ПОЛИЦИЯ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Полиция
(греч. politeia - управление делами государства, управление). Система особых органов надзора и принуждения (правоохранительных органов), а также карательные войска внутреннего назначения в некоторых государствах.

Источник: Энциклопедия правовой мысли. 2018.

ПОЛИЦИЯ
нем. Polizei) - система особых органов по охране общественного порядка и борьбе с преступностью. Расследует некоторые виды правонарушений. В РФ и ряде других стран П. называется милицией, что не соответствует подлинному значению последнего термина. В РФ в 1993 г. создана налоговая полиция.

Источник: Большой юридический словарь

ПОЛИЦИЯ
нем. Polizei) -1) система специальных органов по охране общественного порядка и борьбе с преступностью. П. проводит расследование некоторых видов правонарушений. В РФ и ряде др. стран П. называется милицией, что не соответствует подлинному значению термина "милиция"; 2) военная П. - служба в вооруженных силах ряда государств (США, Великобритания, ФРГ и др.), контролирующая движение на дорогах; осуществляет задержание дезертиров, расследование преступлений и др.; 3) см. НАЛОГОВАЯ ПОЛИЦИЯ.

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

ПОЛИЦИЯ
система государственных органов, призванных обеспечивать охрану общественного порядка, безопасность граждан и общества, предупреждать, выявлять, пресекать и раскрывать преступления и иные правонарушения, а также выполнять некоторые другие функции: регистрацию и выдачу оружия, оказание помощи людям, оказавшимся в ситуациях, угрожающих их жизни, здоровью или имуществу, обеспечение безопасной эксплуатации транспортных средств и т. д. В дореволюционной России и в зарубежных странах П. выполняла и выполняет функции, во многом сходные с функциями российской милиции.
Термин "полиция" в 1993 г. начал возвращаться в Россию - была создана налоговая полиция.(К. Г.)

Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь

Полиция
нем. polizei от греч. politeia и polis — город). 1. Гос. система внутренних органов надзора за обществ, порядком и принуждения; также особые, карательные (внутренние) органы и войска, охраняющие существующий режим в стране. 2. Собират. Лица, служащие в этих органах. 3. В совр. РФ: а) ОВД, кот. фактич. реализует функции полиции; б) ФСНП России, кот. в соотв. с ФЗ об ОРД являлась ОРО, осуществл. ОРД (упразднена в 2003). См. Милиция в России, Полиция царской России. Губанов А.В. Полиция Запада: основы деятельности по охране правопорядка. — М., 1993; Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. — М., 1995. — Т. 3; Правоохранительные органы РФ /Под ред. В.П. Божьева. — М, 1996; Григорьев В.Н., Кучеров И.И. Налоговая полиция: правовое регулирование. — М., 1998; Словарь административного права /Отв. ред. И.Л. Бачило, Н.Г. Салищева, Н.Ю. Хаманева. — М., 1999; Бородин С.С., Иванов П.В., Оськин Ф.Ф. Административная деятельность органов внутренних дел: Словарь терминов и понятий. — СПб., 2000; [14].

Источник: Оперативно-розыскная энциклопедия

ПОЛИЦИЯ
нем; Polizei от греч. politeia - управление государством, администрация) - система особых органов по охране общественного порядка и борьбе с преступностью. П. проводит расследование некоторых видов правонарушений.
Возникновение П. в Европе относится ко второй половине XVII- началу XVIII в. До этого полицейские функции обычно не отделялись от военных и административных.
П. в современных странах делится на централизованную и децентрализованную. Первая представляет собой иерархическую организацию, подчиненную единому руководству, и существует обычно в унитарных странах (например, во Франции. Финляндии). П. второго типа характерна для государств с федеративным устройством. Так, в США П. структурно включает три звена: федеральную П., П. штатов и местную П. Высшей для федеральной П. инстанцией является Федеральное бюро расследований (ФБР), входящее в систему Министерства юстиции. Кроме ФБР в систему федеральной П.входят: а) секретная служба, ведающая охраной высших государственных учреждений, президента. иностранных представительств и ряда других объектов; б) Федеральное бюро по борьбе с наркотиками; в) Федеральное иммиграционное бюро; г) П. по охране национальных парков; д) П. по охране мостов и туннелей; е)П. федерального агентства авиации. Имеются и другие службы, в том числе военная П.. действующая везде, где присутствуют американские войска. В П. штатов также входят различные структуры, подчиняется она непосредственно губернатору штата, при котором существует специальное ведомство. Местная П. включает формирования городов и графств. В США, так же как и в некоторых других зарубежных государствах, существует институт частной П., на которую возлагается задача охраны крупных промышленных, транспортных, торговых и иных предприятий, офисных центров, объектов недвижимости состоятельных лиц. Всего действует более 40 тыс. самостоятельных полицейских подразделений.
В Великобритании фактическое руководство полицейскими силами осуществляет министр внутренних дел. По закону о П. 1964 г. он наделен правом объединять полицейские формирования, определять размер субсидий органам местного самоуправления для содержания П. Полномочия английской П. неуклонно расширялись на протяжении всего XX в.

Источник: Энциклопедия юриста

ПОЛИЦИЯ
система особых органов государственного управления в эксплуататорских государствах, осуществляющих в интересах господствующих классов охрану буржуазного государства и установленных им порядков и действующих методами прямого принуждения и террора в отношении трудящихся. П. – одно из наиболее жестоких орудий государственного принуждения в руках эксплуататоров. Различают т. н. «политическую полицию» («тайная полиция», «полиция государственной безопасности», «политический сыск» и т. д.), осуществляющую расправу с лицами, ведущими борьбу против установленного в данном капиталистическом государстве режима, и т. н. «общую полицию» («криминальная полиция», «полиция порядка», «уголовный сыск» и т. д.), поддерживающую угодный правящим классам общественный порядок и ведущую борьбу с общеуголов-ной преступностью. Для современных империалистических государств характерно сращивание обоих видов полиции. Так, в гитлеровской Германии все виды полиции входили в т. н. «Ведомство имперской безопасности». Тайная П. («гестапо» и служба осведомления «СД») и т. н. «криминальная полиция» («крипе») являлись отделами этого ведомства. В США Федеральное бюро расследований (ФБР) также объединяет политический и общеуголовный сыск. Характерным для США является сращивание органов юстиции с полицейским аппаратом: ФБР входит не в систему министерства внутренних дел (куда входят полицейские органы в большинстве капиталистических государств), а в систему министерства юстиции. Под руководством министра юстиции ФБР выступает в качестве исполнителя наиболее реакционных мероприятий американской империалистической буржуазии, осуществляющей террористическую расправу с прогрессивно-демократическими деятелями. В 20-х гг., напр., под руководством крайнего реакционера министра юстиции Пальмера ФБР произвело тысячи незаконных арестов, объявив «крестовый поход» против «красной опасности», а американские суды я прокуратура полностью поддержали эту кампанию полицейского террора против прогрессивных деятелей. То же происходит и в наст, время, когда ФБР совместно с федеральными судами и прокуратурой проводит массовые террористические мероприятия против прогрессивных деятелей, используя для этой цели реакционные законы Маккарэна – Вуда и Смита. Полицейский характер американской юстиции полностью проявился на процессе 11 руководителей американской компартии. Обвинение «основывалось» на показаниях 13 свидетелей, 12 из которых являлись штатными агентами ФБР или его негласными сотрудниками.
Для П. современных капиталистических государств характерво также объединение полицейского аппарата с т. н. «охранными» террористическими организациями, создаваемыми буржуазией для подавления сопротивления эксплуатируемых, и с «частными детективными агентствами», целиком состоящими на службе у монополий.
Американская П. (федеральная и П. отдельных штатов) связана с крайне реакционными организациями американской буржуазии – Ку-Клукс-Кланом, «Американским легионом» и т. д. Форд на своих заводах в Детройте создал специальный аппарат охраны и осведомления. Хотя формально этот аппарат и не облечен такими правами, как государственная П. США, фактически же он является полицейским аппаратом со специальной секретной службой осведомления, непосредственно связанным с официальным государственным полицейским аппаратом. Такие же службы созданы всеми крупными американскими монополистическими объединениями.
Для современных империалистических государств характерно усиление полицейского аппарата, увеличение его численности, проникновение П. во все отрасли государственной и общественной жизни, широкое применение террористических методов полицейской деятельности. Так, в 1951 г. ФБР насчитывало, по минимальным данным, многотысячную армию штатных агентов (не считая негласных осведомителей, т. н. «друзей ФБР»). В 1948 г. в картотеке ФБР находилось 113 млн. дактилоскопических карточек. Таким образом, все взрослое население США взято на дактилоскопический учет американской охранки.
Для полицейских методов характерно попрание элементарных прав личности.

Источник: Советский юридический словарь

ПОЛИЦИЯ
в России в первой четверти 18 в. В этом значении официально рассматривалась до начала 20 в. Внутреннее государственное управление регулировалось полицейским правом, которое в конце 19 — начале 20 в. постепенно заменялось административным правом. Обычно термин «П.» обозначает совокупность учреждений, должностных лиц и военизированных отрядов, предназначенных для поддержания общественного порядка и борьбы с преступностью, принуждения к исполнению государственных велений, обеспечения безопасности населения (общая полиция) и защиты общественного и государственного строя, политических деяний и учреждений, государственной безопасности (политическая П., политический сыск). В древнейшее время общеполицейские функции исполняли княжеская дружина и различные органы управления, землевладельцы и вотчинная администрация, органы городского и сельского общинного самоуправления, сотские, пятидесятские и десятские из местного населения. В охране общественного порядка широко использовались расквартированные в городах воинские части, особенно подразделения стрельцов, которые выступали в основном как полицейская сила. Полицейско-судебными органами были в основном губные избы. Общая регулярная П. в России начала создаваться с внедрением термина «П.» с мая 1718, когда в Петербурге была учреждена должность генерал-полицмейстера. В 30-е гг. в периферийных городах создавались полицмейстерские конторы во главе с полицмейстерами. В результате образовалась единая, строго централизованная, подчиненная через генерал-полицмейстера непосредственно высшим органам государственной власти (императору, Сенату, Верховному тайному совету, кабинету министров), административно-правоохранительная система в городах. В середине 18 в. организация общей полиции в городах не была стабильной; централизованное руководство ею сменялось децентрализованным и наоборот. В целом, П. расширялась, усложнялась ее структура. Наряду с общегосударственной создавалась ведомственная П. (например при горнозаводских управлениях на Урале и в Туле). В 1775 была учреждена на регулярной основе сельская («земская») полиция, «нижние земские суды» — административно-полицейские учреждения в уездах; тогда же в городах была введена должность городничего с административно-полицейскими функциями. Полицейская реформа Екатерины II (Учреждения для управления губерний Всероссийской империи) была завершена созданием Устава благочиния 1782, в городах созданы управы благочиния во главе с городничими, обер-комендантами и комендантами. В столичных городах над управами благочиния ставились назначаемые императорской властью обер-полицмейстеры. Города делились на части, в каждой из которых должно было находиться от 200 до 700 дворов, части — на кварталы (по 50—100 дворов), в которых определялись частные приставы (с воинскими командами и служителями) и квартальные надзиратели с квартальными поручиками. Городничие назначались Сенатом (по представлению наместников), прочие п о лицейские чиновники — местными органами власти. Нижние земские суды и управы благочиния были подчинены губернским (наместническим) правлениям. В начале 19 в. управление П. было централизован о — и городская, и земская П. подчинялись Министерству внутренних дел (в 1810—1819 — Министерству полиции), где имелся департамент П. Полицейская реформа, начатая в 1859, окончательно утвердилась в 1862 с принятием «Временных правил об устройстве полиции в городах и уездах губернии». Создавались единые уездные полицейские управления во главе с уездными исправниками. В губернских и иных крупных городах сохранялась обособленная городская П., вводился вольный найм на службу. В 1878 были учреждены должности полицейских урядников, которые подчинялись становым приставам. В сельской местности сохранялись выбираемые жителями сотские и десятские, подчиненные урядникам. Основными территориальными подразделениями в столицах были участки, которые делились на околотки (по 3—4 тыс. населения), полицейские функции в которых исполняли околоточные надзиратели, которым подчинялись городовые постовой службы и дворники, наделенные некоторыми полицейскими функциями. Компетенция общей регулярной П. была первоначально чрезвычайно широкой: полицмейстерские канцелярии и конторы были, по сути, органами общего управления в городах. Однако постепенно хозяйственно- организаторские функции П. сужались, ее деятельность все более сосредоточивалась на охране общественного порядка и безопасности. В 1775—1782 была существенно ограничена, а в 1864 изъята вообще из полномочий П. судебная деятельность. Политико- полицейские функции с 1697 по 1729 осуществлял Преображенский приказ, с 1718 п о 1726 — Тайная канцелярия, с 1731 по 1762 — Канцелярия тайных розыскных дел, с 1762 по 1801 — Тайная экспедиция при Сенате, а также — непосредственно Сенат, Верховный тайный совет, кабинет министров и другие органы власти. В 1826 было создано Третье отделение Собственной Его императорского величества канцелярии, которое стало «высшей П.» в империи (его исполнительными структурами были подразделения жандармерии). Во второй половине 19 в. в столичных городах создаются охранные отделения как органы политического сыска, и сыскные отделения для оперативно-розыскной работы и проведения дознания по общеуголовным преступлениям. К 1917 районные охранные отделения были в 26 городах. В марте 1917 департамент П. был упразднен. Лит.: Сизиков М.Н. История полиции России (1718— 1917 гг.). Вып. 1. Становление и развитие общей регулярной полиции в России XVIII века. М., 1982; Сизиков М.И., Борисов А. В., Скрипилев Е.А. История полиции России (1917—1918 гг.). Вып. 2. Полиция Российской империи в XIX — начале XX веков. М., 1992; Органы и войска МВД России: Краткий исторический очерк. М., 1996; История полиции дореволюционной России. М., 1992; Мулукаева Р.С. Полиция в России (IX - нач. XX в.). Нижний Новгород, 1993. М.И. Сизиков

Источник: Юридическая энциклопедия

Реклама

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
173.85 кб

Современная муниципальная полиция Франции (1995-2008 гг.)

Андреева Ирина Анатольевна
В статье рассматриваются основные тенденции и проблемы развития современной муниципальной полиции Франции в контексте возрастающей роли местных органов власти в сфере охраны общественного порядка и выработки новых подходов к обесп
Читать PDF
276.10 кб

Муниципальная полиция Франции: от «муниципальной революции» 1789 г. до «огосударствления» 1941 г.

Андреева Ирина Анатольевна
В статье рассматриваются основные проблемы развития муниципальной полиции Франции, являющейся наряду с национальной полицией и жандармерией составной частью ее современной полицейской системы.
Читать PDF
96.35 кб

Всероссийская научно-практическая конференция «Полиция - новый институт современной государственной

Макарова Елена Григорьевна
Читать PDF
180.02 кб

Современная Российская полиция: проблемы преемственности развития

Калинин В. Н., Чувилкин К. В.
Приводится анализ Федерального закона «О полиции», вступившего в силу с 1 марта 2011 г., причин его принятия, исторической ретроспективы деятельности полиции в России.
Читать PDF
296.42 кб

Российская полиция: историко-правовой анализ

Румянцев Н. В.
В статье рассматривается история возникновения и становления МВД России и российской полиции.
Читать PDF
180.08 кб

Полиция Норвегии: краткий исторический очерк

Васьков М. Ю., Садыкова М. А.
Проводится исторический анализ института полиции в Норвегии.
Читать PDF
170.72 кб

Круглый стол «Полиция. Предварительные итоги реформирования и перспективы»

Кабиров Д. Э.
Читать PDF
107.97 кб

Полиция и общество в Российской Империи начала XX века

Петров Александр Васильевич, Девятов Виктор Юрьевич
Рассматриваются государственная политика Российской Империи в сфере охраны общественного порядка, взаимоотношения полиции и общества, отношение населения к органам общей и политической полиции.
Читать PDF
285.35 кб

Полиция и население: европейские стандарты и российское законодательство

Руденко В. В.
В статье рассматривается характер взаимоотношений полиции и населения с точки зрения европейских стандартов полицейской деятельности и российского законодательства, дается тщательный анализ европейских и внутригосударственных акто
Читать PDF
666.40 кб

Гражданская полиция Индии, ее организация и управление

Ходатенко Е. Н.
Изучаются правовые основы функционирования гражданской полиции Индии, рассматривается ее организационно-управленческая структура.
Читать PDF
109.59 кб

Полиция стран Бенилюкса: положительный опыт требует изучения

Кислухин Владимир Александрович
Статья посвящена вопросам правового регулирования совместной деятельности полиции государств Бенилюкса в борьбе с преступностью.
Читать PDF
357.29 кб

Муниципальная полиция Франции: проблемы определения правового статуса и места в государственной поли

Болотина Елена Валентиновна
Читать PDF
0.00 байт

Становление и развитие юридической конструкции «Административная полиция» во французском праве

Андреева Ирина Анатольевна
Читать PDF
0.00 байт

Полиция как структурно-функциональный элемент государственно-правового механизма предотвращения и пр

Ляшко А. В.
Читать PDF
103.17 кб

Полиция и конфиденциальная информация

Ершов Максим Александрович
В статье раскрывается определение конфиденциальной информации. Проводится анализ нормы Федерального закона «О полиции», регламентирующей порядок доступа полиции к конфиденциальной информации.

Похожие термины:

  • Полиция царской России

    Гос. система внутренних органов надзора за обществ. порядком и принуждения, а также защиты гос. строя. Традиционно в П.ц.Р. выделяют полит, полицию и общую, кот. включает сыскную (общеуг.) полицию. П.ц.
  • НАЛОГОВАЯ ПОЛИЦИЯ

    см.: Федеральная служба налоговой полиции РФ.
  • ПОЛИЦИЯ РФ

    система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоп
  • Политическая полиция в России

    Гос. органы (отдельные подразделения гос. органа), предназначенные обеспечивать внутреннюю безопасность гос-ва. Периодизация функц-ния П.п. Выделяют три основных п-да в становлении и развитии П.п.: 1
  • ПОЛИЦИЯ ВОЕННАЯ

    служба в вооруженных силах некоторых государств (в США, Великобритании, Германии и др.), контролирующая движение на дорогах; задерживает дезертиров, расследует воинские преступления и др.
  • Временные правила об устройстве полиции в городах и уездах империи , 1862 г.,

    указ Александра II , реформировавший полицейский аппарат на местах. Созданы уездные полицейские управления во главе с уездными исправниками. Городские полицейские управления возглавлены полицме
  • Об устройстве секретной полиции в империи , 1883 г.,

    положение, на основании которого в наиболее крупных городах создавались розыскные (охранные отделения).
  • Использование метода мета-модели в деятельности полиции

    Мета-модель разработана в рамках нейролингвистического программирования. Неролингвистическое программирование служит для того, чтобы научить слушающего человека обращать внимание на формы ком
  • ДЕПАРТАМЕНТ ПОЛИЦИИ

    см. Департамент полиции.
  • Деятельности налоговой полиции психологические особенности

    Психологические особенности присущие ДНП представляют собой специфичные для нее субъективные явления и проблемы. Образованная недавно (в 1993 году) прежде всего для выявления, предупреждения и пре
  • Департамент полиции МВД

    Центральный орган полит, полиции и уг. сыска в Рос. империи. Образован указом императора Александра II 6 авг. 1880 в составе МВД после упразднения Третьего отделения (Собственной его императорского ве
  • Федеральные органы налоговой полиции

    Федеральные органы налоговой полиции являются централизованной системой органов налоговой полиции с подотчетностью нижестоящих органов вышестоящим органам и Директору Федеральной службы нал
  • О ПОЛИЦИИ Федеральный закон

    от 7 февраля 2011 № 3-ФЗ. Содержит 11 глав и 56 статей, в которых закреплено большое количество норм, принципов и понятий профессиональной морали сотрудников ОВД. Особенно в этом смысле выделяются 2 и 5 г
  • СОТРУДНИК ПОЛИЦИИ РФ

    – гражданин РФ, который осуществляет деятельность на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел и которому в установленном порядке присвоено специальное звание, пред
  • ЗАДАЧИ ПОЛИЦИИ РФ

    обеспечение безопасности личности; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; выявление и раскрытие преступлений; охрана общественного порядка и обеспечение о
  • Федеральная служба налоговой полиции как оперативно-розыскной орган

    1. Разновидность гос. органа обеспечения безопасности РФ. 2. Система опер, подразделений и соотв. должн. лиц центрального аппарата (федер. служба) и федер. органов налоговой полиции (прежде всего опер
  • ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ РФ

    один из правоохранительных органов, призванных участвовать в обеспечении экономической безопасности Российской Федерации. Задачами ФСНП РФ являются: выявление, предупреждение и пресечение в со
  • Имидж и престиж полиции

    В развитых зарубежных странах проблема создания нужного имиджа полицейских (от англ. image – образ,- внешний образ, характеризующий определенный социальный тип личности, несущий отпечаток професси
  • Концепции личности руководителя в полиции США

    Современная теория социального управления в США придает важное значение личности руководителя. Определяющими считаются качества и способности, которые обеспечивали бы авторитарное влияния его
  • Обязанности полиции

    это юридически закрепленные необходимость, вид и мера должного или требуемого поведения, предусмотренные федеральным законодательством Российской Федерации и международными договорами как орг