. имеет главу "Национальная экономика", К. Бразилии 1988 г. - раздел "Экономический и финансовый порядок", Словацкая К. 1992 г. - раздел "Экономика Словацкой Республики, Счетная палата", К. Литвы 1992 г. - главу "Народное хозяйство и труд", К. Румынии 1991 г. - раздел "Экономика и государственные финансы" и т.д. В некоторых К. в отдельной главе помещены положения о законодательстве (Азербайджан, Латвия, Молдова, Эстония), в других есть особый раздел о выборах и референдумах (Туркменистан, Украина). Для новейших К. американской модели (Бразилия, Колумбия, Филиппины и др.) характерно присутствие таких разделов, как "Государственная служба" (или "Ответственность государственных служащих"), отдельных разделов (или глав) об аграрной реформе, вооруженных силах, защите государства и демократических институтов.
Источник: Энциклопедия юриста