Корпоративный контроль
Корпоративный контроль
значение этой синтагмы в законодательстве не раскрыто, а в доктринальных высказываниях запутанно. Нет, однако, сомнений, что К. к. не следует приравнивать к обычному контролю за финансовыми и производственными процессами; такое понимание лишено всякой связи с корпоративным правом (предикат «корпоративный» оказывается лишним), контроль же есть естественная функция в любой социальной системе. Чаще всего о К. к. говорится как об установлении контроля над решениями и действиями корпорации путем приобретения достаточно объемной доли участия, т. е. как о контроле над корпорацией. Это уместно, но лексически неудачно, т. к. контроль вообще есть процесс отслеживания, наблюдения за объектом в определенных целях. В таком случае понятия «контроль» и «влияние» неоправданно оказываются равновеликими, смешиваются. Поскольку сами корпоративные отношения выделяются по признаку обладания участниками правом участия, логично исходить из того, что К. к. — это, прежде всего, установленная законом возможность члена корпорации беспрепятственно и легитимно контролировать обладание этим правом, в том числе порядок осуществления принадлежащих ему конкретных корпоративных прав в соответствии с долей участия (см.). Такое понимание близко предыдущему толкованию К. к. (как контролю над корпорацией), но точнее. Именно поэтому определенный К. к. имеют и вправе осуществлять все участники корпорации, а утрата К. к. требует его восстановления (см.). Следует исходить из того, что в практической деятельности, в том числе в правоприменении, уместно выделять различные виды К. к., исходя из величины (значения) доли участия (см.). При выяснении смысла К. к. важно учитывать, что а) его наличие вовсе не означает безусловности принятия желаемого решения, б) К. к. может заключаться как в возможности побуждать к активным действиям (например, разрешать совершение сделки), так и в ограничении действий (например, установление предела определенных расходов, в) говоря о К. к., целесообразно каждый раз уточнять его объем и уровень, возможный эффект. В корпоративном праве К. к. рассматривается как самостоятельная ценность, «благо».
Источник: Глоссарий корпоративного права. Юстицинформ 2019. 240 с.