СУД

Найдено 24 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Судья
должностное лицо, уполномоченное осуществлять правосудие (п. 54 ст. 5 УПК РФ), являющееся носителем судебной власти.

Источник: Понятия современного уголовного процесса

Суд
государственный орган, осуществляющий правосудие в форме разрешения уголовных, гражданских, трудовых, семейных и административных дел в процессуальном порядке, установленным государством.

Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.

Суд
орган государства, осуществляющий правосудие в форме рассмотрения и разрешения уголовных, гражданских, административных и некоторых иных категорий дел в установленном законом данного государства процессуальном порядке.

Источник: Римское право. Основные понятия законы и иски персоналии и сентенции. Cловарь-справочник.

Суд
орган государства, учрежденный для осуществления правосудия по гражданским, административным, уголовным и арбитражным делам. Совокупность всех судов составляет судебную систему государства, особое место в ней занимает Конституционный суд.

Источник: Теория государства и права в схемах и определениях

Судьи

Судьями являются лица, наделенные в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.
Федеральный конституционный закон от 31.12.96 N 1-ФКЗ, ст.11

Источник: Словарь юридических понятий (из актов Российского законодательства)

Судья
(judex) — должностное лицо с судебными полномочиями (напр., в республиканский период почти все высшие магистраты именовались judices, а в императорскую эпоху появилось различие между гражданскими (judices civiles) и военными С. (judices militares), между старшими (majores), средними (medii) и младшими (minores), обычными (оrdinarii) и религиозными С. (sacri).

Источник: Римское право. Основные понятия законы и иски персоналии и сентенции. Cловарь-справочник.

Судья
должностное лицо соответствующего суда, избранное или назначенное в установленном законом порядке. Согласно Закону "О статусе судей" судьи являются должностными лицами государственной власти, которые в конституционном порядке наделены полномочиями осуществлять правосудие и выполнять свои обязанности на профессиональной основе. Право на занятие должности судьи имеет гражданин, достигший ко дню избрания определенного возраста и имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности. Судьи в своей деятельности в осуществлении правосудия независимы, подчиняются только закону и никому не подотчетны.

Источник: Теория государства и права в схемах и определениях

СУД
орган государства, призванный защищать от любых посягательств личные, государственные и общественные интересы путем осуществления правосудия. В соответствии со ст. 109 Конституции Республики Беларусь судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам, система которых строится на принципах территориальности и специализации.
Каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки (ч. первая ст. 60 Конституции Республики Беларусь). В Республике Беларусь действуют Конституционный Суд Республики Беларусь, общие суды, хозяйственные суды. Защита гражданских прав может также осуществляться третейскими судами.
См. также Защита гражданских прав; Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей.

Источник: Юридический словарь современного гражданского права. Беларусь. 2009

СУД (понятие, виды)
орган, на который возложено осуществление одной из ветвей государственной власти - судебной власти. От законодательных (представительных) и исполнительных органов С. отличается особенностями порядка его формирования, наделения полномочиями судей, процедуры разбирательства подведомственных дел, а также властностью и ответственностью принимаемых решений, их юридической значимостью.
Термин "суд" довольно часто употребляется для наименования негосударственных образований, у которых, естественно, нет права осуществлять полномочий судебной власти (третейский суд, Международный коммерческий арбитражный суд, суды чести и т. д.).
Виды судов: Конституционный Суд РФ, суды, общей юрисдикции, арбитражные суды, суды субъектов РФ, военный суд. Судебная система. (К. Г.)

Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь

Судья
лицо, наделенное в установленном законом порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющее свои обязанности на профессиональной основе. Совокупность государственных служащих, занимающих должность судей, называется судейским корпусом. Он охватывает всех С., начиная от председателей федеральных судов РФ до мировых С. Требования к лицу, назначаемому на должность С.: гражданин Российской Федерации; высшее юридическое образование; возраст, установленный законом для занятия должности С. соответствующего суда (не менее 25 лет); определенный стаж работы по юридической профессии (не менее 5 лет), установленный законом для занятия должности С., соответствующего суда; отсутствие заболеваний, препятствующих назначению на должность С.; сдача квалификационного экзамена на должность С. в соответствующей экзаменационной комиссии. Федеральные С. назначаются на неопределенный срок. Предельный срок пребывания в должности С. – 70 лет.

Источник: Юридический словарь для сотрудников пенитенциарной системы. 2013

Суд
орган государства, рассматривающий дело по существу в соответствии с законодательством и таким образом охраняющий от всяких посягательств личные, государственные и общественные интересы путем осуществления правосудия, применения мер государственного принуждения к лицам, нарушающим установленный правопорядок. Суд возникает вместе с государством, но выделяется в самостоятельный орган по мере развития государственного аппарата. В древнерусской истории слово суд впервые упоминается в Уставе князя Владимира Святославовича (при нём была крещена Русь) «О десятинах, судах и людях церковных». Точная дата принятия Устава историками не определена, но исследователи событий той эпохи относят его появление к первым годам XI в. В документе упоминается действующая церковь Святой Богородицы (освящена в 996 году), княгиня Анна (умерла в 1011 году), митрополит и епископы (первые епископии Белгородская, Новгородская и Полоцкая возникли в самом начале XI в.). В РФ действуют Федеральные суды (подразделяются на суды общей юрисдикции и суды арбитражные), Конституционные (уставные) суды и мировые судьи.

Источник: Энциклопедия правовой мысли. 2018.

СУД
орган государственной власти, рассматривающий и разрешающий споры и иные дела в установленном процессуальным законом порядке.
Только суду принадлежит право осуществлять правосудие в Российской Федерации (п. 1 ст. 118 Конституции РФ). Полномочия суда могут включать в себя другие функции, но лишь осуществление правосудия выступает той исключительной прерогативой, которая отличает судебную власть от законодательной и исполнительной.
В России действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ, составляющие судебную систему Российской Федерации (ч. 2 ст. 4 ФКЗ от 31 декабря 1996 г. № 1ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»).
Федеральные суды общей юрисдикции осуществляют правосудие (судопроизводство) посредством процессуальной формы защиты прав и охраняемых законом интересов, определенной Гражданским процессуальным кодексом РФ и иным процессуальным законодательством (законодательство о гражданском судопроизводстве), т.е. посредством гражданской процессуальной формы.
См. Арбитражный суд, Верховный Суд Российской Федерации, Военный суд, Компетентный суд, Мировой суд, Осуществление правосудия только судом, Судья, Федеральные суды общей юрисдикции.

Источник: Толковый словарь гражданского процесса.

СУДЬЯ
должностное лицо государства, являющееся носителем судебной власти. В соответствии с Законом РФ "О статусе судей в РФ" от 28 июня 1992 г. С являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Все судьи в РФ обладают единым статусом и различаются только полномочиями и компетенцией. Особенности правового положения некоторых категорий судей определяются федеральными законами РФ, а в случаях, ими предусмотренных, т.ж. законами субъектов РФ. Согласно ст 119 Конституции РФ 1993 г., С. могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к С. судов РФ Конституция РФ устанавливает следующие конституционные принципы статуса С : независимость и подчинение только Конституции РФ и федеральному закону, несменяемость, неприкосновенность. Содержание указанных принципов конкретизируется федеральными законами. В соответствии с Конституцией РФ С. высших судебных органов РФ (Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Судов РФ) назначаются Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, а С. других федеральных судов - непосредственно Президентом РФ.

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

Суд
это специально созданный орган государственной власти, осуществляющий судебную власть путем отправления правосудия при рассмотрении гражданских, уголовных и иных дел, а также реализующий другие полномочия, принадлежащие судебной власти, в порядке, установленном законом. С. учреждаются и ликвидируются путем принятия соответствующего закона. В РФ дейст- вуют федеральные С., конституционные (уставные) и мировые С. субъектов РФ. Юрисдикция С. (право решать правовые вопросы, производить суд) распространяется на определенную территорию (участок, район, город, субъект Федерации, Российскую Федерацию) или на структурное образование Вооруженных сил (военный гарнизон, округ, флот). Под федеральным С. понимает- ся С., который создается и упраздняется на основе Конституции России (Конституционный суд Российской Федерации, Верховный суд Российской Федерации и Высший Арбитражный суд) или федеральным законом (другие федеральные С.). Юрисдикция этих судов распространяется на всю территорию Российской Федерации. Судьи этих судов назначаются исключительно федеральными органами государственной власти. С. субъекта Российской Федерации – это С., который создается и упраздняется законами субъекта Федерации и финансируется из его бюджета. Федеральные С. в Российской Федерации подразделяются на три подсистемы: Конституционный суд Российской Федерации; С. общей юрисдикции, возглавляемые Верховным судом Российской Федерации, и арбитражные С. во главе с Высшим Арбитражным судом Российской Федерации.

Источник: Юридический словарь для сотрудников пенитенциарной системы. 2013

СУД
орган государства, осуществляющий правосудие в форме рассмотрения и разрешения уголовных, гражданских, административных и некоторых иных категорий дел в установленном законом данного государства процессуальном порядке. С. делятся на обычные и чрезвычайные; создание последних прямо запрещается почти всеми современными конституциями. Обычные С. подразделяются на С. общей компетенции и специализированные: военные суды (в РФ называются военными трибуналами), арбитражные суды (торговые, хозяйственные), таможенные, налоговые (финансовые), по трудовым спорам и т. д. Особыми разновидностями С. являются конституционные и административные С. В отдельных странах существуют также религиозные суды (шариатские суды в мусульманских государствах - Иране, Пакистане, Судане и др.) и суды обычного права (напр., племенные С. в ряде стран Тропической Африки и Океании). В некоторых государствах с федеративным устройством есть федеральные С. и С. субъектов федерации. С. также делятся по инстанциям: первой инстанции, апелляционные, кассационные и надзорные, по территориальному уровню: напр., районные (городские), окружные и верховные. Помимо государственных существуют и различные виды общественных судов: третейские суды, арбитражные комиссии, товарищеские суды в бывшем СССР, офицерские суды чести. В международной правовой системе действуют международные С. самого различного характера: Международный Суд ООН, Европейский суд по правам человека, трибуналы международные, постоянные международные третейские суды и т. д. В РФ действуют три вида С.: обычные (общей компетенции и военные трибуналы), арбитражные и конституционные.

Источник: Большой юридический словарь

Суд
1) любой суд общей юрисдикции, рассматривающий уголовное дело по существу и выносящий решения,предусмотренные УПК РФ (нормативное определение, закрепленное в п. 48 ст. 5 УПК РФ); 2) как общая категория орган государства, осуществляющий правосудие в форме рассмотрения и разрешения уголовных, гражданских, административных и некоторых иных категорий дел в установленном законом данного государства процессуальномпорядке. Суды делятся на обычные и чрезвычайные, создание последних прямо запрещается почти всеми современными конституциями. Обычные суды подразделяются на судыобщей юрисдикции и специализированные: военные суды,арбитражные (торговые, экономические), таможенные, налоговые (финансовые), по трудовым спорам и др. Особымиразновидностями являются конституционные и административные суды. В отдельных странах существуют также религиозные суды (например, суд шариата в мусульманских государствах Иране, Пакистане, Судане и др.) и суды обычного права (например, племенные суды в ряде стран тропической Африки и Океании). В государствах с федеративнымустройством суды делятся на федеральные и суды субъектовфедерации. Суды также делятся по инстанциям: суд первойинстанции, апелляционные, кассационные и надзорные; потерриториальному уровню: например, районные (городские),окружные и верховные. Конституция РФ 1993 года устанавливает, что правосудие в РФ осуществляется только судом.В России в настоящее время действуют три вида судов: обычные (суды общей юрисдикции и военные суды), арбитражные и конституционные (Конституционный Суд РФ и конституционные суды республик, входящих в состав Российской Федерации).

Источник: Понятия современного уголовного процесса

СУД
орган государства, охраняющий от всяких посягательств интересы общества и граждан путем осуществления правосудия, применения мер государственного принуждения к лицам, нарушающим установленный правопорядок. Суд возникает вместе с государством, но выделяется в самостоятельный орган по мере развития государственного механизма и образования специального государственного аппарата. В до- государственном обществе конфликты и споры разрешались старейшинами или вождями племен, особыми собраниями родов, выделенными этими собраниями коллегиями. Существовали обычаи внесудебного порядка решения конфликтов (например, кровная месть, принцип талиона). В 18—19 вв. был выдвинут ряд демократических принципов организации С. и судопроизводства: равенство всех перед С. и законом, создание суда присяжных, гласность и устность судопроизводства и отказ от системы формальных доказательств, принцип выборности судей, принцип презумпции невиновности. В современных государствах существуют сложные разветвленные системы С , включающие гражданские, уголовные, административные, торговые, церковные и иные С. Эти системы возглавляются верховными судебными органами, нередко выполняющими функции конституционных С. Деятельность С. как части механизма государств детально регулируется специальным законодательством. В РФ принципы деятельности С , судебная система, порядок образования С. и другие его задачи закрепляются в законе, и прежде всего в Конституции РФ. Конституция устанавливает, что правосудие в РФ осуществляется только С , закрепляет независимость и неприкосновенность судей, коллегиальный порядок рассмотрения в С. гражданских и уголовных дел, равенство граждан перед законом и С , а также право граждан на защиту (см. также Верховный Суд РФ, Конституционный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ). В.М. Савицкий

Источник: Юридическая энциклопедия

СУДЬИ
лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе (ч. 3 ст. 1 Закона РФ от 26 июня 1992 г. № 31321 «О статусе судей в Российской Федерации», ч. 1 ст. 11 ФКЗ от 31 декабря 1996 г. № 1ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»).
Согласно ст. 1 (ч. 1) ФКЗ от 31 декабря 1996 г. № 1ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» только суды в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия заседателей (присяжных, арбитражных), осуществляют судебную власть в РФ. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.
Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны.
Проявление неуважения к суду или судьям влечет установленную законом ответственность.
Требования и распоряжения судей при осуществлении ими полномочий обязательны для всех без исключения государственных органов, общественных объединений, должностных лиц, других юридических лиц и физических лиц. Информация, документы и их копии, необходимые для осуществления правосудия, представляются по требованию судей безвозмездно. Неисполнение требований и распоряжений судей влечет установленную законом ответственность (ч. 46 ст. 1 Закона РФ от 26 июня 1992 г. № 31321 «О статусе судей в Российской Федерации»),
Судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и другие законы.
Судьи независимы (ст. 9 Закона РФ), несменяемы (ст. 12 Закона РФ), неприкосновенны (ст. 16 Закона РФ), всякое вмешательство в их деятельность по осуществлению правосудия преследуется по закону (ч. 1 ст. 10 Закона РФ). Судья не обязан давать какихлибо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом (ч. 2 ст. 10 Закона РФ).
Полномочия судей федеральных судов не ограничены определенным сроком, если иное не установлено Конституцией РФ, федеральным конституционным законом и принимаемым в соответствии с ними федеральным законом о статусе судей. Предельный возраст пребывания в должности судьи федерального суда — 70 лет (ст. 14 ФКЗ от 31 декабря 1996 г. № 1ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»).
См. Заседатели, Независимость судей, Осуществление правосудия только судом, Суд, Федеральные суды общей юрисдикции.

Источник: Толковый словарь гражданского процесса.

Судья (в оперативно-розыскной деятельности)
Должн. лицо гос-ва, являющееся носителем судебной власти в РФ; гр-н РФ (достигший 25 лет, имеющий высшее юр. образование и стаж работы по юр. профессии не менее пяти лет), в соотв. с Конституцией и ФКЗ «О судебной системе РФ» наделенный полномочиями осуществл. правосудие и исполняющий обязанности на профес. основе. С. в ОРД обладает соотв. полномо-чи-ями, в част., установленными ФЗ об ОРД. Предмет ведения С. в ОРД — рассмотрение материалов об ограничении конст. прав человека и гр-на при проведении ОРМ (ч. 2, 3 ст. 8 и ч. 1 ст. 9 ФЗ об ОРД); последующая проверка законности решений и действий ОРО и его должн. лиц (ч. 3, 4 ст. 8); рассмотрение жалоб на ОРО (ч. 2, 3 ст. 5); разрешение споров между С. и ОРО в связи с отказом в проведении ОРМ (ч. 6 ст. 9). Обязанности С. в ОРД (ст. 9 ФЗ об ОРД): не вправе отказать в рассмотрении материалов в случае их представления (ч. 1); рассматривает материалы незамедлительно (ч. 1); обязан вынести мотивированное постановление по своему решению о возможности проведения ОРМ (ч. 4); рук- ли суда создают условия, обеспечивающие защиту сведений, содержащихся в представляемых им документах опер.-служебных (ч. 7). Права С. в ОРД (ст. 9 ФЗ об ОРД), по его требованию ему могут представ-ляться доп. материалы, касающиеся оснований для проведения ОРМ (ч. 3 ст. 9); вправе разрешить или отказать проведение ОРМ (ч. 4 ст. 9); вправе продлить срок действия постановления об ограничении конст. прав лица (ч. 5 ст. 9); в особом случае может обязать ОРО предоставить заявителю сведения, предусмотренные ч. 3 ст. 5 ФЗ об ОРД (ч. 5 ст. 5); вправе потребовать от ОРО предоставить ему опер.-служебные документы, содержащие информацию о сведениях, в предоставлении кот. было отказано заявителю (ч. 4 ст. 5). См. Осуществл. ОРМ в отнош. судьи. [6]; [29]; Химичева О.В. Судебный контроль за процессуальными действиями и оперативно-розыскными мероприятиями (досудебное производство). — М„ 1998; [24]; [16]; Новый закон о статусе судей /Авт.-сост. А.Ю. Шумилов. — М, 2002. Сурков Константин Викторович (р. 1956) — к.ю.н. (1995), д.ю.н. (1997), проф. (1998) [Москва]. Основная область науч. исследований — теория ОРД ОВД, опер.-розыск. зак-во. Опубл. св. 60 науч. и учебно-методич. работ. Защитил первую в РФ открытую (без грифа секретности) докт. дис. в области теории ОРД на тему «Опер.-розыск. зак-во России: пути совершенствования и развития» (шифр науч. специальности: 12.00.09). Основные труды: Принципы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: А.д. к.ю.н. — М., 1995; Принципы полицейской разведки. — СПб., 1995; Принципы оперативно-розыскной деятельности и их правовое обеспечение в законодательстве, регламентирующим сыск. — СПб., 1996; Оперативно-розыскное законодательство России: пути совершенствования и развития: А.д. д.ю.н. — М, 1997; [28] (соавт.); [19] (соавт.); [20] (соавт.). «[15].

Источник: Оперативно-розыскная энциклопедия

СУДЬЯ
лицо, наделенное в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» полномочиями осуществлять правосудие и исполнять свои обязанности на профессиональной основе.
Судья, имеющий стаж работы в качестве судьи не менее десяти лет и находящийся в отставке, считается почетным судьей. Он может быть привлечен к осуществлению правосудия в качестве судьи в порядке, установленном федеральным законом.
Судьям предоставляется за счет государства материальное и социально-бытовое обеспечение, соответствующее их высокому статусу. Заработная плата (денежное содержание) судьи не может быть уменьшена в течение всего времени пребывания его в должности.
Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Особенности правового положения отдельных категорий судей определяются федеральными законами, а в случаях, ими предусмотренных, также и законами субъектов РФ.
Порядок наделения полномочиями Председателя Конституционного Суда РФ, его заместителя, других судей Конституционного Суда РФ устанавливается Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации».
Порядок наделения полномочиями Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей, других судей Верховного Суда РФ, Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, его заместителей, других судей Высшего Арбитражного Суда РФ, председателей, заместителей председателей, других судей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных судов, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов РФ устанавливается соответствующим федеральным конституционным законом и федеральным законом о статусе судей.
Председатели и заместители председателей судов, указанные в части второй настоящей статьи, назначаются на должность сроком на 6 лет. Одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя (заместителя председателя) одного и того же суда неоднократно, но не более двух раз подряд.
Порядок наделения полномочиями мировых судей, а также председателей, заместителей председателей, других судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ устанавливается федеральными законами и законами субъектов РФ.
Полномочия судей федеральных судов не ограничены определенным сроком, если иное не установлено Конституцией РФ, федеральным конституционным законом и принимаемым в соответствии с ними федеральным законом о статусе судей. Предельный возраст пребывания в должности судьи федерального суда (за исключением конституционного Суда РФ) – 65 лет.
Судья несменяем. Он не может быть назначен (избран) на другую должность или в другой суд без его согласия.
Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены только по решению соответствующей квалификационной коллегии судей.
Судья неприкосновенен. Гарантии неприкосновенности судьи устанавливаются федеральным законом.

Источник: Словарь по уголовному праву.

СУДЬИ
должностные лица государства, являющиеся носителями судебной власти. В РФ - лица, наделенные в соответствии с Конституцией РФ и ФКЗ РФ от 31 декабря 1996 г. № 1 -ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" полномочиями осуществлять правосудие и исполнять иные обязанности на профессиональной основе. Все С. судебной системы РФ обладают единым статусом и различаются только полномочиями и компетенцией. В своей деятельности по отправлению правосудия С. независимы, подчиняются только закону и никому не подотчетны. С. несменяем - он не может быть назначен (избран) на другую должность или в другой суд без его согласия. Незаконные воздействия на С. (суд), проявление неуважения, присвоение властных полномочий С. (суда) караются законом. Требования С. при осуществлении ими полномочий обязательны для всех без исключения государственных органов, общественных объединений, должностных лиц, других юридических лиц и физических лиц.
С. всех судов, их близкие лица и имущество подлежат государственной защите с применением установленных законом мер безопасности. С. представляется за счет государства материальное и социально-бытовое обеспечение, соответствующее их высокому статусу.
С. Конституционного суда РФ назначаются по представлению Президента РФ СФ в индивидуальном порядке путем тайного голосования и приводятся к присяге. Предельный возраст пребывания в должности - 70 лет.
Председатель Верховного Суда РФ, Председатель ВАС назначаются на должность СФ по представлению Президента РФ, основанному на заключении квалификационных коллегий судей этих судов.
Заместители председателей и другие судьи ВС, ВАС назначаются на должность СФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении соответственно Председателей ВС, ВАС и заключении квалификационных коллегий С. этих судов.
С. военных судов назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя ВС, основанному на заключении квалификационных коллегий судей этих судов. Председатели военных судов и их заместители назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя ВС, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ.
С. федеральных арбитражных судов округов назначаются на должность Президентом РФ по представлению
Председателя ВАС, основанному на заключении квалификационных коллегий С. этих судов, с учетом предложений законодательных (представительных) органов государственной власти соответствующих субъектов РФ. Председатели федеральных арбитражных судов округов и их заместители назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя ВАС, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ, с учетом предложений законодательных (представительных) органов государственной власти соответствующих субъектов РФ.
Аналогичный порядок действует при назначении С. других звеньев системы общегражданских судов.
С. арбитражных судов субъектов РФ назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя ВАС, основанному на заключении квалификационных коллегий С. этих судов и согласованному с законодательными (представительными) органами государственной власти соответствующих субъектов РФ. Председатели арбитражных судов субъектов РФ и их заместители назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя ВАС, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ и согласованному с законодательными (представительными) органами государственной власти соответствующих субъектов РФ.
Мировые С., а также С., председатели и заместители председателей конституционных (уставных) судов субъектов РФ назначаются (избираются) на должность в порядке, установленном законами субъектов РФ.
Отбор кандидатов на должности С. осуществляется на конкурсной основе.
Полномочия С. федеральных судов не ограничены определенным сроком, если иное не предусмотрено Конституцией РФ или ФКЗ.

Источник: Энциклопедия юриста

СУД
вид органов государственной власти в РФ. Судебная власть – самостоятельный вид государственной власти, имеющий строго определенные функции, осуществляемые специально предназначенной для этого системой, и организационно отделенный от других видов государственной власти РФ. Существование судебной власти в качестве самостоятельной ветви власти предусмотрено Конституцией РФ – ст. 10 главы 1 и специальная глава 7 Конституции. Наличие судебной власти является одним из неотъемлемых атрибутов конституционного строя Российской Федерации.
Задача судов – осуществляемое от имени государства правосудие, т. е. оценка различных действий, актов, бездействия на предмет их соответствия закону, отраженная в судебном решении, принимаемом по определенной форме судопроизводства и являющемся общеобязательным.
Суд, судебную власть можно охарактеризовать следующими сущностными признаками:
Судебная власть не только самостоятельна, но и независима от других ветвей государственной власти, а также от общественной власти и от местного самоуправления как форм публичной власти народа в Российской Федерации.
Судебная власть целенаправленно выполняет задачи защиты законных интересов граждан, организаций, общества и государства.
Никто не вправе выполнять функции судебной власти вместо нее, вершить правосудие.
Судебная власть создана для выполнения задач правосудия. Она не может принимать законы, указы и т. д., не вправе также выполнять и функции исполнительной власти. Рассматривая уголовные дела, судебная власть не подменяет органы, которые выполняли близкие задачи – дознание, следствие.
Судебная власть занимает свое место в системе сдержек и противовесов в отношениях между властями в государстве.
В конституционноправовой природе и сущности судебной власти заложено и то, что базой ее решений являются конституция и законы (в расширительном значении данного слова) государства. Если совершено преступление, если стороны приходят в суд со своим спором, все ждут не просто мнения суда, а его решения, основанного на нормах права.
Особенностью конституционноправовой природы судебной власти является и то, что она осуществляется в рамках определенных форм судопроизводства и процессуальных правил.
Судебная власть осуществляется преимущественно на профессиональной основе. В осуществлении судебной власти могут участвовать и специально не подготовленные граждане – в виде заседателей; их участие сочетается с работой судейпрофессионалов, помогающих этим лицам в формулировании и выражении позиции данных лиц при оценке соответствующих обстоятельств.
Судебная система Российской Федерации – это совокупность всех видов судов, которые есть и могут существовать в нашей стране. Частично эту систему отражает Конституция РФ. В полной мере всю судебную систему страны закрепляет Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. (ред. от 5 февраля 2014 г.) «О судебной системе Российской Федерации». К федеральным судам в соответствии с Законом (п. 3 ст. 4) относятся: Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов (далее по тексту также – суды общей юрисдикции субъектов РФ. – С. А.), районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции. В системе федеральных судов продолжают оставаться все звенья арбитражных судов, хотя Высший Арбитражный Суд РФ упразднен при реформе от 5 февраля 2014 г.
Два видов судебных органов создаются в субъектах РФ – их конституционные (уставные суды), а также мировые судьи.
Принципами деятельности всех судов в РФ являются: самостоятельность и независимость судов; объективность, состязательность и равноправие сторон судопроизводства; обязательность судебных постановлений; равенство всех перед законом и судом; участие граждан в осуществлении правосудия; гласность в деятельности судов; гибкое решение вопроса об использовании языка судопроизводства и делопроизводства в судах; государственное финансирование судов.

Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.

СУДЬЯ
должностное лицо, олицетворяющее судебную власть. С. наделен законом полномочиями по осуществлению правосудия и исполняет свои обязанности на профессиональной основе.
Закон устанавливает порядок наделения судейскими полномочиями, максимально ограничивающий возможность занятия должности С. лицом, не имеющим должных профессиональной подготовки, опыта и необходимых нравственных качеств. Это проявляется, прежде всего, в установлении в Конституции РФ требований, чтобы кандидаты были гражданами Российской Федерации и имели высшее юридическое образование (для кандидатов в судьи Конституционного Суда РФ установлен повышенный стандарт: они должны обладать "признанной высокой квалификацией в области права").
Что касается требований к возрасту кандидатов и опыту их работы по юридической профессии, то они для судов различного уровня и разных ветвей (подсистем)неодинаковы. Для назначения в суды основного звена (в том числе военные и арбитражные) требуется, чтобы кандидат достиг 25 лет, среднего звена, включая военные, - 30 лет, в Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ - 35 лет, а в Конституционный Суд РФ - 40 лет. Предельный возраст формально не ограничен.
Неодинаковы требования и к стажу работы по специальности юриста. Кандидаты на должность С. высших судов должны иметь не менее 10 лет такого стажа (Конституционного Суда РФ - не менее 15 лет). В отношении кандидатов на судейские должности во все другие суды предусмотрено (ст. 119 Конституции РФ), что они должны проработать по юридической специальности не менее 5 лет. Кандидаты в военные судьи могут иметь не менее чем пятилетний стаж военной службы на офицерских должностях.
Законодательство предусматривает и иные требования. К их числу можно отнести, прежде всего, те, которые установлены для лиц, уже ставших судьями и исполняющих свои обязанности. С., например, обязан избегать всего того, что может умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности. С учетом этого к кандидатам в судьи тоже могут быть предъявлены требования, связанные с их моральным обликом и индивидуальными особенностями поведения. С. не могут быть депутатами и принадлежать к политическим партиям и движениям. В силу этого лицо, назначаемое на должность С., должно прекратить свои полномочия депутата.
Лица, отвечающие указанным требованиям, должны сдать квалификационный экзамен состоящей при местном органе Судебного департамента при Верховном Суде РФ экзаменационной комиссии, персональный состав которой утверждается квалификационной коллегией судей. Экзамен обязателен для всех, кто ставит вопрос о своем назначении впервые. Результаты экзамена действительны в течение трех лет.
Следующая стадия назначения С. происходит после получения председателем суда субъекта РФ свидетельства об успешной сдаче экзамена и положительных заключений квалификационной коллегии судей и местного законодательного (представительного) органа. При согласии со всеми документами председатель со своим положительным заключением направляет их Председателю Верховного Суда РФ, который и вносит представление Президенту РФ о назначении кандидата на должность С. Решение о назначении оформляется указом Президента РФ. С. высших судебных инстанций назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ.
Судьи, назначенные впервые, занимают свою должность в течение трех лет. Зарекомендовавшие себя положительно могут быть назначены Президентом РФ бессрочно (ограниченные сроки полномочий установлены для С. Конституционного Суда РФ, военных судов и мировых судей).
Законодательство предусматривает многочисленные средства, обеспечивающие всем С. нормальные условия для выполнения ими своих ответственных обязанностей (см. также:
Неприкосновенность судьи. Независимость судьи. Отставка судьи.
Корпус судейский. Преступление против правосудия. Всероссийский съезд судей. Совет судей РФ. Высшая квалификационная коллегия судей. Мировой судья. Квалификационная коллегия судей. Квалификационная аттестация судей. Председатель Верховного Суда РФ. Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ. Председатель суда. Председатель судебной коллегии. Присяга судьи. Присяга судьи Конституционного Суда РФ). (К. Г.)

Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь

СУДЬЯ
в РФ лицо, наделенное полномочиями осуществлять правосудие и исполняющее свои обязанности на профессиональной основе. С , имеющий стаж работы в качестве С. не менее 10 лет и находящийся в отставке, считается почетным С. Все судьи в РФ обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Особенности правового положения отдельных категорий С. определяются федеральными законами, а в ряде случаев и законами субъектов РФ. С. может быть гражданин РФ, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей. При этом С. вышестоящего суда может быть гражданин РФ, достигший 30 лет, С. Верховного Суда РФ и С. Высшего Арбитражного Суда РФ — достигший 35 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет. С. Конституционного Суда РФ может быть назначен гражданин РФ, достигший ко дню назначения возраста 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий высокой квалификацией в области права. С , назначенный или избранный на должность, принимает присягу. С. обязан неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и законы. При исполнении своих обязанностей, а также во внеслужебных отношениях С. должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнения в его объективности, справедливости и беспристрастности. С. не вправе быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию, участвовать в кампаниях по выборам в органы государственной власти и местного самоуправления, присутствовать на съездах и конференциях политических партий и движений, заниматься иной политической деятельностью. С. Конституционного Суда РФ не вправе, выступая в печати и иных средствах массовой информации и перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде, а также который изучается либо принят к рассмотрению Конституционным Судом, до принятия решения по этому вопросу. С. не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности. С , пребывающий в отставке, вправе работать в сфере правосудия. Мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Полномочия и порядок деятельности мирового С. устанавливаются федеральными законами и законами субъекта РФ. Закон «О статусе судей в Российской Федерации» 1992 установил, что полномочия судей не ограничены определенным сроком, т.е. судьи назначаются фактически пожизненно. Из этого общего правила законом предусмотрено несколько исключений: 1) судьи районных судов, судьи военных судов гарнизонов назначаются сроком на 3 года, по истечении которого они могут быть назначены без ограничения срока их полномочий; 2) полномочия судьи военного суда прекращаются в связи с увольнением его с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; 3) мировые судьи назначаются (избираются) на сроки, устанавливаемые законами субъектов РФ; 4) судьи Конституционного Суда РФ назначаются на должность на срок 12 лет. Предельный возраст для пребывания в должности судьи Конституционного Суда 70 лет. Назначение на должность судьи Конституционного Суда на второй срок не допускается. Приостановление полномочий С. — временное, на определенный срок, отстранение С. от непосредственного рассмотрения гражданских, административных, уголовных и иных дел. Полномочия С. приостанавливаются решением соответствующей квалификационной коллегии судей при наличии одного из следующих оснований: 1) признание С. безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу; 2) согласие квалификационной коллегии судей на привлечение С. к уголовной ответственности или заключение его под стражу; 3) участие С. в предвыборной кампании в качестве кандидата в состав органа законодательной (представительной) власти РФ или субъекта РФ; 4) избрание С. в состав органа законодательной (представительной) власти РФ или субъекта РФ. Прекращение полномочий С. допускается только по следующим основаниям, определенным законом: 1) письменное заявление судьи об отставке; 2) неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам в течение длительного времени исполнять обязанности судьи. Квалификационная коллегия судей может прекратить полномочия С. по этим основаниям, однако она не вправе принять такое решение, если С. вернулся к исполнению своих обязанностей; 3) письменное заявление С. о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам; 4) истечение срока полномочий С , если они были ограничены определенным сроком; 5) увольнение С. военного суда с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; 6) прекращение гражданства РФ; 7) занятие деятельностью, не совместимой с должностью С ; 8) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении С. либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера; 9) совершение поступка, позорящего честь и достоинство С. или умаляющего авторитет судебной власти; 10) вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности С. либо о признании его недееспособным; 11) смерть С. или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим; 12) отказ С. от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда. Полномочия С. прекращаются решением соответствующей квалификационной коллегии судей, которое может быть обжаловано С. в Высшую квалификационную коллегию судей и в Верховный Суд РФ. Допустимость приостановления или прекращения полномочий С. только в строго обозначенных в законе случаях обеспечивает стабильность служебного положения С. и выступает в качестве одной из существенных гарантий его независимости. В.М. Савицкий

Источник: Юридическая энциклопедия

Реклама