в некоторых государствах либо их отдельных частях название административно-территориальной единицы низового уровня. Так, в Москве М.р. - административно-территориальная единица города, в границах которой осуществляется самоуправление жителей данной территории. Границы и названия М.р. устанавливаются Московской городской Думой по представлению мэра города Москвы.
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН (округ)
Источник: Большой юридический словарь
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН
несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Источник: Гражданское право (терминологический словарь). 2018
Муниципальный район
несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Границы муниципального района устанавливаются с учетом необходимости создания условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера, а также для осуществления на всей территории отдельных государственных полномочий.
Источник: Юридический энциклопедический словарь.-2-е изд. — Москва Проспект 2016. — 1136 с.
Муниципальный район
муниципальное образование, объединяющее несколько городских, сельских поселений и, возможно, межселенных территорий (территорий вне границ поселений), объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера. На 1 января 2012 года в России зарегистрирован 1821 муниципальный район.
В ст. 2 Федерального закона № 131-ФЗ указывается, что органы местного самоуправления могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые соответствующим органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Таким образом, в рамках муниципального района вопрос непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального района осуществляется самостоятельно населением и (или) органами местного самоуправления муниципального района, на основании положений Федерального закона № 131-ФЗ и муниципальных правовых актов.
Границы муниципального района устанавливаются на основании требований, изначально сформулированных Федеральным законом № 131-ФЗ, с учетом транспортной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в состав муниципального района. Хотя эти требования, в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, могут не применяться на территориях с низкой плотностью сельского населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях. Границы муниципального района устанавливаются с учетом необходимости создания условий для решения органами местного самоуправления муниципального района вопросов местного значения межпоселенческого характера, а также для осуществления на всей территории муниципального района передаваемых отдельных государственных полномочий (на основании федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации).
Изменение границ муниципального района, которое требует отнесения территорий отдельных, входящих в состав поселений и (или) населенных пунктов к территориям другого муниципального района (или других муниципальных районов), может осуществляться с согласия населения данных поселений и путем голосования граждан, с учетом мнения представительного органа муниципального района. Если не требуется соответствующее отнесение отдельных поселений к территории другого муниципального района или поселений, то свою позицию представительные органы муниципальных районов или поселений могут сформулировать, предварительно изучив мнение проживающего населения.
К вопросам местного значения муниципального района в соответствии со ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ отнесено не менее 30 направлений деятельности, которые исполняются под свою ответственность и за свой счет. К ведению муниципального района отнесены: создание условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях, расширение рынка сельхозпродукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства (см. Вопросы местного значения муниципального района).
Органы местного самоуправления муниципального района обладают всеми полномочиями органов местного самоуправления поселения на межселенных территориях и в сельских населенных пунктах, не являющихся муниципальными образованиями, в том числе полномочиями органов местного самоуправления поселения по установлению, изменению и отмене местных налогов и сборов в соответствии с действующим федеральным законодательством о налогах и сборах. При наличии собственных материальных ресурсов и финансовых средств (за исключением субвенций и дотаций субъекта РФ или федерального центра) в муниципальном районе вправе решать и иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции. В том числе это первоначально относится к целевому и комплексному применению новых информационных технологий для подготовки и реализации качественных услуг для населения. Муниципальный район по отношению к находящимся на территории муниципального района поселениям выполняет функцию оператора между специальными структурами администраций субъектов Российской федерации в межведомственном электронном взаимодействии при подготовке данных для реестров муниципальных нормативных правовых актов.
В. В. Бакушев
Список литературы
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г.
№ 131-ФЗ. Ст. 2, 15.
Местное самоуправление и муниципальное управление: 100 вопросов — 100 ответов: словарь-справочник/ Под. ред. В. Б. Зотова. — М.: Ось-89, 2007.
Электронная поддержка взаимосвязи государственных и муниципальных органов при формировании регистра// Регистр муниципальных нормативных правовых актов: обеспечение, модельные документы. Учебнометодическое пособие. Бакушев В. В., Михайлов К. П., Фильчаков А. А. и др. — М.: Граница, 2010.
На пути к информационному обществу в России: организация госуслуг в электронной форме// Авт. кол. под общ. ред. проф. Бакушева В. В. — М.: Изд. «Граница», 2011.
В ст. 2 Федерального закона № 131-ФЗ указывается, что органы местного самоуправления могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые соответствующим органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Таким образом, в рамках муниципального района вопрос непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального района осуществляется самостоятельно населением и (или) органами местного самоуправления муниципального района, на основании положений Федерального закона № 131-ФЗ и муниципальных правовых актов.
Границы муниципального района устанавливаются на основании требований, изначально сформулированных Федеральным законом № 131-ФЗ, с учетом транспортной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в состав муниципального района. Хотя эти требования, в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, могут не применяться на территориях с низкой плотностью сельского населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях. Границы муниципального района устанавливаются с учетом необходимости создания условий для решения органами местного самоуправления муниципального района вопросов местного значения межпоселенческого характера, а также для осуществления на всей территории муниципального района передаваемых отдельных государственных полномочий (на основании федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации).
Изменение границ муниципального района, которое требует отнесения территорий отдельных, входящих в состав поселений и (или) населенных пунктов к территориям другого муниципального района (или других муниципальных районов), может осуществляться с согласия населения данных поселений и путем голосования граждан, с учетом мнения представительного органа муниципального района. Если не требуется соответствующее отнесение отдельных поселений к территории другого муниципального района или поселений, то свою позицию представительные органы муниципальных районов или поселений могут сформулировать, предварительно изучив мнение проживающего населения.
К вопросам местного значения муниципального района в соответствии со ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ отнесено не менее 30 направлений деятельности, которые исполняются под свою ответственность и за свой счет. К ведению муниципального района отнесены: создание условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях, расширение рынка сельхозпродукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства (см. Вопросы местного значения муниципального района).
Органы местного самоуправления муниципального района обладают всеми полномочиями органов местного самоуправления поселения на межселенных территориях и в сельских населенных пунктах, не являющихся муниципальными образованиями, в том числе полномочиями органов местного самоуправления поселения по установлению, изменению и отмене местных налогов и сборов в соответствии с действующим федеральным законодательством о налогах и сборах. При наличии собственных материальных ресурсов и финансовых средств (за исключением субвенций и дотаций субъекта РФ или федерального центра) в муниципальном районе вправе решать и иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции. В том числе это первоначально относится к целевому и комплексному применению новых информационных технологий для подготовки и реализации качественных услуг для населения. Муниципальный район по отношению к находящимся на территории муниципального района поселениям выполняет функцию оператора между специальными структурами администраций субъектов Российской федерации в межведомственном электронном взаимодействии при подготовке данных для реестров муниципальных нормативных правовых актов.
В. В. Бакушев
Список литературы
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г.
№ 131-ФЗ. Ст. 2, 15.
Местное самоуправление и муниципальное управление: 100 вопросов — 100 ответов: словарь-справочник/ Под. ред. В. Б. Зотова. — М.: Ось-89, 2007.
Электронная поддержка взаимосвязи государственных и муниципальных органов при формировании регистра// Регистр муниципальных нормативных правовых актов: обеспечение, модельные документы. Учебнометодическое пособие. Бакушев В. В., Михайлов К. П., Фильчаков А. А. и др. — М.: Граница, 2010.
На пути к информационному обществу в России: организация госуслуг в электронной форме// Авт. кол. под общ. ред. проф. Бакушева В. В. — М.: Изд. «Граница», 2011.
Источник: Местное самоуправление: энциклопедия