обусловленные предметом правового регулирования различные приемы, способы, средства воздействия на общественные отношения. Специфика общественных отношений, входящих в сферу регулирования административно-правовых норм, обусловливает особенности М.а.п. В теории права в зависимости от характера регулируемых общественных отношений выделяют два метода правового воздействия: диспозитивный и императивный.
Административное право как отрасль публичного права, регулирующая отношения, одним из участников которых всегда выступает орган (должностное лицо), наделенный юридически-властными полномочиями, использует метод централизованного, императивного регулирования (называемый еще административно-правовым методом). Этот М.а.п. рассчитан на отношения неравенства их участников и односторонность юридически-властных отношений.
Государственно-управленческая деятельность предполагает также возможность возникновения отношений горизонтального типа, когда субъекты обладают равным объемом властных полномочий. Это объясняет то, что М.а.п. нередко используется на началах диспозитивности, т.е. предоставления управляющей либо управляемой стороне возможности выбора варианта поведения (образа действий), но обязательно в рамках условий, предусмотренных административно-правовой нормой.
МЕТОД АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
МЕТОДЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению
МЕТОД АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Управление предполагает доминирование, преобладание одной юридической воли над другой, а часто и подчинение одного лица другому. В системе управленческих связей субъекты не равны, что обусловлено разными ролями и задачами субъектов управленческих общественных отношений. Для определения характерных черт метода административного права интересно сопоставить его с гражданским правом, которое закрепляет юридическое равенство субъектов гражданских правоотношений. Юридическим фактом, порождающим, прекращающим и изменяющим гражданские правоотношения, является договор, отражающий волю обеих сторон. Административно-правовые же отношения чаще всего возникают в связи с односторонними волеизъявлениями субъектов этих отношений. Действиями, совершаемыми по воле одной стороны и влекущими юридические последствия, являются, например, приказ, предписание надзорного органа, жалоба, заявление гражданина, решение о выдаче лицензии, постановление о наложении административного взыскания и др. Субъекты гражданского права во многих случаях сами выбирают, с кем и когда им вступать в отношения, заключая договоры, определяют взаимные права и обязанности. В административно-правовой сфере, как правило, нормами закреплено, когда и между какими субъектами должны возникать те или иные правоотношения, каковы будут права и обязанности сторон. При возникновении споров между участниками равноправных гражданско-правовых отношений они всегда вправе обратиться в суд. Определенные административно-правовые отношения также обеспечены судебной защитой, например, установлен порядок судебного обжалования действий и решений органов и должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан, или - неправомерных действий и решений в отношении общественных объединений. Но в основном споры между участниками административно-правовых отношений разрешаются в административном порядке - тем субъектом управления, который является либо вышестоящей стороной в данном административном правоотношении, либо иным органом исполнительной власти. В то время, как субъекты исполнительной власти наделены правом принимать решения, другие участники таких отношений фактически имеют право только обжаловать эти решения. Субъекты исполнительной власти во многих случаях наделены правом применять во внесудебном порядке разнообразные меры воздействия к другим субъектам административных правоотношений. В частности, они могут потребовать объяснений, дать указания, отказать в удовлетворении жалобы, не выдать лицензии, запретить эксплуатацию транспортных средств, применить средства административного, дисциплинарного принуждения. Таким образом, административное право закрепляет юридическое неравенство субъектов административных правоотношений, возможность тех из них, которые наделены юридически-властными полномочиями, во внесудебном порядке воздействовать на другие органы, организации, на граждан.