НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК
юридическое или физическое лицо, которое в соответствии с законом обязано уплачивать налоги.

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

Налогоплательщик
физическое или юридическое лицо, обязанное по закону платить налог. Налогоплательщики подразделяются на резидентов и нерезидентов.

Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.

Налогоплательщики
это организации и физические лица, на которых возлагается обязанность по уплате налогов в соответствии с НК РФ. Как исключение, филиалы и иные обособленные подразделения российских юридических лиц не рассматриваются в качестве самостоятельных налогоплательщиков, однако могут исполнять соответствующие налоговые обязанности головных организаций.

Источник: Юридический энциклопедический словарь.-2-е изд. — Москва Проспект 2016. — 1136 с.

НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ
плательщики сборов) — организации и физические лица, на которых в соответствии с положениями НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. Организациями-Н. являются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ. Обязанности организаций по уплате налогов и сборов исполняют в порядке, предусмотренном НК РФ, также их филиалы и иные обособленные подразделения по месту своего нахождения. Обособленным подразделением организации считается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места (т.е. созданные на срок более одного месяца). Признание обособленным подразделением организации производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в ее учредительных документах, а также от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. Н. — физические лица — это граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Индивидуальные предприниматели — Н. — физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства РФ, при исполнении обязанностей, возложенных на них НК РФ, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями. Физические лица признаются налоговыми резидентами РФ, если они фактически находятся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных обязанностей Н. (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством РФ. Н., уплачивающие налоги и сборы в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, должны также выполнять обязанности, предусмотренные таможенным законодательством РФ. Н. имеют право: 1) получать от налоговых органов по месту учета бесплатно информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях Н., полномочных налоговых органов и их должностных лиц; 2) получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах; 3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах; 4) получать отсрочку, рассрочку (см. Отсрочка или рассрочка исполнения налогового обязательства), налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных Н К РФ; 5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов (см. Возврат излишне взысканного налога); 6) представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя; 7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок; 8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки; 9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налога; 10) требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении Н.; 11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие Н К РФ и иным федеральным законам; 12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц; 13) требовать соблюдения налоговой тайны; 14) требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц. Н. и плательщики сборов имеют также иные права, установленные НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах. Н. (плательщикам сборов) гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов в порядке, определяемом НК РФ и иными федеральными законами. Права Н. обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов. Для целей налогообложения местом нахождения российской организации признается место ее государственной регистрации; местом нахождения ее обособленного подразделения — место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение; местом жительства физического лица — место, где оно постоянно или преимущественно проживает. Н. обязаны: 1) уплачивать законно установленные налоги; 2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена в Н К РФ; 3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; 4) представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете»; 5) представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов; 6) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при и с п о л н е н и и ими служебных о б я з а н ностей; 7) предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренных Н К РФ; 8) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, н е обходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций — и произведенные расходы) и у п лаченные (удержанные) налоги; 9) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах. Н. — организации и индивидуальные предприниматели, помимо указанных обязанностей, обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту учета: об открытии или закрытии счетов — в десятидневный срок; обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях — в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия; о б о всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ, — в срок не п о з д н е е одного месяца со д н я их создания, реорганизации или ликвидации; о б объявлении несостоятельности (банкротства), о ликвидации или реорганизации — в срок не позднее трех д н е й со д н я принятия такого решения; о б изменении своего места нахождения или места жительства — в с р ок не позднее десяти д н е й с момента такого изменения. Н е и с п о л н е н и е или н е н а д л е ж а щ е е и с п о л н е н ие обязанностей п о обеспечению прав Н. влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами. Р.Ф. Захарова

Источник: Юридическая энциклопедия

Налогоплательщик
Действующее законодательство содержит несколько вариантов легального определения понятия "налогоплательщик".
Согласно ст. 19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать налоги.
Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" закрепляет, что плательщиками налогов являются декларант или иные лица, на которых возложена обязанность по уплате налогов в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, международными договорами государств - членов Таможенного союза и настоящим Федеральным законом.
В учебной литературе, как правило, дублируется легальное понятие [5, с. 43; 6, с. 313]. В доктрине налогового и финансового права под налогоплательщиком понимают одну из сторон налогового правоотношения, а именно обязанную сторону [4, с. 78 - 79; 2, с. 29]. Иными словами, налогоплательщик - это лицо, обладающее налоговой правосубъектностью, на которое законом возложена обязанность по уплате конкретного налога самостоятельно и за счет собственных средств, права и законные интересы которого охраняются государством [3, с. 18].
Однако в любом случае налогоплательщиком является либо физическое лицо, либо организация.
В соответствии со ст. 11 Налогового кодекса РФ физические лица - граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Тем самым налоговое законодательство придерживается традиционного для российской правовой доктрины подхода к пониманию физического лица.
Для получения статуса налогоплательщика физическому лицу достаточно обладать лишь правоспособностью, поскольку реализация прав и обязанностей налогоплательщика возможна при помощи законных представителей (родители, опекуны).
С какого возраста физическое лицо становится дееспособным в налоговых отношениях, законодательно не урегулировано. Доктрина налогового и финансового права, исходя из того что физическое лицо приобретает деликтоспособность в возрасте шестнадцати лет, приходит к выводу о возникновении налоговой дееспособности физического лица в том же возрасте.
Гражданство физического лица либо отсутствие такового не имеет юридического значения в целях налогообложения. Правовой статус налогоплательщика напрямую зависит от его связи с государством, взимающим налог, которую принято называть резидентством. В связи с этим физические лица - налогоплательщики делятся на налоговых резидентов РФ и налоговых нерезидентов в зависимости от продолжительности пребывания на ее территории [1].
Возможность физического лица быть плательщиком некоторых налогов зависит от наличия статуса индивидуального предпринимателя, под которыми Налоговый кодекс РФ понимает физических лиц, зарегистрированных в установленном порядке и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, глав крестьянских (фермерских) хозяйств. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них Налоговым кодексом РФ, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.
Организации, в свою очередь, согласно ст. 11 Налогового кодекса РФ, - это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации (далее - иностранные организации).
Иностранные организации в целях налогообложения делятся на организации, имеющие постоянное представительство на территории России и не имеющие такого представительства. Иностранные организации с постоянным представительством состоят на учете в российских налоговых органах и в рамках деятельности их постоянного представительства практически приравнены в правовом статусе к российским организациям.
Иностранные организации, не имеющие постоянного представительства, как правило, не состоят на учете в налоговых органах России и реализуют свой статус налогоплательщика во многом не самостоятельно, а через налогового агента.
Исходя из данного определения, становится очевидно, что понятие "организация" шире по объему, чем понятие "юридическое лицо", за счет включения в него иностранных корпоративных образований, не являющихся юридическими лицами, но обладающих правосубъектностью.
При этом российские корпоративные образования (например, инвестиционное товарищество и консолидированная группа налогоплательщиков), не имеющие статуса юридических лиц, к числу организаций, а соответственно, и налогоплательщиков не относятся.
Законодатель пошел по пути наделения отдельных налогоплательщиков - участников таких объединений особым статусом, наделяющим их дополнительными правами и обязанностями в сфере налогообложения.
Например, обязанность по уплате налогов и сборов, не указанных в п. 1 ст. 24.1 Налогового кодекса РФ, но возникающих в связи с выполнением договора инвестиционного товарищества, возлагается на участника такого договора - управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета.
Кроме того, ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков признается участник консолидированной группы налогоплательщиков, на которого в соответствии с договором о создании консолидированной группы налогоплательщиков возложены обязанности по исчислению и уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков и который в правоотношениях по исчислению и уплате указанного налога осуществляет те же права и несет те же обязанности, что и налогоплательщики налога на прибыль организаций.
Особенностью их статуса является то, что они осуществляют уплату не только своих налогов, но и налогов иных участников корпоративного образования.
Также среди налогоплательщиков своим особым статусом выделяются крупнейшие налогоплательщики. Согласно Приказу ФНС России от 16.05.2007 N ММ-3-06/308 "О внесении изменений в Приказ МНС России от 16.04.2004 N САЭ-3-30/290" критериями отнесения налогоплательщиков к категории крупнейших являются:
- показатели финансово-экономической деятельности за отчетный год из бухгалтерской и налоговой отчетности организации;
- взаимозависимость между организациями [7].
При этом крупнейшие налогоплательщики подразделяются на администрируемых на федеральном уровне и региональном в зависимости от результатов их финансово-экономической деятельности и стратегического значения для государства.
Статус крупнейшего налогоплательщика влечет за собой определенные особенности учета организации и налогового контроля со стороны государства.
Налогоплательщиком является только та организация и то физическое лицо, на которое налоговым законодательством возложена обязанность платить налог. Исходя из ст. 44 Налогового кодекса РФ, обязанность по уплате налога возникает при наличии у налогоплательщика или в его действиях объекта налогообложения.
Поэтому, говоря о правовом статусе налогоплательщика, следует выделять общий правовой статус и статус плательщика конкретного налога. Наличие специального статуса налогоплательщика может выражаться, например, в том, чтобы встать на учет в качестве плательщика конкретного налога (ЕНВД) или поставить на учет объекты налогообложения (налог на игорный бизнес), а также в иных дополнительных обязанностях или правах. Общий статус закреплен в гл. 3 Налогового кодекса РФ, а статус налогоплательщика конкретного налога - в соответствующих главах второй части Налогового кодекса РФ или в ином законе.
Так, в соответствии с Законом РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Аналогичный подход использован и в главах Налогового кодекса РФ, посвященных отдельным налогам.
Список литературы:
1. Балакина А.П. Гражданство и резидентство как элементы правового статуса налогоплательщика // Финансовое право. 2004. N 5. С. 17 - 20.
2. Винницкий Д.В. Субъекты налогового права. М.: Норма, 2000. 192 с.
3. Иванова В.Н. Юридическая конструкция налога как фактор совершенствования налогового законодательства / Под ред. М.В. Сенцовой. Ульяновск: Издательство Тухтаров В.Н., 2009. 352 с.
4. Карасева М.В. Проект НК РФ и новые явления в праве // Хозяйство и право. 1997. N 4. С. 79 - 86.
5. Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций. М., 2001. 360 с.
6. Финансовое право Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В. Карасевой. М.: КНОРУС, 2012. 608 с.
7. О внесении изменений в Приказ МНС России от 16.04.2004 N САЭ-3-30/290: Приказ ФНС России от 16.05.2007 N ММ-3-06/308 // Экономика и жизнь. 2007. N 23.

Источник: 101 термин налогового права. Краткое законодательное и доктринальное толкование.

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
211.84 кб

«Добросовестный» налогоплательщик, как дать оценку и установить критерии понятия

Горшков Е. Г.
In article are considered criteria of the estimation to bona fides and negligence payer taxes. The Broughted analysis of the opinions judicial organ and offers of the author on estimation specified criterion.
Читать PDF
90.02 кб

2002. 02. 041. Цветкови. В. Налогоплательщик в судеб-ном процессе: практ. Пособие по судеб. Защите.

Четвернина А. В.
Читать PDF
1.11 мб

СУЩНОСТЬ И МЕТОДИКА РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА В КОНСТРУКЦИИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК - ГОСУДАРСТВО

Занько Алина Сергеевна
Статья раскрывает первопричины налогового спора через призму правового подхода и теории конфликтологии.
Читать PDF
181.40 кб

Государство-налогоплательщик: о возможном паритете их интересов

Филатова Ирина Ивановна
В статье исследуются вопросы согласования интересов индивида и государства в сфере налоговой системы на различных уровнях взаимодействия.
Читать PDF
60.52 кб

Федеральная налоговая служба письмо от 9 июля 2007г. № ЧД-6-25/536@ о представлении налогоплательщик

Читать PDF
268.21 кб

Налоговый контроль: сущность подхода «Объект контроля - налогоплательщик»

Едронова В.Н., Телегус A.B.
В статье проведен анализ налоговой отчетности и иных сведений, формирующих информационную базу для налогового контроля физических лиц.
Читать PDF
92.62 кб

Национальная премия «Налогоплательщик года - 2008»

4 октября 2008 г. в Москве, в Мариотт Гранд отеле состоится III торжественная церемония награждения Национальной премией «Налогоплательщик года 2008» и приём в честь лауреатов.
Читать PDF
2.90 мб

Эффективная региональная налоговая политика как основа повышения налоговой культуры налогоплательщик

Гаджиев Н.Г., Алклычев А.М.
Статья посвящена вопросам совершенствования региональной налоговой политики в целях повышения уровня налоговой культуры россиян, своевременного и полного исполнения гражданами налоговых обязательств.
Читать PDF
203.33 кб

Налогоплательщик от 14 и старше

Сольский Максим Борисович
В статье рассматривается роль налога на доходы физических лиц (НДФЛ) в общем объеме налоговых поступлений в бюджеты государства в целом и Иркутской области.
Читать PDF
3.99 мб

Взыскание налога (сбора) и пени за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агент

Д.Г. Коровяковский
Читать PDF
3.99 мб

Взыскание налога (сбора) и пени за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агент

Д.Г. Коровяковский
Читать PDF
7.88 мб

Понятие «Недобросовестность налогоплательщика» в практике Конституционного Суда Российской Федерации

Н.В. Воронина
Читать PDF
0.00 байт

Письмо от 24. 07. 2006 № ГВ-6-05/717@ «о применении формы налоговой декларации по ЕСН налогоплатель-

Гусев В. В.
Читать PDF
1.30 мб

Развитие налогового консультирования корпоративных налогоплательшиков

Кобылянский Артем Константинович
Усложнение современного налогового законодательства требует расширения сферы консультационной поддержки, необходимой для исполнения корпоративными бизнес-структурами налоговой обязанности.
Читать PDF
104.87 кб

Спорные вопросы представления налоговой отчетности, проведения проверок и привлечения налогоплательщ

Горшкова Л. Л.
Статья отражает основные подходы, выработанные судебной практикой при разрешении споров между налоговыми органами и налогоплательщиками относительно представления налоговой отчетности, проведения проверок и привлечения налогоплате

Найдено книг по теме — 13

Похожие термины: