КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Конституционный суд
судебный орган конституционного контроля, созданный для защиты основ конституционного строя.

Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД
судебный орган конституционного контроля (см.), осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД
судебный орган конституционного контроля, осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства (см.: Конституционный контроль). (С. А.)

Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь

Конституционный суд
важнейший независимый орган в системе судебной власти, призванный обеспечить соответствие законов, иных нормативных актов органов законодательной и исполнительной власти Конституции, охрану конституционных прав и свобод личности. Конституционный суд имеет особый порядок формирования, он осуществляет свои полномочия путем рассмотрения в судебном заседании дел о конституционности законов и иных нормативных актов, а также дает заключения по вопросам, предусмотренным Конституцией и Законом "О Конституционном суде". Решение Конституционного суда о неконституционности закона прекращает его действие.

Источник: Теория государства и права в схемах и определениях

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД
в ряде стран особый орган, единственной или главной функцией которого является осуществление конституционного контроля. В отличие от верховных судов он не входит в систему судов общей юрисдикции. В одних странах (РФ) он считается судом особой категории и входит соответственно в судебную систему, в других (ФРГ, Италия, Румыния, Болгария, Монголия) - особым органом контроля, не относящимся к судебной власти. Члены К. с. либо избираются парламентом (ФРГ, Хорватия), либо назначаются главой государства (Кипр); иногда члены К. с. назначаются парламентами и другими органами власти и юстиции (напр., в Италии К. с. в равных долях назначается президентом, парламентом и магистратурой). Наряду с осуществлением конституционного контроля К. с. имеет право толковать конституцию, решать вопрос, соответствует ли конституции деятельность политических партий, рассматривать споры о компетенции и т. д.

Источник: Большой юридический словарь

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД
в ряде государств . особый орган, единственной или главной функцией которого является осуществление конституционного надзора.
Впервые был учрежден в Австрии в 1920 г. С тех пор этот институт получил широкое распространение в Западной и Восточной Европе, а т.ж. был воспринят некоторыми странами Азии, Африки и Америки. В отличие от обычных верховных судов, К. с. не входит в систему судов общей юрисдикции. В одних странах (РФ) К.с. считается судом особой категории и входит соответственно в судебную систему, в других (ФРГ, Италия, Румыния, Болгария, Монголия) - особым органом контроля, не относящимся к судебной власти. Члены К.с. либо избираются парламентом (ФРГ, Хорватия), либо назначаются главой государства (Кипр); иногда члены К.с. назначаются парламентами и другими органами власти и юстиции (например, в Италии К.с. в равных долях назначается президентом, парламентом и магистратурой). Наряду с осуществлением конституционного надзора К.с. в различных странах имеет право толкования конституций, решает вопрос, соответствует ли конституции деятельность политических партий, рассматривает споры о компетенции и т.д.

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД
в ряде стран особый судебный орган. главной функцией которого является осуществление конституционного контроля. К.с. - важнейший институт современной демократической государственности, обеспечивающий верховенство конституции и укрепление законности и правопорядка в целом, стабильность политической системы и защиту прав и свобод человека (см. Конституционная жалоба).
Впервые К.с. учрежден в Австрии в 1920 г. по предложению Кельзена, что положило начало так называемой европейской модели конституционного контроля. С тех пор К.с. получил широкое распространение в Западной и Восточной Европе, а также был воспринят некоторыми странами Азии, Африки и Америки.
К.с. не входит в систему судов общей юрисдикции. В одних странах (РФ и другие бывшие союзные республики СССР, Турция, Чехия, Португалия) К.с. считается судом особой категории и входит, соответственно, в судебную систему, в других (Германия, Италия, Румыния, Болгария, Монголия) - особым органом контроля, не относящимся к судебной власти.
Полномочия и порядок формирования К.с. обычно подробно определяются в конституции государства, что объясняется исключительной ролью К.с. в обеспечении стабильности конституционного порядка и верховенства конституции. Почти во всех странах решения, вынесенные К.с., являются окончательными и имеют общеобязательную силу.

Источник: Энциклопедия юриста

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД
специализированный орган конституционного контроля в ряде государств, например, в Италии, Португалии, ФРГ. В России на федеральном уровне К. С. создан в 1991. Основные вопросы его организации и деятельности регулируются Конституцией РФ 1993, более подробно — Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» 1994. Согласно этому закону, Конституционный Суд Российской Федерации — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Численный состав К.С. — 19 судей. Они назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Каждый судья назначается на должность в индивидуальном порядке путем тайного голосования. Назначенным на должность судьи считается тот, кто получил при голосовании большинство голосов от общего числа членов (депутатов) Совета Федерации. Судьями К.С. могут быть только граждане Российской Федерации, достигшие ко дню назначения возраста не менее сорока лет, с безупречной репутацией, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающие признанной высокой квалификацией в области права. Судья К.С. не может быть членом (депутатом) Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, иных представительных органов, занимать либо сохранять за собой другие государственные и общественные должности, иметь частную практику, заниматься предпринимательской деятельностью, иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной или творческой; он не может принадлежать к политическим партиям и движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду и агитацию, участвовать в кампаниях по выборам в органы государственной власти и органы местного самоуправления, присутствовать на съездах и конференциях политических партий и движений, заниматься иной политической деятельностью. Судья К.с. не может также входить в руководящий состав каких-либо общественных объединений, даже если они не преследуют политических целей, не вправе выступать в печати, иных средствах массовой информации, перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в К . С , либо изучается, либо принят к рассмотрению К.С., до принятия решения по этому вопросу. П о л н о м о ч и я К . С : 1) контроль за соответствием Конституции иных правовых актов; Субъектами возбуждения дел в К.С. в данном случае являются Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и органы законодательной и исполнительной власти ее субъектов. Перечень актов, подлежащих рассмотрению К . С с точки зрения их соответствия Конституции, имеет исчерпывающий характер: а) акты федерального уровня: Федеральные законы (имеются в виду все законы, принятые на федеральном уровне); нормативные правовые акты Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; б) акты субъектов Федерации: конституции республик, уставы, законы и иные акты субъектов Федерации. Проверка конституционности законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации осуществляется К.С. только по тем из них, которые приняты по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти России и органов государственной власти ее субъектов. Не подлежат контролю со стороны К.С. акты, принятые по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации; в) внутригосударственные или внутрифедеративные договоры России, а также международные договоры России, причем процедуру конституционного контроля в К.С. могут проходить лишь не вступившие в силу международные договоры; 2) разрешение споров о компетенции между всеми видами федеральных органов государственной власти; между органами всех видов государственной власти РФ и органами всех видов государственной власти субъектов РФ и между высшими государственными органами субъектов Федерации. Возбуждать дела в К.С. о разрешении споров о компетенции могут любые участвующие в споре стороны, указанные в п. 3 ст. 125 Конституции РФ, а именно: федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Этим правом обладает и Президент РФ в случае, когда использованная им в соответствии со ст. 85 Конституции согласительная процедура для разрешения разногласий между органами государственной власти не привела к согласованному решению и данный спор подведомствен К.С.; 3) рассмотрение дел о конституционности законов по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан. Эти жалобы могут быть индивидуальными или коллективными. Правом обращаться с ними в К.С. обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, применяемым или подлежащим применению в конкретном деле, а также объединения граждан и иные органы и лица, указанные в федеральном законе. Жалоба на нарушение законом конституционных прав и свобод допускается при двух условиях: если закон затрагивает конституционные права и свободы граждан; если закон применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон; 4) рассмотрение дел о конституционности законов по запросам судов. Суд любой инстанции, придя к выводу о несоответствии Конституции РФ закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, может обратиться в Конституционный Суд РФ с просьбой о проверке данного закона; 5) толкование Конституции. Давать толкование Конституции по своей инициативе К.С. не может. Он делает это лишь по запросу ряда органов и должностных лиц: Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти ее субъектов. Толкование Конституции РФ Конституционным Судом, проведенное в таком порядке, имеет официальный и общеобязательный характер для всех представительных, исполнительных и судебных органов государства, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений; 6) в связи с процедурой отрешения Президента Российской Федерации от должности К.С. дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Такие действия К.С. совершает по запросу Совета Федерации, который допускается при соблюдении ряда условий: если обвинение выдвинуто Государственной Думой и имеется заключение Верховного Суда о наличии в действиях Президента признаков соответствующего преступления; 7) в сфере правотворчества К.С. имеет право законодательной инициативы только по вопросам своего ведения. Рассмотрение и разрешение дел К.С. осуществляется в пленарных заседаниях и заседаниях двух палат Суда (они включают соответственно десять и девять судей). В пленарных заседаниях участвуют все судьи, в заседаниях палат — судьи, входящие в состав соответствующей палаты. Руководящими органами К.С. являются его Председатель, заместитель Председателя, судья-секретарь, которые избираются в пленарных заседаниях К.С. судьями тайным голосованием большинством от общего числа судей из своего состава в индивидуальном порядке на три года. Законодательство выделяет несколько видов решений К.С.: постановления (например по вопросам соответствия Конституции Р Ф иных нормативных актов), заключения (например, о соблюдении установленного порядка при выдвижении парламентом обвинения Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления), определения (иные решения суда). Решения К.С. окончательны. Они не подлежат обжалованию и вступают в силу немедленно после их провозглашения. Эти решения действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами и должностными лицами. В случае признания К.С. актов или их отдельных положений неконституционными они утрачивают юридическую силу, т.е. н е подлежат исполнению. Решения К.С. подлежат немедленному исполнению после опубликования либо вручения их официального текста, если иные сроки в них специально не оговорены. Разъяснять свои решения официально может только сам К.С. Конституционные (уставные) суды в Российской Федерации созданы и в ряде ее субъектов: например, в Башкортостане, в Дагестане, Татарстане, Воронежской области. Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов Федерации не образуют единой системы. ЮЛ. Шуяьженко

Источник: Юридическая энциклопедия

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
75.30 кб

О статусе Конституционного Суда

Митюков Михаил Алексеевич
Анализируется политико-правовая дискуссия при разработке Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»; прослеживается влияние различных идей и прагматических подходов к определению статуса это
Читать PDF
556.69 кб

Конституционное судопроизводство

Петрюк М. Ю.
Исследуются вопросы конституционного судопроизводства, рассматривается деятельность Конституционного Суда РФ, отстаивается мнение, что Конституционный Суд должен быть вне политики
Читать PDF
206.53 кб

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУДЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ

Драчевский Даниил Александрович
В данной научной работе изучается судебный контроль в сфере Конституции РФ, как он выражен, а также какие суды уполномочены на его проведение.
Читать PDF
387.19 кб

СОСТАВ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА ИТАЛИИ

Шашкова Анна Владиславовна
Настоящая статья посвящена анализу проблемы состава Конституционного суда Италии. Автор рассматривает формирование и ротацию органа конституционного правосудия Италии.
Читать PDF
25.19 мб

ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

Токтоназарова Чынара Меймановна
В данной статье рассмотрены и проанализированы особенности и основные принципы конституционного судопроизводства. Конституционное судопроизводство в Российской Федерации уникальная форма справедливости, с краткой историей.
Читать PDF
412.95 кб

Транзиция и конституционное судопроизводство

Джуричич Милутин , Чиплич Светозар
Процессы транзиции, проходившие в конце 80-х -начале 90-х гг. XX в. в европейских странах, считавшихся социалистическими (транзиционными), затронули и область судебной деятельности и конституционного судопроизводства.
Читать PDF
397.61 кб

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА ИТАЛИИ

Шашкова Анна Владиславовна
Настоящая статья посвящена анализу проблемы создания и функционирования Конституционного суда Италии. Автор рассматривает роль исторического развития Италии в формировании органа конституционного правосудия Италии.
Читать PDF
100.61 кб

Конституционная доктрина судебной власти России

Мурадьян Э. М.
Читать PDF
106.17 кб

Конституционные суды и делиберативная демократия

Ван Хук Марк
Автор обозначает проблему легитимации решений конституционных судов, которую предлагает разрешить через делиберативную коммуникацию.
Читать PDF
878.72 кб

Конституционное право граждан на судебную защиту

Романовский Георгий Борисович
В статье рассматривается конституционное право на судебную защиту. Анализируется позиция ученых-юристов по исследуемому вопросу.
Читать PDF
206.91 кб

Конституционно-уставная ветвь судебной системы РФ

Фомин Виктор Юрьевич
В статье рассматриваются понятие и правовой статус конституционно-уставной ветви власти в судебной системе Российской Федерации.
Читать PDF
140.29 кб

Конституционные гарантии правового положения судей

Макарова Оксана Валерьевна
Рассматриваются конституционные гарантии правового положения судей. Особое внимание уделено обеспечению их независимости и неприкосновенности.
Читать PDF
240.44 кб

Решения Конституционного Суда Российской Федерации

Четян М.А.
Читать PDF
676.30 кб

Реализация решений конституционных (уставных) судов

Мокосеева М.А.
В статье автор предлагает возможные варианты решения проблемы неисполнения решений конституционных (уставных) судов субъектов РФ.
Читать PDF
257.90 кб

К 5-летию Конституционного суда республики Марий Эл

Эргубаев З.В.

Найдено книг по теме — 25