МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

Найдено 14 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Муниципальная собственность
объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности муниципальным образованиям.

Источник: Жилищная энциклопедия

МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
имущество, находящееся в распоряжении органов городского, районного, сельского самоуправления.

Источник: Гражданское право (терминологический словарь). 2018

МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению

Муниципальная собственность
здания, сооружения, казна и иное имущество, находящиеся во владении, пользовании, распоряжении органов местного самоуправления, служащие источником получения доходов местного самоуправления и удовлетворения социально-экономических потребностей местного населения (сообщества).

Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.

Муниципальная собственность
это имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления.

Источник: Юридический энциклопедический словарь.-2-е изд. — Москва Проспект 2016. — 1136 с.

Муниципальная собственность
(современ.) — собственность муниципального образования; это имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям (средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество) .

Источник: Римское право. Основные понятия законы и иски персоналии и сентенции. Cловарь-справочник.

МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
одна из трех основных форм собственности, признаваемых законодательством РФ: имущество, находящееся в распоряжении муниципальных органов. В соответствии со ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Ст. 212 ГК РФ закрепляет этот конституционный принцип, устанавливая, что в РФ признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Субъектами права М.с. выступают муниципальные образования. От их имени права по владению, пользованию и распоряжению М.с. осуществляют органы местного самоуправления (ст. 132 Конституции РФ). См. т.ж. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ.

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
вид собственности в РФ. Закреплен в ст. 8 Конституции РФ. В ч. 2 ст. 8 говорится: «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». В соответствии с ч. 1 ст. 130 Конституции: «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью».
Более подробно соответствующие вопросы регулирует Федеральный закон от 6 октября 2003 г. (ред. от 29 декабря 2014 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В ст. 49 «Экономическая основа местного самоуправления» определено, что данную основу «составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований». По смыслу Закона понятия «муниципальная собственность» и «собственность муниципальных образований» являются однозначными. И в ст. 50 «Муниципальное имущество» определяется, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения. Однако в той же статье к муниципальному имуществу отнесено также имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления. И соответственно может возникнуть вопрос: не получается ли так, что это муниципальное имущество по факту владения и распоряжения, но государственная собственность по изначальному происхождению?
Ответ на этот вопрос дает частично ст. 51 того же Закона, устанавливая, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом.

Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.

МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям (ст. 215 ГК РФ), один из видов собственности, предусмотренный Конституцией РФ (ст. 8, 9, 130, 132). Согласно Конституции, в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
В состав М. с. входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в М. с., муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество (ст. 29 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 12 августа 1995 г.).
Органы местного самоуправления управляют М. с. Права собственника в отношении имущества, входящего в состав М. с., от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований, - непосредственно население.
Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе передавать объекты М. с. во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в М. с., иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов.
Органы местного самоуправления в соответствии с законом могут в интересах населения устанавливать условия использования земель, находящихся в границах муниципального образования. (С. А.)

Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь

МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
имущество, принадлежащее, не праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. В соответствии с гражданским законодательством (ст. 215 ГК) и ст. 29 Федерального закона от 28 августа 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к М.с. относятся средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, муниципальные земли, право собственности на которые возникло по основаниям, предусмотренным законодательством РФ (ст. 19 Земельного кодекса РФ), и другие природные ресурсы. Кроме того, в собственности территориальной общины могут находиться кооперированные средства населения определенной территории, построенные на эти средства сооружения детских, дворовых, спортивных площадок, жилой и нежилой фонд. В состав М.с. входят также муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество. Права собственника в отношении указанного имущества и управление М.с. осуществляют органы местного самоуправления. Они же вправе передавать объекты муниципальной собственность во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке и др. В интересах населения органы местного самоуправления вправе устанавливать условия использования земель, находящихся в границах муниципального образования, определять порядок и условия приватизации М.с. Управляя М.с, органы местного самоуправления вправе: создавать предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной деятельности; определять цели, условия и порядок их деятельности; учреждать специальные органы (фонды, комитеты по управлению имуществом и др.); осуществлять регулирование цен и тарифов на продукцию предприятий, находящихся в М.с; назначать и увольнять руководителей таких предприятий; формировать муниципальный заказ, т.е. выступать заказчиками на выполнение работ по благоустройству территории, ремонту объектов социальной инфраструктуры, производству продукции, оказанию услуг и др.; осуществлять внешнеэкономическую деятельность.
(В.Ч.)

Источник: Конституционное право России. Энциклопедический словарь

МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
разновидность публичной собственности, субъектами которой (собственниками) являются муниципальные образования (п. 1 ст. 215 ГК РФ). М.с. - не разновидность государственной, а самостоятельный вид публичной собственности, поскольку муниципальные образования не являются государственными образованиями (хотя их положение как собственников строится по модели государственной собственности).
Субъекты права М.с. - городские и сельские поселения и другие муниципальные образования как целое, но не их органы; последние лишь осуществляют те или иные правомочия собственника в соответствии со своей компетенцией (п. 2 ст. 215, ст. 125 ГК РФ).
Объектами М.с. могут выступать различные виды недвижимости, включая земельные участки, предприятия и Другие имущественные комплексы, жилищный фонд и нежилые помещения, здания и сооружения производственного и непроизводственного назначения, оборудование, транспортные средства и иные средства производства, а также предметы бытового, потребительского характера. В состав М.с. входят и принадлежащие муниципальным образованиям ценные бумаги, в частности акции приватизированных предприятий, ставших акционерными обществами, вклады в банках и других кредитных учреждениях, иностранная валюта и валютные ценности, а также различные памятники истории и культуры. Государственное имущество, которое должно относиться к М.с., в основном перечислено в приложении 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 3020-1. Имущество, изъятое из оборота или ограниченное в обороте, может находиться в М.с. только по специальному разрешению государственных органов. В соответствии с этим в собственности М.с. не могут быть объекты исключительной государственной собственности: участки недр, природные лечебные ресурсы (минеральные воды, лечебные грязи и т.п.). Земля и другие природные ресурсы являются объектами М.с. лишь в той мере, в какой это прямо допускается законами о земле и других природных ресурсах (п. 2 ст. 214, п. 3 ст. 129 ГК РФ).
Находящееся в М.с. имущество подразделяется на закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями на ограниченных вещных правах хозяйственного ведения или оперативного управления: "распределенное" муниципальное имущество, которое не может служить для обеспечения покрытия возможных долгов муниципального образования, и "нераспределенное" муниципальное имущество (прежде всего средства соответствующего бюджета), составляющее казну муниципального образования (п. 3 ст. 215 ГК РФ). Последний вид имущества может быть объектом взыскания кредиторов муниципального образования по его самостоятельным долгам (п.1 ст. 126 ГК РФ).

Источник: Энциклопедия юриста

Муниципальная собственность
имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.
В собственности муниципальных образований может находиться:
1) имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения;
2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ";
3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования;
4) имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения.
В собственности могут находиться:
1) имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, освещения улиц населенных пунктов поселения;
2) автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог;
3) жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда;
4) пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения в границах поселения;
5) имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;
6) объекты, а также пожарное оборудование и снаряжение, предназначенные для обеспечения первичных мер по тушению пожаров;
7) имущество библиотек поселения;
8) имущество, предназначенное для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;
9) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации;
10) имущество, предназначенное для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта;
11) имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории поселения, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения;
12) имущество, предназначенное для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;
13) имущество, включая земельные участки, предназначенное для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения;
14) имущество, предназначенное для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации;
15) земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности поселения в соответствии с федеральными законами;
16) пруды, обводненные карьеры на территории поселения;
17) имущество, предназначенное для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения;
18) имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
19) имущество, предназначенное для обеспечения безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья.
20) имущество, предназначенное для развития малого и среднего предпринимательства в поселении, в том числе для формирования и развития инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Муниципальное унитарное предприятие - это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности муниципальному образованию.

Источник: Большой юридический словарь

Муниципальная собственность
имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.
Местное самоуправление должно иметь право на достаточную для осуществления своих функций и полномочий экономическую и финансовую базу. Признание и гарантированность государством местного самоуправления предполагает, что государство берет на себя определенные обязательства по созданию необходимых экономических, финансовых условий и предпосылок для развития местного самоуправления. Такие обязательства вытекают из положений Европейской хартии местного самоуправления, принятой членами Европейского совета 15 октября 1985 г., о том, что органам местного самоуправления в обязательном порядке должны выделяться собственные финансово-экономические средства.
В полном соответствии с европейскими муниципально-правовыми стандартами Конституция Российской Федерации от 1993 г. (ст. 130) впервые в истории отечественного конституционализма учредила М.с. в качестве самостоятельной формы (вида) собственности, которая не является разновидностью государственной собственности, признается и подлежит равной правовой защите наряду с другими основными формами собственности (частной и государственной).
Приведенные конституционные нормы детализируются и конкретизируются в положениях главы 8 «Экономическая основа местного самоуправления» Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ. Так, согласно ст. 49 указанного закона экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в М.с. имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.
От имени муниципального образования права собственника в отношении муниципального имущества осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов России и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Кроме этого, в п. 3 данной статьи М.с. подразделяется, во-первых, на имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями на правах оперативного управления или хозяйственного ведения, во-вторых, на средства соответствующего местного бюджета и иное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющие муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или муниципального образования (см. муниципальная казна).
Согласно ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальное имущество подразделяется на три основные группы объектов, предназначенных для:
1)решения установленных законом вопросов местного значения;
2)осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
3)обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативно-правовыми актами представительного органа муниципального образования (см. Муниципальное имущество).
В ст. 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ определяются следующие правовые основы деятельности органов местного самоуправления по управлению М.с.:
1.Такая деятельность осуществляется органами местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно, но обязательно в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними муниципальными правовыми актами.
2.Органы местного самоуправления при осуществлении такой деятельности вправе:
а) передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами;
б) приватизировать муниципальное имущество в порядке, предусмотренном муниципальными правовыми актами, в соответствии с федеральными законами;
в) создавать муниципальные предприятия и учреждения, определять цели, условия и порядок их деятельности, утверждать уставы таких предприятий и учреждений, назначать на должность и освобождать от должности их руководителей, заслушивать отчеты о деятельности указанных предприятий и учреждений;
г) участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.
Указанные полномочия органов местного самоуправления по управлению М.с. практически в полном объеме находят свое отражение в ст. 23 Закона Москвы «Об организации местного самоуправления в городе Москве» от 06.11.2002 г. № 56.
А. Н. Писарев
Список литературы
Кутафин О. Е., Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации: учебник для вузов. — 3-е изд, перераб. и дополн. — М.:
Юристъ, 2002.
Модин Н. А. Муниципальная собственность: проблемы правового регулирования // Российская юстиция. 2006. № 7.
Овчинников И. И., Писарев А. Н. Муниципальное право Российской Федерации: учебник для вузов. — 2-е изд., перераб. и до- полн. — М.: ЭКСМО, 2007.

Источник: Местное самоуправление: энциклопедия

МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
право муниципальной собственности) — отдельная, самостоятельная форма собственности наряду с государственной, частной и другими основными формами собственности; собственность муниципальных образований. Впервые в России как самостоятельная форма собственности была выделена в Законе РСФСР «О собственности » 1990 и закреплена в Конституции РФ 1993 (ст. 8, 9, 130, 132). Экономически М.с. представляет собой способ прямого или опосредованного через органы местного самоуправления присвоения общественных материальных благ отдельными «территориальными коллективами», географически ограниченными рамками самоуправляющихся, обладающих правами юридического лица административно-территориальных (муниципальных) образований. Во многих зарубежных странах политико-правовая концепция муниципализации местного управления вместе с ее материальной основой — юридически и организационно обособленной М.с. (франц. — Ыепз соттипаих, англ. — гштс1ра1 ргореггу) служит одним из основополагающих принципов государственного устройства. Право М.с. составляет совокупность норм, регулирующих отношения собственности, принадлежащей муниципальным образованиям. Воплощается в правомочиях владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом. Право М.с. — отдельное, самостоятельное право собственности, имеющее свои конституционные и гражданско-правовые источники, особый субъектный и объектный состав. Как собственники, муниципальные образования самостоятельно участвуют в гражданском обороте, действуя от своего имени и в своем интересе. Вместе с тем право М.с. нераздельной и неотъемлемой частью входит в институт вещного права, в сферу общих гражданских правоотношений. В более развернутом виде право М.с. сформулировано в ГК РФ (ст. 124—126,215,294—300). Регламентируется также в ряде других нормативных актов. Субъектами права М.с. являются муниципальные образования (города, села, деревни, рабочие, дачные, курортные поселки и т.п., признанные субъектами М.с). От имени муниципального образования правомочия владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом осуществляют органы местного самоуправления, которые в зависимости от особенностей организации местного самоуправления в том или ином субъекте РФ могут именоваться по-разному: местные советы, думы, администрации, префектуры, собрания народных представителей и др. В случаях, предусмотренных законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований, права собственника в отношении имущества, входящего в состав М.с, могут осуществляться непосредственно населением муниципального образования. Объектом права М . с может быть не всякое имущество, а только такое, которое имеет целевой характер, предназначено для удовлетворения потребностей населения, проживающего на территории конкретного муниципального образования. В состав М.с. входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в М . с , муниципальные предприятия как объекты гражданского права, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, имущество муниципальных учреждений образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество. М.с, как и государственная собственность, при реализации отношений собственности призвана обеспечивать достижение общественных, публичных интересов. Обе эти формы собственности отличаются от частной собственности, использование которой подчинено частным, индивидуальным интересам ее обладателя. Кроме того, право государственной собственности и право М.с. осуществляется органами публичной власти, создаваемыми соответственно государством и муниципальным образованием. Государственная собственность может преобразовываться в М.с и, наоборот, М.с. может преобразовываться в государственную собственность посредством особых государственных правовых или административных актов. Правомочия собственника в отношении М.с. реализуют органы местного самоуправления в пределах своей компетенции. Среди объектов государственной собственности есть такие, которые не могут быть объектами М.с. (основные полезные ископаемые, территориальное море и др.). Пообъектный состав М.с. предопределяется функциональным назначением, особенностями размещения, возможностями использования объектов собственности (их предметным составом, натуральным обликом, качественными характеристиками, гражданской оборотоспособностью и т.п.). По правовому режиму использования объекты М.с. делятся на два вида. Одна часть муниципального имущества закрепляется на ограниченном вещном праве (хозяйственного ведения или оперативного управления) за муниципальными предприятиями и учреждениями как самостоятельными участниками гражданского оборота, действующими от собственного имени и за свой счет (см. Право хозяйственного ведения, Право оперативного управления). Право М.с. реализуется в этом случае опосредованно, через муниципальные, юридические лица, юридически независимые звенья. Другая часть муниципального имущества составляет средства казны муниципального образования, владение, пользование и распоряжение которой осуществляют непосредственно органы местного самоуправления. СЛ. Сосна, КН. Васильева Конституция РФ, признавая и гарантируя местное самоуправление, определяет его экономические условия. Это находит свое выражение прежде всего в признании и равной правовой защите М.с. наряду с другими формами собственности (ст. 8), а также в праве органов местного самоуправления самостоятельно управлять М.с. (ст. 132). М . с , порядок ее образования, владения, пользования и распоряжения регламентируются ГК РФ, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 1995 и др. М.с. является имущество, принадлежащее на праве собственности городским, сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. От имени собственника муниципального имущества эти права осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов Федерации и уставами муниципальных образований, население непосредственно. Как отмечено, имущество, находящееся в собственности муниципального образования, делится на две части: одна часть закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления; другая (средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями) составляет муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования. В состав М.с. входят: а) средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды; б) имущество органов местного самоуправления; в) муниципальные земли и другие природные ресурсы; г) муниципальные предприятия и организации; д) муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации; е) муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения; ж) муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта; и) другое движимое и недвижимое имущество. Конкретный перечень объектов М.с. во многом определяется особенностями социально-экономического развития муниципального образования, размерами его территории и другими факторами. Процесс формирования М.с. начался после принятия Закона РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» 1991, порядок ее формирования был установлен постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» порядок передачи объектов федеральной собственности в муниципальную должен регулироваться законом. Субъекты Федерации передают в собственность муниципальных образований объекты, находящиеся в их собственности, но необходимые для решения вопросов местного значения, в соответствии с разграничением полномочий между субъектами Федерации и муниципальными образованиями, а также между отдельными муниципальными образованиями. В случае, если в границах территории муниципального образования (за исключением города) имеются другие муниципальные образования, объекты М . с , источники доходов местных бюджетов разграничиваются законом субъекта Федерации, а в отношении внутригородских муниципальных образований — уставом города. Споры, возникающие в связи с передачей объектов государственной собственности в муниципальную, разрешаются посредством согласительных процедур или в судебном порядке. Передача объектов, относящихся к М.с, в государственную собственность осуществляется только с согласия органов местного самоуправления либо по решению суда. Порядок и условия приватизации М.с. в соответствии с Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяется населением непосредственно или представительными органами местного самоуправления самостоятельно. При этом доходы от приватизации объектов должны поступать в полном объеме в местный бюджет. Органы местного самоуправления вправе передавать объекты М.с. во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, определяя в договорах и соглашениях условия их использования. Органы местного самоуправления вправе также сдавать М.с. в аренду, совершать с муниципальным имуществом иные сделки в соответствии с законом. Представительные органы местного самоуправления устанавливают порядок управления и распоряжения М.с, осуществляют контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в этой области, принимают и другие общеобязательные правила: порядок передачи и продажи муниципального жилья в собственность граждан и организаций, сдачи муниципального жилья в аренду; правила пользования земельными ресурсами и др. М.с. — одно из обязательных условий существования самостоятельного муниципального образования. В.И. Фадеев

Источник: Юридическая энциклопедия

Реклама

Найдено схем по теме — 15

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
260.36 кб

Управление муниципальной собственностью

Дубинин Г. О.
В настоящее время задачи, связанные с совершенствованием управления муниципальной собственностью, являются достаточно актуальными для России.
Читать PDF
55.74 кб

Методы оценки муниципальной собственности

Андронова М. М.
Читать PDF
286.67 кб

Некоторые вопросы о муниципальной собственности

Дубровин Олег Владимирович
В статье анализируются особенности объектов муниципальной собственности, в том числе зависимость перечня объектов, которые могут находиться в муниципальной собственности, от вида муниципального образования.
Читать PDF
187.33 кб

Проблемы управления муниципальной собственностью

Субботина Екатерина Евгеньевна
Читать PDF
300.60 кб

Проблемы управления муниципальной собственностью

Муллагалеева Земфира Заньяповна
Читать PDF
127.00 кб

Функции и перспективы муниципальной собственности

Кобкова А. В.
Существование муниципальной собственности как отдельного экономического института значимо с точки зрения качества жизни и экономического развития поселений, однако на практике муниципальная собственность часто недовыполняет свои с
Читать PDF
1.08 мб

Механизмы управления муниципальной собственностью

Кадыр Уулу Алмазбек
При рассмотрении экономических основ местного самоуправления муниципальной собственности, как экономической категории, отводится особое место.
Читать PDF
103.35 кб

Особенности управления муниципальной собственностью

Буравков Сергей Валерианович
Показана роль субъектов и объектов муниципальной собственности в обеспечении развития муниципалитета. Раскрываются особенности управления муниципальной собственностью, исходя из специфики ее правовой и экономической природы.
Читать PDF
1.08 мб

Ведение реестра объектов муниципальной собственности

Аксенова Елена Геннадьевна, Бутова Анастасия Юрьевна, Матвиенко Татьяна Валерьевна
В статье рассмотрен порядок ведения реестра муниципального имущества на территории Российской Федерации и виды ответственности и правонарушений, допускаемые при ведении реестра объектов муниципальных образований.
Читать PDF
748.86 кб

ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ

Крюкова А.В.
Статья посвящена эффективности управления муниципальной собственностью, от которой зависит качество жизни муниципальных образований. В том числе рассматриваются основные цели и особенности развития.
Читать PDF
163.76 кб

Муниципальная собственность: опыт теоретического анализа

Макарова Евгения Павловна
В статье рассматривается муниципальная форма собственности и делается попытка ее системного представления. Определяются различные подходы к трактовке данного понятия и выделяются его специфические черты
Читать PDF
187.97 кб

Проблемы управления собственностью на муниципальном уровне

Колесниченко Елена Александровна, Качалкина Екатерина Викторовна
The necessity and the problem of property management on the municipal level are grounded.
Читать PDF
389.36 кб

Правовое регулирование муниципальной собственности в России

Выдрин Игорь Вячеславович
Предметом настоящей статьи является правовое регулирование института муниципальной собственности в разные периоды его становления и развития в Российской Федерации.
Читать PDF
4.56 мб

Особенности системы управления муниципальной собственностью

Хакимов Всеволод Владиславович
В современных условиях, когда органы местного самоуправления играют важную роль в становлении и развитии гражданского общества, встает вопрос о необходимости внедрения современных технологий муниципального управления как основного
Читать PDF
1.14 мб

Теоретические основы управления муниципальной собственностью

Беляков Эдуард Викторович
В статье рассматриваются основные особенности муниципальной собственности, на основе чего выявлено, что она служит для удовлетворения общественных интересов и коллективных потребностей местного сообщества, то есть имеет социальное

Похожие термины:

  • Муниципальная собственность на землю

    1) (для целей Конституции Российской Федерации) форма собственности на землю и другие природные ресурсы; 2) (для целей Земельного кодекса Российской Федерации) форма собственности на землю; объекто