НАЛОГОВАЯ ПОЛИЦИЯ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

НАЛОГОВАЯ ПОЛИЦИЯ
см.: Федеральная служба налоговой полиции РФ.

Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь

НАЛОГОВАЯ ПОЛИЦИЯ
в РФ один из видов правоохранительных органов; предупреждают, выявляют, пресекают и расследуют преступления или административные правонарушения в налоговой сфере. Созданы в соответствии с Законом РФ "О федеральных органах налоговой полиции" от 24 июня 1993 г.

Источник: Большой юридический словарь

НАЛОГОВАЯ ПОЛИЦИЯ
в РФ - один из видов правоохранительных органов, государственная организация, призванная способствовать деятельности налоговой инспекции, выявлять предупреждать и пресекать налоговые преступления и правонарушения. Деятельность Н.п. регулируется Налоговым кодексом РФ и Законом РФ "О федеральных органах налоговой полиции" от 24 июня 1993 г. (в части, не противоречащей НК) и рядом других федеральных законов. Общее руководство деятельностью федеральных органов Н. п. и координацию их деятельности осуществляет директор Департамента налоговой полиции Российской Федерации, назначаемый на должность Президентом РФ.

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

НАЛОГОВАЯ ПОЛИЦИЯ
один из видов правоохранительных органов, осуществляющих государственный финансовый контроль. В марте 1992 г. при ГНС РФ было создано Главное управление налоговых расследований (ГУНР). В соответствии с Законом РФ от 24 июня 1993 г. № 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции" была образована Федеральная служба налоговой полиции РФ (ФСНП). Ее задачи: выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений: обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых инспекций, защита их сотрудников от противоправных действий при исполнении служебных обязанностей: предупреждение, выявление, пресечение коррупции в налоговых органах.
В систему органов Н.п. входят: ФСНП: органы ФСНП по республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (управления, отделы) - территориальные органы: органы налоговой полиции районов в городах Москве и Санкт-Петербурге, а также межрайонные отделы управлений, отделов ФСНП - местные органы Н.п. ФСНП возглавляет директор, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ. Он осуществляет общее руководство Н.п. и координирует ее деятельность с другими правоохранительными органами.
Н.п. наделена правами: проводить оперативно-розыскные мероприятия, дознание и предварительное следствие в целях выявления и пресечения налоговых преступлений: осуществлять розыск лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, а также принимать меры по возмещению нанесенного государству ущерба: пользоваться при исполнении служебных обязанностей правами, предоставленными законодательством должностным лицам налоговых органов и агентам валютного контроля: осуществлять (при наличии достаточных данных) проверки налогоплательщиков (в том числе контрольные проверки после проверок, проведенных налоговыми органами) в полном объеме с составлением актов по их результатам. Начальник органа Н.п. или его заместитель: а) принимают решения по актам проверок и по применению соответствующих санкций, а также - в случаях непредоставления документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, - о приостановлении операций налогоплательщиков по счетам в банках и иных кредитных организациях на срок до 1 месяца; б) выносят в качестве предупредительной меры письменные предостережения руководителям, главным бухгалтерам и иным должностным лицам банков и других организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также гражданам (физическим лицам), в которых содержатся требования устранить нарушения законодательства, своевременно и полно уплатить налоги и другие обязательные платежи, представить отчетную и иную документацию в установленные сроки, вести бухгалтерский учет в соответствии с законодательством, а при необходимости - восстановить его за счет собственных средств налогоплательщика, контролируют выполнение этих требований; в) налагают административный арест на имущество юридических и физических лиц и устанавливают порядок последующей реализации этого имущества в случае невыполнения указанными лицами обязанностей по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей; г) осуществляют дознание и предварительное следствие по делам о преступлениях, отнесенных законодательством к ведению федеральных органов налоговой полиции, проводят судебно-экономические и криминалистические экспертизы и т.д.; д) внедряют своих оперативных сотрудников в структуры предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, когда получение необходимой информации о формах и методах сокрытия от налогообложения доходов (прибыли) иными способами невозможно: е) обладают правом выплачивать лицу, предоставившему информацию о налоговом преступлении или нарушении, вознаграждение в размере до 10% от сокрытых сумм налогов, сборов и других обязательных платежей, поступивших в соответствующий бюджет; ж) налагают административный штраф в размере до 100-кратного МРОТ.

Источник: Энциклопедия юриста

НАЛОГОВАЯ ПОЛИЦИЯ
система государственных правоохранительных органов, созданных в 1993 с целью обеспечения экономической безопасности страны в сфере поступления доходов от налогов и сборов. Н.п. прежде всего призвана выявлять, предупреждать и пресекать преступления и административные правонарушения, посягающие на налоговую систему РФ. Для этого она использует в числе прочих и негласные формы деятельности, присущие оперативно-розыскным службам. Именно в этом ее коренное отличие от налоговых органов — Министерства РФ по налогам и сборам и его территориальных подразделений, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах. От других правоохранительных органов Н.п. отличает узкая специализация в сфере налоговых правоотношений. Н.п. решает также задачи обеспечения безопасности сотрудников налоговых органов и выявления, предупреждения и пресечения коррупции в указанных органах. Н.п. создана на основе Главного управления налоговых расследований, образованного в соответствии с Указом Президента РФ от 18 марта 1992 при Госналогслужбе России. В качестве самостоятельного федерального органа исполнительной власти Н.п. существует с 14 июня 1993 под названием Департамент налоговой полиции РФ. Федеральным законом 1995 он переименован в Федеральную службу налоговой полиции РФ (ФСНП России). Сотрудникам Н.п. запрещено работать по совместительству в других организациях, а также заниматься предпринимательской деятельностью, за исключением творческой, научной и педагогической деятельности. Важнейшим нормативным правовым актом, определяющим правовые основы, принципы организации и деятельности, систему и структуру органов Н.п., является Закон РФ от 24 июня 1993 «О федеральных органах налоговой полиции». Правовое положение органов Н.п. регламентируется также НК РФ. Как правоохранительный орган, уполномоченный вести оперативно-розыскную деятельность, Н.п. руководствуется Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» 1995. Н.п. частично наделена полномочиями налоговых органов и агентов валютного контроля. При реализации этих полномочий ее деятельность регламентируется нормативными актами, закрепляющими права и обязанности соответствующих органов. При выполнении своих задач Н.п. становится участником правоотношений в сфере уголовного права и процесса, гражданского права и процесса, административного права. В таких случаях органы Н.п. руководствуются положениями соответствующих кодексов. Кроме того, органы Н.п. должны реа- лизовывать нормы правовых актов субъектов РФ и органов местного самоуправления, принятых в пределах их компетенции. Порядок прохождения службы в органах Н.п. определен Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ в 1993. Н.п. не наделена правом издавать общеобязательные нормативные правовые акты. Правовые акты Н.п. распространяют свое действие только на ее сотрудников. Система органов Н.п. строится на основе принципа централизации и единоначалия и соответствует национально- государственному и административно- территориальному устройству РФ. Эта система имеет три уровня: 1. Федеральная служба налоговой полиции РФ является федеральным органом исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент РФ. Возглавляется Директором, назначаемым на должность Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. В ФСНП России имеется также совещательный орган — коллегия, порядок работы и персональный состав которой определяются Директором и утверждаются Правительством РФ. Структура ФСНП России — наличие в ее составе различных подразделений — определяется характером выполняемых ею функций, различными направлениями деятельности (оперативная работа, обеспечение физической безопасности сотрудников, проведение предварительного следствия по уголовным делам, юридическое обеспечение деятельности и др.). 2. Органы Н.п. республик в составе РФ, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — территориальные органы Н.п. Их руководители назначаются на должность и освобождаются от нее Директором ФСНП России. В этих органах также создаются коллегии. Структура органов Н.п. субъектов РФ соответствует структуре центрального аппарата Федеральной службы. 3. Органы Н.п. районов и городов, межрайонные отделы — местные органы Н.п. Они возглавляются начальниками, которые назначаются руководителями соответствующих территориальных органов. Местные органы Н.п. также состоят из подразделений, выполняющих отдельные функции или их группы, в рамках возложенных на Н.п. задач. Федеральные органы Н.п. составляют единую централизованную систему и не входят в структуру органов исполнительной власти субъектов РФ и исполнительных органов местного самоуправления. Как правоохранительный орган, Н.п. наделена полномочиями, во многом схожими с правами милиции, например: проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения; использовать в случаях, не терпящих отлагательства, средства связи и транспортные средства, принадлежащие предприятиям, учреждениям и организациям или общественным объединениям (кроме средств связи и транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств, международных организаций), для предотвращения налоговых преступлений, преследования и задержания лиц, совершивших налоговые преступления или подозреваемых в их совершении; составлять протоколы об административных правонарушениях в пределах полномочий, предоставленных законодательством федеральным органам Н.п., осуществлять административное задержание и применять другие меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях; осуществлять дознание и предварительное следствие по делам о преступлениях, отнесенных законодательством к ведению федеральных органов Н.п., проводить судебно-экономические и связанные с исследованием документов криминалистические экспертизы; осуществлять учет лиц, предметов и фактов в пределах полномочий федеральных органов Н.п.; хранить, носить и применять табельное огнестрельное оружие, специальные средства (кроме водометов, бронемашин и служебных собак), применять физическую силу в порядке, предусмотренном Законом «О милиции». Вместе с тем органы Н.п. обладают правами, присущими исключительно им: беспрепятственно входить в любые производственные, складские, торговые и иные помещения независимо от форм собственности и места их нахождения, используемые налогоплательщиками для извлечения доходов (прибыли), и обследовать их; в соответствии с компетенцией федеральных органов Н.п. выносить в качестве предупредительной меры письменные предостережения руководителям, главным бухгалтерам и другим должностным лицам банков и других организаций независимо от организационно- правовых форм и форм собственности, а также гражданам (физическим лицам) с требованиями об устранении нарушений законодательства, своевременной и полной уплаты налогов и других обязательных платежей, предоставления отчетной и иной документации в установленные сроки, ведения бухгалтерского учета в соответствии с законодательством, а при необходимости — восстановления бухгалтерского учета за счет собственных средств налогоплательщика, контролировать выполнение этих требований; вызывать с целью получения объяснений, справок, сведений граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства по вопросам, относящимся к компетенции федеральных органов Н.п.; осуществлять при наличии достаточных оснований внедрение своих оперативных сотрудников в структуры предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности в случаях, когда получение иными способами необходимой информации о формах и методах сокрытия от налогообложения доходов (прибыли) невозможно; выплачивать лицу, представившему информацию о налоговом преступлении или нарушении, вознаграждение в размере до 10% сокрытых сумм налогов, сборов и других обязательных платежей, поступивших в соответствующий бюджет. Кроме того, органы Н.п. обладают правом проведения проверок налогоплательщиков, при осуществлении которых сотрудники Н.п. пользуются правами налоговых органов и агентов валютного контроля. При выявлении по результатам таких проверок правонарушений, не содержащих признаков состава преступления, материалы проверки передаются в налоговые органы, а при выявлении нарушений законодательства о валютном регулировании и валютном контроле — в органы валютного контроля. При обнаружении признаков состава преступления, отнесенного к компетенции Н.п., по материалам проверки возбуждается уголовное дело и проводится расследование в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ. При этом к компетенции Н.п. отнесено проведение предварительного следствия по уголовным делам как об уклонении от уплаты налогов, так и по делам об иных видах преступлений в сфере экономической деятельности, преступлений против интересов службы в коммерческих организациях, против общественного порядка и общественной безопасности, против государственной власти, против порядка управления. К таким «смежным» составам преступлений относятся, например, незаконная банковская деятельность, лжепредпринимательство, незаконный оборот драгоценных металлов и драгоценных камней, злоупотребление полномочиями, организация преступного сообщества, получение и дача взятки, служебный подлог и др. Федеральным законом «Об административной ответственности юридических лиц (организаций) и индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» 1999 органы Н.п. уполномочены контролировать соблюдение законодательства в области производства и оборота указанной продукции, а также применять административные взыскания к нарушителям этого законодательства. Контроль и надзор за деятельностью органов Н.п. в пределах своей компетенции осуществляют Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ, Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, а также органы судебной власти. ВА. Мизияин

Источник: Юридическая энциклопедия

Реклама

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF
267.14 кб

Об участии полиции в налоговых проверках

Комлев Виталий Николаевич
Нормативное регулирование деятельности правоохранительных органов еще ранее выразилось в значительном ограничении самостоятельных правомочий милиции в деле расследования налоговых преступлений.
Читать PDF
252.05 кб

Вклад финансовой академии в становление органов налоговой полиции

Авдийский В. И., Кондратьева Е. А.
Читать PDF
8.34 мб

О необходимости восстановления Федеральной службы налоговой полиции России

Поверенов Евгений Васильевич
Статья посвящена предложению восстановления деятельности Федеральной службы налоговой полиции России для укрепления и повышения эффективности деятельности территориальных налоговых органов России.
Читать PDF
412.12 кб

Взаимодействие налоговых, таможенных органов и полиции при осуществлении налогового контроля

Чухнина Галина Яковлевна
В статье рассмотрена процедура и проблемы взаимодействия налоговых, таможенных органов и полиции при проведении мероприятий налогового контроля.
Читать PDF
69.92 кб

96. 03. 039. Михайлов В. А. Уголовно-процессуальная деятельность федеральных огранов налоговой полиц

Ананиан Л. Л.
Читать PDF
465.35 кб

96. 01. 029. Налоговая полиция: учебно-практическое пособие / Грабовский В. Д. , Гришин С. П. , Гуще

Ломакина В. Ф.
Читать PDF
159.04 кб

Возможность моделирования деятельности органов налоговой полиции и направления использования его рез

Песчанских Г. В.
In this article the peculiarities of the tax police organs that help modeling it's work are presented. It is "technological"\ correlation between ordered steps.
Читать PDF
132.85 кб

Взаимодействие налоговых органов и полиции при осуществлении отдельных мероприятий налогового контро

Кондрашов И.Б., Карагодин А.В., Михайликов В.Л.
В статье рассматриваются вопросы совершенствования законодательства в области осуществления совместных мероприятий сотрудников налоговых органов и сотрудников полиции.